Заседание № 41

17.09.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 451110-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение требований законодательства к посещению игорного заведения; внесён Новосибирским областным Советом депутатов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4790 по 5164 из 6404
Мы переходим, уважаемые коллеги, к блоку альтернативных законопроектов,         
которых у нас в повестке под пунктом 24 шесть. Мы с вами будем их               
рассматривать последовательно, потом будет рейтинговое голосование.             
                                                                                
Я приглашаю на трибуну депутата Государственной Думы Сергея Николаевича         
Егорова, который представляет Законодательное Собрание Пензенской области. Он   
докладывает о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс        
Российской Федерации об административных правонарушениях". Это пункт 24.1.      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЕГОРОВ С. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Федеральный закон    
от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ "О государственном регулировании               
деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений    
в некоторые законодательные акты Российской Федерации" устанавливает ряд        
требований, которым должны соответствовать игорные заведения. Деятельность      
игорных заведений, не отвечающих этим требованиям, должна быть прекращена с 1   
июля 2007 года. Кроме того, органы государственной власти субъектов             
Российской Федерации вправе были принять до 1 июля 2007 года решение о          
запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъектов Российской           
Федерации, за исключением игорных зон, деятельности по организации и            
проведению азартных игр.                                                        
                                                                                
На этом основании законом Пензенской области от 30 июня 2007 номер 1293 "О      
запрете на территории Пензенской области деятельности по организации и          
проведению азартных игр с использованием игровых автоматов" такая               
деятельность запрещена на территории области с 1 января 2008 года.              
                                                                                
Тем не менее в ходе проводимых органами прокуратуры, налоговыми органами,       
органами внутренних дел проверок деятельности игорных заведений было            
отмечено, что в ряде из них осуществляется организация и проведение азартных    
игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе      
сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи. Однако в     
федеральном законодательстве не определена прямая административная              
ответственность за нарушение норм, затрагивающих вопросы организации            
деятельности игорных заведений. Действующие статья 14.1 Кодекса Российской      
Федерации об административных правонарушениях и статья 171 Уголовного кодекса   
Российской Федерации, по мнению законодателей области, недостаточны для         
урегулирования таких правоотношений, поскольку устанавливают ответственность    
только за незаконное предпринимательство, выраженное в отсутствии               
государственной регистрации, лицензии или в нарушении условий,                  
предусмотренных в разрешении (лицензии). Федеральный закон от 29 декабря 2006   
года № 244-ФЗ сохраняет действие ранее выданных лицензий на организацию и       
содержание игорных заведений, условиям которых эти игорные заведения            
соответствуют, но необходимость соблюдения требований самого федерального       
закона, а также нормативных актов субъектов, указанных норм Кодекса об          
административных правонарушениях и Уголовного кодекса не предусматривает.       
                                                                                
Предлагается установить административную ответственность за осуществление       
деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением              
законодательства, регулирующего деятельность игорных заведений. Предлагается    
установить за данное правонарушение административное наказание в виде штрафа    
и установить в качестве субъекта, уполномоченного составлять протоколы по       
данным административным правонарушениям, должностных лиц органов внутренних     
дел и налоговых органов, а судей - в качестве субъекта, уполномоченного         
рассматривать дела по данным правонарушениям.                                   
                                                                                
Законопроект предлагает дополнить Кодекс об административных правонарушениях    
статьёй, предусматривающей ответственность в случае организации и проведения    
азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том   
числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, в      
виде административного штрафа, налагаемого на должностное лицо, в размере 50    
тысяч рублей, а на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без     
образования юридического лица, и на юридических лиц в размере 500 тысяч         
рублей.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, у нас будет единый содоклад по   
всем законам.                                                                   
                                                                                
