Заседание № 176
О проекте федерального закона № 449195-6 "О внесении изменений в статьи 179 и 184-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части предоставления законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительным органам муниципальных образований права рассматривать проекты государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложения о внесении в них изменений).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к работе по повестке. 2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 179 и 184-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации", третье чтение. Докладывает Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект наделяет правом субъекты Российской Федерации своими законами, а муниципальные органы, местные органы власти своими решениями давать право соответствующим законодательным (представительным) органам власти рассматривать государственные и муниципальные программы и предусматривать суммы ассигнований на их исполнение в законах о бюджете или в решении о бюджете. Законопроект прошёл соответствующую правовую экспертизу, замечаний юридико-технического и лингвостилистического характера нет. Комитет по бюджету и налогам предлагает Государственной Думе проголосовать за него в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 179 и 184-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации", третье чтение. Включите режим голосования. Прошу прощения, отключите режим голосования. Николай Иванович Коломейцев по мотивам выступает. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, а я "Николай Иванович" сказал? Николай Васильевич, если хотите - на трибуну. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Я ни разу не перепутал ваше отчество, Сергей Евгеньевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну ладно. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, наверное, нужен закон, который регламентирует составление, или разработку, скажем так, региональных программ, но, поддерживая этот закон, мы хотели бы ещё раз акцентировать внимание наших коллег на следующем. Вот смотрите, три года назад консолидированная задолженность бюджетов составляла 1,4 триллиона рублей, в прошлом году - 1,7 триллиона рублей, в этом году - уже 2,2 триллиона рублей, а ведь только пять месяцев прошло. С нашей точки зрения, назрела необходимость - вот Лавров присутствует, Силуанов был, Шаталов игнорирует нас, хотя тут, наверное, больше нужен не Синенко, а Шаталов, - всё-таки подумать, как нам перераспределить доходы, чтобы наполняемость бюджетов и муниципальных образований, и субъектов Российской Федерации позволяла бы не просто тратить на эти программы деньги... Вы имейте в виду, разработка любой программы требует денег, потом ещё госэкспертиза, расходы на проведение которой, как в нашем законе написано, могут составить до 20 процентов от стоимости, а потом тендеры и так далее. С нашей точки зрения, во-первых, необходимо проработать механизм наполнения бюджетов, чтобы мы хотя бы в интервале трёх лет вышли если не на нуль, то хотя бы на минимальный дефицит бюджетов, и, во-вторых, необходимо всё-таки отказаться от уплаты госпошлин за разработку отраслевых программ, потому что бесплатной экспертизы, к сожалению, по нашему законодательству нет. В противном случае многие субъекты - а у нас дотационных регионов до 80 процентов - не займутся разработкой этих программ, потому что, когда посмотрят, сколько им надо денег потратить только на разработку, ничего делать не будут. Но в целом идею мы поддерживаем и закон поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Прошу прощения, Надежда Сергеевна, вы тоже записывались на выступление по мотивам? Не зафиксировано у меня... Пожалуйста, Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо большое, Сергей Евгеньевич, я тоже прошу прощения, я записывалась, но почему-то не попала в список. Я два слова буквально скажу. Хочу просто напомнить коллегам о том, что действительно с государственными программами всё не так просто. Николай Васильевич высказал озабоченность по этому поводу, нас это тоже беспокоит, и не случайно по инициативе Комитета по бюджету и налогам и фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" мы с вами неделю тому назад обсудили вопросы, связанные с утверждением программ, с их исполнением, специально говорили о каких-то недостатках на пленарном заседании в русле исполнения закона "О парламентском контроле". И вот сейчас мы будем принимать постановление, где мы опять рекомендуем правительству представлять в Государственную Думу отчёты об исполнении государственных программ за 2013 год и за первое полугодие и за девять месяцев 2014 года, то есть мы с вами будем располагать возможностью контролировать и регулировать каким-то образом исполнение этих программ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Делаю третью попытку поставить законопроект на голосование. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 26 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 175
