Заседание № 168
О проекте федерального закона № 448563-8 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Докладывает Андрей Леонидович Красов. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом, который мы с вами сейчас рассматриваем, предлагается с 1 октября 2024 года увеличить размер коэффициента на 3,85 процента, то есть до 89,32 процента, что позволит увеличить реальный размер пенсии на 4,5 процента. К законопроекту во время подготовки поступила одна поправка, она рекомендована комитетом к отклонению и включена в таблицу поправок № 2. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Комитет в своём заключении рекомендует Государственной Думе принять таблицу поправок № 2 и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 18 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 43 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. Андрей Леонидович Красов. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к принятию в третьем чтении, он прошёл все необходимые экспертизы. У Правового управления Аппарата Госдумы замечаний по законопроекту нет. Имеется соответствующий проект постановления. Комитет по обороне рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений - сегодня рассмотреть? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 37 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 162
О проекте федерального закона № 448563-8 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Докладывает официальный представитель правительства первый заместитель министра финансов Леонид Владимирович Горнин. ГОРНИН Л. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра финансов Российской Федерации. Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые депутаты! Законопроектом предлагается приостановить действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации о пенсионном обеспечении военных и приравненных к ним лиц до 1 января 2025 года и установить размер денежного довольствия, учитываемый при исчислении пенсий, с 1 января 2024 года в сумме 85,47 процента от учитываемых ранее принятых решений об увеличении военных пенсий, это в полном объёме, я подчёркиваю, учитывается на 19,5 процента в 2022 году и на 10,5 процента с 1 октября 2023 года. Законопроектом предлагается установить размер денежного довольствия, учитываемый при исчислении пенсии, с 1 октября 2024 года на уровне 89,32 процента, имея в виду увеличение военных пенсий на 4,5 процента с 1 октября 2024 года. Законопроектом, подчёркиваю, уважаемые депутаты, не нарушаются взятые в 2012 году государством обязательства по увеличению военных пенсий, по их индексации, зафиксированные в законодательстве темпы роста в полном объёме выполняются. Размер военной пенсии с 1 октября 2024 года составит по линии, как пример, Министерства обороны Российской Федерации 41,4 тысячи рублей. Напомню, что численность военных пенсионеров составит на 1 января 2024 года 2 миллиона 872 тысячи человек с последующим постепенным увеличением в целом в прогнозе и на 2025-й, и на 2026-й финансовые периоды. Объём бюджетных ассигнований, предусмотренный законопроектом в части пенсионного обеспечения, составит в 2024 году 1 триллион 257 миллиардов рублей, что в полном объёме достаточно для выполнения тех обязательств, которые будут зафиксированы в данном законопроекте. Уважаемые депутаты, прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Андрей Леонидович Красов. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Леонид Владимирович достаточно подробно остановился на сути законопроекта, я остановлюсь на решении нашего комитета. Комитет по обороне поддерживает данный законопроект. Также законопроект поддерживают комитеты - три комитета-соисполнителя. Профильный комитет Совета Федерации, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, поддерживает данный законопроект. