Заседание № 180
О проекте федерального закона № 449127-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях расширения сферы применения концессионных соглашений и создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Анатолий Евгеньевич Карпов, пожалуйста. КАРПОВ А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона был принят во втором чтении 2 июля 2014 года. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к рассмотрению в третьем чтении. Комитет просит поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 13 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 89 чел.19,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 179
О проекте федерального закона № 449127-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях расширения сферы применения концессионных соглашений и создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Так, 22-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Виктора Фридриховича Звагельского, пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 16 апреля 2014 года. Ко второму чтению поступила 81 поправка, 34 поправки рекомендуются комитетом к принятию, 47 поправок к отклонению. Просьба перейти к рассмотрению поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 30 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 58 сек.) Проголосовало за 239 чел.53, 1% Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Законопроект выносится на "час голосования". Виктор Фридрихович, пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Если сегодня законопроект будет принят во втором чтении, просьба поставить его на рассмотрение в третьем чтении в пятницу 4 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ## (17 час. 34 мин. 50 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 92 чел.20,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 162
О проекте федерального закона № 449127-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях расширения сферы применения концессионных соглашений и создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей Юрьевич Беляков. БЕЛЯКОВ С. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Перед тем как изложить суть законопроекта, внесённого правительством, я хотел бы поблагодарить палату за очень, как мне кажется, плодотворную работу по подготовке законопроекта о развитии государственно-частного партнёрства, который готовится к рассмотрению во втором чтении, мы с депутатами очень результативно поработали, и это для нас было очень полезно. Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на расширение практики заключения концессионных соглашений и на привлечение частного капитала сферу государственных услуг за счёт создания и реконструкции объектов, которые потом могут выступать в качестве объектов концессионного соглашения. Законопроект предусматривает ряд новаций, которые во многом сформировались благодаря успешной практике реализации существующих положений действующего законодательства о концессионных соглашениях, как, например, распространение механизма платы концедента концессионеру не только в отношении автомобильных дорог, инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, как это предусмотрено действующим законодательством, но и в отношении всего перечня объектов концессионного соглашения. Я напомню, что, когда принимались изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", мы умышленно ограничили перечень объектов, в отношении которых может применяться такой механизм, для того чтобы посмотреть, как эта новация будет работать на практике. Практика подтвердила, что этот механизм очень положительно себя зарекомендовал, поэтому мы предлагаем расширить перечень объектов, в отношении которых этот механизм может применяться. Возможность заключения концессионного соглашения по инициативе частного инвестора. Указанная норма вводится для упрощения и оптимизации процедуры проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также с целью облегчения участия инвестора в таком конкурсе, сокращения срока заключения концессионного соглашения без проведения конкурса в случае, если на объект претендует только один участник. Это важная норма и важное дополнение, и я уже сказал, что только в случае, если претендует один участник, мы предлагаем такой упрощённый порядок проведения конкурса. Следующая новация - возможность нахождения объектов концессионного соглашения на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления в собственности государственных или муниципальных унитарных предприятий, а