Заседание № 226
О проекте федерального закона № 448876-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" (о дополнительных мерах по противодействию терроризму).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 13. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" докладывает Розуван. Пожалуйста, Алексей Михайлович. РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроектом предусматривается возможность установления в Российской Федерации трёх уровней террористической опасности. Право определять порядок установления таких уровней и содержание дополнительных мер предоставляется Президенту Российской Федерации. Законопроект принят Государственной Думой во втором чтении 8 апреля текущего года. Законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении. Замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы нет. Есть предложение принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть желающие выступить от фракций? Коломейцев выступает от КПРФ, других предложений... А, нет, ещё Багдасаров. Два выступления - Коломейцев и Багдасаров.
Пункт 13. Перед голосованием по мотивам - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Совершенно недавно, с месяц назад, после теракта в Домодедово в Государственной Думе была сделана попытка проведения "круглого стола" с приглашением всех силовиков по разбору ситуации. Там выступали многие товарищи, акцентируя внимание на проблемах. Я у вас спрашиваю: если мы примем вот этот маленький закончик, мы предотвратим новое Домодедово? Я вас уверяю: нет. Если вы почитаете бегущую строку на каналах РБК, "Россия-24", то увидите, что ежегодно на Северном Кавказе в контртеррористических операциях уничтожается около двухсот лидеров бандформирований. Я спрашиваю: или там слишком талантливый народ, что все лидеры, или у нас просто за то, что убитого человека назвали лидером, получили Героя России, от этого становится стабильнее? А стабильнее не становится! Почему? Потому, что, по нашему глубокому убеждению, сегодняшнее законодательство в области борьбы с террористической опасностью ничему не соответствует. Обратите внимание: американцы сами взорвали две башни торгового центра, это же известно даже детям в школе, но под эту ситуацию вернули систему, когда у них после этого ни одна мышка в аэропорт не прошла, побывав рядом с пачкой пороха. Понимаете? У нас же ежегодно взрывается что-то серьёзное, убивают сотни людей под видом антитеррористических операций. От того, что вы введёте положение о том, кто будет командиром, от этого не уменьшится утечка информации, не усилится борьба. Почему? Потому что профессионалы должны заниматься! Франция вместе с НАТО развязала войну против Ливии после того, как был захвачен отряд спецназа, и даже взяв деньги на предвыборную кампанию, дабы не отдавать. Защищая свой спецназ, начали бомбардировки независимого государства. Задайте вопросы нашим спецназовцам. Я имел несчастье общаться с несколькими военнослужащими, получившими увечья, потерявшими конечности, которые сегодня не могут добиться никаких социальных льгот в нашем государстве. Поэтому я предлагаю всё-таки комитету разобраться комплексно с этим вопросом, чтобы мы людей, которые занимаются этим неблагодарным делом, защитили соответствующим образом, ну и убрали Кудрина, потому что, пока Кудрин будет так реализовывать бюджет, у нас безработных будет всё больше и угроза терроризма будет только возрастать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич - по мотивам. Включите микрофон на рабочем месте. БАГДАСАРОВ С. А. Вне всякого сомнения, надо голосовать за этот законопроект, несмотря на то, что он, может, маленький по объёму, ещё какой-то... По большому счёту, введение степеней опасности - это отработанная вещь на Западе, она активно применяется в Западной Европе, в частности, и даёт возможность осуществления на определённом этапе каких-то предупреждающих мероприятий, в особенности если речь идёт о достоверной информации. С другой стороны, конечно, мы должны чётко понимать, что это не панацея. И действительно, вот когда у нас проходили здесь известные слушания, я задал вопрос, вы помните, и нам ответили, что мы, к сожалению, проигрываем идеологическую борьбу. У нас терроризм имеет серьёзные отличия от того, который был в Соединённых Штатах или в Европе, и, если мы проиграем в идеологической борьбе, мы проиграем вообще борьбу с терроризмом, мы проиграем страну - речь идёт о целостности страны. И я поневоле задаю вопрос: а кто, собственно, у нас занимается борьбой на идеологическом направлении? Получается, занимаются этим отдельные священнослужители, которых за короткое время убили только на Северном Кавказе человек пятьдесят, а сейчас всё больше и больше говорят о том, что эти потери, в том числе речь идёт и о священнослужителях, собственно говоря, невосполнимы, потому что не каждый сможет это делать. И возникает вопрос: а кто же это будет делать, какая структура? Мы искренне полагаем, что всё решат силовики: если мы все законы примем под силовиков, они решат. Но они этот вопрос не решат, они не могут решить, потому что это не их компетенция. И этот вопрос становится уже вопросом не только Северного Кавказа - это вопрос всей страны, мы видим нарастание второго фронта терроризма, в чём нам тут тоже признавались. Ну, в то же время у нас есть вице-премьер и представитель президента на Северном Кавказе, в Северо-Кавказском федеральном округе господин Хлопонин. Вот когда мы обсуждали проблему терроризма, были все, все силовики, а почему не было Хлопонина? Ведь он был поставлен туда не просто так - он был поставлен для того, чтобы снизить угрозу терроризма путём принятия каких-то экономических мер, ну и, наверное, с помощью каких-то идеологических моментов. Человека полтора года назад назначили на эту серьёзную должность. Может быть, настало время пригласить его в Государственную Думу и послушать: а в чём же заключается концепция борьбы с терроризмом, по