Заседание № 167
09.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 448562-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2011 по 2084 из 5093
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора". Докладывает Владимир Борисович Сенин. СЕНИН В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект был нами принят в первом чтении 25 октября и при рассмотрении достаточно подробно обсуждался. Поправок ко второму чтению не поступило. Законопроектом предлагается продлить до 1 января 2027 года срок, в течение которого приостанавливается действие Федерального закона № 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора". И я напомню, что в проекте постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении правительству рекомендуется до внесения проекта федерального закона о бюджете на 2025 год и последующие годы разработать и внести проект закона, который регулировал бы вопросы исполнения обязательств Российской Федерации по сбережениям граждан, имея в виду рекомендации рабочей группы, о чём подробно мы говорили при рассмотрении в первом чтении. И я просил бы Комитет по контролю взять данное постановление Государственной Думы на парламентский контроль, в связи с тем что до этого множественные постановления Государственной Думы, обращённые к правительству по этому вопросу, не исполнялись. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к принятию во втором чтении. Я прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Борисович. Коллеги, поправок нет, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 08 сек.) Проголосовало за 287 чел.63,8 % Проголосовало против 78 чел.17,3 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. СЕНИН В. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитет предлагает рассмотреть законопроект в третьем чтении сегодня. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Будут ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 54 сек.) Проголосовало за 288 чел.64,0 % Проголосовало против 78 чел.17,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 160
25.10.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 448562-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3747 по 4301 из 5489
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Владимирович Моисеев. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, который предполагает приостановление действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" до 1 января 2027 года. Напоминаю, что в настоящий момент действие данного закона приостановлено до 1 января 2026 года. Названный федеральный закон устанавливает базовую стоимость необходимого социального набора для определения долговой стоимости одного долгового рубля, которая определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора. Долговая стоимость одного долгового рубля применяется при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств Российской Федерации. Федеральные законы, предусматривающие перевод сбережений граждан в Сбербанке России и "Росгосстрахе" в целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания, не приняты, в связи с этим отсутствует законодательная область применения долгового рубля. Напоминаю также, что действие данного закона приостанавливалось с 2003 года. Кроме того, в случае принятия всех этих указанных норм последствия для федерального бюджета составят объём, который превышает объём всех расходов федерального бюджета, а именно в 2024 году это составило бы 61 триллион рублей. Конечно, в федеральном бюджете такие средства отсутствуют. В связи с этим прошу поддержать продление приостановления действия закона о базовом социальном наборе на один год, до 1 января 2027 года. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Владимир Борисович Сенин. СЕНИН В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Соответствующий законопроект, который правительство вносит в бюджетном пакете, рассматривается Государственной Думой ежегодно на протяжении последних нескольких лет. Законопроектом предлагается продлить до 1 января 2027 года срок, в течение которого приостанавливается действие Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора". С момента принятия в 1995 году Федерального закона № 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" о признании гарантированных сбережений граждан государственным внутренним долгом Российской Федерации прошло уже 28 лет. Долг до сих пор не возвращён ни в каком виде, ни в каком размере и никому. Главная причина всегда