на праве оперативного управления - в собственности государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Следующие новации - это расширение перечня обязательных условий концессионного соглашения, обеспечение дополнительных гарантий окупаемости инвестиций концессионера, возможность изменения существенных условий концессионного соглашения по требованию концессионера. Эти нормы вводятся для того, чтобы сделать применение механизма концессионных соглашений более привлекательным, исключить риски, которые сейчас существуют в отношениях концессионера и концедента, и те риски, которые во многом препятствуют более широкой практике заключения таких соглашений. Напомню, что сейчас количество концессионных соглашений не очень большое и динамика не очень хорошая, - вот для того, чтобы динамику переломить в условиях ограниченного бюджетного финансирования, такие поправки и предлагаются. Возможность заключения прямых соглашений, которые устанавливают право на замену концессионера без проведения конкурса по требованию финансирующей организации в отношении всех объектов концессионного соглашения, - эта норма направлена на то, чтобы сократить риск невозврата для финансирующих организаций. Сразу оговорюсь, что для того, чтобы исключить риск каких-то манипуляций в этой части, предусмотрено, что это возможно только с согласия концедента. Возможность проведения единого конкурса в отношении крупных линейных объектов, расположенных на территории нескольких публично-правовых образований, - ну, эта новация самой жизнью навеяна: когда объектом концессионного соглашения является какой-то крупный линейный объект, находящийся на нескольких территориях, то сейчас очень тяжело заключить концессионное соглашение, практически невозможно, вот для того, чтобы эту коллизию устранить, соответствующая норма и предлагается. Ещё одна новация - преимущественное право выкупа концессионером объекта концессионного соглашения после окончания срока его действия при условии добросовестного исполнения таким концессионером условий концессионного соглашения. Принятие закона потребует внесения изменений в двенадцать действующих постановлений правительства, а также принятия четырёх новых постановлений правительства, такая работа сейчас ведётся. В рамках обсуждения законопроекта с профильным комитетом Государственной Думы, с депутатами из других комитетов мы получили некоторые замечания и комментарии, которые показали примерно направление возможной доработки ко второму чтению. На наш взгляд, все замечания возможно проработать и учесть в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается расширить сферу применения концессионного механизма и создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в любые проекты, которые реализуются на концессионной основе, как на региональном, так и на федеральном и муниципальном уровне. Я думаю, не секрет, что сегодня существует большая проблема с привлечением инвестиций, это связано и с общей экономической, и особенно, что актуально, с политической ситуацией, поэтому мы считаем, что данный законопроект очень актуален именно сегодня. Как уже было сказано, основные положения рассматриваемого законопроекта предусматривают расширение перечня объектов концессионного соглашения, который предлагается обязательно сделать открытым, возможность заключения концессионного соглашения в отношении тех объектов государственных унитарных предприятий, которые принадлежат им на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Также предусматривается возможность заключения концессионного соглашения по инициативе частного инвестора, в том числе допускается множественность лиц со стороны концессионера, - вот по данному пункту действительно есть замечание Государственно-правового управления, но ко второму чтению это замечание будет учтено. Кроме того, предусматривается обеспечение дополнительных гарантий окупаемости инвестиций концессионера, включая распространение механизма платы концессионеру в отношении не только автомобильных дорог, но и всей инженерной инфраструктуры, - это то, о чём говорилось, расширение перечня. Также предусматривается возможность изменения существенных условий концессионного соглашения по инициативе концессионера в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы и установления невозможности исполнения соглашения. Законопроект поддержан комитетами Государственной Думы по вопросам собственности и по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, также поддержан комитетом Совета