Заседание № 21
О проекте федерального закона № 447482-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", Федеральный закон "О рекламе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (установление запрета на выпуск и распространение эротических средств массовой информации, предназначенных для несовершеннолетних; внесён депутатами Государственной Думы четвёртого созыва А. Н. Крутовым и Н. С. Леоновым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й пункт. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", Федеральный закон "О рекламе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад члена Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергея Владимировича Иванова. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, по просьбе комитета я представляю законопроект, который внесён нашими коллегами по прошлому созыву - Крутовым и Леоновым, депутатами от фракции "Родина". В общих чертах он касается внесения изменений в три законодательных акта: первый - это Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", второй - это закон "О рекламе" и третий - это Кодекс об административных правонарушениях. Поскольку в зале нет авторов законопроекта, я вкратце попробую проинформировать вас о сути данного законопроекта. Побудило их, видимо, то, что нас всех очень сильно беспокоит, - засилье продукции, так скажем, эротического характера в средствах массовой информации: на телевидении, радио и в печатных изданиях. Поэтому авторы в своих поправках уточняют Закон "О средствах массовой информации", более детально, по их мнению, раскрывая понятие "эротические средства массовой информации". Ещё они вводят в закон "О рекламе" дополнительную статью, которая говорит о том, что не допускается реклама услуг сексуального характера, ещё некоторые нововведения в этот закон и предлагают установить ответственность в Кодексе об административных правонарушениях за распространение этих изданий, за нарушение правил распространения. Ну, что можно сказать? В принципе благие, конечно, побуждения - то есть я выражаю точку зрения комитета, а не свою личную, - но тем не менее и комитет, и правительство дали отрицательные заключения по данному вопросу, поскольку закон нужно написать так, чтобы он однозначно трактовался, в противном случае это приведёт к тому, что его применение будет по пословице: закон что дышло, куда повернул, туда и вышло. Поэтому те неточности, которые есть... например, чего стоит такое изречение, как "средства массовой информации эротического характера, предназначенные для несовершеннолетних". То есть таковых у нас в природе нет по определению, так сказать, поэтому вводить такой термин, который нигде не прописан и неизвестно что означает, было бы, по мнению комитета, неправильно. На этом основании и на основании некоторых юридических моментов комитет рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, доклад состоялся. Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы. Давайте только действительно сразу договоримся, что мы подводим черту. Депутат Локоть - раз, депутат Иванов - два, и депутат Куликов, а, извините, Шлегель. Три вопроса. Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Честно говоря, не очень понятна мне позиция комитета, не понял я и позицию Сергея Владимировича, потому что лично вы, Сергей Владимирович, как депутат очень много выступали по этой теме именно в защиту нравственности, и нравственности именно подрастающего поколения. У этого законопроекта есть изъяны, может быть, он чему-то не соответствует, но у нас в этом отношении совершенно идеальных законопроектов нет. Поэтому в связи с этим вопрос: а вообще комитет какие-то планы в этом отношении имеет или нет? Потому что засилье этой продукции, с позволения сказать, ну, совершенно очевидно, и не замечать это может только слепой. И как защитить детей, подрастающее поколение вот от этого засилья, вообще-то, большой вопрос. Что собирается комитет делать в этом отношении? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. Включите микрофон депутату Иванову. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, я полностью разделяю вашу озабоченность по данному вопросу, однако, хотя у нас по Регламенту есть возможность поправить данный законопроект с согласия авторов, но, к сожалению, как вы знаете, они сейчас не являются субъектами права законотворческой инициативы. У нас есть ещё несколько законопроектов, касающихся этой же тематики. К сожалению, комитет, скорее всего, будет рекомендовать их к отклонению опять же по одной простой причине. Как вы знаете, говорят, что тому, кто изобретёт лекарство от рака, поставят памятник. Вот, наверное, тому из депутатов, кто даст квалифицированное определение такому понятию, как "сексуальный характер", наверное, тоже поставят памятник, потому что, понимаете, сексуальный характер может носить и то, как официант, допустим, официантка в ресторане к вам подойдёт и поднесёт блюдо. То есть тут возможна масса расширительных толкований, поэтому это нельзя оставить так вот просто в законопроекте. Я вам больше скажу: у нас установлена уголовная ответственность за распространение порнографических материалов. Вы прекрасно слышали, как я много раз задавал подобные вопросы представителю МВД. На любом вокзале вы сейчас найдёте эти материалы в открытой продаже. Мотивация одна и та же: нам трудно установить, здесь эротический характер или это откровенная порнуха? Вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следующий вопрос. Шлегель, пожалуйста. ШЛЕГЕЛЬ Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Хотелось бы отметить, что суть этого законопроекта, на мой взгляд, абсолютно позитивная. То есть та ситуация, которая складывается сегодня на телевидении, в средствах массовой информации, так скажем, абсолютно недопустима. И например, запрещение трансляции эротических телепрограмм в дни национальных праздников, скажем, в связи с ситуацией, которая сложилась на НТВ в эти новогодние праздники, - всё это, на мой взгляд, требует детального рассмотрения и какой-либо альтернативы. В данный момент, насколько я знаю, министерство культуры вносит большой законопроект о регулировании распространения эротической и порнографической продукции, и я просил бы коллег-депутатов обратить на это внимание. Что же касается данного законопроекта, то я хотел сказать, что в той... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваше время истекло. Если вы хотите задать вопрос, пожалуйста, добавлю вам десять секунд, сформулируйте вопрос. ШЛЕГЕЛЬ Р. А. Вопрос, собственно, можно задать представителю комитета, и он заключается в следующем: существует ли какая-то альтернатива данному законопроекту, поскольку эта тема крайне важна для нашего общества? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Роберт Александрович, вы сами сказали, что готовится альтернативный законопроект. А что касается распространения эротических радио- и телепрограмм, то данный законопроект предлагает запретить их выпускать без кодирования сигнала в дни государственных праздников Российской Федерации и иные нерабочие праздничные дни, дни воинской славы и так далее, но, здесь не даётся точных указаний, когда начинается, с какого времени, как происходит кодировка, как происходит предупреждение о том, что это программа эротического характера. Я понимаю, что проблема очень острая, но и закон надо написать так, чтобы не было различных толкований, должно быть более-менее понятное определение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов - депутату Иванову. Иванов Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С. Спасибо. Сергей Владимирович, конечно, мы сейчас не можем с вас спрашивать как с представителя комитета мнение комитета, потому что всё же, я думаю, вы не ответите на все вопросы, которые должен решать в этом отношении комитет. Хотя я, конечно, не верю, что нет в России человека, который мог бы понять и правильно квалифицировать, это, конечно, нонсенс. Но вопрос к вам такого характера: не считаете ли вы, что сейчас все случаи кражи детей, насилия, убийства их всё же, наверное, связаны с тем культом насилия и жестокости, порнографией, которые транслируются по центральному телевидению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Иванову Сергею Владимировичу. ИВАНОВ С. В. Конечно, Анатолий Семёнович, я считаю, что какая-то взаимосвязь есть. Но я ещё раз вам хочу привести хотя бы такой пример. У нас за распространение порнографии статьёй 242 (глупое название, конечно: "Незаконное распространение порнографических материалов или предметов" - как будто есть законное распространение) предусмотрено лишение свободы до двух лет. Это уголовно наказуемое деяние! И когда я в очередной раз, уезжая с Курского вокзала к себе в Курск, делаю замечание милиционеру, говорю ему: "На твоём участке, уважаемый сотрудник, происходит нарушение, точнее, преступление, предусмотренное статьёй Уголовного кодекса, примите меры" - ничего не делается! Они мне знаете что говорят? "А вы заплатите нам 50-60 тысяч для того, чтобы мы провели экспертизу и выяснили, порнографический это материал или эротический и так далее". Понимаете, проблему здесь надо решать в комплексе, потому что подобные вещи действительно стимулируют и появление маньяков, и кражи детей, и различные сексуальные извращения, есть такое, но введение ограничений на распространение в средствах массовой информации, которые здесь так некорректно прописаны... Ещё раз говорю, это мнение комитета, не моё личное. Ну поставьте себя на место судьи. Вот