Заседание № 208
11.04.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 451214-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения санкций за отдельные правонарушения, в том числе в сфере предпринимательской деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3777 по 3861 из 4839
15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Александр Вячеславович Дёмин. ДЁМИН А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается снизить в 2 раза размеры административных штрафов по 17 статьям Кодекса об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, а также исключить наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей и юрлиц. Проблемы административной нагрузки на бизнес и избыточного контроля со стороны государственных, муниципальных органов не теряют актуальности из года в год. По данным Росстата, общий размер административных штрафов в сфере экономики в 2022 году в сравнении с 2021 годом увеличился на 23,6 миллиарда рублей и составил практически 54 миллиарда, и это несмотря на мораторий на проверки. Безусловно, государство должно контролировать происходящее в бизнес-среде, но перегибать палку тоже ни к чему, поскольку свобода предпринимательства является важным элементом экономического благополучия наших граждан. И в связи с этим считаем правильным вернуться к вопросу о совершенствовании норм законодательства в части снижения административного давления на бизнес. Высокие штрафы являются серьёзным финансовым бременем для предпринимателей, а административное наказание в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток несоразмерно в сравнении с другими санкциями. Так, штраф для юрлиц за несоблюдение санэпидтребований составляет от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, а административное постановление о приостановлении деятельности может быть на срок до 90 суток - считаю, что штраф 20 тысяч рублей многократно ниже, чем приостановление деятельности предприятий на 90 дней: за это время предприятия теряют гораздо большую прибыль, что в конечном счёте даже может повлечь за собой банкротство. Нужно понимать, что карать и наказывать предпринимателей за правонарушения - это не решение проблемы, это скорее лечение симптомов болезни, но не её причины. Вместо того чтобы увеличивать штрафы, нужно мотивировать предпринимателей не совершать правонарушения. Поддержка и помощь, содействие в оформлении документов, обучение, консультации - вот на чём нужно сосредоточиться. Реализация нашей инициативы позволит снизить административную нагрузку по ряду наиболее массовых составов административных правонарушений и увеличить размер свободных финансовых средств для развития бизнеса. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Вячеславович. С содокладом выступает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, прежде всего хотелось бы напомнить, что определённые штрафы, определённые критерии наказания всё-таки не могут быть произвольными, они должны основываться на конкретных данных. И в данном случае, когда коллеги говорят о гуманизации или о либерализации административной ответственности, хочется напомнить, что в 2022 году было принято несколько важных законов, которые значительно смягчили ответственность: здесь и расширение возможности уплаты штрафа с дисконтом 50 процентов, и введение правила о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, также теперь не допускается рассмотрение дела об административном правонарушении, возбуждённого по результатам контрольного или надзорного мероприятия. Одним словом, предусмотрен большой комплекс мер, которые как раз направлены на либерализацию в том числе административного законодательства, административных штрафов. Ну а также, коллеги, давайте всё-таки не будем забывать, что штрафные санкции - это в том числе предупредительная, упредительная мера, которая препятствует, является механизмом, направленным на противодействие преступности, в данном случае совершению правонарушений. Предлагаем концепцию и законопроект в первом чтении отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 17 мин. 36 сек.) Проголосовало за 13 чел.2,9 % Проголосовало против 52 чел.11,6 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 86 чел. Не голосовало 364 чел.80,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.