Заседание № 228
О проекте федерального закона № 448864-5 "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Натальи Викторовны Бурыкиной. Включите микрофон. БУРЫКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к третьему чтению. Замечаний правового и лингвистического характера не имеется. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие от фракций выступить по мотивам? Нет. Выносим данный законопроект на "час голосования".
Переходим к голосованию по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". По мотивам голосования выступает Грачёв Иван Дмитриевич. Пожалуйста, включите микрофон. ГРАЧЁВ И. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо за предоставленную возможность сказать пару слов. Наша фракция будет голосовать против этого законопроекта, потому что, с нашей точки зрения, он совершенно определённо направлен на дискредитацию предложений президента Медведева в части улучшения положения инноваторов по налоговому законодательству. Ну, вот для примера: в сегодняшней ситуации, если я делаю какой-то научный отчёт - а я имею по закону на это право, - ну, допустим, для банка в части оценки рисков, то в том случае, если сумма не превышает определённый уровень, банк зачисляет её в не облагаемую налогом составляющую без всяких дополнительных разъяснений. По этому же закону мне придётся свой отчёт сдавать либо в налоговые органы, либо в иные указанные Минфином подразделения и доказывать, что это действительно научная работа. При этом они будут иметь право отправить этот отчёт каким-то, как правило, непрофессиональным оценщикам, которые могут запретить списывать эти суммы, ну, по сути, своей оценкой, своей визой, то есть это существенно ухудшает положение реальных научных работников и реальных инноваторов, потому что льгота будет зависеть от некомпетентных и часто коррумпированных лиц. Мы будем голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Дмитриевич. Уважаемые депутаты, ставится на голосование указанный проект федерального закона. Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 42 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 37 чел.8,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принято.
Заседание № 226
О проекте федерального закона № 448864-5 "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 14 января 2011 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 28. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Бурыкиной Натальи Викторовны. Пожалуйста, Наталья Викторовна. БУРЫКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, к данному законопроекту поступило шестьдесят пять поправок, из них комитет рекомендует к принятию тридцать шесть поправок - они в таблице 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Таблица 1 состоит из тридцати шести поправок. Есть ли по ней замечания? Нет. Прошу проголосовать за данную таблицу поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 34 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Принято. Таблица поправок, рекомендованных к отклонению, состоит из двадцати девяти поправок. Есть ли замечания по данной таблице? Нет. Кто за то, чтобы принять данную таблицу? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 04 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Принято. Законопроект выносим на "час голосования".
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором чтении. Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 59 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 38 чел.8,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принято.
Заседание № 206
О проекте федерального закона № 448864-5 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 8. Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я дам вам слово по ведению. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Правительство внесло законопроект, целью которого являются изменения в Налоговый кодекс в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности. В чём проблематика этого закона? Начиная с 1 января 2009 года российские организации получили право при исчислении налога на прибыль учитывать расходы, связанные с научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, применяя коэффициент 1,5 в случае, если эти научно-исследовательские работы попадают в перечень, широкий перечень, утверждённый Правительством Российской Федерации. Фактически это означает, что налогоплательщики получают дополнительное бюджетное финансирование, снижают свои налоговые обязательства, если осуществляют работы в этом направлении. Однако правоприменительная практика привела к тому, что не всегда налогоплательщики понимают, какие виды затрат будут относиться к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, к каким из них можно применять коэффициент 1,5, когда могут возникать проблемы с применением этой нормы. Для того чтобы снять эти проблемные вопросы, законопроект подробно расписывает, какие именно виды расходов должны приниматься в расчёт, каким образом они учитываются, как отражаются в налоговом учёте, каким образом налогоплательщик подтверждает то, что расходы осуществлены именно на эти цели, и, соответственно, снимаются проблемы, связанные с правоприменительной практикой. Параллельно налогоплательщикам, которые осуществляют НИОКР, предоставляется право создавать резервы под будущие расходы. В законопроекте есть ещё одна норма, касающаяся реализации без налогообложения ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для