Заседание № 202
О проекте федерального закона № 447729-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения видов услуг по погребению, подлежащих оплате за счёт средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О ветеранах" и статью 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Елена Моисеевна Цунаева. ЦУНАЕВА Е. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении был принят 18 января с наименованием "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О ветеранах" и статью 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле". Напомню, что в первом чтении мы приняли его единогласно. В целях учёта всех замечаний правительства и Правового управления была проведена большая консультационная работа с Министерством обороны, связанная с унификацией терминологии, а также с изложением полного перечня категорий в соответствии с последними изменениями в законодательстве, которые регулируют категории военнослужащих, ветеранов и отдельные категории граждан, в частности в перечень включены сотрудники войск национальной гвардии и таможенных органов - на них в случае гибели или смерти будут распространяться гарантии по погребению, по изготовлению и установке памятников, намогильных сооружений, надгробий. Чтобы все эти поправки и предложения были учтены, уточнён перечень услуг по погребению, учтены замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы юридико-технического и лингвистического характера. Комитетом поправки в таблице № 1 рекомендованы к принятию, поправки в таблице № 2 - к отклонению. Поправки в таблице № 2 касаются оплаты услуг по перезахоронению погибших и умерших военнослужащих и иных категорий граждан. Комитетом они рекомендованы к отклонению в связи с тем, что необходимо определить, в каких именно случаях за счёт федеральных органов исполнительной власти будет осуществляться перезахоронение либо оплата услуг по перезахоронению, также необходимо внести поправки в другие нормативные акты. Поскольку данный вопрос требует дополнительной детальной проработки, его целесообразно отразить в отдельном законопроекте. Комитет предлагает принять во втором чтении законопроект, утвердив таблицы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к рассмотрению таблиц поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 55 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 23 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Принимается. Коллеги, все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 49 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Елена Моисеевна Цунаева. ЦУНАЕВА Е. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, просьба рассмотреть его сейчас в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 29 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 184
О проекте федерального закона № 447729-8 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О ветеранах" и статью 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" (в части уточнения видов услуг по погребению, подлежащих оплате за счёт средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О ветеранах" и статью 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле". Доклад Елены Моисеевны Цунаевой. Пожалуйста. ЦУНАЕВА Е. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О ветеранах" и статью 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле". Прежде всего хочу рассказать о проблеме, на решение которой направлена наша законодательная инициатива. В Федеральном законе "О ветеранах" и в Федеральном законе "О погребении и похоронном деле" установлены социальные гарантии по оплате расходов в связи с погребением погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы. Эти расходы возмещаются членам семей умершего за счёт средств Минобороны и иных силовых ведомств. Также в этих законах содержится перечень оплачиваемых ритуальных услуг. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года о нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других органов устанавливаются виды услуг по погребению, которые подлежат оплате. К ним относятся оформление документов, необходимых для погребения умерших, перевозка умершего в морг, услуги морга, предоставление, доставка гроба, урны, венка и так далее. Однако при анализе указанных норм были выявлены расхождения в перечне и в терминологии услуг по погребению, на это обратили внимание члены семей погибших ветеранов, в частности ветеранов боевых действий. Так, в законе "О ветеранах" оплате подлежат расходы по установке надгробного памятника, в законе "О погребении..." - надгробия, а согласно постановлению оплачиваются изготовление и установка намогильного сооружения (надгробия). В одних нормах применяется термин "ритуальные услуги", в других - "услуги по погребению". Также нуждается в уточнении перечень федеральных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, за счёт