его видению, кроме силовой составляющей, что такое идеологическая составляющая, что такое экономическая? Мы сейчас говорим: 400 миллиардов рублей мы выделим Северному Кавказу - прекрасно, я за двумя руками. Но в то же время мы все слышим каждый день о том, что значительная часть бюджетных средств уходит в лес - террористам, которые шантажируют чиновников, и те им вынуждены платить. Вопрос: а сколько из этих 400 миллиардов уйдёт террористам и есть ли гарантии того, что они не уйдут? Пусть нам ответит господин Хлопонин или ещё кто-то такого же уровня. А вообще, назрела необходимость создания на федеральном уровне структуры, которая занималась бы идеологическим противодействием терроризму, тому, который мы имеем по всей стране, а не только на Северном Кавказе. Если мы этого не сделаем... Извините, мы проигрываем войну, и это не мои слова - это слова известного руководителя, сказанные в этом зале. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в третьем чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 30 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 222
О проекте федерального закона № 448876-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" (о дополнительных мерах по противодействию терроризму).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму". Докладывает Алексей Михайлович Розуван. РОЗУВАН А. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен во исполнение поручения президента и предусматривает возможность установления в Российской Федерации уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Право определять порядок установления таких уровней, содержание дополнительных мер предоставляется Президенту Российской Федерации. Устанавливаются уровни террористической опасности - повышенный, высокий и критический. Меры, ограничивающие права и свободы граждан, не предусматриваются. На законопроект поступило двадцать положительных отзывов от субъектов Российской Федерации. Проект закона одобрен Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности. Поправки к данному законопроекту не поступали. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту законопроекта не имеет. Комитет по безопасности рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, поправок нет, поэтому мы выносим данный законопроект на "час голосования" без обсуждения.
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 56 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принято.
Заседание № 209
О проекте федерального закона № 448876-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" (о дополнительных мерах по противодействию терроризму).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к вопросу, поставленному на фиксированное время. Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму". Докладывает Юрий Сергеевич Горбунов, официальный представитель правительства, статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы безопасности. Пожалуйста, Юрий Сергеевич. ГОРБУНОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона о внесении изменений в закон "О противодействии терроризму" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Он предусматривает, первое, возможность установления в Российской Федерации уровней террористической опасности, предусматривающих принятие не ограничивающих права человека дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок их установления будет определяться Президентом Российской Федерации. Указанные уровни вводятся с целью своевременного информирования граждан, совершенствования организации деятельности органов власти и органов местного самоуправления, принимающих участие в противодействии терроризму, и улучшения взаимодействия в этом процессе между ними. Объявление того или иного уровня будет запускать один из трёх алгоритмов, соответствующих конкретному уровню, предусматривающих реализацию соответствующим органам скоординированных с другими органами по месту, времени и задачам мероприятий по противодействию терроризму, заранее разработанных и согласованных с Национальным антитеррористическим комитетом. Планируется установление следующих уровней террористической опасности: повышенный (синий), высокий (жёлтый) и критический (красный). Практика установления уровней террористической опасности существует во многих странах мира и себя зарекомендовала с положительной стороны. Отечественный опыт также свидетельствует об эффективности этих мер. Так, в январе 2007 года на основе полученной от зарубежных партнёров информации об угрозе совершения теракта в одном из городов Российской Федерации было принято решение довести эту информацию до населения, и в соответствии с решением федерального оперативного штаба это было осуществлено. Данные меры себя полностью оправдали. Второе. Дополнительно законопроектом устраняется выявленная в ходе правоприменения коллизия ряда норм Федерального закона "О противодействии терроризму", определяющих порядок принятия решения о проведении контртеррористической операции и руководства ею. В связи с принятием закона потребуется издание указа Президента Российской Федерации, работа над которым в настоящее время ведётся. Реализация федерального закона не потребует расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Сергеевич, присаживайтесь. Содоклад от комитета делает Алексей Михайлович Розуван. РОЗУВАН А. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Юрий Сергеевич Горбунов рассказал о концепции законопроекта, поэтому буду предельно краток. Отмечу, что проект закона одобрен Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности. Возражений и замечаний от субъектов Российской Федерации не поступило. Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет замечаний концептуального характера, а представленные замечания юридико-технического характера будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Необходимость введения в стране уровней террористической опасности связана с тем, что совокупность разрабатываемых на случай террористической угрозы и применяемых при этом профилактических мер должна носить комплексный характер и учитывать все возможные варианты развития событий. Это позволит субъектам противодействия терроризму своевременно реагировать на угрозы совершения террористических актов. Комитет по безопасности поддерживает концепцию законопроекта и подчёркивает, что принятие данного закона позволит нормативно закрепить возможность установления в стране уровней террористической опасности как профилактической меры противодействия терроризму, а также устранить неточности отдельных норм закона, касающихся организации и проведения контртеррористических операций. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по безопасности рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, задержитесь на трибуне. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Давайте запишемся. Может быть, по одному вопросу от фракции, коллеги? Владимир Вольфович, ваше предложение - по одному вопросу, да? Согласен. Вносит предложение депутат Жириновский: по одному вопросу от фракции. Есть возражения? Нет. Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович, от фракции КПРФ. КАШИН В. И. У меня вопрос к докладчикам. После всех этих резонансных событий, после того как мы говорим о сотнях тысяч погибших от наркомании, всего другого зелья, которое сегодня распространяется в России, мы, конечно, ждали более серьёзных предложений от соответствующих служб, чтобы комплексно действительно принимать сегодня законы, которые могли бы предотвратить всё это, вал этих преступлений, террористических актов и приравниваемых к ним вот этих инсинуаций, которые связаны с нищетой, гибелью людей, самоубийствами и так далее, и тому подобное. Как вы считаете, действительно ли эти уровни смогут серьёзно повлиять на тот вал преступлений, террористических актов в том числе, и гибель нашего народа от всего вот этого курса, который проводится, или это просто очередная пиаровская акция... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Сергеевич, к вам вопрос, как к разработчику, как к представителю разработчиков. Пожалуйста. ГОРБУНОВ Ю. С. Вопрос не был адресован, вместе с тем я готов на него ответить. Предлагаю вернуться немножко к истории данного закона "О противодействии терроризму". Как вы прекрасно помните, он был разработан в 2006 году, многие из вас участвовали в этом процессе. Тогда в понимание противодействия терроризму было заложено три элемента: первый элемент - это профилактика, второй - борьба (это то, что непосредственно относится к силовым структурам) и третий - минимизация последствий. В законе "О противодействии терроризму" наиболее рельефно прописана именно вторая часть. Проблема минимизации последствий урегулирована по линии МЧС, в том числе, так сказать, их внутренним нормотворчеством. Что же касается профилактики, то здесь, как мне представляется, с точки зрения законодателя, законодательного процесса происходит некая пробуксовка. И мы пытаемся в той части, которая касается нашей компетенции, восполнить эти пробелы, на это направлен законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, кто от фракции ЛДПР? Депутат Жириновский, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Хочу помочь представителю комитета ответить депутату Кашину: этот законопроект предлагается не в ответ на теракт в Домодедово - он с осени находится у нас, в Госдуме. Вот я хочу, так сказать, наоборот поставить вопрос: почему проект закона, поступивший к нам в начале ноября, только через три месяца мы ставим в повестку дня? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это к комитету вопрос. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я понимаю, от оппозиции законопроекты вы не хотите принимать, но здесь ваш премьер-министр вносит, лидер вашей партии, тема самая актуальная. Давайте договоримся: пускай на всех законопроектах, связанных с противодействием терроризму, будет стоять штамп "террор" и все эти законопроекты идут вне очереди. Мы могли бы уже 15 ноября этот закон принять, и тогда, может быть, действительно, чуть-чуть легче прошёл бы теракт в Домодедово. Смотрю: две недели в Аппарате Госдумы лежит, две недели - в Правовом управлении, везде по несколько недель лежит. Да и сейчас вставили в повестку дня только из-за теракта в Домодедово. Если бы не было теракта, я не уверен, что вообще в этом году его приняли бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Михайлович, пожалуйста. РОЗУВАН А. М. Владимир Вольфович, вам отвечаю. Законопроект был рассмотрен в Комитете по безопасности немедленно, как только поступил. Все законопроекты, которые поступают от правительства, мы рассматриваем в первоочередном порядке. Что касается инициаторов подготовки этого законопроекта, то это вопрос не к Государственной Думе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не настаивает на вопросе. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Гартунг. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. У меня вопрос к представителю комитета и к представителю правительства следующий. Соответствующие уровни террористической опасности... На основании каких данных, скажем так, назначается тот или иной уровень? Это первое. И второе. Какие всё-таки конкретные мероприятия будут проводиться при том или ином уровне террористической опасности, потому что в законопроекте сказано, что допускаются мероприятия, не ограничивающие права и свободы граждан. Как будут обеспечиваться эти мероприятия, ведь сказано, что будут мероприятия проводиться? И здесь ещё есть ссылка на то, что это будет установлено указом президента. Вот хотелось бы понять, о чём в данном случае идёт речь, о каких ограничениях и о каких ситуациях? