Заседание № 5

25.01.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 449097-4 "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 648 по 663 из 6100
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый Борис Вячеславович! От имени фракции КПРФ я       
предлагаю снять сегодня с рассмотрения вопрос 8, о денонсации соглашения        
между Россией и Украиной о СПРН и СККП. Дело в том, что в случае принятия       
этого документа безопасности, обороноспособности России будет нанесён           
невосполнимый ущерб по следующим причинам. Радиолокационные узлы в Мукачеве и   
Николаевке, близ Севастополя, сегодня обеспечивают информацией с юга, с         
запада, как раз со стороны НАТО и с предполагаемого места размещения ПРО в      
Европе. Закрыть образовавшуюся брешь нечем, у России нет сегодня национальных   
средств, которые бы восполнили этот ущерб. В документе делаются ссылки на       
узлы Мурманск, Печора, Иркутск, но они работают в прямо противоположном         
направлении. Это очень серьёзная уступка Соединённым Штатам, это серьёзная      
уступка НАТО, из разряда тех, которые сделал Бакатин, когда сдал посольство,    
или пьяный верховный главнокомандующий... (Микрофон отключён.)                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 834 по 874 из 6100
Локоть Анатолий Евгеньевич предлагает сегодня не рассматривать пункт 8          
порядка работы. Этот вопрос готовит Комитет по делам Содружества Независимых    
Государств и связям с соотечественниками.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Островский Алексей Владимирович, прокомментируйте предложение       
депутата.                                                                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Анатолий Евгеньевич Локоть в   
прошлом созыве работал в Комитете по собственности и, видимо, является          
большим специалистом по вопросам распределения собственности, но в вопросах,    
которые он поднял сегодня на заседании, как было видно из его выступления, он   
не разбирается. Предлагаю Анатолию Евгеньевичу обратиться к члену своей         
фракции, который работает в комитете по делам СНГ, для получения более          
подробной информации по этому вопросу. Настаиваю на том, чтобы вопрос остался   
в повестке дня.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, нам необходимо проголосовать. Кто за то, чтобы снять пункт   
8 с рассмотрения? Прошу голосовать.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 25 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за               60 чел.13,3%                                     
Проголосовало против          210 чел.46,7%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    271 чел.                                          
Не голосовало                 179 чел.39,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Предложение не принято.                                                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1815 по 2421 из 6100
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". У нас четыре   
проекта федеральных законов в данном блоке. Пункт 8. О проекте федерального     
закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и     
Правительством Украины о средствах систем предупреждения о ракетном нападении   
и контроля космического пространства". Доклад официального представителя        
Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра       
обороны Российской Федерации Николая Александровича Панкова.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы!          
Правительством Российской Федерации мне поручено представить на рассмотрение    
Государственной Думы проект федерального закона "О денонсации Соглашения        
между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о            
средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического    
пространства".                                                                  
                                                                                
Указанное соглашение, напомню вам, было подписано 28 февраля 1997 года.         
Коротко остановлюсь на сути вопроса. В настоящее время на территории Украины    
дислоцируются две радиолокационные станции наземного эшелона системы            
предупреждения о ракетном нападении (сокращённо СПРН) - в Севастополе и в       
Мукачеве. Эти станции являются собственностью Украины, обслуживающий персонал   
станций - граждане Украины. Это очень важный момент, и я повторил бы ещё раз:   
станции - собственность Украины, обслуживающий персонал - граждане Украины.     
Станции должны решать задачи контроля ракетно-космической обстановки на         
западном и юго-западном направлениях.                                           
                                                                                
Как известно, наземный эшелон системы предупреждения о ракетном нападении       
создавался в советское время и обеспечивал функционирование замкнутого          
радиолокационного поля с целью непрерывного контроля ракетоопасных              
направлений. При этом радиолокационные станции располагались по границам        
Советского Союза, чтобы обеспечить руководство страны достоверной и             
своевременной информацией о факте ракетного нападения. Естественно, что после   
дезинтеграции Советского Союза Российская Федерация была заинтересована в       
сохранении целостности СПРН. С этой целью с рядом государств - участников СНГ   
были заключены соответствующие соглашения, в том числе и с Украиной, что        
удовлетворяло взаимным интересам как России, так и Украины.                     
                                                                                
При ратификации данного соглашения мнения депутатов были и в то время далеко    
не однозначны, и это понятно, так как ратификация соглашения означала, что на   
территории иностранного государства размещаются средства, решающие              
стратегические задачи в интересах ядерных сил и противоракетной обороны         
России. Но тогда в пользу ратификации соглашения сработали два фактора:         
первый из них - добрососедские на тот момент отношения с Украиной, второй -     
отсутствие необходимого финансирования на развёртывание таких станций на        
территории Российской Федерации.                                                
                                                                                
К сожалению, за десять лет многое изменилось. Как известно, Украиной взят       
открытый и форсированный курс на интеграцию с НАТО. Внимание к                  
радиолокационным станциям, решающим задачи в интересах России, существенно      
ослаблено в настоящее время. В частности, станции были переданы из военной      
организации, то есть из Министерства обороны Украины, в гражданскую -           
Национальное космическое агентство Украины. Я полагаю, всем понятно, что ни о   
каком несении боевого дежурства и выполнении боевой задачи не может быть и      
речи.                                                                           
                                                                                
