Заседание № 15
21.03.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 450235-4 "Об упразднении некоторых районных судов Ульяновской области".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1271 по 1299 из 7635
Пункт 3. Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. О проекте федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Ульяновской области". Доклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Принятым во втором чтении проектом закона предлагается упразднить ряд районных судов Ульяновской области и передать вопросы осуществления правосудия, относящиеся к их ведению, в юрисдикцию других районных судов Ульяновской области. После принятия законопроекта во втором чтении никаких замечаний к нему не поступило. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера также не имеется. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний по докладу? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования". Присаживайтесь.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1621 по 1637 из 7635
Кто за то, чтобы принять в третьем чтении проект федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Ульяновской области"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 36 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 14
19.03.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 450235-4 "Об упразднении некоторых районных судов Ульяновской области".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1222 по 1281 из 7409
Вопрос 7. О проекте федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Ульяновской области". Доклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! В целях наибольшего обеспечения внутреннего взаимодействия заложенных в рассматриваемом законопроекте норм и облегчения его практического понимания ко второму чтению внесены три поправки. Все эти поправки рекомендуются комитетом к принятию. Подготовленные ко второму чтению материалы вам розданы. По законопроекту имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, замечаний правового, лингвистического, юридико-технического характера не имеется. Верховный Суд поправок к данному законопроекту также не имеет, о чём свидетельствует соответствующее письмо Верховного Суда. И вот с учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию, содержит три поправки. Есть ли необходимость отдельного обсуждения какой-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 16 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4% Результат: принято Принято. Других поправок к законопроекту нет, и я ставлю его на голосование во втором чтении. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 50 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 3
16.01.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 450235-4 "Об упразднении некоторых районных судов Ульяновской области".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2593 по 2828 из 3490
Пункт 16. О проекте федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Ульяновской области". Имеется письмо Законодательного Собрания Ульяновской области, в котором представлять законопроект доверено Комитету по конституционному законодательству и государственному строительству, и именно от этого комитета с содокладом выступит первый заместитель председателя комитета Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На территории Ульяновской области действуют двадцать шесть федеральных судов и четырнадцать из них являются трёхсоставными. И вот Законодательное Собрание области представило нам законопроект, которым предлагает упразднить эти трёхсоставные суды с передачей вопросов, отнесённых к их ведению, в юрисдикцию других судов. Мотивировано это предложение тем, что статья 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает возможность рассмотрения уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях в составе коллегии из трёх судей федерального суда общей юрисдикции. В то же время указанная только что штатная численность в отдельных случаях - отпуск, болезнь, занятость в связи с рассмотрением других дел - делает невозможным реализацию этого требования. К тому же нагрузка судей в этих четырнадцати районных судах такова, что дополнительно увеличивать их численность нет никакой необходимости. И ещё должен отметить, что авторы законопроекта заверили нас в том, что практически схема размещения районных судов Ульяновской области не изменится, судьи и работники аппаратов судов останутся в том же составе, и поэтому процесс реорганизации судов не ухудшит существующие условия доступности граждан к правосудию. Кроме того, упразднение этих районных судов с одновременной передачей вопросов, отнесённых к их ведению, в юрисдикцию других судов не повлечёт за собой ограничения деятельности по осуществлению правосудия, не возникнет оснований для изменения границ самих судебных участков и числа мировых судей, а предлагаемые в настоящем проекте границы территориальной юрисдикции позволят равномерно распределить нагрузку по рассмотрению дел на федеральных судей. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству полагает данную законодательную инициативу вполне разумной и рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть, три руки вижу: Иванов, Локоть и Коломейцев. Пожалуйста, Сергей Владимирович, ваш вопрос. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Александр Петрович, немножко странно получается: предыдущий законопроект - увеличение, здесь - уменьшение. Мне непонятно всё-таки: Ульяновская область, там что, меньше преступлений стало совершаться или она в размерах съёжилась? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Сергей Владимирович, вы не очень внимательно слушали и этот, и предыдущий доклады. В первом докладе мы говорили о мировых судьях. В данном случае я говорю о федеральных судьях общей юрисдикции. Это принципиально разные направления и структуры судебной деятельности. И теперь следующее. В том случае мы говорили об увеличении числа мировых судей и, конечно, количества судебных участков. В данном случае мы говорим о том же составе федеральных судей, но о такой организации их работы на территории области, при которой не возникало бы никаких препятствий к осуществлению требований статьи 30 УПК при рассмотрении, таком особом рассмотрении, если на то есть, конечно, пожелание обвиняемых, уголовных дел в отношении их. И в связи с этим мы говорим об определённой разумности, тем более что Ульяновская область на сегодня имеет двадцать шесть федеральных судов и сто восемьдесят одного федерального судью. Эта численность такой и остаётся. И имеющееся сегодня в Ульяновской области количество мировых судей - семьдесят один судья - никак не меняется, они так и остаются исполнять свои обязанности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Петрович, я вас очень внимательно слушал, но только вы не сказали об одном: число-то судей остаётся одно и то же, но вы удаляете возможность истца, скажем так, или заявителя, заявить по месту жительства в районе. Вы или те, кто вам это предлагает, делаете межрайонные суды, и потом надо будет за триста - четыреста километров ехать в районный суд, вместо того чтобы поехать за пятьдесят, скажем. Вы об этом не говорите! И второе. С моей точки зрения, таким образом вы, вообще-то, нивелируете федеральные полномочия, давая возможность регионам манипулировать, может быть, из каких-то принципиальных соображений районными судами. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, если говорить опять о внимательности тех, кто слушает, то надо сказать, что в своём докладе по данному законопроекту я отметил, что авторы законопроекта и в комитете, и в своей пояснительной записке, и в представленных дополнительных материалах заверили нас в том (я повторяю), что практическая схема размещения районных судов Ульяновской области не изменится, и дальше я приводил основания этого. Таким образом, удалённость истцов наблюдаться не будет, и то, что касается рассмотрения дел и гражданских, и уголовных, и об административных правонарушениях, то состояние не ухудшится. Ну, а сама территория области, естественно, не убывает и не прибывает. И в связи с этим внутренняя организация, лучшая организация работы федеральных судов, мы полагаем, только лишь даст плюс, и никаких здесь минусов мы не наблюдаем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Александр Петрович, о тенденциях мой вопрос. Институт мировых судей был придуман для того, чтобы разгрузить судей федеральной юрисдикции, для этого такое разделение было сделано. И сегодня практика (по крайней мере та, с которой я знаком) говорит о том, что институт мировых судей перегружен. Об этом говорит, кстати, тенденция к увеличению... Мы постоянно принимаем законы о том, чтобы увеличить их число в тех или иных субъектах Федерации. А в этом отношении институт судов федерального уровня я не скажу, что недозагружен, но определённый перекос, на мой взгляд, существует, о чём говорит тенденция к сокращению этих самых судов. Ваше мнение, вернее, мнение комитета об этой практике: не надо ли вносить какие-то поправки здесь? МОСКАЛЕЦ А. П. Вы знаете, уважаемые коллеги, есть несколько диалектических законов, в том числе и переход количества в качество, и ещё можно о других говорить. Действительно, на сегодня мы говорим о чём? О том, что мировые судьи берут уже ту нагрузку... Скажем, мы только что говорили с вами о Республике Тыва, где нагрузка на судью составляет уже сто восемьдесят четыре дела в месяц, а средняя по России нагрузка - сто тридцать шесть дел в месяц, заметьте. А федеральные суды, конечно, в связи с этим разгружаются, но мы поэтому и говорим о повышении качества федерального правосудия, о повышении качества рассмотрения дел о тяжких, особо тяжких преступлениях, с тем чтобы не нарушались сроки ни содержания под стражей, ни рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел. Поэтому все те действия, которые сегодня идут со стороны