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Сергеевич, пожалуйста, вам придётся отвечать. ГОРБУНОВ Ю. С. Ну, прежде всего мы проанализировали практически весь зарубежный опыт, который есть на сегодняшний день, и взяли из него всё, что можно взять положительного. Сегодня за рубежом существуют варианты от трёх ступеней до пяти. Мы пришли к пониманию того, что нужно остановиться на трёх уровнях. Что касается дальнейшего развития событий. Первый фактор - то, что я озвучивал, докладывая вам этот законопроект, - это информирование населения. Вот когда мы в 2007 году впервые опробовали эту систему, то мы вместе с МВД получили за небольшой промежуток времени тысячу звонков по телефону. По результатам проверки было проведено шестьдесят мероприятий, в результате которых было задержано только четыреста пятьдесят лиц, находящихся в розыске. Представляете? Вот что даёт участие населения, когда население включается в этот процесс. Это первое. Второе. Каждый уровень, который будет определён указом президента, его объявление, будет подразумевать определённый алгоритм действий всех структур, всех федеральных органов государственной власти и местных органов, которые участвуют в противодействии терроризму: что они должны будут делать в случае, например, красного, жёлтого или другого уровня. И одновременно будет запускаться механизм взаимодействия, то есть как бы будет разработан алгоритм всего этого. Например, сотрудники МВД знают, что при объявлении такого уровня нужно делать то-то, руководители местных органов власти, которые ведают вопросами медицинского обеспечения, образования, тоже знают, что делать, - вот на это направлено то, что сегодня вам предлагается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Вопросы все заданы. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Выступят Кашин, Жириновский, Гудков - три выступления, да? Хорошо. Если только три выступающих, тогда мы укладываемся точно до перерыва. Больше никто?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По пять минут? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какое равенство? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, у нас есть возможность по десять минут - тридцать минут у нас осталось. Если трое будут выступать по десять минут, мы уложимся. Пожалуйста, Кашин. КАШИН В. И. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я постараюсь покороче высказаться по этому законопроекту. Хочу напомнить вам, уважаемые коллеги, о том, что в год мы теряем своих граждан, наших соотечественников, около трёхсот тысяч только в связи с насильственной смертью, а если брать с учётом экологической составляющей, то получится около шестисот тысяч человек. И вот в данном случае мы сегодня хотим в большей степени обратить внимание соответствующих служб на то, что следует давно, видимо, определить в нашей стране единственный уровень опасности, который был бы обозначен красным цветом, потому что потери, которые мы сегодня несём, - это потери недопустимые. По существу, сегодняшняя реальная жизнь - это работа всех, кто отвечает за безопасность человека, отвечает за выполнение статей Конституции, в которых гарантировано для каждого из нас с вами право на жизнь и на обеспечение безопасности. Так вот, мне, как и многим моим коллегам, в этом плане хотелось бы всё-таки уже давно видеть такие предложенные нашими специальными службами законы, которые действительно, так сказать, комплексно могли бы остановить этот вал преступлений, посягающих на жизнь человека. Посмотрите на экономический, по существу, терроризм, который в нашей стране расцвёл махровым цветом: почти все средства богатейшей страны сегодня сосредотачиваются в руках отдельной, небольшой группы, а основная масса людей "процветает" в нищете (отсюда суициды - под сорок пять тысяч). Посмотрите на вот этот терроризм, который в том числе связан сегодня и с духовным обнищанием нашего гражданина: из средств массовой информации мы знаем, какой образ жизни сегодня пропагандируется. А если взять и проследить в этом же направлении ещё и политическую составляющую, и законотворческую, закрепляющую, по большому счёту, законодательными актами этот курс, который каждый год приводит к тому, что всё большее и большее количество наших граждан умирают насильственной смертью, то мы вполне можем поставить перед нашими специальными службами вопрос о слабости законотворчества в нашей стране с точки зрения безопасности, тех законов, которые работали бы, так сказать, на нашу Конституцию, на нашего человека, а не, наоборот, провоцировали бы процветание этого курса, направленного на обогащение отдельных групп людей и обнищание всего народа. Мы с вами последнее время очень много говорим об энергетическом коллапсе, об этих постоянных взрывах в нашей стране. И на этом направлении мы не видим сегодня должной роли нашей ФСБ, мы не видим их инициативы, мы не видим их активности. В большей степени мы видим сегодня их попытки работать с оппозицией, с теми, кто хочет выразить свой протест, выйти на митинг и так далее, и тому подобное. Вот нам всё-таки ещё и ещё раз хочется сказать сегодня, пользуясь присутствием руководителей ФСБ, других силовых структур и наших профильных комитетов: давайте, друзья, отвечать за то, что сегодня у нас в стране происходит. Разве этот кущёвский синдром - не террористическая разнузданность, которую предопределил в том числе, если говорить о законодательстве, тот же Земельный кодекс? Это же чёрный передел, превращённый в кровавый передел! Разве мы не предупреждали всех, кто здесь присутствует, что нельзя сегодня в России, особенно на Северном Кавказе, внедрять эту систему оборота сельхозземель? Именно на этом Цапки организовали свой великий бизнес, свою большую прибыль, разбазаривая государственные средства, что и привело вот к такой трагедии. Что, этого не видят сегодня наши силовые структуры? Или они не в состоянии найти средства, чтобы противостоять этому? Ещё раз хочу напомнить, что масса людей заболели от этих летних пожаров, заболели и в конце концов многие даже жизнь потеряли от этого энергетического коллапса. Что, разве мы не