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует депутатам Госдумы принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. И всё-таки сомнения у меня остались, Леонид Владимирович, потому что исходя из вашего выступления, из слов о том, что законопроект направлен на поддержку военных пенсионеров, возникает вопрос: а почему до сих пор вообще не отменили положение части второй статьи 43 закона с длинным названием, которое аж на семь строчек, я не буду его зачитывать, а только приостанавливаете действие этого закона? То есть мы, получается, даём людям право действующей нормой и одновременно замораживаем это самое право, предлагая иные правила реализации этого права? Объясните, пожалуйста. ГОРНИН Л. В. Да, в действительности мы традиционно ежегодно приостанавливаем действие статьи, поскольку идеология, которая, в общем-то, была принята в 2012 году авторами соответствующего закона, предусматривала ежегодную индексацию на 2 процентных пункта по военным пенсионерам, а в соответствии с принятыми решениями на сегодняшний момент, хотел бы подчеркнуть, если бы мы чётко выполняли пункты соответствующей нормы, индексация была бы менее скромная - было бы всего 78 процентов от того, что предусмотрено сейчас. Вы видите, что соответствующий показатель практически на 11 процентных пунктов выше, чем предусматривалось авторами, которые такую идеологию закладывали в 2012 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Ну, у меня к Леониду Владимировичу вопрос. Уважаемый Леонид Владимирович, скажите, пожалуйста, а сколько нужно было бы денег в год заплатить к тем расходам, которые сейчас есть, если бы мы в размере 100 процентов выплачивали пенсию, как она и была до вступления в силу этой нормы закона, которую мы замораживаем? Ну, и Андрею Леонидовичу тоже вопрос: а как военнослужащие относятся к тому, что им до сих пор пенсия выплачивается в меньшем объёме, чем было ранее в законе, если бы эта норма не работала? Ну и у нас есть майский указ президента, где мы, скажем так, обязались военным пенсионерам на 2 процента выше уровня инфляции в год индексировать пенсию, напоминаю. ГОРНИН Л. В. Насколько я понимаю, вот если читать правильно действующие нормы, действующие правила, соответствующий федеральный закон, и не предполагалось, что 100 процентов мы должны начислять, - мы должны начислять 100 процентов уже после 2030 года. По крайней мере, так зафиксировано авторами опять же, на которых я ссылаюсь, в 2012 году. Мы сейчас несколько опережаем даже соответствующий механизм на 11 процентных пунктов. Если говорить о математике, даже об арифметике, 1 процент по принятию решений на сегодняшний момент стоит в годовом исчислении порядка 13 миллиардов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Валерий Карлович, несмотря на то, что мы практически каждый год приостанавливаем действие этой нормы, но мы всё равно - и наш парламент, и Правительство Российской Федерации - находим возможность каждый год, повторяю, каждый год так называемый понижающий коэффициент повышать. И Леонид Владимирович уже об этом сказал в своём выступлении. Мы принимали условие, что после того, как было повышено денежное довольствие для военнослужащих в 2012 году, этот понижающий коэффициент каждый год будет увеличиваться на 2 процента. Но, как Леонид Владимирович сказал, понижающий коэффициент был увеличен опережающими темпами и сейчас составляет уже 85,47 процента, а с 1 октября этого года составит 89,32 процента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Леонид Владимирович, это не первый законопроект, направленный на приостановку действия ранее принятых законов. И в данном случае, вообще, поддерживать законопроект, и вот так дружно три уважаемых комитета поддерживают данную концепцию... Мы же все понимаем - и данная категория не разделяет, - мы, по сути, ущемляем самую незащищённую категорию наших граждан. Вам вопрос: можете ли вы гарантировать, что в 2024 году не появится закон о новом приостановлении закона, принятого ещё в 2012 году? ГОРНИН Л. В. Безусловно, гарантировать нельзя. Вы прекрасно знаете, у нас повышается уровень военных пенсий двумя способами: первый способ - это прямая индексация денежного довольствия по действующему личному составу, и автоматически, как это прописано в законе, увеличивается военная пенсия, это заложено, в общем-то, в конструкции закона; второй способ - за счёт соответствующего коэффициента. Поэтому это будет зависеть от принимаемых решений, связанных с индексацией денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним сотрудников, в 2025 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Леонид Владимирович, у меня такой уточняющий вопрос: всё-таки после принятия данного закона у военных пенсионеров увеличится пенсия или уменьшится? ГОРНИН Л. В. Увеличится на 4,5 процента с 1 октября. И я напомню, я как раз с трибуны говорил, что мы в 2022 году, коллеги, повысили уровень военных пенсий на 19,5 