Заседание № 230

30.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 450825-8 "О внесении изменений в статьи 39-7 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" (в части изменения порядка расчёта арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 39-7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6402 по 6498 из 9347
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 39-7 и 65   
Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О       
государственной кадастровой оценке". Доклад Владимира Игоревича Самокиша.       
                                                                                
САМОКИШ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Речь идёт о принятии во      
втором чтении законопроекта, первое чтение которого прошло в 2023 году. Он      
говорит о том, что при предоставлении земельных участков без торгов арендная    
плата будет рассчитываться исключительно исходя из кадастровой стоимости. При   
подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении основные дискуссии     
шли по вопросам, связанным с тем, чтобы для энергетиков, транспортников и так   
далее сохранились договоры, которые были заключены до этого на иных условиях,   
- эта поправка в тексте законопроекта есть. В целом поступило пять поправок:    
четыре рекомендованы к принятию, одна - к отклонению. Просьба утвердить         
таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставится на голосование.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 35 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              386 чел.85,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 35 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              361 чел.80,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   24 чел.5,3 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
САМОКИШ В. И. Уважаемые коллеги, спасибо за деятельную поддержку                
законопроекта в двух чтениях. Просьба согласовать рассмотрение этого            
законопроекта в третьем чтении сегодня и принять его. Все экспертизы            
проведены, законопроект полностью готов к рассмотрению в третьем чтении.        
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений - в третьем чтении           
рассмотреть? Нет.                                                               
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 173

29.11.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 450825-8 "О внесении изменений в статью 39-7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" (в части изменения порядка расчёта арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3300 по 3687 из 5859
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 39-7 и       
признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской      
Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О                
государственной кадастровой оценке". Доклад официального представителя          
правительства статс-секретаря - замруководителя Федеральной службы              
государственной регистрации, кадастра и картографии Алексея Игоревича           
Бутовецкого.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы        
государственной регистрации, кадастра и картографии.                            
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На     
ваше рассмотрение предлагается законопроект о внесении изменений в Земельный    
кодекс Российской Федерации и закон "О государственной кадастровой оценке".     
Он посвящён обеспечению единства методики определения размера арендной платы    
за использование земельных участков, находящихся в государственной или          
муниципальной собственности.                                                    
                                                                                
В 2018 году Счётной палатой была проведена большая проверка на тему             
обоснованности и правильности определения размера арендной платы за             
пользование государственной и муниципальной землёй. По итогам этой проверки     
было выявлено, что не только отсутствует какая-либо единая методика, но и       
зачастую органами государственной власти субъектов Российской Федерации,        
муниципальными образованиями, а также на федеральном уровне применяются         
показатели, которые не имеют экономического обоснования, а сами по себе         
формулы, которые применяются для расчёта, зачастую очень сложны и не отвечают   
принципу простоты, что, естественно, вызывает справедливые нарекания со         
стороны предпринимательского сообщества. В связи с этим в соответствии с        
указанием президента Правительством Российской Федерации подготовлен и внесён   
в Государственную Думу законопроект, который обеспечивает единство методики     
расчёта арендной платы. Основой для расчёта предлагается установить             
кадастровую стоимость земельных участков.                                       
                                                                                
В прошлом году по всей Российской Федерации была проведена государственная      
кадастровая оценка всех земельных участков. Следующий тур как раз в 2026 году   
- это дата вступления в силу закона, проект которого мы просим рассмотреть и    
поддержать. Таким образом, к 2026 году у нас будет абсолютно актуальная         
кадастровая стоимость земли, и мы сможем перейти на те механизмы, которые       
предлагаются в законопроекте.                                                   
                                                                                
Естественно, поскольку вопрос экономический, очень чувствительный, мы           
получили согласование абсолютно всех субъектов Российской Федерации в           
отношении данного законопроекта, то есть это решение полностью устраивает       
регионы.                                                                        
                                                                                