Россия продолжала в соответствии с требованиями соглашения финансировать        
эксплуатационные расходы, тратя на это, в общем-то, приличные деньги. Однако    
Украина не прекращает попытки втянуть Россию в переговоры по существенному      
увеличению, увеличению в разы, оплаты, придав им в том числе и политическую     
окраску. Настойчиво ставится вопрос о проведении глубокой модернизации          
станций, так как на самом деле обе станции полностью выработали свой ресурс.    
При этом стоимость работ превышает 20 миллионов долларов.                       
                                                                                
Станции в Севастополе не дают нормально работать интенсивные помехи, и все      
наши попытки исправить ситуацию не дали положительного результата. Из-за        
этого станция практически небоеготовна. И мы - я прошу, чтобы вы меня           
услышали, - вынуждены информацию этой станции блокировать, поскольку не         
застрахованы от страшных последствий. Продолжается несогласованное отключение   
электроэнергии на станции в Мукачеве. И наконец, стали актуальными вопросы      
формирования и выдачи ложной информации на российский командный пункт систем    
предупреждения о ракетном нападении, а также передачи стратегической            
информации третьим странам.                                                     
                                                                                
Таким образом, напрашивается вывод, что Украина практически самоустранилась     
от выполнения своих договорных обязательств по поддержанию постоянной           
готовности станций в Мукачеве и в Севастополе. Поэтому несколько лет тому       
назад руководством страны было принято принципиальное решение о строительстве   
на территории Российской Федерации двух радиолокационных станций, ввод          
которых позволит в полном объёме решать задачи контроля ракетно-космического    
пространства. Докладываю, одна из них уже работает, вторая будет введена в      
боевой состав Вооружённых Сил в 2009 году. Ещё раз подчеркну, мы будем          
способны решать все задачи в полном объёме на территории страны.                
                                                                                
Министерством обороны совместно с МИДом были подготовлены предложения о         
дальнейшей нецелесообразности использования украинских станций и выходе из      
соглашения. Эти предложения были всесторонне проработаны с заинтересованными    
федеральными органами исполнительной власти, силовым блоком, в частности с      
ФСБ и СВР России. Также мы получили поддержку и в ряде комитетов                
Государственной Думы. Безусловно, вопрос о выходе из соглашения имеет и         
политическую составляющую. Если хотите, это и наш ответ на шаги украинского     
руководства по форсированному вступлению в НАТО.                                
                                                                                
Учитывая изложенное, прошу одобрить предложение о денонсации Соглашения между   
Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о средствах        
систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического              
пространства.                                                                   
                                                                                
Доклад закончен.                                                                
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Присаживайтесь,           
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и    
связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского.                  
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Несмотря на то   
что аппарат комитета, который мне доверено возглавлять, подготовил мне          
выступление, изложенное на бумаге, я буду докладывать не по бумаге.             
Объяснение этому простое. Я, как и все остальные члены комитета, очень          
внимательно на протяжении длительного времени рассматривал этот вопрос. Мы      
считаем, что достаточно компетентны для того, чтобы принимать решение о         
рекомендации Государственной Думе поддержать позицию правительства и            
денонсировать данное соглашение. Рассматривая данный законопроект, мы очень     
внимательно изучили все аспекты этого вопроса - и военные, и политические,      
поскольку заранее знали, что, к сожалению, некоторые политики в Украине, а      
также, к сожалению, и в Российской Федерации будут спекулировать на             
политическую тему, стараясь заработать себе таким образом политические очки.    
Сразу хочу сказать, что по данному вопросу было три комитета-соисполнителя и    
все они однозначно выразили поддержку позиции правительства о необходимости     
денонсации данного соглашения.                                                  
                                                                                
Исходя из чего мы приняли такое решение? Изложу конкретно каждый вопрос.        
                                                                                
Во-первых, изначально при подписании данного соглашения был небольшой           
правовой пробел, изъян, если можно так сказать, в отличие, скажем, от           
соглашений с Казахстаном, с Белоруссией, с Азербайджаном. Фактически Украина,   
не являясь ядерной державой и всячески подчёркивая этот статус, не имея права   
применять ядерное оружие или работать в этой области, занималась этим. Но       
когда этим занимались военные, мы хотя бы могли быть уверены в том, что они     
обеспечивают безопасность территории Российской Федерации, давая нашим          
Вооружённым Силам правильную оценку возможных угроз ракетно-ядерного            
нападения. Но в определённый момент Украина, боясь ответственности,             
фактически самоустранилась от реализации данного соглашения, когда на данных    
объектах в Мукачеве и Севастополе стали работать гражданские специалисты,       
которые не обладают той полнотой знаний, которые необходимы для решения         
данной задачи.                                                                  
                                                                                
Сразу хочется сказать, что станции в Мукачеве и Севастополе технически уже      
давно устарели и на сегодняшний день абсолютно не отвечают требованиям          
безопасности нашего государства. И это очень серьёзный момент, поскольку мы     
за это платим огромные деньги, а платим фактически за воздух, за то, что не     
отвечает нашим национальным интересам.                                          
                                                                                
