Заседание № 152
О проекте федерального закона № 449281-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе" (в части расширения перечня услуг, реклама которых не допускается).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к 6-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе". Доклад Александра Александровича Максимова. Пожалуйста, Александр Александрович. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе" (в части услуг, реклама которых не допускается), принятый во втором чтении Государственной Думой 9 октября 2018 года. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, замечаний по законопроекту не имеется. Прошу принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллеги, по мотивам голосования есть желающие выступить от фракций? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления по мотивам голосования по законопроекту под пунктом 6 повестки дня. Покажите, пожалуйста, список. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы поддерживаем этот проект закона. Но в отсутствие данной поправки очень пострадала репутация Госдумы, государственных органов и отдельных граждан, когда журналисты стали искать и доказывать, так сказать, что был плагиат в каких-то работах. Мы бьём по последствиям, а нужно бить по причинам: не должно быть никакой рекламы, когда кто-то предлагает незаконные услуги - написание диплома, диссертации или, допустим, финансовые структуры предлагают бешеные проценты. ЦБ должен указать, что если больше 15 процентов по депозитам, то полиция должна приглашать к себе руководителя этой финансовой структуры, - не ждать, когда мы внесём поправку в закон, а сразу посмотреть, откуда это берётся. Сейчас мы запрещаем такую рекламу, это правильно, те, кто этим занимается, не смогут через рекламу получить своего клиента. И опасен не столько плагиат в диссертациях, в дипломах, не столько подготовка каких-то работ, может быть, даже подготовка к сдаче ЕГЭ, когда заранее известны ответы и ребёнка заставляют их заучивать автоматически, ещё опаснее, когда кому-то пишут за деньги оригинальную работу, но он не автор. Когда-нибудь в мемуарах я напишу, как одному руководителю фракции, ныне действующему, полностью написал диссертацию человек, которого я знаю, и об этом руководителе нигде нет ни слова плохого, потому что диссертация оригинальная, там плагиата нет. Но он ведь не писал ничего, написал другой человек - доктор наук. Это ещё хуже: человеку присвоили звание на основании диссертации, но он сам ничего не делал. Вот эту проблему нам нужно ещё вскрывать. Да, автору может помогать кто-то другой, но полностью выполнять всю работу... Вот, допустим, все мы знаем композитора Чайковского, и вдруг окажется, что это не Чайковский писал музыку, а какой-то мальчик из Клина, при этом как автора указывают Чайковского, или окажется, что картину Глазунова, нашего покойного великого художника, написал другой человек. И потом наступает разочарование, начинаем памятники сносить, ведь оказалось, что столько компромата на этого человека, а мы ему поставили памятник. Так что это очень важный вопрос, давайте не просто внесём поправку в закон "О рекламе" - нужно дать по рукам всем тем, кто пытается... Помогать - помогайте, вот как литсотрудники, или, как их называют, литературные рабы. Вот есть автор - великий художник, писатель, и есть неудачники, которые окончили, допустим, литературный институт, но не смогли стать писателями, и они дорабатывают рукописи. Я сам надиктовываю все свои книги, а потом редактор сидит и что-то там причёсывает, может быть, какой-то глагол заменит, но это редакторская работа, а в основе - 99 процентов моего собственного. А когда они пытаются своё навязать, то ухудшают мою работу, так как не понимают, что я хотел сказать какой-то фразой, с каким-то одним значением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Канаев Алексей Валерианович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня реклама - это не просто двигатель торговли, это инструмент формирования привычек, образа жизни, стиля, моды в конце концов. И сегодня, принимая законопроект, которым мы на федеральном уровне устанавливаем запрет на рекламу услуг по подготовке и написанию аттестационных, выпускных квалификационных работ, мы, конечно же, работаем прежде всего на улучшение качества подготовки обучающихся. Этот вопрос очень важный, потому что именно от того, какими будут наши специалисты, зависит будущее и экономики, и страны. Мы сами не заметили, как за последние годы стало не просто популярным, модным пользоваться услугами по написанию этих работ, но дошло до того, что порой в студенческой среде те, кто этими услугами не пользуется, подвергаются насмешкам. Решит ли данный законопроект все проблемы в данной сфере? Конечно нет. И мы об этом много говорили в рамках первого чтения, высказывались разумные предложения, но, как гласит одна народная мудрость, путь в тысячу ли начинается с первого шага, и сегодня мы этот первый шаг делаем. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" готова пройти весь этот путь вместе с коллегами из других фракций, призываем всех к совместной работе. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе", 6-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 41 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается единогласно федеральный закон.
Заседание № 149
