Заседание № 239
04.07.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 447225-4 "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 826 по 841 из 8674
КУРЬЯНОВИЧ Н. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Я предлагаю проголосовать, чтобы снять вообще с рассмотрения пункт 21 повестки дня о борьбе с пресловутым так называемым экстремизмом, о котором уже, я не знаю, все уши просвистели, поскольку под этим подразумевается 95 процентов всех недовольных. И предлагаю никогда не рассматривать 24-й вопрос, тоже поставить на голосование, это вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и Татарией, поскольку так мы уничтожаем Россию и её ждёт та же участь, что и Советский Союз. Поэтому прошу поставить на голосование исключение из повестки дня пунктов 21 и 24 и предлагаю впредь их вообще никогда не рассматривать. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 978 по 1011 из 8674
Курьянович Николай Владимирович предлагает снять пункты 21 и 24. Нам необходимо проголосовать, уважаемые коллеги. Кто за то, чтобы снять пункт 21? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 18 мин. 32 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7% Проголосовало против 8 чел.1,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6% Результат: не принято Не принято. Кто за то, чтобы исключить пункт 24 из повестки дня? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 19 мин. 02 сек.) Проголосовало за 41 чел.9,1% Проголосовало против 15 чел.3,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4930 по 5544 из 8674
Пункт 24. О проекте федерального закона "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Косопкина Александра Сергеевича. КОСОПКИН А. С. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии со статьёй 84 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации внёс в Государственную Думу проект федерального закона "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Данный договор уже рассматривался Государственной Думой, и, наверное, вы хорошо помните его непростое и достаточно длительное обсуждение и в этом зале, и в зале Совета Федерации. После отклонения закона коллегами из верхней палаты состоялось согласование текста договора с участием представителей администрации президента, Государственной Думы, Совета Федерации и руководства Республики Татарстан. Итогом работы стал уточнённый текст договора, который и предлагается сегодня вашему вниманию. Отмечу, что основные, концептуальные положения договора сохранены, поэтому, я считаю, нет смысла ещё раз подробно на них останавливаться. В то же время в текст внесены поправки, учитывающие замечания, высказанные при его обсуждении. Первое замечание, первая поправка. Нас упрекали, что из основ правового регулирования разграничения полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан выпал такой важный блок, как федеральное законодательство. На этом основании делался вывод, что после ратификации договора Республика Татарстан может игнорировать федеральные законы в этой сфере. Вопрос, конечно, был спорным, но для устранения возможности такого толкования положений договора в его преамбулу было внесено дополнение, которое уточняет, что разграничение полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, предусмотренное данным договором, осуществляется не только в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, но и в соответствии с федеральными законами и законами Республики Татарстан. Я должен уточнить, что в первом договоре было записано: в соответствии с Конституцией. Здесь мы добавляем: в соответствии с федеральными законами. Мы делаем это добавление с учётом обсуждений, это я ещё раз для стенограммы говорю. Далее. Из статьи 2 договора исключена часть первая, которая фактически дублировала норму части 1 статьи 66 Конституции Российской Федерации, о том, что статус Республики Татарстан определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан. Наличие такого указания в договоре некоторыми воспринималось как своего рода намёк на возможность иного, нежели конституционными нормами, определения статуса республики в составе Российской Федерации. В связи с этим, а также учитывая, что данное положение договора не имеет самостоятельного нормативно-правового значения, было принято решение его исключить. Ещё раз хочу подчеркнуть: как и при первом обсуждении договора, он полностью соответствует Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. В части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации чётко указано, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. А в статье 26-7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" прописаны принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий. При подготовке договора требования закона были полностью соблюдены. Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что данный договор не предполагает каких-либо преференций для отдельно взятого субъекта Федерации, а всего лишь уточняет порядок разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан в отдельных сферах. При этом согласно договору специфические для республики проблемы будут решаться совместно с федеральным центром, в том числе путём принятия вами, уважаемые депутаты, соответствующих законов. В заключение призываю вас к обсуждению, к конструктивному обсуждению по существу внесённого Президентом Российской Федерации законопроекта. Ну и хотелось бы, чтобы политическая дискуссия осталась за рамками обсуждения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Виктор Иванович Гришин сделает содоклад от комитета. ГРИШИН В. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен проект федерального закона "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Законопроект внесён Президентом Российской Федерации. Комитет по делам Федерации и региональной политике рассмотрел указанный законопроект и поддерживает его. Прежде всего мы исходим из того, что, как и Александр Сергеевич сказал, Конституция Российской Федерации предполагает осуществление разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов, которые осуществляются как самой Конституцией, так и Федеративным или иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Рассматриваемый сегодня договор по сравнению с предыдущим, который мы с вами рассмотрели в феврале этого года, претерпел определённые изменения. О них докладчик уже подробно вас проинформировал. Необходимо отметить, что представленный документ учитывает опыт применения Договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан от 15 февраля 1994 года о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, заключённого на основе референдума Республики Татарстан, проведённого 21 марта 1992 года. Сегодня можно долго спорить о положительных или негативных сторонах предыдущего договора, как и обо всём периоде переговорных отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации в 90-х годах. При этом я бы всё-таки сказал, что, наверное, всё же было больше положительного, тем более если учитывать специфику того конкретного исторического отрезка времени. И надо учитывать то, что именно на этой практической основе мы с вами сформулировали те законы о разграничении предметов ведения и полномочий (их было три основных), которые мы с вами приняли в последнее время. Представленный договор носит рамочный характер и не содержит, как считают некоторые, каких-либо преференций участникам договора. В нём лишь устанавливается возможность для Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Республики Татарстан заключать соглашения, что, кстати, предусмотрено действующим законодательством, 184-м федеральным законом, о совместном решении вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями Республики Татарстан. При этом оговаривается, что Правительство России и Государственный Совет Республики Татарстан по затронутым проблемам вносят соответствующие законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, и это, на наш взгляд, принципиально важно. Рассматриваемый договор прошёл процедуру подготовки, согласования и подписания сторонами в соответствии с требованиями статьи 26-7 184-го Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации ". Как следует из полученного заключения, законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации. Учитывая изложенное, Комитет по делам Федерации и региональной политике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", внесённый Президентом Российской Федерации. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Покажите результаты записи. Двенадцать депутатов. Как поступим? По одному от фракции. Голосовать будем? Нет. От фракции КПРФ кто задаёт вопрос? Нет желающих? Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Сергеевич, в первый раз, когда вы представляли этот законопроект, этот договор, в зале раздались возгласы, и некоторые депутаты от республик, я не уверен, по памяти говорю, по-моему, от Башкирии, сказали: мы следующие, мы тоже хотим подать. По нашей информации, подобный законопроект подготовлен со стороны Чеченской Республики, Чечни. Вот в связи с этим вопросы: кто-то подал ещё заявку на составление подобных договоров и планирует ли администрация президента с кем-то ещё, кроме Татарстана, заключать подобный договор? Спасибо. КОСОПКИН А. С. Анатолий Евгеньевич, насколько мне известно, может быть, я не всей информацией обладаю, но действительно Республика Башкортостан в отношении договора сделала какие-то первые шаги. В отношении Чеченской Республики мне ничего не известно, так же как и не известно в отношении других субъектов. Я просто хочу вам сказать, я говорил это с трибуны, говорю и сейчас, что Конституция Российской Федерации предусматривает такую возможность и такие отношения с федеральным центром. Здесь нет никакого противоречия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР кто задаёт вопрос? Жириновский Владимир Вольфович. Включите микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вопрос к содокладчику. Как вы считаете, не имел ли отрицательное значение отказ верхней палаты, Совета Федерации, от утверждения ранее нами одобренного данного закона, договора о разграничении полномочий? Ведь наверняка, если уже встал вопрос о принятии такого договора, то поступок верхней палаты ведь как бы, я считаю, оскорбительный выпад в адрес Татарии, татарского народа. И с этой же стороны вот насчёт практики советского периода: не было ли тогда у нас заложено ошибок при создании СССР, когда тоже на основании Конституции советской, 18-го года, создавали Федерацию? И мы знаем, чем это всё закончилось. Вот такую оценку отрицательную вы готовы дать федеративному строительству в нашей стране в первые годы советской власти и нет ли здесь параллели с сегодняшними нашими конституциями и договорами? ГРИШИН В. И. Спасибо, Владимир Вольфович. Что касается решения, которое принял Совет Федерации, ну, мне сложно судить, говорить за Республику Татарстан, наверное, какое-то политическое отрицательное значение это имело. И тем не менее надо сказать, что на основе этого решения, которое принял Совет Федерации, руководители двух стран, а именно Президент Республики Татарстан и Президент Российской Федерации, приняли решение ещё раз внимательно посмотреть договор. Александр Сергеевич сказал, какие поправки в данный договор были внесены. Прежде всего была внесена поправка, вы знаете, содержательного плана: исключена часть первая из статьи 2, где говорилось о статусе Республики Татарстан. Я считаю, что случилось, то и случилось, но тем не менее договор нужно принимать. Думаю, что и Совет Федерации должен этот договор принять, потому что есть Конституция Российской Федерации, федеративного государства. И если мы, условно говоря, сегодня встанем на другую позицию и станем создавать унитарное государство, думаю, что нам очень много придётся переделать в