Заседание № 164
О проекте федерального закона № 451173-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путём необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов заёмного труда, а также другими способами).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Хотел бы напомнить, что законопроект со стандартным наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты..." направлен на запрет в России заёмного труда как формы трёхсторонних трудовых отношений и на недопущение их подмены гражданско-правовыми отношениями. В первом чтении законопроект был принят ещё в 2010 году, во втором - в апреле 2013 года, и весь этот период шёл длительный процесс согласования некоторых принципиальных положений, касающихся прав частных агентств занятости, и увязки их с другими распространёнными формами трудовых отношений. Кроме того, ряд положений данного законопроекта был учтён в рамках закона "О специальной оценке условий труда" и закона-спутника. В связи с этим возникла необходимость вернуть законопроект во второе чтение, о чём комитеты просят участников данного заседания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение о возврате во второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 59 сек.) Проголосовало за 235 чел.52,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 235 чел. Не голосовало 215 чел.47,8 % Результат: принято Предложение принимается. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, комитетом подготовлено восемь поправок к законопроекту, которые сведены в таблицу № 1 и рекомендуются к принятию. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу № 1 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 37 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, в случае принятия законопроекта во втором чтении, просьба принять его сегодня также и в третьем - он полностью подготовлен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
11-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 22 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Было предложение принять и в третьем чтении. Есть желающие выступить по мотивам? Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, с принятием этого закона мы даже несколько запаздываем. Многие из нас в суете не замечают, как у нас идёт процесс обесценивания труда. Многие из тех, кто ездит на железнодорожном транспорте, не представляют, какой они подвергают себя опасности. Почему? Потому что подавляющая часть персонала работает по договору, у них не идёт стаж, не учитывается вредность, то есть они месяцами не выходят из вагонов, а из-за этого, с моей точки зрения, могут случиться в ближайшее время - не дай нам бог, не накаркать бы! - и серьёзные аварии. Я призываю всех поддержать этот закон, потому что он хотя бы частично ограничит аппетиты тех людей, которые зарабатывают капиталы на здоровье своих сограждан, на технике безопасности, написанной кровью! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 55 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 96
О проекте федерального закона № 451173-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путём необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов заёмного труда, а также другими способами).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был принят Государственной Думой в первом чтении 20 мая 2011 года. Он предполагает запрет на использование механизмов заёмного труда как способа уклонения работодателей от установленных законодательством Российской Федерации обязательств перед работниками, а также установление правового статуса негосударственных организаций по содействию в трудоустройстве населения. Для реализации этих задач решением Государственной Думы была создана рабочая группа с участием представителей сторон Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Её работа позволила Комитету по труду, социальной политике и делам ветеранов подготовить законопроект ко второму чтению. Все поступившие поправки сведены в две таблицы: в таблице № 1 шесть поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, в таблице № 2 десять поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Просьба утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич, в таблице № 1 не семь поправок? ТАРАСЕНКО М. В. Семь, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы оговорились? ТАРАСЕНКО М. В. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок № 1? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Прошу вынести на отдельное голосование поправку 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1 без поправки 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 56 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Таблица № 1 без поправки 1 принимается. Борису Сергеевичу Кашину включите, пожалуйста, микрофон. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, в законопроекте есть очень хорошая и понятная всем статья о запрещении "заёмного труда", и там прямо сказано, что "заёмный труд" запрещён. Но вот "заёмным трудом" не считается обусловленное трудовым договором выполнение какой-то трудовой функции, когда одна организация посылает работника в другую организацию с какой-то конкретной целью, а тем не менее поправка 1 включает в себя такие вещи, как предоставление права специальным агентствам, аккредитованным в соответствующем органе исполнительной власти, целенаправленно заниматься собственно подбором людей для временной работы, и непонятно, как это связано вот с тем трудовым договором, который заключает работник. То есть у нас есть опасение, что под видом, так скажем, вот таких агентств, вся эта практика "заёмного труда", которая очень остро воспринимается, я скажу, особенно работниками предприятий горнодобывающей промышленности, будет снова процветать. Поэтому мне кажется, что формулировки должны быть уточнены. Я ещё раз повторяю, там написано, что осуществлять деятельность по предоставлению труда работников имеют право частные агентства, прошедшие соответствующую аккредитацию, - такая формулировка нас не устраивает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, дело в том, что действительно в законопроекте, во внесённых поправках в Закон "О занятости..." и в Трудовой кодекс, достаточно чётко сформулировано, что "заёмный труд" в Российской Федерации запрещён, но выделено несколько случаев - это, допустим, студенты-очники, которые могут устраиваться на временную работу не непосредственно у работодателя, а через частные агентства занятости; многодетные матери, которые хотят иметь гибкий режим работы, не быть связанными с конкретным работодателем, а иметь определённую функцию; всего таких направлений четыре, в том числе это касается и случаев временного увеличения объёмов производства - на срок до девяти месяцев. По этим позициям велась очень жёсткая полемика и этот перечень исчерпывающий. Это точно так же, как в разделе Трудового кодекса, в котором говорится о том, что принудительный труд в Российской Федерации запрещён, - принудительный труд остаётся запрещённым, но есть случаи, когда государство может его применять. Вот точно так же и здесь, при этом список исчерпывающий, список жёсткий. И кстати говоря, работа над этим списком как раз и привела к тому, что дискуссия шла в течение полутора лет. Частные агентства занятости, безусловно, Российской Федерации нужны, и, безусловно, они выступают в качестве работодателя вот в этих исключительных случаях, а основная их задача заключается в другом - они способствуют подбору персонала, оказывают услуги предприятиям. Поэтому комитет считает, что поправку 1 из этой таблицы необходимо принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 1 из таблицы поправок № 1 на голосование. Включите режим голосования. Коллеги, через минуту я объявлю "час голосования", прошу всех иметь это в виду и вернуться в зал, если кто-то по каким-то причинам из зала вышел. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 45 сек.) Проголосовало за 285 чел.63,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 285 чел. Не голосовало 165 чел.36,7 % Результат: принято Поправка принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу поправок № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 14 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