О проекте федерального закона № 449281-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе" (в части расширения перечня услуг, реклама которых не допускается).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе". Доклад члена комитета по экономической политике Александра Александровича Максимова. Пожалуйста. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 4 июля 2018 года. Законопроектом предлагается дополнить статью 7 Федерального закона "О рекламе", регулирующую вопросы запрета рекламы отдельных видов товаров, новым положением, запрещающим рекламу услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ и других работ подобного характера. К законопроекту поступило две поправки: одна юридико-технического характера - предлагается к принятию, вторая - к отклонению. Эта поправка была отозвана автором уже после того, как комитет направил необходимые документы в Совет Государственной Думы, поэтому мы должны проголосовать за её отклонение. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту нет. Прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 07 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается. Поскольку автор отозвал свою поправку, нет необходимости ставить её на голосование. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 38 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 128
О проекте федерального закона № 449281-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе" (в части расширения перечня услуг, реклама которых не допускается).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
47-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Павел Станиславович Зенькович. ЗЕНЬКОВИЧ П. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе". Законопроект подготовлен по поручению Председателя Правительства Российской Федерации. Законопроектом предлагается внести изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе" в части недопущения рекламы услуг по написанию выпускных квалификационных работ и иных работ, связанных с аттестацией, в образовательной деятельности и в сфере науки. Возникновение проблемы обусловлено широким распространением услуг по подготовке и написанию работ, связанных с аттестацией в образовательной деятельности и в сфере науки. Размещение рекламы таких услуг - это, коллеги, говоря простым языком, полное безобразие, которое мы с вами зачастую видим даже в метро, в общественном транспорте, имеются в виду объявления типа "пишем, продаём дипломные работы" и так далее. Размещение рекламы по оказанию таких услуг стимулирует потребителей использовать эти услуги, что оказывает негативный эффект на качество подготовки обучающихся, на результат оценки научной квалификации лиц, подготавливающих работы в государственной системе научной аттестации. Установление на федеральном уровне запрета рекламы оказания услуг по подготовке и написанию таких работ будет способствовать снижению распространения данных услуг, а также повышению защищённости результатов интеллектуальной деятельности. Предлагаемые законопроектом меры направлены на повышение качества подготовки обучающихся по соответствующим образовательным программам, а также на обеспечение объективности оценки качества выполняемых работ на соискание учёных степеней. Просим поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. С содокладом от комитета по экономической политике выступает Александр Александрович Максимов. Пожалуйста. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Я думаю, в этом зале нет, пожалуй, ни одного, кто хотя бы раз в своей жизни, студентом или учеником, не произнёс слова "дай списать". К сожалению, эта форма товарищеского единомыслия, дружеской поддержки, те традиции, которые были заложены в нашей российской и советской школе, дали обратный результат: отсутствие стремления к получению твёрдых собственных знаний привело к рождению целой индустрии халявы, простите за грубость. Только на центральной странице "Google" по городу Москве зарегистрировано 1,8 тысячи сайтов, выполняющих любые виды дипломных работ. В Санкт-Петербурге есть так называемый фриланс-форум, фриланс-биржа, там есть данные о 1,052 миллиона выполненных студенческих работ. Что мы читаем на этих сайтах? "Дипломные работы на заказ, стаж на рынке - 10 лет"; "Дипломные, курсовые, рефераты, гарантии, антиплагиат от 70 до 80 процентов, гарантия защиты, сопровождение кандидатских и докторских диссертаций" - безусловно, пройти мимо этого безобразия невозможно. Конечно, сегодня этими, можно сказать, первыми шагами мы проблему не решим, просто услуги по написанию работ уйдут в тень. Я думаю, самое главное - когда к нам придёт министр, глава нынешнего, нового министерства высшего образования, мы всё-таки должны будем говорить с ним о том, что в школах и вузах нужно вести работу, борьбу со списыванием, убеждать в том, что нужно получать твёрдые знания, что только они дают карьерный рост и реальное преимущество. Сегодня, к сожалению, этого нет. Тем не менее, я считаю, шаги сделаны в правильном направлении. С учётом изложенного Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Но я смею всё-таки выразить предположение, что в этом зале есть люди, которые не обращались с просьбой дать списать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но это немножко иная ситуация. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нормально. Кувшинова Наталья Сергеевна. КУВШИНОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Станиславович, скажите, пожалуйста, в случае если такая реклама будет размещена на каком-либо сайте, предусматривается ли механизм досудебной блокировки этого ресурса до того времени, пока эта реклама не будет снята, убрана с данного сайта? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Данным изменением это не регулируется, вопрос о досудебной блокировке - это вопрос отдельного законопроекта. Данным изменением мы предлагаем в статью 7 закона "О рекламе", в перечень услуг, запрещённых к рекламе, включить эту услугу. Досудебная блокировка не предусмотрена, это, как вы знаете, отдельный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Сложно не поддерживать такое благое намерение, как повышение эффективности одного из наших главных министерств - министерства образования, просвещения, науки, да, просвещения. Но почему такие робкие шаги, Александр Александрович? Совершенно понятно, вы сами признались, что всё это останется, просто уйдёт в тень. Для чего это - галочку поставить, кому-то продемонстрировать, мол, вот видите, мы же сделали первый робкий, но шажок? Огласите весь список, пожалуйста, этого плана, если он реалистичный, а не просто очередное благое намерение. Конечно, это борьба с одним из следствий, не с причиной, не с зарабатыванием, как вы говорите, денег - вы с этим не боретесь, вы боретесь только с рекламой! Это то же самое, как если бы мы боролись с рекламой "Боярышника": рекламировать "Боярышник" нельзя, а продавать можно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите в правительственной ложе микрофон. ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Вопрос представителю правительства или вопрос Александру Александровичу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вам, Павел Станиславович. ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Олег Анатольевич, спасибо большое за вопрос. На самом деле наша борьба на этом направлении с вашей помощью идёт давно и будет продолжаться, этот законопроект действительно один из шагов, но я не сказал бы, что это шажочек, - это важный шаг, потому что открытая реклама стимулирует, говорит о безнаказанности. Что касается борьбы со списыванием, да, мы с этим боремся, вы знаете, что сейчас действует система борьбы с плагиатом и так далее, на этом пути мы тоже продвигаемся, это большая системная работа, которую мы с вами будем вести постоянно, но мы считаем, что вот это всё-таки важный шаг, а не шажочек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Павел Станиславович, вынужден повторить вопрос коллеги. На самом деле, скажите, какие ещё меры будут приниматься для решения этой проблемы? Мы же понимаем, что мера, которую вы сейчас предложили, - маленький шажок, она малоэффективна. Ну запретим мы это печатать, тогда будут печатать, давать объявления, что готовы предоставлять услуги репетиторов, под этим делом будут продолжать оказывать другие услуги и так далее. Мы же понимаем, что это малоэффективно, так скажите хотя бы, какие у вас есть мысли, в каких направлениях, что мы будем делать, какие изменения, какие шаги будут предприняты в дальнейшем для решения этой проблемы? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Коллеги, такая проблема может быть решена тогда, когда на самом деле уйдёт культура списывания и культура, как вот (извините, наверное, неправильно так говорить) сказал ваш коллега, халявы. Что касается дополнительных шагов, мы работаем, проработаем с Минкомсвязью вопрос о блокировке сайтов, ресурсов, где такая реклама размещена, будет повышаться дисциплинарная ответственность руководителей учебных заведений, в которых существует такая практика, в конце концов, применяются меры дисциплинарного и иного административного характера к тем, кто списывает, когда их ловят за руку. То есть на самом деле широкий комплекс мер уже применяется, и вы видите, я думаю, мы все видим, что отношение к липовым работам в обществе меняется и это не та ситуация, которая существовала 15-20 лет назад. Мер будет много, но я ещё раз подчёркиваю: это всё-таки важная мера, потому что когда люди, особенно молодёжь, видели открытую рекламу, в открытом доступе, у них исчезало понимание того, что это преступно, и то, что мы это запрещаем, сужаем возможности доступа к этой информации, я считаю, большой шаг вперёд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Павел Станиславович, это явление распространённое, конечно. Скорее всего, министерство образования, разрабатывая и внося эту инициативу, действовало не эмоционально, а с определёнными расчётами. Располагаете ли вы выраженными количественно данными о масштабах явления, о котором идёт речь в законопроекте? Сколько примерно заказчиков и заказов, какова интенсивность этого рода деятельности? И на какой эффект, опять же, выраженный количественно, можно рассчитывать, какой эффект можно прогнозировать в случае принятия закона? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Цифр я вам не приведу, сколько висело объявлений и сколько рекламы размещалось, просто потому что такого вида деятельности официально нет, статистика не велась. Я не зря в своём коротком выступлении и ваш коллега тоже апеллировали к тому, что все мы живём в этом мире, все сами видели наглядные примеры, есть экспертная оценка массовости, распространённости этого явления. Так вот, если мы запретим эту рекламу, внесём поправку, если вы нас поддержите, по крайней мере мы сведём на нет публичную оголтелую кампанию по рекламе таких дипломов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г. Уважаемый Павел Станиславович, в статье 7 закона "О рекламе", куда вносятся изменения, прописаны товары, реклама которых запрещена. Вот среди них - я читаю - наркотические средства, взрывчатые вещества, человеческие органы, сигареты, алкоголь, здесь указаны также аборты, и как-то странно, мне кажется, в этом списке будут выглядеть дипломы и диссертации, ну, совсем странно с точки зрения юридической техники. И что потом помешает организациям, которые специализируются на такого рода деятельности, называть её просто репетиторскими услугами? Не будут ли сравнивать, после того как мы примем такой закон, этот запрет с запретом "Telegram"? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Абсолютно нет, репетиторские услуги никто запрещать не будет, они есть. На самом деле вы перечислили позиции, но там не только товары, в части 9 указана ещё такая медицинская услуга, как аборт, поэтому здесь не только товары. И мне кажется, наоборот, включение сюда таких постыдных действий, как списывание и продажа дипломов, как раз подчёркивает преступный характер этой деятельности, невозможность нам с вами принять её такой, какая она есть, поэтому мы вносим поправку в закон, вот и всё. Мне кажется, здесь, наоборот, всё очень органично. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рашкин Валерий Фёдорович. РАШКИН В. Ф. У меня вопрос к Александру Александровичу. Как-то так, походя, советскую систему образования в своём докладе вы постарались опозорить, это абсолютно неправильно. Там нет никаких корней, предпосылок для того, что сейчас существуют такие сайты. Советская система ничего подобного не позволяла, и, если бы она сегодня сохранилась, не было бы халявы, не было бы этих сайтов и не было бы выкачивания огромных денег с родителей и учащихся. А вопрос у меня, Александр Александрович, такой: я не списывал, а вы лично просили "дай списать", учась в советской школе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Фёдорович, ну, давайте, наверное, не будем на такой язык переходить. Я снимаю этот вопрос. Извините, Валерий Фёдорович, снимаю. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Павел Станиславович, я прошу прощения за настырность, но всё-таки хочу спросить ещё раз. Понятно, что мера полезная, мы законопроект поддержим, но возникает вопрос: какие ещё меры предлагает правительство для борьбы с этим позорным явлением, или этот законопроект рассматривается как самодостаточный? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Олег Николаевич, этот законопроект как самодостаточный не рассматривается, рассматривается как одна из мер, которые мы принимали, принимаем и будем принимать по борьбе со списыванием, с плагиатом и прочими злоупотреблениями. Давайте я скажу, чтобы, может быть, исключить повторение этого вопроса, что сейчас в планах законопроектной деятельности нашего министерства и правительства на ближайшие полгода других законодательных инициатив в этой связи не предусмотрено, но это не значит, что мы их не предложим или не услышим ваши предложения, которые мы всегда готовы поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Синяговский Владимир Ильич. СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Два вопроса, Павел Станиславович. Первый: не повлияет ли вводимый запрет на работу библиотек и других учреждений, которые оказывают законные услуги для обеспечения нужд студентов? И второй вопрос: планируется ли министерством проводить большую работу - рекламировать качество знаний, уважение к науке, к учёному люду и прочее? Мы просто размыли за последнее время понимание и уважение к науке, к учёным. ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Что касается первого вопроса - нет, никак не повлияет и никак не затронет, мы это с коллегами из Минкультуры прорабатывали. Что касается второго вопроса, наверное, это тема отдельного программного выступления. Может быть, дождаться "парламентского часа" с участием одного и второго министров? Мы работали и будем продолжать работать в этом направлении, повышать престиж профессии, повышать престиж науки. Ну, наверное, сейчас, в рамках этого обсуждения, регламента, отведённого мне времени, я вряд ли могу дать развёрнутый ответ, который хотел бы дать, если бы председательствующий был не против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Онищенко Геннадий Григорьевич. ОНИЩЕНКО Г. Г. Павел Станиславович, инициатива хорошая. Какой части рынка этих услуг, я имею в виду Интернет прежде всего, будет касаться ваша поправка? Или это будет касаться только "России 24", "России 1", ну, может быть, ещё "Пятого канала"? Или всё-таки охватывается всё интернет-пространство, в том числе блоги и так далее? И почему не блокировать? Почему нужно идти через закон "О рекламе", а не через закон, который блокирует всю суицидальную, порнографическую литературу? Там же мы не о рекламе говорим, а просто блокируем противозаконный контент. Вот почему не по этому пути пойти сейчас? Объясните. ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Уважаемый Геннадий Григорьевич, чтобы что-то блокировать, надо это сначала запретить. В данном случае возникла инициатива внесения изменения в закон "О рекламе", для того чтобы внести именно эти услуги в перечень услуг, реклама которых запрещена. Это первое. Второе. Я уже ответил на подобный вопрос ваших коллег. Начнём с того, что эта деятельность неофициальная и никак не классифицируется, масштаб рынка оценить мы не могли. Это касается всех средств массовой информации, в том числе и сети Интернет, где размещается реклама, борьба с этим будет вестись везде. Если вы поддержите законопроект, то, я думаю, мы можем дальше в случае, если вы сочтёте это необходимым, вернуться с нашими коллегами из правительства, Минкомсвязи, Роскомнадзора к дальнейшему обсуждению уже реализации этого закона, к тому, о чём говорила коллега Кувшинова, - к досудебной блокировке. Мы диалога на эту тему не исключаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Говорин Николай Васильевич. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Станиславович, это очень важный и нужный законопроект, это совершенно правильно, но скажите, пожалуйста, какие всё-таки предполагаются механизмы применения закона, какие будут или могут быть разработаны санкции, то есть какое продолжение может быть у этого закона? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Ну, мы с вашими коллегами это обсуждали, позволю себе дать оценку. Сейчас наказание за нарушение закона "О рекламе" обозначено в КоАП, к сожалению, сумма штрафа относительно небольшая. Ваши коллеги уже при обсуждении в комитетах спрашивали, почему так мало, - мы ограничены КоАП. В данном случае, говорю ещё раз, административное наказание предусмотрено, и мы готовы вместе с вами обсуждать какие-то идеи относительно того, как наказание ужесточить. Но первый шаг, повторяю, это внести эту деятельность, рекламу этих услуг, в перечень запрещённых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, прежде чем мы начнём заслушивать выступления, я напомню, что в начале заседания, когда мы обсуждали порядок работы на сегодня, мы договорились, что рассмотрим все законопроекты до 51-го вопроса включительно, это во-первых; во-вторых, мы должны закончить рассмотрение 36-го вопроса, и у нас ещё один законопроект по сокращённой процедуре. Слово предоставляется Канаеву Алексею Валериановичу. КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сейчас при обсуждении этого законопроекта, слыша в некоторых вопросах скепсис, невольно вспоминаю лихие 90-е, когда буквально в каждом переходе можно было встретить сомнительных личностей с табличками "Продам диплом"... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас от фракции выступление? КАНАЕВ А. В. Да. С тех пор многое изменилось, много сделано: принят целый комплекс мер, в том числе есть возможность сверить диплом с реестром, чтобы убедиться в его законном происхождении, ужесточены требования к аккредитации высших учебных заведений, введена система "Антиплагиат". Как результат, ценность дипломов, в значительной степени девальвированная в 90-х годах и для работодателей, и для тех, кто диплом получал, конечно же, восстанавливается. Сегодня делается ещё один шаг, на мой взгляд, очень важный и эффективный, кто бы что ни говорил, - вводится запрет рекламы услуг по подготовке и написанию квалификационных, выпускных и иных работ, используемых для оценки обучающихся, мы делаем серьёзный шаг к усовершенствованию системы высшего образования и системы образования в целом. Законопроект направлен на борьбу не только с нелегальным рынком, который, по экспертным данным, оценивается в несколько сотен миллионов рублей, но и с недобросовестной конкуренцией среди обучающихся, с возможностью показать себя, преподнести себя и преподавателям, и будущим работодателям совсем не так, как выглядишь на самом деле. Но на мой взгляд, самое главное, ключевое - это то, что, вводя запрет на рекламу таких услуг, мы не просто снижаем доступность этих медвежьих услуг (по-другому не скажешь), но и меняем модель поведения. Мы прекрасно понимаем, что любая реклама формирует определённую модель поведения, и реклама услуг по написанию проверочных работ, что бы там ни говорилось, формирует такую модель поведения: зачем утруждать себя, зачем трудиться, зачем самому писать - найди того, кто это сделает, и живи дальше легко, выбери простой путь! Вот сегодня мы перекрываем кислород, если можно так сказать, формированию этой модели поведения. На мой взгляд, это ключевой фактор, почему данный законопроект необходимо поддержать, ведь сейчас реклама снижает негативность отношения со стороны общества, со стороны студентов к тому, что можно обратиться в соответствующую структуру и заказать диплом, заказать курсовую работу или что-то ещё. Именно поэтому я предлагаю, считаю необходимым поддержать данный законопроект, таким образом, модель поведения будет меняться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Яровая Ирина Анатольевна. На рабочем месте включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я попросила бы не отвлекать представителя министерства образования, исходя из того что мы обсуждаем инициативу, которая напрямую связана с качеством образования в Российской Федерации. Несомненно, законопроект, направленный против популяризации недобросовестного поведения и возможности получения хороших отметок в отсутствие знаний, - это шаг в правильном направлении, но, как было правильно признано и самим министерством, он не должен быть единственным. В связи с этим мы рассматриваем как больший позитивный шаг со стороны министерства - и хотели бы заявить об этом публично - согласие министерства и положительный отзыв на законопроект, который предполагает повышение статуса доклада о состоянии образования в Российской Федерации до уровня национального доклада, который будет ежегодно заслушиваться перед