Заседание № 209
06.05.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 451178-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части создания реестра должников по алиментным обязательствам).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1652 по 1743 из 4967
8-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Докладывает Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами в первом чтении 9 ноября прошлого года. Напомню, что законопроект направлен на создание реестра должников, уклоняющихся от уплаты алиментных обязательств. Это позволит, с одной стороны, повысить эффективность правового воздействия на эту категорию граждан, а с другой стороны, мотивировать должников к исполнению своих обязательств. На сегодня таковых 800 тысяч. Работать нужно, с тем чтобы обеспечить соблюдение прав подопечных, которые нуждаются в социальной поддержке. При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило шесть поправок, все они рекомендованы к принятию. Большинство из них носит юридико-технический и лингвистический характер. Одна поправка, под номером 6, увеличивает срок вступления данного закона в силу, это связано с необходимостью доработки программной базы службы приставов и издания целого ряда подзаконных нормативных правовых актов. Иных поправок, а равно замечаний по законопроекту не имеется. Просим поддержать решение профильного комитета, утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 59 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 23 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Василий Иванович, вам слово. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы и согласования. Просим поддержать и принять законопроект в третьем, окончательном чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений - рассмотреть в третьем чтении? Возражений нет. Будут ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 11 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 167
09.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 451178-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части создания реестра должников по алиментным обязательствам).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2241 по 2883 из 5093
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию проект федерального закона предусматривает создание реестра должников по алиментным обязательствам. Реестр будет являться составной частью банка данных, предусмотренного Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В реестр должников по алиментным обязательствам будут включаться сведения только о должниках по алиментам, которые привлечены к административной, уголовной ответственности, а также находятся в розыске. Сведения, содержащиеся в реестре, планируется сделать общедоступными, в связи с чем скрыть факт ненадлежащего содержания детей и нетрудоспособных родителей неплательщикам алиментов станет сложнее. Информация будет размещена в реестре до дня погашения задолженности по исполнительному производству или его окончания либо прекращения, за исключением данных об объявлении должника в розыск. Реализация закона позволит повысить эффективность правового воздействия на лиц, уклоняющихся от выплаты алиментов, и мотивировать должников к исполнению своих обязательств. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович, присаживайтесь. С содокладом выступает Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В рамках данного проекта федерального закона, как мы видим, предлагается ряд изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассматриваемый проект федерального закона поддерживает по тем доводам и основаниям, которые были изложены в докладе Андрея Викторовича Логинова. При этом комитет отмечает, что, как мы смогли уже убедиться, в рамках проектируемых новелл предлагается создать реестр должников по алиментным обязательствам, и речь идёт о тех должниках, которые уже привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату алиментов или объявлены в розыск судебным приставом-исполнителем. Также предлагается механизм получения информации в автоматическом режиме о трудоустройстве таких должников посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия из Фонда пенсионного и социального страхования. При этом порядок формирования и деятельности такого реестра предлагается делегировать в компетенцию главного судебного пристава Российской Федерации. Сам же должник будет в обязательном порядке извещаться о включении информации о нём в этот реестр и об исключении информации о нём из указанного реестра. Комитет отмечает, что принятие данного проекта федерального закона повысит гарантию исполнения судебных актов на этот счёт, с одной стороны, а с другой стороны, повысит мотивацию должников по алиментным обязательствам к исполнению своих прямых обязанностей. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по проекту федерального закона нет. При таких обстоятельствах Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает рассматриваемый законопроект поддержать и принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Филатова Ирина Анатольевна. ФИЛАТОВА И. А., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Викторович, скажите, пожалуйста, вот в рамках концепции законопроекта, возможно, было бы уместно предоставить доступ к этой базе данных также таможенной службе и органам внутренних дел? ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Ну, коллеги, он же будет в открытом доступе. Собственно говоря, этот реестр будет являться составной частью общего реестра дел, находящихся на исполнении в Федеральной службе судебных приставов. Сегодня там исполнительных производств более 113 миллионов. Просто, наоборот, мы его выделяем в особый, это обеспечит удобство пользования и, конечно, доступа. Он будет абсолютно открыт. В зависимости от компетенций и требований, которые соответствующие службы получат в связи с соответствующими решениями, они, конечно, будут получать эту информацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Говырин Алексей Борисович. ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Викторович, скажите, пожалуйста, какой механизм оспаривания будет предусмотрен для тех, кто вносится в данный реестр? Не секрет, что ошибки бывают, и ошибки в том числе в службе судебных приставов, как в этом случае должник может достучаться и актуализировать информацию? ЛОГИНОВ А. В. Механизм оспаривания - это, конечно, уплата в полном объёме алиментных обязательств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Вопрос в публичности всё-таки. Не каждый человек сможет зайти на сайт судебных приставов, найти этот реестр, найти этого человека - достаточно сложно. Не будет ли создан дополнительный информационный ресурс, доступный для любого человека, там, и в телефоне, в Интернете, например "Алиментщик.ru", на котором как раз эти люди будут указаны? Это первый вопрос. А второй вопрос заключается вот в чём: я так понимаю, они будут дополнительно ограничены в правах, там, в плане вождения автомобиля, это уже сейчас есть, будут дополнительные ограничения - какие впоследствии будут ограничения для этих товарищей? ЛОГИНОВ А. В. В настоящее время судебные приставы-исполнители уже наделены полномочиями, которые позволяют устанавливать источники доходов должников, алиментщиков и применять к ним меры принудительного характера. Перечислю: это временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации, на пользование должником специальным правом, розыск должника, его имущества, арест имущества должника, обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника, совершение иных действий, необходимых для исполнения исполнительных документов. Создание какого-то особого сайта приведёт просто к множественности. Ведь с таким подходом, который вы предложили, мы можем сказать, что и сайт "Госуслуги" труден для понимания и давайте мы сайт "Госуслуги" разобьём на десятки и сотни отдельных сайтов. Но это, конечно же, я считаю, неправильно. Сегодня доступ к этой информации очень легко получить. Те, кто будет знать и оценивать человека именно на предмет отношения его к своим обязательствам по уплате алиментов, - это могут быть отделы кадров, это могут быть действительно близкие знакомые, коллеги или люди, которые вступают с ним в какие-то гражданско-правовые отношения, - естественно, знают, где найти всю исчерпывающую информацию об этом человеке, и тут она будет очень услужливо предоставляться в виде отдельного фрагмента, части общего реестра исполнительных производств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Андрей Викторович, в целом, конечно, это такой шаг... ну, всё-таки шаг в борьбе с вот этим злостным явлением - неуплатой, но просчитывалась ли эффективность этого шага? Публичность и сейчас вроде есть, все эти сведения у соответствующих структур имеются, а люди как не платили, так и не платят. ЛОГИНОВ А. В. Да, безусловно, эффективность этого шага просчитывалась многофакторно, с использованием фокус-групп, других современных методов социологического анализа, поэтому и было принято решение о разработке соответствующей инициативы и выделении такого реестра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Викторович, тут вопрос был задан по поводу совместимости данного реестра. Это же не просто реестр, это в конечном счёте оболочка, это IT, поэтому вопрос-то какой? Вот, наверное, всё-таки предусмотрено каким-то образом, чтобы было взаимодействие с Социальным фондом, а с МВД и с таможенной службой? Это уже прописано каким-то образом? Это же не просто будет реестр, который можно будет читать, это должна быть совместимая