Также хочу отметить важнейший момент, и об этом говорил уже уважаемый Николай   
Александрович, который сосредоточился на вопросах военно-технического           
сотрудничества. Сегодня мы, я надеюсь, денонсируем данное соглашение, но по     
этому соглашению ещё ровно год Российская Федерация будет иметь возможность     
использовать эти объекты, соответственно, Россия полностью уйдёт с этих         
станций в феврале 2009 года. В первом квартале 2009 года на российской          
территории в Армавире будет открыта новейшая станция, возможности которой в     
разы перекроют те, которыми Российская Федерация обладала, арендуя станции в    
Мукачеве и Севастополе. И в этом вопросе комитет и я лично, как его             
председатель, полностью поддерживаем позицию нашего верховного                  
главнокомандующего, президента страны. В ближайшей перспективе все военные      
объекты подобного назначения должны находиться исключительно в рамках           
территории нашего государства, поскольку геополитическая ситуация в мире и      
вокруг наших границ нестабильна, постоянно меняется, о чём говорит попытка      
руководства Украины сблизиться с Североатлантическим альянсом и войти в         
состав блока НАТО, несмотря на то что решения украинского народа по данному     
вопросу ещё нет.                                                                
                                                                                
Также хочется акцентировать внимание на том, что эти станции даже в случае      
вступления Украины в НАТО никогда не будут использованы против Российской       
Федерации по двум причинам. Первая причина: без российских военных украинская   
сторона после ухода России с этих баз не сможет сама их использовать и          
работать на них. Вторая: данные объекты в Мукачеве и Севастополе настроены      
таким образом, что контролируют пространство на запад от России и от Украины    
и никогда ни одна страна, даже входящая в Североатлантический альянс, не        
сможет направить их в обратную сторону, то есть в сторону нашей страны. Прошу   
обратить на это внимание.                                                       
                                                                                
Есть ещё и другой момент. Как сказал уважаемый Николай Александрович,           
действительно, эти объекты являются собственностью Украины, а тем не менее      
мы, российские налогоплательщики, вкладываем туда очень немалые средства.       
Сейчас на модернизацию этих объектов в случае продолжения аренды нужно было     
бы потратить огромные деньги, которые, как мне кажется, лучше направить на      
социальные нужды: на повышение пенсий, на зарплату учителям, врачам и всем      
остальным бюджетникам. Никакого политического аспекта в данном вопросе нет,     
как ни пытаются говорить об этом некоторые политики в двух государствах.        
                                                                                
Хочется сказать также, что, спекулируя на этой теме, некоторые политики         
говорят о том, что Россия сворачивает своё военное сотрудничество с Украиной    
и фактически оставляет наших с вами соотечественников там одинокими. Это        
абсолютно не так, и следующий пункт нашей повестки говорит как раз об           
обратном - о том, что военное сотрудничество России и Украины будет             
продолжено.                                                                     
                                                                                
И последнее. Хочется отметить, что в Комитет по делам СНГ и связям с            
соотечественниками входят представители всех фракций Государственной Думы и     
по данному вопросу после рассмотрения его в комитете голосование было           
абсолютно единогласным, абсолютно, что, мне кажется, показывает хороший         
пример всей Государственной Думе: во внешнеполитических вопросах мы должны не   
руководствоваться своими политическими убеждениями, а вырабатывать единую,      
солидарную позицию.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович, присаживайтесь.            
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Очень много    
рук.                                                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас сначала посмотрим, сколько запишется, а потом      
примем решение.                                                                 
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Десять записавшихся. Было предложение дать возможность задать по одному         
вопросу от фракции. Ставлю на голосование данное предложение.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.88,6%                                     
Проголосовало против           42 чел.11,2%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,3%                                      
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, фракция КПРФ, кто задаёт вопрос? Локоть Анатолий Евгеньевич,        
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Николай Александрович, понятно, что предполагается       
закрыть эту дыру, брешь, которая образуется в радиолокационном поле, о чём вы   
весьма доходчиво здесь рассказали. Предполагается закрыть двумя                 
радиолокационными постами, в Армавире и под Ленинградом, - той, о которой вы    
говорили, что она сегодня уже работает. Насколько я понимаю, она не встала на   
боевое дежурство и там ведутся ещё работы испытательные. Поэтому вопрос         
заключается в следующем: а когда, собственно говоря, эти два поста встанут на   
боевое дежурство, не построены будут, не приступят к заводским испытаниям, а    
когда встанут на боевое дежурство и начнут выдавать полноценную                 
радиолокационную информацию на КП?                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Александрович, готовы к ответу?                   
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. Я готов к ответу. Что касается станции под Питером, Лехтуси, она   
сейчас работает. Что касается армавирской станции, она будет сдана в 2009       
году и введена в боевой состав в 2010 году.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, от фракции ЛДПР - депутат Иванов.                                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Николай Александрович, вопрос к вам. Мы здесь все, большинство,    
не специалисты. Скажете, что комплексы устарели, - мы вам поверим. Скажете,     
что ракетный комплекс 15П118М ещё может стоять на дежурстве, - мы вам тоже      
поверим. Но вот мы никак не можем понять одной простой вещи: Камрань, Куба,     
выведение наших войск из Германии в бешеные сроки и к нам, в Курскую область,   
в палатки - здравствуй, зимушка-зима! - это вот что, цепь последовательных      
случайностей? И в результате потом страны НАТО уже подошли к нашим рубежам,     
американские базы как стояли в Германии, так и стоят, как и по всей Европе.     
Как-то вот нам обосновывают: да устарело, да давайте прекратим... ну и так      
далее.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович.                        
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. Я ещё раз хочу подтвердить, что обе станции, которые               
дислоцируются на территории Украины, реально выработали свой ресурс. Это не     
только наше мнение, это и мнение украинской стороны. И не случайно они просят   
у нас 20 миллионов долларов на модернизацию этих станций. Кроме того, может     
быть, у меня не очень доходчиво получилось, я говорил и о других вещах,         
которые, по сути, сегодня дезавуируют работу этих станций и несут, если         
хотите, реальную угрозу, связанную с применением - только вдумайтесь! -         
ядерного оружия.                                                                
                                                                                