парламентом. Это серьёзная публичная история, это, конечно, серьёзно повышает уровень ответственности министерства, и для нас, для фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая инициировала данный законопроект, это серьёзный знак качества со стороны министерства образования в восприятии своего уровня ответственности перед обществом. Не хочу говорить банальных вещей, но всё-таки скажу, что сейчас образование - это фундаментальная основа национальной безопасности России, и все амбициозные стратегические планы, которые есть у нашей страны, связаны именно с качеством образования. На мой взгляд, сегодня в принципе не идёт дискуссия о том, надо ли делать шаги для того, чтобы прекратить популяризацию шаролитейного (извините за такое слово) образования, когда при отсутствии знаний можно иметь хорошие отметки, диплом, а потом претендовать на должности в отсутствие компетенции и профессионализма. В этом мы поддерживаем министерство. Уважаемые коллеги, нам предстоит очень большая работа: доклады о состоянии науки и о состоянии образования, как мы предлагаем в наших законопроектах, будут вноситься на парламентскую площадку как ежегодные национальные доклады, в рамках которых мы сможем публично, при своём личном участии и при участии всех общественных институтов давать конкретные предложения по повышению качества образования и науки в Российской Федерации. А министерству спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Онищенко Геннадий Григорьевич. ОНИЩЕНКО Г. Г. Павел Станиславович, тут не скепсис, а больше робость ваша вызывает сомнение, понимаете? Что нам нужно ко второму чтению и к третьему, когда уже будет приниматься в окончательном виде? Должно быть чётко прописано, какой ФОИВ будет администрировать эту поправку, какие ФОИВы будут участвовать - только в области науки как минимум уже три головы, - кроме Рособрнадзора, министерства науки и образования и нашего Министерства просвещения, которое вы здесь так блестяще представляете. Вот эта схема выявления, оценки и блокировки уже должна быть создана, чтобы этот закон был не спящим, а реально работающим с момента его принятия. И я как бы делаю заявку на второе чтение, для того чтобы расширить и более жёстко прописать ваши полномочия. А законопроект, конечно, нужно принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. С места. Включите микрофон. НИЛОВ О. А. Мы поддержим законопроект, но, уверяю вас, ничего не поменяется, если не будут сделаны следующие важнейшие шаги. Я поэтому предлагаю не спешить со вторым и третьим чтениями, а дождаться действительно сущностных моментов, которые изменят в принципе, закроют сегодняшнюю возможность где-то за деньги, не за деньги, у друга-товарища, у своего же преподавателя или на каком-то сайте заполучить диплом, реферат, какую-то работу и это сдать. Вот где главный вопрос, коллеги дорогие! Что, раньше такой системы не было? Везде есть защита, и любой преподаватель отфильтрует студента, который пользуется ну вот такими способами. Предлагаем вам обратить внимание на себя, на вот эти фильтры, на вот эту невозможность, как тут говорили, извините, такой халявы - с этого надо начинать. Поэтому поддержав ваше предложение, я предлагаю ни в коем случае не останавливаться, но подождать весь пакет инициатив, ведомственных решений, если нужно, законов в части того, чтобы было действительно невозможно получить диплом, не учась, ведь это то же самое, что купить его где-то в переходе. А ещё лучше сделать невозможным для обладателя такого диплома получение какой-либо выгоды, ну, в плане устройства на работу и так далее - это уже, может быть, предложение не вашему ведомству, а правительству в целом, - и тогда у тех, кто сегодня пользуется этими лазейками, не будет этой мотивации, а будет необходимость действительно, не тратя время зря, впустую, учиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. Три минуты. ИВАНОВ С. В. У нас от фракции специалист будет выступать. Уважаемые коллеги, я прошу прощения, вот знаете, я, честно говоря, поражаюсь этому законопроекту. У нас запрещена реклама алкоголя, табака, и что, перестали пить и курить? Вот тут Валерий Фёдорович говорил: зря мы советскую систему образования трогали. Помните песенку: "Папа у Васи силён в математике, / Учится папа за Васю весь год, / Где это видано, где это слыхано, - / Папа решает, а Вася сдаёт?!" - ну что, изменится что-нибудь? Но вместе с тем, коллеги, у нас было и стихотворение о том, что самые грамотные в нашей стране - имелось в виду советское время - девятиклассники и десятиклассники, потому что ими прочитаны классики и ещё не забыты вполне. Учились. Почему учились? А потому что над учителем не стоял некто, заставлявший его писать кучу макулатуры и потом ставить хорошие оценки. Извините, если человек не учился, можно было сказать: товарищ, ты получишь справку о том, что прослушал курс средней школы, - и до свидания, иди куда хочешь. Его с этой справкой не взяли бы ни в техникум, ни в ПТУ, никуда. А сейчас что? Вот сейчас сдавали здесь экзамены, ЕГЭ. Я выхожу и вижу: ребята стоят покуривают. Я говорю: "Ребята, можно вас спросить? Вы сейчас ЕГЭ сдаёте?" - "Да, ЕГЭ сдаём", - отвечают. Я это говорю вам, как представителю министерства! Спрашиваю: "Скажите мне, а почему мы видим фазы Луны?" Они мне отвечают: "А потому что её Земля закрывает". Ну элементарного не знают! Я спрашиваю: "Ребята, а почему весна, лето наступают?" Один из четырёх ответил. Чему вы учите детей? Я в Ростове встретил девочку 18 лет, она вообще ничего не знает, знает только, кто такой Путин. Не знает фамилию губернатора Ростовской области. "Кто такой Жириновский?" - "Он, по-моему, на губернатора баллотировался". - "А Навальный?" - "Тоже что-то из этого". Это вообще полный успех реформ, коллеги! Зачем нам такое поколение? А всё потому, что, извините, вы вот так учителей поставили, в такую позицию: учитель должен выпустить, потому что иначе ему или директору по шапке надают, у нас сейчас профессора боятся выгнать нерадивого студента, потому что иначе при отсутствии определённого количества студентов ему кафедру срежут - вот с этого надо начинать! А с этой рекламой - да хоть десять раз проголосуйте за неё, толку-то никакого! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. Олег Николаевич, вы от фракции, да? От фракции. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я тоже хотел бы поговорить о системных проблемах российского образования, но постараюсь ограничиться всё-таки данным законопроектом. Итак, первое. Хочу огорчить уважаемого Александра Александровича: я один из тех, кто не списывал, но списывать давал и помогал ребятам в том числе и на экзамене. Почему? Два слова об этом чуть позже. Второе. Я считаю, что и без этого закона наши правоохранительные органы имели реальные возможности бороться с этим безобразием. Я напомню, как мы однажды обнаружили, что в Интернете торгуют диссертацией моего помощника - кандидатской диссертацией по философии, пытаются продать как дипломную. Помощник, естественно, оскорбился. Мы отправили запрос в Генеральную прокуратуру. Какой ответ получили? Всё нормально! А ведь совершенно спокойно можно было возбудить дело, например, по статье "Мошенничество". Так что надо пользоваться и тем законодательством, которое есть. Третье. Я категорически против того, чтобы мы путали коллективистские традиции, пусть даже иногда ложные, и рыночные отношения. Речь идёт совершенно о другом, коллеги: это не ситуация, когда кто-то кому-то даёт списывать, это ситуация, когда кто-то кому-то продаёт плохо или хорошо сделанные дипломные работы, а часто и кандидатские диссертации. Кстати, знаете, как сейчас сплошь и рядом пишут кандидатские диссертации? Сначала делают реферат вместо диссертации, потом находят программы, которые уменьшили бы количество плагиата, официального, в этих диссертациях - и ничего, всё проходит более-менее благополучно. Так что, конечно, проблема не только в рекламе и её запрете. Четвёртое, коллеги. Я думаю, действительно, юридическая техника не самая удачная, и приравнивать кандидатские диссертации и дипломные работы, пусть и продаваемые, к наркотикам, абортам и прочему не совсем здорово, надо бы с точки зрения юридической техники посмотреть законопроект ко второму чтению. Пятое. Мы поддержим этот законопроект, я думаю, что его нужно принимать, но только не питать иллюзий. И я тоже думаю, что надо было бы перейти к простой блокировке таких сайтов, которая решала бы проблемы больше, чем наказание за рекламу: заблокировали - и все дела. Ну и последнее. Уважаемый Павел Станиславович, я думаю, что есть достаточно очевидные дополнительные меры, которые помогли бы бороться с этим злом. Называю две. Первая: надо отменить сроки давности по кандидатским диссертациям в случае, если в них обнаружен плагиат. Сейчас существуют сроки давности: вовремя не пойман, значит, не вор - должен быть вор независимо от того, когда пойман. Вторая: я рекомендовал бы, например, рассмотреть возможность возвращения денег, когда учёная степень получена в результате плагиата или подготовки диссертации под ключ, как это сейчас сплошь и рядом делается. Повторяю: мне кажется, нужно принимать этот законопроект, но только не думать, что мы решаем им все проблемы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Внося данный законопроект на рассмотрение, правительство лишь сейчас официально признало проблему, которая распространена в массовом порядке в нашей стране уже не один десяток лет. С чем это связано в первую очередь, почему так сложилось и происходит, предстоит обстоятельно разбираться, но уже сейчас понятно, что рассматриваемая проблема плагиата берёт своё начало из нынешнего социально-экономического и морально-нравственного состояния российского общества. Все знакомы с многочисленной и не наказуемой до сих пор рекламой платных услуг по написанию различных научных работ, начиная от рефератов и заканчивая докторскими диссертациями. Курсовые - от 2-3 тысяч рублей, дипломные работы - от 15-20 тысяч, кандидатские диссертации - от 200 до 300 тысяч рублей и так далее. Вдвойне плачевно и трагично, что до сих пор на государственном уровне эта проблема никак не заострялась. Массовый плагиат наблюдается как у студентов, так и у чиновников. По данным Минобрнауки, ежегодно в России выпускается из вузов более миллиона студентов, при этом, по оценкам экспертов, треть сдаваемых в России дипломных работ имеют заимствование более половины текста. Списанными в стране являются минимум 3-5 процентов диссертаций. Фракция ЛДПР считает, что бороться с дипломами и диссертациями на заказ, безусловно, нужно, необходимо с чего-то начинать вести такую борьбу, хотя давайте не будем наивными: этот закон не сможет решить проблему заказных научных и дипломных работ. Организации, которые оказывают такие услуги, будут рекламировать свои услуги как репетиторские, а частные лица станут писать