программа, в которой нажатием кнопки можно будет получить полную информацию о блокировке. И ещё один вопрос - о том, что попасть-то просто будет после решения судебного пристава, а выйти? Насколько быстро и оперативно можно будет выйти после того, как гражданин станет законопослушным? ЛОГИНОВ А. В. Законом предусматривается, что информация будет общедоступна до дня погашения задолженности по исполнительному производству, и, по сути дела, будут включены те же алгоритмы, по которым чистится сегодня общая база, предусмотренная статьёй 6-1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", это банк данных в исполнительном производстве. Как я уже неоднократно говорил, данный реестр будет являться частью этого общего банка. Сегодня в этом банке более 113 миллионов дел. Примерное количество граждан, которые попадут в этот реестр, по предварительным оценкам, на 1 января 2023 года - 153,8 тысячи, а на 1 октября 2023 года - 141,8 тысячи человек, то есть это будет варьироваться в ближайшее время в пределах 140-150 тысяч. Но мы считаем, что данный реестр действительно сыграет огромную роль и люди действительно постараются избавиться от задолженности, тем самым уйти из этого списка, из этого позорного списка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шилкин Григорий Владимирович. ШИЛКИН Г. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Андрей Викторович, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" проект поддерживает, однако по своей сути данные меры не решат проблему неуплаты алиментов. Считаете ли вы целесообразным создать специальный государственный фонд для указанных целевых задач, из которого будут выплачиваться алименты на содержание ребёнка тому родителю, на чьём иждивении находится указанный ребёнок, с последующим взысканием алиментов с должника уже государству по принципу регрессного иска? Можно установить, что на ребёнка выплачиваются алименты из данного фонда в размере минимального прожиточного минимума, установленного в том субъекте Российской Федерации, в котором проживает ребёнок. При этом родитель не будет лишён права подать иск об алиментах на большую сумму в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Такое правовое регулирование позволило бы своевременно обеспечить интересы ребёнка. ЛОГИНОВ А. В. Я полностью поддерживаю вашу мысль - не данную законодательную инициативу, а именно мысль о необходимости всячески защищать интересы ребёнка. Но я предполагаю, что создание такого фонда просто умножит, кратно увеличит количество должников, которые не исполняют свои обязательства, потому что они будут морально спокойны, зная, что государство за них расплатится, рассчитается с их семьями, и главное, что у них не возникнет никакого чувства вины в отношении тех семей, которые действительно испытывают недостаток средств для воспитания детей. Но говоря ещё о необходимости... в начале вашего вопроса прозвучало, вы заявили о поддержке - мы благодарим фракцию "НОВЫЕ ЛЮДИ" от имени правительства, Министерства юстиции за поддержку этого законопроекта. Общее количество... выход из этого реестра будет происходить также механически, автоматически, как только все средства будут уплачены. Отдельно же ваше предложение следует, конечно, рассматривать, просчитывать и развивать как самостоятельную законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Викторович, а как правительство отнесётся к предложению включить в реестр всех алиментщиков (сегодня он платит, завтра не платит - в таком вот свободном полёте), а не только должников? Ну и сделать более прозрачным, доступным и, главное, оперативным выход из этого списка, когда все обязательства выполняются. Это первое. Второе предложение - сохранять в реестре тех должников, которые так и не погасили долги, и после достижения детьми возраста 18 лет. И третье (предыдущий оратор задал этот же вопрос). Я за то, что всё-таки деньги нужны детям сегодня, сейчас, а не через несколько лет, не через 20 лет. И всё-таки правильнее было, если бы государство выплачивало эти алименты, а уж государство найдёт, как взыскать с тех, кто должен бюджету денежные средства, найдёт, как ужесточить меры в отношении тех, кто, можно сказать, опирается на государство и, видимо, думает, что за него государство всё выплатит. Мне кажется, это был бы правильный подход, потому что... (Микрофон отключён.) ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос, Ольга Николаевна. Ну, понимаете, что в отсутствие коллег из Минфина, Минтруда и других наших министерств мне очень сложно рассуждать в ответ на ваши предложения. Это касается третьей, последней части вашего вопроса и того, что звучало от наших коллег из фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ". Я хочу отметить, что в этот список будут попадать люди, в отношении которых возбуждены административные или уголовные дела о невыплате алиментов. Административное дело у нас возбуждается по истечении двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Когда возбуждено исполнительное производство, конечно же, в первые два месяца, пока не установлен контакт службы судебных приставов с должником и он не понимает и не начинает выплачивать эти алименты, сразу его туда заносить совершенно неправильно, это полностью исказит идею, ради которой, собственно, и создаётся этот реестр. Это средство порицания, а он ещё никаких законов, никаких требований не нарушил. Что же касается вашего предложения оставлять его в реестре даже по достижении детьми 18 лет, если у него есть задолженность по алиментам, безусловно, он там будет оставаться, поскольку законопроектом предлагается исключать его только при полном погашении задолженности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Андрей Викторович, подскажите, пожалуйста, вот за просроченные месяцы, годы начисляется какой-то процент, там пени, штрафы, ну или хотя бы вот эти пресловутые 15 процентов годовых? Вот что на практике? Какие цифры? Если есть, вообще, такой вид, ну, так скажем, мотивации побыстрее рассчитаться с долгами. ЛОГИНОВ А. В. Безусловно, и в каждом конкретном случае это предусматривается. Более того, это может содержаться и в соглашениях об уплате алиментов, которые заключают стороны в результате развода, или же определяться по решению судов о назначении алиментов. Но сама по себе неуплата... Ну, я просто, пользуясь вашим вопросом, сообщу, что в 2022 году в органах ФССП на принудительном исполнении находилось свыше 1,5 миллиона производств о взыскании алиментов, взыскано было на содержание детей 47,6 миллиарда рублей. Соответственно, за девять месяцев 2023 года - 1,3 миллиона исправпроизводств и взыскано 44,4 миллиарда рублей. Конечно же, это динамичные данные, они постоянно меняются, остаток на 1 октября составляет 755 тысяч производств, судебных производств. Это речь идёт, как вы понимаете, о сопоставимой сумме где-то в размере 50 миллиардов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Андрей Викторович, уточните просто дополнительно, какая сумма сегодня в целом не доплачена семьям, естественно детям, вот из того набора, скажем так, или того массива алиментчиков, тех, кто не платит, по вашим данным, сколько сегодня составляет эта задолженность? Это первый момент. И второй. Всё-таки цель законопроекта - это опубличить данные о должниках и тем самым как-то там психологически их стимулировать? Я так понимаю, у судебных приставов чисто технически возможность вести реестр, видеть должника, его связи, понять, принят он на работу или не принят, есть и сейчас. Другое дело, что они не очень эффективно этой возможностью пользуются, судя по количеству жалоб, которые регулярно мамы таких детей присылают в том числе в адрес депутатов. ЛОГИНОВ А. В. Ну, если у нас было 1,3 миллиона исполнительных производств, из которых 750 тысяч, ну, ближе к половине, не исполнено, то есть они являются неоконченными, не потому, что они брошенные, невозвратные, нет, они просто продолжаются, соответственно, сейчас в работе будут очередные где-то 50 миллиардов рублей, которые, вот если все эти производства закончатся, дополнятся. Но ведь каждый день поступают всё новые и новые, поэтому, конечно, остаток всегда остаётся большой. В том-то вся и задача, что... Я вам приводил цифру 150 тысяч - это вот эти 150 тысяч производств, по которым суд уже принял решение, или же лицо находится в розыске, именно они попадут в этот реестр. Что касается службы судебных приставов, они, конечно же, могут раскопать много данных по неплательщику, эта работа всегда ведётся и будет вестись, но либо мы... В данном случае ведь мы не тратим никаких бюджетных средств, создание этого реестра не потребует никаких средств, это просто перепрограммирование общей базы, и мы получаем достаточно серьёзный рычаг для морального воздействия на неплательщика. Вопрос, который как-то объединяет многие заданные вопросы, - не вопрос, а, скорее всего, тема - а что дальше мы будем делать с этим списком, какие ещё мы можем наложить на них ограничения? Здесь, кстати, мировой опыт достаточно широкий. Я на заседании комитета даже приводил пример, что в Китае должники по уплате алиментов не имеют права перемещаться в самолётах в бизнес-классе. Какая-никакая, а мера воздействия, понимаете? Когда такой инструмент появится, можно будет уже дальше думать, как воздействовать на таких лиц, потому что я полностью разделяю настрой всех вопросов и выступлений, что в основе всего лежит защита детства, защита детей. Ну и родителей, естественно, потому что уплата средств на их содержание тоже предусматривается законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопросы докладчику. Уважаемый