Ну и наконец, вообще говоря, создавать и иметь средства СПРН, дислоцированные   
на территории сопредельных государств, которые завтра уже могут быть членами    
НАТО, мне кажется, недальновидно, во всяком случае. Система СПРН должна         
базироваться на территории России, и мы эту работу ведём форсированными         
темпами, спасибо руководству страны.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "ЕДИНОЙ РОССИИ" - Марков. Пожалуйста. Затулин          
выступать будет.                                                                
                                                                                
МАРКОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, насколько я понимаю, новые станции полностью покрывают, то   
есть делают ту работу, которую делали станции в Мукачеве и Севастополе? Это     
первый вопрос.                                                                  
                                                                                
Второе у меня - замечание. Коллеги, мне кажется, что, когда мы говорим об       
Украине, желании Украины вступить в НАТО, мы всё-таки должны делать это чуть    
более корректно - говорить в этом случае о властях Украины, потому что,         
насколько мне известно, согласно опросам общественного мнения, подавляющее      
большинство граждан Украины выступают против вступления Украины в члены НАТО,   
это люди, которые ориентируются прежде всего на максимально тесные,             
добрососедские отношения. Мне кажется, очень важно для миллионов граждан        
Украины услышать эти слова.                                                     
                                                                                
И последнее, что я хотел бы спросить. Полагаете ли вы, что действительно эти    
станции никоим образом... (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Десять секунд добавьте.                                   
                                                                                
Укладывайтесь в минуту, коллеги.                                                
                                                                                
МАРКОВ С. А. Полагаете ли вы, что действительно эти станции никогда нельзя      
будет полностью развернуть в направлении России, с тем чтобы они смотрели       
на?.. (Микрофон отключён.)                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Об этом дважды было сказано.                              
                                                                                
Николай Александрович, ещё раз, пожалуйста, и по этому вопросу, и по            
заданному.                                                                      
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. Начну с третьего вопроса, отвечу лаконично, и вы можете            
дополнительно проконсультироваться у специалистов: невозможно развернуть.       
                                                                                
Что касается вашего вопроса, что две станции, украинские станции... я бы        
хотел ещё раз подчеркнуть: это не наши станции, нам невозможно уйти оттуда,     
где мы физически не присутствуем. Станции - собственность Украины, работает     
там гражданский персонал Украины. Они не наши, мы платим деньги, мы покупаем    
информацию - вот о чём идёт речь. Но если мы не уверены в достоверности         
информации, то мы, наверное, вправе от неё отказаться. И конечно, то, что мы    
сейчас возводим в Мукачеве, реализуем более современные и более новые           
подходы, - это полностью и кратно перекрывает возможности украинских станций.   
Это южное и юго-западное направления.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. В Армавире, я оговорился. Да, в Армавире, я прошу прощения.        
                                                                                
Что касается наших добрососедских отношений с Украиной и с украинским           
народом. Мы бы на самом деле не хотели этими нашими шагами обострять наши       
добрососедские отношения. Мы исходим из того, что мы братья, мы верим в наши    
добрые отношения, и, вообще говоря, мы не увязываем эти два вопроса.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "Справедливая Россия" - Гудков.                                      
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Уважаемый Николай Александрович, я хочу задать вопрос от имени     
своих избирателей, они ракетчики и как раз в этой сфере работают. Вот они       
говорят, что сейчас появляются новые технологии и взамен тех монстров,          
которые мы строили, уже есть станции контейнерной готовности, которые           
позволяют решать задачи предупреждения о ракетном нападении и следить за        
пространством. Насколько они эффективны и предполагается ли их размещение по    
тем зонам, где сейчас нет или недостаточно покрытия существующими средствами    
радиолокационного пространства? Это первый вопрос.                              
                                                                                
А второй... Вот сейчас тоже, наверное, возникнет опасение за судьбу             
Габалинской радиолокационной станции, которая находится в Азербайджане, мне     
наверняка придут письма, и я должен буду как-то ответить. Какова её судьба?     
Предполагается ли её длительное функционирование, работа в общей системе? Или   
её, может быть, ждёт такая же судьба через какое-то время?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович.                        
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. Уважаемые товарищи, те станции новые, которые сейчас становятся    
на опытное боедежурство, в значительной степени созданы на новой                
электронно-компонентной базе и позволяют перекрывать те сектора, которые        
определены, создавать радиолокационное поле, решать задачи, которые на них      
возложены.                                                                      
                                                                                
