Заседание № 170
16.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 448557-8 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3392 по 3448 из 6210
11-й вопрос, проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект о тарифах на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на предстоящий год и последующие два года подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Поправок не поступило. Комитет предлагает принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Коллеги, поправок нет, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 22 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все установленные Регламентом процедуры и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 00 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 159
24.10.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 448557-8 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4595 по 4816 из 5907
15-й вопрос, проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Николаевич Пудов. Пожалуйста. ПУДОВ А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Названным проектом федерального закона как в текущем году, так и на последующие годы, как и было в предыдущие годы, предлагается сохранить 32 класса профессионального риска с размером страхового тарифа от 0,2 до 8,5 процента в соответствии с видом экономической деятельности страхователя. Соответственно, средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,51 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных лиц. Срез, который поступит от уплаты страховых взносов, будет достаточным для выполнения в полном объёме всех обязательств, предусмотренных законодательством. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предусматривается, что и на будущий год, и на плановый период 2025-2026 годов страховые взносы изменений не претерпят, они будут уплачиваться в соответствии с законом от 2005 года. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует принять законопроект в первом чтении. Стороны Российской трёхсторонней комиссии поддержали законопроект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы, Счётная палата также поддерживают законопроект. Комитет Совета Федерации по социальной политике считает необходимым поддержать законопроект. Поэтому Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Николаевич, помнится, при принятии закона об оценке труда - Михаил Васильевич его главный разработчик - ваше ведомство обещало, что у нас коэффициенты начнут изменяться. Ну, вы же понимаете, есть производство, которое модернизировалось, и его, скажем, аварийность значительно меньше, но оно всё равно по отраслевому принципу платит коэффициент большой. Когда мы всё-таки перейдем к реализации предложений Михаила Васильевича? ПУДОВ А. Н. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. В принципе изменения уже происходят. Мы об этом говорили в период принятия закона, который предполагает специальную оценку условий труда, - наверное, вы о нём же говорили, - и там несколько аспектов. Напомню, что там, во-первых, полностью была модернизирована сама система специальной оценки условий труда, которая стала более объективной и прозрачной с точки зрения характера. Во-вторых, её результаты стали напрямую влиять на размеры тарифа страховых взносов, как минимум в части тех профессий, которые являются вредными и за которые даётся досрочная пенсия, и они напрямую зависят от класса вредности: 3.1 - один тариф, 3.2 - другой и так далее. Соответственно, сегодня уже эта зависимость есть, то есть расходы работодателя, исходя из дополнительного тарифа страхового взноса, напрямую зависят от того, хорошие результаты спецоценки или хуже. Ну, с понижением класса меньше и тариф. То есть уже этот эффект есть. Что касается вопроса, связанного с тем, чтобы изменить тариф страхового взноса на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. То, что уже несколько лет тариф страхового взноса сохраняется на неизменном уровне, - это результат нашего коллективного взаимодействия вместе с ФНПР и РСПП, потому что все те предложения, которые мы вместе отрабатывали... Мы вместо тех 32 классов тарифа страховых взносов, которые есть сегодня, сделали 54, 72, 18. Главный ключ действующей модели заключается всё-таки в том, что у нас в первом классе все бюджетные учреждения, которые фактически своим тарифом страхового взноса обеспечивают более высокие расходы, чем те, которые даются тарифом - последним, 32-й класс вредности, и другими, которые около него. Соответственно, это и баланс интересов: тариф сегодня отвечает этому балансу. По сути, это даже некоторый элемент финансовой поддержки из федерального бюджета отраслей, которые относятся к 32-му классу, а там, напомню, уголь, отчасти металлургия и другие отрасли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ремезков Александр Александрович. ДРАПЕКО Е. Г. Драпеко по карточке Ремезкова. У меня вопрос по новым регионам, по Донецкой Народной Республике. В апреле 2023 года страховой тариф для шахт Донбасса повысился ровно в 2 раза - с 15 до 30 процентов, и сегодня, мне кажется, у них неподъёмная на самом деле нагрузка финансовая, потому что часть шахтёров была мобилизована на фронт, у них мобилизован транспорт, они ведут добычу под постоянными обстрелами. Нельзя ли нам сделать так, чтобы им либо отсрочить выплату полной вот как бы этой страховой суммы, либо сделать какую-то рассрочку или преференцию? ПУДОВ А. Н. Спасибо, Елена Григорьевна, за вопрос. Я