Заседание № 199
08.12.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 449013-5 "О ратификации Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1830 по 1965 из 7354
Вопрос 6. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности". Докладчик у нас тот же - Андрей Иванович Денисов. Пожалуйста. ДЕНИСОВ А. И., официальный представитель Президента Российской Федерации, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы! Министерство иностранных дел подготовило и согласовало с заинтересованными министерствами и ведомствами ратификационный пакет документов к Соглашению о Коллективных силах оперативного реагирования (сокращённо - КСОР) Организации Договора о коллективной безопасности. Это соглашение было подписано 14 июня 2009 года на сессии Совета коллективной безопасности пятью государствами из семи. Остальные два государства подписали его... Белоруссия подписала это соглашение в октябре 2009 года, то есть позже, Узбекистан пока изучает возможность присоединения к этому документу. Соглашение временно применяется с даты его подписания и вступило в силу 10 сентября 2010 года после его ратификации Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Таджикистаном. То есть ратификации четырьмя членами организации из семи достаточно, для того чтобы соглашение вступило в силу. Данным соглашением было оформлено принципиальное решение о создании коллективных сил, которое было инициировано совместно Казахстаном и Россией и принято на неформальной встрече глав государств - членов ОДКБ в Казахстане, в городе Боровое, в декабре 2008 года. Инициирование и принятие этого предложения было вызвано потребностью создания мощного и эффективного, дееспособного инструмента обеспечения коллективной безопасности и стабильности государств - членов организации в отношении широкого круга вызовов и угроз, с которыми они сталкиваются и сталкивается организация в целом. В функции Коллективных сил оперативного реагирования входит отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, экстремизмом, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В этих целях в состав сил включены как мобильные войсковые подразделения по линии вооружённых сил стран - членов ОДКБ, так и подразделения специального назначения министерств внутренних дел и служб безопасности и подразделения министерств по чрезвычайным ситуациям. В настоящее время все государства, подписавшие соглашение, то есть шесть государств - членов ОДКБ из семи, свои контингенты в состав КСОР выделили, то есть официально закрепили определённые части и подразделения как входящие в состав коллективных сил. С российской стороны, для справки, это 98-я дивизия ВДВ с местом постоянной дислокации в городе Иваново, десантно-штурмовая бригада с местом дислокации в Ульяновске, по линии МВД России это подразделения ОМОНа, от МЧС России - подразделения Центра по проведению специальных операций особого риска, по линии ФСБ России это оперативно-боевое подразделение из состава подразделений спецназначения ФСБ России. В контексте осуществления практических мероприятий по созданию и функционированию КСОР были проведены различные учения, различные по масштабу и по поставленным задачам. В 2009 году проведены учения в Белоруссии, затем - в России и Казахстане, в 2010 году прошли учения по линии министерств внутренних дел, вот недавно, в октябре, по линии министерств обороны, на 2011 год планируются учения формирований ведомств по чрезвычайным ситуациям. Кроме того, российская сторона изготовила и безвозмездно передала партнёрам единую форму одежды для военнослужащих КСОР ОДКБ. Эту форму можно было видеть во время проведения учений в июне 2010 года. Реализация данного соглашения направлена на формирование... фактически уже привела, можно сказать, к созданию на коалиционной основе сил и средств, которые станут компонентом постоянной готовности системы коллективной безопасности ОДКБ и будут предназначены для оперативного реагирования на вызовы и угрозы безопасности государств-членов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Сегодня, безусловно, памятный день в новейшей истории России, всего постсоветского пространства: 8 декабря 91-го года были подписаны беловежские соглашения, которые констатировали прекращение существования СССР как субъекта международного права и декларировали образование Содружества Независимых Государств. Оба этих события имели, безусловно, судьбоносное значение для наших народов, уверен, что подавляющее большинство в этом зале, как и мы, оценивает это как одно из самых трагических событий в истории народов постсоветского пространства. Вместе с тем именно с этого дня началось становление государственности бывших союзных республик, началось формирование структур межгосударственного интеграционного характера. Среди органов и организаций, действующих на постсоветском пространстве, ОДКБ, безусловно, является наиболее дееспособной структурой по обеспечению региональной безопасности и фактически одной из немногих структур, вызывающих