предупреждали, что в холодной стране единую энергетическую систему нельзя разворовывать, раздербанивать и ничего не делать для того, чтобы она в конце концов стала той системой, которая работала бы на жизнеобеспечение нашей страны? И можно выстроить целую череду вот таких системных составляющих, с помощью которых гнобят сегодня нашего человека и, по существу, ничего не предпринимают для того, чтобы поддержать реальным делом вот всех нас вместе взятых гарантируемое Конституцией каждому человеку, каждому из нас с вами право на эту жизнь, на достойную жизнь, хочу это особенно подчеркнуть. Поэтому ещё раз хочу сказать, Владимир Вольфович, я ведь как раз шире вопрос ставлю, а не только говорю о домодедовском, вот этом последнем случае. Не менее позорный случай - вот в Красноярске сгорели снова люди, а перед этим была эта "Хромая лошадь", где погибли сотни людей, а ещё раньше взрывались дома и так далее, и тому подобное. Разве всё это в конце концов не является свидетельством неэффективной работы всех служб и так далее, и тому подобное? Вот в этом плане, уважаемые коллеги, ещё и ещё раз мне хочется сказать: дело не в уровнях. Мы что, сегодня объявим уровень определённого цвета и будем спать, что ли? Да сегодня, ещё раз хочу сказать, всем должно быть понятно, что нам десятилетиями придётся разгребать эту махровую коррумпированную систему, которая у нас создана по всей вертикали власти. Мы недавно слушали отчёт Счётной палаты. Было сказано - да и президент это подчёркивал, - что триллионы разбазариваются из федерального бюджета только при государственных закупках, государственных! А если весь консолидированный бюджет посмотреть? Вот почему у нас сегодня поднимаются цены, вот почему энергетическая, жэкэхашная система сегодня так вздувается. Я сегодня приводил примеры роста цен на товары первой необходимости. Их ведь не крестьянин, не механизатор, не СПК какой-то поднимает - они копейки получают, а поднимают эти экономические преступники, которые миллиарды имеют, а потом дворцы за рубежом себе выстраивают и уезжают туда, когда им тут становится невмоготу. Вот в этом плане, в этом плане, так сказать, мы должны сегодня ситуацию осознать. И мы в конце концов ждём внесения сюда, в Думу, тех системных законов, которые действительно заставили бы этих негодяев, которые в стране сегодня организовывают этот беспредел - беспредел нищеты, беспредел произвола... Ведь мы, когда смотрим сегодня составляющие коррупции и преступности, даже в силовых структурах видим беспредел: сто двадцать следователей, прокуроры, сорок восемь адвокатов и так далее сегодня арестованы, как говорится, за коррупционные дела, а мы об уровнях говорим. Наша фракция поддержит всегда любое, так скажем, законодательное действие с вашей стороны, которое будет предложено, но оно, ещё раз хочу сказать, должно быть не мертворождённым. У меня нет сегодня уверенности, что от этого закона - а мы, конечно, всё равно будем за него голосовать - будет какой-то эффект. Давайте работать более эффективно, потому что, ну, действительно сегодня самый главный вопрос в развитии любого государства - это жизнь человека. Это прописная истина и основная норма Конституции. Давайте же отвечать за это! А не можем отвечать - давайте тогда набирать тех профессионалов, которые будут рекомендованы нашим народом на эту работу. Давайте тогда объявлять то, что объявлено было в своё время, когда сплошная была коррупция, безработица и "чёрные кошки" хозяйничали в нашей стране. А сегодня у нас рыжие коты хозяйничают в стране. Мы поддержим этот закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Владимир Иванович, вы правы: в своём выступлении вы подняли вопрос - и я вас поддерживаю, - что надо шире посмотреть на проблему. Но когда вы задавали вопрос по данному законопроекту, ваш упрёк был неправильный, поскольку его давно внесли, это не связано с терактом. И я не согласен с ответом представителя комитета. Я ведь на хорошем русском языке спросил: почему три месяца законопроект не включали в повестку дня? Он мне говорит: в комитет пришло - мы сразу внесли. Я ведь не про комитет спрашиваю. Вы поймите, что террор, революции и войны начинаются, когда люди не понимают друг друга. Не понимают! Тогда они начинают злиться, и через некоторое время совершается революция. Я спросил: в Госдуму поступил документ 1 ноября, почему две недели он лежит в Аппарате? С какой стати? Я говорю: давайте ставить на такие законопроекты печать "террор" и быстро пропускать их. Две недели лежит в Правовом управлении! Зачем? Законопроект - три строчки. И таким образом три месяца лежит законопроект! Если бы мы его приняли в том году, может быть, он уже как-то повлиял бы. Может быть, первую полосу нам зажгли бы в конце декабря, когда уже были известны теракты, которые проходили в стране, и тем более было известно, что в январе будет теракт, и по всей стране зажгли бы первый раз эту синюю полосу. Но закона-то не было! Поэтому мы должны взять на себя часть вины. Но представитель комитета быстренько: нет. Да к комитету абсолютно никаких нет претензий, я говорю о трёхмесячном... Законопроект - три строчки - ползёт три месяца. Поэтому я предлагаю для Аппарата, который нас сейчас слышит: ставить специальный штамп, и этот штамп весь XXI век будет стоять, каждый месяц будут приходить законопроекты по совершенствованию правоохранительной системы или вот правовой базы, и надо, чтобы они проходили быстро. Дальше. Почему решили синий цвет сделать первым цветом безопасности? С кем консультировались? С врачами? Я вам отвечаю, и медицина говорит, что синий цвет успокаивает. Люди скажут: всё в порядке, спокойно. Вообще, я думаю, что это ошибка. Поэтому вот автор... Красный - согласен, красный цвет раздражает всегда. Самый страшный в мире красный цвет. Поэтому когда партия принимает красный цвет как символ, цвет своего знамени, это действует раздражающе. Это цвет крови, а не жизни. Цвет крови. А кровь - это