Что касается вопроса по новым станциям, по новой компонентной базе. Я хочу      
сказать, что сейчас ведутся (и некоторые уже завершаются)                       
опытно-конструкторские работы по созданию мобильных образцов аналогичных        
станций.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ответы на вопросы прозвучали. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить?   
Есть желающие. Может быть, мы сразу примем решение, коллеги: по одному          
выступлению от фракции? Как вы к этому относитесь? Ставить на голосование       
данное предложение? Нет, никто не возражает. Возражений нет, поэтому давайте    
примем решение - по одному выступлению от фракции.                              
                                                                                
Пожалуйста, фракция КПРФ, кто выступает? Депутат Локоть.                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги, ещё раз обращаю ваше внимание на нашу           
повестку дня: следующий вопрос как раз о продлении срока военной техники,       
выслужившей свой срок. А в данном случае нам - как основной козырь - говорят    
о том, что ресурс исчерпан и станции теперь непригодны для дальнейшей           
эксплуатации. Известно, что в технике модернизация всегда дешевле и продление   
срока службы дешевле, чем построение новых сложных технических систем.          
                                                                                
Историю вопроса здесь представитель Министерства обороны достаточно хорошо      
обрисовал, но я ещё раз вам напомню. Вспомните, с чего началось разрушение      
советской российской армии. Совсем не с тех договоров, о которых там            
Шеварднадзе... Со снятия с боевых дежурств наших ракет, средств нападения?      
Нет! Разрушение наших Вооружённых Сил началось с остановки строительства        
Красноярской СПРН и затем её разграбления. Соединённые Штаты Америки            
категорически были против того, чтобы Советский Союз ввёл в строй эту           
станцию. Эта станция как раз призвана была тогда закрыть периметр, и этот       
периметр закрывался полностью. И они сделали всё, чтобы эта станция не          
служила. Затем взорвали станцию в Скрунде. Тем самым у нас периметр сегодня     
рваный, как, собственно, рваное радиолокационное поле над нашей страной в       
целом, я имею в виду ПВО. У нас объектовая сегодня ПВО, и с точки зрения        
безопасности страны, конечно, это очень большая ущербность. Особенность этих    
радиолокационных станций заключается в том, что они являются очень сложными     
техническими устройствами. Они годами разрабатываются, они годами строятся,     
годами испытываются и ставятся, выводятся на параметры, сдаются заказчику и     
выводятся затем на боевое дежурство. Безусловно, старую технику надо снимать    
с вооружения, это закон, но снимать её надо только тогда, когда станции стоят   
на боевом дежурстве - и тут же заменяются новыми средствами. А такого на        
сегодняшний день нет. Станция в Армавире: ещё предстоит закончить               
строительство, предстоит длительный этап испытаний, а уж до боевого             
дежурства, как было сказано, ещё как минимум два года.                          
                                                                                
Мы пережили очень сложные времена, очень сложные времена. И я вспоминаю, как    
в начале 90-х годов мы оставляли свои военные полигоны и базы в странах СНГ,    
в частности в Казахстане. Я думал, что эти времена прошли, времена, когда мои   
товарищи жгли секретную документацию на Балхаше, в Сарышагане, и топили в       
озере узлы секретной техники, чтобы она не досталась затем супостату. Мне       
как-то привелось побывать в Китае. Я считаю, что на экскурсию на наш            
авианосный крейсер "Минск", который достался Китаю, продан был, из которого,    
извините, пожалуйста, за непарламентское выражение, сделали большой бардак,     
по которому ходят и глумятся иностранцы, плюют на палубу, надо бы водить        
депутатов, чтобы они посмотрели, что делают из нашей гордости, как обошлись с   
обороноспособностью нашей армии. Я думал, что эти времена прошли. К             
сожалению, мне кажется, сегодня повторяется всё. Это эмоциональное, на мой      
взгляд, решение, оно конъюнктурное.                                             
                                                                                
Здесь заговорили об опыте депутатов. Ну не нравится вам, не верите вы опыту     
депутата, работавшего в Комитете по собственности, тогда поверьте одному из     
тысяч радиоинженеров, который разрабатывал эту технику, делал её, настраивал    
своими руками и испытывал на полигонах. Поверьте одному из тысяч офицеров,      
который в Сибири по колено в воде, в сибирских болотах, разворачивал технику    
и заставлял её работать в тех условиях, в которых она работать-то и не          
должна, поверьте одному из тысяч специалистов, который делал и ремонтировал     
это самое радиолокационное поле, которое десятилетиями защищало нашу страну и   
обеспечивало безопасность: нельзя снимать с вооружения технику, пока нет        
новейших образцов, готовых её заменить!                                         
                                                                                