так понимаю, вы сейчас говорите не про тарифы по несчастным случаям, а вы говорите про тариф общий, тот, который в целом на социальное, медицинское и социальное страхование, по временке и беременке. Ну давайте обсудим, я понимаю, о чём вы сказали. То есть у них введён тариф, который применяется для всех российских предприятий, - понятно, давайте обсудим, потому что это не в рамках этого проекта. Здесь только про страхование от несчастных случаев, этот тариф одинаковый для всех. Отработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Михаилу Васильевичу. Уважаемый Михаил Васильевич, базовым законом для начисления страховых взносов является закон, принятый ещё в 2005 году. Ежегодно, начиная с 2006 года, мы принимаем подобного рода законы, вот как сейчас, мы вносим изменения в бюджет. Скажите, а нет ли желания сделать вот это постоянно действующей нормой, чтобы мы ежегодно не утверждали эти тарифы, тем более что, как Андрей Николаевич сказал, они у нас не меняются в течение многих лет уже? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Люди, которые имеют отношение к охране труда, помимо всего прочего, ещё и суеверны, поэтому нам надо радоваться, что с 1995 года у нас не произошло никаких катаклизмов и наши доходы, которые получает бюджет, превышают расходы. Но так не всегда бывает, бывает и наоборот - в любой момент в результате любого стихийного бедствия, какой-то ситуации это может измениться, поэтому тарифы надо утверждать, безусловно, каждый год. И я поддерживаю то, что сказал Андрей Николаевич, конечно, всё-таки должна работать такая система, которая учитывает, что в металлургии это предприятие конца XX века или начала XXI века. Но на этом этапе и работодатель, и профсоюзы сказали, что в нынешних условиях не надо ничего сейчас раскатывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Андрей Николаевич, в продолжение вопрос. Мы не первый год один и тот же диалог ведём, вы говорите: будем рассматривать, будем готовить, да, готовы к пересмотру, потому что та система установления риска, которая есть, мягко говоря, несправедливая. И вопрос не только в бюджетниках, которые якобы компенсируют или балансируют эту систему, там есть и частные предприятия, это дополнительная нагрузка. И вот тот профицит, который ежегодно образуется, я понимаю, позволяет балансировать вообще всю систему социального страхования как таковую, но он же и возлагает дополнительную нагрузку на работодателя, на того работодателя, который выполняет, скажем так, все свои обязательства: снижает вредность, перестраивает производство, переоснащает. Фактически на сегодня стимулов у них, кроме специальной оценки условий труда, о чём вы говорите, дополнительных стимулов нет - в части изменения перерасчёта, в части значительного снижения коэффициента по первой группе, что уже давно назрело и в принципе объективно просматривается. Всё-таки перспектива планирования какая у вас впереди? Вот сейчас "нет", а когда тогда "да"? Хотя, ещё раз повторю, вчера, позавчера вы были готовы рассматривать пересмотр. ПУДОВ А. Н. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Я ещё раз подтверждаю: мы эти изменения отрабатываем с периодичностью минимум раз в полгода, готовя предложения, но все эти предложения... Я вот, чтобы объективным быть, вам назову: I класс, где в основном бюджетники, тарифы страховых взносов - 43,4 миллиарда, расходы - 12 миллиардов; переходим к XXXII классу, где тарифы - 6,3 миллиарда, расходы - 13,5 миллиарда. Во сколько раз превышает расходная часть доходную, видите? Соответственно, откуда баланс берётся? За счёт того, что тарифами по I классу, в которых фактически не бывает страховых случаев, обеспечиваются расходы по XXXII классу. Ну, я ещё раз повторю эту важную мысль. Мы же исходим из баланса интересов всех сторон - правительства, работодателей, профсоюзов. На сегодня это предложение, которое обеспечивает в год... напомню, в 2024 году у нас более 60 миллиардов профицит по этому виду страхования - от несчастных случаев на производстве. Это тот необходимый резерв, о котором сказал Михаил Васильевич. Он нужен на тот случай, если вдруг эти средства будут нужны. А вообще, если посмотреть мировой опыт, у них обычно страховой резерв вообще в годовом объёме, ну, я не буду эти страны называть, недружественные теперь, но у них годовой объём - у нас меньше годового в несколько раз. Система, с которой согласны все стороны социального партнёрства, которая генерит профицит, мне кажется, ну, нормальная на текущий момент. Как только она перестанет устраивать каждую из сторон, безусловно, мы к вам придём с предложениями, которые изменят эту ситуацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шубин Игорь Николаевич, пожалуйста. ШУБИН И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я очень вас прошу рассмотреть сегодня 22-й вопрос. Наш коллега - сенатор приходит к нам уже второй раз. Пожалуйста, будьте любезны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Николаевич, давайте мы сейчас, раз вы поставили этот вопрос, договоримся: мы должны сегодня рассмотреть 15, 16 и 22-й вопросы и два проекта постановлений. Вот такая программа нашей работы - договорились? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Несколько раз уже сенатор приходил на заседание... Коллеги, будут ли желающие выступить? Я не вижу рук. Проект федерального закона ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 50 мин. 59 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.