Заседание № 166
О проекте федерального закона № 45060-5 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (об увеличении предельного размера отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемого при исчислении расчётного пенсионного капитала, до 1,5 для лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 16 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Депутат Государственной Думы Анатолий Геннадьевич Аксаков доверил представлять законопроект депутату Государственной Думы Вере Александровне Лекаревой. Пожалуйста, Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект № 45060-5 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". (Шум в зале.) Очень сложно говорить... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, потише! ЛЕКАРЕВА В. А. Юля, очень сложно докладывать закон, когда вы громко говорите. Извините, ради бога. Он внесён депутатом Государственной Думы Анатолием Геннадьевичем Аксаковым. Законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" положением, предусматривающим увеличение отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с 1,2 до 1,5, учитываемого при определении расчётного размера трудовой пенсии для указанных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии со статьями 27 и 28 указанного федерального закона, за исключением застрахованных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поясню: речь идёт о работниках химических предприятий, связанных с вредными условиями труда. Реализация законопроекта повлечёт за собой необходимость выделения дополнительных средств из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, за счёт которого осуществляется финансирование страховой части трудовой пенсии. Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту на его реализацию, по мнению депутата Анатолия Геннадьевича Аксакова, потребуется дополнительно около 82 миллиардов рублей, которые в Федеральном законе "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов" не предусмотрены. Кроме того, законопроект потребует сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и дополнительных ассигнований из федерального бюджета на покрытие дефицита средств пенсионной системы. Уважаемые депутаты, правительство указывает, что это дополнительная нагрузка на федеральный бюджет. Ну и что ж? А практика работы с федеральным бюджетом показывает, что федеральный бюджет успешно выдерживает и более серьёзные нагрузки. Достаточно вспомнить, сколько изменений и дополнений внесено правительством и одобрено Государственной Думой и ещё предполагается внести. С просьбой о принятии законопроекта в Государственную Думу обратились работники химических предприятий и отраслевые профсоюзы. Сотрудники предприятий работают во вредных условиях, в тяжёлых условиях, теряют здоровье, но получают пенсию ниже, чем работающие в обычных условиях труда. Тем не менее законопроект получил отрицательное заключение Правительства Российской Федерации и Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике. Уважаемые депутаты, обращаю ваше внимание на то, что у нас уже есть прецедент - повышение соотношения заработков для работников Крайнего Севера. Почему мы поддерживаем одних, действительно нуждающихся работников, и отказываем другим, которые ждут от нас помощи и имеют полное право на эту помощь рассчитывать? Депутаты Государственной Думы дружно поддержали внесённый Правительством Российской Федерации законопроект о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, речь идёт о ежемесячной доплате к трудовой пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности. Работа на химических производствах тоже трудная, тяжёлая и опасная. Мы с пониманием относимся ко всем тем усилиям, которые прилагает парламентское большинство, и всегда вас поддерживаем, но согласитесь, что есть категория работников, которая выпала из поля нашего внимания и осталась за чертой государственной поддержки. Автор законопроекта Аксаков Анатолий Геннадьевич считает, и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" его поддерживает в этой позиции, что увеличение соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате с 1,2 до 1,5 будет справедливым и своевременным. Уважаемые коллеги, вас смущает, что не предусмотрены средства на 2010 год? Предусмотрим на 2012-й, и к выборам нового Президента Российской Федерации отдельные категории работников, связанные с опасными, вредными и тяжёлыми условиями труда, получат справедливый порядок оценки их пенсионных прав. Мы будем голосовать за этот законопроект и предлагаем нашим коллегам поступить так же. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Александровна. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! С учётом того, что изложила по поручению коллеги Аксакова Вера Александровна Лекарева, я добавлю только несколько слов по существу законопроекта. Действительно, предлагается в соответствии с положениями статей 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях...", когда трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста, ряду категорий граждан, в том числе обозначенным Верой Александровной, в целях повышения их пенсионных прав увеличить соотношение размеров среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при определении расчётного пенсионного капитала с 1,2 до 1,5. Подчеркну: здесь говорилось о средствах федерального бюджета. Должна отметить некоторую неточность. Я думаю, что реализация предлагаемого изменения приведёт к увеличению страховой части трудовой пенсии по старости лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости. Финансирование в соответствии со статьёй 2 данного законопроекта предполагается из средств Пенсионного фонда, уважаемые коллеги, которые мы направляем на повышение трудовой пенсии всех граждан. А для сведения хочу сказать, что 37 процентов работающих уходят на пенсию досрочно, работают при этом далеко не в государственных и муниципальных учреждениях образования, культуры и здравоохранения, а зачастую уже в акционерных обществах. Таким образом, работодатель не платит ему, и более того, ему невыгодно создавать и безопасные условия. То есть вот таким образом мы как бы искажаем эту взвешенную систему пенсионного обеспечения людей, уходящих на трудовую пенсию в соответствии со статьями 27 и 28 досрочно. Кроме того, я должна отметить, что статья 30 ныне действующего закона уже даёт преференцию этим категориям лиц. Я напомню пенсионное законодательство: стажевый коэффициент у нас с вами 0,55, и он применяется для всех граждан, достигших пенсионного возраста, при стаже двадцать и двадцать пять лет (женщины и мужчины соответственно), уходящие на досрочную пенсию, Вера Александровна и уважаемые коллеги, при наличии десяти лет стажа уже могут от 0,01 до не более чем 0,75 приобретать стажевый коэффициент. Более того, уважаемые коллеги, этот законопроект, мне кажется (и комитет в этом поддержал нашу позицию, в частности бывших профсоюзных работников)... Мы искажаем действующую систему пенсионного обеспечения этой категории людей и можем пойти по ложному пути, Вера Александровна. Эту проблему можно, на мой взгляд и по мнению комитета, решать в связи с принятием закона о профессиональных пенсионных системах, где равную ответственность будут нести государство - за размещение производительных сил, работодатель - за размещение производственных мощностей и, наконец, я, как работник, который работал по той или иной профессии. То есть решение этого вопроса за пределами заключения комитета, в том законе, который у нас с вами уже принят в первом чтении ещё в 2002 году, если мне память не изменяет, и, к сожалению, не доработан и не подготовлен ко второму чтению. С учётом изложенного я хотела бы вас попросить поддержать позицию комитета и отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Фарида Исмагиловна. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет желающих выступить. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 57 мин. 45 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% Результат: не принято Не принято.