будет судиться телеканал, допустим, тот же самый РЕН-ТВ, который после 24 часов в соответствии с ныне действующим законом крутит я не знаю, какого характера материалы. В принципе, извините, прямого совокупления там не показывают, но со спины показывают. Вот это как расценивать: эротический или порнографический материал? И они на этом, к сожалению, делают всю свою информационную политику. Поэтому в этом плане я бы вообще, честно говоря, запретил полностью, да и всё. Но я ещё раз говорю: это проблему не решает. Если этим нехорошим людям, которых вы упомянули, нужна будет информация, они её скачают через Интернет, закажут в любом другом месте, понимаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Есть: Локоть, Иванов, Жириновский. Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что Государственная Дума в этом направлении до сих пор ничего эффективного не сделала, не приняла никаких решений, никаких ограничений. А ведь это тот случай, может быть, когда ограничения, даже излишние ограничения возможны и пойдут только на пользу. Страну захлестнула сегодня волна педофилии, очень много в телевизионных, электронных и печатных СМИ показывают материалов, связанных со страшными случаями: погибают мальчики, исчезают девочки, находят этих педофилов. Общество возмущено, а мы в этом отношении ничего не думаем, мы пытаемся разобраться в терминологии, в понятиях, но не проще ли просто не провоцировать в средствах массовой информации подобные случаи? Целое поколение, уважаемые депутаты (вы задумайтесь над этим: целое поколение), выросло под воздействием вот этой информационной сексуальной, эротической, порнографической, как хотите назовите, атаки. Какое мировоззрение, какая психология сформировались у этих людей? Чего же удивляться, что происходит сегодня на улицах?! Мы боимся за своих детей, мы боимся за подрастающее поколение. Наша фракция поддержит этот законопроект, потому что хотя бы какой-то шаг в этом направлении мы должны сделать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, вот сейчас Сергей Владимирович говорил о том, что предусмотрена ответственность за пропаганду культа насилия, жестокости и порнографии в законе о СМИ. Действительно, такая статья есть, но она фактически не работает. Вот я, вернее, не я, а по моей инициативе Госдума давала поручение комитету в своё время, и комитетом был сделан запрос в федеральную службу по надзору, и была получена информация о единичных случаях привлечения к ответственности за преступления данной квалификации, то есть эта статья не работает, а не работает она по одной причине. Главная причина в том, что действительно трудно, как вот Сергей Владимирович говорит, квалифицировать определённые понятия, определённые случаи, определённые сцены. И вот для осуществления такой квалификации как раз и нужна общественная комиссия по нравственности, и сейчас идёт дискуссия - и в Общественной палате шла, и в обществе идёт - о необходимости создания такой комиссии. Это, конечно, необходимо, и я считаю, что наш профильный комитет и Госдума должны подключиться к решению этой проблемы, то есть к оказанию помощи (я имею в виду комитет и Думу) обществу в создании подобной общественной комиссии. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы уже много раз пытались изменить наш закон "О рекламе", и в данном случае, конечно, вызывает удивление позиция комитета Государственной Думы по информационной политике. Два депутата прошлого созыва предложили законопроект. Законопроект очень мягкий, предлагает форму продажи определённых изданий эротического содержания, соблюдение пропорции в информационных выпусках, уточняет, сколько времени может этому уделяться, просто ограничивает время. Это самый лёгкий, мягкий законопроект - и не хотим принять! Он не запрещает, не исключает... Вот депутат Локоть и другие предлагали вообще запретительные меры. Чуть-чуть ограничивает - и всё равно не хотим принимать. И ещё ссылка делается на то, что мы якобы ограничим право потребителя, если завернём в прозрачную упаковку соответствующее печатное издание. Слушайте, во всём мире... Вы что, за границей не были? Во всём мире только так и продают. Когда человек прямо говорит: "Вон тот мне журнальчик в прозрачной упаковке", - продавец знает, почему он хочет этот журнал взять. А наш комитет вдруг решил, что это ограничит право потребителя: вот дайте ему полистать, и никакой дополнительной упаковки не должно быть. В законопроекте написано, что можно показывать, но не днём, только с часа ночи до четырёх, то есть сверхмягкий законопроект, - и всё равно ничего не хотим! И не хотим понять, что вся пропаганда в мире, связанная и с алкоголем, и с табаком, и с быстрой ездой, и с отдельными видами спорта, и с эротической культурой, - она направлена