судебной системы - Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда - и направлены на улучшение качества работы всей судебной системы Российской Федерации, действительно уже ощутимы. И я скажу, что мы всё меньше и меньше видим жалоб, с которыми сталкивались с вами ранее, хотя проблемы, не скрою, ещё существуют, но это не значит, что при этом нужно как-то останавливать тот процесс, который мы с вами начали. Заметьте, ещё четыре года назад мы практически почти все законопроекты, инициативы об увеличении числа мировых судей отклоняли, потом мы всё-таки сломали ситуацию, Государственная Дума сломала эту ситуацию, и сегодня мы идём по другому пути - строительства судебной системы России. Спасибо вам за поддержку и понимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Александр Петрович. Есть ли желающие выступить по законопроекту? Одно выступление... два: Иванов и Коломейцев. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Александр Петрович, я прекрасно знаю разницу между федеральными судьями и мировыми судьями. И когда вы делаете замечание двум депутатам, говорите об их невнимательности, то надо иметь в виду, что ни один депутат Государственной Думы не в состоянии прочитать всё то количество законопроектов, которые вносятся в Государственную Думу. И если мы что-то недопоняли, то, может быть, вы не так внятно доложили. Поэтому я и спрашиваю. Как это так? В любой области есть районное отделение, в каждом районе есть районный суд, если есть город, в нём есть ещё городской суд, если город крупный, в нём есть районы, в этих районах тоже есть суды. Вот вопрос и был: что, в Ульяновской области произошло структурное, территориальное изменение и не стало какого-то района? Но вы утверждаете, что схема размещения не поменялась, всё нормально. Поэтому я просил бы не так категорично осуждать своих коллег. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, это выступление больше, скажем так, по форме взаимодействия в зале. Пожалуйста, депутат Коломейцев. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, другой. Николай Васильевич, да. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, вообще-то, обсуждая этот законопроект, хотелось бы предложить следующую тему. Вот я внимательно проанализировал статистику судебную и уголовную, и получается странное дело. Вот здесь уважаемый докладчик рассказывал, что увеличение мировых судей якобы улучшает ситуацию. На самом деле совсем не так. Если вы посмотрите количество и состав совершённых за последние восемь лет преступлений, то увидите, что их количество резко увеличилось, в том числе количество особо тяжких преступлений. Кроме того, странное дело: когда рассматриваешь судебную практику, то видишь, что даже привлечение задержанных и количество переданных в суд дел стало меньше. То есть преступников стало больше, а привлечённых, и в том числе за особо тяжкие преступления, стало меньше. Мне кажется, что в данной ситуации комитету по законодательству более внимательно надо проанализировать вот эти вопросы. Я думаю, что здесь есть и вторая тенденция. Не знаю где как, но, скажем, в Ростовской области создано несколько межрайонных судов, и к чему это привело? Упразднены районные суды, и теперь из какой-то деревни, даже достаточно большой, надо ехать, чтобы подать заявление в районный суд, за тридевять земель, в то время как упразднён целый ряд маршрутов межрайонного автобусного сообщения. Я встречался с избирателями, и в ряде других территорий, вообще-то, ещё возникает проблема: дела о тяжких преступлениях, особо тяжких преступлениях рассматривают суды не той компетенции. Наверное, этот законопроект, если регион предлагает, надо принять, но мне кажется, что здесь есть передача полномочий. Почему? Потому что федеральный суд - это федеральный суд, а мирового судью, как мы помним, по закону утверждает законодательное собрание субъекта Федерации. Соответственно, уровень влияния в том числе местных властей на решение мирового судьи резко возрастает. И я предложил бы, вообще-то, более внимательно рассмотреть это и, может быть, внести поправки в законы об организации судебной системы, потому что передача полномочий федеральных на региональный уровень отнюдь не ведёт к улучшению правосудия, улучшению качества правосудия. Ну, этот законопроект, наверное, надо принять, но, вообще-то, комитету по законодательству надо проанализировать тенденцию: почему мы лавинообразно увеличиваем количество мировых судей, но продолжаем отдалять районные суды, реорганизуя их, от непосредственного исполнителя и наших избирателей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителя президента? Нет. Представителя правительства? Нет. Заключительного слова докладчик, я так понимаю, не требует. Ставится на голосование проект федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Ульяновской области". Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 14 мин. 58 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято.