Заседание № 259

16.11.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 450082-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (об установлении повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии по старости и по инвалидности лицам, имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и страховой стаж).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1053 по 1074 из 2913
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 14, о    
проекте федерального закона "О ратификации Соглашения..."... Секундочку, ещё    
есть 13-й вопрос. (Спасибо, что напомнили. Как-то не хотелось 13-й вопрос       
рассматривать.) О проекте федерального закона "О внесении изменений в           
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад члена     
Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной.         
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект предполагает      
повышение базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности лицам,   
проработавшим и выработавшим соответствующий стаж на Севере, независимо от      
места жительства. Комитетом по труду и социальной политике он подготовлен к     
принятию в третьем чтении. Замечаний правового и лингвостилистического          
характера не имеется. Прошу поддержать.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет замечаний по проекту закона? Нет. Выносим проект федерального закона на     
"час голосования".                                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1253 по 1270 из 2913
Пункт 13. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона   
"О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской      
Федерации". Кто за? Прошу голосовать.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              379 чел.84,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 257

13.11.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 450082-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (об установлении повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии по старости и по инвалидности лицам, имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и страховой стаж).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2587 по 2689 из 5814
Пункт 17. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад члена Комитета по     
труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной.                     
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Обозначенный     
законопроект Комитетом по труду и социальной политике подготовлен к             
рассмотрению во втором чтении.                                                  
                                                                                
Коротко могу сказать, что речь идёт об установлении повышенных размеров         
базовых частей трудовой пенсии по старости и по инвалидности лицам,             
проработавшим не менее пятнадцати и двадцати лет соответственно в районах       
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж        
соответственно для мужчин и женщин двадцать пять и двадцать лет, независимо     
от места жительства этих лиц.                                                   
                                                                                
Напомню, что данный законопроект был внесён нашими коллегами во исполнение      
поручения Президента Российской Федерации и предусматривал в связи с            
установлением с 1 октября размера базовой части 1260 рублей на материке, как    
мы условно говорим, установление размера базовой части для лиц, проработавших   
в условиях Крайнего Севера, - 1890 рублей и для лиц, проработавших двадцать     
лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 1638 рублей.        
                                                                                
Все поправки, поступившие в адрес комитета, в установленные Регламентом сроки   
были рассмотрены, проанализированы, обобщены и представлены вам в виде двух     
таблиц поправок, рекомендуемых к принятию и к отклонению.                       
                                                                                
Что касается таблицы поправок, рекомендуемых к принятию. Уважаемые коллеги,     
законопроект претерпел изменения в связи с принятием нами законов о повышении   
базовой части трудовой пенсии: с 1 декабря - 1560 рублей и с 1 августа          
следующего года - 1794 рубля. Таким образом, появилась дополнительная статья    
2, которая регулирует все вопросы, связанные с определением базовой части для   
северян.                                                                        
                                                                                
Что касается поправок, рекомендуемых к отклонению, то, с одной стороны, они     
противоречат концепции, а с другой стороны, в них предлагаются изменения, не    
предусмотренные как федеральным бюджетом, так и бюджетом Пенсионного фонда на   
2007 год и на 2008 год соответственно.                                          
                                                                                
Олег Викторович, я предлагаю рассмотреть в установленном порядке и принять      
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, здесь две таблицы. Таблица 1 - это    
девятнадцать поправок, которые комитет одобрил. Есть ли замечания по этой       
таблице? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица 1.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    337 чел.                                          
Не голосовало                 113 чел.25,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принята.                                                                
                                                                                
Таблица 2 - это десять поправок, рекомендуемых к отклонению. Будем ли           
обсуждать какую-либо из этих поправок? Нет. Ставится на голосование таблица     
2.                                                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.66,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    298 чел.                                          
Не голосовало                 152 чел.33,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской         
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              386 чел.85,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                

Заседание № 251

09.10.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 450082-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (об установлении повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии по старости и по инвалидности лицам, имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и страховой стаж).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3601 по 4212 из 6153
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад депутата              
Государственной Думы Валентины Николаевны Пивненко.                             
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам         
Севера и Дальнего Востока, фракция "Единая Россия".                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается проект федерального закона     
"О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской      
Федерации", внесённый группой депутатов Государственной Думы (шестнадцать       
депутатов), об установлении с 1 января 2008 года повышенного размера базовой    
части трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее пятнадцати календарных      
лет в районах Крайнего Севера либо не менее двадцати календарных лет в          
приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж не менее двадцати пяти   
лет у мужчин и не менее двадцати лет у женщин.                                  
                                                                                