только на одно: превратить в животных население всей нашей планеты, потому что цель Запада - чтобы пять миллиардов погибли за ближайшие тридцать - сорок лет, так как ресурсов для них нет, то есть продовольствия и воды. Вы слышали заявление Кондолизы Райс? Им уже озеро Байкал приглянулось! Мало того что им приглянулись наши нефть, газ, ресурсы Сибири, Дальнего Востока, так теперь отдельно ещё выхватывают из ожерелья России - слишком много у нас чистой и хорошей воды. А как все эти ресурсы-то взять? Они уже попытались действовать военными методами в Ираке - мы видим, чем это заканчивается. В Афганистане - не получается. Иран уже не стали трогать, испугались. А вот в сфере информации надо оглушить всю планету, надо навязать всё это. Вот нам сейчас показывают, как бунтуют французские студенты, Боливию и прямо говорят, что там специально подосланные молодчики устраивают погромы. Так что плохая молодёжь, видите, молодёжь виновата. То есть это всё закулиса, которая правит миром по принципу "разделяй и властвуй". Этот принцип себя исчерпал в военном смысле, в этническом, в религиозном. Теперь осталось душить, давить, чтобы люди больше принимали алкоголя, наркотиков. Но не все на это идут. Тогда ещё есть такая сфера, как эротика. И мы же переняли больше всего. Мы почему не можем повлиять на наши каналы? Ведь и за рубежом это есть, но они же делают специальный пульт, нужно долго искать, и всё это платное. У нас бесплатно, нажмите кнопку любого общедоступного канала в метровом диапазоне, даже приставка не нужна, там НТВ-ПЛЮС или ещё что-то. И это всё идёт даже не в час ночи, а в 23 часа уже это есть всё. И вот законопроект чуть-чуть это регламентирует - мы отвергаем. Ну какая-то совесть должна быть у нас?! Вот здесь же, в зале, вы будете сто раз доказывать, что надо применять смертную казнь, и все будете шуметь, все: смертную казнь, да! Кто доводит людей до совершения преступлений? Вот такого рода пропаганда, тот образ жизни, который создают наши с вами законы. И это всё - последствия нашей деятельности. Мы же сами не хотим ничего сделать, а потом будем здесь министра образования отчитывать за то, как воспитываем детей. И от комитета тот же Комиссаров выйдет и будет говорить: давайте мы примем нужные законы, мы поможем. Как сегодня говорили Левитину, что вы поможете принять законы. Ничего вы не помогаете принимать законы! Вот есть законопроекты - вы их отвергаете. Обязательно нужно в этом направлении работать. И это дикость, когда комитет Думы отвергает. Ладно бы представитель правительства или представитель президента, или какие-то структуры, а то сами депутаты отвергают законопроекты, представленные депутатским корпусом. Даже внутри депутатского корпуса нет солидарности, согласия по этому вопросу, а мы ссылаемся на то, что какие-то другие инстанции нам не дают согласия. А что вы со своими-то не можете договориться?! Вы что, в комитете по информационной политике собрались и не понимаете, что надо принимать? Значит, кто-то позвонил Комиссарову, он навязал это депутатам от тех, кого там большинство, и комитет сам тоже отклоняет. Ну сверхмягкий закон! И всякого рода ссылки на то, что понятия им неясны, что непонятно, что такое "эротическое", упаковка как там может влиять, время и так далее, и так далее, являются совершенно надуманными предлогами, чтобы не принимать законопроект. Отказывая в принятии данного законопроекта, депутаты Госдумы на себя берут ответственность за то, что останутся те пагубные последствия двадцатилетней разнузданной свободы во всех сферах. При советской власти, может быть, было слишком много ограничений, но, наверное, лучше перегнуть палку с точки зрения ограничений в сфере эротики, алкоголя, наркотиков, табака, чем, наоборот, сделать так, как мы сделали - дали двадцать лет такой свободы, что везде это всё продаётся, показывается. Ведь сегодня выпускаются мини-плееры дешёвые, и дети в первом классе уже с этими плеерами сидят. И туда нетрудно вставить диск с любой информацией, которую мы и перекрыть не сможем никак, потому что это уже не журнал, который можно в какую-то обёртку положить и в стороне продавать в каком-то киоске или в магазине, это уже не телевизор, который родители могут выключить. Он плеер кладёт в карман, кладёт его в портфель и на уроке будет смотреть. Это маленький прибор, как те приборы, что перед нами стоят, приборы для нашей карточки для голосования. И ни один учитель этого не увидит. Вы об этом подумайте! Они в детском саду будут смотреть, и они не виноваты, они смотрят всё подряд. И естественно, то, чего они не могут увидеть в обычном режиме, им выгодно посмотреть в таком варианте. Мы, отвергая подобные законы, сами провоцируем. Тогда у нас не должно быть морального права осуждать преступников, мы их