И последнее, о чём мне хотелось бы сказать, - о наших отношениях с братским     
народом. Мы говорим о том, что они идут в НАТО... А народ против!               
Правительства приходят и уходят, через некоторое время режим сменится, а мы     
своими решениями подталкиваем их туда, в НАТО, буквально толкаем: идите туда!   
Мы вбиваем клин между братскими народами, и это аукнется на десятилетия. Это    
конъюнктурный закон. Конъюнктура завтра сменится. Я предлагаю очень хорошо      
подумать каждому депутату, прежде чем нажать кнопку при голосовании. Фракция    
КПРФ будет голосовать против.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто от фракции ЛДПР? Иванов Сергей            
Владимирович.                                                                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Коллеги, как раз сейчас мы с вами были свидетелями очень эмоционального и       
конъюнктурного выступления Анатолия Евгеньевича Локотя. Дело в том, что, не     
разобравшись в вопросе, человек упрекает людей, так скажем, в                   
некомпетентности. Когда вы, Анатолий Евгеньевич, были инженером и налаживали,   
разворачивали в сибирских болотах эти комплексы, всё ещё работало на лампах     
накаливания, а сейчас, извините, отдавать 20 миллионов долларов правительству   
Тимошенко на то, чтобы их собственность была модернизирована или обслужена, -   
это полный абсурд. Если бы вы присутствовали на заседании комитета, вы бы       
узнали, что как раз наши военные не вбивают клин между нашими братскими         
народами, а, учитывая, что Украина без этих ракетных установок, вернее, без     
этих станций остаётся как бы голой, незащищённой, они будут оказывать им        
помощь в случае, если будут ракетные нападения не только на нашу территорию,    
но и на их территорию. Поэтому в принципе здесь ничего ужасного нет, и мы       
готовы поддержать данную денонсацию.                                            
                                                                                
Но хватит уже отступать! Я задавал вопрос, поднимал эту тему: тенденция         
складывается отвратительная. Недавно мы с вами были свидетелями того, как по    
одному из центральных каналов нам показали, как в войска поступило два новых    
вертолёта Ка-52, "Чёрная акула". Плакать надо, а не показывать по               
центральному телевидению, что два вертолёта новейших поступили к нам в          
войска. Всё остальное уходит в Китай, в Индию и так далее, вооружаем своих      
вероятных противников. Поэтому очень хотелось бы, Николай Александрович,        
обратить внимание и Министерства обороны, и Генштаба на то, что политика        
последнего времени по сдаче наших позиций, она уже устарела, пора наступать.    
Российское государство развивалось и сохранило себя в тех территориях, в тех    
пределах, когда мы дошли до естественных границ: на западе это реки, на юге     
это горы - Тянь-Шань, Памир, на Дальнем Востоке это река Амур, и вокруг были    
океанами окружены. Вот наши естественные границы! Мы постоянно их сдаём, в то   
время как наш, как сказал президент, товарищ волк делает вид, что всё хорошо,   
а на самом деле продолжает кушать. Все базы остались - и в Германии, и в        
других частях, - американцы никуда не уходят. И если там у них какие-то         
вопросы возникают, они не скупятся, деньги дают на модернизацию и               
разрабатывают реальные сроки вывода войск. Они одну базу там, я не помню где,   
двадцать пять лет собираются выводить, а мы вот... Я ещё раз говорю: у меня в   
Курской области палаточный городок стоял, когда из Германии войска вывели, и    
солдаты мёрзли там две зимы, пока немцы, сжалившись над нашими солдатами, не    
построили им посёлок имени маршала Жукова.                                      
                                                                                
Подобную политику мы не можем приветствовать и приветствовать не будем. А       
данное постановление, вернее, данную денонсацию не надо превращать в            
политический фарс. И если этот хлам уже нам не принадлежит, нам не нужен, то    
я, извините, Анатолий Евгеньевич, не согласен Тимошенко, которая сейчас         
занимается рейдерством в отношении российской собственности на Украине,         
платить 20 миллионов долларов. Ни копейки не согласен платить!                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - депутат Затулин. Пожалуйста.                       
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, в выступлении официального представителя Министерства        
обороны, да и в выступлении содокладчика по этому вопросу - председателя        
нашего комитета по делам СНГ Алексея Владимировича Островского сквозила мысль   
о том, что вопрос, который мы сегодня обсуждаем, - о денонсации этого           
соглашения - нельзя рассматривать как политический, он не является              
политическим. Собственно, дальнейшее обсуждение показывает, что даже в этом     
зале этот вопрос становится политическим, и уж тем более он является            
политическим в контексте взаимоотношений двух государств. Взаимоотношения       
между двумя государствами - Украиной и Россией - всегда политические            
взаимоотношения, даже если это касается военно-технического вопроса или,        
допустим, вопроса о допуске продуктов питания на чью-то территорию. Вот если    
относиться к этому вопросу так, как и положено депутатам Государственной        
Думы, то есть представителям, избранным населением, политическим                
представителям... я хотел бы обратить внимание на то, что мы, получив этот      
документ в прошлом году, до января этого года его не рассматривали в том        
числе и потому, что в тот момент на Украине - а мы знаем, что происходит на     
Украине, - шла дискуссия по вопросу о вступлении или невступлении Украины в     
НАТО. Эта дискуссия, конечно, будет продолжаться, но первый шаг в направлении   
вступления в НАТО Украина сделала на уровне своих руководителей. Да, здесь      
правильно говорили о том, что народ Украины - и всеми опросами населения это    
подтверждается - против вступления в НАТО, но руководители Украины, как и       
некоторых других государств, не собираются, судя по всему, его спрашивать. И    
в апреле этого года в Бухаресте предполагается рассмотрение вопроса о           
присоединении Украины к плану ускоренного достижения членства в НАТО. Письмо    
по этому поводу 16 января, то есть на прошлой неделе, было подписано всеми      
руководителями Украины - президентом, премьером и Председателем Верховной       
Рады - и направлено генеральному секретарю НАТО. Ясно, что наше сегодняшнее     
решение, хотя это решение готовилось давно, является в какой-то мере            
необходимым следствием того, что Украина на уровне руководителей сегодня, по    
крайней мере, стремится войти в альянс, в котором мы лично не членствуем и не   
предполагаем членствовать. Это первое.                                          
                                                                                
