Заседание № 158

19.10.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 448564-8 "О внесении изменений в статьи 96-6 и 220-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы в 2024 году).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1663 по 1697 из 4588
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 96-6 и    
220-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные       
акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений         
Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей          
исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году".        
Докладывает Андрей Михайлович Макаров.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Исключительно в продолжение темы единства и атмосферы доброжелательности,       
которая установилась в нашем созыве, о чём сегодня говорила Элла                
Александровна, сообщаю, что законопроект подготовлен к третьему чтению,         
прошёл все необходимые экспертизы. Комитет предлагает его поддержать.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие от фракций выступить по мотивам? Нет.                
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              321 чел.71,3 %                                    
Проголосовало против           53 чел.11,8 %                                    
Воздержалось                   17 чел.3,8 %                                     
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.13,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 157

18.10.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 448564-8 "О внесении изменений в статьи 96-6 и 220-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы в 2024 году; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3195 по 3632 из 4446
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 96-6 и       
220-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные       
акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений         
Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей          
исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году".        
Доклад Андрея Михайловича Макарова.                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню, в первом чтении     
мы говорили о том, что необходимо сделать в этом законопроекте, и я обещал,     
что мы внесём поправки, о необходимости которых говорили здесь в ходе           
рассмотрения законопроекта в первом чтении. Поправки внесены, внесли мы их      
вместе с Советом Федерации, чтобы не было никаких сомнений в воле парламента    
по этому поводу. И я просто напомню, о чём эти поправки.                        
                                                                                
Итак, первое. В законопроекте предполагалось право правительства без внесения   
изменений в бюджет уменьшать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности   
в случае нарушения субъектами соглашений с Минфином. Мы говорили, что это       
недопустимо, я не буду повторяться, почему это недопустимо. Вносится поправка   
об исключении этой нормы.                                                       
                                                                                
В первом чтении в тексте законопроекта, внесённого нам в Думу, была норма о     
возможности уменьшения в федеральном бюджете объёма дотаций по сравнению с      
тем, который был предусмотрен в предыдущий год, когда этот год рассматривался   
как плановый период. Норму предлагается исключить.                              
                                                                                
Третья норма - это предоставление кредита из федерального бюджета               
внебюджетному фонду, что создавало категорию "Пенсионный фонд - заёмщик". А     
если заёмщик - Пенсионный фонд, значит, заёмщики - пенсионеры, а откуда они     
должны возвращать долг федеральному бюджету, непонятно. Мы предложили эту       
норму исключить. Федеральный бюджет является гарантом того, что при любых       
условиях пенсии выплачиваются в установленном законом порядке, поэтому эту      
норму также предлагается исключить.                                             
                                                                                
Следующий вопрос - норма, которая была связана с единым налоговым счётом,       
противоречащая налоговому законодательству. Мы предложили эту норму             
исключить. Я не буду сейчас ещё раз рассказывать, почему такой нормы просто     
не может быть.                                                                  
                                                                                
Мы предложили исключить норму о том, что доходы от уплаты страховых взносов     
могут зачисляться в Фонд национального благосостояния. Достаточно странная      
норма, не буду опять же объяснять.                                              
                                                                                
В законопроекте предлагалось исключить норму, которой мы устанавливали для      
регионов возможность приобретения, получения казначейских кредитов на           
кассовый разрыв. Мы сказали, что непонятно, почему должна быть исключена эта    
норма. Тем более это особенности исполнения бюджета, вряд ли этот год для       
регионов станет намного легче, чем предыдущие. Мы считаем, что это право        
регионов должно быть продлено и на 2024 год, соответствующая норма также        
предлагается в поправках.                                                       
                                                                                
Ну и наконец, предлагалась норма, что трансферты и изменения, которые идут по   
линии фонда обязательного медицинского страхования, не направляются на          
согласование в комиссию парламента. Мы предложили норму также исключить, так    
как не слишком понятно, почему вдруг именно вопросы финансирования              
здравоохранения должны выводиться из-под контроля парламента.                   
                                                                                
Вот те нормы, о которых я говорил здесь: какие-то необходимо исключить,         
какие-то, наоборот, продлить на следующий год - такая поправка внесена, и       
сегодня парламенту предстоит определиться, согласны мы с этим, вот с тем, о     
чём говорили, или нет.                                                          
                                                                                
Одновременно внесена ещё одна поправка, которая предлагается к принятию. Дело   
в том, что была допущена чисто арифметическая ошибка при подготовке             
законопроекта, когда он вносился в Государственную Думу: ошиблись с             
количеством судей в новых регионах, по судьям общей юрисдикции и по             
арбитражным судьям. Соответственно, предлагается поправка, которая просто       
исправляет ошибку, по замечаниям Судебного департамента. Вот все эти вопросы    
тоже предлагается решить в этом законопроекте, чтобы нам не фиксировать эти     
ошибки каким-то другим образом. Это то, что предлагается к принятию.            
                                                                                
Кроме того, я просто сразу хочу сказать, что у нас есть две таблицы поправок.   
Есть таблица поправок, которые предлагается отклонить, ну, я так понимаю, что   
об этих поправках расскажет автор поправок, а я попробую их                     
прокомментировать.                                                              
                                                                                
Предлагаю перейти к таблицам поправок.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставится на голосование.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   24 чел.5,3 %                                     
Голосовало                    350 чел.                                          
Не голосовало                 100 чел.22,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть, у Дмитриевой Оксаны     
Генриховны. Все поправки её.                                                    
                                                                                
Дмитриевой включите микрофон.                                                   
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 1, 2, 3 и     
6.                                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будете каждую по отдельности мотивировать или сразу?      
                                                                                
