Заседание № 31

25.06.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 452244-4 "О внесении изменения в статью 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и чёрных металлов и их отчуждения; внесён депутатами Государственной Думы А. А. Козерадским, В. А. Стальмаховым, А. Е. Хинштейном и депутатами Государственной Думы четвёртого созыва А. Н. Косариковым, Л. И. Тяном).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7658 по 8037 из 8613
Я приглашаю на трибуну депутата Гильмутдинова, который будет докладывать по     
пункту 30.1. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях". Обращаю ваше         
внимание, что таких законопроектов с аналогичным названием, за исключением      
пункта 30.4, где ещё упоминаются две статьи кодекса, у нас шесть штук,          
альтернативных законопроектов. А, нет, и в пункте 30.6 статья 14.26             
упоминается в названии, в неё предлагаются изменения, но об этом скажет в       
своём содокладе Александр Петрович Москалец.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Ильдар Ирекович.                                                    
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Как           
известно, количество правонарушений в области заготовки и переработки лома и    
отходов цветных и чёрных металлов не снижается, они совершаются практически     
во всех субъектах Российской Федерации. Они наносят вред не только экономике    
страны, но и существенно ущемляют права и интересы граждан. Как показывает      
практика, в основе таких правонарушений в основном лежат нарушения субъектами   
предпринимательства и гражданами правил приёма, учёта и хранения лома и         
отходов цветных и чёрных металлов.                                              
                                                                                
На наш взгляд, общественный вред и распространённость таких правонарушений,     
безусловно, требуют адекватного реагирования законодательных органов и          
принятия необходимых мер по их пресечению. Для этого проектом закона и          
предлагается в Кодексе Российской Федерации об административных                 
правонарушениях предусмотреть увеличение штрафных санкций за правонарушения в   
этой сфере как для граждан, так и для должностных и юридических лиц, а при      
повторном нарушении установленных правил приёма металлолома - приостановление   
деятельности приёмных пунктов на срок до девяноста суток (это сегодня           
отсутствует в административном кодексе) с конфискацией предметов                
административного правонарушения. Эти меры в дальнейшем позволят                
лицензирующему органу рассматривать вопросы аннулирования лицензии на этот      
вид деятельности.                                                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, данная законодательная инициатива поддерживается            
большинством субъектов Российской Федерации. Имеющиеся замечания, указанные в   
заключении профильного комитета на данный проект закона, могут быть, на наш     
взгляд, учтены в ходе его подготовки ко второму чтению. Поэтому прошу вас       
инициативу парламента Республики Татарстан, данный проект закона поддержать и   
принять его в первом чтении.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обращаю ваше внимание, что по пунктам 30.2,      
30.3, 30.4, 30.5 и 30.6 есть письменные обращения субъектов инициативы,         
авторов с просьбой рассмотреть данные законопроекты без их участия. Поэтому я   
приглашаю на трибуну представителя комитета: Александр Петрович Москалец        
сделает содоклад по всем шести законопроектам от имени профильного комитета.    
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В связи с тем      
что при пакетном рассмотрении законопроектов иногда возникают вопросы об        
обоснованности признания их альтернативными, я начну коротко доклад именно с    
этого.                                                                          
                                                                                
Все шесть рассматриваемых сегодня законопроектов имеют своей целью изменить     
направление повышения санкций статьи 14.26 Кодекса об административных          
правонарушениях, а некоторые законопроекты предлагают ещё и собственные         
решения, изменения и в другие статьи - статьи 14.1 и 3.5 этого же кодекса.      
Главная тема всех законопроектов - это усиление ответственности за нарушение    
правил обращения с ломом и отходами цветных и чёрных металлов и их              
отчуждения. При этом в качестве основного обоснования указано распространение   
(заметьте, распространение) хищения металла и изделий из него, хотя тут же      
должен отметить, что ответственность за кражу и другие виды хищения             
определяется статьёй 7.27 Кодекса об административных правонарушениях - и мы    
с вами недавно, кстати, здесь рассмотрели закон и значительно усилили           
штрафные санкции за это, - а также ещё и целым набором статей Уголовного        
кодекса Российской Федерации.                                                   
                                                                                
А вообще, к сожалению, мы должны отметить отсутствие во всех законопроектах     
факторов, влияющих на выработку позитивного восприятия этих законодательных     
предложений. И это связано не только с тем, что все отмечаемые в ряде           
законопроектов вопросы по статье 3.5 кодекса уже решены соответствующим         
законом, принятым нами в июне 2007 года. Эта статья имеет сегодня другую        
редакцию, там изменён к тому же подход к начислению штрафа: от минимального     
размера оплаты труда мы перешли к конкретной денежной сумме. Это связано        
также с тем, что нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и        
чёрных металлов, устанавливающих, в частности, требования к оформлению          
документов при транспортировке или учёте, хранении лома металлов, в             
большинстве случаев не связано с их хищением.                                   
                                                                                
