Заседание № 196
27.02.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 447226-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за незаконное привлечение инвестиций физических лиц).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2643 по 3072 из 5055
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает сенатор Российской Федерации Александр Владимирович Шендерюк-Жидков. Пожалуйста. ШЕНДЕРЮК-ЖИДКОВ А. В., сенатор Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона подготовлен и внесён сенаторами и депутатами Государственной Думы. Законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях отдельной статьёй, устанавливающей административную ответственность за незаконное привлечение инвестиций физических лиц. Вводится два состава административных правонарушений с различной ответственностью: первый - за незаконную деятельность по оказанию услуг по привлечению инвестиций физических лиц; второй - за незаконное привлечение средств. Уважаемые коллеги, проблема защиты наших граждан от действий так называемых финансовых пирамид не перестаёт, к сожалению, быть актуальной. Соответствующие схемы только совершенствуются, уходят в Интернет, маскируются под инвестиционную и другую внешне законную деятельность. По имеющейся статистике, за период с января 2018 года по ноябрь 2022 года в Банк России поступило более 6 тысяч обращений граждан с жалобами на деятельность компаний с признаками финансовых пирамид. Предлагаемый к рассмотрению законопроект входит в пакет инициатив, направленных на комплексное решение проблем в этой сфере. Базовый законопроект, вводящий ограничения по публичному привлечению инвестиций граждан, был принят в первом чтении 30 января текущего года. От имени авторов законопроекта прошу его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Александр Павлович Тетердинко. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект достаточно актуальный, поскольку, несмотря на то законодательство, которое мы с вами принимаем, из года в год количество выявляемых так называемых финансовых пирамид увеличивается. Я приведу статистику. Вот если в 2016 году выявлено было 180 таких пирамид, в 2017-м - 137, в 2018-м - 168, то с 2019 года начался неуклонный рост количества выявляемых финансовых пирамид: 2019 год - 237, 2020 год - 222, за 2021 год было выявлено более 800 финансовых пирамид, а за прошлый год уже 1,5 тысячи. Поэтому, конечно же, законопроект, который сейчас нам с вами необходимо принять, очень актуален и очень своевременен. У комитета нет сущностных возражений по данному законопроекту. Есть определённые технические замечания, которые можно будет проработать на стадии второго чтения. Данный законопроект, напоминаю, спутник к основному законопроекту, который в первом чтении был принят нами 30 января текущего года. Правительством данный законопроект также поддерживается с отдельными замечаниями. Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе данный законопроект принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Александр Владимирович, вы в своём выступлении неоднократно говорили про финансовые пирамиды, но есть же Уголовный кодекс, в статье 172-2 которого гораздо выше ответственность; определения финансовых пирамид в УК и здесь не синхронизированы; в пояснительной записке вы пишете, что ущерб составляет, там, ну, если посчитать, примерно миллиард рублей в год, а предлагаемые штрафы - это миллионы, то есть миллиарды зарабатывают, а штрафуем на миллионы. Можете сказать, вот в чём необходимость законопроекта? ШЕНДЕРЮК-ЖИДКОВ А. В. Уважаемый Олег Юрьевич, спасибо большое за вопрос, он абсолютно справедливый. Действительно, Уголовным кодексом уже введено понятие финансовой пирамиды и введена в том числе уголовная ответственность за создание и деятельность финансовых пирамид, однако, к сожалению, мы видим по обращениям наших граждан, что деятельность финансовых пирамид постоянно видоизменяется, мошенники постоянно находят другие пути привлечения средств наших граждан, поэтому данным законопроектом мы предлагаем ввести в Кодекс об административных правонарушениях наказание за любую деятельность так называемых нелицензированных финансовых организаций, то есть нелицензированную деятельность, неподконтрольную Банку России деятельность по привлечению средств наших граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. Пожалуйста, Александр Павлович. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемые коллеги, я дополню. Действительно, у нас есть ответственность за организацию и деятельность так называемых, ну, классических финансовых пирамид, когда за счёт денег новых вкладчиков выплачиваются долги перед предыдущими вкладчиками, это стандартная схема, которую мы с вами знаем ещё с 90-х годов. Но конечно, из года в год вот эти схемы привлечения денежных средств видоизменяются, очень часто организации, которые в принципе можно назвать финансовыми пирамидами, вот эту классическую схему уже не используют, они используют более хитрые схемы привлечения денежных средств и выплаты своих долгов. Вот этот законопроект эту лазейку устраняет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гильмутдинов Динар Загитович. ГИЛЬМУТДИНОВ Д. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Владимирович, полностью поддерживаю законопроект. Уточняющие вопросы: на основании чего планируется выявлять финансовые пирамиды - заявлений граждан или мониторинга Банка России, кто будет контролировать и планируется ли в дальнейшем дополнить ещё уголовную ответственность, если ущерб гораздо больше? ШЕНДЕРЮК-ЖИДКОВ А. В. Спасибо большое за вопросы. Действительно, это лишь первый этап ужесточения ситуации с финансовыми пирамидами. Вот та формулировка, о которой я только что сказал, когда мы, по сути дела, за любую нелицензионную деятельность по привлечению финансовых средств наших граждан предусматриваем ответственность, - это лишь первый этап. Что касается уголовного наказания, я думаю, что в процессе исполнения данного закона мы совместно с Банком России эту позицию подготовим. Что касается мониторинга, как вы знаете, на уровне Банка России существует отдельный департамент по работе с гражданами, в том числе отдельный курирующий зам, зампред по этому направлению, то есть помимо обращений граждан есть и постоянный контроль со стороны Банка России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. Пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П. Насчёт введения уголовной ответственности - насколько мне известно, существует проект закона о введении за аналогичные правонарушения уже и уголовной ответственности, он на стадии согласования между различными министерствами и ведомствами. Мы ожидаем, что данный законопроект в ближайшее время будет внесён в Госдуму. Что касается того, кто будет выявлять и кто должен привлекать к административной ответственности, - это одно из замечаний нашего комитета. Авторы предлагают наделить полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по данному составу полицию, но мы думаем, что это надо дополнительно обсудить: целесообразно ли нагружать полицию ещё и финансовыми, вот этими узкоспециальными правонарушениями? Может быть, с этим могли бы справиться органы государственного финансового контроля. Но это мы будем обсуждать на стадии второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к разработчикам. Конечно, с финансовыми пирамидами необходимо бороться, тут двух мнений быть не может, тем не менее вот как... На мой взгляд, в вашем законопроекте не очень чётко сформулировано именно понятие финансовой пирамиды. Как отличить то, что у вас написано, допустим, от сбора пожертвований или других подобных вещей, которые в принципе осуществляются с благими целями? ШЕНДЕРЮК-ЖИДКОВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Этот вопрос в том числе поднимался на предварительном обсуждении законопроекта, и мы с коллегами на данный момент как раз обсуждаем в рамках второго чтения уточнения по этому моменту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон на трибуне. Пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П. Тоже отвечу на данный вопрос. Я напоминаю, что этот законопроект принимается в обеспечение другого законопроекта, который принят нами в январе и который вносит изменения в Закон "О потребительской кооперации..." и в закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Вот там надо, конечно, на стадии второго чтения отдельно проработать формулировки, если по ним есть вопросы. А этот законопроект, повторю, принимается в обеспечение того законопроекта, поэтому тут формулировки и понятие финансовой пирамиды будут такие же, как в том, первом законопроекте, о котором я сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Александр Владимирович, если мы говорим о множестве нарушений, связанных с этими финансовыми пирамидами, которые нанесли серьёзнейший, значительный ущерб гражданам России, то почему мы предлагаем вот такие мягкие меры, как штраф или приостановление деятельности на 90 суток? Считаю, что за такие нарушения участники финансового рынка заслуживают персональной дисквалификации и более жёстких мер. Как вы думаете? ШЕНДЕРЮК-ЖИДКОВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Во-первых, мы уже говорили о том, что на сегодняшний день в Уголовном кодексе есть отдельная статья 172-2 , которая как раз касается уголовного наказания за организацию финансовых пирамид. А во-вторых, коллега уже обратил ваше внимание на то, что на данный момент поправки в уголовное законодательство находятся на этапе обсуждения с правительством. Я думаю, в том числе и ваше замечание может быть учтено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые докладчики, а почему не Комитет по финансовому рынку рассматривает этот вопрос? Не потому ли, что они зарубили концепцию этого и ещё одного законопроекта? И по большому счёту, мне кажется, Александр Павлович противоречит даже заключению своего комитета. Там, мне кажется, очень чётко сказано, что этот законопроект надо вносить в пакете с другими. Почему они не внесены пакетом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Павлович, пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П. Николай Васильевич, ну, я не знаю, я надеюсь, вы меня внимательно слушали. Я ещё раз говорю: это законопроект, который был внесён в пакете с другим законопроектом, и тот законопроект, в пакете с которым он был внесён, Государственная Дума приняла в первом чтении в январе текущего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Александр Павлович, спасибо. Если будет необходимость, выступите с заключительным словом. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. Три минуты поставьте. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот эксперты считают, что данный законопроект соответствует пословице "благими намерениями вымощена дорога в ад". Ну вот вы внимательно Александра Павловича слушали - он привёл статистику, что идёт резкое увеличение количества мошенников, понимаете? А мы предлагаем для мошенника, который украл 50 миллиардов рублей и скрылся, штраф 1 миллион и 90 дней дисквалификации. Ну вы мне скажите: что, мы таким методом уменьшим число мошенников? Мы будем только их, с моей точки зрения, мотивировать к такой деятельности. Уверен, каждый, кто проводит приём граждан, имеет десятки обращений от обманутых пайщиков, дольщиков, вкладчиков и так далее, по-разному они называются. Я написал по крайней мере десятка четыре запросов в разные инстанции, но, к сожалению, ими плохо занимаются, видно, правоохранительную систему размер отпускных удовлетворяет, понимаете? С моей точки зрения, здесь избрана система, когда люди, не получив поддержки в ответственном комитете, по финансовому рынку, выбирают самое маленькое и вроде как громко кричат, что борются с пирамидами и с мошенниками. Но, подчёркиваю, даже миллион рублей административного штрафа за 50 миллиардов украденных - это очень мало. В данной ситуации, с моей точки зрения, законопроект только поэтому можно не поддерживать. Вы понимаете, вопрос какой? Вместо того чтобы вносить пакетом - а там пять законопроектов надо вносить, - берут и выдёргивают один из них, ну, самый безобидный, на нём пиарятся, шумят, кричат, вместо того чтобы в первую очередь ввести уголовную ответственность, причём максимальную, потому что это подрыв основ государства. Ну вот у меня последнее обращение из Благовещенска - на 30 миллиардов рублей. Хорошее название - "Россия", понимаете, да? Причём доказано кто, чего, но меры не принимаются. Здесь, с моей точки зрения, Комитету по контролю (он у нас за все комитеты отвечает) надо обратить внимание, по какой причине законопроект не прошёл через Комитет по финансовому рынку и через антикоррупционную экспертизу. Это первое. Второе. Нам с вами надо в принципе такие вопросы... Вот мне непонятно, почему Комитет по финансовому рынку до сих пор не организовал хотя бы "круглый стол" на эту тему. Это очень важная тема, и, с моей точки зрения, вот такими законами мы проблему не решим, мы будем только... В следующий раз Александр Павлович придёт и скажет: слушай, было 300, а уже тысяча - что же надо делать? Вот вы поймите, неправильные меры не стимулируют решения проблемы. Это надо понимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" поддержит данный законопроект, равно как и поддержит утверждение, что, конечно, он не является панацеей для решения всей этой проблемы. Мошенничество в финансовой сфере совершенствуется, и мы должны совершенствовать профилактику этих нарушений. Я бы сказал, что этот законопроект - шаг в направлении именно профилактики. Здесь главным инструментом выступает лицензионная деятельность, то есть как бы считается, что если компания начала деятельность вот такого рода, не имея лицензии, то это уже сигнал, и за это нужно привлекать. Вот на этой стадии, так сказать, будущий ущерб уже должен останавливаться - это вот один из аспектов. Мы считаем, что это движение в правильном направлении. Но мы поддерживаем также мысли о том, что, конечно, нельзя этим ограничиваться, необходимо совершенствовать именно наказание за уже совершённое мошенничество. В связи с этим хотелось бы вот некоторым коллегам... просто, понимаете, сейчас ведь это не как финансовая пирамида "МММ" работает. Посмотрите, весь Интернет забросан объявлениями: приходите, получите работу, работа в финансово-инвестиционной компании, составление документов финансовых, работа сдельная - получите процент. Что на самом деле? Привлекают