одна - это отсутствие финансовых средств для исполнения федерального закона. Правительство Российской Федерации не видит источников финансирования, из которых возможно погашение долговых обязательств государства перед гражданами. Прогнозируемый Правительством Российской Федерации объём средств, необходимый для погашения гарантированных сбережений при их переводе в целевые долговые обязательства Российской Федерации, составляет, по оценкам Минфина, о чём докладчик сейчас говорил, на 2024 год 61,8 триллиона рублей. То есть, по оценке правительства, речь идёт о сумме, превышающей доходную часть бюджета почти в 2 раза. Каждый год при рассмотрении этого вопроса правительство докладывает примерно такие цифры, и на этом, в общем, дискуссия об исполнении этого закона завершается. Государственная Дума соглашается с предложением правительства и принимает закон, который ещё на год откладывает решение этого вопроса. В прошлом году по итогам рассмотрения аналогичного законопроекта Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку была сформирована рабочая группа по подготовке предложений для выработки механизма реализации федерального закона, и решением комитета мне было поручено работу этой группы возглавить. В состав рабочей группы вошли представители всех политических фракций Государственной Думы, трёх комитетов - по финансовому рынку, по экономической политике, по бюджету и налогам, - а также представители Министерства финансов, Центрального банка, Минэкономразвития, Минюста, Минтруда и Сбербанка. По итогам деятельности рабочей группы были предложены несколько вариантов возможного решения проблемы по долговым обязательствам государства перед нашими гражданами. Я напомню, что в Государственной Думе в предыдущих созывах создавались аналогичные рабочие группы по решению этого вопроса, но практических результатов и продвижения в решении достичь так и не удалось. Очевидно, что отдать долг по всем обязательствам, всем сразу и в полном объёме не представляется возможным. Но это не значит, что долг не следует отдавать совсем и никому. Государство призывает субъекты экономической деятельности, граждан соблюдать платёжную дисциплину. Правительство совместно с парламентом формирует и совершенствует и нормативную, и законодательную базу в этом направлении, но при этом свои обязательства уже скоро три десятилетия исполнить не может. Есть, по сути, два выхода из этого морального, законодательного и финансового тупика. Первый - это признать невозможность государства исполнить свои долговые обязательства перед гражданами, принять соответствующий закон и прекратить этот ежегодный перенос решения проблемы на будущие периоды. И второй вариант - начать решать проблему возврата долга постепенно, частями и определённым категориям граждан. Как я уже говорил ранее, всем и сразу отдать не получается. У рабочей группы было несколько предложений по решению вопроса, и все они могут как по отдельности, так и в совокупности сдвинуть процесс с мёртвой точки: можно оформить долговые обязательства Сбербанка, можно провести демонетизацию части долговых обязательств в социальные обязательства для определённой категории граждан и наконец наиболее реализуемый вариант - это осуществить выплаты только гражданам - владельцам счетов, вкладов в Сбербанке без обязательств по ценным бумагам и вкладам в организации государственного страхования, исключить наследников, провести приоритизацию по возрасту и начать такие выплаты для граждан с 1945 года рождения и старше. По информации Сбербанка, количество лиц по невостребованным вкладам на сегодня 44 миллиона человек, из них 40 миллионов - это наследники, а 4 миллиона - прямые владельцы вкладов. При таком подходе сумма долга принципиально уменьшится и выплата станет реальной. И я призываю правительство с учётом тех предложений, о которых я сказал и которые направлены на исполнение долговых обязательств государства перед своими гражданами, разработать и внести проект федерального закона. Сегодня Государственная Дума будет принимать законопроект в первом чтении, потому что надо рассматривать и принимать бюджет. В проекте постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении рекомендуется правительству довнесение проекта федерального закона, регулирующего вопрос исполнения обязательств Российской Федерации по сбережениям граждан (имея в виду рекомендации рабочей группы по этому возможному решению). Комитет Государственной Думы рекомендует принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Алексею Владимировичу. Скажите, пожалуйста, правительство не имеет средств для того, чтобы выплатить задолженность гражданам, или оно не хочет выплачивать? Потому что, я вот сейчас буду выступать, я вам скажу, где лежат деньги государственные. А вы скажите: хотите или не хотите? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Николай Васильевич, мы, безусловно, всё делаем для того, чтобы обеспечить граждан максимально возможной поддержкой со стороны государства. Об этом неоднократно говорил министр финансов. Бюджет в целом, как вы знаете, носит социальный характер. Поэтому, конечно, мы всё, что можем, делаем, а что не можем, конечно, мы делать не можем, чтобы не стало ещё хуже с точки зрения, ну, подрыва основ финансовой стабильности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Алексей Владимирович, вот долги вкладчикам до 1991 года образовались в результате ваучеризации, в результате реформы. Эти вклады были обеспечены государственной собственностью на средства производства, в результате приватизации эта государственная собственность ушла в частные руки, и на нынешний момент вкладчикам должны 61 триллион рублей - это долг, деньги, которые люди заработали, и государство должно... В результате деятельности правительства в 2023 году люди, которые получили эту собственность, называемые олигархами, увеличили своё состояние на 13 миллиардов долларов. А вы компенсационные выплаты вкладываете в 2024 год - 2,5 миллиарда рублей. Не стыдно вообще о таких суммах говорить? И когда уже повернётесь к народу, а не к олигархам? МОИСЕЕВ А. В. Евгений Иванович, к сожалению, вынужден не согласиться с вами по фактам. Давайте я вам расскажу, как это было в истории. Вклады в Сбербанке СССР, который до этого назывался сберкассами СССР, были потрачены и проедены советским правительством - сначала Николая Ивановича Рыжкова, потом Валентина Сергеевича Павлова. И к моменту, когда произошла заморозка этих вкладов (заморозка, обращаю внимание, не изъятие, а заморозка) в 1992 году, в Сбербанке все деньги были изъяты советским правительством на свои нужды. Таким образом, советское правительство ограбило граждан. Российское правительство является, как вы знаете, правопреемником, поэтому не отрицает своих моральных обязательств здесь, но деньги были потрачены советским правительством, что документировано. Я эти документы видел. Я уверен, что, если вы напишете запрос, вам всё это покажут. А приватизация произошла... Мы с вами говорим исключительно о компенсации за то, что примерно в течение полугода в 1992 году во время высокой инфляции деньги были заморожены на счетах. Номинально они не были никуда изъяты, они были заморожены, просто инфляция их съела. Таким образом, речь идёт о компенсации покупательной способности. А ваучерная приватизация произошла, как вы хорошо помните, в 1994 году, в 1993-1994 годах, то есть позже, поэтому извините, пожалуйста, - все вопросы, откуда эта проблема взялась, можете задавать советскому правительству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Алексей Владимирович, из-за подобных переносов, приостановок мы не исполняем федеральный закон, который был принят ещё в 1999 году. Базовая стоимость необходимого социального набора должна быть и является не только основой для установления стоимости долгового рубля, но и основным базовым показателем при определении прожиточного минимума для граждан России, о котором говорилось в предыдущем законопроекте. Понятно, что население не будет радо вот такой очередной инициативе, не поддерживает её. Не кажется ли вам, что очередная приостановка действия принятого закона приведёт к очередным социально-экономическим последствиям в России? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Вячеслав Михайлович, ну, мы видим, что у нас сейчас, как вы знаете, выплачиваются компенсации в двукратном или трёхкратном номинальном размере в зависимости от возраста, об этом говорил Владимир Борисович, то есть сейчас такая система уже есть, мы деньги выплачиваем всем, кто приходит. Спрос на эти выплаты уменьшается, поэтому я здесь социальную напряжённость, честно говоря, не усматриваю, и довольно существенно уменьшается. Ещё несколько лет назад объём выплат составлял около 10 миллиардов рублей, сейчас он в районе 3 миллиардов рублей. Это объём тех заявок, которые мы сейчас имеем, которые к нам приходят. Тем не менее я согласен с вами в том, что очередная приостановка не делает чести никому, поэтому я поддерживаю