Андрей Викторович, скажите, пожалуйста, если вы считаете, что данный открытый реестр будет способствовать увеличению взысканий денежных средств по алиментам в пользу детей, может, параллельно рассмотреть создание аналогичных реестров по другим видам долгов? И как вы считаете, может быть, запретить таким алиментщикам не только летать бизнес-классом, как в других государствах, но и перемещаться в купейных, мягких вагонах, приобретать люксовые авто? Не будет ли такая мера более эффективна, чем предложенный вами законопроект? ЛОГИНОВ А. В. Ну, коллеги, я не могу выходить за рамки докладываемого мною законопроекта. Все предложения подобного рода, конечно же, могут становиться предметом обсуждений и проработки. Что касается необходимости создавать такие же реестры по другим видам долговых обязательств и исполнительных производств, которые ведёт сегодня служба судебных приставов, - повторяю, их 113 миллионов, - ну, собственно говоря, они и так уже есть в базе, как и эти, собственно, документы. Но вот при наличии реестра найти лицо, которое не платит алименты, будет, ну, значительно, значительно проще. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Андрей Викторович, вот в пояснительной записке сказано, что приставам необходимо наладить взаимодействие с Соцфондом, чтобы получать актуальную информацию о месте работы должников. У меня вопрос в связи с этим: а у нас на сегодняшний день такое взаимодействие не налажено? И исходя из этого: ну хорошо, службы судебных приставов захотят наладить (как вот здесь - "необходимо наладить") взаимодействие - при налаживании этого взаимодействия у службы судебных приставов не будут возникать проблемы с другими участниками этого взаимодействия? ЛОГИНОВ А. В. Ну, на самом деле надо просто понимать, что выделение должников по уплате алиментов в отдельный реестр в рамках единой базы данных по ведущимся сейчас исполнительным производствам - это достаточно техническая задача, преследующая те цели, о которых мы тут достаточно долго говорим. Никакой дополнительной информации это не даст, это также не приведёт ни к каким дополнительным действиям, кроме тех действий, которые могут осуществлять сами наши граждане, давая оценку тому или иному лицу, которое вдруг окажется вот в этом реестре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, заключительный вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Викторович, ну, понятно, что цифра 141 тысяча должников не отражает реального положения дел с долгами по алиментам, и даже цифра 750 тысяч исполнительных производств не отражает реального положения дел, потому что далеко не всегда - ну, как правило, это женщины - идут к приставам с уже готовым судебным решением. В этой части есть ли у вас понимание того, сколько у нас всего должников по алиментам, кроме вот этой обозначенной 141 тысячи рецидивистов и 613 тысяч тех, кто не платит алименты, но не будет внесён в реестр должников? И скажите, пожалуйста, о структуре - кто это? У нас же сейчас равные обязательства по уплате алиментов имеют и отцы, и матери, которые забыли о своих родительских обязанностях, так вот кого больше, отцов или матерей? И есть ещё одна категория, прописанная в этом законопроекте, речь идёт и о детях, которые обязаны содержать своих родителей, - вот сколько... (Микрофон отключён.) ЛОГИНОВ А. В. Точные цифры я вам с удовольствием направлю прямо по всем пунктам, которые вы изложили в вопросе, но параметр цифр следующий. Сразу скажу, что, конечно же, в силу решений судов, в соответствии с которыми дети остаются, как правило, с матерями, количество отцов - должников по уплате алиментов значительно больше, чем матерей. Также количество детей, которые должны осуществлять присмотр за своими родителями... Тут как всё это оценивают? Как вы правильно сказали, не каждая женщина с ребёнком пойдёт возбуждать исполнительный лист, пойдёт требовать к судебным приставам, обращаться в суд или составлять и нотариально заверять специальные соглашения. В таких случаях многие из гордости, из каких-то других соображений сами воспитывают своего ребёнка, не надеясь ни на какие подачки, скажем, от бывшего супруга. Ну и случаев с родителями тоже немало, но их в жизни немало, а сколько их статистически зафиксировано и сколько находится на исполнении в службе судебных приставов, мы вам обязательно доложим. Что же касается общей численности, то, я повторяю эти цифры, у нас за девять месяцев на принудительное исполнение попало 1,3 миллиона, сейчас остаток, ну, то есть исполнено значительно больше половины. По итогам года соотношение цифр будет такое же. А вот те лица, в отношении которых есть решения судов по административному, по уголовному составам или которые находятся в розыске, вот сами должники, за которыми нужно как бы вести охоту, - есть решение, а он просто не уплачивает, но он может и попасть... то есть в соответствии с КоАП это обязательные работы до 150 часов или административный арест на срок от 10 до 15 суток. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я просто хочу напомнить, что законопроект, о котором говорили коллеги из фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ" и фракции коммунистов, был внесён... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не отвлекайте докладчика. НИЛОВ О. А. ...был внесён мною, и, по-моему, даже не один раз. Нужно ещё раз внести? Давайте найдём его, он лежит в архивах. Там речь идёт именно о том, чтобы не уговаривать сотни тысяч нерадивых родителей, не обрекать на бедное, нищенское иногда существование брошенных детей, жён, ну, или отцов, а решить вопрос. Ведь что происходит? Мы уговариваем годами, изображаем деятельность, тратим время. Ну, вы знаете, как в поговорке про такси: нам нужно шашечки клеить, реестровые, вот такие и такие, или ехать надо? Проблема не решается. Вы сказали: было 120 тысяч - стало 140 тысяч, может, 150 будет. Ну вот достаточно этих цифр, для того чтобы сказать: не помогают эти припарки решению вопроса с должниками. Ну вот кому-кому, а Министерству юстиции уговаривать вот этих граждан с низкой социальной ответственностью... Ну, у вас всё в руках. Песчаные карьеры, два шага вперёд - и завтра будут долги погашены, заработают эти деньги и будут возмещены. Но сначала, уважаемые коллеги, давайте всё-таки решим вопрос - 50 миллиардов, ну, невесть какие деньги. Банкиры 3 триллиона заработали прибыли, да? А мы 50 миллиардов не можем найти, для того чтобы решить вопрос брошенных детей. Давайте заплатим хотя бы по МРОТ каждому ребёнку, а потом взыщем вот с этих "бегунков" и за просрочку, 15-30 процентов, и за поиск, и за все остальные действия, которые будут осуществляться для привлечения их к работам, или конфискуем имущество. Уважаемые коллеги, ну вот в этом-то вопросе давайте, что называется, власть употреблять, а не уговаривать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович. На рабочем месте включите микрофон. СУХАРЕВ И. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, начну с того, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, несмотря на то что это всего одна из мер. Проблема является достаточно серьёзной, сумма задолженности огромная, и речь идёт о будущем нашей страны, наших детей, безусловно. Ну и что касается этих людей, которые не платят алименты, у них нет ни стыда ни совести, а зачастую нет и денег, конечно. Ну, иногда бывают другие проблемы, конечно: где-то обиды, где-то манипуляция детьми - всё это приводит к невыплате алиментов. Проблема есть, она не решается. Я здесь хотел бы немножко поддержать службу судебных приставов, несмотря на то что к ней есть много претензий в части неисполнения, - раньше они получали процент от суммы взысканного, сейчас не получают. Мы сейчас боремся с коллекторами, ну, безуспешно, я бы сказал... где-то успешно, где-то безуспешно. Мы, в ЛДПР, вообще выступали за запрет коллекторов. Ну, что касается приставов, сейчас там низкие заработные платы и высокая текучка, так что эту проблему тоже надо решать. Что касается законопроекта, мы в своё время тоже предлагали законопроект: если в течение шести месяцев должником не выплачивается сумма алиментов, она выплачивается государством и впоследствии взыскивается с должника, потому что государству с должника гораздо проще взыскать, как выяснилось, нежели всё-таки простой матери с нерадивого отца. Это идея ещё Владимира Вольфовича Жириновского, нами вносился этот законопроект - к сожалению, он был отклонён, но проблема осталась. Понятно, что сейчас предлагается только одна из мер, но мы её, конечно, поддерживаем. Мы считаем, что эта идея могла бы возникнуть и раньше. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, но здесь надо работать в том числе и в отношении того, о чём я сказал выше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Константинович. Останина Нина Александровна, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наш комитет был соисполнителем по этому законопроекту, во-первых, потому что это не только правоотношения между бывшими супругам и не столько ущемление прав одного из родителей, сколько, понятно, ущемление прав ребёнка, и Андрей Викторович об этом откровенно говорил, во-вторых, потому что это резонансная, чувствительная тема. И только сегодня в нашей повестке дня под пунктом 80 есть законопроект, который предполагает устанавливать нижнюю границу алиментов. Да и каждый из депутатов, сидящих в этом зале, наверняка на приёме сталкивался... как правило, матери приходят и начинают выбивать эти самые алименты. Какие вопросы решает этот законопроект? Они как бы обозначены правительством в пояснительной записке. Я