того чтобы подстегнуть инвестиционную активность. Однако эта норма в декабре учтена Государственной Думой в том законе, который уже подписан президентом и вступил в силу. Ещё одна норма, тоже направленная на поддержку инновационной деятельности организаций, состоит в том, что тем организациям, которые начиная с нового года начнут вводить у себя оборудование, отнесённое к энергосберегающему, будут предоставлены налоговые каникулы по налогу на имущество на три года в отношении этого вновь вводимого оборудования. Мы просим поддержать этот законопроект. На наш взгляд, он имеет большое значение для развития экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Бурыкина Наталья Викторовна, комментарии комитета. С места. Пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, ну, я не буду повторять доклад Сергея Дмитриевича. Скажу, что комитет рассмотрел данный законопроект и поддерживает его концепцию. Многие нормы носят уточняющий характер, часть из них уже есть в Налоговом кодексе. Просим поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Давайте запишемся тогда. Включите режим записи. Покажите список. Депутат Багаряков. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Дмитриевич, как я понимаю, законопроект не меняет сути, то есть частично меняются нормы этим законом... Мы взяли статистику и увидели, что за два кризисных года экономики развитые страны - США, Европа, даже Китай - в разы увеличили свои вложения в НИОКР, Россия же, к великому сожалению, находится на одном из последних мест по вложениям в нашу интеллектуальную собственность. Вот на ваш взгляд, эти изменения приведут к улучшению ситуации? Это первое. И второе. Приведите, пожалуйста, данные, если такие у вас есть, сколько всё-таки мы вкладываем государственных средств в НИОКР и сколько вкладывают государственные компании, в том числе и государственные корпорации, в сравнении с аналогичными западными компаниями и экономиками? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Мне трудно привести цифры, о которых вы спросили, это напрямую не относится к законопроекту, но должен подтвердить, что, к сожалению, вложения в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, особенно среди корпораций, крупных корпораций, пока ещё незначительные и в самое ближайшее время этот вопрос будет рассматриваться, в частности, на заседании комиссии по модернизации при президенте. И здесь, я думаю, будет сделан достаточно серьёзный шаг в направлении того, чтобы побуждать в том числе государственные корпорации больше средств вкладывать в работу именно в этом направлении. Что касается законопроекта, то да, это очень серьёзная налоговая льгота: затратив 100 рублей, вы имеете право отнести на расходы 150 рублей в том случае, если осуществляете расходы по приоритетным направлениям. Вы получаете возможность создавать резервы под будущие расходы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШАТАЛОВ С. Д. Нет. Эта норма у нас появилась действительно с 1 января 2009 года, но она носит пока достаточно общий характер. Не возникает проблем с её интерпретацией в том случае, если я заказываю НИОКР на стороне, тогда все такие расходы просто с коэффициентом 1,5 принимаются как расходы. Если я осуществляю НИОКР собственными силами, то вот здесь и возникают проблемы, связанные с тем, в какой степени относятся к таким расходам амортизация, расходы на оплату труда, расходы на приобретение материальных ресурсов. Вот для того чтобы решить эту чисто практическую проблему, и предлагается этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Дмитриевич, вот такой вопрос. У меня есть примеры, когда известные фирмы России заказывают НИОКР в западных фирмах или создают совместные группы наших и западных специалистов, и наши, допустим, из вузов учёные вынуждены туда идти и делать работы под чужим флагом. Нельзя ли сделать так, чтобы этот налог в первую очередь касался тех, кто заказывает НИОКР на наших, российских разработках? У нас не глупее, не хуже учёные. А то получается, мы кого-то поддержим, а своих держим на голодном пайке. Наверное, это не те инновации. ШАТАЛОВ С. Д. Ну, я думаю, что эти предложения, если вы их сформулируете ко второму чтению в качестве поправок, можно рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грачёв Иван Дмитриевич. ГРАЧЁВ И. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Просьба к Сергею Шаталову назвать в цифрах налоговые потери, связанные с недолжной квалификацией ненаучных расходов как научных расходов, как это написано у вас в пояснительной записке. ШАТАЛОВ С. Д. У нас нет такой информации. Я напомню, что льгота - повышающий коэффициент - действует с 1 января 2009 года. По результатам 2009 года ещё никакой статистики у нас нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос к Сергею Дмитриевичу. Действительно, в отношении статей расходов, относимых к расходам по НИОКР, законопроект вносит ясность. Но что вы могли бы сказать в отношении различных видов деятельности предприятий и организаций, которые подпадают или, наоборот, не подпадают под такое модное сейчас понятие, как инновационная деятельность? ШАТАЛОВ С. Д. Честно говоря, не очень понимаю, какое отношение этот вопрос имеет к законопроекту, который мы сейчас рассматриваем. Вопрос о том, что такое инновационная деятельность, достаточно сложен, существует огромное количество трактовок этого понятия. Мы тоже пытались решить эту проблему