Заседание № 157
О проекте федерального закона № 452608-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения порядка отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
15-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад Александра Сергеевича Грибова. Пожалуйста, Александр Сергеевич. ГРИБОВ А. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поддержать позицию комитета и принять проект закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам от фракций кто-то хотел бы высказаться? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Синельщиков Юрий Петрович, фракция КПРФ, пожалуйста. Подготовиться Марданшину Рафаэлю Мирхатимовичу. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция не будет поддерживать этот законопроект, из-за того что он просто-напросто не нужен. Первое. Мы должны иметь в виду, что суды всегда будут давать согласие на то, чтобы отменять постановление о прекращении уголовного дела. Я напомню, в законопроекте идёт речь о том, что на те постановления, на те решения, которые выносятся для отмены постановления о прекращении уголовного дела через год после его прекращения, должно быть получено судебное согласие. Так вот, суды всегда будут давать такое согласие. Почему? Да потому, что для того, чтобы отказать, судья должен иметь материалы уголовного дела, он должен их изучить. А изучать он их, во-первых, не будет, даже если ему дело и представят, он не обязан этого делать. Во-вторых, ему никто дело не представит, ибо уголовное дело ему не обязаны представлять, а представляют ему... как здесь написано: "К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства". В материалах всегда будут те документы, которые подтверждают обоснованность ходатайства об отмене постановления о прекращении дела, поэтому в 100 процентах случаев судьи будут принимать положительное решение. Если есть другое мнение - у нас сто юристов сидит в зале, - расскажите, спрогнозируйте такие ситуации, которые позволили бы судье принять иное решение. Второе. Это будет ущемлять интересы потерпевшего. Да, решение будет принято в его интересах, но ему надо будет прийти в суд, ему, скорее всего, надо будет заключить соглашение с адвокатом, с юристом. То есть это определённое ущемление его интересов, это утяжеляет для него прохождение процесса. Третье. Происходит существенное усложнение досудебной стадии. Это усложнение для прокурора и руководителя следственного органа, это дополнительная работа для суда, повторяю, ненужная работа, это дополнительная работа для следователя, который будет готовить материалы. Я очень сомневаюсь, что вообще цель нашего законопроекта была именно в том, чтобы усложнить работу следователя. Я вспоминаю ситуацию, когда много лет назад был принят Уголовно-процессуальный кодекс в ныне существующем виде. Я собрал следователей Москвы, и мы пригласили отсюда законодателей, чтобы они нам разъяснили, зачем приняли такой сложный процессуальный кодекс, так тогда один из законодателей, один из депутатов сказал: "А мы приняли сложный Уголовно-процессуальный кодекс для того, чтобы у следователей не было времени для ареста людей". Понимаете, выбить следователя из колеи - вот для чего! Наверное, для того же был подготовлен и принимается и этот законопроект. Мы ни в коем случае поддерживать не будем, призываем и других не голосовать за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Марданшин Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, которым предполагается установить ограничение для повторного возбуждения уголовного дела. Данный законопроект направлен в том числе на реализацию положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Дело в том, что в настоящий момент при прекращении уголовного дела лицо не может чувствовать себя окончательно оправданным, поскольку отсутствует срок для отмены прокурором постановления о прекращении уголовного дела, - получается, такое лицо постоянно находится как бы на крючке, и через несколько лет, и спустя многие годы может возобновиться это расследование, и это зачастую используется как мера давления на человека на протяжении многих лет. Представленным законопроектом данная коллизия разрешается, так как устанавливается конкретный срок - один год, на протяжении которого у прокурора или у руководителя следственного органа есть полномочие по отмене решения, а в дальнейшем отменить такое решение сможет только суд, предоставив прокурору или руководителю следственного органа соответствующее разрешение на основании их ходатайства. И конечно, я не совсем согласен с тем, что сказал Юрий Петрович, что суд всегда будет идти на поводу, всегда будет давать это разрешение, потому что такое ходатайство необходимо будет обосновывать вновь появившимися обстоятельствами, доказательствами, а лицо, в отношении которого уголовное дело было прекращено, будет вправе участвовать в судебном заседании и излагать свою позицию. Таким образом, законопроект, которым уточняется порядок отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, позволит гарантировать эффективную государственную, в том числе судебную, защиту от незаконного и необоснованного возобновления уголовного преследования. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", третье чтение, 15-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 07 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 152
О проекте федерального закона № 452608-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения порядка отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования; принят в первом чтении 10 июля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения порядка отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Александр Сергеевич Грибов. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении поступило пять поправок: четыре поправки комитет рекомендует к принятию - они сведены в таблицу № 1, и одну поправку комитет рекомендует отклонить - она в таблице № 2. Прошу поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 53 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 19 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел.32,7 % Результат: принято Принимается. Коллеги, ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 44 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно.
