Заседание № 169
16.05.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 447293-6 "О внесении изменений в статью 14.1-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без разрешения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1686 по 2060 из 3440
16-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14.1-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя Законодательного Собрания Амурской области депутата Государственной Думы Ивана Николаевича Абрамова. Пожалуйста. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, данный законопроект вносится Законодательным Собранием Амурской области. Предлагается внести в статью 14.1-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения: наименование статьи 14.1-2 "Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии" дополнить словами "или без разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси"; абзац первый части 1 дополнить словами "или без разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси". Чем обусловлена данная инициатива? Дело в том, что на сегодняшний день те граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без государственной регистрации или без специального разрешения, подвергаются штрафу в размере от 2 тысяч до 2 тысяч 500 рублей - это статья 14.1 КОАП. Также в данной статье предусматривается конфискация средств и орудий производства, но так как транспортное средство не признаётся орудием производства, оно не подлежит конфискации. Получается, что можно осуществлять предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров легковым такси без какой-либо регистрации и платить штраф всего лишь в 2 тысячи 500 рублей. Наряду с этим те предприниматели, которые зарегистрированы и которые, например, нарушают правила перевозки, подвергаются штрафу в размере от 5 тысяч до 30 тысяч рублей. Соответственно, любой предприниматель, стремящийся к тому, чтобы, скажем, получить большую прибыль, делает вывод, что ему просто экономически невыгодно каждое утро проходить технический осмотр, каждое утро проходить медицинский осмотр, соблюдать установленные правила, то есть ему лучше уйти в тень - что, кстати, в большинстве случаев и бывает, - не проходить все необходимые процедуры в соответствии с требованиями и правилами, а в случае, если его, так сказать, поймают, ему легче заплатить от 2 тысяч до 2 тысяч 500 рублей. Соответственно, этот штраф не останавливает граждан, и они нарушают закон. Вот в связи с этим Законодательное Собрание Амурской области и вносит данные изменения, и я предлагаю поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава Ивановича Лысакова. Пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для рассмотрения в первом чтении предложен проект федерального закона, которым предусматривается распространение действия части 1 статьи 14.1-2, которой установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии, на случаи осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без разрешения. К сожалению, с внесением этого законопроекта немножко опоздали, чуть позже я объясню почему. Рассмотрев законопроект, комитет его концепцию не поддерживает по следующим основаниям. Предлагаемое законопроектом расширение диспозиции части 1 статьи 14.1-2 кодекса путём дополнения её ещё одним составом правового нарушения без решения вопроса о компетенции по составлению протоколов и рассмотрению дел по данному административному правонарушению не позволит применять статью на практике. Далее. В настоящее время административные правонарушения, предусмотренные указанной статьёй, рассматриваются судьями, а полномочиями по составлению протоколов по части 1 в соответствии с пунктом 44 части 2 статьи 28.3 кодекса наделены должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта, то есть Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. При этом в соответствии с частями 17-19 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к правоотношениям, связанным с осуществлением контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В пункте 25 части 4 статьи 1 данного федерального закона указывается, что за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси осуществляется региональный государственный контроль. Кроме того, федеральным законом № 69-ФЗ предусматривается, что непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси контроль осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения. Таким образом, действующие в настоящее время нормы, устанавливающие компетенцию должностных лиц и органов по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.1-2 кодекса, неприменимы к проектируемому составу правонарушений, которым предлагается её дополнить. При этом соответствующие изменения в компетенционные статьи кодекса с учётом положений вышеуказанных федеральных законов законопроектом не проектируются, то есть вопрос о том, кем будут составляться протоколы и рассматриваться дела по указанному административному правонарушению, не решён, что, ещё раз подчёркиваю, не позволит применять нормы об