13-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 34 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 232
О проекте федерального закона № 451173-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путём необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов заёмного труда, а также другими способами; внесён депутатами Государственной Думы А. К. Исаевым, М. В. Тарасенко, Ю. А. Песковской, а также В. Я. Комиссаровым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к 27-му пункту, последнему пункту сегодняшней повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Комитет предлагает рассмотреть его с одним докладом: и от авторов, и от комитета выступит Михаил Васильевич Тарасенко. Нет возражений? ИЗ ЗАЛА. Нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный проект закона, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработан в целях внесения в российское законодательство норм, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путём необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов заёмного труда либо другими способами. Необходимость разработки данного законопроекта была подкреплена постановлением Государственной Думы при рассмотрении нами в первом чтении закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности...". Уважаемые коллеги, заключив трудовой договор с работодателем, физическое лицо приобретает правовой статус работника, содержание которого определяется положениями 37-й статьи Конституции Российской Федерации, а также Трудового кодекса. Этот статус охватывает ряд трудовых прав и гарантий, а также социальных прав и гарантий, соответствующих трудовым отношениям либо вытекающих из них, в частности, это права: на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; на защиту от безработицы; на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку; на отдых и гарантии установленных федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Лицо, заключившее гражданско-правовой договор о выполнении работ или оказании услуг, не наделено вышеперечисленными конституционными правами и не пользуется соответствующими гарантиями. В ещё более бесправном положении оказываются лица, выполняющие работы без оформления каких-либо договоров, что очень часто встречается на практике. В нашей правовой системе встречаются факты, когда на местах не хватает законодательных мер для того, чтобы защитить пострадавших людей. Надо сказать, что в определениях Конституционного Суда эта тема неоднократно рассматривалась, и Конституционный Суд принял решение о том, как нужно регулировать эти вопросы. В данном законопроекте, который вносит группа авторов, эти вопросы учтены, позиция Конституционного Суда здесь учтена. Прежде всего в целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей законопроектом предусматривается возможность признания наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными гражданско-правовым договором. Закрепляется положение, которое даёт право признать это не только суду, но и государственной инспекции труда. Законопроектом предлагается новая формулировка части третьей Трудового кодекса, изменяющая ряд положений, касающихся случаев, когда новый работник допускается к работе не работодателем, не лицом, официально представляющим его, а лицом, которое выполняет организационно-распорядительские функции. В целях усиления ответственности работодателя при уклонении от заключения трудового договора представляется также необходимым внести дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Ну и для предотвращения уклонения работодателя от заключения трудовых договоров путём использования механизма заёмного труда законопроектом предполагается дополнить статью "Понятие трудового договора. Стороны трудового договора" новой частью, определяющей, кто является работодателем в так называемых трёхсторонних отношениях, то есть в случаях, когда в соответствии с трудовым договором работник производит работу не для лица, заключившего с ним договор или фактически допустившего работника до работы, а для обслуживаемого этим лицом по договору гражданско-правового характера юридического лица или индивидуального предпринимателя. В этих случаях работодателем должно признаваться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, для которого производится работа. В связи с получившим широкое распространение дискриминационным отношением со стороны работодателей к трудовым мигрантам законопроектом предполагается дополнение статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан..." положением о том, что иностранные граждане имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Вносится также ряд изменений в закон "О занятости...". На рассматриваемый законопроект получены отзывы от тридцати семи законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и пятидесяти высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: из двадцати двух субъектов получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов следует считать невыраженным. Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении высказывает ряд юридико-технических замечаний, которые могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии его доработки с учётом замечаний, изложенных в официальном отзыве правительства. Комитет по труду и социальной политике распространил дополнения к проекту постановления по данному законопроекту, в которых максимально учитываются эти тезисы - они у вас на руках, это сегодня было распространено, - то есть комитет предлагает максимально учесть замечания, изложенные правительством, при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению в целом поддерживает концепцию законопроекта. И хочу ещё сказать, что в Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сторона профсоюзов поддерживает концепцию законопроекта, а сторона общероссийских объединений работодателей в своём заключении сообщает, что Российский союз промышленников и предпринимателей поддерживает идею о необходимости реализации мер, в том числе внесения изменений в трудовое и смежное с ним законодательство в части норм, препятствующих необоснованному заключению гражданско-правовых договоров вместо трудовых договоров, развитию бездоговорных отношений, но не поддерживает данный законопроект. С учётом всего изложенного Комитет по труду и социальной политике принял решение поддержать данный законопроект, и с учётом поправок, внесённых в проект постановления Государственной Думы, мы просим принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. Тогда я ставлю на голосование вопрос следующим образом, поскольку есть поправки: кто за то, чтобы принять постановление о принятии данного законопроекта в первом чтении за основу? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 25 мин. 51 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принято. Поправка обоснована комитетом. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование поправка, розданная в зале, подписанная депутатами Исаевым и Тарасенко. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 26 мин. 19 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Поправка принята. Ставлю на голосование законопроект в первом чтении. Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 26 мин. 45 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принято.