Настоящий закон распространяется практически на все категории пенсионеров -     
на получателей пенсии по старости, по инвалидности, по достижении возраста      
восьмидесяти лет, имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи.           
Установленный с 1 октября 2007 года размер базовой части трудовой пенсии        
увеличивается для указанных лиц, работавших в районах Крайнего Севера и         
приравненных к ним местностях, соответственно на коэффициенты 1,5 и 1,3 и       
определяется в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в         
Российской Федерации" в твёрдой сумме в размерах соответственно от 1890 и       
1638 рублей до 5670 и 4914 рублей в месяц. То есть для тех, кто отработал на    
Крайнем Севере, - 1890 рублей, в приравненных местностях - 1638 рублей.         
                                                                                
Указанные повышенные размеры базовой части трудовой пенсии будут                
устанавливаться независимо от наличия соответствующего возраста - пятьдесят     
пять или пятьдесят лет - при выходе на пенсию, а также независимо от вида       
трудовой пенсии и независимо от места жительства пенсионера, в том числе и за   
пределами указанных районов и местностей. То есть и теперешние получатели       
пенсий, и те, кто будет выходить на пенсию впредь, при соблюдении названных     
условий имеют право на получение повышенной базовой части пенсии. При           
определении продолжительности северного стажа применяется правило, при          
котором календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего    
Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.           
                                                                                
Настоящий законопроект подготовлен в целях реализации поручения Президента      
Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Правительству Российской    
Федерации решить в этом году вопрос по так называемым северным пенсиям, с тем   
чтобы при переезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей   
пенсионер мог сохранить большую часть начисленной ранее пенсии, высказанного    
в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года.   
                                                                                
Проблема низкого уровня пенсионного обеспечения северян, отработавших           
длительное время на севере страны, стоит сегодня очень остро, о чём             
свидетельствуют многочисленные обращения в Государственную Думу пенсионеров и   
общественных организаций бывших северян, созданных по новому месту              
жительства. Так, из поступающих в комитет обращений 70 процентов касаются       
вопросов пенсионного обеспечения северян.                                       
                                                                                
За последние годы субъектами права законодательной инициативы, в том числе      
депутатами Государственной Думы, законодательными органами Республики Саха      
(Якутия), Чукотского автономного округа, Мурманской областной Думой и другими   
было направлено в Государственную Думу сорок пять законопроектов о внесении     
изменений в отдельные статьи федеральных законов, регулирующих пенсионное       
обеспечение граждан.                                                            
                                                                                
Необходимость повышения уровня пенсионного обеспечения северян объясняется      
рядом причин. В связи с реформированием пенсионной системы из-за отмены         
льготного исчисления трудового стажа значительная часть северян не имеет        
необходимого максимального трудового стажа (мужчины - сорок пять лет, женщины   
- сорок лет) для получения при оценке пенсионных прав максимального размера     
стажевого коэффициента. Применяемый уровень заработной платы пенсионера не      
позволяет в полной мере учитывать высокие заработки в районах Крайнего Севера   
и приравненных к ним местностях, компенсирующие условия труда работников в      
тяжёлых природно-климатических условиях, поэтому у данной категории граждан     
размер трудовой пенсии оказался ниже, чем у лиц, работавших в благоприятных     
по климатическим условиям районах страны. Вместе с тем отношения определённой   
части работников - будущих пенсионеров с работодателем, в лице которого до      
перестройки выступало государство, регулировались трудовыми договорами,         
заключёнными в порядке организованного набора рабочей силы в районы Крайнего    
Севера и приравненных к ним местностей, где гарантировалось льготное            
пенсионное обеспечение.                                                         
                                                                                
Представляемый проект федерального закона имеет ряд преимуществ по сравнению    
с другими законопроектами, предусматривающими повышение пенсионного             
обеспечения северян. Он охватывает широкий круг лиц, более одного миллиона      
человек, из них проживающих за пределами северных территорий - шестьсот         
тридцать тысяч человек. Принятие закона позволит лицам, имеющим необходимый     
северный стаж, выезжать спокойно в более благоприятные по климатическим         
условиям проживания регионы страны и при этом сохранять значительную часть      
трудовой пенсии. Это позволит создать Пенсионному фонду Российской Федерации    
более верный реестр пенсионеров применительно к их фактическому месту           
пребывания и устранить те схемы, по которым человек фактически уже не живёт     
на Севере, но не снимается там с регистрации, чтобы получать повышенную         
пенсию.                                                                         
                                                                                