Заседание № 130
О проекте федерального закона № 452608-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения порядка отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения порядка отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра юстиции Юрия Сергеевича Любимова. Пожалуйста. ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот проект закона подготовлен нами в целях реализации постановления Конституционного Суда от 14 ноября 2017 года № 28-П. Указанным постановлением признана не соответствующей Конституции Российской Федерации часть первая статьи 214 УПК в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в ней положение во взаимосвязи с пунктом 3 части второй статьи 133 УПК позволяет прокурору в течение неопределённого срока отменять вынесенное по реабилитирующим основаниям постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования без предоставления лицу, в отношении которого оно вынесено, эффективных гарантий защиты, включая судебную, от незаконного и необоснованного возобновления уголовного преследования. При этом Конституционный Суд предписал внести в УПК необходимые изменения, с тем чтобы гарантировать эффективную государственную, в том числе судебную, защиту от незаконного и необоснованного возобновления уголовного преследования и от ограничения права на возмещение вреда лицу, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование прекращено на досудебной стадии уголовного процесса по реабилитирующим основаниям, но при этом не допускать ситуацию, при которой (по крайней мере, в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности) исключалась бы возможность отмены принятого на досудебной стадии постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования лица, если выявились новые сведения о его виновности в совершении преступления и, соответственно, такая отмена необходима для восстановления справедливости и предупреждения совершения новых преступлений. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда в законопроекте предлагается установить годичный срок, в течение которого прокурор или руководитель следственного органа вправе отменить постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования. По истечении же одного года такая отмена допускается только на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьями 125, 125-1 и 214-1 УПК. Также предусматривается дополнение УПК новой статьёй - статьёй 214-1, регламентирующей судебный порядок получения прокурором или руководителем следственного органа разрешения на отмену постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования. Кроме того, вносятся корреспондирующие изменения в статьи 29, 37 и 39 УПК в части, касающейся наделения суда, прокурора и руководителя следственного органа соответствующими полномочиями. Проект закона согласован с заинтересованными государственными органами. Прошу вас, уважаемые коллеги, его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как уже отметил в своём докладе Юрий Сергеевич, данный законопроект подготовлен в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации. Предполагается в статье 214 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установить годичный срок, в течение которого прокурор или руководитель следственного органа вправе отменить постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, при этом по истечении одного года такого рода отмена возможна только по решению суда. Кроме того, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить новой статьёй - статьёй 214-1, предусматривающей судебный порядок получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования. В законопроекте также предлагается внести в статьи 29, 37, 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изменения, предоставляющие суду, прокурору и руководителю следственного органа соответствующие полномочия. Комитетом концепция законопроекта поддерживается, поскольку его принятие позволит гарантировать эффективную государственную, в том числе судебную, защиту от незаконного и необоснованного возобновления уголовного преследования и от ограничения права на возмещение вреда лицу, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование прекращено на досудебной стадии уголовного процесса, но в то же время не допускать ситуации, при которой исключалась бы возможность отмены принятого на досудебной стадии постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования лица, если выявились новые сведения о его виновности в совершении преступления. Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает, как я уже сказал, концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Торощин Игорь Андреевич, пожалуйста. ТОРОЩИН И. А. Уважаемый Юрий Сергеевич, в нашей стране давно уже сложилась практика фактически полного согласия судов со всеми доводами, действиями и решениями органов следствия и прокуратуры, об этом говорят и цифры. Допустим, в СССР ещё при Сталине, в 1938 году, было 13,4 процента оправдательных приговоров, сегодня у нас не набирается и одного процента. Что могут изменить в этом отношении предлагаемые вами изменения в закон, а именно введение процедуры возобновления рассмотрения дел по решению суда? В законопроекте не определены и не формализованы критерии, которыми будет руководствоваться суд при даче разрешения на возобновление рассмотрения уголовного дела, иначе говоря, где гарантия того, что необоснованность возобновления уголовного преследования будет исключена? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое за вопрос, уважаемый Игорь Андреевич. Вопрос хороший и действительно правильный. Ну, мы здесь следовали логике Конституционного Суда - ровно в той мере, в какой КС нам предписал, мы это решение и реализовали, ни больше ни меньше, но я согласен с вами в том, что, конечно, проблема существует, проблема важная. Здесь мы не вводили никаких дополнительных критериев для суда, для того чтобы максимально развязать суду руки, так сказать, в плане возможности принятия наиболее гуманного решения в отношении подследственного. Если бы появились дополнительные критерии, это, во-первых, не соответствовало бы решению Конституционного Суда, во-вторых, вводило бы дополнительное ограничение в плане возможности отмены такого постановления. Мы здесь наиболее широкий подход избрали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Юрий Сергеевич, мы понимаем, что неспроста Конституционный Суд принял такое решение, видимо, эта проблема довольно массовая. Но даже после того, как было вынесено решение Конституционного Суда, было много случаев отмены прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, причём в срок больше года. Есть ли у вас такая статистика? Ведь это же работники прокуратуры делали - какова реакция Генеральной прокуратуры по этому поводу? Ну это же очевидное нарушение - даже при наличии решения Конституционного Суда такая практика продолжалась! Вы вынуждены вносить поправки в закон, хотя, мне кажется, сотрудники прокуратуры могли бы уже руководствоваться решением суда. ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, уважаемый Валерий Карлович, за вопрос, он тоже, мне кажется, очень правильный. Ну, у нас нормы Уголовно-процессуального кодекса, которые облегчают положение гражданина, имеют обратную силу, поэтому я думаю, что вот эти незаконные решения, на которые вы совершенно справедливо указали, могут быть отменены уже на основании вот этого закона в случае его принятия. Если нужно что-то в тексте подкорректировать в этой части, может быть, предусмотреть отдельную норму для тех граждан, которые, так сказать, попали вот в этот период - между решением суда и принятием закона, то мы готовы в этой части доработать. Мне кажется, это совершенно справедливое замечание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Гартунг, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция, естественно, поддерживает принятие этого закона. Более того, мы хотели бы, чтобы практика, которая сейчас существует, - правоприменительная практика многократной отмены оправдательных решений, отмены прекращения уголовного преследования граждан по реабилитирующим основаниям... Сейчас бывает, что это многократно продлевается, и это фактически лишает гражданина права на реабилитацию. Мой вопрос был именно с этим связан, мы хотели бы, чтобы Минюст проанализировал эту практику и чтобы была дана правовая оценка действиям тех прокуроров, которые принимали такого рода решения, многократно, скажем так, возвращаясь к уголовному преследованию гражданина, - вот этого хотелось бы. Ну и естественно, возникает вопрос: почему за период с 14 ноября, когда состоялось решение Конституционного Суда, до нынешнего времени, когда мы в первом чтении рассматриваем законопроект, эта практика продолжалась, было много таких случаев, но никакой реакции Генеральной прокуратуры по этому поводу не было? Я задавал вопрос: есть ли у вас статистика и какова реакция Генеральной прокуратуры? К сожалению, я не услышал ответа. Мне бы хотелось, чтобы при подготовке этого законопроекта ко второму чтению мы такую статистику получили, и хотелось бы понимать, какова правоприменительная практика и как Генеральная прокуратура на это отреагировала. Естественно, мы поддержим закон и призываем всех последовать нашему примеру. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марданшин Рафаэль Мирхатимович, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотел бы выступить и от фракции и сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект, который направлен на реализацию положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Дело в том, что в настоящий момент при прекращении уголовного дела лицо, в отношении которого прекращено уголовное дело, не может чувствовать себя окончательно оправданным, поскольку отсутствует срок для отмены прокурором постановления о прекращении уголовного дела. Таким образом, и через несколько лет может возобновиться расследование, и это используется как мера давления на человека на протяжении вот этих многих лет. Представленным законопроектом устраняется данная коллизия, так как устанавливается конкретный срок в один год, на протяжении которого полномочия по отмене решения есть у прокурора или у руководителя следственного органа, а в дальнейшем отменить такое решение сможет только суд, предоставив прокурору или руководителю следственного органа соответствующие разрешения на основании их ходатайств. При этом такое ходатайство необходимо будет обосновывать вновь появившимися обстоятельствами, доказательствами, а лицо, в отношении которого уголовное дело было прекращено, будет вправе участвовать в судебном заседании и изложить свою позицию. Таким образом, содержащийся в представленном законопроекте порядок отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования позволит гарантировать эффективную государственную, в том числе судебную, защиту от незаконного и необоснованного возобновления уголовного преследования, в связи с чем фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Нет. Докладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения порядка отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 55 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Принимается.