Заседание № 163
18.04.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 448334-6 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2696 по 2943 из 7203
8-й вопрос повестки, проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям". Сергей Дмитриевич Шаталов, пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Рынок факторинговых услуг в последнее время бурно развивается: за последние десять лет он увеличился примерно в двадцать раз и достиг объёма около 2 триллионов рублей, по оценкам 2013 года, и это несмотря на то, что в российском национальном законодательстве вопросы факторинга урегулированы не полностью. Так, Гражданский кодекс не в полной мере регулирует эти отношения, закон "О валютном регулировании и валютном контроле" тоже требует определённых корректировок, Кодекс об административных правонарушениях тоже следует подкорректировать, а самые большие проблемы - в сфере международных факторинговых операций, и для того, чтобы их решить, предлагается присоединиться к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям. Это один из элементов "дорожной карты" по развитию экономики, доступа российских организаций на международные рынки, с этим обращается бизнес, и для того, чтобы создать ему благоприятные условия для развития, правительство просит поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вадим Валентинович Кумин. Вадим Валентинович, вы посидели в кресле Геннадия Андреевича и набрались энергии. КУМИН В. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по финансовому рынку рассмотрел проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям" и отмечает следующее. Факторинг представляет собой, как правило, форму финансирования факторинговыми компаниями или банками производителей и поставщиков товаров и услуг при условии уступки последними денежных требований к своему покупателю. При этом организации, осуществляющие факторинговую деятельность, могут оказывать целый комплекс иных услуг, в том числе ведение счетов, сбор дебиторской задолженности и защиту от неплатёжеспособности дебитора. Факторинг является важным механизмом пополнения оборотных средств субъектов хозяйственной деятельности, особенно он приносит пользу средним и малым предприятиям, которые практически всегда имеют дефицит в оборотных средствах и значительные кассовые разрывы. Конвенция по международным факторинговым операциям регулирует отношения, возникающие при использовании договоров факторинга при уступке права требования. В конвенции определена сфера её применения, установлены права и обязанности сторон по договору факторинга, в том числе и в случае переуступки денежного требования. В настоящее время развитие рынка факторинга в Российской Федерации сдерживается некоторыми законодательными ограничениями, и в первую очередь Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Проблема заключается в том, что российские факторинговые фирмы на сегодняшний день фактически исключены из оборота факторинговых международных услуг, потому что валютные операции между российскими резидентами прямо запрещены действующим валютным законодательством. Поэтому необоснованное конкурентное преимущество получают международные факторинговые компании, иностранные, и иностранные банки, которые имеют право предоставлять такие услуги в соответствии с нашим законодательством, а российские факторинговые компании и банки, получается, не имеют права их предоставлять. Есть предложение это несоответствие устранить, присоединиться к конвенции, а затем поправить наше внутреннее законодательство, с тем чтобы исключить необоснованное конкурентное преимущество иностранных игроков. И как сказал уважаемый официальный представитель правительства, в принципе факторинговый рынок очень бурно растёт и с принятием этого закона будет расти ещё мощнее. Законопроект прошёл соответствующие экспертизы, и замечаний по нему ни юридического характера, ни лингвистического нет, заключения получены положительные. Комитет предлагает его поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Валентинович. Вопросы есть, поэтому включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Дмитриевич, насколько я знаю, фактор - это торговый агент, посредник между производителем и потребителем, то есть он должен ускорить, видимо, оборот товаров, оборот услуг и оборот капитала, но здесь возникает серьёзная опасность. Вот два дня назад в этом зале выступал министр экономического развития Улюкаев, и он привёл данные: по расчётам министерства, в этом году чистый отток капитала за границу уже составил 63 миллиарда долларов - столько, сколько за весь прошлый год! - и не исключено, что до конца года эта цифра в три-четыре раза увеличится. Возникает вопрос: стимулируя движение капитала, стимулируя увеличение прибыли, не придём ли мы к обратному результату, к тому, что ещё больше капитала будет выводиться за границу, а наши предприятия, бизнес, о котором вы пишете в пояснительной записке, постоянно будет говорить, что у него не хватает собственных средств для товарооборота? То есть, задумывая благое дело, мы получим отрицательный результат... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Мне кажется, что такие опасения необоснованны, поскольку речь идёт о факторинговых операциях. Как правило, ситуация возникает следующая: когда осуществляется международная товарная операция, из России, например, поставляются на экспорт товары, а в ответ следует задержка оплаты или неоплата этих товаров по каким бы то ни было причинам, тогда фактор берёт на себя обязательства профинансировать те средства, которые не поступили в Россию, и, соответственно, расширение этих возможностей приведёт к тому, что средства будут быстрее возвращаться в Россию. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШАТАЛОВ С. Д. Нет, мы сейчас говорим, что они пойдут в другую сторону... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Сергей Дмитриевич, ну, благими намерениями всегда вымощена дорога в ад, как известно, поэтому я хотел бы уточнить. Вот вы же, вероятно, лучше других знаете, что у нас в корпоративном долге наибольший удельный вес составляют как раз вот те самые банки. Не кажется ли вам, что это будет дополнительный официальный способ вывода капитала, потому что, к сожалению, мы больше товаров завозим, чем вывозим? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Дмитриевич, пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Нет, совершенно не кажется, потому что корпоративный долг - это одни отношения (кредиты, займы), а расчёты по товарным поставкам, к которым имеет отношение факторинг, - это совсем другие отношения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лихачёв Василий Николаевич. ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ. Сергей Дмитриевич, у меня два технических вопроса. В свете присоединения к конвенции готовит ли, планирует ли министерство новые законодательные поправки? И второй вопрос: каков механизм разрешения споров по этой конвенции? Традиционные ли это стокгольмский арбитраж, парижские, лондонские структуры, или же это какие-то особые системы? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопросы. По первому вопросу, по законодательству. Да, я упоминал о том, что мы предполагаем подготовить три законопроекта: поправки в Гражданский кодекс, в закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и в КоАП. Все эти поправки у нас уже подготовлены и проходят внутриведомственное согласование. У нас есть определённое время, потому что конвенция, если мы к ней присоединяемся, вступает в силу через сто восемьдесят дней после того, как в депозитарий будут переданы документы о том, что мы присоединились к этой конвенции. С этой точки зрения, считаем, мы делаем все необходимые шаги. А второй вопрос напомните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Механизм разрешения споров. ШАТАЛОВ С. Д. А, механизм разрешения споров. Конвенция не регулирует вопрос, каким образом разрешаются споры, но она отвечает на другие очень важные вопросы: когда, при каких обстоятельствах стороны обязаны или могут применять те или иные инструменты и механизмы, например, можно ли переуступать долг третьему лицу, имеет ли право фактор оплатить эту сумму не полностью или востребовать с должника в случае, если есть отклонения от контракта по поставке, если, например, поставлены некачественные товары. Это даёт дополнительные возможности для того, чтобы защищать в суде свои интересы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Есть ли желающие выступить? Есть, один Николай Васильевич Коломейцев, больше желающих нет. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, казалось бы, самое важное сегодня - у нас подавляющая часть производителей, особенно сельхозпроизводство, катастрофически страдает от недофинансирования, или, я бы даже сказал, нефинансирования оборотки, а в селе у нас, как известно, один раз посеял - один раз уберёшь (это, например, в Китае или во Франции, в некоторых районах США можно два раза посеять), но, безусловно, факторинг не для сельского хозяйства. И к сожалению, - вот уважаемый мною один из самых опытных специалистов замминистра Сергей Дмитриевич Шаталов, который, безусловно, лучше многих знает законодательство, наверняка это понимает, - в отношении России даже ратифицированные конвенции трактуются несколько по-другому. Вот смотрите, втянули нас в ВТО господа из Минэкономразвития, рассказывали нам сказки, но забыли перевести сорок девять тысяч страниц специального обязательного текста. Ну что такое ВТО сегодня? Вот 2 апреля прозаседали, ни к чему не пришли, но в отношении России уже более ста тридцати исков выдвинули, а у нас специалистов, которые могли бы квалифицированно представлять нашу страну, - а я вас с этой трибуны об этом предупреждал - нет, а тем, которых нанимаем, платим в три раза больше, чем надо. Не получится ли так и с этой конвенцией? Потому что вы слышали, как на вопрос, а есть ли какие-то правовые инструменты и институты, которые смогут нам помочь реализовать эту конвенцию, Сергей Дмитриевич ответил, что пока нет. Поэтому, поддерживая концепцию, правильность направления, я всё же высказываю опасение, Сергей Дмитриевич, что, может быть, это вы с подачи каких-то определённых сил пытаетесь не вносить законы по ужесточению валютного регулирования и постановке плотины на пути безудержного вывоза капитала? Вы знаете лучше меня, что у нас на самом деле не 50 миллиардов долларов в первом квартале вывезли, а значительно больше, а через факторинг эту сумму можно ещё увеличить - ну, правда, предварительно надо организовать на нашей территории несколько серьёзных факторинговых компаний и начать финансировать или вывозить капитал - у нас специалистов по маклям больше всех в мире. Мы хотели бы, чтобы Министерство финансов взяло, ну, скажем так, за пример... Времени чуть-чуть добавьте, пожалуйста. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вот давно я не вижу здесь Резника Владислава Матусовича - он специалист, который подготовил новеллу... я называю такие законы "братская могила". Он единственный в мире специалист, который за один день протащил в трёх чтениях 380 миллиардов рублей антикризисных мер из бюджета в поддержку фондового рынка! Вот если бы эти 380 миллиардов да на оборотные средства, мне кажется, у нас эффект от всех антикризисных мер был бы лучше. Поэтому хотелось бы вас попросить, чтобы вы, внося проект закона на ратификацию, параллельно внесли бы ещё четыре закончика - и по усовершенствованию валютного регулирования, и по пресечению всяких левых схем, - а ещё лучше, если бы вы бюджетные правила принесли сюда из Минфина да и упразднили! Понимаете, какая это сразу была бы сумма для народного хозяйства? Это бы было значительно полезнее! Поэтому, поддерживая концепцию, мы не верим в то, что этот закон даст какой-то глоток воздуха для нашего реального сектора. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Дмитриевич, будете выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5561 по 5578 из 7203
8-й пункт, проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям", выносится на ратификацию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 58 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принимается.