Включите Дмитриевой микрофон.                                                   
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. 1-ю и 2-ю вместе - поставьте мне, ну, минуты четыре, а 3-ю и    
6-ю по отдельности.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением           
поправок 1, 2, 3 и 6.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.67,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   19 чел.4,2 %                                     
Голосовало                    321 чел.                                          
Не голосовало                 129 чел.28,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По поправкам 1, 2 - Дмитриева Оксана Генриховна.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, предлагается исключить из закона норму о     
восстановлении бюджетного правила, там парадоксальное совпадение с санкциями    
и с тем потолком по цене на нефть, который для нашей страны установлен. То      
есть все нефтегазовые доходы, которые получит страна при цене свыше 60          
долларов за баррель, предполагается направлять в Фонд национального             
благосостояния и не использовать на расходы бюджета, при этом на 2024 год       
планируется дефицит бюджета в объёме свыше 1,5 триллиона рублей. Эта практика   
осуществляется с 2003 года: нефтегазовые доходы выше определённого уровня не    
направляются на расходы бюджета, а складируются в Фонде национального           
благосостояния (раньше это был Стабфонд, Резервный фонд и так далее). Эта       
практика, во-первых, затормозила нам экономический рост, это искусственный      
тормоз экономического роста, во-вторых, не позволила в течение фактически 20    
лет в полном объёме решать экономические и социальные вопросы, и плюс она       
способствовала накоплению государственного долга и росту расходов на            
обслуживание долга - в 2024 году расходы на обслуживание долга уже будут        
свыше 2 триллионов рублей, это 6 процентов расходов бюджета, больше, чем доля   
расходов на образование или на здравоохранение. Это небесплатная вещь.          
                                                                                
Я просчитала по номиналу, какова равнодействующая по профициту и дефициту       
бюджета. Фактически за все годы, ну, начиная с 2000 года, совокупный            
накопленный дефицит всего 4 триллиона рублей, при этом накопленный объём        
средств Фонда национального благосостояния, который не использован, - 10        
триллионов рублей, а накопленные расходы на обслуживание долга, которые         
будут, 2 триллиона. Это абсолютно... ну, я думаю, что любого руководителя       
финансовой службы любой организации за такую финансовую политику в отношении    
долгов просто судили бы.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста.                              
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, поскольку, как я понимаю, для того чтобы       
провести суд, нам надо избрать присяжных, пригласить прокурора, адвокатов и     
так далее, я думаю, что мы потратим на это слишком много времени. На самом      
деле можно посчитать равнодействующую по расходам, по доходам, а вот            
посчитать время, которое мы потратили уже на обсуждение этого вопроса при       
рассмотрении всех бюджетов и всех законопроектов, которые были, - нет,          
наверное, это время посчитать невозможно, поэтому я буду краток.                
                                                                                
Автор своей поправкой предлагает одновременно исключить такое понятие, как      
дополнительные нефтегазовые доходы. Объём дополнительных нефтегазовых доходов   
является частью основных характеристик проекта федерального бюджета.            
Следовательно, по существу, это означает, что нам предлагают сегодня, не        
дожидаясь рассмотрения бюджета в Государственной Думе, просто вернуть его       
правительству, потому что параметры бюджета, к сожалению или к счастью, я не    
знаю, Государственная Дума править не может. Так что нам сегодня предлагается   
определиться не по этим поправкам, нам предлагается определиться по бюджету.    
                                                                                
Комитет не согласился с тем, что вернуть бюджет правительству можно без его     
рассмотрения, поэтому эти поправки предлагается отклонить.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 1 из таблицы поправок, рекомендуемых           
комитетом к отклонению. Кто за то, чтобы принять поправку?                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за               78 чел.17,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     78 чел.                                          
Не голосовало                 372 чел.82,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование поправка 2 из этой же таблицы.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               83 чел.18,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     83 чел.                                          
Не голосовало                 367 чел.81,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Дмитриева. По поправке 3.                                           
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Ну, к слову сказать, Дума тоже достаточно много времени         
тратила на обсуждение моих поправок и поправок Коломейцева о нефинансировании   
"РОСНАНО" и вы с этой же трибуны с таким же пафосом в течение многих лет        
доказывали, что финансировать "РОСНАНО" надо. Но это к другому вопросу.         
                                                                                
Уважаемые коллеги, суть поправки 3 заключается в следующем. Мы предлагаем       
уменьшить фактически переходный период, период перехода к новым условиям по     
консолидированным группам налогоплательщиков, согласно которым достаточно       
большая доля средств по налогу на прибыль не поступает непосредственно в        
бюджеты субъектов, а консолидируется на федеральном уровне и дальше             
распределяется по нормативам.                                                   
                                                                                
Скажу сразу, Санкт-Петербург потерял от этой схемы - когда деньги от            
предприятий, которые ранее входили в консолидированную группу                   
налогоплательщиков, не поступают в бюджет Петербурга, а направляются на         
федеральный уровень, а затем распределяются по нормативам - в прошлом году      
свыше 146 миллиардов рублей, несмотря на то что на этой же трибуне все          
заявляли, что никаких потерь ни у кого не будет, а если они и будут, то         
Санкт-Петербургу это будет компенсировано. Ничего не было компенсировано. Ещё   
раз прошу задуматься о том, что в 2022 году мы получали от предприятий,         
входящих в консолидированную группу налогоплательщиков, чуть меньше 240         
миллиардов рублей, а в текущем году получим в лучшем случае немногим более 80   
миллиардов. Это, в общем, несправедливо, тем более что предприятия, которые     
расположены на нашей территории, - это небесплатное удовольствие: мы тратим     
огромные средства на инфраструктуру, на подъездные пути. И такие потери, я      
думаю, вообще ни один регион до сего времени не нёс, чтобы 140 миллиардов       
рублей потерять за счёт изменения механизма зачисления налогов.                 
                                                                                
Поэтому предлагается всё-таки сделать более справедливо, перейти к полному      
зачислению налогов от предприятий, ранее входивших в консолидированную группу   
налогоплательщиков, в соответствующие бюджеты быстрее.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, как мы знаем, Санкт-Петербург сейчас           
является самым газоносным регионом страны и нефтеносным регионом страны, судя   
по тому, куда зачисляются доходы.                                               
                                                                                
Дальше совсем интересно. Ну понятно, что перераспределение доходов от КГН,      
справедливое перераспределение... Кстати, о том, что КГН надо отменять, от      
КГН надо отказываться, не говорил в этом зале, по-моему, только ленивый. Так    
вот сделали переходный период, чтобы не ударило по регионам, по всем, где       
действительно какие-то изменения. Предложили вариант: предыдущие два года и     
полгода перед принятием решения. Вдруг неожиданно выяснилось: а вот если бы     
добавили, написали не два года и два квартала, а вот ещё третий квартал,        
который мы ещё не принимали, тогда Санкт-Петербург получил бы больше в          
прошлом году, да и в этом тоже побольше получил бы. Понимаете, в чём всё        
дело? Ну это правда, то есть, понимаете, если бы знать, когда и что получишь    
в будущем, можно в принципе строить...                                          
                                                                                