ответственности на практике. Тем не менее хочу утешить, успокоить, наших коллег, и не только из Амурской области, но и из других регионов, и вам, коллеги, хочу напомнить, что в настоящее время у нас на рассмотрении (заканчивается, кстати, рассылка) находится комплексный проект федерального закона № 472515-6 "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым регулируется весь спектр вопросов в данной области, что представляется более целесообразным, чем внесение отдельных точечных изменений. С учётом изложенного комитет рекомендует законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос Абрамову Ивану Николаевичу. Иван Николаевич, вам не кажется, что какие бы штрафы мы ни устанавливали, таксист их не платит, их платит пассажир? Таксист тут же увеличивает плату за провоз, ну, поскольку человеку надо ехать, он волей или неволей берёт это такси и оплачивает и проезд на такси, и штраф, который выписали. Это так же, как и с предпринимателем: предприниматель сам никогда не платит штрафы, какие бы мы ни устанавливали, платит покупатель его продукции, поскольку величина штрафа включается в стоимость покупки, мы покупаем продукцию и таким образом оплачиваем установленный ему штраф. Вам не кажется, что более правильный путь - это не штрафовать кого-то за нарушения, а создавать такие условия, чтобы нелегальные таксисты не работали, чтобы они имели легальную работу в какой-то сфере по своей специальности, в соответствии со своими возможностями, легально там зарабатывали деньги, а не платили вот эти штрафы? Путь увеличения штрафов - это, по-моему, путь бесполезный, всё равно люди будут вынуждены зарабатывать себе средства, правдами или неправдами... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иван Николаевич. АБРАМОВ И. Н. Уважаемый Владимир Николаевич, дело в том, что мы вносим изменения в статью 14.1-2, которой предусматривается, что повторное нарушение влечёт наложение штрафа с конфискацией транспортного средства, и это уже довольно серьёзная мера. Я не думаю, что любой водитель готов рискнуть своим транспортным средством, с тем чтобы заработать 100, 200, 500 рублей в качестве нелегального таксиста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Вопрос представителю Амурской области. Подскажите, пожалуйста, а может быть, уполномоченным органам, ГИБДД, которые призваны следить всё-таки за реализацией положений закона, за тем, чтобы всё-таки на дорогах у нас работали "белые" перевозчики, которые платят налоги, не нарушают Правила дорожного движения и статьи административного кодекса, стоит поактивнее поработать, нежели сейчас нам пытаться усиливать ответственность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. АБРАМОВ И. Н. Уважаемый Александр Сергеевич, вы же понимаете, что у нас сегодня в уполномоченных органах не настолько много людей, чтобы они смогли, к примеру, тысячами проверять таксистов, соответственно и у ГИБДД очень много других функций, на качественное исполнение которых у них не хватает людей и времени, и этот вопрос, скажем так, для них не самый главный, второстепенный среди их задач, поэтому, я считаю, всё-таки ужесточение повлечёт уменьшение количества вот этих нелегалов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос Вячеславу Ивановичу. Уважаемый Вячеслав Иванович, мы очень легко отвергаем инициативы наших региональных коллег, зачастую, на мой взгляд, напрасно, потому что, как правило, они лучше знают особенности территорий, свои регионы, они чаще сталкиваются и работают с такими проблемами, но в данном случае я тоже считаю, что есть неоднозначность в понимании этого вопроса, - по поводу того, чтобы сразу конфисковывать, тут я с вами согласен. Вот вы сказали, что сейчас готовится законопроект в комитете, как вы считаете, может быть, имеет смысл пригласить как раз вот представителей тех регионов, которые выходили с подобными предложениями, и вместе с ними обсудить какие-то изменения, чтобы они чувствовали, что есть обратная связь, что мы слышим их и их предложения тоже готовы рассматривать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Лысакову включите микрофон. ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый Кирилл Игоревич, уважаемые коллеги! Конечно, у нас обратная связь с регионами существует, и именно для этого существует рассылка по нашему Регламенту работы. В настоящий момент комплексный законопроект, о котором я говорил, находится в рассылке, все регионы могут высказаться, внести дополнения в него. Кроме того, после первого чтения, естественно, законопроект будет дорабатываться ко второму чтению. Это первое. Второе. Данный законопроект, который наши коллеги из Амурской области нам представили через нашего коллегу-депутата, написан, видимо, несколько ранее, поэтому, конечно, он не учитывает того, что есть, например, в комплексном законопроекте, рассматриваемом ныне в Думе, мы уже предусмотрели усиление ответственности, санкций для нелегальных таксистов. Я бы сказал, мы симметрично, зеркально поменяли эти санкции, то есть предлагается легальных таксистов за ряд нарушений наказывать штрафом, максимальный размер которого 5 тысяч рублей, а нелегальных - на первый раз штрафом в размере 30 тысяч рублей, при повторном деянии - лишением водительского удостоверения на срок до трёх месяцев. О конфискации будем думать, это вопрос второго чтения. Ещё раз хочу вас проинформировать о том, что, конечно, законопроект готовился не в вакууме, он обсуждался с профессиональным сообществом, в том числе учитывались пожелания многих регионов, они также будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Есть? Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Старовойтов. Вы с трибуны хотите, да? Пожалуйста. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемые коллеги, я не перестаю сегодня удивляться цинизму отдельных наших коллег, представляющих, в частности, фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - Вячеслав Иванович, вы прекрасно понимаете, что камень в ваш огород. Только на моей памяти это уже вроде третья инициатива субъекта Российской Федерации с попыткой урегулировать данный вопрос. Я не устаю с этой трибуны пояснять, в чём же заключается основная проблема, которая беспокоит профессиональное сообщество в настоящий момент. А проблема заключается в следующем. Существуют некие диспетчерские службы, и, когда мы с вами заказываем такси, мы, собственно говоря, и сталкиваемся с этой диспетчерской службой - нам приходит сообщение, СМС, с номером автомобиля, стоимостью перевозки, но, собственно говоря, мы никогда не задумывались над тем, а какую машину всё-таки нам подаёт диспетчерская служба. По сути дела, диспетчерская служба оказывает исключительно услуги информационного характера и не несёт ответственности ни за что: она передала заказ на перевозку из пункта "А" в пункт "Б", разместила его на так называемой площадке, и этот заказ может получить водитель, у которого изъяты права, водитель, который, может быть, вчера ещё находился в состоянии алкогольного опьянения, а сегодня, как в простонародье принято говорить, у него ещё отходняк, перегар (русским языком называю вещи), - вот он может получить заказ и спокойно осуществлять перевозку нашего гражданина. Правильно сегодня сказал коллега - представитель Законодательного Собрания Амурской области о том, что есть ещё такие требования, как прохождение предрейсового технического осмотра и прохождение медицинского осмотра. Я могу сказать, что 99 процентов представителей транспортного сообщества не проходят данный технический осмотр и не проходят медицинский осмотр, и уже нередки случаи, когда водитель, перевозивший пассажиров, находился, как я уже сказал, не только в состоянии алкогольного опьянения, но и, помимо всего прочего, ещё в состоянии наркотического опьянения. А в каком состоянии находятся вот эти "узбек-мобиль", или "шаурма-мобиль", как их называют в профессиональном сообществе, которые мы видим на дорогах?! Вот если выйти поднять руку, то сразу останавливается автомобиль известной марки - "Дэу". Огромное количество желающих, которые готовы оказать вам эту услугу по перевозке, но в каком состоянии находится автомобиль - я думаю, комментарии по этому поводу, собственно говоря, излишни. Были две инициативы, которые предлагали, по-моему, Ярославская областная Дума и Законодательное Собрание Краснодарского края, которые касались того, чтобы встроить систему диспетчерских служб в систему такси, в сегмент такси, чтобы это была не просто какая-то интернет-площадка, которую раскрутили в Интернете, а таксисты, установив соответствующее приложение на свой смартфон или планшетник, получают и соответственно исполняют эти заказы. У нас большая проблема заключается в чём? Было получено по всей Российской Федерации огромное количество разрешений - благо, пока разрешения на вид деятельности у нас даются бесплатно, - ну, естественно, таксист должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Что такое индивидуальный предприниматель в наше время? Может быть, конечно, в Москве платить налоги, учитывая, что всё-таки здесь перевозка стоит несколько дороже, не составляет таких уж больших трудов, но, дорогие друзья, в регионах всё по-другому: те, кто всё-таки пользуется такси, понимают, что если в Москве вы заплатите за проезд, допустим, 200 рублей, то в регионах проехать такое же расстояние стоит 50 рублей. Но в регионах бензин не стоит в четыре раза дешевле, чем он стоит в Москве, это абсолютно точно, иной раз в регионах бензин стоит даже дороже, чем в Москве. Кроме того, предприниматель вынужден платить налоги ежеквартально, те, у кого не хватает знаний, вынуждены выплачивать зарплату бухгалтерам, то есть вся вот эта нагрузка ложится на предпринимателя. Что мы получаем в итоге? Люди, которые получили разрешения, оформились в качестве индивидуальных предпринимателей, вынуждены уходить в тень, о чём и говорил представитель Амурской области. То есть мы теряем основную составляющую: государство не получает налоги, потому что нет у нас индивидуальных предпринимателей, которые