Заседание № 16
О проекте федерального закона № 450241-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка постановки иностранных граждан и лиц без гражданства на учёт по месту пребывания; внесён Законодательным Собранием Краснодарского края).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, переходим к обсуждению законопроектов первого чтения. Пункты 12.1 и 12.2. Мы заслушаем, видимо, два доклада, выслушаем содоклад, а потом приступим к обсуждению. Не возражаете против такой процедуры? Нет. Итак, пункт 12.1. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Доклад полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Андрея Викторовича Логинова. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект, данная норма предлагается Правительством Российской Федерации для уточнения действующей редакции закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" на основании правоприменительной практики, существовавшей после принятия данного нового закона. Согласно действующей редакции статьи 22 отметка в отрывной части бланка уведомления проставляется органом миграционного учёта либо организацией федеральной почтовой связи, после чего принимающая сторона обязана передать отрывную часть бланка уведомления иностранному гражданину. В статье 22 это всё отражено в части 7. В настоящее время на выполнение процедуры уведомления о прибытии иностранного гражданина в гостиницах затрачивается много времени. В больших городах это занимает сутки и более, поскольку гостиница должна доставить уведомление в орган миграционного учёта или организацию почтовой связи. В течение этого времени иностранный гражданин, пребывающий в гостинице, не имеет на руках подтверждения о постановке на учёт и может быть привлечён в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях к ответственности за нарушение режима пребывания. Ранее, до введения в действие указанного федерального закона, гостиница при оформлении поселения иностранца проставляла штамп о регистрации в миграционную карту и тут же возвращала этот документ владельцу. Данная операция занимала не более двух минут и позволяла оперативно вести учёт иностранных граждан. Фактически мы предлагаем вернуться к существовавшей ранее практике и отразить это в данном законопроекте. Каким образом? При поселении в гостиницу иностранного гражданина будет оформляться бланк уведомления о прибытии, одновременно ему будет выдаваться отрывная часть бланка с уже проставленной гостиницей отметкой. Речь фактически идёт о том, чтобы пункт 7 статьи 22, состоящий из двух предложений, дополнить третьим предложением, поместив его между первым и вторым, следующего содержания: "Право проставления отметки в отрывной части бланка уведомления также предоставляется гостиницам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации". Все соответствующие нормативные документы Правительством Российской Федерации разработаны. Мы просим поддержать данный законопроект в первом чтении. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы А. М. Бабаков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Пункт 12.2, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Поступило письмо на имя Грызлова Бориса Вячеславовича с просьбой рассмотреть данный законопроект без участия докладчика Озерова, поэтому я предоставляю слово сразу содокладчику, Сергею Ивановичу Сметанюку, заместителю председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. И я бы хотел, прежде чем Сергей Иванович начнёт выступать, сообщить о том, что в зале присутствует первый заместитель директора Федеральной миграционной службы Владимир Александрович Каланда. СМЕТАНЮК С. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, прежде всего мне хотелось бы поблагодарить наших коллег - депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края за те предложения, которые они представили по совершенствованию миграционного законодательства. И по сути, эти предложения позволили Правительству Российской Федерации подготовить более качественный законопроект, который мы только что рассматривали. Законопроект № 450241-4 является альтернативным законопроекту № 9379-5, внесённому Правительством Российской Федерации, "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Рассматриваемый законопроект прошёл все процедуры, необходимые для рассмотрения Государственной Думой, - большую рассылку, рассмотрение в ответственном комитете, правовую и лингвистическую экспертизы. На законопроект получено в общей сложности пятьдесят четыре отзыва от субъектов права законодательной инициативы, а также от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В тридцати шести отзывах данный законопроект поддерживается, в четырёх отзывах высказано отрицательное отношение к нему, и в четырнадцати отзывах отношение к данному законопроекту не выражено или является нейтральным. На законопроект и на проект