Заседание № 13
14.03.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 450574-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в случае осуществления ими экстремистской деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3266 по 3654 из 4281
Я вижу в зале Алексея Владимировича Островского, поэтому объявляю пункт 23. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Владимировича Островского. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На мой взгляд, внесение и принятие данного законопроекта необходимо и крайне актуально для нашей страны. Как известно, на территории Российской Федерации экстремистская деятельность запрещена законодательно. Существует специальный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 года. До этого меры по борьбе с проявлениями политического экстремизма, а именно к такому виду деятельности обращён наш законопроект, определялись указом президента от 1995 года. О том, что опасность этой угрозы нарастает, свидетельствуют и такие простые факты, как то, что в указ и в федеральный закон неоднократно вносились изменения. Смею вас заверить, все эти изменения предусматривают ужесточение мер по борьбе с проявлениями экстремизма и соответственно ужесточение наказания. Почему? Да потому, что этот род антиконституционной деятельности не только приобретает всё более широкие масштабы и дерзкий характер, но и обрастает новыми изощрёнными формами и методами. Экстремистская деятельность давно уже не удел отчаянных одиночек, людей, обиженных судьбой или какими-то жизненными невзгодами, всё чаще мы говорим об организованной преступности в этой области, о сращивании структур, тщательно замаскированных под всякого рода общественные, религиозные или иные организации и объединения, с криминальными формированиями. Новые возможности эта деятельность получает в связи с бурным развитием информационного общества, международной компьютеризированной сети Интернет и так далее. К сожалению, именно поэтому мы с моим коллегой по фракции и руководителем фракции ЛДПР Игорем Владимировичем Лебедевым посчитали необходимым внести данный законопроект и настоятельно рекомендуем, несмотря на позицию комитета, которая, на мой взгляд, не очень логична, хотя и юридически обоснованна, его принять, так как на фоне того, о чём я сказал уже ранее, нельзя не заметить нередкие случаи, когда прямое участие в подобного рода антиконституционной деятельности принимают не просто политические деятели, но, к сожалению, и люди, облечённые государственной властью. Я имею в виду, конечно, в первую очередь некоторых представителей депутатского корпуса нашей страны, членов Совета Федерации. И хотелось бы обратить ваше внимание на то, что такие формы поддержки со стороны людей, облечённых властью, вдвойне опасны, потому что наши граждане к этому особо прислушиваются, очень внимательно относятся и позитивно реагируют на ряд заявлений, которые мы слышим от некоторых наших с вами коллег, в первую очередь - и это радостно отметить - уже бывших коллег по четвёртому созыву Государственной Думы. Более того, когда эти заявления льются, так сказать, с экранов телевизоров, из радиоточек, которым население России доверяет неограниченно, это вдвойне увеличивает опасность поддержки данных заявлений со стороны граждан Российской Федерации. Вот почему представляется, что, говоря о необходимости усиления борьбы с этим общественным злом, о бескомпромиссности и так далее, мы должны, как писал классик, начинать чистить с себя. Пора наконец понять степень своей ответственности как представителей народа России за недопустимость подобных действий. Мы помним, что прекратившая уже сейчас своё существование политическая сила, которая была представлена даже фракцией в прошлом созыве Государственной Думы, в ходе кампании по выборам в Московскую городскую Думу выпустила не то что некорректные, а просто циничные и недопустимые рекламные ролики, которые унижали определённую часть нашего общества, меньшинство в нашем обществе, они неоднократно демонстрировались по телевизору. Все мы понимаем, что имеется в виду. Поэтому я считаю, что принятие данного законопроекта необходимо. К сожалению, того, что мы имеем сейчас для ограничения подобной деятельности со стороны политических деятелей, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, один из которых находится как раз сейчас под следствием, в том числе и за совершение действия экстремистского характера, недостаточно. Сейчас за совершение преступлений экстремистской направленности полномочия депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации могут быть досрочно прекращены в случае вступления в силу обвинительного приговора суда. Но это, скорее, как в той поговорке: "Съесть-то он съест, да кто же ему даст?", если учесть иммунитет, которым обладают и члены Совета Федерации, и мы с вами. Поэтому мы настоятельно рекомендуем Государственной Думе принять данный законопроект, хотя позиция комитета, которую сейчас представит уважаемый Александр Петрович, известна. Как я уже сказал, юридически она аргументированна, но политически абсолютно нелогична и необоснованна. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, присаживайтесь, Алексей Владимирович. Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Действующий закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." содержит более десяти оснований досрочного прекращения их полномочий. Эти основания можно, хотя и несколько условно, разделить на две группы. Первая - это основания, представляющие бесспорные факты, такие как утрата гражданства, приобретение гражданства иностранного государства, личное заявление о сложении полномочий, поступление на государственную службу и другие. Вторая группа - это факты, вытекающие из приговора, решения или постановления суда, причём вступивших в законную силу, на это правильно указывал докладчик. А вот авторы рассматриваемого сегодня проекта закона предлагают положить, по сути дела, начало созданию ещё одной группы оснований досрочного прекращения полномочий. Можно сказать, эта группа связана с очень субъективным рассмотрением и поэтому, на наш взгляд, наиболее уязвима с точки зрения полноты, объективности или даже целесообразности. Но самое главное даже и не в этом, а в том, что обеспечить законность применения этого основания практически невозможно. Отвечу почему. Законопроектом предлагается дополнить закон о статусе таким основанием досрочного прекращения полномочий, как осуществление членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы экстремистской деятельности. И тут сразу обращает на себя внимание то, что в этом законопроекте полностью отсутствует правовой механизм оценки осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы экстремистской деятельности. Нет также и критериев такой оценки, неясен вопрос о виде правового акта, на основании которого будет устанавливаться факт осуществления экстремистской деятельности. И при этом следует отметить другой аспект поднятого вопроса. А он заключается в дублировании уже имеющихся положений законодательства об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Виды экстремистской деятельности прямо указаны в федеральном законе, и ответственность за эту деятельность уже предусмотрена как Уголовным кодексом, так и Кодексом об административных правонарушениях, порядок привлечения к ответственности за это известен. И последствия этого привлечения предусмотрены как раз Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы...". Таким образом, с одной стороны, законопроект является дублирующим материальное право, а с другой стороны, управленческо-административной, явно недостаточным. И вот на основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть вопрос у депутата Коломейцева, ещё я вижу желающих: депутаты Романов, Коломейцев, Локоть, Останина, Федоткин. Включите, пожалуйста, режим записи. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Вопрос Алексею Владимировичу. Уважаемый Алексей Владимирович, не подозреваете ли вы президента Владимира Владимировича Путина, назначившего специальным представителем в Брюссель Рогозина, в экстремизме? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Пожалуйста, Островский Алексей Владимирович. ОСТРОВСКИЙ А. В. Не подозреваю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лаконичный ответ. Пожалуйста, депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Алексей Владимирович, за последнее время очень много высказывается разных точек зрения вот здесь, на заседаниях Государственной Думы, причём крайне резких: что люди умирают от голода, нет денег на обучение, нет денег на лекарства, критикуется президент, правительство. Это тоже подпадёт под экстремистскую деятельность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович. Пожалуйста, депутату Островскому включите микрофон. ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо. Понятие экстремистской деятельности хорошо разъяснено и регламентировано в соответствующих нормативных правовых документах. Поэтому, если то, о чём вы говорите, будет содержать те понятия, которые заложены в данной норме, безусловно, будет подпадать. Поэтому каждый политический деятель, будь то депутат Государственной Думы, член Совета Федерации или человек, не облечённый властными полномочиями, должен очень чётко отдавать себе отчёт в том, что он говорит и какие последствия это будет иметь для нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Алексею Владимировичу. Уважаемый Алексей Владимирович, вот сколько в Думе существует фракция ЛДПР, столько времени она борется со своими собственными депутатами. Остаётся только посочувствовать. Как только появляются неугодные, так придумываются какие-то поправки в закон. Совершенно очевидна политическая заданность вот этого законопроекта. И когда мы принимали закон "О противодействии экстремистской деятельности", очень много споров было в Государственной Думе, и сегодня много сомнений: расплывчатые определения, такие, как, например, символы или атрибуты, сходные с нацистскими, весьма субъективный подход представляет собой трактовка этой статьи. Тем не менее закон этот есть, закон действует. Кроме закона существует ещё и Уголовный кодекс, и если решение суда вступило в законную силу, то можно решить вопрос и о лишении депутата полномочий. Скажите, вашим законопроектом какой предполагается механизм лишения депутата полномочий? Кто это будет решать? Комиссия по этике? Депутат Островский? В виде какого акта Государственной Думой будет приниматься это решение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович, отвечайте. ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо большое, Нина Александровна. Благодарен фракции КПРФ за особое отношение к моей персоне, очень это приятно. Хотелось бы сказать, что мы с автором Лебедевым внесли поправку в закон о статусе депутата и предлагаем прописать дополнительные основания для лишения депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации полномочий. Отвечая на ваш вопрос, хочется сказать, что те нормы, о которых вы говорите, должны быть прописаны в других законах, не имеющих никакого отношения к данному вопросу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Романов Валентин Степанович, ваш вопрос. РОМАНОВ В. С. Не так часто это бывает, но в данном случае хочу поблагодарить представителя "ЕДИНОЙ РОССИИ" Александра Петровича Москалец за то, что он грамотно изложил правовую сторону. Вопросы к автору законопроекта Алексею Владимировичу Островскому. Первое. Презумпция невиновности - явление, отменяемое этим законопроектом, или можно по отношению ко всем гражданам соблюдать этот принцип, а к депутатам, которым миллионы избирателей доверяют высказывать свою точку зрения, это не относится? И второе. Я вообще восхищаюсь смелостью двух представителей фракции ЛДПР, которые этим законопроектом первым номером ставят вопрос об ответственности лидера их партии господина Жириновского, потому что в этом зале мы десятки раз слышали из его уст, например, утверждение, что всех коммунистов надо расстрелять. В этом зале мы многократно слышали, что в годы войны... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, Алексей Владимирович, все вопросы к вам, как к автору. ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо большое, Олег Викторович. В первую очередь хотелось бы выразить свою искреннюю радость по поводу того, что внесение данного законопроекта послужило полной и безоговорочной поддержке со стороны Коммунистической партии Российской Федерации в отношении парламентского большинства. Значит, какой-то позитив уже есть. Второе. Презумпцию невиновности никто не отменял и не отменяет, уважаемый Валентин Степанович. Что касается второй части вашего вопроса, то заявления председателя партии, которую я имею честь представлять, неоднократно звучали, те, о которых вы говорите. Хотя сложно сказать, как можно расстреливать коммунистов, которых в этом зале абсолютно нет, и никакого отношения к коммунистической идеологии ваша партия и фракция уже не имеют. По второй части вопроса хотелось бы сказать ещё и то, что позиция ЛДПР абсолютно честна и прозрачна. Мы знаем, что определённые силы пытаются некоторых членов нашей партии периодически уличать в экстремизме по совершенно непонятным основаниям, и тем не менее мы, как граждане своей страны, посчитали необходимым внесение данного законопроекта, потому что понимаем, какую опасность влечёт за собой совершение каких-либо действий представителями власти с точки зрения возможной поддержки народом России. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, вы, как председательствующий, должны следить, чтобы не нарушали парламентскую этику. Сейчас отвечающий, вообще-то, оскорбил целую фракцию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мне трудно ответить на вашу реплику, поскольку я сомневаюсь в том, что это подпадает под нарушение парламентской этики. Если вы считаете действительно, что высказывания Алексея Владимировича нарушают парламентскую этику, то, наверное, это повод для рассмотрения в рамках нашей комиссии. Депутат Мищенко Максим Николаевич, пожалуйста, ваш вопрос. МИЩЕНКО М. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос к Островскому Алексею Владимировичу. Алексей Владимирович, в ходе своего выступления вы так эмоционально подчеркнули ущемление прав различных меньшинств. Вопрос такой: не противоречит ли это основному лозунгу избирательной кампании лидера вашей партии "Я за русских, я за бедных!"? Или у вас в партии в отсутствие лидера действует принцип "кот из дома - мыши в пляс"? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович, отвечайте. ОСТРОВСКИЙ А. В. Большое спасибо, уважаемый Максим Николаевич, за очень глубокий вопрос. Лозунг "Я за русских!" не означает, что я против всех. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так понимаю, что Анатолий Евгеньевич уже не настаивает на вопросе. Мы закончили с вопросами и ответами. Пожалуйста, присаживайтесь, Александр Петрович. Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Есть, две руки: депутат Иванов Сергей Владимирович и депутат Кашин Борис Сергеевич. Пожалуйста, Сергей Владимирович, ваше выступление, я вас первым назвал. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я постараюсь покороче выступить. Вообще, мы этот законопроект вносили, имея в виду именно членов Совета Федерации. Здесь немножко ошибочно вкралось "депутатом Государственной Думы", потому что в отношении депутатов Государственной Думы никаких судебных решений и прочего не было, а вот по отношению к нашим коллегам из Совета Федерации... там, я даже не знаю, и заказные убийства, и чего только нет. Но после этого обсуждения, я думаю, что, может быть, правильно, что здесь появилось и "депутатом Государственной Думы", потому что товарищ Коломейцев сейчас уже осуществил экстремистскую деятельность, потребовав наказать Алексея Владимировича за то, что тот выразил своё мнение. Мы прекрасно понимаем, что этот законопроект спорный, дискуссионный и, конечно, он не будет принят. Но это просто попытка показать, до чего мы с вами докатились, вводя этот термин "экстремистская деятельность", под которую может подпасть и наш великий бейс-джампер Розов, который прыгает с Останкинской телебашни, и депутат Коломейцев, который выступает с такими заявлениями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Кашин Борис Сергеевич, ваше выступление. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Ну вот в этом зале, хоть я и недавно избран, мне не раз приходилось слышать о бесправии депутатов, об отсутствии реальной возможности влиять на положение дел в стране. Приняв подобного рода закон, мы ещё уменьшим, как говорится, уж совсем до уровня плинтуса сведём права депутатов, если мы реально посмотрим, что у нас с законодательством происходит. Этот законопроект носит просто позорный характер. Ну после последних выборов президентских и парламентских, когда по всем регионам сталкивались с попытками подвести под экстремизм любой, как говорится, протест оппозиции, в частности против того, чтобы в каком-нибудь районе Москвы, как вы знаете... Вот Зябликово возьмите и посмотрите, почему там 92 процента набрал Путин сейчас, когда по всей остальной столице у нас совершенно другие результаты. И вот когда делается попытка, так сказать, восстановить права избирателей и политической партии, это подводится под экстремизм. Это было бы просто смешно, вот то, что мы сейчас слушаем, если бы не заключение комитета. И Валентин Степанович - я имею в виду нашего, моего товарища депутата Романова - рано начал хвалить "ЕДИНУЮ РОССИЮ", потому что в заключении комитета, по существу, от имени большинства рекомендуется позицию, где говорится об экстремистской деятельности, установленной вступившим в законную силу приговором суда, - это ладно, а дальше - дополнить такой фразой: постановление судьи, органа или должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Вы знаете, найти должностное лицо у нас - это, как говорится... Я думаю, каждому понятно, каков уровень трудности задачи. Поэтому это скоординированные, видимо, действия "ЕДИНОЙ РОССИИ" и ЛДПР в попытке ещё раз нанести, как говорится, удар по правам граждан и принизить возможности оппозиции. Категорически против этого документа! Я думаю, надо обратить на подобные действия особое внимание. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обмен мнениями состоялся. Настаивает ли на выступлении полномочный представитель президента? Нет. Полномочный представитель правительства? Также нет. Настаивает ли Александр Петрович Москалец на заключительном слове? Не настаивает. Алексей Владимирович Островский также не настаивает. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 31 сек.) Проголосовало за 35 чел.7,8% Проголосовало против 93 чел.20,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 129 чел. Не голосовало 321 чел.71,3% Результат: не принято Отклоняется данный законопроект.