объявления на заборах или расклеивать их на остановках или подъездах домов. Принятием этого закона мы лишь обозначим, зафиксируем проблему, заявим, что подобная деятельность нелегальна и граничит с мошенничеством, но в лучшем случае несколько сократим объём плагиата в нашей стране. Хочется добавить также, что в сравнении с существующими расценками на написание различного рода работ административный штраф для граждан до 2,5 тысячи рублей выглядит очень смешным, он никак не остановит желающих продолжать заниматься подобной рекламой. Фракция ЛДПР не поддержит принятие проекта закона в первом чтении, и мы подчёркиваем, что поднимаемая проблема не решается исключительно на законодательном уровне. Суть этой проблемы кроется в сложившейся системе образования в стране, навязанной нам Западом при полной поддержке нашего правительства, и существующем диком расслоении доходов наших граждан. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Чернышов Борис Александрович. ЧЕРНЫШОВ Б. А., фракция ЛДПР. Есть такая партия, которая никогда не списывала, - это ЛДПР, с этого и начнём. На самом деле вопрос, который сегодня поднимает министерство, очень правильный, вопрос непраздный. Постоянно появляются сайты, всплывающие окна, но, конечно, связывать подобную деятельность с проституцией, наркоторговлей тоже не совсем правильно и не совсем корректно. Однако и блокировкой заниматься, просто брать и блокировать всё, повторяя эпопею с "Telegram", о котором здесь вопрос уже был задан... Будет смеяться вся молодёжь, да и, в принципе, все люди, когда, помимо этих сайтов, будут заблокированы ещё и другие в массовом порядке. Конечно же, проблема кроется не только и не столько в вопросах, связанных с блокировкой, ограничением, чем-то ещё подобным, с называнием незаконным размещения такой рекламы в сети Интернет, опубликования рекламы написания дипломных, курсовых или иных работ, ведь помимо этого есть ещё доски объявлений в общежитиях, университетах, где свободно публикуются материалы, информация, поэтому можно воспользоваться этими услугами, также и сарафанное радио никто не отменял. Здесь вопрос немножко в другом кроется, и уже говорили об этом коллеги-депутаты: по сути, имиджа ученика, студента, учащегося, который сам пишет свои работы, который использует свой образовательный потенциал, сейчас абсолютно нет. Образ не то чтобы не сформирован, а абсолютно уничтожен. Нет у ребят, которые знают... Ну, сейчас уже все знают про "Антиплагиат". Когда уже чиновники разных мастей и ректоры некоторых вузов попадаются на липовых работах, конечно же, всплывает вопрос, но при этом, опять же, нужно работать не над очередной блокировкой или запретом - больше нужно работать над идеологией, пропагандой правильного образования, где у учащегося есть все возможности. Ну и ещё один вопрос - вопрос, связанный с инфраструктурой образования, что постоянно отмечает фракция ЛДПР. Если будут созданы нормальные условия, открыты библиотеки, чтобы можно было беспрепятственно и быстро получить доступ к разным источникам для написания работы, то это, конечно же, будет дополнительной возможностью для того, чтобы студент или ученик написал свою работу правильно. Самое важное - получить все возможности для написания красивой, хорошей и качественной работы. Олег Николаевич, я думаю, то, что работу вашего помощника кто-то попытался списать, - это не причина расстраиваться, это причина для гордости: значит, работа была хорошая. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шурчанов Валентин Сергеевич. Вы выступить хотели, Валентин Сергеевич? По ведению. Включите микрофон. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, я хотел выяснить: в повестке дня указан доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра образования и науки, но у нас вроде бы сейчас есть Министерство науки и высшего образования и министерство образования. Вот я хотел бы уточнить это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Станиславович, как точно называется министерство, где вы работаете? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Уважаемые депутаты, вы знаете, что президентом подписан указ, согласно которому Министерство образования и науки разделилось на два министерства. В настоящее время эти министерства находятся в стадии становления, по одному министерству есть положение, назначаются замы, по другому министерству в ближайшее время всё состоится. Данный законопроект готовился Министерством образования и науки Российской Федерации, и я был назначен Дмитрием Анатольевичем, распоряжением правительства официальным представителем по законопроекту будучи ещё в старой должности. Министерство образования и науки сейчас находится в стадии реорганизации, поэтому пока ещё мы продолжаем выполнять свои обязанности в том же качестве. Исходя из актуальности законопроекта и поручения Дмитрия Анатольевича мы вместе с вами приняли решение - и Совет Думы, насколько я знаю, поддержал его - не приостанавливать нашу текущую совместную работу в связи с этими реорганизационными мероприятиями. Именно с этим связано вот это разночтение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Станиславович, за исчерпывающий ответ. Представитель президента будет выступать? Нет. Докладчик с заключительным словом? Нет. Александр Александрович Максимов будет выступать? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 37 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.