постановления Госдумы о его принятии в первом чтении получены необходимые заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, при этом замечаний по проекту постановления о принятии законопроекта не имеется, а в заключении Правового управления на сам законопроект высказаны замечания, которые можно считать несущественными. По мнению нашего комитета, рассматриваемый законопроект является менее детализированным, чем альтернативный проект федерального закона № 9379-5, внесённый правительством, доклад по которому мы с вами только что заслушали, так как в контексте определения порядка осуществления процедуры миграционного учёта в гостиницах и иных организациях гостиничного профиля не предусмотрен порядок, не решён вопрос о данном порядке либо о полномочиях госорганов, которыми такие процедуры должны регулироваться. Основываясь на результатах совместного рассмотрения данного законопроекта и альтернативного проекта федерального закона № 9379-5, внесённого Правительством Российской Федерации, с учётом указанных обстоятельств, которые подробно изложены в заключении нашего комитета, с которым вы могли ознакомиться, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить, а альтернативный ему правительственный законопроект № 9379-5 принять в первом чтении. Прошу поддержать наши предложения. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Пока задержитесь на трибуне. Уважаемые депутаты, процедура первого чтения. Два альтернативных законопроекта. Вы можете задавать вопросы и представителю правительства, и содокладчику от комитета. Пожалуйста, есть ли желающие задать вопросы? Нет. А, извините, ради бога. Пожалуйста, депутат Багдасаров, от фракции "Справедливая Россия". БАГДАСАРОВ С. А. По сути, и первый законопроект, и второй - это некая либерализация, так сказать, закона о миграции. Как, по-вашему, не создаст ли это достаточно сложную ситуацию в плане террористической угрозы на территории России? Я поясню, в чём дело. Основной приток мигрантов к нам идёт сейчас из Центральной Азии. Визового режима у нас ни с Узбекистаном, ни с Таджикистаном, ни с Киргизией нет. На территории этих государств действует ряд радикальных исламистских группировок, которые иногда руководство этих республик преднамеренно вытесняет с территории республики, и они, естественно, уезжают, но не в Соединённые Штаты, а в Россию. Первое. Второе. Отсутствует граница между Афганистаном и Таджикистаном. В частности, на участке Горного Бадахшана граница, по сути, открыта, так как охрана границы доверена бывшим боевикам исламистских группировок Таджикистана, ныне они полковники, генералы таджикских погранвойск. И вот, представьте, вся эта масса идёт сюда. У нас уже на территории России задерживались, в Поволжье и в Сибири, члены организации Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, выходцы из Средней Азии. У нас на территории... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Только кому вопрос? Обоим. Пожалуйста, представитель правительства, Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В. Вопрос имеет, конечно, под собой серьёзное политическое и конкретное криминальное основания. Но я хочу отметить, что он находится не только в компетенции миграционной службы, решение его, конечно, в первую очередь находится в компетенции специальных служб, в том числе пограничной, уполномоченных противодействовать террористической угрозе. Что касается рассматриваемого законопроекта, я обращаю ваше внимание на то, что речь идёт не о пересечении границы этими мигрантами, более того, этот законопроект касается только легальных, законных мигрантов, пересекающих границу Российской Федерации по документам, официально выданным страной, их отправляющей, страной, откуда они уезжают. Естественно, качество этих документов, их достоверность проверяют в первую очередь пограничные службы. Речь идёт о постановке их на учёт по месту пребывания. В данном случае речь идёт не о приграничных районах, граничащих со Средней Азией, а в целом обо всех городах и районах нашей страны, потому что учёт по месту пребывания как раз позволяет далее уже вести учёт прибывающих мигрантов, не только учитывать их число, скажем, в процентном соотношении в составе трудоспособного населения, потому что многие из них, большинство, приезжают сюда для получения работы, но и также учитывать их настроения, наблюдать за поведением во время нахождения на территории Российской Федерации, соблюдением ими законов Российской Федерации. Данная поправка носит достаточно технический характер, но она действительно облегчает возможность этим людям тут же по прибытии в гостиницу получать отметку о том, что они зарегистрированы по месту прибытия, и тем самым она позволит не отвлекать внимание правоохранительных органов на разрешение таких коллизий, которые возникнут в течение суток или более, пока гостиница отправит соответствующий