процента и на 10,5 процента увеличили с 1 октября 2023 года. Существенный рост военных пенсий, я об этом уже говорил, у нас также остаётся приоритетом: в 1,8 раза средние военные пенсии выше, чем по гражданскому блоку, как мы говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Леонид Владимирович, вот данным законопроектом замораживается увеличение пенсий военнослужащих и останавливается на 85 процентах от должной пенсии. То есть, получается, у нас одни военнослужащие должны войти в положение. При этом у нас есть нефтяные компании, у нас есть газовые компании. Вы говорите, 1 процент - это 13 миллиардов рублей. Умножим даже на 15 - это будет 130-160 миллиардов, 200 миллиардов рублей. Обратный акциз только нефтяным компаниям в этом году был 3,2 триллиона рублей. Почему только военнослужащие у нас несут бремя ответственности в стране? Давайте председателям совета директоров "Роснефти" заплатим денежное содержание в размере 85 процентов. То есть надо как-то выходить из этой ситуации и не трогать... (Микрофон отключён.) ГОРНИН Л. В. Спасибо за вопрос. Ну, опять же я скажу, что если бы мы вместе с вами не принимали соответствующие меры, уважаемые депутаты, то в рамках действующей редакции закона 2012 года мы достигли бы 100 процентов за 2034 год, если точнее, по-моему, в 2036 году. Мы с вами, наоборот, движемся гораздо быстрее с учётом этого коэффициента, и вот этот показатель составляет сейчас, как вы правильно заметили, 89 процентов. Если пересчитать эти 11 процентов, которых не хватает до 100 процентов, соответственно, в суммовом выражении, правильно вы отметили, около 135 миллиардов рублей необходимо было бы потратить дополнительно. Но самое главное, я подчёркиваю в своём ответе, что, если двигаться в идеологии действующей редакции закона, 100 процентов мы должны были достигнуть за 2034 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Владимирович. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Картаполов Андрей Валериевич. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я понимаю всех тех, кто задаёт эти вопросы, они правильные, по существу своему и по сути правильные. Но, коллеги, вот вы поймите, в чём суть законопроекта. Этим законопроектом мы, вообще-то, увеличиваем пенсию военным пенсионерам на те самые 4,5 процента. Кроме того, из этих 4,5 процента мы на 3,8 процента увеличиваем её за счёт вот этого коэффициента пресловутого, который, как пятно не родимое, на наших пенсионерах военных висит. Комитет Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе поддержат этот законопроект, потому что сегодня он решает две задачи: первая - увеличение, повторюсь, самого размера военной пенсии и вторая - увеличение этого коэффициента. И мы планово будем идти к тому, чтобы этот коэффициент был равен нулю, и мы к этому придём. Предлагаю поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции - поставьте время, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Ну, Андрей Валериевич оговорился, он хотел сказать не к нулю, а к единичке, наверное, всё-таки приравнять к денежному довольствию военнослужащих, правильно? Именно об этом и идёт речь. В 2012 году было принято решение, абсолютно правильное, о повышении, резком повышении денежного довольствия военнослужащих, но для военных пенсионеров денег пожалели, взяли и ввели коэффициент, который все эти годы используется, - дескать, ну, военным пенсионерам мы по 2 процента в год будем повышать и до 2036 года это догоним. То есть фактически всё это время экономили на военных пенсионерах, и с этим мы согласиться не можем. В этом законопроекте... Да, я сразу скажу, мы за этот законопроект сейчас проголосуем за, - почему? Ну потому, что этим законом - даже в названии написано - приостанавливается действие статьи, о которой я только что сказал. То есть была введена статья, по которой, вместо того чтобы от полного денежного довольствия пенсию начислять военным пенсионерам, ввели только часть - ну понятно, что просто урезали военным пенсионерам пенсию. Конечно же, мы за то, чтобы действие этой статьи приостановили. Но мы не согласны со второй частью этого законопроекта, где пишется: а теперь вот мы сделаем сначала 85,47 процента, а потом - 89,32. Почему бы сразу не сделать 100 процентов? Нужно сделать 100 процентов! Цена вопроса - 135 миллиардов рублей, сейчас только первый заместитель министра финансов сказал. Слушайте, 