Законодательство содержит и целый ряд иных механизмов борьбы с указанными       
нарушениями. В частности, соблюдение правил обращения с ломом металлов          
является лицензионным требованием, невыполнение которого может привести к       
приостановлению действия лицензии или аннулированию этой лицензии. В            
отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, нарушивших     
эти лицензионные требования и условия, могут быть применены также и             
административные наказания, сегодня предусмотренные Кодексом об                 
административных правонарушениях.                                               
                                                                                
Помимо административного наказания - должен проинформировать вас, уважаемые     
коллеги, - может быть взыскан ущерб в порядке гражданского судопроизводства,    
а в соответствии с определёнными статьями Гражданского кодекса - это и статья   
168, и статья 169 - могут быть также обращены в доход государства имущество и   
средства, полученные в результате такой незаконной деятельности.                
                                                                                
Оценивая качество рассматриваемых законопроектов, - иду к завершению своего     
содоклада - следует отметить, что они недостаточно проработаны с правовой       
точки зрения. Так, предлагаемое установление безальтернативной, заметьте,       
безальтернативной конфискации предметов административного правонарушения        
совершенно не соответствует принципам законодательства об административных      
правонарушениях и общим положениям Кодекса об административных                  
правонарушениях, в соответствии с которыми решение по делу принимается в        
зависимости от целого ряда обстоятельств - это и степень общественной           
вредности, и сама личность правонарушителя, и наличие смягчающих и отягчающих   
вину обстоятельств. Следует также отметить, что нашему законодательству, и не   
только административному, подобные прецеденты введения безальтернативной        
конфискации вообще неизвестны.                                                  
                                                                                
И в заключение. Мы полагаем, что целесообразность ужесточения ответственности   
за правонарушения вообще в любой сфере, не только в этой, в сфере               
общественных отношений, требует глубокого анализа данных правоприменительной    
практики. И только в том случае, если в результате проведённого анализа будет   
установлена невозможность эффективного пресечения и предотвращения как          
правонарушений, так и преступлений в рамках существующих санкций, следует       
рассматривать вопрос усиления ответственности. В данном же случае ни в одном    
законопроекте данные такого анализа совершенно не представлены.                 
                                                                                
В связи с этим Комитет по конституционному законодательству и                   
государственному строительству рекомендует Государственной Думе                 
рассматриваемые законопроекты отклонить.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли          
желающие выступить?.. Есть вопрос.                                              
                                                                                
Депутат Гудков, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Александр Петрович, вот мы сегодня отклоняем шесть инициатив, которые идут с    
разных мест. Не кажется, что мы просто пытаемся сейчас, тем более что           
торопимся, конец рабочего дня, как бы скомкать вот этот серьёзнейший вопрос?    
Ведь на самом деле проблема-то серьёзная, и она не решается из года в год. Мы   
каждый раз с вами получаем обещания от правительства, от органов внутренних     
дел, от прокуратуры навести порядок в этом вопросе, и ничего не происходит.     
Может, нам действительно тогда пригласить сюда представителей правительства,    
рассмотреть вопрос, сделать парламентский запрос, а не просто обвинить          
регионы в неточной юридической технике и закрыть вопрос, поставив галочку,      
что мы его рассмотрели?                                                         
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Владимирович! Вот вы уже   
заметили и сейчас только что председательствующий говорил, что все, кроме       
одного, авторы законопроекта говорят: рассмотрите без нашего участия. Я         
отвечу почему. В том числе и с представителем Республики Татарстан у нас была   
здесь встреча. Мы обсуждали подробнейшим образом, и даже в том режиме, как      
они ставили, этот вопрос. И мне показалось, что как раз нам удалось их          
убедить в том, что не до конца была рассмотрена, вернее, проанализирована вот   
эта ситуация, без учёта всего объёма правового регулирования этого хотя         
довольно узкого, но конкретного вопроса. Это вопросы и Уголовного кодекса - я   
о нём говорил, - и Гражданского кодекса, вопросы лицензирования, вопросы        
приостановления деятельности, вопросы разной ответственности. Они же пошли по   
пути только лишь одного узкого решения без учёта всего остального объёма,       
поэтому, видимо, и такой результат, что на трибуне я практически один.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Александр Петрович.                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть. Гудков, Локоть и Рябов.   
                                                                                
Присаживайтесь, Александр Петрович.                                             
                                                                                
Гудков, пожалуйста.                                                             
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я просто прошу немножко, как бы так сказать,                 
сосредоточиться, мы ещё работать не закончили. Вопрос важный, ответа на него    
ждут миллионы наших граждан. Ведь то, что происходит...                         
                                                                                