позицию Владимира Борисовича: конечно, к следующему году надо уже какое-то окончательное решение принять. Есть ряд предложений рабочей группы, которые, я думаю, мы сможем поддержать. Собственно говоря, Владимир Борисович говорил, что когда комитет рассматривал законопроект, нам было дано поручение к следующему году какое-то окончательное решение предложить - будем работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, спорны ваши утверждения. Вы отвечаете за законодательство в банковской сфере. Вот больше вреда финансовой системе, чем Центробанк, никто не наносит: плавающий курс (вы обесцениваете валюту, нарушая Конституцию), ключевая ставка... Но я о другом. Шувалов был первым вице-премьером, у меня есть бумага, подписанная им, и там написано, что долги были тогда 27 триллионов, тоже обосновывали, что нельзя... Но вы отменяете, переносите действие закона 21 год! За это время сколько составляет прибыль ныне госкорпорации "Сбер"? 1,3 триллиона только за девять месяцев, понимаете? За последние пять лет прибыль банковской системы - почти 10 триллионов. Может, тут надо развернуть интересы и не следовать классикам ныне недружественных стран... (Микрофон отключён.) МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Николай Васильевич, то, что сказано после выключения микрофона, я не расслышал. (Оживление в зале, смех.) Что касается содержания вопроса, наверное, вам виднее, но я полагаю, что вопросы курса и ставки у вас будет возможность в конце года обсудить, заслушать информацию по денежно-кредитной политике, я уверен, что тогда будут представители правительства тоже, Центрального банка. Ну а что касается банков, могу сказать только то, что мы исправно собираем с банков половину прибыли в бюджет в виде дивидендов, и потом эти дивиденды распределяются вами в рамках расходов бюджетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Алексей Владимирович, закон, который мы сейчас обсуждаем, вступил в силу в 2003 году. Коллеги, мы уже 20 лет - 20 лет! - продлеваем вот эту заморозку по выплатам вкладов, сегодня юбилейная дата. Но я хочу отметить, что действующий закон приостанавливает выплату вкладов до 1 января 2026 года. Какое отношение это имеет к бюджету 2024 года? Мы сейчас, принимая закон, заморозку продлеваем до 2027 года, поэтому у меня вопрос: а чем обосновывается вот ваше дальнейшее, так сказать, пролонгирование заморозки, если речь не идёт о бюджете следующего года? Когда правительство намеревается решить этот вопрос? Вот сейчас вы сказали, что возьмёте во внимание материалы рабочей группы - да этих рабочих групп уже неведомо сколько создавалось! И работали над законом мы очень давно... (Микрофон отключён.) МОИСЕЕВ А. В. Уважаемая Нина Александровна, я на самом деле должен извиниться за то, что не сказал об этом в своём докладе. Причина, почему сейчас надо продлевать срок до 1 января 2027 года, связана с тем, что правительство внесло вам на рассмотрение проект бюджета именно на трёхлетний период, то есть на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. Сейчас приостановка действует до 1 января 2026-го, то есть 2026 год не покрывается, поэтому мы продлеваем на финальный год бюджетной трёхлетки. Вот это я должен был в докладе сказать, я извиняюсь. Что касается рабочей группы, я должен здесь отдать... сказать спасибо Владимиру Борисовичу. Я, честно говоря, на своём веку первый раз вижу настолько серьёзную проработку вопроса. Я действительно рассчитываю, что нам удастся, может быть, даже в весеннюю сессию предложить какое-то решение по этому вопросу. И Николаю Васильевичу должен ответить. Никто ничего не платит у нас сейчас врагам. Президент ещё в феврале 2022 года принял решение о том, что все выплаты врагам идут по так называемым счетам типа "С", - это 79-й, 81-й и 95-й указы 2022 года, там это всё прописано. Враги не получают от нас ни копейки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к обоим докладчикам. Безусловно, это созвучно с вопросами Коломейцева, Останиной, но тем не менее. Действительно, общество очень болезненно переживает эту тему, и не надо делать вид, что люди забыли об этих вкладах. И не так уж много их осталось, многие не доживут. Может, кому-то это доставляет какое-то наслаждение. По крайней мере, люди говорят: власть не хочет видеть этот внутренний долг перед гражданами Российской Федерации. Но при этом они видят, что Сбербанк себе выплачивает огромные дивиденды, премии и так далее, не говоря уже о других корпорациях. Десятки