Гражданам, имеющим одновременно право на увеличение базовой части трудовой      
пенсии на районный коэффициент в связи с проживанием в районах Крайнего         
Севера и приравненных к ним местностях и на повышенный размер базовой части     
трудовой пенсии в связи с длительной работой в районах Крайнего Севера или      
приравненных к ним местностях, предоставляется право выбора: получать обычный   
размер базовой части трудовой пенсии, увеличенный на соответствующий районный   
коэффициент, либо получать повышенный размер базовой части трудовой пенсии,     
который предложен настоящим законом.                                            
                                                                                
Средний размер увеличения трудовой пенсии составит более 300 рублей, и          
расходы на реализацию закона предусмотрены в федеральном бюджете на 2008-2010   
годы. Когда мы обращали внимание именно на этот вариант закона из               
разработанных депутатами нашего комитета и другими депутатами-северянами, мы    
рассматривали варианты, в том числе и возвращение нестраховых периодов,         
поскольку достаточно много было законодательных инициатив по данной проблеме.   
Но этот вариант, по нашим подсчётам, более выгодный, и он положит основу для    
дальнейшего совершенствования пенсионного законодательства, учитывающего        
северную составляющую.                                                          
                                                                                
Поэтому, принимая во внимание изложенное мной в докладе, я попросила бы вас,    
уважаемые депутаты, принять законопроект в первом чтении. Он получил            
положительную оценку Правительства Российской Федерации. Есть замечания         
Правового управления Аппарата Государственной Думы. Над данными замечаниями     
есть возможность поработать, у нас есть своя точка зрения, в том числе и на     
эти замечания, но ко второму чтению эти вопросы также будут отрегулированы.     
Цена вопроса - около 8 миллиардов рублей в год.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по труду и социальной        
политике Фариде Исмагиловне Гайнуллиной. С места. Пожалуйста.                   
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом по труду и социальной   
политике в установленном порядке данный законопроект рассмотрен. С учётом       
сообщения Валентины Николаевны Пивненко, я думаю, не следует дополнительно      
комментировать содержание законопроекта. Следует отметить лишь, что             
действительно это делается в части реализации послания президента, это раз.     
Второе, для устранения социальной напряжённости у отдельных наших граждан,      
проживающих на Севере и в приравненных к нему регионах. И третье, средства      
как в федеральном бюджете, так и в бюджете Пенсионного фонда на эти цели        
предусмотрены.                                                                  
                                                                                
Комитет предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении и полагает,   
что замечания Правового управления действительно могут быть учтены при          
подготовке ко второму чтению.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы есть? Есть. Давайте запишемся. Пожалуйста, запишитесь на вопросы.       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Семь человек. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич.                           
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Валентина Николаевна, вы сказали, насколько я понял,     
если я не ослышался, что сорок пять законопроектов было подано в Думу по        
этому поводу, имеется в виду по законодательству пенсионному. Вопрос такой: а   
какая часть из этих законопроектов превратилась в конкретные законодательные    
акты, которые приняты Государственной Думой или Правительством Российской       
Федерации?                                                                      
                                                                                