По пункту 24.2 доклад сделает Ильдар Ирекович Гильмутдинов, он представляет     
Государственный Совет Республики Татарстан. Законопроект с тем же названием.    
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Во многих субъектах Российской    
Федерации, в том числе в Республике Татарстан, где введены запреты или          
ограничения на деятельность игорных заведений, всё более активно начинают       
развиваться интернет-кафе, в которых организуются и проводятся азартные игры    
с использованием сети Интернет, что вызывает справедливое недовольство          
граждан и создаёт социальную напряжённость в обществе. Законопроектом,          
который внесён Госсоветом Республики Татарстан, предлагается дополнить Кодекс   
Российской Федерации об административных правонарушениях статьёй 14.35,         
устанавливающей административную ответственность за осуществление               
деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением              
законодательства, регулирующего деятельность игорных заведений, а также,        
повторяю, повышенную ответственность за организацию и проведение азартных игр   
с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети     
Интернет. Предлагается установить за данные правонарушения административные     
наказания в виде штрафа или административного приостановления деятельности на   
срок до девяноста суток.                                                        
                                                                                
Наш законопроект совпадает с тем, что докладывал Сергей Николаевич, есть        
просто некоторое отличие. Предлагаю данный законопроект поддержать и хотел бы   
в конце проинформировать о том, что сорок четыре субъекта Российской            
Федерации дали положительные заключения, против всего три. Прошу вас            
рассмотреть и поддержать.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Ирекович.                                 
                                                                                
О законопроекте из пункта 24.3 мы узнаем в ходе содоклада, тем более что        
Новосибирский областной Совет депутатов просит рассмотреть законопроект без     
участия своего представителя. Пункт 24.4 - это законопроект Законодательного    
Собрания Нижегородской области, и тоже имеется письменное обращение с           
просьбой рассмотреть законопроект без участия их представителя. То же самое     
касается пункта 24.5, это законопроект Законодательного Собрания Челябинской    
области: мы рассматриваем его без участия их представителя. И наконец, пункт    
24.6: Московская областная Дума также направила в наш адрес письменное          
обращение с просьбой рассмотреть данный проект без участия своего               
представителя. Поэтому Александр Петрович Москалец от имени комитета даст       
комментарии по всем шести законопроектам.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Все шесть         
рассматриваемых законопроектов объединяет направленность на установление        
административной ответственности за нарушение законодательства о                
государственном регулировании деятельности по организации и проведению          
азартных игр. При этом имеются и предложения по установлению обобщённой         
ответственности за нарушение требований федерального законодательства, за       
осуществление незаконной деятельности, если при этом не имеется признаков       
уголовно наказуемого деяния, и ещё разные варианты, я сказал бы, вкусового      
характера.                                                                      
                                                                                
Особый упор практически все авторы сделали на проблему использования            
информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также    
средств связи, в том числе подвижной связи. Но, проанализировав                 
содержательную часть всех законопроектов, можно отметить, к сожалению,          
отсутствие в них учёта того, что, во-первых, на основании части 1 статьи 16     
Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по            
организации и проведению азартных игр..." игорные заведения, имеющие            
соответствующие лицензии, вправе продолжить свою деятельность лишь до 30 июня   
2009 года при обязательном условии соответствия их требованиям федерального     
закона.                                                                         
                                                                                
Кроме того, и это будет во-вторых, в соответствии с пунктом 3 статьи 5          
федерального закона деятельность по организации и проведению азартных игр с     
использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети       
Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.        
Подтверждаю: запрещена вообще.                                                  
                                                                                
А ответственность, и это будет в-третьих, за осуществление                      
предпринимательской деятельности, в том числе деятельности по организации и     
проведению азартных игр, без государственной регистрации, за осуществление      
предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое        
разрешение обязательно, за осуществление предпринимательской деятельности с     
нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией,      
уже установлена, она предусмотрена статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации    
об административных правонарушениях.                                            
                                                                                