Второе обстоятельство. Всё-таки давайте разберёмся, особенно после              
темпераментного выступления депутата Локотя, в двух вопросах, которые сегодня   
предлагаются на ратификацию. Когда мы говорим о денонсации соглашения, речь     
идёт об отказе в использовании чужого имущества на данный момент. Да, можно     
сейчас спорить, вспоминать о том, стоило или не стоило в своё время нашему      
государству оставлять это имущество. Я лично, будучи депутатом первой           
Государственной Думы, прекрасно помню, когда мы ратифицировали документ об      
использовании, об аренде станций в Мукачеве и под Севастополем. Тогда были      
другие докладчики, другой состав Министерства обороны. Нам говорили, что        
станции работают в автоматическом режиме и тот факт, что они теперь             
украинские и нами будут использоваться фактически по договорённости с           
Украиной, мы будем получать данные от украинской стороны, ничего не значит.     
Мы тогда высказывали опасения, об этом вспомнил сегодня заместитель министра    
обороны. И эти тогдашние опасения, как мы видим, сегодня, когда действительно   
произошёл драматический поворот в политике Украины в отношении тех или иных     
блоков, подтверждаются.                                                         
                                                                                
Поэтому речь идёт об отказе в использовании чужих станций, устаревших           
станций, они находятся на чужой территории. Всё то, что говорил уважаемый       
представитель КПРФ, прекрасно, и, быть может, следует серьёзно прислушаться к   
тому, что он говорил о необходимости борьбы за свои интересы и за пределами     
наших границ. Мы этим и занимаемся. Но мы не можем в полной мере доверять и     
говорить, что, если Украина сегодня будет эти станции эксплуатировать, у нас    
не будет никаких сомнений в данных, которые мы получаем. А самое главное, как   
отмечалось, мы уже предприняли целый ряд шагов по созданию соответствующих      
аналогов и заменителей нового поколения на своей территории.                    
                                                                                
Я хотел бы обратить внимание - мне придётся выступать и по второму вопросу, -   
что это принципиально разные вопросы. Мы будем докладывать вам о продлении      
срока эксплуатации ракетного комплекса, но там речь пойдёт об использовании     
того ракетного комплекса, который на нашей территории находится, не на          
Украине, он в нашем распоряжении в любой момент.                                
                                                                                
И я хотел бы в завершение, поддерживая принятия этого закона, обратить ваше     
внимание на две вещи. Прежде всего я тоже считаю, что необходимо как можно      
быстрее ввести в действие под Армавиром станцию "Воронеж", типа "Воронеж", и,   
конечно, она как можно быстрее должна быть поставлена на боевое дежурство. В    
этом плане, мне кажется, Министерство обороны и правительство должны сделать    
всё необходимое, чтобы сроки эти были сдвинуты и чтобы через двенадцать         
месяцев, которые по этому соглашению предполагаются для решения вопроса о       
денонсации - то, что мы сегодня денонсируем, вступит в действие фактически      
только в январе 2009 года, - чтобы к этому моменту не было никаких проблем с    
вводом на боевое дежурство. Если надо... (Микрофон отключён.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас минута, заканчивайте.                               
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. Если надо для этого добавить финансирование, я уверен, мы можем   
рассмотреть такое предложение.                                                  
                                                                                
Второе, на что я хотел бы обратить внимание, - это то, что мы никуда не         
уходим из города Севастополя, это не имеет никакого отношения к Черноморскому   
флоту, который там расположен и на законном основании находится на территории   
Украины сегодня. Вот пошли спекуляции на эту тему, в том числе в украинской     
прессе, будто это первый акт сдачи позиций по выводу... Это абсолютно разные    
вопросы, никакого отношения друг к другу не имеющие.                            
                                                                                
И последнее. Я поддерживаю то, что было сказано о предложении, которое мы       
должны выдвинуть Украине, если она считает себя незащищённой в результате       
закрытия станций в Мукачеве и Севастополе. Наша станция будет, я думаю,         
снабжать Украину всей необходимой информацией. Соглашение по этому поводу       
может быть подписано. Они нам предоставляли информацию, теперь мы им будем      
предоставлять информацию и, уверен, будем делать это честно.                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2443 по 2547 из 6100
Продолжаем обсуждение пункта 8 повестки дня. От фракции "Справедливая Россия"   
выступает депутат Гудков.                                                       
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Уважаемый Николай Александрович, уважаемые коллеги! Фракция        
"Справедливая Россия" поддержит этот законопроект. Мы прекрасно понимаем, что   
он принимается не от хорошей жизни: действительно устарела технологическая      
база станции противоракетной обороны и действительно сегодня позиция Украины    
непонятна иногда для нас. Я выскажу, может быть, свою личную точку зрения, но   
я не очень понимаю, как руководство Украины, собственно говоря, ведёт такую     
политику, что мы платим за эти радиолокационные станции. Совершенно очевидно,   
что у Украины нет своей собственной противоракетной защиты, и, если, не дай     
бог, что-то случится и полетит какая-нибудь боеголовка на территорию Украины,   
только Россия сможет произвести соответствующие контрпуски, для того чтобы не   
допустить трагедии. Но совершенно очевидно, что такое решение принимается,      
поскольку платить за аренду обветшалых станций, которые уже действительно       
технологически устарели и действительно не являются нашей собственностью,       
абсолютно неправильно. В этом смысле мы поддержим такое решение.                
                                                                                
