Заседание № 47
15.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 450229-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка перехода права на земельный участок при отчуждении находящейся на нём недвижимости".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3415 по 3548 из 5429
Переходим к рассмотрению пункта 20 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка перехода права на земельный участок при отчуждении находящейся на нём недвижимости". Ярославская Государственная Дума просит рассмотреть законопроект без своего участия. Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Ольге Дмитриевне Гальцовой. Пожалуйста. ГАЛЬЦОВА О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка перехода права на земельный участок при отчуждении находящейся на нём недвижимости", который внесли депутаты Государственной Думы Ярославской области, предлагается внести изменения в Гражданский кодекс, Земельный кодекс, а также в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Данным законопроектом предлагается установить порядок перехода к приобретателю объекта недвижимости права собственности на часть земельного участка, на котором расположен такой объект. Законопроект концептуально направлен на решение проблемы обеспечения единства судьбы земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке. Хотелось бы обратить внимание, уважаемые депутаты, на то, что указанная проблема в настоящее время уже решена в федеральном законодательстве. В частности, Федеральным законом от 26 июня 2007 года № 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" в статьи 273 и 552 Гражданского кодекса Российской Федерации были уже внесены изменения, согласно которым при переходе права собственности на здание, сооружение или строение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно расположено, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Одновременно необходимо иметь в виду, что законопроектом, который внесли депутаты Ярославской области, в отличие от внесённых вышеуказанным федеральным законом изменений правило о переходе к приобретателю здания, строения или сооружения прав на соответствующую часть земельного участка имеет диспозитивный характер и допускает установление в договоре об отчуждении условия о сохранении прав на эту часть участка прежним собственником указанного объекта недвижимости. Данный подход, избранный авторами законопроекта, не может быть поддержан, поскольку в этом случае нарушается базовый принцип единства судьбы участка и прочно связанных с ним объектов недвижимого имущества, закреплённый как в Земельном, так и в Гражданском кодексах Российской Федерации. Кроме того, следует обратить внимание, что с учётом Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", который, как вы знаете, вступил в действие 1 марта 2008 года, а также изменений, внесённых в отдельные законодательные акты Российской Федерации вышеназванным федеральным законом, оборотоспособным объектом гражданских прав с точки зрения приобретения на него права собственности является земельный участок, а не какая-либо его часть. В части предлагаемых законопроектом изменений в статьи 45, 46, 47 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо отметить, что вопросы, связанные с переходом права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, регулируются исключительно статьёй 35 Земельного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает отклонить данный законопроект. Кроме того, закон не поддержан Правительством Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Комитетом Государственной Думы по собственности, Комитетом Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности и имеется отрицательное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Дмитриевна. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть один вопрос, у депутата Федоткина. Пожалуйста, включите микрофон. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Ольга Дмитриевна, я по тому вопросу, который не раз уже ставился в этом зале, но снова приходится о нём говорить. Опять инициатива наших коллег из региона, и опять она отвергается. В девяноста девяти случаях все инициативы наших коллег мы подвергаем большой критике и не принимаем. Вы знаете, вопрос вот с чем связан. Вот тот, кто нас сейчас видит, скажет: что же там, на местах, одни двоечники депутаты и двоечники в аппарате. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ФЕДОТКИН В. Н. Нет, вопрос вы не поняли. Я хотел бы узнать (наверное, они не глупее нас), сколько времени этот законопроект пролежал в стенах Государственной Думы и почему вы, когда получили его, сразу не сказали: товарищи, зачем выносить, отзовите. А если не отзывают, значит, видимо, основания есть. Так сколько он пролежал и в чём дело? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Пожалуйста, Ольга Дмитриевна. ГАЛЬЦОВА О. Д. Я отвечу на этот вопрос. Уважаемые депутаты, постановление о внесении данного законопроекта было принято депутатами Государственной Думы Ярославской области 22 июня 2007 года, а 26 июня 2007 года уже был подписан указ президента о введении в действие 118-го федерального закона, о котором я говорила и который учёл все те предложения, которые депутаты из Ярославской области вносят в своём законопроекте. А почему не отозвали депутаты Государственной Думы Ярославской области свой законопроект в связи с тем, что практически их предложения уже учтены в федеральном законодательстве, я не знаю. Это, наверное, их дело. Я просто довела сегодня до вашего сведения позицию комитета и всех органов, которые я уже обозначила. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Дмитриевна. Присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять в первом чтении законопроект? Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 05 сек.) Проголосовало за 3 чел.0,7% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 4 чел. Не голосовало 446 чел.99,1% Результат: не принято Не принято.