И наиболее сильный аргумент здесь можно привести такой: за осуществление        
предпринимательской деятельности без специального разрешения, в случаях если    
такое разрешение обязательно, или с нарушением лицензионных требований и        
условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам или гражданину,      
организации или государству либо сопряжено с извлечением доходов в крупном      
размере, ответственность предусмотрена статьёй 171 Уголовного кодекса           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Таким образом, мы видим только одно - неполное желание на местах заниматься     
правоприменительной практикой, вырабатывая при этом упрощённые подходы к        
решению вопроса. А также отсутствие комплексных действий, несамокритичность     
по отношению к своим предыдущим решениям и перевод ответственности только на    
федеральный центр стали основой побудительных и, я сказал бы, неубедительных    
мотивов рассматриваемых предложений.                                            
                                                                                
Кроме того, следует отметить то, что предлагаемые диспозиции в статьи Кодекса   
об административных правонарушениях нуждаются в конкретизации, так как          
требования к организаторам азартных игр, посетителям игорного заведения,        
общие требования к самому игорному заведению, а также ряд других требований     
по организации и проведению азартных игр установлены федеральным законом. И     
не все нарушения этих требований отличаются одинаковой общественной             
вредностью, следовательно, не должны наказываться одинаково. А наказание в      
виде приостановления деятельности и конфискации игрового оборудования за        
нарушение, например, такого требования, как размещение в доступном для          
посетителей месте текста указанного федерального закона, вряд ли можно          
считать оправданным. Ну не вывесил он этот текст или по каким-то другим         
причинам его не оказалось - и что, за это приостанавливать деятельность? Мы     
думаем, здесь уже слишком большой перехлёст в санкциях.                         
                                                                                
Также необходимо отметить, что за такие требования к организаторам азартных     
игр, как необходимость соблюдения установленных правил совершения операций с    
денежными средствами, статьёй 15.1 Кодекса об административных                  
правонарушениях административная ответственность уже установлена.               
                                                                                
Рядом законопроектов предусмотрено такое административное наказание, как        
приостановление деятельности. Однако действующий на сегодня перечень случаев    
применения данного наказания не содержит нарушений в области деятельности по    
организации и проведению игр. Неверным представляется указание и на граждан в   
качестве субъектов ответственности за осуществление деятельности по             
организации и проведению азартных игр, поскольку организаторами азартных игр    
могут выступать исключительно юридические лица.                                 
                                                                                
Обсуждаемые законопроекты проанализированы также в Комитете по экономической    
политике и предпринимательству и в Комитете по информационной политике,         
информационным технологиям и связи. И, высказывая общее мнение комитетов,       
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству   
рекомендует Государственной Думе рассматриваемые законопроекты отклонить.       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть все?                                              
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Все.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все. Понятно. Комитет рекомендует все законопроекты       
отклонить.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, будем обсуждать? Будем. Есть вопрос. Нет, депутат Илюхин     
не настаивает. Есть ли желающие выступить? Есть.                                
                                                                                
Депутат Илюхин, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Вопросы мы не задаём, а выступление предполагается одно.                        
                                                                                
Пожалуйста, присаживайтесь, Александр Петрович.                                 
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я считаю, что проблема эта и достаточно сложная, и           
достаточно важная, и достаточно значимая. Значимая потому, что тогда, когда     
мы приняли с вами решение о ликвидации, как говорится, игорного бизнеса и об    
установлении определённых зон, в которых разрешается этот вид деятельности,     
игорный бизнес, как говорится, стал использовать другие доступные формы и       
методы, в том числе и с использованием информационно-телекоммуникационных       
сетей. Страшно здесь то, что к этим азартным играм начинают приобщаться наши    
дети, молодое поколение в них достаточно увлечённо участвует.                   
                                                                                
Проблема есть, коли более сорока субъектов права законодательной инициативы     
поддержали предложение моих земляков-пензяков. И Татария правильно сделала,     
что внесла данный законопроект. Говорить о том, что здесь несовершенна сама     
правоприменительная практика, - у меня нет таких оснований. Ведь посмотрите,    
половина субъектов Федерации, даже более отмечают, что есть проблема и её       
надо решать. Это, я подчёркиваю, разлагает сознание наших молодых людей.        
                                                                                