Александр Петрович, я с вами согласен, вы правильно говорите, что вопрос в      
правоприменительной практике, а вернее, в её отсутствии, по большому счёту.     
Ведь сегодня причиной того, что происходит в стране, - массовых хищений         
различных металлов, как цветных, так и чёрных, - является коррупция, в том      
числе среди тех, кто должен этот вопрос регулировать, кто должен защищать       
собственность и многое другое делать, то есть бороться с этим явлением.         
Сегодня крышевание полуподпольных и подпольных пунктов, совершенно              
подпольных, приёма, сбора цветных и чёрных металлов является первопричиной, а   
потом уже всё остальное, то есть неэффективная работа правоохранительных        
органов. И здесь не нужно никакого исследования, ничего не нужно, не нужно      
даже диссертации защищать, проводить симпозиумы, нужно просто послушать народ   
по поводу того, что творится, и понять, что это делается достаточно открыто.    
Здесь не нужны глубокие агентурно-оперативные разработки и разыскные            
мероприятия, всё на поверхности.                                                
                                                                                
Но в то же время, если мы обратимся к практике Европы, то в послевоенное        
время ряд европейских стран прошли через это, и они приняли законодательство,   
которое запрещало временно экспорт металлов, особенно цветных, за рубеж, и у    
них прекратились хищения.                                                       
                                                                                
Подобный законопроект был разработан группой народных депутатов ещё в третьей   
Государственной Думе и получил поддержку депутатов, поскольку проблема          
действительно острая. Правительство нас тогда заверило, когда мы получили       
вето, что всё будет сделано, что будут приняты соответствующие постановления,   
распоряжения, что будет наведён порядок. Воз и ныне там. Вот испуг, когда       
немножко снизилась волна хищений металлов, прошёл, и сегодня мы вернулись к     
тому, что это снова стало серьёзной, массовой проблемой, которая беспокоит      
народ. Я на этот счёт получаю огромное количество обращений и думаю, что вы,    
каждый сидящий в этом зале, уважаемые коллеги, тоже.                            
                                                                                
Поэтому мне кажется, что нам не нужно заканчивать разговор на этой ноте. Я      
считаю, что мы должны как минимум провести, может быть, по этому поводу         
"правительственный час", это волнует народ. Мы, наверное, должны созреть для    
парламентского запроса. Вопрос слишком серьёзный, чтобы просто вот так его      
сегодня пустить под вечер и в дальнейшем не продолжать рассматривать.           
Недовольство населения огромное, и если мы не сумеем принять комплекс мер...    
К сожалению, видите, правительство, наши коллеги из правительства сегодня не    
принимают участия в дискуссии. Мы толком не можем понять, что же делает         
правительство в этом отношении, почему такое массовое недовольство снова        
возникло. Я считаю, что просто так отмахиваться от этих законопроектов нельзя   
и инициативу регионов - вот здесь шесть регионов фактически, а на самом деле    
их ещё больше - надо реализовать в каких-то иных механизмах, будут ли это       
постановления правительства, будут ли это изменения в Уголовном кодексе,        
будут ли это изменения в правилах лицензирования работы подобных контор или     
это будет, может быть, комплексная проверка. А как у нас правоохранительные     
органы защищают интересы граждан в этом отношении - это уже другой вопрос. Но   
я считаю, что Дума должна реагировать. Просто вот так сослаться на              
юридические неточности, дискуссию, диалог, сказать, что вот, дескать, не        
приехали представители... Да, они не приехали, но законопроекты отражают        
мнение огромного числа граждан, проживающих в различных регионах России. И      
вот в данном случае, несмотря на то что не приехали представители, мы не        
можем отстраниться, не принимать во внимание потребности народа, который        
обращается к нам, депутатам Государственной Думы, чтобы мы принимали            
эффективно работающее законодательство.                                         
                                                                                
Поэтому, я считаю, разговор надо продолжить и добиться каких-то решительных,    
действенных мер, чтобы народ почувствовал, что мы реагируем на те проблемы, с   
которыми сталкивается огромное количество российских граждан.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Но я не совсем понял ваше предложение. Вы        
предлагаете поддержать все шесть законопроектов? То есть ваша точка зрения -    
голосовать за них, да?                                                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Я хочу высказать сожаление, что такая действительно важная тема тоже пришлась   
на конец рабочего дня и мы её рассматриваем в таком проходном варианте,         
демонстрируя тем самым, что эта тема нас не волнует.                            
                                                                                
Я не согласен с Александром Петровичем в объяснении причины, почему здесь нет   
представителей законодательной инициативы. Не потому, что нам удалось их в      
чём-то убедить. Об этом говорит количество обращений и законодательных          
инициатив по данной теме. Они просто махнули рукой, они не хотят уже с нами     
связываться. Они знают, что бесполезно здесь что-либо доказывать по данному,    
во всяком случае, вопросу. Поэтому, Александр Петрович, сегодня они и не        
присутствуют здесь.                                                             
                                                                                