Что такое решение даёт бизнес-сообществу? Сейчас, когда расчёт арендой платы    
не основан на кадастровой стоимости, по сути, предпринимателю нужно             
оспаривать в суде соответствующий закон субъекта или другой нормативный акт,    
которым определена арендная плата. Понятно, что сделать это практически         
невозможно. Хотя эпизодические решения Верховного Суда на эту тему есть, но в   
целом предприниматель всегда здесь является слабой стороной, и он практически   
не может доказать, что тот или иной закон принят без соответствующего           
финансово-экономического обоснования.                                           
                                                                                
Мы предлагаем также сделать оговорку, что иное может быть предусмотрено         
федеральным законом. Для чего это делается? Это делается для того, чтобы        
продолжить действие антикризисных мер, которые были предложены правительством   
в 2022 году и одобрены Государственной Думой. Я напомню, что в рамках того      
закона регионы, муниципалитеты и органы государственной власти федерального     
уровня получили право устанавливать арендную плату в размере 1 рубля. Это       
позволяет сегодня предоставлять землю по такой максимально льготной цене        
прежде всего для импортозамещения. 42 субъекта Российской Федерации             
воспользовались этим механизмом, и у нас в работе находится достаточно много    
таких проектов, где земля предоставлена в аренду именно за рубль в основном     
под производственные цели в рамках импортозамещения.                            
                                                                                
С учётом изложенного просим законопроект поддержать.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Андрея Петровича Гимбатова.                                            
                                                                                
ГИМБАТОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект внесён          
Правительством Российской Федерации, разработан в соответствии с указанием      
Президента Российской Федерации и направлен на установление единого подхода к   
определению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в          
государственной или муниципальной собственности.                                
                                                                                
Законопроект, по сути, не вводит новых механизмов исчисления арендной платы,    
а лишь устанавливает один из ныне существующих как единственный. Такой          
подход, по мнению комитета, будет способствовать прозрачности определения       
размера арендной платы, позволит сопоставлять размеры такой платы для           
различных схожих по назначению земельных участков и избежать скрытых и          
необоснованных преференций для отдельных категорий хозяйствующих субъектов.     
                                                                                
У комитета есть замечания в отношении переходных положений. Норма о запрете     
изменения размера арендной платы по ранее заключённым договорам не позволит     
достичь поставленной цели, в связи с чем нуждается в доработке ко второму       
чтению.                                                                         
                                                                                
Учитывая изложенное, комитет поддерживает законопроект и рекомендует его к      
принятию в первом чтении.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Алимова Ольга Николаевна, пожалуйста.                                           
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, согласно законопроекту не запрещается включать в    
порядок расчёта ставки арендной платы различные переменные, он лишь             
устанавливает обязанность брать за основу кадастровую стоимость, ну, то есть    
разногласия не исчезнут. В то же время мы часто сталкиваемся с такой            
практикой, когда при изъятии земельных участков у частных лиц за несколько      
месяцев до этого снижают кадастровую стоимость, и не на 5, 10, 15 процентов,    
а в 5-10 раз. Как правило, это участки с домами, которые являются               
единственным или основным местом жительства. Не получится ли так, что           
кадастровая стоимость начнёт ещё больше непредсказуемо изменяться?              
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо, Ольга Николаевна, за вопрос. Не получится,            
поскольку Земельным кодексом предусмотрена выплата рыночной стоимости, а не     
кадастровой при изъятии недвижимости для государственных или муниципальных      
нужд.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лябихов Роман Михайлович.                                 
                                                                                
ЛЯБИХОВ Р. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Алексей Игоревич, хороший закон, правильный. В общем-то, единообразие должно    
быть, тут полностью согласен. Уточните, пожалуйста, два момента. Первый:        
почему 2026-й - понятно из вашего доклада, но, возможно, во втором чтении       
надо поправить на 2025-й? И второй момент: все ли субъекты будут попадать? У    
нас сегодня есть такое крупное ведомство, как Управление делами президента,     
они по особой норме начисляют арендную плату - вот попадут ли они в этот        
общий перечень?                                                                 
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопросы, Роман Михайлович.                          
                                                                                