уважение у всех партнёров по интеграции. Это во многом обеспечено и сроком действия Договора о коллективной безопасности, который, как известно, был подписан уже восемнадцать лет назад, 15 мая 1992 года. Во-первых, настоящее соглашение имеет исключительную важность для стратегической стабильности и обеспечения безопасности государств - членов ОДКБ. Во-вторых, необходимость данного соглашения продиктована сохранением определённой напряжённости военно-политической обстановки и конфликтов в районах, непосредственно примыкающих к территориям государств - членов организации. Этот тезис подтверждается тем, что в зонах ответственности ОДКБ наблюдается активизация незаконных вооружённых формирований, организованных преступных групп, есть попытки проявления международного терроризма и террористических действий. В этом же ряду я сказал бы и о том, что для нас особенно актуально, - о проблемах афганского наркотрафика, незаконного оборота оружия, нелегальной миграции и транснациональной преступности. Нельзя упускать из поля деятельности Коллективных сил оперативного реагирования и возможные чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера. В-третьих, ратификация настоящего соглашения позволит формировать группировки войск в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах, то есть по всему периметру зоны ответственности организации. В-четвёртых, положения настоящего соглашения позволяют наращивать военный потенциал, совершенствовать имеющиеся системы коллективной безопасности ОДКБ и создавать новые структуры. Это как раз и отвечает особенностям адекватного, своевременного, многовекторного реагирования на опасности и угрозы. В-пятых, ратификация соглашения потребует более чёткого взаимодействия министерств, ведомств государств-сторон, изменения боевых порядков, формирования адаптивной системы скрытого управления силами и средствами КСОР. Их конфигурация и архитектура позволят формировать подсистемы управления отдельными компонентами КСОР, создавать специальные системы анализа и оценки обстановки, интегрированные в контур боевого управления воинскими контингентами и формированиями сил специального назначения. И наконец, в-шестых, настоящее соглашение при правильной организации может стать военно-политической основой для поддержания безопасности и стабильности в зоне ответственности ОДКБ, что отвечает, безусловно, не только потребностям нашего государства, но и в целом потребностям всего Содружества Независимых Государств. Нашим комитетом, комитетами-соисполнителями - комитетами по обороне и по безопасности, Правовым управлением проведена необходимая экспертная работа, и наше единое, консолидированное мнение - необходимость ратификации данного соглашения, к чему мы призываем и вас, уважаемые коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович, присаживайтесь.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2262 по 2475 из 7354
По 6-му вопросу процедура вопросов и ответов. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Андрею Ивановичу. Уважаемый Андрей Иванович, наконец-то идёт отрезвление политиков из стран - бывших союзных, советских республик, и это хорошо, наверное, что есть понимание того, что в коллективе, вместе спокойнее жить и безопаснее. Вопрос у меня такой: скажите, пожалуйста, где будут дислоцироваться военные контингенты, которые будут созданы по этому договору, и как они будут содержаться, как будет осуществляться руководство ими? ДЕНИСОВ А. И. Уважаемая Тамара Васильевна, уважаемые депутаты! Они будут находиться в местах постоянной дислокации - там, где находятся, там и будут находиться, - но по политическому решению Совета коллективной безопасности (СКБ), высшего органа ОДКБ, на уровне глав государств будут даваться соответствующие указания объединённому штабу ОДКБ, будут планироваться операции и выделяться силы и средства для их выполнения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Андрей Иванович, что бы ни говорили, всё-таки ОДКБ - это определённая альтернатива, определённый ответ НАТО, хотя, конечно, по масштабам своим, по масштабности задач, которые она призвана решать, конечно, определённое несоответствие есть. Как, на ваш взгляд, соотносится всё-таки стремление создать систему коллективной безопасности хотя бы в рамках СНГ, в рамках бывших союзных республик с устремлениями некоторых политических сил, в том числе в Российской Федерации, с некоторыми высказываниями представителей МИДа в том числе, которые призывают нас вступать в НАТО, плотнее сотрудничать с НАТО и так далее, и так далее? ДЕНИСОВ А. И. Ну, начну с того, что мне неизвестны высказывания со стороны МИДа, призывающие вступать в НАТО. Как первый заместитель руководителя этого ведомства, я ответственно заявляю, что таких высказываний официальных не было, нет и быть не может и вообще вопрос об этом не стоит. Здесь больше разного рода политические рассуждения, а не какая-то реальная политика. Это первое. Второе. Мы действительно, вы совершенно правы, на