Я не помню точно, но, по-моему, уже второй раз мы возвращаемся к этой теме      
только за весеннюю сессию, а может быть, и третий. Я просто точно не помню. И   
само количество законодательных инициатив говорит о том, что это очень важная   
проблема. А Государственная Дума с упорством не желает замечать этой            
проблемы. И посмотрите: повторяется одна и та же картина. Они нам говорят,      
что проблема есть, и, как могут, предлагают её решить. А мы учим их всё время   
исполнять, пользоваться действующим законодательством. Вот что происходит. Мы   
не слышим субъекты Российской Федерации, и это, с моей точки зрения,            
неправильно.                                                                    
                                                                                
Я предлагаю в принципе... Во-первых, фракция КПРФ проголосует за все шесть      
законопроектов хотя бы для того, чтобы продемонстрировать важность этой         
проблемы. Но я понимаю, что вы не поддержите, что законопроекты эти не имеют    
сегодня перспективы прохождения. Но давайте хотя бы парламентские слушания      
проведём, я уж не говорю о запросах, которые Гудков предлагает сделать,         
давайте проведём парламентские слушания. Давайте пригласим представителей       
субъектов Российской Федерации и послушаем, что они скажут и почему они         
убеждены, что сегодняшним законодательством пользоваться невозможно, чтобы      
остановить вот это ужасное явление, которое существует. Мы будем голосовать     
за эти законопроекты.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рябов.                                            
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Я постараюсь коротко, в силу того что все уже спешат.      
                                                                                
Когда мы ставим перед собой задачу понять, почему происходит такое на земле     
российской: воруют, сдают... Так скажем, уже терпежа нет никакого от всех       
этих бомжей и прочей публики. Но давайте честно посмотрим в глаза друг другу.   
Это социально-экономическая модель, называемая "капитализм", другое здесь не    
просматривается. Сегодня получается так, что тот, кто принимает металлолом,     
заинтересован в прибыли, и ему совершенно безразлично, украл или не украл.      
Тот, кто ворует, - он сегодня безработный, бомж или полубомж. Самое страшное,   
что он не желает работать, ему легче украсть и сдать этот металл.               
                                                                                
Далее. У нас отсутствует система привлечения людей к труду, чтобы заставить     
их работать, как это было в доброе советское время: когда человек не работал,   
его привлекали за тунеядство. Мы сегодня говорим, что это свобода. Вот вам и    
свобода и так далее, и так далее. Пока мы не поменяем социально-экономическую   
модель в стране, все эти бедствия так и будут происходить. И какие бы жёсткие   
меры мы ни применяли к тем людям, которые производят хищение металла, приём,    
сдачу, транспортировку за границу, это ничего не изменит. Не ссылайтесь на      
западные модели. Это Россия! Давайте менять модель социально-экономическую.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Сейчас я должен буду в режиме        
альтернативного голосования поставить все эти законопроекты на голосование.     
                                                                                
Включите режим голосования по пункту 30.1. (Идёт голосование.)                  
                                                                                
Включите режим голосования по пункту 30.2. (Идёт голосование.)                  
                                                                                
Включите режим голосования по пункту 30.3. (Идёт голосование.)                  
                                                                                
Включите режим голосования по пункту 30.4. (Идёт голосование.)                  
                                                                                
Включите режим голосования по пункту 30.5. (Идёт голосование.)                  
                                                                                
И наконец, включите режим голосования по пункту 30.6. (Идёт голосование.)       
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты по пункту 30.1.                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 16 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              110 чел.24,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    110 чел.                                          
Не голосовало                 340 чел.75,6%                                     
                                                                                
Сто десять человек.                                                             
                                                                                
По пункту 30.2.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 17 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     95 чел.                                          
Не голосовало                 355 чел.78,9%                                     
                                                                                
По пункту 30.3.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 17 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              104 чел.23,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    104 чел.                                          
Не голосовало                 346 чел.76,9%                                     
                                                                                
По пункту 30.4.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 18 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              100 чел.22,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    100 чел.                                          
Не голосовало                 350 чел.77,8%                                     
                                                                                
По пункту 30.5.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 18 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              107 чел.23,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    107 чел.                                          
Не голосовало                 343 чел.76,2%                                     
                                                                                
По пункту 30.6.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 18 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              106 чел.23,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    106 чел.                                          
Не голосовало                 344 чел.76,4%                                     
                                                                                
Наибольшее число голосов набрал законопроект под пунктом 30.1. Я ставлю его     
вновь на голосование.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 20 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              115 чел.25,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    115 чел.                                          
Не голосовало                 335 чел.74,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.