О проекте федерального закона № 449195-6 "О внесении изменений в статьи 179 и 184-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части предоставления законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительным органам муниципальных образований права рассматривать проекты государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложения о внесении в них изменений; принят в первом чтении 18 апреля 2014 года с наименованием "О внесении изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 179 и 184-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Докладывает Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 18 апреля. Ко второму чтению внесено шесть поправок, четыре из них приняты, две отклонены, но эти две тоже практически учтены, просто они в другой формулировке приняты нами. Комитет рекомендует Государственной Думе принять таблицу № 1 и таблицу № 2 и проголосовать за законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 46 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю таблицу № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 11 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Таблица № 2 также принимается. Пожалуйста, Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В случае принятия законопроекта во втором чтении просьба включить в порядок работы на завтра, 18 июня, этот законопроект для принятия его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 179 и 184-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 02 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 163
О проекте федерального закона № 449195-6 "О внесении изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части предоставления законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации права рассматривать проекты государственных программ субъектов Российской Федерации и предложения об их изменении).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Доклад члена Совета Федерации Владимира Анатольевича Петрова. ПЕТРОВ В. А., член Совета Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПЕТРОВ В. А. Мой закон денег не требует, поэтому разрешите мне доложить. Этот законопроект внесён рядом членов Совета Федерации во главе с Валентиной Ивановной Матвиенко. Суть его проста: наделить законодателей субъектов Федерации теми же правами в сфере осуществления предварительного парламентского контроля, которыми наделено и Федеральное Собрание, речь идёт о полномочиях по рассмотрению и внесению изменений в государственные программы. Актуальность данной законодательной инициативы достаточно очевидна: с этого года законопроекты о федеральном бюджете разрабатываются и вносятся на рассмотрение Федерального Собрания в программном формате, треть субъектов Российской Федерации также перешла на программно-целевые методы при формировании бюджетов, и в течение ближайших лет, как известно, все субъекты перейдут на этот метод. Наделение региональных законодательных собраний правом работать с государственными программами должно способствовать повышению прозрачности и эффективности бюджетного процесса на местах. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы с вами в прошлом году приняли закон № 77-ФЗ "О парламентском контроле", где наделили обе палаты Федерального Собрания правом рассматривать государственные программы и вносить в них изменения. Данный законопроект, который представил нам сенатор, ровно такое же право предоставляет законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, который они своими законами установят. Комитет считает, что предлагаемая норма унифицирует бюджетный процесс, реализует единый подход к формированию бюджетов на всех уровнях. Счётная палата поддерживает указанный законопроект, есть положительные заключения многих регионов. Комитет рекомендует Думе принять в первом чтении указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Включите режим записи на вопросы. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Анатольевич, в документах записано, что мы даём право законодательным (представительным) органам власти субъектов Федерации рассматривать проекты государственных программ. Я хотел бы уточнить: рассматривать или утверждать? Это разные глаголы. Например, мы сегодня рассмотрели на правительственном часе и приняли к сведению отчёт министра - ни да ни нет, ни хорошо ни плохо. Наверное, всё-таки нужно точнее написать: не "рассматривать", а "утверждать" программы. И второй момент. Те программы, которые уже сегодня действуют, а их много, они должны быть утверждены законодательными собраниями или это касается только новых программ? ПЕТРОВ В. А. У нас по действующему законодательству государственные программы утверждаются высшим органом исполнительной власти на федеральном уровне, то есть правительством, на субъектовом - высшим исполнительным органом власти субъекта, то есть эта ниша не наша, не законодателей, это ниша исполнительных органов, поэтому и записано, что рассматриваем. А рассматриваем по аналогии с Федеральным Собранием, где комитеты Государственной Думы и Совета Федерации программы рассматривают и дают заключения в правительство, а там уже утверждают. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПЕТРОВ В. А. Да, утверждают они, но с учётом наших замечаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемая Надежда Сергеевна, вообще, ваш комитет - комитет-соисполнитель, но есть ещё Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, который не случайно дал замечания, касающиеся того, например, что в соответствующий закон должны быть внесены соответствующие изменения, и в заключении отмечено, что не установлены возможные правовые последствия рассмотрения законодательными органами государственной власти субъектов проектов госпрограмм. У вас на заседании комитета рассматривался этот вопрос, это замечание, - какую позицию вы предлагаете в связи с замечаниями комитета по федеративному устройству? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Александр Георгиевич, у нас все эти вопросы рассматривались, и мы говорим о том, что ко второму чтению внесём соответствующие поправки в этот законопроект, они будут касаться в том числе внесения изменений и в 184-й закон, и, возможно, в 131-й закон, если мы такие же права предоставим муниципальным образованиям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тимченко Вячеслав Степанович. ТИМЧЕНКО В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, комитет не только сделал замечания, но и подготовил соответствующие поправки, направил их в профильный комитет, поэтому мы уверены, что все замечания комитета будут учтены при подготовке и рассмотрении законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Владимир Анатольевич, здесь серьёзный состав авторов, которые вносят данный законопроект. Скажите, какая всё-таки основная идея этого законопроекта? Вы приводите в соответствие с действующим законодательством действующие нормы Бюджетного кодекса, приводите в соответствие с правами, предоставленными федеральному парламенту, либо вы всё-таки хотите дать возможность законодательным собраниям принимать участие в рассмотрении программ социально-экономического развития территорий и так далее? Потому что вот та формулировка, которую вы предлагаете, декларативна - мы и сейчас можем это рассматривать, нам никто не запрещает, и я вам могу сказать, что мы это рассматриваем и на парламентских слушаниях, на заседаниях фракций, на заседаниях комитетов. Эта формулировка является декларативной. Так вы просто ответьте, что это - всё-таки приведение в соответствие или действительно искреннее желание решить этот вопрос? ПЕТРОВ В. А. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы законодательные органы субъектов активно включились в работу не только при утверждении программ, но и при их формировании, но всё равно у нас на сегодняшний день законодательство таково, что парламент программы рассматривает, а утверждает их исполнительный орган власти. Как показывает практика, уже, например, в этом году мы в бюджетном комитете Совета Федерации и в бюджетном комитете Госдумы рассматривали две программы, которые подготовило Министерство финансов, и подавляющее большинство наших замечаний Минфин учёл - думаю, такая же практика сложится и на региональном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коллеги, прежде чем мы перейдём к выступлениям, у меня просьба такая: нам с вами нужно завершить рассмотрение этого вопроса, потом рассмотреть 23-й вопрос, 27-й вопрос и ещё по сокращённой процедуре несколько проектов. Коллеги, нет возражений против того, чтобы продлить заседание до окончания рассмотрения этих вопросов? Согласны, спасибо. По ведению - Харитонов Николай Михайлович. Ушёл. Смолин Олег Николаевич по ведению. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я предлагаю по окончании рассмотрения этого вопроса вернуться к голосованию по законопроекту, обозначенному в пункте 28, и прошу предоставить слово по мотивам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По вопросу 28 мы проголосовали уже, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Вернуться к голосованию, как не раз делала Государственная Дума. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Курбанов Ризван Даниялович. КУРБАНОВ Р. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, прошу рассмотреть 37-й вопрос по сокращённой процедуре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос 37 по сокращённой процедуре - рассмотрим. КУРБАНОВ Р. Д. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тихонов Руслан Кронидович. КУЗИН С. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Кузин по карточке Тихонова. Александр Дмитриевич, я прошу учесть, что Волков, Тихонов и Кузин по 28-му вопросу голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Черешнев Валерий Александрович. ЧЕРЕШНЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". А я прошу учесть, что Шудегов по 28-му вопросу проголосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, я не стал бы выходить на трибуну, если бы вопрос действительно стоял в той плоскости, о которой мы говорим, но здесь на самом деле поднимается проблема участия представительных органов власти в принятии программ социально-экономического развития территорий. Вы знаете, что и президент в своём выступлении сказал о том, что мы должны пересмотреть подходы к формированию бюджета, переходить на программный метод, - если мы понимаем, что всё будет идти через программы, то вести речь об участии представительного органа субъекта практически в момент принятия бюджета просто нереально. К сожалению, я думаю, что чем в той формулировке, в которой у нас это сегодня представлено в законе "О парламентском контроле", лучше бы этого вообще не было, на мой взгляд, потому что в таком случае каждый субъект, наверное, предполагал бы, что если уже нашли общий язык, то это где-то будет рассмотрено, будет утверждено, а та норма, которая сегодня у нас записана в законе "О парламентском контроле", что мы рассматриваем, - это норма декларативная, фактически ни о чём, более того, та формулировка, которая есть, на мой взгляд, полностью дискредитирует парламент. Что такое "рассматривает"? Это значит, что данное рассмотрение не имеет никаких правовых последствий, и поэтому Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления совершенно чётко, точно указал: ну дадим мы предложения, а дальше-то что? Мы хотим жёстко закрепить возможность внесения предложений, но этим мы вообще с ног на голову всё ставим! Мы же помним, что буквально года три назад в субъектах рассматривались все эти программы, и всё было нормально, никаких проблем с этим не было. Если говорить о 131-м законе, то и изменения-то вносить туда не нужно: сегодня 131-й закон чётко предусматривает утверждение муниципальных программ представительным органом. Кстати, то, что я сегодня снял вопрос, говорит о том, что мы немножко пошли вразрез: если, как комитет по бюджету говорит, в 184-й закон нужно внести изменения, то в 131-й и вносить не нужно, а нужно приводить в соответствие. Конечно, мы бы разделили рассмотрение бюджета на рассмотрение программ, это была бы плановость определённая, был бы продуманный алгоритм действий, и было бы видно чётко место парламента и на уровне муниципалитета, и на уровне субъекта. Сегодня, к сожалению, этого нет, поэтому мы имеем то... Хорошо, что у нас сегодня председатель комитета Макаров и к нам приходит правительство, хотя в другие комитеты, я знаю, правительство не приходит, но мы не можем писать закон под конкретного человека: не будет Макарова - не будет контроля и не будут слушать (я не знаю, как там в Совете Федерации), то есть всё определяется договорённостями на понятийном уровне, но это совершенно не соответствует сегодняшним требованиям. Я считаю, что при той формулировке, в которой эта норма прописана, вот в такой декларативной форме, будет даже больше вреда, чем пользы, потому что мы с вами... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте. КАТАСОНОВ С. М. Мы с вами и так имеем право рассматривать, вносить предложения, но если это не влечёт никаких правовых последствий, то фактически отношение к нам со стороны правительства... Вот губернатор, в отличие от нас, единоличный орган, и получается, что рассматривают 450 депутатов, ну, в субъекте, допустим, 40 депутатов, а решение включить в программу или не включить принимает потом один человек. В общем, здесь комплексная проблема, и, я считаю, решать её нужно кардинально. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Автор? Комитет? Максимовой включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемые коллеги, я хочу просто обратить ваше внимание, что мы работаем с программным бюджетом первый год, на 2014 год его сформировали, но, переходя на эту форму, мы говорили о том, что госпрограммы являются инструментом, способом составления и исполнения бюджета, и всё, что в них заложено, именно в бюджет закладывается, и в бюджете мы утверждаем все эти показатели. Поэтому напрасно, Сергей Михайлович, вы говорите, что у нас нет влияния на эти программы. Все комитеты сейчас как раз получают уточнённые программы, уточнённые в соответствии именно с нашими предложениями, которые мы при утверждении бюджета вносили и в постановлении Государственной Думы отразили. Мы такую же норму даём и на уровень законодательных (представительных) органов на местах, чтобы у нас были действительно единые подходы в унифицированной системе бюджетного процесса. Давайте поработаем и посмотрим, чего нам будет не хватать в работе с программами, но утверждать их законодательными органами и на федеральном уровне, и на региональном и муниципальном, наверное, нельзя. Вы говорили о том, что какие-то программы утверждаются, - это программы социально-экономического развития, они действительно утверждаются законодательными органами, а госпрограммы, они являются воплощением, что ли, вот этой программы социально-экономического развития в конкретных мероприятиях, направлениях и объектах. Фракция будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 04 мин. 11 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.