пространстве бывшего Советского Союза создаём и уже создали организацию, которая предполагает в том числе или прежде всего военное союзничество и взаимодействие в таких вопросах, как отражение внешней агрессии, как противостояние вызовам и угрозам, как противодействие разного рода чрезвычайным ситуациям. Что же касается НАТО, то это, так сказать, отдельный вопрос, но я могу сказать, что наше взаимодействие с этим военно-политическим блоком сводится к решению тех задач, которые отвечают озабоченностям как этого блока, так и нашим - противодействие терроризму, организованной преступности или наркотрафику - и отвечают нашим национальным интересам. Вот и всё, я здесь большого противоречия не вижу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич. БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Андрею Ивановичу. Уважаемый Андрей Иванович, скажите, пожалуйста, в случае подписания Узбекистаном данного соглашения, как, по-вашему, это отразится на соглашении - положительно или отрицательно? И второй вопрос. Почему наши базы, максимально приближенные к зонам возможного конфликта, не входят в список тех воинских подразделений и частей, которые могут быть задействованы в КСОР? Я понимаю, что это не столько вы, сколько Министерство обороны так определило, но оно немножко странно определило. ДЕНИСОВ А. И. Что касается первого вопроса, то мы рассчитываем на то, что рано или поздно политическое руководство Узбекистана примет решение о подписании этого соглашения. Это, безусловно, и усилит ОДКБ, и расширит возможности применения этого соглашения. Консультации с нашими узбекистанскими партнёрами в рамках ОДКБ продолжаются, и в целом они идут в конструктивном духе, хотя, конечно, есть и определённые проблемы, которые нам ещё предстоит снять в переговорном процессе. Это первое. Второе. Тут действительно вы правы, это, наверное, всё-таки Министерство обороны и Генеральный штаб. Но обратите внимание, что, скажем, войсковые формирования, выделенные в состав Коллективных сил по линии Вооружённых Сил Российской Федерации, - это Воздушно-десантные войска - отличаются по определению высокой мобильностью, и, наверное, здесь вопрос дислокации не главный с точки зрения их боевого применения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня, наверное, два серьёзных вопроса. Вот у нас в Рязани ликвидировано последнее военное автомобильное училище, ликвидировано училище связи, единственное десантное училище три года не проводит набор, то есть не будет командиров, лейтенантов, офицеров, - спрашивается, на чём же тогда будут основываться Коллективные силы, если не будет военных училищ? Или там Россия уже не в счёт: мы будем поставлять солдат, а офицеров будут поставлять другие страны? Вот в Рязани трёх военных училищ уже фактически нет - как это увязывается с данным законом? ДЕНИСОВ А. И. Уважаемый Владимир Николаевич, с точки зрения гражданской позиции я разделяю вашу озабоченность, но не могу ответить на этот вопрос. Во всяком случае, что касается обеспечения офицерскими кадрами тех подразделений, частей и соединений, которые выделены по линии Вооружённых Сил Российской Федерации в состав Коллективных сил, пока таких проблем нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Одна рука. Пожалуйста, Багдасаров Семён Аркадьевич. Пять минут есть. БАГДАСАРОВ С. А. Создание КСОР - это очень важный вопрос, но мы должны всегда чётко отличать, что есть реальные вещи, а есть нереальные вещи. Конечно, мы будем голосовать за это соглашение, вдруг оно когда-нибудь пригодится. Я не просто так задал вопрос по Узбекистану. Я считаю, что подписание Узбекистаном данного соглашения - это глубоко отрицательный фактор. Почему? Потому что решение по применению КСОР принимается консенсусом. Господин Каримов никогда, ни при каких обстоятельствах не пойдёт, я готов спорить на что угодно, на то, чтобы КСОР были применены в Центральной Азии, в наиболее вероятном направлении применения КСОР. Он всегда будет блокировать это, потому что его видение такое, что Россия не должна в военном плане присутствовать в регионе, в том числе в виде КСОР. Я хотел бы вам напомнить, что как только заговорили о возможности размещения наших сил в Оше, так сразу было заявление МИДа Узбекистана, если вы помните. Но зато не было заявления МИДа Узбекистана, когда американцы заявили о нечто похожем - о желании разместиться также на юге Кыргызстана. Это конкретная политика. Теперь по поводу этих баз. Вот тут сидят военные специалисты, даже командующий военным округом, они знают, что любым воздушно-десантным войскам надо изучить театр военных действий - раз, надо прибыть и развернуться - два, надо войти в контакт с местными силами - три. Мы имеем в Центральной Азии 201-ю базу численностью (после сокращения) чуть больше пяти тысяч человек и базу в Канте, и вот они прямо там находятся, а мы их в КСОР не включили. У меня такое ощущение, что Генеральный штаб у нас полностью уже отсутствует. Это вообще нонсенс, любой военный человек