сами такими делаем. Мы имели маньяка, который убил в Москве шестьдесят человек - ну и дальше что? Дальше изучают, как он дошёл до этого? Вот он как раз молодой москвич, который вырос за эти двадцать лет. Ему тридцать лет, когда началась перестройка, ему было десять лет. Вот за двадцать лет мы его сделали человеком, который хочет просто убивать. А эти вещи, связанные с эротикой, - значит, будет расти число изнасилований, всяких диких форм, так сказать, случаев, несчастий. Сейчас в Америке думают, что делать: если казнить за это, то есть смертную казнь назначить, тогда все насильники будут убивать своих жертв - какая разница, если уж всё равно будет самое суровое наказание, так лучше убрать свидетеля, жертву, может быть, удастся избежать наказания. Вот о чём думают, вместо того чтобы начать с воспитания и с пропаганды. И так много насилия, потому что войны, революции, последствия этого потом сказываются через десятилетия и даже столетия. Но всё это делается в информационном поле всей планеты в рамках одного направления - чтобы отвлечь внимание от борьбы за ресурсы, от борьбы за передел мира, от борьбы за взламывание национальных границ. Вот вам и Косово: это не просто так, это начинают ломать национальные границы государств. Все привыкли, что можно. Как к эротике привыкли и говорят внаглую: дайте определение. Какое ещё определение нужно? Когда говорят об ограничении, о том, что хотя бы подальше от детских учреждений, от лечебных учреждений продавайте, чтобы это не бросалось в глаза! Как с табаком, мы здесь вот отказались, мы отказались запретить табачные киоски. Только у нас в стране они есть, нигде в мире нет. Тоже поднимается вой: как же так, потребителя заставим больше бегать по магазинам, искать, где эта пачка сигарет! Или ограничение по продаже алкоголя: как же так, пусть всё-таки человек свободно купит в любом количестве в любом месте! То есть мы с вами сами в этом смысле виноваты, и поэтому я очень просил бы эту часть вины, ответственности за то, что мы имеем рост преступлений... За духовную сферу, сферу нашего быта, за образ жизни и тем более за сферу, связанную с эротической продукцией, - за это несут ответственность и депутаты, и журналисты, и руководители всех телерадиоканалов, которые день и ночь обрушивают такой страшный шквал этой пропаганды, что неизвестно, что будет с нашими будущими молодыми поколениями. Потом здесь другие депутаты, через двадцать лет, нас с вами будут обвинять... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время, десять минут выступали. Настаивает на выступлении депутат Гончар. Пожалуйста, включите микрофон. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, наша фракция не будет голосовать за этот законопроект не потому, что она считает неактуальной эту проблему, проблема исключительно актуальная, и именно по этой причине нельзя принимать муляж правового акта. Мы с вами в 99-м году приняли закон о соотечественниках, который по целому ряду причин не работает. Мы людей обнадёжили, а потом в результате оказалось, что этот законодательный акт не работает. Ну ладно, с соотечественниками, так сказать, это трагическая ситуация. Вот очень похожая ситуация возникала во второй Государственной Думе, когда наш коллега Говорухин вносил законопроект. И тогда коллеги, в том числе и нынешние депутаты из фракции коммунистов, обоснованно говорили, что этот законопроект работать не будет, как сейчас помню, аргумент был: он может быть использован режимом (это цитата) как инструмент воздействия ввиду неопределённости правовых норм. Это совершенно справедливо. Почитайте текст данного законопроекта, и вы поймёте: его применить будет невозможно. А тогда это политическое лицемерие: по актуальнейшему вопросу принимаем документ, точно зная, что он ничего не даст. Зачем же мы это делаем? Поэтому то, что нужно этим заниматься, причём нужно заниматься, изучая и опыт Французской Республики, и опыт Федеративной Республики Германия, где имеется практика борьбы с этим очевидным злом, - это вне всякого сомнения. Но тем более и именно по этой причине нельзя принимать то, что очевидно работать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли депутат Иванов на заключительном слове? Настаивает. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Я очень коротко, коллеги. Действительно, проблема существует. Но строгость российских законов, как говорится, смягчается необязательностью их исполнения. Даже если мы и примем этот законопроект... Я вам уже приводил в пример статью 242 Уголовного кодекса, даже несмотря на существование уголовной ответственности, закон не работает. Можете заехать на любой вокзал, зайдите на любой развал - там всё это есть в изобилии. И даже не надо ни к какому эксперту обращаться, и так видно, что это чёрная порнуха, жёсткая порнуха, с детьми, какая угодно, всё это на обложках есть. И всё равно милиционер проходит мимо, закрывая глаза. Поэтому даже если мы примем эти вещи, они всё равно не будут работать. Здесь надо подключать именно общественность, здесь надо постоянно терзать Россвязьохранкультуру, чтобы они следили за соблюдением всего этого. Вы знаете, когда в своё время американский магнат Форд постоянно наезжал на евреев в своих выступлениях, те ему сказали: "Если ты не перестанешь это делать, мы просто-напросто в кинотеатрах перед началом каждого фильма будем показывать, сколько американцев погибло в автомобилях "форд"". Вот это возымело действие. Точно так же и здесь. Пока общественность не будет заниматься этой проблемой, пока не засыпят жалобами соответствующие органы, пока не будут призывать к бойкоту тех телеканалов, которые этим занимаются, и пока не будут спрашивать с тех же самых правоохранительных органов за это, видимого результата не будет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", Федеральный закон "О рекламе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Позицию комитета вы слышали. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 50 мин. 01 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 20
О проекте федерального закона № 230028-4 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в части расширения перечня оснований для приватизации жилья).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Это действительно продолжение темы, которую мы уже достаточно долго, почти два часа, обсуждаем. Магаданская областная Дума просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя, поэтому я предоставляю слово Павлу Владимировичу Крашенинникову. С места, да? Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое, Олег Викторович. Это та же самая статья 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", здесь также предлагается та же ситуация: те, кто после 1 марта 2005 года получил жильё, не имеют права его приватизировать. Но авторы также предлагают, чтобы вопрос рассматривался, кроме всего прочего, исходя из времени постановки на учёт. Это тоже подпадает под постановление Конституционного Суда от 15 июня 2006 года, на которое мы все здесь ссылались, и поэтому комитет предлагает отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Жириновский хотел бы выступить. И Шеин, два депутата. Пожалуйста, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я ждал как раз, когда будет 24-й пункт, поскольку они все одного и того же касаются, и было бы лучше, чтобы доложили все эти четыре законопроекта сразу и мы сейчас выступили с депутатом Шеиным и там ещё кто-то от КПРФ, всего было бы три выступления, все законопроекты одного и того же касаются. Это по вопросу более оптимальной работы нашей. Я-то терпеливо ждал последнего законопроекта в этом блоке, а Шеин сейчас опять будет то же самое нам говорить. Он уже целый доклад сделал - молодец, он хорошо всё это знает и родную Астрахань вспомнил. Вот здесь что меня смущает? То, что не прибыл ни один представитель регионального парламента. Они так нас уважают, что даже говорят: да без нас рассматривайте, всё равно вы нам отказываете. За пятнадцать лет мы, наверное, процента два только приняли из того, что было в повестке дня, дали положительную оценку этим законопроектам из регионов, а так полностью отвергаем. Вот последний, 24-й. Комитет предлагает отклонить. Но посмотрите на название региона: Магаданская область. Почему они просят расширить перечень оснований приватизации жилья? Да уже в два раза сократилось население области! Представляете, в два раза! Было четыреста тысяч человек, теперь уже двести. Вы хотите, чтобы там никого не осталось? И не будет города, не будет области, и потом здесь будет проект закона о ликвидации Магаданской области. Люди просят помочь закрепить население, расширить перечень оснований. Мы же должны им дать вообще нулевой вариант, как хотят пускай приватизируют. Это всё их. Подарить им всё бесплатно, всем жителям Магаданской области, любые объекты недвижимости! Спасибо им сказать, что они живут на самом крайнем Дальнем Востоке, и чтобы они не уезжали. Область, быстрее всех теряющая население. Вот представьте себе: если бы население России сейчас было семьдесят миллионов, мы бы тут, наверное, уже не сидели, а сидели бы товарищи в форме, с погонами на плечах, чтобы в условиях чрезвычайной ситуации спасать страну, которая может исчезнуть с карты. Это самый трудный субъект Российской Федерации - и мы внимания не обращаем, отвергаем инициативы, хотя мы здесь бились за свободную экономическую зону и так далее! По военным городкам один плюс мог бы быть, потому что, если дать полную свободу, там могут появиться граждане, проживание которых нежелательно рядом с воинской частью. Но, наверное, в большинстве случаев действительно там, где статус этих закрытых военных городков уже меняется, это просто Министерство обороны хочет сохранить жилищный фонд. И вы знаете печальный случай: ранней весной товарищ, ответственный за это, застрелился в своём кабинете. Значит, имеют место злоупотребления с жилищным фондом, который как раз предназначен для военнослужащих. А в других регионах, наоборот, вот как в Югре или, может быть, в Кировской области, хотели бы помешать приватизации. Тут, наоборот, регион хочет, чтобы было меньше приватизированного жилья, чтобы у них было больше социального, поскольку строить не могут, нет у них средств и нет желания заботиться о гражданах, у которых нет жилья. То есть это очень важный, комплексный вопрос. Мы семнадцать лет решаем этот вопрос, потому что до этого у нас было только государственное жильё. Хотя при советской власти 40 процентов жилья вводилось за счёт строительства индивидуального жилья, а сейчас нам только предлагают, наконец, разрешить гражданам строить индивидуальное жильё. То есть у нас много хорошей практики, но надо быстрее всё это решать. И самый больной вопрос - жильё. Вот мы только разрешили гражданам, и только в рамках постановления Конституционного Суда, прописываться, регистрироваться в домике на садовом участке. Опять же, с Дальнего Востока бегут, из Хабаровска уехали, всё продали - в Краснодаре купили, а их не прописывают, не регистрируют. Что за издевательство?! У нас самое трудное законодательство в отношении жилья. Вот соседняя страна - Турция. Если вы построите ночью любое жильё: четыре коробки соедините крышей сверху и половичок там повесите - всё! Так и называется в переводе на русский язык: "жильё, построенное за ночь", то есть ночная избушка. Всё! Никто не имеет права ничего вам сказать, это ваше жильё, это ваша собственность на всё время. У нас живут, живут десятилетиями, а потом их выкидывают, будь это хоть полковник, хоть врач, хоть учитель. Где угодно вышвыриваем наших граждан и говорим: не положено, не пропишем, не регистрируем. Это всё очень важно - жильё. Вы видите, в США кризис в основном из-за ипотеки на жильё: слишком дешёвые долгосрочные кредиты. Вот популизм, и в Америке ведь популизм! Хотели завоевать симпатии более-менее бедных американцев, а банковскую систему это нарушило: некому возвращать деньги по ипотеке. Эта проблема есть везде, но у нас много было построенного жилья и сейчас можно строить. Поэтому то, что мы сейчас все эти четыре законопроекта отвергаем, - это наша ошибка. Вносились они в разное время, надо в докладе говорить, когда внесла региональная Дума законопроект, сколько он валялся у нас в комитете. Два года, три года, пять лет? Представитель комитета не сообщает, чтобы мы не знали об эффективности работы комитета. Обязаны сообщать, когда данный законопроект внесён: в 2005 году, в 95-м году? Чтобы мы видели, как работают комитет и заместители председателя комитета. И от какой фракции. Чтобы могли знать, кто задерживал-то, кто мешал? А то у нас на высоких форумах всё ищут причины, откуда у нас коррупция, откуда у нас бюрократический стиль работы. Да вот в том числе и в нашем высшем органе законодательной власти это. Когда-то Государственную Думу обслуживал аппарат четыреста человек, потом - две тысячи, сейчас сократили. Что за игры? Можно ведь и триста человек иметь, а можно и две тысячи - в пять раз больше, представляете? Что это за аппарат? Что это за деньги, как мы их расходуем? То же самое в жилищной сфере. То есть ещё и от нас зависит, мы с вами должны научиться работать. Сейчас вот создали ещё лишних три комитета. Обещали сократить до пятнадцати - создали ещё три. Вот это всё касается рассмотрения нами законопроектов. Считаю, что мы затягиваем рассмотрение законопроектов из регионов, часто им отказываем в поддержке. И большая проблема, конечно, связана с жильём. Я надеюсь, мы поможем быстрее принять необходимые нормативные документы, чтобы строить не по миллиону отдельных домов для наших граждан, а, может быть, по два, по три миллиона, и не за семнадцать лет, а за ближайшие десять лет эту проблему можно было бы решить. Но что нас остановит? Теперь нет строительных материалов. Есть воля сверху, есть деньги, есть бесквартирные люди, но теперь нам скажут: нет цемента. И мы вспомним Райкина: кирпич бар - цемент ёк, цемент бар - кирпич ёк. Он изучил, видимо, татарский. То есть это остаётся от советской власти, вот сейчас у нас то же самое будет: деньги есть, и земля есть, и решение есть, а строить не можем - нет цемента. А кто про цемент говорил здесь? Фракция ЛДПР. Когда мы гнали деньги за рубеж, в эту славную страну Америку, мы могли бы построить уже сто цементных заводов! Вот