Заседание № 171
О проекте федерального закона № 448566-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части отдельных вопросов налогообложения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", третье чтение. С докладом выступит Макаров Андрей Михайлович. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, поскольку работа над этим проектом закона продолжалась буквально до вчерашнего вечера и поступило предложение уточнить, точнее, внести ряд новых положений в этот проект закона, предлагается вернуть данный законопроект к процедуре второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы об этом говорили на Совете Государственной Думы, что нам придётся это сделать, учитывая, что потребуется внести ряд поправок в данный бюджетообразующий закон. Ставится на голосование предложение председателя Комитета по бюджету и налогам вернуться к рассмотрению данного законопроекта по процедуре второго чтения. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 05 мин. 42 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Уважаемые коллеги, мы с вами приняли решение о возвращении данного законопроекта к процедуре второго чтения. В соответствии с этой процедурой начнём рассматривать данный законопроект. Андрей Михайлович, вам по таблице поправок есть что сказать? Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предлагается дополнительно принять три поправки. Все они в таблице поправок, рекомендованных к принятию, комитет вчера единогласно рекомендовал их принять. Для того чтобы не возникало вопросов, что за поправки, я очень кратко поясню, я думаю, вы поймёте, почему я кратко это делаю. Предлагается установить, что раскрытие информации о цепочке продаж производится только при условии заключения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами, это первая поправка. Второй поправкой уточняется, что цифры дисконта по цене нефти марки "Юралс", которые у нас установлены, являются прогнозными. И третьей предлагается установить, что нормативным актом президента может быть установлен иной порядок применения изменений, вносимых данным законом в порядок контролируемых сделок. Коллеги, я думаю, что в свете всех тех событий, которые сейчас происходят, учитывая, как идёт борьба, по существу, с нашими энергоресурсами, смысл этих поправок совершенно очевиден и, наверное, в дополнительном обосновании не нуждается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, будут замечания по таблице поправок № 1? Да. Пожалуйста, включите Гартунгу Валерию Карловичу микрофон. Называйте поправку. Дайте, пожалуйста, мне поправки. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Вячеслав Викторович, у меня просто вопрос: Андрей Михайлович только эти три поправки ставит на голосование или всю таблицу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно, они в таблице поправок. ГАРТУНГ В. К. Понятно, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше нет вопросов? Уважаемые коллеги, если больше нет вопросов по таблице поправок № 1, комитет предлагает принять эти поправки. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 08 мин. 12 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Ставится на голосование законопроект, 2-й вопрос нашей повестки, второе чтение, подчёркиваю. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 08 мин. 48 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! С учётом проголосованных, принятых дополнительно поправок - хотел бы сказать, что законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к рассмотрению в третьем чтении, - комитет предлагает рассмотреть данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, чтобы рассмотреть данный законопроект в третьем чтении? Он у нас изначально был в повестке как законопроект третьего чтения, но мы возвращали его во второе, для того чтобы принять поправки. Рассмотрим законопроект в третьем чтении, нет возражений? Нет возражений. Принимается. Переходим к рассмотрению данного законопроекта в третьем чтении. Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Буду предельно краток: законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы. Комитет предлагает поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Уважаемые коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Ставится на голосование законопроект, 2-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 10 мин. 27 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Федеральный закон принят. Уважаемые коллеги, мы с вами приняли законопроект, который необходимо было принять именно до рассмотрения федерального закона о бюджете. Таким образом, весь блок бюджетообразующих законопроектов принят.