Федерации. Был проведён ряд экспертных советов, где с учётом многочисленных замечаний, которые касаются в первую очередь вопросов коррупциогенности, данный законопроект был поддержан. На законопроект получено заключение Счётной палаты, в котором тоже высказан ряд замечаний, и предлагается также учесть их при подготовке ко второму чтению. Ещё раз отмечаю, что данный законопроект сегодня очень актуален, и, поддерживая в первом чтении, комитет считает целесообразным при подготовке его ко второму чтению уточнить отдельные положения, касающиеся в первую очередь приватизации имущества и изменения существенных условий самого концессионного соглашения. Прошу поддержать его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Юрьевич, не очень понятно из документов, и как-то у вас это скороговоркой проскочило... Вот у нас в ведении Минрегиона почти 50 тысяч объектов спорта, образования и здравоохранения находится - и что, все эти объекты могут быть вовлечены в сферу концессионных соглашений и для их дальнейшего функционирования могут быть привлечены частные капиталы? Если это так, то не просчитывали ли вы, насколько может подорожать использование объектов культуры и спорта, - будут ли они вообще доступны для простого человека? Они и сейчас для многих недоступны, а тогда ещё меньше будет доступность. То есть ребятам будет нечем заняться - только водку пить, извините, пожалуйста! БЕЛЯКОВ С. Ю. Спасибо большое за вопрос. Возможность заключения концессионных соглашений в отношении таких объектов как раз направлена на то, чтобы сделать их использование более доступным, потому что важным элементом этих соглашений является не только намерение концессионера использовать каким-то образом объект и получить доступ к этой инфраструктуре, но и обязательства концессионера, которые вытекают из предмета соглашения концедента - публичной стороны и концессионера - частного инвестора. Кроме того, в качестве обязательного условия соглашения является целевое использование объектов. Я напомню, что палата относительно недавно приняла поправки в законодательство, которые гарантируют сохранение целевого назначения объекта, для того чтобы те риски, на которые вы совершенно справедливо указываете, не наступили. Но глобальная цель законопроекта направлена на то, чтобы привлекать частный капитал в реконструкцию существующей инфраструктуры, в том числе и объектов, который вы назвали, в создание новых объектов, чтобы исполнялись те функции, оказывались те услуги, которые за сторонами закреплены. Это могут быть услуги, оказываемые публичной стороной в результате создания такого объекта, это могут быть услуги, оказываемые частным инвестором на условиях, которые чётко прописаны в концессионном соглашении, фактически установленные публичной стороной, для того чтобы не было рисков удорожания или создания условий недоступности такой инфраструктуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Михайлович Мархаев. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Вопрос вам, уважаемый Сергей Юрьевич, он созвучен с предыдущим вопросом нашего коллеги, но более конкретный. Когда правительство вносило законопроект, оно должно было сделать финансово-экономическое обоснование. В связи с этим скажите, сколько, по вашим данным, объектов социальной сферы будет отдано в концессию с последующей продажей? БЕЛЯКОВ С. Ю. Спасибо большое за вопрос. В части финансово-экономического обоснования требования, которые для нас процедура устанавливает, мы, естественно, соблюли - принятие закона к дополнительным издержкам бюджетной системы не приведёт, а вот что касается того, сколько будет заключено концессионных соглашений в результате принятия этого закона, - может быть, много, может быть, мало, я пока не знаю, но мне бы хотелось, чтобы как можно больше было заключено, потому что данный законопроект, который станет, я надеюсь, законом, создаёт правовую базу для того, чтобы частный капитал пришёл в сферу создания социальной инфраструктуры, в сферу эксплуатации социальной инфраструктуры. У нас есть очень хороший опыт в части создания таких условий для транспортной инфраструктуры, для крупных и некрупных объектов, для объектов жилищно-коммунального хозяйства. Многое тут зависит от муниципальных и региональных властей, может быть, даже в большей степени от муниципальных властей, - насколько они будут в состоянии пользоваться предлагаемым законодательным механизмом. Сколько объектов исходя из объёма заключённых концессионных соглашений потом будет передано