жизнь, только с неё начинается жизнь и ею кончается. Вот теракт в Домодедове - там кровью кончилось, там закончилась жизнь. А в роддоме, может быть, это цвет жизни. Поэтому надо было взять привычные цвета, цвета светофора, к которым все привыкли: зелёный, жёлтый и красный. Зелёный - внимание. Зелёный цвет - весна, первые листочки появились. Что будет впереди? Зелень появится, травка вырастет. Наступит весна, лето. Всем понятно: что-то произойдёт. Жёлтый - надо стоять. На перекрёстке мы стоим, что-то сейчас изменится. И красный цвет - самый опасный. Я это неслучайно говорю. Смотрите когда у нас выборы. Мы взяли и сделали второе воскресенье марта. Почему не последнее? Ведь теплее же будет! Ну подумайте о людях, подумайте о том, что старикам тяжело идти по льду на избирательный участок. Не думает никто! Вот взяли в голову второе воскресенье марта, и всё. А сделали бы последнее воскресенье, и, я вас уверяю, больше людей пришло бы на выборы. То есть не хотят подумать о человеке! Авторы законов думают о каких-то чиновниках, о каких-то инструкциях... Это всё имеет значение. Дальше. Опять русский язык. Там написано, какие органы начинают действовать: федеральные органы государственной власти. Вот я заслуженный юрист, и я не смогу моментально сказать, что это за органы, даже я не смогу сказать, а простой человек, живущий далеко от Москвы, скажет: а что это за орган, что это такое? Или органы государственной власти субъектов Федерации. А сложный субъект Ямал, Тюмень и Ханты-Мансийск - там кто начнёт командовать? Скажут: а кто, я не знаю. Ямал? Ханты-Мансийск? Тюмень? Или, значит, Салехард? Куда звонить? Это же сложный субъект. А автономный округ - как его обозначить? В Архангельской области подымут тревогу или в Нарьян-Маре? Это сложность нашего устройства, нигде в мире такого устройства нет. Пожалуйста, есть пятьдесят штатов, и в законе чётко написано: главное должностное лицо - губернатор штата. Ведь мы же взяли слово "федеральный" у американцев или у немцев, нам это слово не годится. В Российской Империи не было такого понятия: "федеральный орган". Общероссийский орган! И при советской власти не было. Общесоюзное министерство! Всем было понятно. Это тоже имеет значение. Теперь вот, значит, мы это установили. С опозданием, правда: там, на Западе, уже хотят от этого отойти. Но у нас всегда так происходит: мы всё перенимаем, и с большим опозданием. Ну, может быть, когда-нибудь мы русскую пословицу переделаем, и получится, что русские быстро запрягают, но медленно скачут. Вот это был бы лучше вариант, чем медленно запрягать, а потом быстро скакать в кювет. А теперь общая проблема. Действительно, подобного рода закон, который мы сейчас примем, может быть, и не приведёт к каким-то резким результатам. Мы же уже создали Национальный антитеррористический комитет, ну и что получилось в Домодедове? Есть служба безопасности аэропорта, милиция и ФСБ. Кто отвечает за безопасность? Ведь сложно же, понимаете, бороться с террористом! Вот зал вылета - здесь работает внутренняя служба аэропорта. Он туда зашёл, потом перешёл в зал прилёта - там милиция работает, а в другом месте - ФСБ. И как они будут договариваться? Слушай, он к тебе пошёл в зал, да? Это же наивно! Мы даже аэропорт разделили на три зоны ответственности! Кто-то один должен отвечать за безопасность в аэропорту. Теперь мы решили создать министерство транспортной безопасности... А идёт это всё от неправильного раздела КГБ СССР. Страх-то был политический: если КГБ не убрать, вдруг контрпереворот будет? Тогда службу внешней разведки выводят, и она следит за нашими врагами за границей. Враг приблизился к границе - пограничная служба его берёт под наблюдение. Вошёл на территорию России - занимается ФСБ. Ну разве так работают? Вы понимаете, больного один врач ведёт, отдал другому, третьему - больной умрёт. Больной умрёт. Один врач лечащий, он может позвать специалистов. Но сейчас мы вернули пограничников, прошло десять лет там, даже больше - двадцать лет почти прошло, скоро вернём службу внешней разведки. А ФСО у нас охраняет, так сказать, высших должностных лиц - от кого? От тех, кем занимается ФСБ, а ФСБ не подчиняется. Если когда-нибудь убьют высшее должностное лицо, и будут думать: ах, вот чего мы так сделали - ФСО отдельно, ФСБ отдельно, те отдельно, давайте снова там что-то сделаем. В этом и наша с вами беда, в этом виноваты, а причины только политические. Почему я возглавляю политическую партию? Потому что везде, где ни копни, везде решение вопросов упирается в политику, упирается, естественно, в экономику, в национальный вопрос. Когда мы говорим про террор и делаем ставку на то, что всё это связано с безработицей, - это глубочайшее заблуждение, безработица во всём мире. И у нас есть такие же регионы, где много безработицы, но там ни одного теракта. Если будем говорить, что это люди, которые живут в горах, - заблуждение. У нас есть целая горная республика - Алтай, и там ни одного теракта, и в Карпатах нет ни одного теракта. Поэтому ссылаться на характер местности, или на бедность, или же на безработицу не надо. Вот у нас в России террор носит чисто политический характер, это ненависть к власти. При царе так же было - убивали губернаторов, министров, в этом году сто лет как убили Столыпина. Это что, безработица спровоцировала убийство Столыпина? Наоборот, самый расцвет был в 1911 году, уровень жизни был самый высокий - убивают премьер-министра из политических соображений. Была самая спокойная обстановка в Российской Империи, самая спокойная - и убивают. А Тунис, там почему революция произошла? Что, национальный вопрос? Нет, все арабы. Что, голодные? Нет, самая упакованная, благополучная, вся тёплая республика, там сейчас плюс 20, там всё растёт круглый год - одни фрукты уходят, другие приходят, там нету голодных. Президент взял и молодёжи дал возможность учиться. Они получили образование, говорят: а зачем нам этот президент нужен? Вот вам специфика страны. Когда они были малограмотными при Бургибе - тишина была. И ещё закономерный процесс. Бен Али как пришёл, так и ушёл - он пришёл с переворотом, и его выгнали. Вот такой вывод нужно сделать: не совершайте перевороты, вас также погонят после вашего переворота. И смотреть нужно в корень причин. Вот в нашей стране все причины политические. Последний вывод. Домодедово почему произошло? Потому что всем наплевать на всё. Независимо... Хоть там сто раз разграничьте функции, наплевать было на всё - равнодушие, и до сих пор там продолжают пропускать без осмотра, до сих пор продолжают пропускать! Уже убрали начальника линейного отделения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович, присаживайтесь. Гудков. ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, ну не может не радовать полный зал при такой важной теме и огромное количество СМИ, внимающих нашей дискуссии. Конечно, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, как говорится, мы "полезных перспектив никогда не супротив" и будем делать всё зависящее от нас, чтобы снизить степень террористической угрозы, безусловно. Понятно, что эта мера может работать как одна из многих, она может быть и важная, но культа из неё, конечно, тоже делать не надо. И сказать сегодня народу о том, что вот мы сейчас приняли, вывесили там какой-то цвет и всё стало у нас совершенно по-другому, - это, конечно, иллюзия. Об этом надо сказать честно. Это сопутствующая, содействующая мера, в этом плане мы её поддерживаем. Тут трудно не согласиться с Владимиром Вольфовичем насчёт цветовой гаммы, знаете, у нас "синий, красный, голубой - выбирай себе любой", это из детской считалки. Действительно, красный, жёлтый, зелёный будут более понятны. Я думаю, что ко второму чтению это можно сделать. Но давайте всё-таки сегодня поговорим ещё раз о терроризме, что мы, как Государственная Дума, можем сделать для того, чтобы снизить или предотвратить террористическую угрозу. Смею утверждать, что наша с вами роль сегодня, как законодателей, к сожалению, практически исчерпана. Мы с вами уже приняли всё, что только можно было принять, начиная с новой редакции закона о борьбе с терроризмом, с экстремизмом, об усилении уголовной ответственности, и многое-многое другое. Вот сейчас мы говорим о законе "О транспортной безопасности". Ну да, наверное, это важно, очень хотелось бы, чтобы наш транспорт был безопасный. Но тогда нам с вами нужно принять закон о безопасности очередей в аэропорты или куда-то ещё, о безопасности кинотеатров, театров, магазинов... Чего ещё? То есть надо совершенно чётко понимать, что это интенсивный путь, который не приводит в целом к улучшению и к снижению уровня террористической угрозы. Значит, речь должна идти не о выделении, вычленении специальных зон, где обеспечивается безопасность отдельных граждан России, а о безопасности всей страны и всех граждан, то есть мы должны сейчас думать о причинах и условиях, которые порождают терроризм. Поэтому наши с вами возможности в этом плане, к сожалению, практически уже исчерпаны. Давайте рассмотрим роль спецслужб и правоохранительных органов, они будут принимать решение, какой цвет вывешивать. Ну, я боюсь, честно говоря, с учётом реальных угроз, что водрузится над Москвой красный флаг. Знаете, как в анекдоте (старый советский анекдот), когда иностранка попадает колесом в колодец и спрашивает: "Неужели нельзя было оградить красными флажками?" - Ей отвечают: "Мадам, вы границу Советского Союза пересекали? Пересекали. Красные флаги видели? Какие претензии?" Вот как бы не получилось так, что мы привыкнем к этому уровню террористической угрозы и вечный наш красный флаг, красный цвет будет говорить о том, что мы не способны создать нормальные условия труда и жизни наших граждан. И это тоже очень важно, и мы с вами сегодня должны об этом говорить. Посмотрим на наши спецслужбы, правоохранительные органы: могут ли они обеспечить безопасность нашим гражданам на сто процентов? Несмотря на все те огрехи и ошибки, несмотря на все те обоснованные претензии, которые мы им сегодня предъявляем, даже если предположить, что они работали бы почти идеально, они не смогли бы защитить нас от терроризма. И не потому, что они, скажем так, недостаточно оснащены, вооружены или профинансированы, а потому что терроризм - это явление политическое, это явление социальное, это явление, которое произрастает из всех недостатков власти, в том числе в нашей стране. И давайте об этом скажем честно и откровенно нашим гражданам. Поэтому сегодня разрастание очагов террористической угрозы и опасности идёт быстрее, чем способность правоохранительных органов, спецслужб их подавлять. Это, к сожалению, те оценки, которые дают наши коллеги, плотно работающие с этим явлением, вернее, против этого явления на Кавказе. Поэтому только методами спецслужб, только методами правоохранительных органов мы с вами терроризм не остановим. Мы не устраняем причины и условия. Обратите внимание, уважаемые коллеги, ведь практически все террористы, которые были на слуху, которые совершали теракты, я уж начинаю с Басаева, Радуева и так далее, они все уничтожены, а на их место пришли новые. Это означает, что мы имеем некую питательную среду, которая регенерирует террористическое подполье, и не только регенерирует, а даже его расширенно воспроизводит. Вот в этом причины и проблемы. И здесь, уважаемые коллеги, мы никуда не денемся от политических проблем. Я не понимаю, и мои коллеги по "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" не понимают, как можно одержать решительную победу над терроризмом в тотально коррумпированной стране, в стране, где продаётся всё и вся, в стране, где не только взрывчатка, оружие продаются, но и право, так сказать, перемещаться и передвигаться, право отмазаться от любой проверки, от преступления и так далее, и тому подобное. Как можно изжить терроризм в стране, где искажены принципы правосудия? Примеров