Теперь по поводу того, что происходит. Мы знаем, что произошло некоторое        
падение прибыли "Газпрома" (ну, поскольку самый газоносный...). Не буду         
обсуждать компанию "Газпром", я думаю, что вообще не имеет смысла это           
обсуждать. Так вот даже при всём этом, по расчётам (а вы понимаете, что 2023    
год заканчивается не сегодня, а заканчивается в конце года), поступления в      
Санкт-Петербурге будут составлять не менее 63 миллиардов рублей. Если бы не     
было принято решение об этом перераспределении, Санкт-Петербург получил бы аж   
66 миллиардов. Вы слышали те цифры, которые назывались, - я привожу те цифры,   
которые являются реальными.                                                     
                                                                                
Ну а теперь о том, что ни один регион не выдержал бы того, что произошло. Вот   
с этим я абсолютно согласен. Именно для того, чтобы не возникало вот этого...   
Ведь не я же предложил обсуждать бюджет Санкт-Петербурга, вы же видите, я       
сначала про Санкт-Петербург вообще ни одного слова не говорил. Так вот доходы   
консолидированного бюджета Санкт-Петербурга по прошлому году исполнены в        
сумме 1 триллион 165 миллиардов 311 миллионов рублей, профицит бюджета          
составил 119 миллиардов 103 миллиона рублей, остатки нецелевых средств          
консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на счетах - я подчёркиваю,          
несвязанные остатки - составляли на 1 января 239 миллиардов, из них 230         
миллиардов находилось на банковских депозитах.                                  
                                                                                
А вот когда будет обсуждаться 6-я поправка, я расскажу о том, что происходит    
сейчас, чтобы не возникало действительно ощущения, что колыбель революции так   
обездолена.                                                                     
                                                                                
Комитет предлагает отклонить поправку.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование поправка 3. Комитет предлагает её отклонить.   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за               88 чел.19,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     88 чел.                                          
Не голосовало                 362 чел.80,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
По поправке 6 - депутат Дмитриева.                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Во-первых, доходы Санкт-Петербурга в 2023 году и ранее          
обеспечены только тем, что темпы роста и ВВП, и промышленного производства, и   
обрабатывающей промышленности существенно выше, чем в среднем по стране. То     
есть потом, кровью и, в общем, эффективной промышленной, экономической          
политикой компенсировалось падение, и в итоге не сокращали социальные расходы   
и инвестиционную программу, но не смогли использовать те огромные               
возможности, которые есть потенциально в Санкт-Петербурге, в том числе и для    
развития ВПК, и для развития туризма, и для всего остального, потому что        
потерянные 140 миллиардов рублей - это очень много для Санкт-Петербурга.        
                                                                                
И ещё. В прошлом году вы уверяли опять же с этой трибуны, можно посмотреть по   
стенограмме, что принято решение, если действительно будут потери, о            
возможной компенсации Санкт-Петербургу. Решение действительно было принято,     
но не состоялось, потому что не было соответствующего горизонтального           
трансферта, не буду говорить, от какого региона.                                
                                                                                
И те решения, которые не были реализованы в 2023 году, должны быть              
реализованы в 2024 году, и всё-таки потери, которые были не из-за того, что     
отказались от консолидированной группы налогоплательщиков... Мы поддерживаем    
это решение, правильно, не нужны консолидированные группы налогоплательщиков,   
но налог на прибыль, который поступает от предприятий, ранее входивших в        
консолидированные группы налогоплательщиков, должен поступать в                 
соответствующие бюджеты, как это положено. И в итоге изменение этой схемы       
зачисления не то что не создало плавный переход, наоборот, это как бы создало   
несправедливость и вообще противоречит... Доход от налога на прибыль            
предприятий должен поступать в соответствующий бюджет.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Поправкой предлагается поддержать из федерального бюджета         
Санкт-Петербург в следующем году. Предприятие, налог на прибыль которого        
должен был поступать в бюджет Санкт-Петербурга, - это, вы понимаете,            
"Газпром", о котором я говорил. Тогда продолжим.                                
                                                                                
Итак, 2023 год. Я говорил, на 1 января остатки нецелевых средств составляли     
239 миллиардов, на 1 октября, то есть вот сейчас, они составляют почти 400      
миллиардов. Сколько находится, подчёркиваю, на банковских депозитах? 361        
миллиард 800 миллионов рублей. Темпы роста высокие, и доходы будут              
превосходить то, что было запланировано самим Санкт-Петербургом.                
                                                                                
Теперь о том, что бедный Санкт-Петербург остался совсем уж без федеральной      
поддержки. Ну, назову эту поддержку. Целевые межбюджетные трансферты            
Санкт-Петербургу в 2023 году составляют 33 миллиарда 260 миллионов рублей       
(это регион-донор, я подчёркиваю). Нам сказали, там действительно               
великолепная экономическая политика, всё здорово, это регион-донор; так вот     
33 миллиарда 267 миллионов рублей трансфертов получает регион-донор. Берём      
инфраструктурные кредиты на пять лет, вы знаете, как они важны для того,        
чтобы решать проблемы в регионах. Мы понимаем, конечно, огромные проблемы,      
это правильно абсолютно, и поэтому Санкт-Петербург на эти 2022-2025 годы        
получает инфраструктурных кредитов на 32 миллиарда 148 миллионов рублей.        
Облигации ДОМ.РФ - 17 миллиардов 352 миллиона, средства ППК - 1 миллиард 312    
миллионов. Из средств ФНБ, о котором нам так ярко говорит Оксана Генриховна,    
вот того ФНБ, который надо расформировать, Санкт-Петербург получил на проекты   
строительства и реконструкцию, модернизацию объектов инфраструктуры 6           
миллиардов 600 миллионов рублей. Представляете, что было бы, если мы приняли    
предложение Оксаны Генриховны и не было бы Фонда национального                  
благосостояния? Вот Санкт-Петербург лишился бы этих денег.                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, я мог бы продолжить говорить о той поддержке, которую        
получает Санкт-Петербург, и, наверное, правильно получает, потому что,          
действительно, этот город - национальная гордость, гордость всей страны, но     
это вовсе не значит, что надо принимать предложение о том, что вся страна       
должна содержать колыбель революции, у страны есть и другие задачи. Поэтому     
эту поправку также предлагается отклонить.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 6 из таблицы поправок, рекомендуемых к         
отклонению.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за               84 чел.18,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     84 чел.                                          
Не голосовало                 366 чел.81,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона    
"О внесении изменений в статьи 96-6 и 220-1 Бюджетного кодекса Российской       
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации,                
приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской      
Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной          
системы Российской Федерации в 2024 году".                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.70,9 %                                    
Проголосовало против           55 чел.12,2 %                                    
Воздержалось                   25 чел.5,6 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! Комитет просит           
поставить данный законопроект для принятия в третьем чтении на завтра.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Принимается.                

