Заседание № 184

18.01.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 451230-8 "О внесении изменений в статьи 59-1 и 91-1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (в части расширения перечня условий совершения исполнительной надписи, а также уточнения правил удостоверения медиативных соглашений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1709 по 1890 из 4636
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 59-1 и    
91-1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате". Докладывает      
официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель           
министра юстиции Андрей Викторович Логинов.                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Положения законопроекта             
направлены на создание дополнительных условий для предотвращения                
использования института нотариата в подозрительных операциях по легализации     
(отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию              
терроризма.                                                                     
                                                                                
Законопроектом предлагается расширить перечень условий совершения               
исполнительной надписи, а также уточнить правила удостоверения медиативных      
соглашений. Необходимость изменения обусловлена распространением схем вывода    
денежных средств в теневой финансовый оборот путём формирования фиктивных       
долговых обязательств между физическим и юридическим лицами в рамках            
договоров займа с целью дальнейшего обращения к нотариусу за удостоверением     
медиативного соглашения или совершением исполнительной надписи. В связи с       
этим предусмотрено, что при совершении исполнительных надписей и                
удостоверении медиативных соглашений, связанных с неисполнением условий         
договора займа, нотариусу в обязательном порядке предоставляется выданный       
кредитной организацией документ, подтверждающий перечисление заёмщику           
денежных средств. При этом вводится механизм проверки нотариусом                
действительности такого документа путём направления запроса в кредитную         
организацию через систему межведомственного электронного взаимодействия.        
Состав сведений в таком запросе и форма ответа на него будут устанавливаться    
Банком России.                                                                  
                                                                                
Это позволит обеспечить проверку реальности возникших обстоятельств,            
исключить случаи использования указанных нотариальных действий в                
противоправных целях и повысить эффективность национальной системы              
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём,   
и финансированию терроризма.                                                    
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович.                               
                                                                                
С содокладом выступает Ирина Викторовна Белых.                                  
                                                                                
БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы,               
здравствуйте! Всем хорошего дня.                                                
                                                                                
Как вы слышали, законопроект направлен на создание дополнительных условий для   
предотвращения использования института нотариата в подозрительных операциях     
по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и              
финансированию терроризма. В настоящее время в случае совершения                
исполнительной надписи о взыскании задолженности по нотариально                 
удостоверенному договору займа кредитная организация предоставляет нотариусу    
документ, который подтверждает, что операция исполнена, то есть средства или    
другие вещи перечислены, но только в том случае, если участником договора       
является иностранное физическое лицо или юридическое лицо. Предлагается такой   
механизм распространить на всех возможных участников соглашения, в том числе    
и на физических лиц - граждан Российской Федерации. Аналогичные изменения       
касаются и процедуры совершения исполнительной надписи нотариуса о взыскании    
подобного рода задолженности.                                                   
                                                                                
Концептуально законопроект поддерживается и Правовым управлением, и ГПУ, и      
Центробанком. В рабочем порядке в комитет переданы юридико-технические          
замечания. Я остановлюсь на некоторых вопросах, они поступили от                
представителей банковского сообщества, в том числе Национального совета         
финансового рынка. Вот три основных положения: они предлагают обеспечить        
соотнесение проектируемых изменений с законодательством о банковской тайне,     
предусмотреть осуществление взаимодействия кредитных организаций с единой       
информационной системой нотариата через систему межведомственного               
электронного взаимодействия и предоставить кредитным организациям достаточный   
срок для исполнения требований законопроекта в случае его принятия.             
                                                                                
Что касается этих предложений. Ну, прежде всего, законопроект никоим образом    
не касается межведомственного взаимодействия, которое в настоящее время         
действует, единая информационная система нотариата подключена к этой системе    
межведомственного взаимодействия. Что касается банковской тайны и времени       
донастройки, именно Центробанк как головной исполнитель и Федеральная           
нотариальная палата как соисполнитель обязаны подготовить порядок реализации    
данного законопроекта, опять-таки в рамках существующего межведомственного      
взаимодействия, в случае принятия. Срок вступления в силу закона - 180 дней     
со дня публикации в случае его принятия.                                        
                                                                                
В комитете было задано несколько вопросов, в том числе говорили, что            
необходимо обратить внимание на то, что вот это обсуждение касается вопроса     
уточнения процедуры именно медиативных соглашений, и с Минюстом обсуждалось     
создание дополнительной к существующей Федеральной нотариальной палате          
структуры, которая могла бы заняться досудебным урегулированием большинства     
вопросов.                                                                       
                                                                                
Законопроект важный с точки зрения исключения возможности предоставления        
нотариусу поддельных банковских документов, поэтому комитет предлагает          
принять его в первом чтении и продолжить над ним работу ко второму.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Не вижу рук. Нет... А, есть. Извините.               
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемый Андрей Викторович, поможет ли данный законопроект предотвратить       
случаи так называемого искусственного банкротства, когда человек, какое-то      
лицо формально заключает кучу кредитных договоров с несколькими                 
организациями, а по сути - с самим собой, и в последующем при банкротстве       
головной организации он оказывается должен, скажем так, сам себе. В очередь     
первых кредиторов выстраивается, там, пять-шесть его компаний, которые якобы    
деньги давали, причём ещё под большой процент, и на этом основании он           
получает потом свою же собственность, обанкротив своё предприятие, и уходит     
от налоговых каких-то претензий или ещё от чего-то. Вот позволит ли уйти от     
этого механизм, который вы предлагаете, либо всё-таки банков будет              
недостаточно?                                                                   
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Конечно же, способов обналичивания, то есть    
вывода денежных средств в теневой финансовый оборот, множество. И               
естественно, универсального механизма борьбы с ними, вот какого-то единого,     
сформулированного в одной модели нормативного регулирования, мы пока ещё не     
придумали. Но безусловно, в части тех ситуаций, о которых вы сейчас             
рассказали, нотариус уже не может служить как бы слепым элементом               
конструкции, подтверждающим правомерность того или иного действия, то есть      
когда к нему просто приходят физическое лицо и юридическое лицо и говорят:      
вот этот мне задолжал столько-то, мы с ним заключили медиативное соглашение,    
а вы, пожалуйста, его согласуйте, вернее, утвердите, заверьте или поставьте     
исполнительную надпись. В таком случае уже судебный пристав пойдёт и будет      
изымать эти средства, которые без решения суда отправятся в адрес этого         
"отмывателя". Поэтому я считаю, что такого рода шагами, как вот предлагаемый    
законопроект, мы, безусловно, сокращаем возможности для манёвра в этих          
преступных действиях, связанных с искусственным банкротством, с                 
псевдобанкротством.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Уважаемый Андрей Викторович, скажите, пожалуйста, а если кредитная              
организация откажется передавать сведения, которые запрашивает нотариус, -      
например, это зарубежная кредитная организация и она физически находится за     
границей - как быть тогда?                                                      
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. А у нас, вы знаете, в отношении иностранных граждан и             
юридических лиц, в первую очередь иностранных граждан, но подразумеваются и     
иностранные организации, эта норма уже действует в законодательстве, и они      
передают. Ну, не передаст сведения, тогда, соответственно, нотариус не          
заверит данное медиативное соглашение и не поставит исполнительную надпись.     
Вот и всё, очень просто.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирина Викторовна, спасибо.                                                      
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.