2 миллиона военных пенсионеров могли бы получать свою законную пенсию в полном объёме, и на это нужно всего 135 миллиардов рублей в год. Ну давайте посчитаем вознаграждение членов совета директоров одной из крупных компаний. Например, если там десять членов совета директоров и каждый получает суммы, скажем так, большие (я так скажу, не буду называть цифры, чтобы прямо вот социальную рознь здесь не разжигать), я могу сказать, что сумм просто на вознаграждение членам совета директоров этих компаний, которые, скажем так, мы могли бы сэкономить в бюджете, хватило бы для того, чтобы всем военным пенсионерам в полном объёме платить пенсию. А если бы мы вообще отрицательные акцизы убрали и вот этот демпфер пресловутый: 3,3 триллиона рублей - в прошлом году, 2,6 триллиона рублей в этом году будет, в следующем планируем 3,2 триллиона рублей... Сравните с суммой 135 миллиардов, сравните! То есть какие приоритеты мы принимаем, какие приоритеты у нас в стране? Сырьевым компаниям мы триллионы рублей находим, а военным пенсионерам, которые сегодня, вообще-то, ну... У нас сегодня вообще что происходит? У нас идёт специальная военная операция, и у нас военные пенсионеры не в лучшей форме выходят на пенсию, если доживают до неё, и мы на них экономим! Коллеги, вдумайтесь, ну если в прошлые годы, когда мы с этой трибуны вам говорили, что надо вернуть индексацию пенсий военным пенсионерам в полном объёме от денежного довольствия, как это было раньше, тогда хотя бы мирное время было, а сейчас идёт военная операция! Ну это-то время хотя бы наступило, чтобы по военным пенсионерам мы приняли правильное решение, или нет? Когда оно должно наступить?! Коллеги, поэтому мы голосуем за то, чтобы приостановить действие части второй статьи 43, по которой это несправедливое решение было введено, что ополовинили фактически пенсию военным пенсионерам, но во втором чтении будем вносить поправку, где мы будем предлагать не 89,32 процента, там, а 100 процентов, а Министерству финансов найти эти 130 миллиардов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Каждый из выступавших по этому вопросу по-своему прав. Действительно, пенсия немножко будет проиндексирована в следующем году, но только с 1 октября и только на 4,5 процента. Да, в этом году проиндексировали больше, и пытаются это всё преподнести как некий вклад в будущую индексацию. Действительно, коэффициент вырастет с 1 октября следующего года, соответственно, при дальнейшей индексации в 2025 году будет использоваться при расчёте. Но справедливо ли 3 миллионам пенсионеров - 3 миллионам! - выплачивать пенсию, проиндексированную только с 1 октября на 4,5 процента? На взгляд фракции ЛДПР, нет. С 1 января пенсия проиндексирована не будет, коэффициент, который законом установлен, не меняется, он сохраняется на уровне 2023 года, то есть пенсия не индексируется, а в октябре пенсия действительно будет проиндексирована, но только, ещё раз повторяю, на 4,5 пункта. Какая ситуация будет в экономике в октябре, какая будет ситуация в стране и в мире, история покажет. У нас прошлый год показал: правительству приходилось пользоваться временной мерой и проводить дополнительную индексацию и страховых, и военных пенсий. Мы благодарны правительству и президенту за то, что наша законодательная инициатива - мы на неё заключение не получили - концептуально поддержана и сегодня, слава богу, реализована указом президента, когда мобилизованным гражданам и другим участникам СВО, кто является получателем военной пенсии, будет выплачиваться в размере военной пенсии компенсация, потому как по общему правилу военная пенсия прекращается, если человек заключает договор, контракт с Министерством обороны и поступает на военную службу. Ну, исходя из принципов справедливости этот вопрос был решён, слава богу. Мы считаем, что данная инициатива заслуживает дополнительного обсуждения ко второму чтению. И мы считаем, что необходимо всё-таки пересмотреть подход и постараться найти оптимальное решение, чтобы 3 миллиона наших военных пенсионеров (а это не только Минобороны, это все силовые ведомства) почувствовали увеличение пенсии с 1 января 2024 года. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонид Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Андрей Леонидович? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 48 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.