Заседание № 167
О проекте федерального закона № 448566-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части отдельных вопросов налогообложения; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Докладывает Ольга Николаевна Ануфриева. АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Этот законопроект, как вы помните, внесён вместе с проектом федерального бюджета и направлен на формирование доходных источников на предстоящий бюджетный цикл. Законопроект достаточно большой, можно, конечно, говорить по каждой поправке, но я в целях экономии времени остановилась бы на некоторых моментах, на которые стоит обратить ваше внимание особо. Первое. Конечно же, уточнены нормы, непосредственно влияющие на формирование доходных источников, в части акцизов - это налог на прибыль, НДПИ, СРП и госпошлины. И хотелось бы обратить особое внимание ваше в указанном законопроекте на решение Совета законодателей, который прошёл весной этого года, там было принято решение об установлении двух сроков по уплате налога на доходы физических лиц для обеспечения стабильных поступлений в региональные бюджеты. Этот вопрос находился на контроле у спикеров обеих палат парламента, и вот как раз в данном случае этот вопрос решён. Конечно, мы понимаем, что установление двух сроков - это некоторое увеличение административной нагрузки на налогоплательщиков, но здесь приходится выбирать. При этом мы можем сказать, что увеличение нагрузки немножко нивелировано обеспечением более прозрачного исчисления налога на доходы физических лиц в части приведения к календарному месяцу начислений. Ну и конечно же, в рамках рассмотрения законопроекта в первом чтении я информировала палату о решении комитета, который в этом законопроекте планировал и реализовал своё решение о включении в него норм по работе с бизнесом, с бизнес-сообществами, и о реализации поручений президента в части, например, влияния указа президента о приостановлении отдельных норм международных договоров. В данном случае здесь уточнены нормы по тем доходам, которые будут продолжать либо освобождаться от налогообложения, либо облагаться по пониженным ставкам в том случае, если это было до принятия указа, для того чтобы не ухудшить положение налогоплательщика. Ну, в целом законопроект, ещё раз повторю, очень большой, полезный. И самое главное, он нужен для формирования бюджета. Комитет предлагает сформированные поправки поддержать и поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 58 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 26 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 52 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Ольга Николаевна. АНУФРИЕВА О. Н. Спасибо большое, коллеги. Просим включить в порядок работы Государственной Думы на 14-е число рассмотрение законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Принимается.
Заседание № 156
О проекте федерального закона № 448566-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части отдельных вопросов налогообложения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра финансов Алексея Валерьевича Сазанова. Коллеги, я напомню, мы вначале договорились, что нам ещё кроме 18-го надо будет рассмотреть 19-й, и ещё у нас несколько законопроектов по сокращённой процедуре. Пожалуйста. САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект, вносящий поправки в Налоговый кодекс, является законопроектом-спутником к проекту закона о бюджете на предстоящий трёхлетний период и содержит меры по обеспечению доходной базы бюджета. Так, законопроектом предусматриваются следующие основные новации. Увеличение акцизов на некоторые виды алкоголя, а также никотинсодержащей и табачной продукции. На винодельческую продукцию, слабоалкогольную продукцию ставки акциза будут повышены в 3 раза, ставки акциза на табак и никотинсодержащую продукцию будут проиндексированы дополнительно на 3 процента, а ставки акциза на никотинсодержащие жидкости будут увеличены в 2 раза. Также предусматривается увеличение ставки НДПИ на газ с 1 января 2024 года. В среднем эта дополнительная индексация