лет нам рассказывают о том, что денег на это нет, а если бы начали выплачивать в своё время, то, конечно, сейчас такая сумма, о которой вы говорите, не звучала бы. Мне хочется знать ваше личное мнение по поводу того, как нам нужно это решить и как вы готовы работать по наработкам рабочей группы? Мы будем... (Микрофон отключён.) МОИСЕЕВ А. В. Ольга Николаевна, мы сделаем всё, что действительно возможно и находится в рамках финансовых возможностей бюджета. Я сейчас, конечно, не хотел бы какие-то приоритеты ставить среди тех семи, по-моему, предложений, которые рабочая группа разработала, с какими-то мы больше согласны, с какими-то меньше, но я уверен, что финальное решение будет результатом совместной работы с вами, с депутатами, и будет найден компромисс. Что касается... Вроде я ответил на все вопросы. Не ответил? Вроде всё, не было больше, да? Да, всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обухов Сергей Павлович. ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ. Вопрос Алексею Владимировичу. Уточните, каков сейчас размер долгового рубля? То есть 1 рубль вклада 1991 года сколько сейчас по всем этим расчётам в соответствии с законопроектом составляет? И небольшое напоминание: Украина и Молдавия провели компенсационные выплаты - богатая Российская Федерация отказывает в этом своим гражданам. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Сергей Павлович, по-моему, с 2012 года Росстат не рассчитывает долговой рубль, поэтому мы примерные прикидки делаем. Честно говоря, я сейчас цифру могу назвать только приблизительную. Это, в общем, приблизительно равно накопленной инфляции за этот период, плюс-минус... ну, официальных цифр нет, приблизительно это накопленная инфляция за этот период. То есть, получается, с учётом того что начиная с 1998 года, мы говорим про несколько сотен... нет, видимо, про несколько тысяч процентов. Что касается Украины и Молдавии. Мы тоже сделали компенсационные выплаты. Как я уже сказал, мы двукратные и трёхкратные выплаты производим на ежегодной основе, причём это именно компенсационные выплаты, то есть это не уменьшает объём тех средств, которые граждане держали в Сбербанке СССР в 92-м году, это именно компенсация за утрату покупательной способности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Борисович, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Арефьев Николай Васильевич. От фракции - поставьте время. АРЕФЬЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, ну, этот вопрос у нас рассматривается давно. Я обещал вам сказать, где лежат деньги в нашем государстве, вот с этого я и начну. Вот есть у нас две подушки безопасности: одна называется "золотовалютные резервы", а другая называется "Фонд национального благосостояния". Это деньги наши, принадлежат России, а единственным носителем власти в России является народ, значит, вот народу эти деньги и принадлежат. И как назло... Смотрите, 13 триллионов у нас Фонд национального благосостояния, 50 триллионов - золотовалютные резервы, в сумме 63 триллиона - это как раз та сумма, которая необходима для того, чтобы выплатить все компенсационные выплаты нашему народу, всю задолженность Сбербанка. Давайте выплатим! Но вы же боитесь, у вас нет товарной массы на эту сумму. Вы же всё время во всеуслышание говорите: сейчас с полок магазинов всё исчезнет. Исчезнет, потому что 30 лет вы людей держите на голодном пайке, на прожиточном минимуме - вот сейчас с этой трибуны только все эти слова звучали, мне повторять не надо. Все затягивали пояса - буржуазия всё расширяла пояса, а народу всё затягивали, 20 миллионов человек живут, получая меньше прожиточного минимума. Ну нельзя же так! Так вот, эти две подушки безопасности уже стали опасными подушками, на этих подушках безопасности лежит наша лежачая экономика и умирает 20 миллионов человек, которые живут за чертой бедности. Так не пора ли эти кубышки-то открывать? Это всё-таки наши деньги! И не надо говорить, что их не надо использовать, - вы не хотите их использовать. Не хотите - так и скажите. У нас кроме этих 60 триллионов есть и другие деньги. Вот смотрите, недавно президент Путин своим указом отменил несколько законов об избежании двойного налогообложения - это мы здесь принимали. Знаете, сколько у нас таких законов? С 82 странами заключены договоры об избежании двойного налогообложения, в которых Россия отказалась от своей доли налогов в пользу офшорных государств. Правильно сделали? Ну, наверное, правильно, если мы ради