задействованы в данной сфере, и в ближайшее время, скорее всего, не будет, а пассажиры получают некачественные услуги, потому что все вот эти медицинские осмотры и проверки технических показателей, о которых я уже сказал сегодня, не проводятся. Соответственно, скажите, кто при нынешней ситуации, при нынешнем раскладе остаётся в выигрыше? Да никто! Именно поэтому подготовлена инициатива Заксобранием Амурской области, которое, я считаю, абсолютно справедливо и абсолютно законно пытается повысить ответственность, административную ответственность для тех людей, которые занимаются нелегальным извозом. Ведь государство если что-то требует от легальных предпринимателей, оно в свою очередь что должно сделать? Оно должно создать нормальные условия, для того чтобы легальным предпринимателям в наше время существовать было гораздо выгоднее, чем нелегальным, - вот в чём суть инициативы Заксобрания Амурской области! Я абсолютно согласен с Правовым управлением, его замечания уместны, положения о том, кто же всё-таки будет заниматься реализацией данного закона, можно подредактировать ко второму чтению. Вячеслав Иванович, ну а теперь что касается того законопроекта, о котором вы нам рассказали. Вы говорили о том, как он нужен, что он сформулирован грамотно, и о том, как этот законопроект обсуждался на всех общественных площадках, был поддержан. Так вот я, как человек, работающий в Комитете по транспорту и занимающийся данным вопросом, могу вам сказать, что в субъектах Российской Федерации представители не только профессионального сообщества, но и министерств и департаментов транспорта после внесения вами данного законопроекта просто схватились за голову, узнав, что в нём предусмотрено! Сегодня, конечно, предметом разговора не является тот законопроект, по нему будут отдельные, я так полагаю, разборы полётов, но я просто рассказываю о мнении профессионального сообщества в целом о том законопроекте. Я не нашёл ни одного субъекта Российской Федерации, который дал бы положительное заключение на ваш законопроект, и в системе НСТ, Национального совета такси, вашей же структуры, не нашёл ни одного региона, который поддержал бы законопроект, который вы внесли. Я полагаю, Вячеслав Иванович, вам нужно всё-таки более предметно советоваться с профессиональным сообществом и с субъектами Российской Федерации и спрашивать, какие инициативы нужно вносить в Государственную Думу, а какие не нужно. Помимо всего прочего, я вам напомню, что эту законодательную инициативу вы обещали внести ещё до конца года, но тем не менее внесли почему-то гораздо позже, хотя профессиональное сообщество ждало от вас этого. Наверное, с этим, Вячеслав Иванович, с вашим нежеланием работать в данном направлении, связано то, что сейчас вам направлено открытое письмо членов Национального совета такси о том, что они выходят из НСТ повально, по всей Российской Федерации. И вы знаете, что партия "Автомобильная Россия", которую вы создали, которую вы сейчас возглавляете и которой планируете заниматься в ближайшее время, тоже начинает закрывать в регионах свои представительства, потому что партия "Автомобильная Россия" состоит именно из членов Национального совета такси. Коллеги, давайте всё-таки больше прислушиваться к субъектам Российской Федерации и к профессиональному сообществу, чтобы не получалось вот такого на выходе. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поневежский Владимир Александрович, пожалуйста. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я не буду вдаваться в эмоции, как предыдущий выступавший из фракции ЛДПР. Почему? Потому что я думаю, что в законотворчестве всё-таки больше юридической составляющей, чем эмоциональной. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данную законодательную инициативу, предлагающую расширить диспозицию части 1 статьи 14.1-2 кодекса путём дополнения ещё одного состава правонарушения без решения вопроса о компетенции по составлению протоколов и рассмотрению дел по данным административным правонарушениям, поскольку это очень важно. Полагаем, что данное обстоятельство непременно приведёт к проблемам в правоприменительной практике, так как действующие в настоящее время нормы, устанавливающие компетенцию должностных лиц и органов по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.1-2 кодекса, неприменимы к проектируемому составу правонарушения. При этом соответствующих изменений в компетенционные статьи кодекса законопроектом не предлагается. В связи с этим, как я уже сказал, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может поддержать данную законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Автор? Комитет?.. Нет. Выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3309 по 3326 из 3440
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14.1-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 31 сек.) Проголосовало за 115 чел.25,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 116 чел. Не голосовало 334 чел.74,2 % Результат: не принято Отклоняется.