В настоящее время 74 субъекта Российской Федерации используют кадастровую       
стоимость в формулах расчёта. Как раз для того, чтобы все субъекты могли        
перейти, мы подробно с каждым регионом это обсуждали - как раз мы и             
предлагаем 2026 год. Также 2026 год предложен, поскольку у нас в 11 отраслях    
на федеральном уровне кадастровая стоимость не используется, поэтому            
предстоит большая работа. Теплоснабжение, энергетика, аэродромы - вот там       
предстоит большое финансово-экономическое обоснование и работа по               
актуализации ставок.                                                            
                                                                                
Что касается Управделами президента, мы уже с прошлого года перевели всю        
федеральную собственность, когда предоставление земельных участков идёт без     
торгов, на кадастровую стоимость в качестве базы. То есть это уже работает.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович.                              
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, вопрос следующий. Переход на оплату по              
кадастровой стоимости, особенно для больших городов и центральной части этих    
городов, будет означать увеличение арендной платы за земельные участки в        
разы. Причём это коснётся, как я понимаю, не только предпринимателей, но и в    
том числе государственных и муниципальных бюджетных учреждений и так далее.     
По существующему сейчас порядку была возможность при помощи понижающих          
коэффициентов вот это всё как-то уравнивать. Вот не приведёт ли принятие        
этого закона к тому, что мы не то что, как вы говорите, поможем бизнесу, мы     
поставим в неравные условия не только бизнес, но и государственные...           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос.                                             
                                                                                
Во-первых, государственным и муниципальным учреждениям земельные участки в      
аренду не предоставляются, у них право постоянного бессрочного пользования по   
статье 39-9 Земельного кодекса, поэтому на них это не отразится.                
                                                                                
Во-вторых, что касается крупных городов, там уже сейчас применяется             
кадастровая стоимость, кроме Московской области, которая как раз планирует с    
1 января 2026 года тоже перейти на кадастровую стоимость. Мы для крупных        
городов рисков не видим, поскольку там уже эта система работает.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Говырин Алексей Борисович.                                
                                                                                
ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, буквально месяц назад мы в этом зале проводили      
парламентские слушания по теме малого и среднего предпринимательства, и один    
из вопросов, который на этих слушаниях звучал, касался непосредственно          
определения самой базы, то есть самой кадастровой стоимости. В 2018 году        
Президент России в Послании Федеральному Собранию как раз также говорил об      
этой проблеме. Он сказал о том, что в реальности кадастровая стоимость,         
которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно превышает   
её. Нужно уточнить механизмы расчёта налога, а также определения кадастровой    
стоимости недвижимости, в любом случае она не должна превышать рыночную         
стоимость, реальную рыночную стоимость.                                         
                                                                                
Скажите, пожалуйста, вот как на сегодня обстоят дела в этой части?              
Предприниматели говорят, что, по сути, сегодня есть три кадастровые             
стоимости: есть непосредственно кадастровая, есть рыночная и есть та, которая   
принимается банками в качестве залога.                                          
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. В своё время обсуждалась тема, чтобы        
сделать кадастровую стоимость залоговой, но банковское сообщество с этим не     
согласилось, по-прежнему для залога сегодня используется рыночная стоимость.    
                                                                                
Две реформы, которые были проведены в 2016-м и в 2019 году, по                  
совершенствованию установления кадастровой стоимости в размере рыночной         
позволили практически в 2 раза снизить количество оспариваний кадастровой       
стоимости. Если мы по состоянию на 2018 год имели больше 70 тысяч споров в      
год относительно кадастровой стоимости, то сейчас меньше 40 тысяч.              
Законодательное регулирование сегодня позволяет предпринимателям                
устанавливать кадастровую в размере рыночной, проблема, по сути, сейчас         
только одна: до 1 января 2026 года у нас идёт переходный период, в течение      
которого кто-то ещё работает в рамках комиссионного оспаривания, а кто-то уже   
перешёл на работу в рамках подачи отчётов рыночных непосредственно в            
государственные бюджетные учреждения. Предполагается, что, когда переходный     
период закончится, мы ещё сможем минимизировать количество споров               
относительно кадастровой стоимости.                                             
                                                                                