Заседание № 154

11.10.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 448564-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы в 2024 году).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3807 по 4395 из 4675
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный        
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской         
Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса      
Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений            
Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской         
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации,                
приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской      
Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных       
актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов   
бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" и об установлении           
особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в       
2024 году". Докладывает официальный представитель правительства заместитель     
министра финансов Алексей Михайлович Лавров.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Михайлович.                                                 
                                                                                
ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект с таким длинным       
названием - это уже традиционная часть бюджетного пакета, его суть состоит в    
продлении оправдавших себя норм, которые действовали в последние годы и         
действуют в том числе в текущем году. Предлагаемые позиции можно разделить на   
пять частей.                                                                    
                                                                                
Первая часть состоит во включении двух новаций в само тело кодекса. Мы          
считаем, что эти позиции должны быть закреплены на постоянной основе, и         
прежде всего это относится к корректировке бюджетного правила. В прошлом        
году, как все мы помним, бюджетное правило было модифицировано с переводом      
базовых нефтегазовых доходов в абсолютный размер - 8 триллионов рублей. Это     
было совершенно осознанное решение, основанное на высокой неопределённости и    
цен, и объёмов добычи, и других внешних условий. Со следующего года мы          
предлагаем перейти к традиционной конструкции, более стабильной, более          
предсказуемой, учитывающей большее количество факторов: базовая цена на нефть   
в размере 60 долларов за баррель, которая соответствует базовой цене и          
текущего года, и затем без изменений бюджетное правило с определением           
предельного объёма расходов.                                                    
                                                                                
Вторая новация состоит в том, чтобы предоставить право отдельным юридическим    
лицам хранить средства в Федеральном казначействе, в том числе получать         
определённый доход за это хранение, но при этом федеральный бюджет получает     
дополнительную ликвидность. Эта мера в текущем году себя оправдала, очень       
хорошо показала, и мы считаем, что её следует закрепить на постоянной основе.   
                                                                                
Второй блок поправок - это, собственно, продление многочисленных норм,          
которые действуют в отношении федерального бюджета. Ну, поскольку они всем      
хорошо знакомы, на практике знакомы и не первый год применяются, я позволю      
себе только совсем коротко их перечислить: это право перераспределения через    
сводную бюджетную роспись средств по согласованию с парламентской комиссией,    
увеличение объёма резервного фонда, предоставление госгарантий и госкредитов    
сверх утверждённых параметров. Продление - вот я хотел бы привлечь к этому      
внимание - ещё на один год, уже на 2026 год, действующих нормативов             
распределения акцизов на ГСМ. Предлагается сохранить их в действующей           
пропорции: федеральный бюджет - 25,1 процента, бюджет субъекта Федерации -      
74,9. И, как мы это делали до этого, все дополнительные ресурсы федерального    
бюджета направляются в виде субсидий на поддержку дорожного строительства в     
субъектах Российской Федерации. Ну и традиционно уже поправка о приостановке    
действия коэффициента формирования Федерального дорожного фонда в размере       
0,83.                                                                           
                                                                                
Третья группа поправок, предложений - это вот, собственно, новации,             
относящиеся к федеральному бюджету. Как всегда, в отношении этих новаций,       
очевидно, потребуется более тщательное обсуждение при подготовке ко второму     
чтению.                                                                         
                                                                                
Первое, что здесь мы предлагаем, - дать право правительству предоставлять       
кредит внебюджетным фондам. Это проблема текущего года, она может возникнуть    
в связи с кассовым разрывом Пенсионного фонда в конце года, связана со сроком   
зачисления страховых взносов. Никакой несбалансированности бюджета фонда нет,   
средства в полном объёме имеются, но для того, чтобы обеспечить досрочную       
выплату пенсий, необходимо заранее предусмотреть эти средства в бюджете, и      
затем мы предоставляем краткосрочный кредит Пенсионному фонду, но перенести     
его на год, через 1 января, нельзя, поэтому предлагается такая опция, как       
бюджетный кредит с возможностью его погашения в следующем году.                 
                                                                                
Вторая новация состоит в том, чтобы предоставить правительству право            
использовать остатки средств на едином налоговом счёте, которые временно не     
востребованы, зачислять их, не изменяя их правовую природу, в доходы            
федерального бюджета, что позволит укрепить ликвидность федерального бюджета    
и при необходимости (это необязательная норма) использовать эти средства для    
возмещения непоступивших или выпадающих доходов либо источников                 
финансирования дефицита федерального бюджета.                                   
                                                                                
Третья норма носит технический характер. У нас есть связанные доходы и          
расходы, и для того, чтобы их более чётко увязывать, правительству              
предлагается предоставить право уменьшать объём расходов в случае               
недопоступления вот этих связанных доходов - это утильсбор и ряд других         
доходов.                                                                        
                                                                                
Ну и четвёртая новация тоже техническая: даётся право правительству увеличить   
количество судей на новых территориях.                                          
                                                                                
