Заседание № 60
10.12.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 448-5 "О внесении изменения в статью 88 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся назначения наказания несовершеннолетним).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7843 по 8005 из 9033
Пункт 30, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 88 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает представитель Алтайского краевого Законодательного Собрания Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., представитель Алтайского краевого Законодательного Собрания. Уважаемые депутаты, Алтайское краевое Законодательное Собрание предлагает к рассмотрению проект федерального закона "О внесении изменения в статью 88 Уголовного кодекса Российской Федерации". Законопроектом предлагается внести изменения в часть шестую названной статьи, увеличив до пятнадцати лет максимальный срок наказания в виде лишения свободы для несовершеннолетних осуждённых в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших именно особо тяжкие преступления. Напомню, что сейчас существует возрастное деление несовершеннолетних преступников на две категории: четырнадцать - шестнадцать лет и шестнадцать - восемнадцать, с учётом которого максимальные сроки лишения свободы составляют соответственно шесть и десять лет, независимо от максимальной санкции, предусмотренной конкретной статьёй Особенной части Уголовного кодекса. Фактическим поводом к тому, чтобы депутаты Алтайского края инициировали рассмотрение этого вопроса на столь высоком уровне и вышли с законодательной инициативой в Государственную Думу, послужили действия наших жителей во главе с матерями зверски убитых девушек, представивших более пятнадцати тысяч подписей в поддержку ужесточения наказания для несовершеннолетних преступников. Анализ современной преступности показывает общемировую тенденцию к её омоложению, всё чаще подростки совершают самые жестокие, зверские, ничем не оправданные преступления. И имеющиеся статистические данные это подтверждают: 75-80 процентов совершённых данными лицами деяний относятся к категории тяжких или особо тяжких. В сложившейся ситуации представляется, что размеры наказания, закреплённые в действующей редакции статьи 88 УК РФ, недостаточно сбалансированы в зависимости от степени общественной опасности преступлений, и разработчики законопроекта предлагают увеличить максимальный размер наказания с десяти лет до пятнадцати лет в случае совершения особо тяжкого преступления. Рассматривая нашу законодательную инициативу, профильный Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в своём заключении отметил, что существующий подход в системе правосудия Российской Федерации к назначению наказания несовершеннолетним требует в максимально возможной степени применение мер воспитательного воздействия, не связанных с лишением свободы. В целом разделяя эту точку зрения и отмечая большую системную работу, которая проводится законодателями как на федеральном уровне, так и в Алтайском крае при принятии законов, в которых акцент делается именно на воспитательную работу и профилактику, полагаем, что эти меры должны сочетаться с усилением уголовной ответственности с целью физически оградить наших граждан от преступников, меры профилактического воздействия на которых не дают нужного эффекта. К тому же и действующая редакция статьи 88 допускает применение более строгого наказания для подростков в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, совершивших особо тяжкие преступления. Именно поэтому мы полагаем возможным и для возрастной категории шестнадцать - восемнадцать лет установить по аналогии более высокий максимальный размер наказания за преступные деяния особой тяжести. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, в целом не поддерживая концепцию законопроекта, однако отметил, что поставленные авторами законопроекта вопросы ревизии системы уголовного наказания в отношении несовершеннолетних требуют серьёзного обсуждения. С учётом изложенного мы просим поддержать вас принятие этого законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович, присаживайтесь. Содоклад сделает Владимир Сергеевич Груздев, первый заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть шестую статьи 88 Уголовного кодекса с целью увеличения максимального размера наказания в виде лишения свободы с десяти до пятнадцати лет для несовершеннолетних осуждённых, совершивших особо тяжкие преступления, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. Предлагаемое изменение обусловлено статистическими данными, свидетельствующими о том, что абсолютное большинство несовершеннолетних преступников составляет возрастную группу от шестнадцати до восемнадцати лет, причём 75-80 процентов совершаемых ими преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких. Кроме того, динамика совершения подростками такого рода преступлений стабильно растёт. Замечаний правового характера по данному законопроекту не имеется, однако предложенные законопроектом нормы не согласуются с политикой государства в отношении несовершеннолетних. Предлагаемое ужесточение наказания для несовершеннолетних осуждённых не будет способствовать исправлению осуждённого и предупреждению совершения новых преступлений и отрицательно скажется на социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, особенно попавших туда в несовершеннолетнем возрасте. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду следует обсуждать прежде всего возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы. К сожалению, действительно вынужден констатировать то, что подростками в этом возрасте совершаются самые жестокие преступления, и эти вопросы связаны как раз и с их возрастом. В соответствии с частью 6.1 статьи 88 Уголовного кодекса "при назначении несовершеннолетнему осуждённому наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьёй Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину". Следует также отметить, что международные нормы, такие, как Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций от 1985 года, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, и правила Организации Объединённых Наций 1990 года рекомендуют использовать помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение только как крайнюю меру, применяемую в течение минимально необходимого срока. На законопроект имеется отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации и Верховного Суда, также поступило отрицательное заключение Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. Докладчик уже сказал о том, что комитет, вынося отрицательное заключение, при этом констатирует, что проблема есть. Она есть, но это прежде всего проблема не уголовная, а социальная. Учитывая изложенное, Комитет по уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству не находит достаточных оснований для пересмотра действующих принципов назначения наказания несовершеннолетним и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Присаживайтесь, Владимир Сергеевич. Одно выступление - Сергей Владимирович Иванов. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я очень коротко. Уважаемый Даниил Владимирович, мы, конечно, разделяем вашу озабоченность, но вместе с тем фракция ЛДПР хотела бы вам пожелать сосредоточить ваши усилия на том, чтобы в передачах наших телевидения и радио было как можно меньше сцен насилия и жестокости. Именно из-за их наличия подростки в таком возрасте и совершают подобные преступления. К сожалению, у нас до сих пор не предприняты достаточные меры, и было бы очень полезно, если бы краевые собрания тоже проявили в этом плане свою инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никто не настаивает на заключительном слове? Ни докладчик, ни содокладчик? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 88 Уголовного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 29 мин. 35 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0% Проголосовало против 12 чел.2,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 12 чел. Не голосовало 438 чел.97,3% Результат: не принято Не принято, законопроект отклонён.