в налоговом законодательстве, пока нам это не очень удаётся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С. У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу. Сразу скажу, что мы поддерживаем данный законопроект, приветствуем его, но вместе с тем законопроект содержит значительное количество отсылочных норм, в частности, по вопросам, связанным с освобождением от налогообложения доходов от продажи ценных бумаг. Законодатели должны стремиться к предельной прозрачности и понятности принимаемых нормативных документов, избегая отсылочных норм. Вот законопроект предполагает, что именно решением Правительства Российской Федерации будут устанавливаться критерии, по которым те или иные ценные бумаги, обращающиеся на рынке, будут относиться к высокотехнологичному сектору экономики. Вчера нас обвиняли в том, что мы приняли (как пример могу привести) законопроект, поправки в Лесной кодекс, которые дают возможность вырубать деревья, но никто их не вырубает вокруг ЛЭП, потому что все боятся, что будут... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Я в своём выступлении уже сказал, что та норма, которая касается реализации ценных бумаг, на самом деле уже реализована в другом законе, который вступил в силу, и соответственно при подготовке этого законопроекта ко второму чтению все эти нормы, о которых вы говорите, будут исключены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксаков. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Драпеко по карточке Аксакова. В средствах массовой информации при рекламе энергосберегающих технологий для населения очень широко разрекламировано, что будет принято решение о льготах для физических лиц, которые устанавливают энергосберегающие системы при жилищном строительстве. Это касается многоквартирных и малоэтажных домов. Предполагается ли какое-либо налоговое изъятие для физических лиц? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Пока этот вопрос не обсуждался, это тема для дальнейших дискуссий и обсуждений. Это не имеет такого большого и серьёзного значения, как внедрение энергосберегающих технологий нашими промышленными предприятиями, где мы очень сильно отстаём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ещё два вопроса. Предлагаю дать возможность задать эти вопросы, потом объявим перерыв. Бесчётнов. БЕСЧЁТНОВ К. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Дмитриевич, как известно, доля высоких технологий в обороте ВВП Японии составляет 37 процентов, в России эта цифра близка к нулю. По вашим оценкам, принятие данного законопроекта какую позволит нам получить долю высоких технологий в обороте ВВП? Это первая часть вопроса. И вторая часть касается интеллектуальной собственности, которая обычно везде в мире находится в частных руках. В России наша деятельность сегодня приводит к тому, что IP, или интеллектуальная собственность, оказывается в государственной собственности. Как, по вашему мнению, сделать так, чтобы интеллектуальная собственность оказалась в частных руках и это приводило к экономическому эффекту, то есть чтобы эта деятельность вовлекала интеллектуальную собственность в экономический оборот уже из частных рук? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Это большие и серьёзные вопросы, которые, подчеркну, не имеют прямого отношения к законопроекту. Ещё раз хочу сказать, что правительство и администрация президента очень плотно работают в этом направлении. Созданы специальные комиссии, в частности комиссия при президенте по модернизации, и вопросы интеллектуальной собственности, обращения интеллектуальной собственности являются одними из ключевых при этом обсуждении. Я думаю, что вскоре будут предложены определённые решения. В это вовлечено большое количество министерств и ведомств, и здесь наблюдается определённый прогресс. И я не думаю, что можно напрямую связать и назвать цифры, каков будет объём оборота интеллектуальной собственности или результатов научных исследований и конструкторских разработок применительно к этому закону. Конечно, НИОКРы определяются не только налоговыми льготами и, может быть, даже не столько налоговыми льготами, важно, чтобы такие льготы существовали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста, ваш вопрос. Мы договорились, что все вопросы зададим. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Сергей Дмитриевич, вопрос такой. Законопроект направлен на поддержку инноваций, создание условий для того, чтобы у нас более энергоэффективные производства имели преференции. Как вы считаете, вписывается ли в рамки настоящего законопроекта изъятие во втором чтении из налогообложения... это касается так называемых электрических лошадиных сил для двигателей автомобилей или же других инновационных форм, которые будут применяться впоследствии, например водородных, какие-то изъятия из налогообложения в отношении автомобилей, использующих газ в качестве топлива? Ведь не секрет, что серьёзная проблема, которая стоит именно перед транспортными предприятиями в связи с переходом на более экологичные виды топлива, опять та же самая энергоэффективность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Думаю, что да, потому что здесь, в этом законопроекте, есть два инструмента, которые позволяют учитывать НИОКРы именно в этих направлениях: первое - это выбор приоритетных направлений, где эти темы присутствуют уже и соответственно появляется возможность использовать этот повышающий коэффициент; второе - это энергосберегающее оборудование. Как будет сформулирован перечень, это правительство определит, здесь больше компетенция Министерства энергетики, а не Министерства финансов. Эта тема вполне обсуждаема. Ну и, наконец, последнее, что я хотел сказать: есть ещё один инструмент - это транспортный налог, в рамках которого тоже можно пытаться решать эти проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Есть ли желающие выступить по обсуждаемому законопроекту? Депутат Грачёв, депутат Зубарев - два депутата записались на выступления. Пожалуйста, депутат Грачёв Иван Дмитриевич. ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемые коллеги, закон такой маленький, но чрезвычайно вредный. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, против этого закона будет голосовать. И, откровенно говоря, меня удивляет, почему оппозиция вдруг решила его поддерживать? Это, вообще, образец профанации предложения Медведева по инновационному развитию страны. Даётся название хорошее, благостное такое название - в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности, а на самом деле закладываются абсолютно вредные вещи для науки, ну, и в принципе для инновационного развития. Я сам работал в науке как творец, как руководитель, как заказчик НИОКРов и сейчас в той мере, в какой закон позволяет и это возможно при депутатской деятельности, занимаюсь этим. Соответственно, я вначале на себя примеряю: вредно это для меня или полезно, вот этот закон вреден или полезен? Абсолютно вреден, в высшей степени вреден! Я думаю, коллеги просто не понимают, что речь идёт не о дополнительных льготах, а об изменении существующей ситуации. То есть вот сегодня к научным исследованиям нечто относится, и я в результате могу расходы на эти научные исследования заложить в расходную часть и не платить налог на прибыль. Минфин с этим не согласен, он говорит: нет, дальше так не будет, не всё, что вы до сих пор закладывали в расходную часть НИОКРов, мы дальше будем пропускать. Вводится там пять или шесть пунктов того, что они считают правильным, то есть Минфин считает, не наука, не другой кто-либо, а Минфин считает, что вот это можно отнести к научным расходам. При этом базируется вот это отнесение на основе абсолютно неверного определения того, что такое научные расходы. В статье 262, пункт 1, говорится, что к научным расходам относятся (я так, по памяти) расходы, связанные с созданием новой или усовершенствованием производимой продукции (товаров, работ, услуг), ну и дальше там про организационные всякие инновации. То есть это взят кусок из принятого в мире определения инновационной деятельности. Те, кто вводил это определение, видимо, не понимают принципиальной разницы между научной деятельностью и инновационной деятельностью. Ну, грубо говоря, научная деятельность - это деятельность по трансформации денег в знания, а инновационная деятельность - знания в деньги. Это совсем разные, качественно разные виды деятельности. Здесь же берётся за основу определения научной деятельности кусок из определения инновационной деятельности. Что это означает? Это означает, что настоящая наука сразу этим определением отрезается. То есть она не будет дальше учитываться в расходной части при определении налога на прибыль, значит, резко, принципиально сужается то, что мы могли относить на расходы по науке в части налога на прибыль. Понятно, что должно быть какое-то обоснование. Я задал вопрос коллеге Шаталову, потому что в пояснительной записке написано: да, сужаем. Никто из Минфина не оспаривает этого. Говорят, что иначе с учётом этого коэффициента 1,5 начнут мошенничать, начнут ненаучные расходы выдавать за научные расходы, и в связи с этим как бы недополучать что-то будет бюджет. Я спрашиваю: есть такие данные, что используют это в массовом порядке с целью мошенничества и что в принципе происходит уменьшение поступлений в бюджеты? Нет таких данных. Это полная ерунда! Если говорить о том, как это выглядит на практике, то понятно, что через рекламу, через обучение кадров, через консалтинговые услуги на порядок больше таких операций осуществляется, мошеннических откровенно. Но Минфин не предлагает там квалифицировать расходы - пожалуйста, рекламщики, пожалуйста, консалтинговые фирмы, дальше как хотите, так и относите свои расходы по этим разделам, а вот науку задавим, зажмём! Более того, ещё надо будет доказывать в налоговых службах, что я этому перечню соответствую. То есть я сделал научную работу, я должен её расписать по этому перечню, да ещё потом должен пойти и доказать в налоговых службах, которые ничего не смыслят в физике, слабо разбираются в экономике, что всё это соответствует их перечню, изначально, кстати сказать, неверному, что отметил и комитет по науке в своём заключении, в котором написано, что существующие совершенно очевидные научные расходы под этот перечень не подпадают. Соответственно, этот закон повлечёт принципиальное, кардинальное ухудшение положения научных работников и их заказчиков. Вот что это такое! Теперь следующее. Там есть раздел, связанный с акциями. Вот там всё в порядке, там сразу говорится, что на оборот этих акций якобы инновационных фирм это не повлияет. И коллега Шаталов говорит совершенно правильно, что определения инновационных фирм сегодня нет, потому что вы закон базовый зарубили в этой части, и они будут получать полное освобождение от налогов на доходы только по факту листингования. То есть абсолютно непонятная норма, которая, на мой взгляд, в чистом виде лоббистская. Если суммировать, то надо сказать, что закон тем, кому не нужно на данном этапе (зафиксируем, может, не совсем правильно, неточно), даёт на финансовом рынке очевидные налоговые льготы и принципиально ухудшает положение научных работников, заказчиков их продукции. Я ещё раз подчёркиваю, что, на мой взгляд, это один из серии законов, которые вольно или невольно дискредитируют предложение президента Медведева по инновационному развитию страны, поэтому, конечно же, мы против этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Депутат Зубарев Виктор Владиславович. ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты, участники пленарного заседания! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект, потому что он направлен на формирование благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности, актуальность которой мы неоднократно обсуждали в этом зале. В названии данного законопроекта ключевые слова - "благоприятные налоговые условия", но суть вопроса значительно шире. Мы последовательно, шаг за шагом, step by step, формируем нормативно-правовую основу для развития инновационной экономики, тем самым постепенно создаём эту благоприятную среду для науки и бизнеса, работающих именно в инновационном направлении. Налоговый кодекс гармонизирует с задачами инновационного развития. Данный проект закона обеспечивает конкретные законодательные меры, направленные на налоговое стимулирование в области научных исследований, опытно-конструкторских разработок. Важно отметить, что с января 2009 года введена норма, предусматривающая возможность применения повышающего коэффициента 1,5 к расходам на НИОКР - только что Иван Дмитриевич тоже об этом говорил, и докладчик останавливался на этой позиции - по направлениям, утверждённым Правительством Российской Федерации. Эту проблему, которая не срабатывает в полной мере, должен решить в том числе и данный законопроект, уточняющий порядок учёта расходов на НИОКР и определяющий перечень статей расходов. Есть основания считать, что введение этой нормы станет регулирующим и стимулирующим фактором для инновационной деятельности. Ещё один важный аспект. Статья законопроекта об освобождении от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц, полученные от реализации акций, по сути дела, революционная. Я не люблю слово "революционная", предпочитаю, чтобы развитие в том числе и законотворческой деятельности шло эволюционным путём, но в данном случае, мне кажется, это слово очень подходит к этому законопроекту. Эта мера налогового стимулирования способна не просто активизировать и модернизировать деятельность на финансовом рынке, но и активно формировать российский рынок не только инноваций, но и инвестиций. Временное ограничение действия этих стимулов - а ценные бумаги должны непрерывно находиться в собственности налогоплательщика более пяти лет, в этой части между первым и вторым чтениями, я думаю, можно пообсуждать, может быть, три года, здесь, мне кажется, есть возможность для дискуссии - работает на перспективу, это, по сути, долгосрочные инвестиции. Кроме того, ко времени, когда они будут входить в жизнь, можно будет системно разобраться и с ценными бумагами, подготовить необходимые нормативные правовые документы. Напомню, что только за период осенней сессии мы приняли ряд законов, обеспечивающих нормативно-правовую основу инновационной экономики, я перечислю их: "Об инновационном центре "Сколково", "О Национальном исследовательском центре "Курчатовский институт", - что укрепило правовой статус фондов поддержки научной и научно-технической инновационной деятельности, и каждый раз складывается одна и та же ситуация, мы слышим одно и то же - неконструктивную критику. Вот сейчас мы только что слышали: не будем голосовать! И мне кажется, здесь чисто политический аспект, что не относится к тексту законопроекта. Всем известно, что у нас есть возможность доработать проект и учесть разумные предложения, подправить ко второму чтению то, что мешает, может быть, или добавить то, что сегодня не звучит в законопроекте. Предлагаю как раз начать работать и ответственно делать нашу депутатскую работу, которой на сегодняшний день, я думаю, по этому законопроекту много, много интересной работы. В контексте инновационного развития нашей страны мы стартовали, но мы ещё в самом начале, делаем первые шаги в этом направлении. Вектор движения на инновации задан, и необходимо вести вопросы, по сути дела, в формате позитивном, а не межпартийного, конфронтационного препирательства. Профильные комитеты, отмечу, поддержали концепцию законопроекта, дали положительные заключения, высказали конструктивные предложения по доработке законопроекта ко второму чтению. Когда законопроекты приняты профильными комитетами, я думаю, у фракций не должно быть такого негативного отношения к ним. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует принять. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента не настаивает на участии в дискуссии, представитель правительства также. Сергей Дмитриевич, есть ли необходимость в заключительном слове? Нет. Содокладчик тоже не настаивает. Выносим данный законопроект на "час голосования".
Пункт 8. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 24 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 42 чел.9,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принято.