составит порядка 500 рублей на тысячу кубометров. Предусмотрено сокращение дисконта к цене "Брент" для расчёта нефтяных налогов - не более 15 долларов США за баррель в 2024 году, 10 долларов в 2025-м и 6 долларов за баррель в 2026 году. Уточняется порядок уплаты НДС при торговле внутри ЕАЭС. При продаже товаров российским лицам хозяйствующими субъектами из стран Евразийского экономического союза обязанность по исчислению и уплате НДС предлагается возложить на организации-посредники, комиссионеров и агентов. Кроме того, законопроектом устанавливается ставка по налогу на прибыль организаций в размере 20 процентов с продажи акций или долей участия в основном капитале дочерних компаний, осуществляющих экспорт сжиженного природного газа. Также в этом законопроекте мы предусмотрели меры по смягчению влияния на российские компании последствий приостановки отдельных положений международных налоговых соглашений. Предлагается не взимать налог на прибыль или применять пониженные ставки налога, как это было до приостановки соглашений, в отношении выплат доходов иностранным компаниям в случае, если уплата такого налога будет переложена на российских налогоплательщиков в соответствии с заключёнными договорами. Просим поддержать. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ольги Николаевны Ануфриевой. АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Я не буду повторять содержание законопроекта, о котором сейчас доложил официальный представитель правительства. Отмечу только то, что действительно законопроект направлен на мобилизацию дополнительных доходов в федеральный бюджет и на исполнение поручения президента в части снижения влияния на экономику Российской Федерации приостановления отдельных положений международных договоров в области налогообложения. Комитет рассмотрел законопроект, безусловно, поддерживает его концептуально, но в части подготовки его ко второму чтению - у меня нет сомнений, что законопроект, непосредственно влияющий на федеральный бюджет, будет поддержан в первом чтении, - комитет обращает внимание на некоторые его положения. В части уточнения налогообложения НДС при ввозе товаров по договорам агентирования, комиссии и поручения комитет считает, что аналогичные поправки должны быть внесены и в главу "Акцизы". В части акцизов требуют уточнения формулировки, чтобы налогоплательщики чётко знали, какие ставки установлены - фиксированные или расчётные. По нормам, направленным на исполнение поручения президента по снижению влияния на экономику приостановления отдельных положений международных договоров об избежании двойного налогообложения, хочу довести до вашего сведения, что до рассмотрения законопроекта на заседании комитета было проведено расширенное заседание экспертного совета при комитете по бюджету с участием экспертов и представителей бизнес-сообществ по рассмотрению достаточности тех норм, которые были внесены в первом чтении. И были выявлены некоторые нормы, которыми требуется дополнить законопроект ко второму чтению, потому что действительно, как сказал Алексей Валерьевич, некоторые изменения налогообложения ухудшают положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это было до приостановления норм соглашений. Кроме того, комитет в своём заключении отразил, что мы считаем, что именно этот законопроект возможно во втором чтении дополнить следующими нормами. Как вы помните, в конце прошлой сессии мы рассматривали большой законопроект по основным направлениям налоговой и таможенно-тарифной политики, в котором на 300 листах вместили очень много норм, но не вместили нормы, которые требовали продления с 2023 года на дальнейший период. И было поручение комитету по бюджету проработать за летний период с регионами, с бизнес-сообществами, с Министерством финансов эти нормы и выяснить целесообразность продления некоторых из них. Работа была проведена, и мы готовы ко второму чтению эту работу представить. Ещё раз обращу внимание, что комитет поддерживает законопроект и предлагает Государственной Думе поддержать его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Алексей Валерьевич, пожалуйста, если можно, назовите суммы, которые бюджет получает от табачной, от алкогольной отрасли, ну, пораздельно: налоги, акцизы, лицензионные сборы, чтобы можно было понять, сколько процентов вот эта добавка будет составлять от суммы, запланированной