не соглашусь с тем, что вот этот законопроект решает главную задачу - создание реестра должников. Даже задача создания этого реестра не решается, потому что, согласитесь, Андрей Викторович, мы сегодня не знаем, сколько этих должников, вы сами это понимаете. Далее. Если уж мы говорим, что каким-то образом это ускорит или решит проблему выплат по долгам, тот же самый вопрос: а механизм предлагается или нет? То есть создали мы этот реестр, зафиксировали там 141 тысячу этих рецидивистов - неплательщиков алиментов, имена их матерям и так известны, а сам механизм-то реализации?.. Вы сами сказали, что две принятые меры - ограничения на пользование транспортным средством и выезд за рубеж - дали уже почти 47,6 миллиарда рублей. А что даст принятие этого списка (реестра)? Многие ли будут заходить на сайт службы судебных приставов? Ведь в законопроекте даже не обозначена обязанность Федеральной службы судебных приставов иметь такого рода реестры в регионах, а ведь это было бы правильно, в регионах гораздо более известны эти фамилии, это уже ближе к земле, что называется. Поэтому правильно было бы рекомендовать и региональным службам судебных приставов иметь у себя такие сайты. Это не решит проблему выплат. Как вы говорите, при приёме на работу работодатель будет смотреть, есть ли среди 141 тысячи тот человек, который пришёл трудоустраиваться, притом что есть дефицит кадров. Да нет, конечно, Андрей Викторович, не надо быть таким оптимистом и считать, что эта норма будет работать. Профилактика. Анонсируя этот законопроект, нам говорят, что, по сути дела, это предупредительные меры. Профилактика - это действительно предупреждение, а о чём предупреждать этих 141 тысячу человек, которые уже годами находятся в бегах и не желают платить алименты? Поэтому, отвечая на главный вопрос: почувствуют ли дети, что они защищены этим законом, когда он будет принят, - наверное, я скажу нет. И никакой это не шаг вперёд, а скорее это бег на месте, потому что это примиряет как бы всех. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ОСТАНИНА Н. А. Мы проголосуем за этот законопроект, но, коллеги, я ещё раз напомню, во втором чтении мы уже создатели окончательного варианта законопроекта, поэтому все высказанные сегодня по этому законопроекту замечания, предложения, прозвучавшие в вопросах, давайте реализуем всё-таки ко второму чтению, внесём и примем полноценный закон, который действительно будет хотя бы небольшим шагом вперёд в решении вопроса выплаты задолженности по алиментам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. Нет необходимости. Анатолий Борисович Выборный - заключительное слово и выступление от фракции, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прежде всего, подчеркну, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассматриваемый проект федерального закона поддержит и будет голосовать за его принятие в первом чтении. И поскольку серьёзных возражений против принятия данного проекта федерального закона не прозвучало, напротив, от всех выступающих поступили предложения в поддержку данного проекта федерального закона, даже от Нины Александровны после её эмоционального выступления, я бы подчеркнул следующее: да, мы готовы поддержать любые начинания, любые инициативы, которые направлены на защиту наших детей. Но самое главное, что необходимо вынести из рассмотрения данного проекта федерального закона, что его принятие не на словах, а на деле будет служить повышению гарантий исполнения судебных актов на этот счёт, с одной стороны, а с другой стороны, безусловно, повысит мотивацию должников, которые не уплачивают алименты. И конечно же, каждое судебное решение, каждое исполнение судебного акта на этот счёт направлено на защиту наших детей, уважаемые коллеги. Ну и последнее, по поводу тех вопросов, которые прозвучали, по поводу оспаривания решений, которые связаны с созданием реестра, его ведением и так далее. Хотел бы также обратить внимание на то, что никто не отменял вышестоящее руководство, куда можно обратиться по тому или иному вопросу, с одной стороны, а с другой стороны, никто не отменял и прокурорский надзор. Самое главное, уважаемые коллеги, принимая решение о создании реестра должников по алиментным обязательствам, мы создаём... В советское время была доска позора и была доска почёта, так вот это, уважаемые коллеги, условно говоря, доска позора. И я глубоко убеждён, какой бы ни был должник по алиментным обязательствам, никто не желал бы туда попасть, чтобы родные, близкие, друзья, коллеги по работе, знакомые говорили о нём, как о человеке, который не выполняет обязанностей перед своими же детьми. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддержит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 22 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.