концессионеру, я тоже не могу предположить. И я не могу сказать, что наша цель - создать условия для передачи концессионеру всех создаваемых или реконструируемых объектов, иногда концессионеру это даже невыгодно и неинтересно, это для него обременение. То есть всё зависит от конкретной ситуации и в каждом конкретном случае будет регулироваться в рамках соглашения концедента и концессионера, и это будет ответственность концедента, публичной стороны, - передавать или не передавать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И. У меня вопрос к Сергею Юрьевичу. Уважаемый Сергей Юрьевич, я знаю много отрицательных примеров концессионных соглашений. Можете ли вы привести примеры, когда заключались концессионные соглашения и были положительные результаты? Скажем, пришёл итальянский или немецкий капитал, взял в концессию городскую сеть водоснабжения, и появились и трубы, и чистая вода, снизились тарифы, поступили дополнительные деньги в казну города - ну, благо появилось! Если есть такие примеры, приведите их, пожалуйста. И второй вопрос: что, Россия-матушка не может обойтись без концессии? БЕЛЯКОВ С. Ю. Давайте я сначала отвечу на второй вопрос, если позволите, а потом вернусь к первому. Можем мы обойтись без концессии или не можем? Теоретически, наверное, можем обойтись, но только пока не обходимся. И принятие в своё время 115-го федерального закона, и внесение изменений законодателем - отчасти по инициативе законодательной власти, отчасти по инициативе исполнительной власти, отчасти по инициативе субъектов Российской Федерации - подтвердили одно правило, которое применительно к этому законодательству очень хорошо видно: практика формирует требования к законодательству, фактически формирует законодательство, которое потом оформляется, создавая правовые условия, когда уже и публичная сторона, и частная готовы к такого рода соглашениям, которые сначала для нас были нехарактерным форматом общения власти и частного инвестора. Можно, конечно, обойтись, когда нет необходимости финансирования, когда есть финансовые возможности создавать, реконструировать, поддерживать в необходимом качестве и количестве всю инфраструктуру, которую публичная сторона использует для оказания услуг, которые просто в силу мандата находятся в её компетенции, но у нас такой возможности нет. Причём ситуация, которая сложилась в Российской Федерации, не уникальная, и с кризисом эта ситуация никак не связана - эта ситуация характерна для большинства государств, когда спрос на качественные услуги возрастает настолько, что только государство его удовлетворить не в состоянии и нужно привлекать инвестора, а для инвестора нужно обеспечить доходность. Заключаемые концессионные соглашения должны обеспечивать доходность, не приводить к ситуации, о которой коллеги говорили, когда услуги станут недоступными, и это можно регулировать тарифами, предельной величиной стоимости, а механизмы, которые в этом законопроекте заложены - например, новый механизм в части платы концедента концессионеру, - как раз и позволяют растянуть во времени возврат инвестиций, сделать необременительной для получателя услуги её стоимость. Мы сейчас пока это видим только на примере автомобильных дорог и в части ЖКХ, но, мне кажется, уже настало время распространить этот положительный опыт, и опыт других стран нам ровно об этом говорит. Относительно примеров. У нас немного концессионных соглашений, это правда, но большинство концессионных соглашений - не все, но многие, - заключённых в сфере ЖКХ, являются успешными потому, что если там и произошло повышение тарифов, то население (мы это внимательно отслеживаем, и я чувствую социальную составляющую этого вопроса) готово платить, потому что получает то, чего раньше не получало: получает горячую воду в течение 24 часов, а не в течение какого-то фиксированного времени на протяжении суток, получает чистую холодную воду, получает нормальное тепло в квартирах. Вопрос ответственности концессионера - это вопрос внимания концедента и контроля за тем, насколько соглашение исполняется. Такие полномочия имеются по действующему законодательству и ещё усиливаются в результате внесения поправок, которые мы предлагаем. Есть опыт Татарстана по созданию объектов, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, и это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. Завершайте. БЕЛЯКОВ С. Ю. ...