до принятия этого закона. САЗАНОВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Я подчеркну, что эти меры уже заложены в доходах бюджета, то есть эти мероприятия необходимы для финансирования той доходной части бюджета, которая сейчас внесена в законе о бюджете. Если мы говорим об эффекте от увеличения акцизов на алкогольную и табачную продукцию, то предполагается 39 миллиардов рублей в 2024 году, 52 миллиарда в 2025 году и 59 миллиардов в 2026 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Алексей Валерьевич, я спрашивал, какова сумма без этих добавок, сколько суммарно мы получаем в бюджет от всех налогов, от всех акцизов в табачной и алкогольной отраслях без учёта вот этой поправки? И сколько эта добавка будет составлять в процентах, я хочу понять, там другие суммы. Какие суммы мы получаем от табачной и алкогольной отраслей в бюджет... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. САЗАНОВ А. В. Всего акцизов, вы имеете в виду? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. САЗАНОВ А. В. Ну это можно в законе о бюджете посмотреть. Если мне память не изменяет, порядка 800 миллиардов по табаку и порядка, если мне память не изменяет, 500 миллиардов по алкогольной отрасли, суммарно 1,3-1,4 триллиона. Соответственно, та добавка, о которой мы сейчас говорим, - надо поделить 39 миллиардов в 2024 году на эту сумму, 52 миллиарда в 2025-м - будет составлять, наверное, порядка 3-4 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А. Уважаемый Алексей Валерьевич, мы слышали, что предполагалось ввести акциз на медицинский спирт. Вот в вашем законопроекте такой позиции нет. Могли бы вы прокомментировать планы правительства в связи с такими инициативами? САЗАНОВ А. В. Станислав Александрович, спасибо большое за вопрос. Ввести акциз на медицинский спирт действительно можно, вопрос в том, чтобы при этом не допустить роста стоимости на социально значимые лекарственные препараты, при производстве которых применяется медицинский спирт. Если ввести акциз на медицинский спирт, то вне зависимости от того, кто будет его использовать, производитель при приобретении медицинского спирта будет уплачивать акциз, который составит практически 600 рублей, даже больше 600 рублей на один литр. Сейчас мы совместно с Минздравом прорабатываем варианты, как не допустить роста стоимости социально значимых лекарственных препаратов при введении акциза на медицинский спирт. Если мы найдём вариант субсидирования таких производителей, то соответствующие изменения будут внесены в Налоговый кодекс. Сейчас мы ожидаем, что эта работа будет завершена в течение ближайшего месяца. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Алексей Валерьевич, учитывая, что у нас дефицитный бюджет, правительство приняло решение ополовинить возврат отрицательного акциза нефтяным компаниям, но потом по какой-то причине отказалось от этого решения. Назовите, пожалуйста, цену этого решения, сколько теперь мы будем дополнительно платить, размер отрицательных акцизов? И рассматривали ли вы альтернативные варианты сдерживания цен на нефть, которые не привели бы к дополнительным выплатам из бюджета? САЗАНОВ А. В. Валерий Карлович, спасибо за вопрос. В рамках данного законопроекта корректировка демпфера не предусматривается, соответственно, решение по увеличению демпфера, которое сейчас обсуждается в правительстве, будет сопровождаться определёнными компенсационными мерами, которые сейчас прорабатываются. Окончательно оценить это будет можно, когда Правительством Российской Федерации будет принято окончательное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Алексей Валерьевич, что касается резкого роста акцизов на табак и алкоголь. Я сторонник того, чтобы постепенно снижать доступность этих вредных вещей для наших граждан. С чем связан резкий рост и как это отразится на цене конкретных товаров, на которые вы в 3 раза и в 2 раза повышаете акцизы? САЗАНОВ А. В. Алексей Владимирович, спасибо большое за вопрос. Что касается алкоголя, я просто обращу внимание, что мы также индексируем ставку обратного акциза на виноград, поэтому для российских производителей винодельческой продукции, которая производится из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, эффективная ставка акциза не изменится, соответственно, какого-то значительного роста цен для тех, кто потребляет российский