корешок уведомления в почтовые отделения связи или в органы миграционного учёта. Поэтому даже в таком косвенном порядке данный законопроект будет способствовать консолидации работы правоохранительных органов на тех направлениях, которые установлены для них законодательством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, вы хотели бы что-то добавить? Пожалуйста. СМЕТАНЮК С. И. Я хотел бы сказать, что при рассмотрении вопросов, которые касаются в целом федерального миграционного законодательства, на заседании комитета в первую очередь мы рассматриваем именно эти вопросы - которые касаются безопасности нашего государства. Потому что, вы понимаете, здесь целая система вопросов, которые возникают при действии тех или иных федеральных законов - или 109-го, или 115-го. В данном случае мы говорим о том, что происходит оптимизация самой процедуры регистрации, она упрощается. И если говорить в вашем контексте, то правоохранительные органы более оперативно будут получать всю информацию о всех иностранных гражданах и лицах без гражданства, которые размещаются в гостиницах или в других учреждениях, которые обладают этими функциями. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Есть. Депутат Беляков и Багдасаров. Двое, да? Больше нет? Подводим черту. Два депутата, обращаю ваше внимание, Беляков и Багдасаров. Пожалуйста, депутат Беляков. БЕЛЯКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия". Вы знаете, действительно имеет смысл принимать подобный законопроект, потому что сегодня процедура регистрации очень сильно усложнилась, это объективно влияет на туристический бизнес. Вместе с тем я хотел бы обратить внимание разработчиков на тот факт, что когда мы даём гостинице право заниматься регистрацией... Всё-таки это довольно абстрактная терминология. На мой взгляд, обязательно необходимо поправку уточнить и детализировать, кто персонально в гостинице должен заниматься регистрацией. Видимо, если мы уходим от более глубокого контроля Федеральной миграционной службы и доверяем этот вопрос не профессионалам, не сотрудникам профильного ведомства, а, грубо говоря, штатским лицам, наверное, они должны быть определённым образом подготовлены, а потому нужно детализировать всё-таки: то ли это руководитель, то ли это дежурный администратор. Видимо, они должны соответствующую подготовку проходить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Багдасаров. БАГДАСАРОВ С. А. Знаете, мы должны выбирать: или мы создаём благоприятные условия для туристического бизнеса и для турфирм, или безопасность. Я абсолютно не удовлетворён ответами двух людей, которые здесь выступали. Во-первых, это не что иное, как упрощённая легализация мигрантов. Когда в Москве присутствуют сотни тысяч, если не миллионы, мигрантов, никакие правоохранительные органы за ними не уследят и никакая гостиница не будет своевременно информировать. Я хотел бы привести один факт. Этот факт касается следующего. В террористическом акте 11 сентября из девятнадцати террористов тринадцать были выходцами из Саудовской Аравии. Все они располагались в фешенебельных гостиницах Европы и Америки, планировали там теракт. Вот вам характерный пример. По всей вероятности, мы, принимая такие законы, направленные на упрощённое прибытие сюда мигрантов, создаём некий коктейль, который будет напоминать лондонский вариант, парижский вариант плюс наш специфический вариант, не говоря уже об обострении межнациональных отношений. Мы, наоборот, должны ужесточать наше миграционное законодательство, давать правоохранительным органам больше прав на это, вплоть до введения визовых режимов с некоторыми странами, а мы упрощаем ради туристических фирм. Давайте выбирать: или туризм, или безопасность. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я обращаюсь к докладчику и содокладчику. Есть ли желание высказаться в заключение? Нет. Представитель президента не настаивает на выступлении. Тогда я ставлю в порядке обсуждения на альтернативное голосование два законопроекта. Сначала мы голосуем с вами по законопроекту из пункта 12.1. Это правительственный законопроект. Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.) Кто без карточки или не успел проголосовать? Пожалуйста, давайте проголосуем по пункту 12.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 12.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 55 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1% Триста девяносто четыре. Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 12.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 28 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3% Проголосовало против 14 чел.3,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 74 чел. Не голосовало 376 чел.83,6% Шестьдесят. Таким образом, по результатам голосования мы приняли в первом чтении пункт 12.1, это правительственный вариант законопроекта.