Хочу отдельно сказать, что всё-таки вопрос здесь больше в налогообложении, а    
не в кадастровой стоимости. Владеть дорогой недвижимостью хорошо, но вопрос в   
налогообложении, всё-таки предпринимателей интересует именно налоговая          
нагрузка.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ГИМБАТОВ А. П. Коллеги, хотел бы добавить, что на сегодняшний день, по          
статистике, 45 процентов всех споров касается именно оценки, произведённой      
независимыми оценщиками, то есть рыночной стоимости земельных участков. А       
вторая по количеству категория споров касается именно методики расчёта          
арендной платы, где ни кадастровая, ни рыночная стоимость не учитываются. Так   
что сама статистика заявлений в суд от предпринимателей говорит именно о том,   
что кадастровая лучше.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, устанавливаемое проектом федерального закона        
предложение по арендной плате за земельный участок, который находится в         
государственной или муниципальной собственности, предусматривает исключения,    
они связаны с результатом аукциона, размещением на участке объекта              
культурного наследия, который приватизирован путём продажи на конкурсе.         
Скажите, почему именно эти исключения? И обсуждались ли в связи с этим другие   
предложения на этот счёт? Возможно ли, что в будущем перечень этих исключений   
может быть расширен, или нет?                                                   
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Эти два исключения обусловлены следующим.   
На аукционе кто больше предложил - тот и победитель, то есть там не             
кадастровая стоимость, а цена, предложенная победителем аукциона. По объектам   
культуры вы, наверное, помните закон: специально сделали 1 рубль, поскольку     
объекты культурного наследия передаются в руинированном состоянии с             
обязательством приобретателя восстановить объект в течение определённого        
срока. Безусловно, на стадии подготовки законопроекта было много предложений    
по исключениям, но они, по сути, все идут вразрез с основным принципом          
запрета необоснованных предпочтений. Поэтому на уровне правительства принято    
вот такое решение: оставить только эти два исключения. Единственно, хочу        
обратить внимание (я об этом в докладе сказал), что мы предлагаем оставить      
оговорку: если иное не установлено законом, - чтобы продолжали работать         
антикризисные меры для предпринимателей.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Алексей Игоревич, факультативный вопрос. Кадастровая стоимость регулярно        
пересматривается в установленном законом порядке. Бывает так, что после         
очередного пересмотра цена, точнее, вот эта арендная плата возрастает в разы    
- в 5, 10, 15 раз, например, подобное произошло в моём родном городе            
Ульяновске, и это, естественно, возлагает огромную нагрузку на                  
предпринимателей. Нет ли и не хотите ли вы ввести механизмы защиты, как для     
физических лиц, для которых рост арендной платы не может превышать 10           
процентов в год? Для предпринимателей, к сожалению, такого ограничения нет.     
После вот таких пересмотров сразу очень резкая перемена, огромная нагрузка,     
что, естественно, вызывает огромное возмущение. Можно ли в рамках этого         
законопроекта внести подобную норму?                                            
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. То, что вы говорите про 10 процентов, - это норма Налогового   
кодекса для целей расчёта налога на имущество и земельного налога для           
физических лиц, по арендной плате сегодня у нас таких норм нет. Как вы          
знаете, поправки в Налоговый кодекс вносятся только отдельными законами,        
поэтому в рамках этого законопроекта явно невозможно предусмотреть такие        
поправки.                                                                       
                                                                                
Что касается роста кадастровой стоимости, я напомню, что мы всё-таки перевели   
всю страну на единый цикл, у нас теперь оценка производится раз в четыре года   
одновременно по всей стране, это стабилизировало государственную кадастровую    
оценку.                                                                         
                                                                                