И к Фариде Исмагиловне: скажите, пожалуйста, вот какой процент от средней       
заработной платы в результате этого повышения будут получать наши северяне?     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, кто отвечает? Валентина Николаевна сначала.          
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Это единственный законопроект, который прошёл согласования и     
обеспечен финансовыми ресурсами в отличие от всех сорока пяти, которые          
вносились, рассматривались, обсуждались на уровне комитетов, поддерживались     
комитетами. Но, как вы понимаете, если нет денег и если нет финансового         
положительного заключения, то ни один из законопроектов не имеет права на       
жизнь. Получил право на жизнь данный законопроект, который сегодня              
рассматривается Государственной Думой.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фарида Исмагиловна, пожалуйста, с места.                  
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Мне не совсем понятен вопрос, просто я могу для всех и для     
себя уточнить. Вообще, районные коэффициенты, северные коэффициенты             
применяются к заработной плате, из которой исчисляется в целом размер пенсий,   
это раз. Здесь же речь идёт об установлении новых размеров базовой части        
пенсии для северян. Вы, может быть, хотели сказать о коэффициенте замещения?    
Я располагаю сведениями о среднем коэффициенте замещения. Он составляет по      
стране от 22 до 28 процентов. Конкретно по северянам я информацией сейчас не    
располагаю.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кибирев.                                          
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемая Валентина Николаевна, закон повышает размеры трудовых пенсий          
северянам, и это, естественно, хорошо. Фракция Компартии Российской Федерации   
его поддерживает. Но есть вопрос: почему авторы закона не дошли до              
логического конца и не решили существующую в обществе проблему, не установили   
право пенсионеров, заработавших северную пенсию, получать её в несеверных       
регионах, скажем в Краснодаре, с учётом действующих северных коэффициентов?     
Ведь северяне, приращивая мощь России северами, заработали свою пенсию          
тяжёлым трудом в сложных природных условиях и привезли в район нового своего    
проживания, кроме всего прочего, все свои северные болячки. Скажите,            
пожалуйста, по новому закону пенсии будут пересчитываться всем пенсионерам      
или он относится только к тем, кому пенсия назначается впервые?                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валентина Николаевна.                         
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо за такой хороший вопрос. Я как раз об этом в своём       
докладе говорила и ещё раз чётко прокомментирую. Независимо от того, где        
живёт пенсионер, где он получает сегодня пенсию, заработанную на Севере, - на   
Таймыре, на Чукотке или в Краснодаре, Сочи, в каком-то другом хорошем месте,    
куда стремятся северяне, выработавшие полный трудовой стаж, - независимо от     
того, с какого времени у них назначена пенсия, они будут иметь право её         
получать с учётом районного коэффициента. То есть этим законопроектом мы        
решаем вопрос о "вывозе" районного коэффициента в те места, куда выезжает       
пенсионер. Мы считаем это справедливым и обоснованным, поскольку страховые      
взносы выплачиваются и выплачивались из заработной платы, которая включает в    
себя и районный коэффициент. Ещё раз подчёркиваю, что данный закон, по сути     
дела, решает проблему о начислении районного коэффициента к базовой части       
пенсии для тех, кто выработал полный трудовой стаж на Севере. Это то, с чем к   
нам в комитет обращаются в течение всего этого времени пенсионеры,              
проживающие в разных уголках Российской Федерации.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Юрий Петрович.                                   
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Ю. П. Валентина Николаевна, у меня такой вопрос. Вот в связи с         
установлением базовой части пенсии в размере 1 тысяча 890 рублей, какова        
будет цена продовольственной корзины? Я понимаю, что она от района к району     
может быть разной, но какова цена средней продовольственной корзины?            
                                                                                
Я могу для сравнения пример привести. Я сам лично подсчитал по состоянию на     
воскресенье стоимость продовольственной корзины на Юге, где очень               
благоприятные условия, по перечню из семидесяти трёх наименований               
продовольствия, который ещё Госкомтрудом РСФСР разрабатывался. Стоимость        
продовольственной корзины - 2 тысячи 820 рублей, точность до 1 процента я       
гарантирую. А какова будет цена продовольственной корзины на Севере при таком   
размере базовой пенсии?                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валентина Николаевна.                         
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Я могу ответить на этот вопрос следующим образом. И в            
настоящее время, и десять лет назад, и, думаю, в ближайшее время на Севере в    
зависимости от конкретного северного региона (они тоже разные, двадцать семь    
субъектов Российской Федерации, начиная с Кольского полуострова и заканчивая    
Сахалином) цена продовольственной корзины по сравнению со средней частью        
Российской Федерации выше от полутора до двух с половиной раз. И если           
говорить о величине прожиточного минимума пенсионера, то она всегда в силу      
специфики, связанной с тяжёлыми природно-климатическими условиями и условиями   
доставки, в том числе и продовольствия, была и будет выше. Там пенсионерам      
отапливать нужно своё жильё в течение одиннадцати месяцев, нужно за             
электрическую энергию платить гораздо больше, потому что там полярная ночь и    
другие аспекты. Я не думаю, что это повышение повлечёт больший рост             
продовольственной корзины. Может быть, некоторый рост и будет, но он не         
зависит от того, примем мы или не примем данный закон, он как раз сегодня       
связан с тем вопросом, который затронут в заявлении о регулировании             
потребительского рынка и проблемах, касающихся резкого роста цен в Российской   
Федерации. Я думаю, что в этом законопроекте есть, в общем-то, определённые     
элементы справедливого отношения к северянам, которые создавали экономическую   
базу нашего государства и намерены вкладывать ещё немало своего труда, и мы     
заинтересованы в привлечении туда на определённых условиях молодых              
специалистов. Вот каким-то образом этот закон - не полностью, подчёркиваю, но   
каким-то образом - эту проблему тоже решает.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна.                               
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Валентина Николаевна, спасибо вам большое за этот законопроект, я знаю, он      
долго рассматривался в вашем комитете, но всё же доведён до первого чтения.     
Он, конечно, нужен, но у меня вот такой вопрос: что же будет с пенсиями в       
отдалённых территориях? Например, в Приморском крае из сорока муниципальных     
образований только шесть относятся к северным, все остальные не относятся к     
северным и являются отдалёнными территориями, и, понимаете, люди, которые       
живут по соседству, не поймут, почему кому-то районные коэффициенты             
начисляются к пенсии, а кому-то не начисляются. Вот как вы считаете, какие      
решения необходимо принять для того, чтобы люди, живущие на отдалённых          
территориях почти в одинаковых условиях, не пострадали?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Пивненко.                             
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Уважаемая Светлана Петровна, вы совершенно правильно задаёте     
этот вопрос, но я предлагаю группу таких людей, для того чтобы они поняли       
почему, хотя бы один раз направить на Таймыр, на север Якутии, в Магадан или    
ещё в какой-то регион, чтобы они явно увидели, в каких условиях там живут и     
работают люди.                                                                  
                                                                                
А что касается Дальнего Востока - вы совершенно правильно поднимаете,           
озвучиваете вопрос, - сегодня уровень пенсионного обеспечения в этом регионе    
гораздо ниже, чем в других частях нашей большой Российской Федерации. И если    
сравнивать величину прожиточного минимума пенсионера со средней величиной       
пенсии, то она составляет в Корякии, например, 66 с небольшим процентов,        
где-то 80, 90 и так далее, хотя в большинстве регионов Российской Федерации     
он намного уже выше, и это хорошо. Поэтому я считаю, что по Дальневосточному    
федеральному округу, учитывая его отдалённость, должен быть принят комплекс     
мер, который решил бы не только пенсионные проблемы, но и вопрос, который вы    
в том числе поднимали неоднократно, - о возможности проезда по льготным         
тарифам, о чём в принципе нам докладывал министр Левитин, говоря, что это       
будет учтено, и ряд других вопросов, которые связаны с большой отдалённостью    
вот этого региона, и в том числе с помощью тех особых экономических программ,   
которые принимаются по Дальнему Востоку. А то, что там картина по сравнению с   
другими территориями Российской Федерации очень неблагоприятная, мы в           
комитете знаем и неоднократно вопросы особого внимания к Дальнему Востоку, к    
Дальневосточному федеральному округу, поднимали. И я не считаю излишним         
посмотреть вопрос с учётом мониторинга и расчётов, которые будут проведены,     
если будет принят данный закон, и принять решение и по другим районам           
Дальневосточного федерального округа, где сегодня нет районных коэффициентов,   
решение об их установлении, видимо, и там, для того чтобы поднять уровень       
пенсий.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оськина Вера Егоровна.                                    
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
У меня вопрос как раз в продолжение предыдущего вопроса. Как известно,          
районные коэффициенты устанавливаются правительством. Часть территории          
Красноярского края относится к Крайнему Северу, а часть территории              
приравнивается к районам Крайнего Севера. Известно, что соседние с нами         
субъекты - Хакасия, Кемеровская область - имеют коэффициент 1,3. У нас вот в    
этих приравненных к Северу местностях коэффициент 1,2. В этой ситуации          
страдают пенсионеры. Вот у меня, Валентина Николаевна, вопрос следующий:        
будут ли приведены в соответствие районные коэффициенты по территориям?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валентина Николаевна.                         
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Комитетом подготовлен пакет законопроектов, которые, к           
сожалению, на данный момент не получили поддержки правительства. По             
упорядочению размеров районных коэффициентов поручение правительству было       
дано ещё в 2000 году, оно не выполнено. По районированию Севера законопроект    
должен был быть внесён Правительством Российской Федерации в Государственную    
Думу ещё в 2006 году, затем срок исполнения этого поручения был перенесён на    
2007 год. Депутаты нашего комитета вместе с учёными подготовили такой пакет     
законопроектов. Я думаю, что вместе мы завершим до конца этого года работу по   
увеличению районных коэффициентов применительно к каждой территории. И я        
полагаю, что в следующей Государственной Думе найдутся депутаты, которые        
продолжат эту работу, она уже прошла оценку нашего, фракции "Единая Россия",    
экспертного совета и получила политическую поддержку на заседании президиума    
Политсовета партии "Единая Россия". Работа проделана большая, её нужно          
довести до конца и претворить в законопроекты.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, ваш вопрос.                   
                                                                                
Я информирую депутатов, что на обсуждении...                                    
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые...                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, секундочку, извините, Тамара Васильевна. Я        
добавлю вам время.                                                              
                                                                                
На обсуждении этого вопроса присутствуют статс-секретарь - заместитель          
министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Глебова    
Любовь Николаевна и заместитель директора департамента Минздравсоцразвития      
Муравьёв Иван Александрович.                                                    
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста, ваш вопрос.                             
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемая Валентина Николаевна, безусловно, вы правильно         
отметили, что этот законопроект - это только первая стадия исполнения наших     
государственных обязательств перед этими людьми. Скажите, пожалуйста, почему    
районный коэффициент распространяется только на базовую часть пенсии? Это, я    
считаю, несправедливо. Это первое.                                              
                                                                                