алкоголь, мы не ожидаем от принятия данного закона. Что касается роста в 2 раза ставки акциза на никотинсодержащие жидкости, мы в данном случае выполняем в том числе договорённости с Государственной Думой о том, что необходимо понизить доступность никотинсодержащих жидкостей и устройств, в которых используются никотинсодержащие жидкости, в том числе за счёт резкого увеличения ставок акциза на них, и, соответственно, в связи с этим мы повышаем в 2 раза акциз на никотинсодержащие жидкости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е. Алексей Валерьевич, скажите, пожалуйста, как повышение с 1 января ставки налога на добычу полезных ископаемых, на газ отразится на конечном потребителе, в частности на тарифах ЖКХ, и обсуждали ли вы это в комитете? САЗАНОВ А. В. Анжелика Егоровна, спасибо большое за вопрос. Действительно, источником выплаты дополнительной надбавки НДПИ, о которой я сказал, будет являться дополнительная индексация тарифов на газ для промышленных потребителей, но эта дополнительная индексация не затронет ЖКХ, производителей электроэнергии и население. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Валерьевич, вы имели опыт работы в том числе в зарубежных компаниях и прекрасно знаете, что и на Западе, и на Востоке банковский сектор держат в ежовых рукавицах. У нас банкиры за девять месяцев заработали 2,5 триллиона, но вы никак не собираетесь, ну, их как бы дополнительным налогом обложить. Более того, вы знаете, что в "Сбере", в ряде других банков есть иностранные акционеры - в принципе это хедж-фонды, - которые ничего не вложили ни в один кризис, но стабильно получают 40 процентов прибыли. Может, нам всё-таки - то, о чём сказала Ольга Николаевна, - пересмотреть вопросы двойного налогообложения и дополнительным налогом обложить дивиденды, которые туда вывозятся, или, может, временно, на время СВО, вообще запретить их вывоз? У нас ведь табачных компаний, насколько я знаю, российских уже не осталось, последняя была в Ростове, её успешно продали "Джапан Тобакко...". САЗАНОВ А. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Что касается выплат в недружественные страны, как вы знаете, указом президента летом были приостановлены соглашения об избежании двойного налогообложения с 38 странами, соответственно, выплаты во все эти страны теперь облагаются налогом у источника: если это дивиденды - 15 процентов, если это проценты и роялти - 20 процентов, то есть теми налогами, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации. Больше пониженные ставки налогов у источника в отношении выплат в недружественные страны не применяются. Соответственно, здесь уже меры приняты, и в данном случае, в рамках данного законопроекта предусматривается комплекс мер, который смягчит влияние приостановки вот этих соглашений для российских налогоплательщиков. Что касается прибыли банков - как мы уже обсуждали, давайте дождёмся конца года и будем смотреть, какой у них финансовый результат, потому что не только процентная маржа есть, но и у банков есть нормы обязательного резервирования. Кроме того, если вы говорите о "Сбере", то, безусловно, в рамках закона о бюджете предусмотрены дивиденды от Сбербанка, это суммы, которые исчисляются сотнями миллиардов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. Я прошу прощения, кто от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ..." выйдет? Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Да, в этом законопроекте есть то, за что можно было бы проголосовать, но есть вещи, за которые мы проголосовать не можем. В частности, смотрите, как не поддержать увеличение НДПИ - изъятие дополнительных доходов у газовиков, которые они получат за счёт того, что повысили цены на газ? Ну понятно, да? Но напрашивается вопрос: а зачем надо было поднимать цены на газ, чтобы потом эту сумму изъять в бюджет? Не проще ли было бы пополнить бюджет другими способами, и на гораздо большие суммы? Это первое. Второе. Когда я читаю о предложениях по повышению акцизов на алкоголь, мне вспоминается анекдот. Папа смотрит новости: опять цены на водку подняли. Сын спрашивает: "Папа, ты будешь меньше пить?" - "Нет, сынок, ты будешь меньше есть". За это мы, конечно, тоже проголосовать не можем. Мы воздержимся при голосовании, но я вышел на эту трибуну для того, чтобы сказать, что есть другие, альтернативные варианты пополнения бюджета