студентов, безработных и так далее, всех, кто может на удалёнке сидеть, обзванивать граждан по определённым базам, которые тоже неизвестно как попадают им в руки, и агитировать, чтобы они свои свободные средства приносили в ту или иную компанию. Пускают пыль в глаза: арендуют коворкинги в башне "Федерация" или ещё где-то, чтобы люди думали, что это что-то крупное, способное изменить их жизнь, а потом пропадают. А крайними становятся вот те люди, которые обзванивают и заключают эти договоры. По сути, речь-то идёт о чём? Если привлекаются нелицензированными компаниями такие сотрудники по договорам, даже по правовым договорам, не по трудовым, нужно вести разъяснительную работу, и здесь Центробанку надо работать, чтобы люди понимали, что, когда они куда-то идут на работу, могут оказаться крайними, в том числе вот по тому закону, который мы сейчас будем принимать. Безусловно, это только шаг в направлении, но шаг правильный, и нужно совершенствовать эту работу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Морозов Олег Викторович. МОРОЗОВ О. В., председатель Комитета Государственной Думы по контролю, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я по поводу выступления Николая Васильевича Коломейцева о том, что Комитет по контролю должен смотреть за другими комитетами, какие законопроекты они рассматривают и в каком порядке: это полномочия Совета, Совет должен принимать это решение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Бахарев Константин Михайлович. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Также хотел бы в порядке справки от Комитета по финансовому рынку отреагировать на выступление Николая Васильевича Коломейцева, потому что он сознательно или без умысла, но ввёл в заблуждение Государственную Думу. Во-первых, комитет является соисполнителем по данному законопроекту. Во-вторых, в своём заключении Комитет по финансовому рынку указал, что не имеет концептуальных замечаний по законопроекту. Это к реплике Николая Васильевича о том, что наш комитет не поддерживает законопроект. Это неправда. И в-третьих, мы приняли и подготовили к рассмотрению Государственной Думой... Мы приняли 30 января, о чём сказал уже содокладчик, базовый законопроект - это изменения в законы "О потребительской кооперации..." и "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Рассматриваемый законопроект является законопроектом-спутником, и, как все изменения в КоАП, его готовит тоже профильный комитет, в данном случае комитет по законодательству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста. ШЕНДЕРЮК-ЖИДКОВ А. В. Если позволите. Спасибо большое, уважаемые коллеги. Уважаемые коллеги, убедительная просьба поддержать данный законопроект. Действительно, отвечая на критику коллег, хочу обратить внимание: финансовый комитет поддержал законопроект. И председатель комитета, и коллеги-депутаты являются соавторами данного законопроекта, поэтому точно данный законопроект прошёл через Комитет по финансовому рынку. Что касается замечаний по сбору средств - есть отдельный закон по краудфандингу, который регулирует эти вопросы, поэтому в данном случае главной задачей данного законопроекта было введение ответственности по тем законопроектам, которые уже были приняты в первом чтении Государственной Думой 30 января. Просьба, ещё раз, поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик Александр Павлович Тетердинко. Пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П. Николай Васильевич столько раз назвал моё скромное имя, что я не могу не отреагировать, Николай Васильевич, на ваше выступление. Действительно, в вашем выступлении есть рациональное зерно. Действительно, ответственность за такую деятельность нужно ужесточать, делать более жёсткой, вводить её в предмет регулирования в том числе уголовного законодательства. Именно поэтому в этом законопроекте есть оговорка, что привлекаются соответствующие правонарушители к административной ответственности, если в их действиях нет состава уголовного преступления. Именно поэтому я сказал, отвечая на один из вопросов, что действительно... И кстати, Правительство Российской Федерации в своём заключении обратило внимание на то, что нужен ещё и законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс. И конечно, мы ожидаем, что в ближайшее время на рассмотрение Госдумы соответствующий законопроект поступит. Безусловно, если мы ввели уголовную ответственность за создание классической финансовой пирамиды, ну, по типу "МММ", то мы должны пойти дальше и ввести уголовную ответственность за создание подобных финансовых пирамид, но использующих несколько другие схемы. Безусловно, это необходимо сделать, но уже в рамках внесения изменений в Уголовный кодекс. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 44 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.