И второе. Вот те советские пенсионеры, которым по-другому пенсия начислялась    
и которые живут давно уже не на Севере (например, у нас в области их очень      
много), получат ли они достойную прибавку к пенсии после принятия этого         
закона?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валентина Николаевна Пивненко.                
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо, Тамара Васильевна.                                      
                                                                                
По закону о трудовых пенсиях у нас есть две составляющие части пенсии на        
сегодня: это базовая и страховая части. И на базовую часть пенсии только тех    
пенсионеров, которые живут и получают пенсию на Севере, на сегодня установлен   
размер районного коэффициента. Этим законопроектом мы больше - в 1,5 и в 1,3    
раза - повышаем базовую часть пенсии пенсионеров - бывших северян, которые      
сегодня живут в разных концах страны и которые получили пенсию в том числе и    
в советское время. Ещё раз хочу сказать, что данный законопроект касается       
всех пенсионеров, которые живут в Российской Федерации, всех пенсионеров,       
которые выработали полный трудовой стаж, всех пенсионеров, которые выработали   
необходимый стаж - пятнадцать и двадцать лет - на Крайнем Севере и в            
приравненных к нему местностях. И пенсионеры, которые заработали пенсию в       
советское время, тоже имеют полное право на получение повышенной базовой        
части, даже если живут сегодня за пределами Севера Российской Федерации, с      
учётом тех норм, которые предлагаются данным проектом закона.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по         
данному законопроекту? Есть. Давайте запишемся.                                 
                                                                                
Вот Иванов Сергей Владимирович вносит предложение: по одному выступлению от     
фракции, до трёх минут. Принимается такое предложение? Нет возражений.          
                                                                                
Кто выступит от фракции КПРФ? Депутат Локоть, пожалуйста.                       
                                                                                
Включите микрофон депутату Локоть. Локтю, извините.                             
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Мы всегда за повышение пенсий, и это тот случай, когда можно сказать, что это   
хорошо. Плохо другое: этот законопроект прошёл только благодаря тому, что       
сейчас предвыборная ситуация. Почему я делаю такой категоричный вывод?          
Вдумайтесь в те цифры, которые Валентина Николаевна здесь назвала: сорок пять   
законопроектов предложено было на эту тему и лишь один из них был одобрен, и    
только вот в этой предвыборной ситуации.                                        
                                                                                
Должен сказать, что аналогичный законопроект был разработан и предложен         
депутатами нашей фракции, фракции КПРФ. Но стремление улучшить социальное       
положение наших ветеранов, пенсионеров постоянно наталкивается на               
противодействие правительства, а большинство "Единой России" всегда             
голосовало так, как говорит правительство. Поэтому здесь тот случай, когда      
можно сказать, что и от выборов тоже есть толк, есть определённая польза.       
                                                                                
Я о коэффициенте замещения хочу сказать всё-таки несколько слов. Мы должны      
сделать всё для того, чтобы этот коэффициент замещения по крайней мере          
тянулся за средним уровнем заработной платы, был примерно 40 процентов.         
Почему именно 40? Потому что 40 процентов - это то, что обещали в своё время    
и "единороссы", и Правительство Российской Федерации. Я думаю, что к            
выполнению этих обещаний надо стремиться, деньги для этого есть.                
                                                                                
И по поводу упорядочения коэффициентов. Должен напомнить, что в результате      
упорядочения коэффициентов, предлагаемого законопроектами, входящими в этот     
пакет, районных коэффициентов могли лишиться тринадцать субъектов Российской    
Федерации, находящихся в Сибири. Поэтому с этим упорядочением я попросил бы     
всё-таки быть поаккуратнее. Правительство отступило от этой темы, потому что    
учитывать интересы, улучшать положение одних за счёт других ни в коем случае    
нельзя, нужно улучшать ситуацию в целом.                                        
                                                                                
Мы, безусловно, поддерживаем этот законопроект, и думаю, что можно его          
доработать ко второму чтению, повысив коэффициент замещения.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто от фракции ЛДПР? Депутат Иванов Сергей                
Владимирович.                                                                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, здесь не будет никого, кто голосовал бы против      
данного законопроекта, однако мне хотелось бы отметить два момента.             
                                                                                
Во-первых, наличие отрицательных заключений правительства на законопроекты,     
по которым имеются финансовые обязательства, не является препятствием для их    
рассмотрения в Государственной Думе. То есть если бы всё-таки эти               
законопроекты рассмотрели, и не к выборам, а в своё время, когда они были       
внесены, то таким образом могли бы показать ещё раньше, что правительство не    
совсем справляется со своими обязанностями или совсем не справляется, и,        
может быть, скорее прошли бы кадровые перестановки.                             
                                                                                