олигархов всё это делаем, а не ради своего собственного народа. Мы теряем 5 триллионов рублей в год, а может быть, сейчас уже больше, потому что инфляция большая. Так давайте вот со всеми этими странами расторгнем эти договоры, 5 триллионов получим и из них заплатим по вот этим долговым обязательствам. У нас лежит законопроект, о котором мы много раз говорили, - законопроект о прогрессивном подоходном налоге на сверхдоходы. Если мы примем хотя бы 30-процентый налог, то получим 2,3 триллиона рублей в год. Хорошие деньги? Хорошие. Можно расплатиться с долгами? Можно. Почему не принимаем? В прошлом году - это самый тяжёлый год для Российской Федерации - у нас прибавилось 22 долларовых миллиардера и их состояние увеличилось на 150 миллиардов долларов, а в этом году на 32 миллиарда долларов уже увеличилось. Это нормально?! 20 миллионов - ниже прожиточного минимума, а какие-то 22 человека наживают такие огромные деньги. Это что, правильно? Денег нет у нас в министерстве? Так поищите, возьмите! Мы вам бюджет развития демонстрировали в прошлом году и в этом году, когда бюджет принимать будем, тоже скажем. Вот у нас по теневой экономике есть разные оценки: Международный валютный фонд говорит, что она 45 процентов ВВП занимает, Минэкономразвития говорит - 28 процентов. Какая бы сумма ни была, но около 10 триллионов налогов теневая экономика не платит. А почему не платит? А потому, что там олигархия заслуженная, вот она и не платит, это не малый бизнес, это не платят маститые жулики и проходимцы, до которых руки не доходят, не хотят платить, и власти молчат. Перед ними... как Пушкин говорил: "Пред вами суд и правда - всё молчи!" Так есть у нас деньги? Есть. Я мог бы назвать ещё несколько источников, которые можно было бы сконцентрировать, чтобы выплатить людям всю эту задолженность, но вы же не хотите, вы не хотите выплачивать людям ничего, потому что у вас нет товарной массы. Почему правительство всё время говорит, что нет денег? А потому, что надо налаживать импортозамещение, надо налаживать производство, надо развивать сельское хозяйство, а у нас с сельского хозяйства срезали все финансовые ресурсы, которые были запланированы в этом году. А как же развивать? Импортозамещение. Сегодня вот беру здесь газету - вы видели, наверное, что у нас за импортозамещение: мы собираемся строить целую кровеносную систему железных дорог, чтобы вывозить отсюда газ и природные ресурсы, а оттуда везти готовые товары. Да разве же будет у нас когда-нибудь товарная масса на 60 триллионов рублей? Да правительство просто не хочет её создавать, они привыкли торговать природными ресурсами, иметь огромные деньги и вывозить, и вывозить, и вывозить. И деньги вывозить. В прошлом году вывезли 2,5 триллиона - кто вывез? Дезертиры. Вместе со своими детьми уехали - кто в Израиль, кто в Грузию, кто в Казахстан. Вывезли? Вывезли. А вот господин Моисеев говорит: надо вывозить, всё надо вывезти, тогда эти деньги вернутся к нам в виде иностранных инвестиций. Вернулись? Ничего не вернулось! В позапрошлом году 74 миллиарда вывезли - полтора триллиона ввезли, а в прошлом году вообще ничего не ввезли. Так что деньги у правительства есть, и такие законы принимать не надо, надо принимать закон, чтобы компенсировать людям всё, что задолжало им государство. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." - Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, тут нельзя не выступить, речь идёт о 61 триллионе рублей. Но я немножко сейчас поправлю представителя правительства - он говорит: денег у нас нет. Ну, на самом деле 61 триллион и не требуется за один год выплачивать. Если мы вообще ничего не будем выплачивать... 61 триллион - это нужно за один год, а у нас трёхлетний бюджет, то есть как минимум за три года можно было бы выплатить, это уже на три поделить, то есть по 20 триллионов, это как минимум. Это первое. Второе. В этом году мы принимаем решение - вы принимаете решение! - о замораживании выплаты внутреннего государственного долга перед своими гражданами в двадцатый раз. В двадцатый раз Дума принимает решение! Можно ли было выплатить эти деньги? Конечно, можно было. Вот Алексей Владимирович Моисеев сказал тут, отвечая на вопрос представителя КПРФ, дескать, это же советское правительство задолжало, а мы, как правопреемники, за них рассчитываемся, это, типа, не наши долги, и мы могли бы их не возвращать. Алексей Владимирович, а когда мы признали, что мы, Российская Федерация, правопреемники СССР, мы же все долги признали