на гораздо большие суммы. Правда, там будут пострадавшие - не те граждане, которые курят табак и пьют алкоголь, а те, которые добывают и присваивают нашу природную ренту, получают за то, что они не обрушивают нашу социальную стабильность, скажем так, не поднимая до беспредела цены на топливо, 3,3 триллиона рублей отрицательного акциза. Вот эти компании могли бы и обойтись без этих 3,3 триллиона рублей акцизов. Вот если бы с таким предложением правительство вышло в Государственную Думу, мы, конечно же, поддержали бы двумя руками. Ну а за такие предложения, которые вы сейчас внесли, мы проголосовать не можем. Спасибо за внимание. Трёх минут хватило, даже двух. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Действительно, это один из таких важных вопросов по пополнению бюджета - что мы запланируем и что получим. И в данной ситуации нас, как и Валерия Карловича, волнует всё-таки избирательность двойного налогообложения. Вот я вам приводил... у меня есть за подписью Кудрина бумага (она, правда, трёхлетней давности): 5,3 триллиона вывозится только в виде дивидендов в офшоры. Чувствуете, сколько резервов есть для бюджета? Почему только 34 из 84? Мне кажется, в тяжёлой ситуации надо, вообще-то, хвостик не по частям, а сразу резать, а потом лучше по чуть-чуть давать отрастать. Это первое. Второе. Нас очень тревожит, что мы фактически очень лояльно относимся к тем, кто против нас ведёт войну. Напомню, если кто забыл: в "Газпроме" доля АДР составляет 38 процентов - так, Павел Николаевич? 38 процентов - это ж представьте, сколько дивидендов! Я понимаю, что сейчас спад продажи газа, но тем не менее 38 процентов - по американским депозитарным распискам! Давайте "Газпром" посмотрим: 46 процентов прибыли "Газпрома" получают хедж-фонды из Великобритании и Америки, ну, 6 - Великобритания, 40 - Америка. Эти две страны, мировая ведьма Великобритания и США, - они в принципе вокруг нас организовали полный хаос и ведут войну, ну, все уже признали: ток-шоу посмотрите, там каждый день нам по десять раз говорят, кто ведёт прокси-войну против нас руками наших же собратьев. А мы опять же, смотрите, себе повышаем, а с них - ничего! Третье. Ну почему президент должен издавать указ по валютному регулированию, которое вами отпущено на свободу? Ну, мне кажется, тут вообще вопросов нет: надо вообще всю прибыль... Банк, хочешь - купи, тогда у нас не будет плавающей ставки в 100 рублей и не будет такой ключевой ставки, которая с ней же борется, понимаете? У нас какая-то странная борьба у Минфина. Мне, честно вам скажу, понравилось последнее выступление Силуанова, когда он отказался ОФЗ на один триллион продавать. Но проблема-то в чём? Проблема в том, что мы всё-таки должны пересмотреть то, что мы пока отдаём туда, - сначала сюда, а потом туда. Так что мы считаем недостаточными ваши предложения. Ждём ко второму чтению, что вы всё-таки ужесточите - все 84 соглашения об избежании двойного налогообложения - и пересмотрите в отношении недружественных нам стран и по "Сберу", и по "Газпрому, и по "Роснефти", и по ряду других госкорпораций, которые в принципе должны блюсти... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. Три минуты. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, я не просто так спросил, сколько мы сегодня получаем от отраслей табачной, алкогольной в казну денежек. Ну, получилось, что меньше 5 процентов доходной части бюджета. Такого никогда не было в истории, не знаю, с петровских времён. Почитайте и посмотрите, уважаемые коллеги, какие суммы приносила в казну эта отрасль, - от 40 процентов. Ну, 14, 15, 10 процентов - это вот в годы перестроечные, 10 процентов бюджета при всём том, что тут уничтожалось, вырубалось, клеймилось, на сегодняшние деньги - 3,5 триллиона. Вот такая ёмкость у этой отрасли. Чудес не бывает - и свято место, естественно, заполнено. Кем заполнено? Давайте посмотрим, уважаемые коллеги, давайте посмотрим, кто торгует алкоголем и табаком. Я вас уверяю, что это могут оказаться совсем даже не граждане нашей страны, - вот кто получает прибыль и сверхприбыли! Никто не ушёл из этих отраслей. Посмотрите, почему все остальные - энергетики, нефтяники, газовики, макдональдсы и все остальные - по щелчку исчезли с рынка, а здесь все сидят? Потому, что вот такие сверхденьги, да ещё и возможность влиять, стратегически влиять на людей, зависимых от