средств которых производится оплата услуг по погребению. Все эти противоречия и расхождения затрудняют правоприменение и вызывают со стороны членов семей ветеранов вопросы, какие же именно ритуальные услуги подлежат оплате. В связи с этим законопроектом предлагается привести перечень услуг по погребению, который содержится в различных нормативных актах, к единообразию и общей терминологии, тем самым гарантировать предоставление в полном объёме мер социальной поддержки, связанных с погребением погибших (умерших) ветеранов, и обеспечить достойное погребение граждан, имеющих особые заслуги перед государством. Прошу вас поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Марины Эдуардовны Оргеевой. ОРГЕЕВА М. Э., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел данный проект федерального закона и с учётом отзывов, замечаний и предложений отмечает следующее (автор достаточно подробно остановилась на содержании проекта закона, поэтому я постараюсь покороче). В законопроекте предлагается уточнить наименование услуг по погребению погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы, перечень которых установлен статьёй 24 Федерального закона "О ветеранах" и статьёй 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", а также установить, что расходы, связанные с погребением, возмещаются за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. Правительством Российской Федерации законопроект поддерживается с замечаниями, которые могут быть учтены ко второму чтению. Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, комитеты-соисполнители, поддерживают концепцию законопроекта. Счётная палата Российской Федерации замечаний и предложений не имеет. Правовое управление Аппарата Государственной Думы законопроект концептуально поддерживает. От законодательных органов субъектов Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации на законопроект поступило 78 отзывов. В них законопроект поддерживается, из них в 16 отзывах - с учётом замечаний Правительства Российской Федерации. Поскольку данным проектом федерального закона не устанавливаются новые виды ритуальных услуг, которые подлежат оплате за счёт средств Министерства обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, его принятие не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять данный проект федерального закона при рассмотрении в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Марина Эдуардовна, спасибо, очень важный, нужный законопроект. Вопрос, может быть, технический. Не нашёл информации: а всё-таки есть какой-то предел? Здесь изложено, что изготовление, установка намогильных сооружений, надгробий производятся за счёт средств Министерства обороны и других федеральных органов исполнительной власти. Скажем, конкретно меня интересует - в каких объёмах и есть ли пределы суммы? Понимаете, надгробия можно разные поставить, разной стоимости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ОРГЕЕВА М. Э. Мы сегодня говорим не о сумме для установки надгробного памятника, а о понятиях, потому что в одном законе говорится об установке надгробного памятника, а в законе "О погребении..." - надгробия; в одних нормативных актах используется термин "ритуальные услуги", в других - "услуги по погребению". Поэтому мы и приводим в соответствие понятийный аппарат. Финансово ничего не меняется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёхин Андрей Анатольевич. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Уважаемая Елена Моисеевна, законопроект действительно актуальный, его необходимо принимать, совершенно очевидно, но есть два вопроса. Первое. Распространяется ли он на участников специальной военной операции? И второе. Необходимо, чтобы похороны участника СВО независимо от того, мобилизованный он, доброволец, контрактник, проходили только за счёт Министерства обороны, то есть был некий стандарт, который позволял бы достойно проводить погибших. Сегодня (ну вот мы столкнулись, будем в субботу провожать добровольца) Министерство обороны на похороны погибшего добровольца выделило 48 тысяч рублей, что явно недостаточно, все остальные расходы - за счёт родственников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ОРГЕЕВА М. Э. ...