Заседание № 153
10.10.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 448293-8 "О денонсации Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1734 по 1963 из 5426
Переходим к 3-му вопросу. О проекте федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств". С докладом выступит официальный представитель Президента Российской Федерации заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Васильевич Вершинин. Пожалуйста, Сергей Васильевич. ВЕРШИНИН С. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Мне очень понравился предыдущий разговор, в котором в том числе вышли на серьёзные международные аспекты, разговор, мне кажется, очень правильной, нужной требовательной тональности. Хочу сказать о денонсации Российской Федерацией Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин внёс в Государственную Думу законопроект "О денонсации..." Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Подписана она была 28 февраля 1996 года, ратификация состоялась 21 августа 1998 года, действует конвенция для нас с 1 декабря 1998 года. Цель конвенции - способствовать укреплению правовой базы государств-участников в деятельности по защите прав национальных меньшинств, в том числе в международном сотрудничестве. Вследствие ратификации конвенции и её вступления в силу наша страна получила возможность включить своего представителя в список экспертов, претендующих на участие в консультативном комитете, созданном для осуществления мониторинга выполнения государствами-участниками своих обязательств в области защиты национальных меньшинств. К настоящему времени в отношении России завершены четыре цикла мониторинга в рамках конвенции. По итогам последнего цикла, окончившегося в 2018 году, консультативным комитетом были сформулированы заключения и выводы, которые носили откровенно политизированный и предвзятый характер и основывались во многом на информации, полученной из ангажированных источников. При этом представленные Россией официальные данные интерпретировались в ключе, выставлявшем власти Российской Федерации в невыгодном свете, а единичные случаи имевших место на территории нашей страны нарушений прав представителей национальных меньшинств подавались как целенаправленная государственная политика по преследованию данной категории граждан. Проведённый с участием профильных российских министерств и ведомств анализ показал нам, что какой-либо добавленной стоимости от действия конвенции применительно к ситуации в нашей стране не наблюдается. Законодательство России и правоприменительная практика обеспечивают равные права национальных меньшинств на участие в политической, экономической и культурной жизни общества, это касается в том числе прав граждан на изучение родного языка и выбор языка обучения. Выход из конвенции, в свою очередь, не помешает нашей системной работе на профильных международных правозащитных площадках по привлечению внимания к нарушениям прав национальных меньшинств и русскоязычного населения в странах Прибалтики и на Украине. В контексте проведения Россией специальной военной операции Комитет министров и Секретариат Совета Европы развернули широкомасштабную кампанию по выдавливанию нашей страны из всех конвенционных механизмов Совета Европы в целях в том числе лишения российских экспертов какой-либо возможности принимать участие в выработке решений по интересующим нас вопросам. Такие деструктивные подходы получили своё подтверждение в резолюции Комитета министров Совета Европы от 27 сентября 2022 года в отношении нашего участия в работе консультативного комитета рамочной конвенции, о которой мы говорим. Согласно этому документу российский эксперт в консультативном комитете был существенно ограничен в своих полномочиях с формулировкой, что Россия более не является членом Совета Европы. Таким образом, наша страна в нарушение норм международного права и принципов суверенного равенства государств была поражена в правах в рамках конвенции. В связи с этим представляется целесообразным денонсировать конвенцию. Учитывая, что заложенные в ней принципы в полной мере имплементированы в российское законодательство, прекращение нашего участия в данном договоре не нанесёт ущерба соблюдению прав национальных меньшинств на территории Российской Федерации. В соответствии со статьёй 31 конвенции любая страна может в любое время её денонсировать посредством представления уведомления на имя Генерального секретаря Совета Европы. Такая денонсация вступает в силу в первый день месяца после истечения шестимесячного периода со дня получения уведомления Генеральным секретарём Совета Европы. Учитывая, что конвенция была ратифицирована Российской Федерацией (имеется в виду федеральный закон от 18 июня 1998 года), решение о её денонсации в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" подлежит принятию в форме федерального закона. Просим поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает председатель Комитета по международным делам Леонид Эдуардович Слуцкий. Пожалуйста, Леонид Эдуардович. СЛУЦКИЙ Л. Э. Дорогие коллеги, что же добавить к всеобъемлющему докладу Сергея Васильевича Вершинина, моего коллеги по российской делегации на Генассамблее Организации Объединённых Наций? Добавлю, может быть, вот что. Многие из нас, многие из тех, кого уже нет в этом зале, и многие из тех, кто сегодня работает в Государственной Думе, в Совете Федерации, считали когда-то Совет Европы и его Парламентскую ассамблею едва ли не ключевыми международными организациями. Как мы готовились к сессиям в ПАСЕ! Как мы спорили с лордом Джаддом в начале 2000-х, с его лживыми тезисами по Чеченской Республике и переиграли его в конце концов! Сколько сил и времени мы потратили на международные организации в Страсбурге, в том числе на Европейский Суд по правам человека, где решения против России писались гораздо западнее Страсбурга! Но сейчас, коллеги, речь о конкретном документе - о рамочной конвенции, которая должна была защищать национальные меньшинства. Давайте посмотрим, как эта конвенция