и это не привело к увеличению стоимости этих услуг, но позволило их оказывать там, где они просто не оказывались. Ну, и примеры крупных проектов (хотя я специально начал с некрупных, реализуемых на региональном или на муниципальном уровне) - это автомобильные дороги, в том числе и на северо-западе, в Санкт-Петербурге, это аэропорт, который уже запущен и который позволяет серьёзно изменить ситуацию с транспортной доступностью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Владиславович Семёнов. СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемые коллеги, по-моему, законопроект более чем своевременно внесён, и фактически этим законом мы решаем сразу несколько проблем. Во-первых, ни для кого не секрет, что у нас сейчас просто катастрофическое положение с оттоком капитала, и этот законопроект как раз служит механизмом возврата капитала в страну. Во-вторых, мы с вами знаем, что происходит в сфере ЖКХ, в энергетике, в каком состоянии находятся большие, серьёзные объекты теплоснабжения, электроснабжения, не говоря уже о водоканалах, о переработке мусора и так далее, и все эти вопросы можно будет решать при помощи данного закона. Безусловно, этот механизм работает во всём мире, доказал свою эффективность, и нам надо применять данные возможности, чтобы привлекать частный бизнес в большие, тяжёлые, финансово ёмкие проекты, а бизнес в свою очередь должен быть уверен, что государство выполнит свои обязательства по возврату инвестиций. Фракция ЛДПР поддержит в первом чтении данный законопроект, хотя у нас очень много вопросов, и если ко второму чтению на наши вопросы мы получим положительные ответы, то мы и в дальнейшем данный законопроект, безусловно, поддержим. В первую очередь нас волнует вопрос, как будет происходить переход в частную собственность объектов при исполнении заключённых договоров концессионных, не приведёт ли это к очередной волне приватизации. Нас волнуют концессионные соглашения по объектам здравоохранения, потому что уже есть примеры, когда государственную больницу сдали в концессию, а в результате только 40 процентов услуг люди получают бесплатно, все остальные услуги стали платными и больница, оставаясь государственной, фактически перешла на коммерческие рельсы. Конечно, имеются вопросы по срокам проведения аукционов, конкурсов, когда заявитель - концессионер, потому что тридцать дней - это, наверное, не тот срок, за который конкуренты могут подготовить и внести свои документы на конкурс. Надеемся, что ко второму чтению на все наши вопросы мы получим положительные ответы, но в целом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. От фракции КПРФ выступает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция не может поддержать этот законопроект по следующим причинам. Мы с вами говорим о нехватке бюджетных средств для решения кричащих проблем, в первую очередь социальных, мы с вами говорим - и сегодня особенно чётко и ярко об этом говорили, - что миллиарды, сотни миллиардов уходят из нашей страны в зарубежные страны (это сотни миллиардов долларов за небольшой период, сумма уже приближается к триллиону!), и вот сегодня мы как бы решаем проблему с точки зрения передачи в концессию определённых объектов, перечень которых уже есть в действующем законе, и он очень велик: инфраструктура портов, аэродромов, трубопроводов всякого рода, коммунального хозяйства - трудно назвать какую-то инфраструктуру, какой-то объект отраслевой, где концессия сегодня не предусматривалась бы, - но нет, нам надо расширить перечень этих объектов! Может быть, уже потребовалась концессия на объекты Министерства обороны или на какие-нибудь более значимые для страны объекты?! Ведь что касается объектов и медицины, и культуры, и образования, уже есть в этом перечне! Непонятно, для каких целей это делается, и если в целом мы говорим о том, что правительство будет эти цены устанавливать, то, извините, мы видим, что здесь опять очень коррупционные системные завязки могут возникать, поэтому вопрос: что государство будет иметь? Мы вроде бы говорим о государственно-частном партнёрстве, а на самом деле у государства опять забирают серьёзные объекты, и частник, собственник будет всё делать для того, чтобы выжать из этих объектов всё и вся и опять увести за рубеж деньги, которые он изымет у наших граждан. В коммунальном хозяйстве мы уже накушались этими так называемыми компаниями, а теперь на уровне муниципалитета отдадим единственный хлебозавод или единственную котельную - и что будет делать этот частник, что будет делать население, которое сегодня обслуживается этим муниципальным объектом, находящимся под контролем, как говорится, региона