и все активы забрали - заметьте, все активы тоже. Мало того, иностранным кредиторам-то мы всё выплатили. Мы же выплатили всё иностранным кредиторам! То есть иностранным кредиторам мы всё выплатили, а своим кредиторам, россиянам, мы не выплачиваем - это что такое вообще? Далее. Я читаю обоснование: дескать, отсутствует финансовый источник, поэтому каждый год при принятии решения о бюджете мы принимаем решение о приостановке действия этой статьи закона, причём - читаю далее обоснование - это не повлечёт негативных социально-экономических, ну, и иных последствий. Для кого не повлечёт? Для тех, кого вы кинули, не повлечёт? Давайте так, вот только что мы рассматривали законопроект, по которому мы утверждали повышение минимального размера оплаты труда до 19 тысяч. Но он не дотягивает... даже если его считать от средней заработной платы, то он в принципе, в тех же процентах, должен быть 30 тысяч. И естественно, по стоимости, скажем так, услуг, товаров, которые нужны человеку для выживания, он не дотягивает, реально эта сумма составляет 60 процентов от стоимости того необходимого минимального набора, который мы посчитали ещё четыре года назад, а сейчас эта сумма гораздо больше. И вы говорите, что никаких последствий не повлечёт... Теперь что касается того, где взять деньги, это самое интересное. В этом же проекте закона о бюджете на 2024, 2025 и 2026 годы вы предусматриваете отрицательные акцизы. Если их суммировать по статьям, то примерно от 3,3 до 3,5 триллиона рублей каждый год только нефтяные компании получат за то, что якобы они держат цены на внутреннем рынке. Можно было бы сделать так, чтобы не пришлось выплачивать эти деньги? Конечно, можно было. Нужно отменить налоговый манёвр в нефтяной отрасли, перенести ту же самую сумму налогов, которую мы собираем с нефтегазового сектора, - а это 8 триллионов рублей, вы сами это определили, - половину хотя бы перенести на экспортные пошлины, и это даст экономию в 4 триллиона рублей, потому что в этом случае цены на внутреннем рынке на топливо упадут, государство сэкономит 1 триллион рублей только на покупках топлива и 3,3 триллиона рублей останется в бюджете. Итого 3,3 плюс 1 триллион - это 4,3 триллиона рублей, и это только нефтегазовый сектор. Идём дальше. У нас сегодня крупнейшие госкомпании проводят закупки у взаимозависимых лиц без проведения конкурентных процедур, объём закупок - 30 триллионов рублей! Ну, мы в Минфине эту тему уже обсуждали, они мне говорят: так мы же их сейчас не контролируем, мы не знаем, это непрозрачно. Ну, когда было прозрачно, тогда уже Минфин давал открытую информацию о том, что из этих 30 триллионов на 29 триллионов закупается без проведения конкурентных процедур. Это статистика. В Минфине эти данные были, сейчас они их закрыли. Ну, по самым скромным подсчётам, я очень скромно возьму, если размеры завышения (я скажу "завышения", не воровства, а завышения стоимости контракта) составят 20 процентов и при проведении конкурентных процедур эта цена снизится на эту сумму, то это будет 6 триллионов рублей. 4,3 плюс 6 - это получается 10,3 триллиона рублей, вот вам, пожалуйста. То есть этой суммы достаточно, чтобы за шесть лет рассчитаться. За шесть лет! Необязательно даже за шесть, можно и за 15 лет рассчитаться, надо рассчитываться. Просто у нас раньше 5 миллиардов рублей закладывалось в год, сейчас ещё меньше закладывается на выплату. Мы же деньги закладываем. Ну возьмите по 1 триллиону рублей, по полтора, по два закладывайте, необязательно все 10, которые мы сэкономим, сразу вернуть. Но если вы будете расплачиваться, то люди поверят и подождут ещё, ну, кто-то уже не дождался, но у них наследники есть. Коллеги, учитывая такую бедность в стране, не рассчитываться с самым главным кредитором - нашими гражданами, ну, мне кажется, это просто несправедливо, нечестно и неправильно. То есть со всеми остальными рассчитались, с нашими гражданами рассчитываться не хотим. Поэтому, конечно, наша фракция будет голосовать против этого законопроекта. Мы считаем, что деньги в стране есть, нужно просто набраться смелости и выполнить взятые на себя обязательства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Владимирович, выступить с заключительным словом есть необходимость? Нет. Владимир Борисович, с заключительным словом будете выступать? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 58 сек.) Проголосовало за 288 чел.64,0 % Проголосовало против 79 чел.17,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.