скажет, что это абсурд. Теперь по возможности их применения. Уважаемые коллеги, мы давным-давно их обязаны применить. Я не хочу говорить о Южном Кавказе, о восточно-европейском направлении - там, если с НАТО столкнёмся, КСОР ничего не будет значить и так далее, но я хочу сказать, что мы давно должны были применить их в Центральной Азии. На сегодняшний день ситуация плачевная. По сути, нету границы между Таджикистаном и Афганистаном. Результатом стало развёртывание осенью боевых действий в районе Восточного Таджикистана, в Припамирье, в районе Камароб. За кратчайший срок, только по официальным данным таджикской стороны, было убито свыше пятидесяти военнослужащих, десятки взяты в плен и десятки ранены - и КСОР нет. Дыра! Наркотрафик прёт вовсю, терроризм прёт вовсю! Мы уже видим... Я часто говорил о возможности так называемого фронта терроризма. Вы знаете, что произошло в одном из районов Татарии: организация, имеющая, в общем-то, мировые корни, но с определённым оттенком центральноазиатского характера, - Хизб ут-Тахрир аль-Ислами попыталась создать первую боевую группу, и в результате произошло первое боевое столкновение. Мы видим возникновение вот этого момента. Что касается наркотрафика оттуда, положение будет ухудшаться, а что касается терроризма - резко ухудшаться. Где КСОР?! Почему их нет на Памире?! Это, получается, виртуальная организация, как и в целом ОДКБ. Пора нам понять: пусть лучше будет меньше, да лучше, пусть не будет под этим соглашением подписи господина Каримова. Я не против, чтобы там не было подписи господина Лукашенко, он всё равно не участвует в системе ОДКБ, с ним надо иметь двусторонние военные отношения, и там всё нормально складывается, а в системе ОДКБ он не хочет работать. Пусть будет меньше, но мы должны там уже давно присутствовать. Если бы мы это сделали, это был бы уже глубоко положительный фактор. Я вам скажу, я часто пишу в разные исполнительные структуры - в Генштаб, в Минобороны, бог знает куда - разные письма, приходят разного плана ответы. Вот мне понравился ответ, например, начальника Генерального штаба генерала армии Макарова. Ему говорят: ну зачем эта 201-я база размещена там, где не надо? Он мне чётко признался, что в случае реформирования - а такое предполагается - 201-й базы, одна из бригад будет переброшена на памирское направление. Я это храню как важнейший документ, ценнейший и так далее. Пока мы это не сделаем, о каких КСОР может речь идти? О чём мы сейчас с вами говорим? Идея хорошая, правильная, но она нереализуемая и, таким образом, дискредитирует в целом систему коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Я вам привёл цифры потерь. Задействованы все силовые структуры Таджикистана, но они не в состоянии сдержать ситуацию. Мало того, к весне следующего года предполагаются дальнейшие прорывы границ, но только теперь будут не десятками прорываться, а сотнями, потому что все уже признают, что американцы каким-то образом заинтересованы в переброске сил с юга и юго-востока Афганистана на север - это подтверждают и афганские источники, и наши, и западные, - в том, чтобы они переходили границу, так скажем, по Пянджу и входили сюда. Мало того, выступая здесь, я часто ссылался на доклад ООН от октября прошлого года о росте наркотрафика и так далее. В конце есть иезуитская запись заместителя Генерального секретаря ООН, он же начальник управления по борьбе с наркотиками и оргпреступностью, он пишет, что это не самое страшное, что самое страшное будет тогда, когда волна терроризма с афгано-пакистанской границы перекинется на север. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завершайте. БАГДАСАРОВ С. А. Это же идеологическая подготовка к тому, что Центральная Азия будет дестабилизирована и туда надо будет вводить американцев. Вот организации, которые будут осуществлять, они путают, они не знают, а вот это они чётко понимают. Пора бы нам поэтому поставить чёткий вопрос. Да, мы ратифицируем это соглашение, а нашему МИДу, Минобороны надо занять более принципиальную позицию, жёсткую позицию. Уже перезрела ситуация, война уже идёт, и она на нашей территории. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Иванович, нужно ли заключительное слово, кратко? Минута. ДЕНИСОВ А. И. Я просто хотел бы маленькую справочку дать. Завтра в Москве состоится СКБ - Совет коллективной безопасности ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности), в повестке дня значится в том числе вопрос о внесении поправок в Устав ОДКБ и в Правила процедуры органов ОДКБ. Если эти поправки будут приняты, то некоторые озабоченности, изложенные в начале выступления депутата Багдасарова, будут сняты. Это в порядке справки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы обсудили 6-й вопрос. Выносим его на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6170 по 6187 из 7354
6-й вопрос. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 47 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4 % Результат: принято Принято.