Четвёртый блок поправок касается продления действия норм для субъектов          
Российской Федерации и муниципальных образований. Они также повторяются,        
практически не меняются по отношению к текущему году: внесение изменений в      
сводную бюджетную роспись, возможность превышать дефицит бюджета и долг при     
реализации мероприятий, связанных с антисанкционными мерами и с мобилизацией,   
возможность предоставлять субсидии любым юридическим лицам, а не только         
находящимся в их ведении, возможность финансировать расходы, которые впрямую    
не отнесены к полномочиям субъектов Федерации. И также важная, на наш взгляд,   
норма - возможность использования остатков иных межбюджетных трансфертов,       
которых у нас в следующем году становится гораздо меньше, чем сейчас, но в      
этом году они были, и их остатки должны остаться в распоряжении субъектов       
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
И заключительный, пятый блок поправок - это новации, которые предлагаются в     
отношении субъектов Российской Федерации, их четыре.                            
                                                                                
Первая. Сейчас есть постановление правительства, которое регулирует             
взаимоотношения субъектов Федерации, реализующих программы оздоровления, и      
там написано, что в случае невыполнения условий этих программ правительство     
может обращаться в Госдуму с внесением изменений в закон о бюджете с            
сокращением размера дотаций. Но поскольку ни в текущем году, ни в следующем     
году, как предполагается, внесения изменений в закон о бюджете не               
планируется, полагали бы правильным предоставить такое право правительству -    
делать это своим решением. Буквально две поправки: предоставить право           
правительству перераспределять дотации на выравнивание в пользу пяти новых      
территорий, не сокращать... приостановка нормы о несокращении размера дотаций   
по сравнению с плановым периодом.                                               
                                                                                
И последняя новация: не засчитывать трансферты, которые будут перечисляться в   
следующем году, в счёт кредитов на опережающее финансирование дорожного         
фонда. Это чисто техническая поправка, помогающая правильно планировать         
бюджетные расходы... (Микрофон отключён.).                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович.                              
                                                                                
С содокладом выступает Андрей Михайлович Макаров.                               
                                                                                
Коллеги, просьба отойти от правительственной ложи.                              
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я начну на самом деле с первых      
слов Алексея Михайловича, который сказал, что проект закона об особенностях     
исполнения уже традиционно, с 2020 года, представляется в Государственную       
Думу в бюджетном пакете. Я искренне надеюсь, что это последний раз, когда нам   
приходится принимать закон об особенностях исполнения. Мне кажется, понятно,    
был ковид, понятно, были санкции, они остаются, понятно, СВО, но пора           
возвращаться к нормальным бюджетным процедурам. Вот это первое, что хотелось    
бы сказать.                                                                     
                                                                                
Я думаю, это самое главное, что на самом деле звучало при обсуждении этого      
проекта закона на заседании комитета по бюджету, - что закон необходим в        
сегодняшних условиях, потому что действительно, как показал опыт, он даёт       
возможность оперативно реагировать на вызовы, это правда. Поэтому, если         
можно, а времени уже много, все устали от обсуждения вопросов экономики, я      
просто назову те вопросы, которые комитет по бюджету предлагает исключить из    
закона или, наоборот, те вопросы, которыми предлагается дополнить.              
                                                                                
Итак, первое. Вот закончили тем, что предлагается дать право сокращать          
дотации, если не выполнено соглашение, при этом есть ссылка на постановление    
правительства. Прежде всего, постановление правительства в этой части           
незаконно, и по одной простой причине: 6-я статья Бюджетного кодекса говорит,   
что дотации безвозмездны и безвозвратны. Но право, которое было дано            
правительству, - это право выйти в Государственную Думу и внести изменения в    
закон, и да, если принимается закон, закон может изменить эту норму. Но         
сейчас нам предлагается взять и эту норму, норму... Такой нормы, которую вы     
предлагаете сейчас, не было никогда и её быть не может!                         
                                                                                
Более того, мы говорили об этом много лет и об этом договаривались: не могут    
граждане отвечать за проблемы, которые допущены в результате ошибок             
администраторов, чиновников, кого угодно. Что такое дотация? Если не            
выполнены какие-то показатели, вы что, зарплату бюджетникам перестанете         
платить? Кто будет отвечать за ошибки? Другое дело, что у вас не хватает        
политической воли привлекать к ответственности чиновников, - так что,           
граждане за это должны заплатить?! Мы категорически против этой нормы,          
считаем, что эта норма должна быть исключена из данного закона!                 
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
Спасибо, коллеги.                                                               
                                                                                
Следующий вопрос. Вы предлагаете дать возможность уменьшать дотацию на, что     
называется, первый год планового периода. Помните, когда мы с вами принимали    
бюджет на 2023 год, мы принимали и на плановый период 2024 года? И там          
дотация уже была подсчитана, она в регионах уже учтена, она уже распределена    
- и каким образом мы сейчас собираемся взять и сказать, что нет, мы теперь      
этим не связаны, мы этого делать не будем? Мы полагаем, что эта норма должна    
быть из закона, безусловно, исключена.                                          
                                                                                
Следующий вопрос, который здесь возникает. Вы говорите о возможности дать       
внебюджетному фонду кредит. Казалось бы, безобидная норма абсолютно - ну        
почему не дать кредит? Причём вы объясняете это тем, что у нас действительно    
каждый год возникает такой вопрос. С учётом того что у нас новогодние           
праздники десять дней, президент уже много лет тому назад дал указание:         
давайте мы будем пенсии платить в декабре, чтобы люди не ждали эти десять       
дней получения пенсии. Простите, пожалуйста, вот эта норма, по-моему, лет 15    
у нас существует - что мешало делать это до сих пор? Вот хоть убейте меня, но   
эти вопросы о том, почему надо это устанавливать как особенность следующего     
года... Что должно произойти в следующем году? Я вам скажу, что в данном        
случае на самом деле будет звучать в СМИ и где угодно. Посмотрите, сегодня по   
Конституции, по Бюджетному кодексу бюджет гарантирует пенсии. А сейчас вместо   
гарантий нам говорят: мы будем давать кредит. Не требуется никакого             
законодательного регулирования, чтобы дать бюджет пенсионному фонду или фонду   
обязательного медицинского страхования! Если вас волнует проблема 31 декабря,   
потому что казначейские кредиты не могут переходить, давайте вводить            
постоянно действующую норму в Бюджетный кодекс, что можно предоставлять         
казначейские кредиты до 31 декабря, за исключением того, что это может быть     
сделано. Мы полагаем, что эта норма должна быть исключена.                      
                                                                                