установлено нормативными актами. А что касается похорон участников СВО, здесь участвуют и органы местного самоуправления. В субъектах этим занимаются органы исполнительной власти. Если участник специальной военной операции относится к категории, прописанной в законе "О ветеранах", значит оплачивает Министерство обороны или другие федеральные органы исполнительной власти, государственные органы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Спасибо большое. Вопрос авторам. Уважаемая Елена Моисеевна, законопроект очень нужный, спасибо вам за него, но я не увидел в списке услуг перезахоронение. Дело в том, что некоторые тела являются неопознанными достаточно долгое время и захораниваются по другим процедурам и совсем по другим расценкам. А спустя какое-то время часть из них становятся опознанными, и вот тогда их надо перезахоранивать с соблюдением всех почестей и согласно этому законопроекту. Согласны ли вы, что термин "перезахоронение" надо добавить ко второму чтению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Цунаевой включите микрофон. ЦУНАЕВА Е. М. Спасибо большое за вопрос. Ну, прежде всего я хочу ответить на предыдущий вопрос. Суммы, которые федеральные органы выделяют на погребение, определены в постановлении Правительства Российской Федерации, о нём я уже упоминала. Вот эти 48 тысяч - это, собственно говоря, сумма, которая определена постановлением. Также выделяется сумма на могильные сооружения, надгробия, она тоже не слишком большая, но конкретная - 41 тысяча. Исключение составляют города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, там 66 тысяч на погребение. Есть постановление правительства, можно работать с правительством по поводу индексации, хотя индексация проводится. Что касается перезахоронения неизвестных, то здесь есть определённая проблема, но, с другой стороны, у нас внутри Министерства обороны существует процедура, как отрабатывается история с без вести пропавшими, неопознанными. И на самом деле неопознанных воинов, которые, в частности, погибли во время специальной военной операции, не хоронят, прилагают все усилия для того, чтобы провести опознание. Мы, конечно, проконсультируемся по поводу внесения дополнения, в частности термина "перезахоронение", и тогда действительно ко второму чтению можно будет, ну, подумать над этим вопросом. Доложим, что в итоге консультации получилось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Родина Виктория Сергеевна, пожалуйста. РОДИНА В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, поскольку он приводит в соответствие как перечень услуг по погребению, так и терминологию, которая содержится в различных нормативных актах, для предоставления в полном объёме мер социальной поддержки, связанных с достойным погребением граждан, имеющих особые заслуги перед нашим государством, как было уже сказано моими коллегами. Мы будем голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Конечно, этот законопроект надо поддержать, привести в порядок терминологию, но хотелось бы, чтобы и суммы - вот я получил ответ, - выделяемые на погребение наших ветеранов, героев, были достаточными для того, чтобы и захоронение было достойным, и памятник был достойным. К сожалению, выделяемой суммы, порядка 100 тысяч рублей, я считаю, сегодня явно недостаточно. Это значит, что остальные расходы, в разы большие, чем эта сумма, будут нести родственники. Иногда, к сожалению, у родственников таких возможностей нет. Моё предложение - уважаемые коллеги, давайте не останавливаться на этом добром, замечательном законопроекте, но двигаться дальше. И как вариант, я бы предложил правительству наконец посмотреть, справедливо ли сегодня получают сверхприбыли те организации, которые занимаются погребением, изготовлением памятников, вот справедливо ли они получают, что называется, прибыли и сверхприбыли? Я считаю, что это точно должно быть не так, как это существует сегодня. Во всяком случае, это не регулируется никакими законами, никакими постановлениями. Как минимум 50 процентов и даже более должна предоставляться скидка, ну вот по всем моральным, человеческим соображениям. Если этого не делают, ну, что называется, по велению совести эти предприниматели, значит, нужно власть употребить. Уважаемые авторы, давайте вместе - я готов участвовать - разберёмся с этим вопросом и решим его настоящим образом, а не только в области терминологии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик - заключительное слово? Цунаевой включите микрофон. ЦУНАЕВА Е. М. Спасибо большое. Буквально несколько слов. Как я уже говорила, вопросы оплаты - это тема постановления правительства, прерогатива правительства, поэтому законопроектом это внести в закон никак не сможем. Ну и как человек... безусловно, темой будем заниматься. Как человек, который много лет занимается темой увековечения памяти погибших при защите Отечества (в качестве общественной деятельности), могу сказать, что достойный и недостойный памятник - это очень, скажем так, относительно. Давайте консультироваться, работать, но только не будем на этом зарабатывать себе вот какие-то авторитеты, говоря о том, что это плохой памятник, это хороший, надо больше денег. Я думаю, родственники, потерявшие своих близких, любой памятник могут счесть недостойным своего героя, поэтому с этой темой нужно быть очень аккуратным. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О ветеранах" и статью 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 27 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.