сколько угодно. Как можно изжить терроризм в стране, где нарушаются права человека? Мы с вами это знаем, применяются недопустимые методы. Как можно изжить терроризм в стране, где разрушены мораль и нравственность? У нас кто главный бог сегодня? Вовсе не Иисус Христос или там другие известные, так сказать, основатели религии из других конфессий, а это портрет американского президента Джорджа Вашингтона, который напечатан на стодолларовых купюрах. Увы, это так. И мы хотим остановить терроризм? Мы с вами должны чётко понимать, что это политический вопрос, вопрос и власти, которая, к сожалению, сегодня показывает неспособность именно устранять эти причины и условия, вопрос и системы организации власти. Давайте подумаем сейчас, не затрагивая глубоко политические вопросы, потому что, конечно, и отсутствие вменяемой оппозиции, и дискриминация в СМИ, и отсутствие реальных выборов - это всё причины и условия, всё это добавляет, создаёт питательную среду. Давайте посмотрим, что мы сейчас с вами реально можем сделать, помимо тех прямых законов, которые направлены на совершенствование, на вылизывание, скажем так, на шлифовку существующего нашего антитеррористического законодательства. У нас с вами застрял в Государственной Думе, лежит без движения законопроект "О парламентском контроле...". Уважаемые коллеги, мы с вами не знаем, как работают спецслужбы, мы с вами не знаем, как осуществляется следствие, мы с вами не знаем много чего, и не узнаем, потому что у нас с вами нет инструментария, который имеют все парламенты мира. Кстати говоря, власть во всех странах мира доверяет парламентский контроль оппозиции, потому что она говорит: мы работаем честно, и если мы работаем нечестно, поправляйте нас, мы вам даём такие полномочия, такие права. Давайте мы примем закон "О парламентском контроле...". Там, кстати говоря, заложена в том числе возможность для правящей партии - той, которая имеет большинство, - корректировать деятельность комиссий парламентского контроля. У нас с вами проиграна идейная борьба. Совершенно очевидно, что терроризм - это идеология. Да, человеконенавистническая, да, ведущая к трагедиям, но это идеология, а мы идейное противодействие терроризму не оказываем. Посмотрите, кто у нас сегодня становится жертвами террористов? Не только граждане, но и служители ислама, те, которые как раз идейно противодействуют террористам, те, которые разоблачают. Ведь ни одна религия мира не является человеконенавистнической, они все построены на принципах гуманизма, в том числе ислам. Кто разоблачает ваххабитов? Кто ведёт идейную борьбу? Вот эти служители ислама, которые это делают, сегодня оказываются в смертельной опасности. Мало того, что мы не взаимодействуем с исламской конфессией, мы ещё и не в состоянии обеспечить безопасность и защиту этих граждан. Разрушен серьёзный институт муфтията на Кавказе, который действительно был сдерживающим фактором. Мы с вами даже боимся это обсуждать. Мы предлагали, кстати говоря, провести такие парламентские слушания, которые до сих пор не проведены, ну, по-моему, назначены, но с большим опозданием, а это обсуждать надо было ещё много лет назад. Давайте всерьёз говорить о том, что сегодня коррупция - главный враг, главный враг наш. Все условия и причины, на которых разрождается терроризм, опираются на коррупцию. Но ведь это вина в том числе власти. Не может коррупция существовать низовая, коррупция всегда начинается с головы и идёт вниз. Вот мы должны её устранить. Давайте мы примем закон, который приняли во всех странах Европы, - закон о тотальном контроле доходов и расходов. Не контроль государственный, не создание кучи министерств, а контроль, который сегодня способно осуществить население через сеть Интернет, и это делают все страны мира, кроме России. Потому что наши активы далеко не соответствуют той верхушке айсберга, которую мы пытаемся сейчас показывать в отдельных декларациях. Это вопрос, который надо решать срочно, потому что, если мы не решим, не изменим условия и не пресечём причины, при которых возникает терроризм, следующий террористический акт не за горами, к сожалению. Совершенно очевидно, что сегодня в борьбе с коррупцией надо обеспечить полную прозрачность принятых решений там, где есть движение финансовых ресурсов. Вот только что выступали наши коллеги и сказали: только 1 триллион рублей воруется при госзакупках. Я вас уверяю, что эта цифра занижена, она очень скромная, очень осторожная. Значительно больше! Объём коррупции в России зашкаливает за разумные пределы. Давайте мы обеспечим прохождение этого закона в Думе. Мы это можем сделать: открыть все эти сделки, информацию о тендерах, которые сегодня не проводятся коррумпированными чиновниками, которые присваивают огромные бюджетные деньги. Разве мы не можем это сделать? Это позволит устранить причины и условия, а не бить по хвостам. Да, сейчас мы пытаемся спрятаться за спинами стрелочников, за их ответственностью, назначаем ответственных за аэропорт Домодедово. Он соответствует всем международным стандартам по безопасности, и упрекнуть в этой части могут только люди, не очень хорошо понимающие механизм организации авиационной безопасности и то, кто там за что отвечает. Уважаемые коллеги, у нас с вами есть резервы, но они не такиевот, лежащие на поверхности, а это те законы, те нормы, те возможные решения, которые действительно затрагивают систему организации власти в нашей стране, которая должна быть прозрачной, которая должна быть подконтрольна, которая должна быть разделена, как во всём мире, и которая должна служить благу народа и обеспечивать его безопасность. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово докладчику? Нет, не настаивает.Заключительное слово содокладчику? Не настаивает. Уважаемые коллеги, выносим данный вопрос на "час голосования".
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 45 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принято.