табака, алкоголя. Поэтому вот это, знаете, не просто для галочки, якобы мы боремся за наполнение бюджета, - ничего подобного! Вы просто продолжаете плыть по течению, уважаемое правительство, уважаемые министры и заместители министров. Хотите получать деньги, а это надо получать, давайте начинать монополизировать, большим контрольным пакетом государственным хотя бы сюда вступать. Нет! Тут, наоборот, движение пошло, что давайте-ка сейчас мы Росспирт, значит, вообще приватизируем и остатки как бы государственного влияния, контроля, получения денег отдадим в частные руки. Никуда не годится, уважаемые коллеги! Что ещё нужно иметь в виду? В прошлые времена, казалось бы, такие тучные для Российской империи, для Советского Союза, употребление было на уровне 3-4 литров чистого алкоголя на душу населения (это статистика, уважаемые коллеги!), сегодня - 8-10 литров на человека. Вы понимаете, в разы, ещё в 3 раза увеличилось количество вот этих барышей. Это огромнейшие деньги, и мы призываем поставить вопрос перед правительством... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик, заключительное слово. САЗАНОВ А. В. Спасибо большое. У Валерия Карловича очень хороший комментарий. Я просто хотел бы обратить внимание, что мы акциз на водку повышаем всего на 5 процентов, поэтому водка (мы повышаем даже меньше, чем инфляция 2023 года) дороже не станет в реальном выражении. Что касается ваших предложений по корректировке демпфера. Мы обязательно ко второму чтению, когда будем готовить правительственные поправки, презентуем вам наши материалы с обоснованием, как это будет профинансировано. Что касается соглашений с недружественными странами, то, что Николай Васильевич сказал. У нас с недружественными странами, со всеми уже, приостановлены соглашения. У нас действуют соглашения с Китаем, с Катаром, с Арабскими Эмиратами, то есть с теми странами, откуда исторически шли инвестиции в российскую экономику, и наказывать иностранных инвесторов из дружественных стран за то, что они инвестировали в российскую экономику, наказывать через приостановку соглашений, на наш взгляд, на данном этапе неправильно, в принципе неправильно. И в отношении того, что во времена Петра I были большие поступления от алкогольной продукции. Я замечу просто, что акциз платится потребителям, поэтому резкий рост акцизов в конечном счёте перекладывается на потребителя. И во времена Петра I не существовало налога на прибыль и НДС, которые также сейчас есть и идут в доходы бюджета. Тогда была госмонополия - сейчас система доходов поменялась, сейчас есть другие налоги, которые пополняют казну. Спасибо за вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Ануфриевой включите микрофон. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемые коллеги, спасибо большое за обсуждение. Хочу обратить внимание, что практически все выступления и вопросы касались не конкретно этого законопроекта, а в том числе отраслевого регулирования. И обращу внимание, что, например, установление государственной монополии на алкогольную продукцию и ещё чего-то - это не налоговое законодательство. Давайте сначала урегулируем отраслевое законодательство, потом налоговым всё поправим. Что касается реплики Николая Васильевича, его предложения. Николай Васильевич, если у вас по дивидендам есть сомнения, то я вам хочу сказать, что в первом чтении у нас дивиденды не освобождаются, и я вас уверяю, во втором чтении они также не будут освобождаться в целях снижения влияния, приостановления вот этих вот отдельных положений СИДНов на экономику. Поэтому, если это было единственное ваше сомнение в необходимости принятия этого законопроекта, уверяю, что его нет, и вы можете спокойно голосовать за. Повторю, что комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении, потому что закон наиважнейший и действительно обеспечивает теми доходами, которые уже распределены по расходам в проекте федерального бюджета. И от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также хочу сказать, что фракция не может себе позволить не принять законопроект, который обеспечивает потом исполнение всех социальных обязательств государством. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части отдельных вопросов налогообложения), 18-й пункт. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 33 мин. 39 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.