Следующий вопрос. Вы предлагаете зачисление ЕНС на счёт федерального бюджета.   
Противоречит Налоговому кодексу, абсолютно бессмысленная норма - должна быть    
исключена, норма, которая создаёт гораздо больше вопросов, чем даёт ответов.    
                                                                                
Законопроект почему-то не предусматривает продления на 2024 год таких норм,     
как... (Микрофон отключён.)                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. ...таких норм, как право комиссии парламента получать данные по   
перераспределению в ФОМС. У нас что, нет проблем в сфере медицины? Мы что, не   
должны это смотреть? Почему вдруг в особенностях исполнения именно эту норму    
на следующий год предлагается исключить? Мы предлагаем, безусловно, её          
сохранить, сделать эту поправку.                                                
                                                                                
Ну и наконец, хотелось бы обратить внимание, что законопроект почему-то         
исключает возможность получения на кассовый разрыв региональными бюджетами      
казначейских кредитов на следующий год. Мы с вами прекрасно понимаем, что       
кассовый разрыв будет возникать в связи с необходимостью доработки единого      
налогового счёта и другими вопросами. Мы полагаем, что, если мы создаём         
специальные условия по следующему году, это должно быть сохранено.              
                                                                                
Ну и наконец, последнее предложение комитета. У нас с вами, когда мы давали     
эти полномочия правительству, резервный фонд правительства составлял 14,5       
миллиарда, в прошлом году через резервный фонд правительства перераспределено   
почти 9 триллионов - треть бюджета. Мы полагаем... (Микрофон отключён.)         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. 30 секунд буквально.                                              
                                                                                
Мы полагаем, что нам необходимо продумать вопросы дополнительных форм           
парламентского контроля. Да, этот вопрос нуждается в обсуждении, чтобы не       
создавать никаких проблем в оперативном управлении, но нельзя оставлять треть   
бюджета без парламентского контроля.                                            
                                                                                
Вот те предложения комитета по бюджету, которые я счёл необходимым вынести      
сюда. У нас есть ещё целый ряд вопросов, которые необходимо рассмотреть в       
рамках второго чтения. А в первом чтении мы предлагаем поддержать               
законопроект, он действительно нужен. И вот те вопросы, о которых мы говорим,   
абсолютно фундаментальны, комитет на этом настаивает.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Коллеги, прежде чем перейти к обсуждению законопроекта, скажу, что мы сегодня   
заседание Совета Думы не можем очень сильно откладывать, и я прошу всех         
депутатов иметь это в виду при дальнейшем обсуждении этого законопроекта.       
                                                                                
Есть ли вопросы по законопроекту? Есть.                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Алексей Михайлович, у меня вопрос. Вы предложили,       
когда выступали, сказали, что меняете методику расчёта нефтегазовых доходов.    
Скажите, пожалуйста, при прогнозе доходов, которые будут получены, вы           
руководствовались отрицательными акцизами в размере 3,3, то есть теми           
цифрами, которые с проектом бюджета были? Именно эти цифры, да? Я правильно     
понимаю? То есть в полном объёме вы будете отрицательные акцизы возвращать      
нефтяникам?                                                                     
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты! Предлагаемая       
конструкция уточнённых бюджетных правил полностью соответствует бюджетным       
проектировкам, внесённым в Государственную Думу.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                  
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемый Алексей Михайлович, вопрос: почему Минфин решил       
присоединиться к санкциям против Российской Федерации и поддержать потолок      
цен, который был установлен, в 60 долларов за баррель, введя бюджетное          
правило тоже 60 долларов за баррель?                                            
                                                                                
И по зачислению поступлений от консолидированных групп налогоплательщиков. В    
прошлом году с этой трибуны по аналогичному законопроекту утверждалось, что     
никто не потеряет и все выиграют. Санкт-Петербург потерял две трети             
поступлений, которые были в прошлом году, он потерял 146 миллиардов рублей.     
Вопрос: если все выигрывают, а потерял только Петербург, то кто выиграл? И      
кто ещё потерял за счёт новой методики зачисления доходов от КГН?               
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Оксана Генриховна, базовая цена 60 долларов              
соответствует умеренно консервативному прогнозу, который положен в основу       
бюджета. Как вы знаете, и это представлено в прогнозе, реально цена будет       
выше прогнозируемой, но мы считаем правильным, как мы делали и в предыдущие     
годы, бюджетные проектировки, расходы проектировать более осторожно. В годы     
благоприятной конъюнктуры это позволит нам накапливать ФНБ, в годы              
неблагоприятной конъюнктуры, которые тоже у нас бывали, использовать средства   
ФНБ.                                                                            
                                                                                
Ну а что касается совпадения цифр, я могу только сказать, что цифра "60         
долларов" базируется на максимально полном учёте всех объективных факторов.     
                                                                                
И по КГН. Ну, по КГН мы не предлагаем ничего менять, всё как было принято в     
прошлом году - переходный период с распределением этих доходов частично по      
месту происхождения прибыли, частично по долям, - так и предлагаем оставить.    
                                                                                
Что касается мониторинга - кто выигрывает, кто получает, - ну, наверное, надо   
отдельно этот вопрос рассмотреть, запросить соответствующие цифры. При этом     
по Санкт-Петербургу, насколько я помню, было отдельное решение о компенсации    
выпадающих доходов. Нужно всё это рассмотреть отдельно.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, позвольте вернуться к вопросу, о котором так      
эмоционально Андрей Михайлович говорил. В представленных материалах и в         
выступлениях, которые уже были, сказано, что возможны меры ответственности по   
отношению к субъектам Российской Федерации. Позицию, которую озвучил комитет,   
мы услышали. А какова всё-таки ваша позиция - насколько справедливо идти        
путём сокращения дотаций? Вот как вы оцениваете, именно вы?                     
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Николай Иванович, уважаемые депутаты! Ну, я могу         
высказывать только официально подтверждённую позицию правительства. Но по       
предварительным обсуждениям и консультациям я могу сказать, что правительство   
согласно с исключением этой поправки во втором чтении.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон.                
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Я просто хотел бы, коллеги, чтобы здесь не было                   
недоговорённостей. Эта позиция была очень жёстко заявлена на заседании          
комитета по бюджету, и, я так понимаю, представитель правительства              
проконсультировался. Но мы предупредили в комитете, что не ждём никаких         
поправок от правительства, эти поправки будут внесены нами. Поэтому в данном    
случае Государственная Дума сама сможет определиться голосованием.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Алексей Михайлович, ну, забегая вперёд, сообщу вам, коллегам, что   
на следующей неделе мы будем принимать постановление по итогам общения с        
министром сельского хозяйства Патрушевым Дмитрием Николаевичем, где ключевым    
вопросом были цены на дизель, на горюче-смазочные материалы. И в этом           
постановлении есть пункт: поручить правительству компенсировать аграриям        
сверхзатратры, которые они понесли во время уборочной страды в августе -        
октябре. Скажите, это как-то предполагается вами, возможность выполнения        
такого поручения, либо нужно поработать во втором чтении и внести отдельный     
пункт, где предоставляется право правительству компенсировать через             
Минсельхоз вот эти сверхзатраты?                                                
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Олег Анатольевич, уважаемые депутаты! К этому законопроекту это    
предложение не имеет отношения, это вопрос или бюджета, или исполнения          
бюджета. Но подчеркну, что одно из предложений - дать право правительству по    
согласованию с парламентской комиссией вносить изменения в сводную бюджетную    
роспись - позволяет при наличии ресурсов реализовать в том числе это            
предложение.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Спиридонов Александр Юрьевич.                                                   
                                                                                
СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Алексей Михайлович, добрый день! Скажите, пожалуйста, вот принятие данных       
поправок, на ваш взгляд, не приведёт ли к нарушению принципа равенства          
бюджетных прав субъектов? Регионы очень сильно на этот счёт волнуются.          
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Александр Юрьевич, уважаемые депутаты! Ну вот если       
снять те поправки, о которых сказал Андрей Михайлович, касающиеся дотаций, мы   
не видим ничего, что могло бы вызвать беспокойство субъектов. Скорее            
напротив, все субъекты выступают за продление предоставленных им в текущем      
году бюджетных полномочий. С этой точки зрения все находятся в абсолютно        
равных условиях.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Михайлович, а проводимая денежно-кредитная   
политика в части ключевой процентной ставки 13 процентов (возможно, больше) и   
плавающего курса, который у вас в бюджете, по-моему, 93 заложен (на сегодня -   
100,5), позволит ли выполнить запланированные параметры?                        
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые депутаты! Это, очевидно,   
вопрос не к этому законопроекту, здесь этих параметров вообще нет, они никак    
не затрагиваются, а к проекту бюджета, который будет являться предметом         
отдельного рассмотрения.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие выступить.                  
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Андрей Михайлович выступит с заключительным словом и от фракции.                
                                                                                
И у меня просьба ко всем - по одному выступлению от фракции и стараться         
укладываться в три минуты.                                                      
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, остановлюсь на одном вопросе, который        
снова есть в данном законопроекте, - это возобновление бюджетного правила,      
которое вот в данном контексте, в данном изложении, ну, это абсурд в            
квадрате.                                                                       
                                                                                
Во-первых, 60 долларов за баррель, сверх этой суммы деньги от нефтегазовых      
доходов, которые определяются по-другому, тратить нельзя. Чего добиваются       
наши, ну, скажем так, враги, установив потолок цены на нефть 60 долларов за     
баррель? Чтобы мы не получали доходы от нефти выше 60 долларов за баррель,      
чтобы их не было. Чего добивается Минфин, устанавливая вот этот потолок? Ну,    
не потолок, а бюджетное правило. Он добивается следующего: если вдруг мы        
получим доходы, несмотря на вот этот потолок цен, свыше 60 долларов за          
баррель, то мы их тратить не будем. Но ведь это то же самое, что нам            
навязывали в течение долгих лет - стабфонд: да, формально вы получаете          
доходы, но вы их не тратите, вы их где-то там вот складируете, а потом мы у     
вас эти деньги заберём. И это в данной ситуации, когда уже доказано, что это    
не работает, - нет, всё равно! Причём та же самая цифра, что и потолок,         
который установили для нас. Ну это абсурд, который... Как говорится, абсурд     
опровергнуть невозможно, но вот это тот абсурд.                                 
                                                                                
Дальше. На заседании комитета я просила подробно охарактеризовать, каков        
дальше путь этих денег, во что они будут вкладываться, как они будут            
сберегаться. Ответ: они будут сберегаться в золоте и юанях. Зачем? Вот          
получают валютный доход в юанях, налогоплательщики продают свой валютный        
доход на открытом рынке, получают рубли, уплачивают налоги, а потом обратно     
Центральный банк покупает на эти рубли юани - вот такой вот механизм. И потом   
вот эти юани якобы можно использовать для того, чтобы поддержать курс рубля     
по отношению к доллару. Ну это вообще как?! Продажа, покупка и продажа юаней    
- и мы вот этим способом выравниваем курс доллара. Ну это вообще невозможно     
никак объяснить, никому невозможно объяснить! И любой человек, который даже с   
экономикой не знаком... Вот это понять в принципе невозможно.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Нам не понадобится    
даже трёх минут, потому что Андрей Михайлович с этой трибуны всё чётко и        
подробно разъяснил, почему нельзя голосовать за этот закон. Я только тезисно    
остановлюсь.                                                                    
                                                                                
Первое. Ну, мы никогда не проголосуем за то, чтобы часть функций парламента,    
особенно контрольных функций в части контроля за использованием бюджетных       
средств, передать правительству. Ну, знаете, шутить с этим не надо, а то у      
нас вообще бюджета скоро не останется, если мы всё правительству отдадим.       
Поэтому все возможные особенности исполнения бюджета - так грамотно написано    
всё - это не что иное, как: "Ребята, вы тут постойте в сторонке, а мы тут с     
этими триллионами сами разберёмся, а отвечать перед избирателями будете вы".    
Поэтому, конечно, мы за это голосовать не можем.                                
                                                                                