сейчас Президент России находится в Ливии, и Муамар Каддафи ему говорит: я у вас куплю цемент в любом объёме. Что ему скажут министры, сопровождающие его? Самим не хватает. А могли бы и иметь для себя в огромном количестве, и снабжать весь мир. Сегодня во всём мире не строится жильё, потому что нет цемента - главного инструмента. Тогда давайте из леса строить, но и из леса не строим. В обоих случаях Россия проигрывает. И министры есть, и депутаты есть, и деньги есть, и законы есть, а жилья очень мало. И стиль работы: отвергнуть, не принимать - ошибочный стиль работы Государственной Думы. Я думаю, вы выполните указания Президента России, которые были высказаны вчера в Гостином Дворе. В чём проблема некоторых наших политических партий? Вот выполняйте быстрее указания вашего нового руководителя, который приступит к исполнению обязанностей после 7 мая. Предлагаю принять данный закон с учётом того, что это Магаданская область. И надо спасать область тем, что вообще ей дать максимум привилегий, не только по жилью, но и по налогам, по зарплате, по транспортному сообщению. Иначе потеряем Магадан, и в этом будет вина Государственной Думы пятого созыва. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вот у меня, например, возникло недопонимание. Я сейчас внимательно слушал Владимира Вольфовича, но Магаданская областная Дума, как мне видно из текста направленного нам ею законопроекта, предлагает диаметрально противоположное. Она предлагает определить, что не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам, принятым на учёт после 1 марта 2005 года. Может быть, произошло какое-то изменение текста, представленного Магаданской областной Думой? Я попросил бы, чтобы комитет дал комментарий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Комитет вам даст разъяснения, а я могу только ответить, что Владимир Вольфович сказал, что он выступает сразу по всем законопроектам. Пожалуйста, Шеин. ШЕИН О. В. Я думаю, что Павел Владимирович разрешит мне тоже здесь прокомментировать. Ситуация очень простая. Что говорят магаданцы? Что те, кто встал на учёт, на очередь после 1 марта 2005 года, не имеют права на приватизацию квартир, а тем, кто встал на учёт до 1 марта 2005 года, но получил после, такое право магаданцы предлагают сохранить. Теперь что касается самой логики. Единственное, что я услышал от комитета, хотя, возможно, я какие-то вещи просто прослушал, единственную аргументацию: есть существующий закон и есть решение Конституционного Суда. Но вообще-то, решение Конституционного Суда относится к категории, соответствует ли данное современное законодательство Конституции, это не вопрос о целесообразности того или иного закона. Нет нарушения Конституции - Конституционный Суд пишет отказное решение. Почему всё-таки, с нашей точки зрения, данный законопроект было бы рационально принять? Я предельно коротко скажу. Первое. Потому что тем самым мы повышаем эффективность управления многоквартирным жилым фондом, ибо именно собственники жилья обладают правом участия в голосованиях, в собраниях жителей многоквартирных жилых домов с правом решающего голоса, могут определять, влиять на ситуацию, связанную с заключением договоров с управляющими компаниями, могут влиять на то, с какой фирмой заключать договор. Это рынок, это развитие коммерческих отношений, конкуренции в сфере управления многоквартирными жилыми домами. Мы сами такой закон принимали, и правильно принимали. Второе, налоги. Это налог на имущество, приватизированные квартиры - это налог на имущество, поступающий в местные бюджеты. Тоже абсолютно очевидно, что это вещь, которая нам была бы нужна. И третье. Хотел просто в завершение сказать, почему всё-таки очень важно сегодня разрешить людям по-прежнему приватизировать квартиры. У нас нет ограничений в отношении муниципалитетов по распоряжению муниципальной собственностью, в том числе жильём. Муниципалитет по закону сегодня имеет право спокойно продать по долгам, по кредитам, просто реализовать в том числе и жилой фонд, находящийся в их распоряжении. И тогда граждане, которые там проживают, вместо договоров соцнайма получают договора коммерческого найма со всеми оттуда вытекающими последствиями, в том числе разрушающими любые попытки формирования у нас среднего класса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, состоялось обсуждение. Я так понимаю, что ни представитель президента, ни представитель правительства не настаивают на участии в обсуждении. Павел Владимирович, вы хотели бы выступить с заключительным словом? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 09 мин. 08 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 86 чел. Не голосовало 364 чел.80,9% Результат: не принято Отклоняется данная законодательная инициатива.