И второй момент. Наверное, многие из вас знают такие случаи, и ко мне           
обращаются люди, которые неполный срок отработали на Севере, не хватило         
кому-то месяца, самое обидное, кому-то года, кому-то полгода. Поэтому, мне      
кажется, логично было бы всё-таки ввести коэффициент: если выработал полный     
срок - значит, получаешь полную надбавку, не хватило месяца два, три, четыре,   
пять, шесть - уменьшаем этот коэффициент. Это было бы правильно и логично. Я    
думаю, наши избиратели нам бы за это сказали спасибо.                           
                                                                                
Фракция ЛДПР будет голосовать за данный законопроект.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "Единая Россия"... Выступление Пивненко        
считается выступлением от фракции.                                              
                                                                                
Выступление от фракции "Справедливая Россия..." - депутат Бадалов.              
                                                                                
БАДАЛОВ Р. М., фракция "Справедливая Россия" - "Родина"                         
(народно-патриотический союз)".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну наконец мы начали решать проблемы пенсионной системы.     
Не знаю, связано ли это с тем, что ушёл основной её проводник господин          
Зурабов, но скорее всего этот закон связан даже не с выборной кампанией, а с    
выступлением президента: он дал поручение, что северянам нужно всё-таки         
сохранить северные пенсии при выезде на юг.                                     
                                                                                
Этим законом мы, к сожалению, проблему полностью не решаем, мы устанавливаем    
новый порядок, несколько иной, которого не было раньше. Да, это несколько       
выше, чем то, что получали наши пенсионеры, некоторые пенсионеры на Севере.     
Но некоторые северяне там, на Севере, получают больше, потому что там есть      
районный коэффициент, который значительно больше, чем то, что мы сегодня с      
вами устанавливаем. И поэтому мы даём им возможность выбирать. Но южным         
пенсионерам мы такой возможности не даём. И мы фактически не делаем то, что     
сказал президент, - сохранить за северянами северную пенсию, - этого нет.       
                                                                                
Мы здесь немножко лукавим. Да, нашим северным пенсионерам, части северных       
пенсионеров, которые выработали северный стаж полностью и ушли на пенсию        
досрочно в связи с работой на Севере, - вот этим категориям мы действительно    
несколько улучшаем положение. И поэтому мы, конечно, будем голосовать за. Но    
в аналогичном положении у нас и те, кто работал в подземных условиях да и в     
других условиях - списки 1 и 2, - там точно такая же ситуация. Только           
почему-то они пенсию повышенную не получают, а платят значительно большие       
суммы в счёт единого социального налога, потому что высокая заработная плата.   
Но у нас есть ограничения. У северян такая же ситуация. Вот угольщики Якутии,   
Нерюнгри, там северный коэффициент учитывают значительно больший, чем тот,      
который установлен у нас правительством к заработной плате, и с него платят     
единый социальный налог. Но когда они уходят на пенсию, то получают             
совершенно другую северную пенсию - без учёта той высокой заработной платы,     
которую они имели, без того северного коэффициента, по которому им              
рассчитывали заработную плату. И это неправильно и несправедливо.               
                                                                                
Логика здесь одна - пенсия должна быть сопоставима с заработком, и ничего не    
надо другого. Надо 50 процентов коэффициент замещения, 70 процентов             
коэффициент замещения. Где бы ни жил этот северянин, он получал высокую         
заработную плату и должен получать высокую пенсию. Где бы ни работал этот       
человек, он ушёл досрочно на пенсию, потому что он работал в особых условиях,   
и он должен получать высокую пенсию. Это всё нормально, к этому надо            
стремиться. И я думаю, что мы к этому придём. Единственное, и товарищ Локоть    
прав, здесь, видимо, всё-таки действительно связано... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы с удовольствием будем это делать, потому что у нас     
это получается.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, депутат Савельев Юрий Петрович.                                     
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Ю. П. Спасибо.                                                         
                                                                                
