Заседание № 252

11.10.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 448779-4 "О ратификации Консульской конвенции между Российской Федерацией и Сербией и Черногорией".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1589 по 1789 из 7182
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 6.       
Проект федерального закона "О ратификации Консульской конвенции между           
Российской Федерацией и Сербией и Черногорией". Доклад официального             
представителя Президента Российской Федерации первого заместителя министра      
иностранных дел Андрея Ивановича Денисова. Пожалуйста, на центральную           
трибуну.                                                                        
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И., официальный представитель Президента Российской Федерации,       
первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Консульская конвенция между Российской Федерацией и Сербией и Черногорией       
была подписана 7 ноября 2005 года в Белграде на основании распоряжения          
Президента Российской Федерации от 1 июля 2005 года. Этот документ призван      
заменить Консульскую конвенцию, заключённую между СССР и Социалистической       
Федеративной Республикой Югославией, которая была подписана в июне 1987 года.   
По тем вопросам, которые не оговорены в представляемой конвенции, будут         
применяться положения Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года.      
                                                                                
Уважаемые депутаты, упреждая возможные вопросы, связанные с тем, что мы         
фактически обсуждаем документ с ныне не существующим государством, хотел бы     
сделать некоторые пояснения. Документ был подписан в тот момент, когда Сербия   
и Черногория существовали как единое государство. Как вы знаете, впоследствии   
они разделились на два самостоятельных государства - Сербию и Черногорию.       
Скупщина, то есть парламент Сербии и Черногории, ещё до распада государства     
ратифицировал этот документ. Произошло это 11 мая 2006 года. После распада      
государственного сообщества Сербии и Черногории Сербия стала продолжателем      
государственной правосубъектности бывшего государственного сообщества Сербии    
и Черногории. В свою очередь, Черногория официально подтвердила, что считает    
себя связанной подписью под конвенцией Сербии и Черногории и будет её           
применять без каких-либо изъятий после вступления документа в силу. Таким       
образом, препятствий международно-правового характера в настоящее время для     
вынесения на ратификацию Российской Федерации данной конвенции не имеется.      
                                                                                
Может возникнуть ещё такой вопрос: почему два года прошло после подписания,     
прежде чем конвенция была вынесена на ратификацию? По той же самой причине:     
мы ждали, пока завершатся политические процессы в Сербии и Черногории и пока    
обе стороны - и сербская, и черногорская - выскажут своё отношение к этому      
документу. Как только мы получили необходимые официальные подтверждения         
позиции как Сербии, так и Черногории, мы сразу вынесли этот документ на         
ратификацию и представляем его на ваше рассмотрение.                            
                                                                                
Итак, новая конвенция, представляемая вам, по сравнению с конвенцией 1987       
года с бывшей Югославией значительно расширяет компетенцию консульских          
должностных лиц в тех случаях, которые, к сожалению, возникают достаточно       
часто, например в случае ареста гражданина представляемого государства, а       
также и в других правоотношениях, по вопросам, например, гражданского           
состояния или нотариальных функций.                                             
                                                                                
В новой конвенции более подробно, детально и чётко прописан целый ряд           
категорий, связанных с консульской деятельностью. Кроме того, внесены           
положения, предусматривающие не только выполнение функций консульскими          
работниками от имени третьего государства, но и функции представительств в      
международных организациях. Если же взять для сравнения Венскую конвенцию       
(универсальный документ 1963 года) о консульских сношениях, то в                
представляемой вам конвенции значительно расширены функции консульских          
должностных лиц по оказанию помощи судам, в том числе в случаях проведения      
расследований на борту воздушных или морских судов.                             
                                                                                
Далее. В конвенции юридически закрепляется обязательство государств по          
созданию необходимых условий для функционирования консульских учреждений и,     
что очень важно, мы считаем, обеспечения их безопасности. Регламентируются      
функции консульских должностных лиц по различным вопросам их деятельности.      
                                                                                
В конвенции закреплена обязанность компетентных органов государства             
пребывания безотлагательно уведомлять консульское учреждение представляющего    
государства о содержании, аресте или ином ограничении прав и свобод граждан     
представляемого государства.                                                    
                                                                                
Особое значение в свете выборного периода, начавшегося в нашей стране, имеет    
тот факт, что согласно положениям конвенции консульские должностные лица        
вправе организовывать в помещении консульского учреждения избирательные         
участки для голосования граждан представляемого государства при проведении      
выборов и референдумов.                                                         
                                                                                
Конвенция подлежит ратификации с учётом двух обстоятельств. Во-первых, она      
содержит ряд норм, отличных от положений российского законодательства. В        
частности, это касается вопросов налогообложения, вернее, освобождения от       
налогообложения консульских работников и членов их семей в случае               
наследования или приобретения имущества. Кроме этого, затрагиваются некоторые   
вопросы, связанные с основными правами и свободами граждан. В частности,        
более благоприятно для граждан обеих сторон, обоих государств прописан          
механизм действий консульских должностных лиц в отношении арестованных либо     
задержанных лиц, а также порядок обеспечения беспрепятственного доступа к       
ним.                                                                            
                                                                                
Конвенция, которая представляется на ваше рассмотрение, на ратификацию, не      
только закрепляет достигнутый уровень консульских отношений Российской          
Федерации с Сербией и Черногорией, но и направлена на совершенствование         
договорно-правовой базы этих отношений, что будет содействовать расширению      
дружественных связей, традиционных дружественных связей между нашими            
государствами в различных областях. Мы исходим из того, что конвенция станет    
эффективным инструментом защиты законных прав и интересов российских граждан    
и юридических лиц на территории упомянутых стран.                               
                                                                                