Ну, и второе. Мы не можем проголосовать за то, что, рассчитывая нефтегазовые    
доходы, мы заранее закладываем нефтяникам отрицательные акцизы. Там суммарно    
я насчитал чуть ли не 3,5 триллиона рублей, ну, 3,4, может быть, так. В то      
время, когда у нас дефицит бюджета закладывается и проектируется, что у нас     
рост долга будет с 20 триллионов где-то до 40 триллионов рублей. Слушайте, ну   
что это такое в конце концов?! Не говоря уже о том, что с таким                 
правительством нам и врагов не надо.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Свистунов Аркадий Николаевич.                                                   
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР также не сможет пока   
поддержать настоящий законопроект, учитывая то, что замечания, высказанные      
Комитетом по бюджету и налогам, которые так хорошо изложил Андрей Михайлович,   
являются слишком существенными и концептуальными. Понятно, есть второе          
чтение, и, видимо, там, надеемся, это будет исправлено, может быть, но          
голосовать сразу за концепцию, которая изначально противоречит во многом        
действующему законодательству, мы считаем некорректным. Поэтому дождёмся        
второго чтения, посмотрим, как это будет. Сейчас мы поддержать настоящий        
законопроект не сможем.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Николаевич.                              
                                                                                
Щапов Михаил Викторович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект         
вносит большое количество изменений в бюджетное законодательство. И конечно,    
такие значительные изменения неправильно вносить вместе с бюджетом. Они         
определяют ряд важных норм, и правильно их рассматривать до рассмотрения        
самого бюджета, с привлечением экспертов, специалистов, общественности, чтобы   
все понимали, почему бюджет свёрстан именно так, а не иначе.                    
                                                                                
Главное, что, на наш взгляд, нужно было бы обсудить, - это возврат к старому    
бюджетному правилу. До 2022 года действовало правило, по которому при цене      
нефти до 44 долларов за баррель полученные средства направлялись в доходную     
часть бюджета, при превышении цены - в Фонд национального благосостояния. И к   
2022 году в ФНБ скопилось порядка 13,5 триллиона рублей, или более 10           
процентов ВВП, которые так и не попали в экономику страны, причём часть из      
них оказалась в валютах недружественных стран. Как итог, системное              
недофинансирование промышленности, науки, образования, здравоохранения,         
технологических изменений и, мягко говоря, невыполненная программа              
импортозамещения, отсутствие хоть каких-то зримых успехов в ключевых            
отраслях, таких как, например, микроэлектроника, и во многих других.            
                                                                                
Отдельного внимания заслуживает то, в каком состоянии сейчас находится фонд.    
Его объём на 1 сентября этого года составляет 13,7 триллиона рублей, причём 4   
триллиона из них - это просто результат переоценки активов фонда в результате   
девальвации рубля и роста стоимости акций Сбербанка и других предприятий,       
которые также составляют активы ФНБ. Из всех средств фонда только около         
половины находится на счетах Центрального банка в ликвидном состоянии, то       
есть, если мы захотим быстро изъять деньги из фонда, 6 триллионов - это всё,    
на что мы можем рассчитывать, остальное - это акции Сбербанка, крупных          
инфраструктурных проектов и так далее. Любое изъятие этих средств придётся      
делать дорого и с огромными потерями.                                           
                                                                                
В прошлом году бюджетное правило было изменено. Границей отсечения стала не     
цена, а объём поступлений в ФНБ: до 8 триллионов идёт на расходы бюджета,       
свыше 8 триллионов - в фонд. Однако в этом году стал понятен очевидный изъян    
этого правила: девальвация рубля может резко увеличить поступления в фонд,      
которые Минфин переведёт в валюту и складирует на счетах банков или валюты.     
                                                                                
Теперь нам предлагается вернуться к старому правилу на новых условиях: цена     
отсечения устанавливается на уровне 60 долларов за баррель, все доходы,         
полученные от продажи нефти, газа и ГСМ по цене ниже порога, должны идти в      
бюджет, всё, что мы получим свыше, - снова в фонд. При этом я хочу обратить     
внимание, что согласно внесённому проекту бюджета уже запланировано, что 1,3    
триллиона рублей из фонда должно пойти на погашение дефицита. То есть           
копили-копили средства на чёрный день, оставляли без ресурсов нашу экономику,   
а теперь вынуждены снова тратить на погашение дефицита.                         
                                                                                
Мы в таком виде законопроект поддержать не можем, не будем голосовать и         
призываем остальные фракции сделать то же самое.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович.                               
                                                                                
Алексей Михайлович, у вас есть возможность с заключительным словом выступить.   
Нет.                                                                            
                                                                                
Андрей Михайлович, заключительное слово и от фракции.                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, можно я не буду отвечать никому для экономии времени?    
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я только, единственное, хотел бы обратить внимание: тут была только одна        
ссылка на меня, что я объяснил, почему не надо голосовать за этот проект        
закона. Я объяснял не почему не надо за него голосовать, а объяснил, что надо   
сделать, по мнению комитета по бюджету, чтобы это был рабочий документ.         
                                                                                
И наконец, второй вопрос. Мы очень жёстко, я повторяю, поставили вопрос о       
том, что эти поправки мы с вами внесём. Есть ли в зале хоть один человек,       
который против тех поправок, о которых я говорил? На заседании комитета все     
фракции сказали: да, это надо принимать, безусловно. Можно ради лозунга, ради   
чего угодно сказать: давайте не принимать закон. А тогда как исполнять закон,   
как исполнять закон о бюджете? Ведь все те проблемы, которые есть и которые в   
данном законе реально решаются, всё равно остаются. Поэтому когда нам           
говорят, мол, мы не будем голосовать за этот законопроект, - это то, что вы     
услышите при рассмотрении бюджета: мы не будем голосовать за этот бюджет.       
                                                                                
Так вот, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что этот закон должен стать           
рабочим, он должен работать на пользу нашей экономики, на пользу нашим          
регионам. И мы знаем, как это сделать, и эти поправки будут внесены.            
                                                                                
Я предлагаю рассмотреть это во втором чтении и всем единодушно это              
поддержать. Это выбор между тем, чтобы ничего не делать, и тем, чтобы делать,   
работать во имя людей, которые нас сюда послали.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование, пункт 3 порядка работы.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              295 чел.65,6 %                                    
Проголосовало против           79 чел.17,6 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.