и муниципального руководства и, по большому счёту, подпадающим и под федеральное регулирование? Сегодня прозвучало выступление моего коллеги: вроде чего-то там появится... Ну подумайте, за два дня чего-то, может, и появится, но на третий-четвёртый день всё опять, как насосом, будет выкачиваться на тот берег! Вы посмотрите, что делают торговые сети - они обирают наше население, разрушают отечественного товаропроизводителя! Сегодня 80 процентов всех продаж контролируют зарубежные фирмы, и куда идут эти деньги, которые они, как говорится, забирают у наших граждан, у нашей страны? Они же везут их к себе, туда! Всю прибыль, все дивиденды они утаскивают! И сегодня мы, вместо того чтобы действительно дать зелёный свет капиталу, в том числе и частных компаний - стройте, стройте жильё, стройте дороги, инфраструктуру, используйте свой капитал, - открываем опять брешь, лазейку: нате государственное, которое наши отцы и деды ещё построили, да и мы все потрудились, хватайте быстрей, разоряйте страну, растаскивайте всё! И мы называем это работой, в том числе и законодательной! Да безобразие это, по большому счёту! (Шум в зале.) 37-я статья, она вообще... Теперь, видите ли, концессионер должен ещё и инициатором этой сделки быть - ну это уже вообще беспредел! (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, можно, конечно, равнодушно ко всем этим вещам относиться, и вот сегодня выступал председатель комитета экономического, правильные вещи говорил, но надо, в конце концов, думать, как спасти страну, как вытащить наше производство, промышленность, сельское хозяйство! Мы этим не хотим заниматься, а вот обогатить ещё одну кучку нуворишей... Вот почитайте, сегодня опубликованы эти материалы, сколько за рубежом дач, земельных участков, огромных средств у наших так называемых либералов, руководителей! (Шум в зале.) Фракция считает, что подобные законопроекты в настоящее время, в это сложное для нашей страны время, когда мы воссоединились с Крымом... Сколько там сегодня проблем - поезжайте туда! Давайте строить там всё, что связано с опреснением воды, иначе катастрофа может случиться: 86 процентов питьевого водоснабжения идёт через Северо-Крымский канал. Я уже не говорю об орошении... Там сегодня и в действующем-то канале 45 процентов потерь, а сейчас вентиль в Херсоне перекрыли - 6 метров кубических в сутки идёт, и водохранилища, которые есть, требуют реконструкции. Что касается экономики того же села... Не превратить бы Крым снова в выжженную степь, что там и было в 30-40-е годы, ведь только после строительства этого канала эта земля стала вот этой благодатью. Море вопросов сегодня и на Дальнем Востоке, и в Сибири - почему бы не решать эти вопросы? Нет! Вот Новую Москву сделали - посмотрите, что там творится сегодня с нашими полями, лесами, точно так и здесь будет! (Шум в зале.) Поэтому призываю авторов, правительство: хватит уже морочить нам голову, хватит выступать, как в гуманитарном университете! (Шум в зале.) Сегодня заместитель министра экономики не привёл ни одной цифры, ни одного показателя, который давал бы какое-то основание для внесения этого законопроекта, одни разговоры пустые! Спрашиваем: сколько хороших объектов было, какова выгода? Никакого конкретного обоснования! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Михайлович Мархаев. МАРХАЕВ В. М. Спасибо. Владимир Иванович Кашин изложил позицию нашей фракции, я позволю себе некое дополнение. Напомню, что согласно Федеральному закону "О концессионных соглашениях" целью использования концессионного механизма является приращение государственного имущества, а также минимизация бюджетных расходов, разделение рисков, сопряжённых с выполнением условий концессии, между договаривающимися сторонами. К сожалению, в некоторых законопроектах, в том числе, на наш взгляд, и в предлагаемом законопроекте, усматривается тенденция к разгосударствлению государственного имущества, или, как выразился однажды Сергей Степашин, к легальному выеданию государственного имущества. В результате принятия вот таких, как рассматриваемый сейчас, законов государство потеряло нефтяные компании, заводы, впоследствии потеряет и другие активы, такие как больницы, школы, детские сады и так далее. Такого допустить нельзя! Сергей Юрьевич говорил о том, что есть хороший зарубежный опыт, но, к сожалению, зачастую вот такой опыт выходит для России боком. Мы не против инвесторов, но мы это уже проходили! (Шум в зале.) Я призываю не голосовать за данный законопроект! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, на мой взгляд, правительство сознательно ведёт нас не по тому пути, который намечен, а по тому, который разрушит окончательно всю социальную сферу! Мы сегодня заслушивали отчёт Счётной палаты: 723 миллиарда рублей составили финансовые нарушения - вот о чём нужно говорить, вот они, деньги, которые можно использовать и на спорт, и на здравоохранение, и на образование, и на культуру, и на всё остальное! В прошлом году на государственных и муниципальных заказах мы потеряли 2 триллиона рублей - мы озолотить могли все эти сферы за счёт этих 2 триллионов! И опасно, что потери наши растут: в первом квартале этого года чистый, подчёркиваю, чистый отток капитала из страны вырос в два раза и составил 53 миллиарда рублей - вот о чём должно думать правительство и о чём должны думать мы! (Шум в зале.) Здесь есть и другая опасность. Недавно я был в одном доме культуры в крупном районном центре, там инвестор вложил деньги в танцевальный зал для детей, для молодёжи, танцзал-то оборудовал, но поставил условие, чтобы танцгруппа изменила программу - чтобы не бальные танцы учили, а латиноамериканские танцы и танец живота. Молодёжь пошла, дети среднего школьного возраста - но ведь это совершенно другая психология! А деньги-то были вложены! Здравоохранение. Вот с этой трибуны я выступал месяц назад и говорил, что сегодня закрываются многие районные больницы, выгоняют врачей, - и что же делается? Освобождаются помещения, и, получается, частник вкладывает средства не в действующую поликлинику, а в освободившееся помещение, потом он привлекает тех врачей, которых выгнали, и устраивает в этом здании, где находится бюджетная поликлиника, платную поликлинику. В бюджетной поликлинике неделю, две, три можешь ждать, чтобы анализ крови сдать, а здесь заплатил 300-400 рублей - и в тот же день. Но это не поддержка, это разрушение здравоохранения! (Шум в зале.) Там, где я живу, рядом с моим домом стоял трёхэтажный спортивный комплекс - купил его частник шесть лет назад, три года поэксплуатировал, сказал, что невыгодно, нашёл возможность, снёс до основания это здание и построил элитный жилой дом. Я хочу спросить сидящих в этом зале: у нас есть хоть один закон, который не могли бы обойти?! Все законы обходят, причём не в интересах народа, а в интересах элиты нашей, тех, кто ворует деньги! Я думаю, что данный законопроект только открывает новые лазейки для того, чтобы украсть бюджетные деньги. У людей нет денег на платные услуги! Представитель правительства сравнил нас с западными странами, но не сказал, что на Западе зарплаты в восемь-десять раз больше, там они могут себе это позволить - наш народ не может, поэтому данный законопроект, на мой взгляд, ничего кроме вреда не принесёт! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Что же вы так против латиноамериканских танцев? Они очень хорошие! Я учился танцевать сальсу и вам рекомендую - хороший, красивый танец! (Оживление в зале.) Сергей Юрьевич, будете ещё раз выступать? БЕЛЯКОВ С. Ю. Да, спасибо большое. Я очень коротко. Прежде всего назову цифры, которые просили. Объём частных инвестиций, привлечённых в экономику (в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях это пока единственная форма частно-государственного партнёрства) составляет около 1 триллиона рублей, однако количество заключённых концессионных соглашений просто пугающе ничтожно - их порядка семидесяти всего-навсего, и часть из них - в сфере жилищно-коммунального хозяйства - начала реализовываться только после того, как законодатель внёс соответствующие поправки в концессионное законодательство. Ну и поскольку здесь упоминалась тема Крыма, я думаю, что уместно привести сравнение: вот во всей Российской Федерации чуть больше семидесяти соглашений, а в Крыму в соответствии с их законодательством о концессионных соглашениях, которое несколько более развито, потому что там коллеги не побоялись идти по пути, по которому сейчас мы идём, шестьдесят шесть - сопоставимые цифры при несопоставимой территории! Вот именно потому, что всё развалено, там эти соглашения и заключались - чтобы при разрухе попытаться сделать хоть что-то, чтобы инфраструктура оказывала соответствующие услуги! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Фридрихович, будете выступать? Не будете. Выносим законопроект на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 38 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 88 чел.19,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.