Кроме того, вот вы говорите, что в 10 и более раз возрастает, - мы              
действительно знаем такие случаи, мы с ними предметно разбирались. И что мы     
выяснили? Выяснили, что это имеет место там, где кадастровая оценка не          
актуализировалась десять и более лет, то есть в 2007 году, например, провели    
оценку, а потом в 2022-м - естественно, оценка 2007 года абсолютно              
неадекватная, неактуальная, поэтому такой рост. Мы разбирались специально со    
всеми подобными случаями.                                                       
                                                                                
Что касается роста на 10 процентов - конечно, можно продумать, проработать ко   
второму чтению, но это всё-таки норма налогового права, а не земельного.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович.                                
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Алексей Игоревич, вот разная рентабельность у предприятий, например, у          
производственных предприятий рентабельность меньше, чем у торговых. В городе    
Ростове-на-Дону когда-то была фабрика игрушек, сейчас на месте этой фабрики     
"Магнит" стоит.                                                                 
                                                                                
Изменится ли с принятием закона подход к предоставлению участков в сторону      
преференций производству? А то опять получится у нас, что мы определим          
стоимость аренды, но столько смогут платить только высокорентабельные           
предприятия, а производственные предприятия мы с вами, скажем так, поддержать   
не сможем.                                                                      
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос, Евгений Иванович. В законопроекте есть      
специальная защищающая норма, которая предусматривает, что действие этих        
положений не распространяется на ранее заключённые договоры аренды земельных    
участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Если   
у предприятия сейчас есть действующий договор аренды, там арендная плата        
определена, тогда этот закон не повлияет. Что касается новых производств, как   
я уже сказал, у нас сегодня предусмотрены специальные льготные условия для      
производств, которые в рамках импортозамещения должны появляться, и эти         
нормы, я надеюсь, будут продлены на следующий год. В основном субъекты          
Российской Федерации и муниципалитеты подходят дифференцированно: наиболее      
высокая арендная плата - по коммерческим объектам, это торговые центры, ещё     
какие-то подобные большие коммерческие объекты, а что касается производства и   
других подобных объектов, там, как правило, существенно меньше арендная плата   
за использование земли.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич.                                 
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемый Алексей Игоревич, вопрос такой: как повлияет данный      
законопроект на отрасли, где применялись специальные ставки в части железных    
дорог, например, нефтепроводов и аэродромов, - вот каким образом изменятся у    
них арендные платежи?                                                           
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Те отрасли, которые вы назвали,             
по-прежнему регулируются на федеральном уровне приказами федеральных            
ведомств. После принятия закона, если Государственная Дума его поддержит, до    
2026 года все ставки будут пересмотрены. Конечно, это будет осуществляться в    
диалоге с Минфином России, со всеми профильными ведомствами, чтобы финансовая   
нагрузка не возросла, чтобы это не повлияло отрицательно на эти отрасли.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна.                                
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, в продолжение вопроса коллеги из КПРФ. Среди        
экспертов высказываются мнения, что может возникнуть риск увеличения арендной   
платы уже после заключения договора аренды в связи с изменением кадастровой     
стоимости земельного участка по решению органов исполнительной власти. Вот      
как вы оцениваете данный риск? Об этом эксперты пишут очень много.              
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос, Яна Валерьевна. Вы действительно правы,     
судебная практика с 2011 года говорит о том, что если приняты изменения в       
формулы расчёта, то заключение дополнительного соглашения с арендатором         
земельного участка не требуется, поскольку это регулируемая арендная плата; в   
этом случае арендатор уведомляется о том, что арендная плата изменилась, и      
она применяется с нового периода, как правило с нового года. То, о чём          
говорят эксперты, по сути, основано и на практике Верховного Суда, и на         
практике ныне не существующего Высшего Арбитражного Суда (она до сих пор        
актуальна).                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента?             
Правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? Содокладчик? Нет.         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 39-7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса   
Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О     
государственной кадастровой оценке", пункт 9.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              384 чел.85,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.