С учётом этого просил бы поддержать проект федерального закона "О ратификации   
Консульской конвенции между Российской Федерацией и Сербией и Черногорией".     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по международным делам       
Шамилю Загитовичу Султанову.                                                    
                                                                                
СУЛТАНОВ Ш. З., фракция "Справедливая Россия" - "Родина"                        
(народно-патриотический союз)".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, Консульская конвенция между Российской Федерацией и          
Сербией и Черногорией имеет целью заменить Консульскую конвенцию, заключённую   
Союзом Советских Социалистических Республик и Социалистической Федеративной     
Республикой Югославией 20 июня 1987 года. Важной чертой данной конвенции        
является то, что по вопросам консульских отношений, которые прямо не            
урегулированы в ней, будут применяться положения, зафиксированные в             
многостороннем международном договоре - Венской конвенции о консульских         
сношениях 1963 года, к которой в 1989 году присоединилось наше государство.     
Это новация по сравнению с предыдущим опытом.                                   
                                                                                
В конвенции закреплены правовые аспекты деятельности консульских должностных    
лиц в области консульского обслуживания и защиты прав и интересов граждан и     
юридических лиц России, Сербии и Черногории, определены функции консульских     
учреждений по вопросам гражданства, регистрации актов гражданского состояния,   
нотариата, наследства, опеки и попечительства, в отношении проведения выборов   
и референдумов, оказания помощи судам, капитанам и другим членам экипажа        
представляемого государства, помощи в случае аварий судов, а также по другим    
вопросам консульской практики.                                                  
                                                                                
По своему характеру конвенция отвечает интересам Российской Федерации.          
Реализация конвенции не повлечёт за собой дополнительных расходов из            
федерального бюджета. Её ратификация будет способствовать укреплению доверия    
и взаимопонимания между Российской Федерацией, Сербией и Черногорией,           
обеспечению эффективной защиты прав российских граждан за рубежом.              
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по международным делам        
рекомендует Государственной Думе ратифицировать Консульскую конвенцию между     
Российской Федерацией и Сербией и Черногорией.                                  
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопрос. Депутат               
Жириновский. Вижу пока одну руку. Подводим черту.                               
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос процедурного характера. Вот мы каждый раз       
выслушиваем докладчика и содокладчика от комитета. Какой смысл слушать          
содокладчика от комитета, который повторяет то, что сказал докладчик? За        
четырнадцать лет - умножьте это на десять минут или на пять минут - сколько     
потеряно времени? Практика всех парламентов одна: ведущий спрашивает мнение     
комитета и представитель комитета с места говорит, что комитет поддерживает     
или не поддерживает. Всё, два слова.                                            
                                                                                
Ну когда мы научимся работать, вообще? Столько времени впустую сидит            
парламент и слушает одно и то же! Ведь если бы он другую позицию высказывал,    
я понимаю, мы спорили бы сейчас с МИДом и доказывали ему, что не будем          
ратифицировать, но когда сплошное одобрение идёт, вообще нет смысла             
выступать. Зачем это нужно делать?                                              
                                                                                
Поэтому я просил бы всё-таки комитет по Регламенту наконец навести порядок.     
Докладчик делает доклад, а представитель комитета с места говорит, комитет      
поддерживает данный проект закона, поддерживает ратификацию такую-то или не     
поддерживает. И всё, чтобы нам впустую времени не терять. А уже потом           
депутаты будут обсуждать и голосовать.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимает к сведению вашу реплику комитет по              
Регламенту.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось.                                       
                                                                                
Объявляется "час голосования". Ставится на голосование в третьем чтении         
проект федерального... По ведению?                                              
                                                                                
Отмените голосование.                                                           
                                                                                
Депутат Варенников, по ведению.                                                 
                                                                                
ВАРЕННИКОВ В. И., фракция "Справедливая Россия" - "Родина"                      
(народно-патриотический союз)".                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, я, во-первых, хочу сказать, что каждый раз комитет должен   
выступать с мотивацией, обязательно докладывать, против он или за,              
независимо... А вот так, как некоторые тут рассуждают, что можно с ходу,        
понимаете ли, поддерживать или не поддерживать, - так не пойдёт. Это первое.    
                                                                                
Второе. Мы поддерживаем полностью вот этот проект закона, равно как и           
политику, которую проводит наше Министерство иностранных дел, но мы всё-таки    
хотели бы пожелать Министерству иностранных дел ещё более активно действовать   
и не задерживать - кстати, на целые годы - с такого рода ратификациями. Мы      
участвуем в жизнедеятельности многих государств и обязаны себя так проявлять,   
с таким расчётом, чтобы они видели в России государство, которое может с ними   
хорошо взаимодействовать.                                                       
                                                                                
Я целиком и полностью поддерживаю всё то, что было сказано и в докладе, и в     
содокладе.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будем считать, что это не по ведению, а в рамках          
обсуждения пункта 6 порядка работы выступление по мотивам голосования от        
фракции.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1985 по 2004 из 7182
И ратификация. Проект федерального закона "О ратификации Консульской            
конвенции между Российской Федерацией и Сербией и Черногорией". Обсуждение      
состоялось.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.