ратифицировалась, например, в странах Балтии. Я кратко об этом сказал, выступая сегодня от фракции. Сейм Латвии ратифицировал эту конвенцию с изъятиями, и это более половины объёма текста рамочной конвенции. В результате конвенция формально ратифицирована, но на языке, который является опять же с точки зрения официальной языком меньшинств... На самом деле какие меньшинства? В Даугавпилсе, в Вентспилсе живёт 97 процентов русскоязычного населения - кто же будет учиться и учить по 60 процентам предметов в средней школе на латышском языке? Это опять же дискриминационный закон, принятый на основе этой конвенции, которая была призвана защитить русскоязычное население Латвии. Где эта конвенция, когда 16 марта каждого года в Риге маршируют оставшиеся в живых легионеры "Ваффен СС"? Где Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, когда в законодательствах тех же Латвии и Эстонии есть термин "неграждане" по отношению к нашим соотечественникам, дискриминационный термин, которого нет в международном праве?! Ну а у тех, кто выстраивает однополярный миропорядок, основанный на неких правилах, а не на законах и нормах международного права, - у них такие рамочные конвенции, ратифицированные с изъятиями, ратифицированные вкривь и вкось, работают так, как это угодно коллективному Западу, а не в соответствии с текстом самого документа. Все эти документы, вся эта мозаика фальшивого, лживого и заведомо вывихнутого отношения к России заставили нас принять давно уже созревшее для членов российской делегации в ПАСЕ решение о выходе России из Совета Европы, за что мы единогласно проголосовали в этом зале. Денонсация сегодня одного из ключевых документов Совета Европы, которые на деле ратифицируются таким образом, как в странах Балтии, которые не выполняются действительно, как справедливо отметил Сергей Васильевич Вершинин, заместитель министра иностранных дел, поможет нам реальным образом поддержать соотечественников, тех, которые так нужны нам в период проведения СВО, кто не бежит из страны, а стремится в страну, кто поможет нам сегодня в созидательном труде во имя будущего России. Поддержать наших в странах Балтии, поддержать наших на Украине, поддержать наших во всём мире, укрепить Русский мир, русскую цивилизацию и её цементирующую основу, русский язык, - вот что сегодня мы можем делать системно, свободно и эффективно, не будучи связанными фальшивыми документами Совета Европы. И конечно, один из самых знаковых примеров - та самая Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, которую сейчас мы денонсируем по инициативе Президента Российской Федерации. Предлагаю коллегам единогласно денонсацию поддержать. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Эдуардович. Коллеги, будут ли вопросы? Будут. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. Говорите только, кому адресуете вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Васильевич, мы, безусловно, поддержим, мы всегда считали, что ПАСЕ - это вообще нагрузка для страны, 33 миллиона, по-моему, евро, а там, кроме обсуждения нас, других обсуждений не было. Но не считаете ли вы, что правильнее было бы внести в том числе законопроекты о денонсации договора о Сайменском канале, учитывая позицию Финляндии, о денонсации договора о передаче Норвегии 86 тысяч квадратных километров, где в принципе пять месторождений? Ну, то есть, может, комплекснее подойти? Они нас пинают, они нас осуждают, они нам вредят, оружие поставляют, а мы как-то так, задним числом... Ну, вы же понимаете, что мы по Прибалтике от МИДа ни одного серьёзного заявления по поводу ущемления прав русскоязычных, которые десятилетиями сидят там в тюрьме за защиту... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Васильевич. ВЕРШИНИН С. В. Спасибо большое за вопрос. Я разделяю логику вопроса, который вы задали. Вы знаете, что после того, как мы прекратили своё членство в Совете Европы, мы соответственно прекратили членство в тех конвенциях и в тех документах, которые связаны с членством. Но остаются ещё и открытые конвенции, в которых могут участвовать те, кто не участвует в Совете Европы, и вот одна из них сегодня выносится на денонсацию, это очень такая знаковая вещь. Я не думаю, что надо устраивать парад денонсаций, но я могу вам сказать, что в проработке у нас находится ещё ряд конвенций, которые для нас или нулевую стоимость имеют, или отрицательную и из которых мы тоже будем выходить. Но тут важна не скорость, тут важна проработка всех элементов. Я не случайно сказал, что мы проработали всё это с профильными и другими ведомствами и министерствами, то есть, когда выносятся на ваше обсуждение какие-то вопросы, это значит, что есть полностью совпадающая, консенсусная позиция внутри России. Я могу вам сказать, что в ближайшее время мы ещё будем предлагать денонсировать конвенции как бесполезные или даже вредные для Российской Федерации. Что касается Прибалтики, вопрос абсолютно горящий, вопрос патриотический, вопрос эмоциональный. Как представитель Министерства иностранных дел могу вам сказать, что мы всё время смотрим за этим, и вот пример этой конвенции тоже очень показателен, она же... Наши, как говорится, коллеги (уж не знаю, как их назвать) в Прибалтике исключили неграждан из действия этой конвенции - это абсолютно неправовой подход, абсолютно политизированный. Поэтому то, что происходит там в отношении наших граждан, - это для нас это приоритет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, полномочные представители президента, правительства? Заключительное слово? Нет. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 37 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято За - 416, против - нет, воздержался один. Федеральный закон принят.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2622 по 2627 из 5426
ИВАНОВ М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, для протокола: по 3-му вопросу я голосовал за, что-то в системе не так пошло. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Учесть надо в стенограмме.