Но поддерживая решение, хотели бы высказать и свою позицию в отношении          
обороноспособности, в частности противоракетной обороны. Говорить о том, что    
в армии преодолён кризис, что всё хорошо и мы крепнем час от часу, наверное,    
было бы слишком оптимистично. На сегодняшний день совершенно очевидно, что      
есть серьёзные дырки и в нашей противоракетной, и в нашей противовоздушной      
обороне, и, к сожалению, сегодня неоправданно задерживается разработка новых    
технологий в области обороны. Я недаром задал вопрос о станциях контейнерной    
готовности, которые гораздо проще в монтаже, гораздо дешевле и тем не менее     
способны, как мне кажется, достаточно эффективно выполнять задачи               
предупреждения о ракетном нападении. Это то, что мы хотели бы ускорить,         
хотели бы, чтобы это действительно было осознанной политикой государства и      
его оборонного ведомства.                                                       
                                                                                
Безусловно, хотелось бы также, чтобы Россия не забывала, что мы до сих пор      
являемся лидерами в мировом масштабе по теме, которая у нас в обороне носит     
условное название "Окно". Это является сегодня одним из серьёзнейших ресурсов   
усиления противоракетной обороны Российского государства, здесь мы имеем        
приоритет. И вот очень хотелось бы, чтобы и Министерство обороны, и             
правительство об этом знали, во-первых, а во-вторых, активнейшим образом        
использовали совершенно иные, новые технологические разработки для повышения    
защиты нашего государства от любого нападения.                                  
                                                                                
Мы понимаем, что сегодня внедрение новых технологий, по которым мы ещё имеем    
серьёзные наработки и преимущества даже перед Соединёнными Штатами Америки,     
наталкивается на проблему недофинансирования армии, и мне хотелось бы,          
пользуясь случаем, ещё раз сказать, что в своё время наша фракция предлагала    
установить бюджетную пропорцию, чтобы отчисления на армию, которая              
действительно нуждается в модернизации, укреплении, усилении, - у нас вон       
"Булава" всё не летает и не летает - составляли не менее 3,5 процента от        
внутреннего валового продукта, чтобы это было закреплено федеральным законом.   
К сожалению, наша инициатива не была поддержана, и сегодня мы слышим            
высказывания многих ведущих командующих о том, что состояние отдельных видов    
вооружений, отдельных родов войск критическое, по-прежнему слышим это на        
завершении, так сказать, десятилетия нового века.                               
                                                                                
Поэтому, Николай Александрович, если вы, руководители Министерства обороны,     
поддержите нашу идею, мы готовы вернуться к этой теме, чтобы действительно      
существенно увеличить военный бюджет, чтобы добиться реальной модернизации      
вооружений и чтобы не два, три, шесть вертолётов поступали в войска, а то       
количество, которое необходимо. Я думаю, что это задача, важнее которой,        
собственно говоря, нет, поэтому мы, повторяю, готовы к сотрудничеству в этом    
отношении, готовы выдвинуть эту инициативу и поработать вместе с                
Министерством обороны, вместе с правительством, поскольку не видим другого      
механизма решения задачи.                                                       
                                                                                
И не надо бояться, что нас обвинят в милитаризме. Сегодня Великобритания        
проводит реконструкцию своих Вооружённых Сил, и затраты, которые она себе       
позволила и зафиксировала в бюджете страны, составляют 5 процентов от           
внутреннего валового продукта. Соединённые Штаты Америки сегодня имеют          
расходы, превышающие 4,4 процента, и при этом никто не обвиняет Америку в       
том, что она является державой, кому-то угрожающей. Американцы говорят, что     
они поддерживают мир во всём мире, и подавляющее большинство стран с            
пониманием относится к этому. Поэтому, мне кажется, мы должны сегодня не        
только обсуждать этот вопрос, чрезвычайно важный вопрос, но и говорить о        
боеспособности и готовности нашей армии к отражению различных видов угроз,      
начиная от угроз международных террористов и кончая другими угрозами, которые   
нам сегодня навязывают.                                                         
                                                                                
Мы поддерживаем этот законопроект, но хотели бы, чтобы наши замечания, наши     
предложения и наши мысли были услышаны и не остались не замеченными             
Правительством Российской Федерации и Министерством обороны.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, все фракции выступили. Есть ли желание у представителя      
правительства выступить с заключительным словом? Николай Александрович          
Панков, пожалуйста.                                                             
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. Олег Викторович, спасибо большое, я полагаю, что такой             
необходимости нет. Я благодарю депутатов Государственной Думы за внимание к     
проблеме.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович Островский, не хотите выступить? Также нет.                
Представитель президента? Нет.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О денонсации                
Соглашения..."                                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. На "час голосования"!                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, конечно, выносим на "час голосования".    
У нас до "часа голосования" ещё есть три вопроса. Спасибо за подсказку.         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3099 по 3118 из 6100
Проект федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством        
Российской Федерации и Правительством Украины о средствах систем                
предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства".      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2%                                     
Проголосовало против           58 чел.12,9%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.