Александр Петрович, может быть, и прав, когда говорит: да есть это всё,         
предусмотрено воздействие. Но вы посмотрите, какое это воздействие. Вот         
заключение Комитета по информационной политике, информационным технологиям и    
связи, где говорится о том, что в соответствии со статьями такого-то и          
такого-то закона вся деятельность игорного бизнеса, в том числе и через         
Интернет, должна лицензироваться, а если не лицензируется, то наступает         
такая-то и такая-то ответственность. Но, уважаемые коллеги, а кто будет         
лицензировать эту деятельность? Внезапно, неожиданно будут подключаться и       
выходить, как говорится, в эфир по этим каналам.                                
                                                                                
А потом ведь есть и другой аспект - воздействие какое? Вот если не              
залицензировал, мы тебя будем наказывать, будем штрафовать. Но ведь надо        
сначала добиться того, чтобы эту деятельность запретили, только лишь тогда      
последует наказание. А в это время те, кто нарушает правила лицензирования,     
пойдут в суды, заведут такую бодягу, что мы долго будем ждать удобного          
момента для возможного воздействия на нарушителя. Я думаю, что абсолютно        
правильно было бы, если бы в административном кодексе мы предусмотрели          
наступление ответственности прямо за конкретное нарушение без всякого, как      
говорится, использования закона о лицензировании.                               
                                                                                
Да, законопроекты схожие. И у Татарии такой же закон. Я думаю, что за           
основу-то можно принять вариант Законодательного Собрания Пензенской области,   
и всё положительное, всё то, что объективно можно использовать в качестве       
дополнительных поправок ко второму чтению, надо из других законопроектов        
взять. Но, я подчёркиваю, оставлять эту проблему без урегулирования, не         
воздействовать на нарушителей нельзя.                                           
                                                                                
Я недавно только побывал в законодательных собраниях ряда областей, они снова   
подтверждают, что эта проблема есть. Надо к ним прислушаться. Давайте           
поддержим.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович.                                 
                                                                                
Больше нет желающих выступить. Не настаивают на выступлении представители       
администрации президента и правительства. Комитет, как вы слышали, предлагает   
отклонить все законопроекты, но я ставлю их на рейтинговое голосование в        
порядке обсуждения.                                                             
                                                                                
Итак, голосуем по пункту 24.1 - это пензенский законопроект.                    
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Голосуем по пункту 24.2 - это законопроект, который внёс Госсовет Татарстана.   
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
24.3 - это законопроект Новосибирского областного Совета депутатов.             
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Следующий - это нижегородский законопроект.                                     
                                                                                
Включите режим голосование. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
24.5 - это законопроект Законодательного Собрания Челябинской области.          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования. (Идёт голосование.)                     
                                                                                
И наконец, 24.6 - это законопроект Московской областной Думы.                   
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Теперь покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 24.1.             
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за               83 чел.18,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     83 чел.                                          
Не голосовало                 367 чел.81,6%                                     
                                                                                
По пункту 24.2.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              101 чел.22,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    101 чел.                                          
Не голосовало                 349 чел.77,6%                                     
                                                                                
По пункту 24.3.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     95 чел.                                          
Не голосовало                 355 чел.78,9%                                     
                                                                                
По пункту 24.4.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 49 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     95 чел.                                          
Не голосовало                 355 чел.78,9%                                     
                                                                                
По пункту 24.5.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 49 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     95 чел.                                          
Не голосовало                 355 чел.78,9%                                     
                                                                                
И по пункту 24.6.                                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 50 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за               93 чел.20,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     93 чел.                                          
Не голосовало                 357 чел.79,3%                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, согласно Регламенту я ставлю на голосование в первом        
чтении законопроект, набравший наибольшее число голосов при рейтинговом         
голосовании, - это законопроект, внесённый Госсоветом Республики Татарстан,     
пункт 24.2.                                                                     
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 51 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              111 чел.24,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    111 чел.                                          
Не голосовало                 339 чел.75,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не проходит законопроект.                                                       
                                                                                
Ни один из законопроектов не набрал нужного числа голосов и не считается        
принятым.