Во-первых, я хотел бы отметить хорошую работу комитета, который возглавляет     
Валентина Николаевна Пивненко, ну и своевременность появления, пусть и в год    
выборов, но всё-таки своевременность...                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вынужден вас прервать, я обращаюсь к залу: осталась       
одна минута до перерыва, я вношу предложение завершить данный вопрос и после    
этого объявить перерыв. Есть возражения? Принимается.                           
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Ю. П. Но в то же время я недаром задавал Валентине Николаевне          
вопрос: а чему будет равна стоимость продовольственной корзины? Вы не           
ответили. Так вот, Валентина Николаевна, стоимость продовольственной корзины    
с учётом стоимости северного извоза и даже с учётом коэффициентов будет в       
среднем по всем регионам Севера составлять в декабре 8400-8500 рублей, в то     
время как стоимость продовольственной корзины на Юге, я вам говорил, равна      
2820 рублей. Поэтому в проект закона, конечно, следовало бы добавить - это      
очень важно - компенсацию стоимости северного завоза, может быть, в той         
части, которая идёт в результате на потребление нашим пенсионерам.              
                                                                                
Ну и самый главный вопрос, который мы постоянно ставили. Дело не в том, что     
мы там на копейки повышаем пенсию, а дело в том, что государство наше не        
занимается проблемой стратегического планирования развития России, всё отдало   
на откуп рынку, который приводит к безудержному росту цен. Поэтому, до тех      
пор пока мы будем вкладывать в зарубежные экономики по 28 миллиардов            
долларов, закупая продовольствие у западных фермеров, и вкладывать 1 миллиард   
долларов, как мы здесь, в зале, принимаем, в наших, - до тех пор мы будем       
кормить зарубежных фермеров, разоряя наше крестьянство, и будет повышение цен   
в зависимости от повышения цен на Западе. И никаким регулированием цен внутри   
страны мы ситуацию не исправим.                                                 
                                                                                
Поэтому наше предложение... Конечно, мы поддержим то, что сказала Валентина     
Николаевна, будем голосовать за, но всё-таки ко второму чтению мы дадим         
предложения по частичной компенсации стоимости северного завоза на следующие    
годы.                                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение.                
                                                                                
Настаиваете ли на заключительном слове? Настаивает депутат Пивненко на          
заключительном слове. Пожалуйста, с места.                                      
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо.                                                         
                                                                                
Я благодарна за обсуждение, которое здесь прошло. И хочу сразу сказать:         
никакого отношения данный проект закона к выборной ситуации не имеет. И могу    
это доказать материалами, которые в комитете есть. Аналогичный вариант          
проекта закона без тех корректировок, которые были сделаны ещё весной этого     
года, был подготовлен в 2006 году. Это первое.                                  
                                                                                
Второе - о том, что неполный срок отработали на Севере и не получают            
районного коэффициента вообще. Так вот, система государственного                
протекционизма всегда была, и она должна развиваться по нескольким ключевым     
направлениям. Приехал человек на Север работать, он получает с первого дня      
районный коэффициент, отработал год - он начинает получать северную надбавку,   
и с увеличением стажа работы размер этой надбавки увеличивается.                
                                                                                
А дальше, чтобы человек не убежал, а отработал хотя бы энное число лет, чтобы   
стал специалистом и действительно вносил свой вклад, ещё и адаптировался,       
потому что со здоровьем, в общем-то, не у всех у нас хорошо, а Север требует    
особого здоровья, вот тогда и действует так называемая приманка, извините за    
такое непарламентское выражение, - возможность получать на пять лет пенсию      
раньше и в более высоких размерах. Вот эта система, которая должна работать     
чётко, может корректироваться, но не путём принятия половинчатых решений.       
                                                                                
Если говорить о развитии пенсионного права, то, может быть, благодаря и         
северянам, которые работают в Государственной Думе, - к сожалению, в нашем      
комитете, могу сказать, работают только представители партии "Единая Россия",   
только нашей фракции, из единороссов состоит и межфракционная группа "Север     
России" - мы, в общем-то, и добились того, чтобы в своё время перед             
пенсионной реформой были внесены корректировки по конвертации пенсионных        
прав. Вы помните, что для северян максимальный коэффициент соотношения был      
1,2, а стал 1,4-1,9. Далее. Всё же мы с вами вместе добились, чтобы был         
установлен районный коэффициент к базовой части пенсии, что первоначально       
вообще не воспринималось и не принималось. Были приняты и другие решения, и в   
том числе вот это, которого ждали все, кто живёт за пределами Севера.           
                                                                                
А что касается северного завоза, тут надо посмотреть. Существует такое          
законодательное понятие, так называемый северный завоз - досрочный завоз        
грузов, товаров на Север. По предложению регионов он компенсируется из          
средств фонда финансовой помощи, которую получают регионы из федерального       
бюджета, и эта помощь в проекте федерального бюджета на 2008-2010 годы          
присутствует.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект        
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых       
пенсиях в Российской Федерации" в первом чтении.                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              415 чел.92,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    417 чел.                                          
Не голосовало                  33 чел.7,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.