плане законодательства и это принесёт Российской Федерации (на мой взгляд, это неоднозначно), скорее, больше отрицательного, потому что Российская Федерация, вы знаете, многонациональная страна. Мы не можем, как Соединённые Штаты, согнать всех в резервации и в этой части принять те решения, которые важны для унитарного государства. Поэтому считаю, что то, что мы с вами наработали за эти годы и в части законодательства, и в части взаимоотношений... Мы поправляем законодательство 90-х годов, не без ошибок строится государство, но думаю, что мы в состоянии создать нормальное федеративное демократическое государство, как это написано в Конституции Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "Единой России" - Бугера Михаил Евгеньевич. БУГЕРА М. Е., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. В общем-то, мой вопрос прозвучал в формулировке депутата Локотя Анатолия Евгеньевича, и ответ Александра Сергеевича Косопкина я слышал. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И от независимых - Сергей Алексеевич Попов. ИЗ ЗАЛА. А доверенность у него есть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На выступление - да. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня к Александру Сергеевичу вопрос. Когда был Советский Союз, в национальных республиках паспорт заполняли на двух языках - русском и национальном. Вот все эти республики в результате отвалились от Советского Союза, а потом там стали писать на русском официальные документы. Вы не боитесь, что данный договор явится первым шагом к развалу Российской Федерации? КОСОПКИН А. С. Сергей Алексеевич, я так не считаю. Вы прекрасно знаете, вы опытный политик, что те республики, а теперь уже самостоятельные государства отвалились совершенно по другим причинам. И искать корень того, почему они отвалились, наверное, надо не во вкладышах, которые были в паспортах. Кстати, напоминаю, вкладыши были не только в тех теперь уже самостоятельных государствах, которые отвалились, но и внутри России в республиках тоже были вкладыши. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь, Виктор Иванович. Есть ли желающие выступить? Есть желающие выступить. Тогда тоже прошу записаться... Поднимите руки, кто хочет выступить. От фракции по одному по три минуты, да? Договорились? Голосовать будем или принимается? Принимается, по три минуты. Пожалуйста, депутат Сапожников, от КПРФ. САПОЖНИКОВ Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! На предыдущем заседании сняли с дальнейшего рассмотрения вариант договора, отклонённый Советом Федерации. Убрали из договора одиннадцать слов, включая союзы, шесть добавили и выдают сегодня за новый. В итоге по содержанию договор не изменился. Попросту говоря, мы сегодня догрызаем ту кость, которую начали грызть 9 февраля. Тогда Александр Сергеевич Косопкин отметил, что "в выступлениях против... аргументов, которые раскрывали бы какие-то там заговоры, раскрывали бы юридическую несостоятельность договора, так и не прозвучало, прозвучали политические обвинения". Поэтому сосредоточимся на юридической несостоятельности документа, опираясь на аргументацию, в соответствии с которой Совет Федерации отклонил его. Первое. Есть такая статья 26-7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", где отмечается, что "заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими или иными особенностями субъекта Российской Федерации", и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено законами о разграничении полномочий. Однако как в федеральном законе, так и в договоре мы не видим, какими же особенностями и в какой мере обусловлено иное, чем установлено федеральными законами о разграничении полномочий, в Республике Татарстан. Может быть, есть экономические особенности? Но мы знаем, что по показателям уровня жизни Татарстан находится на уровне среднеевропейских стран. Географические особенности вроде бы есть, как и у любого другого субъекта Федерации, но по крайней мере Татарстан - это не Камчатка и не Курилы. Иные особенности, видимо, существуют, но если возвращаться к словам господина Косопкина, то это значит раскрывать какие-то заговоры. Таким образом, основания для заключения указанного договора так и не определены, следовательно, налицо юридическая несостоятельность договора. Второе. Согласно этому же закону в договоре о разграничении предметов ведения и полномочий должны устанавливаться перечень полномочий федерального органа, обязанности сторон и так далее. Этого тоже ничего нет - вот второй элемент несостоятельности. Поскольку время заканчивается, я скажу, что профильному комитету, вместо того чтобы продавливать этот закон, надо позаботиться о законах, которые закрепляли бы принципы региональной политики в нашем многонациональном государстве. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Общее направление внутренней политики, конечно, должно заключаться в том, чтобы давать как можно больше прав, полномочий и денег на местах. Но очень непонятно, опасно, неприятно, когда это облекается в национальные формы. Давайте всем субъектам Российской Федерации больше возможностей самим решать все свои вопросы и соответствующее финансирование исходя не из национального характера района, а просто из количества ВВП, так сказать, и количества проживающих (в географическом смысле этого слова). Когда мы ссылаемся на Федерацию, что это очень хорошо, я согласен, но тогда мы должны прогнозировать плохое будущее для России, потому что только на создании дополнительных полномочий и прав это ведь не остановится. Вы должны прекрасно понимать, что каждый народ захочет иметь собственное государство, тем более примеры рядом. Почему Эстония должна быть независимой, а какая-то наша национальная республика входить в состав нашего федеративного государства и иметь меньше прав, чем те же Литва, Латвия, Казахстан и так далее? Вот об этом нужно подумать, геополитически, стратегически. Вот на данном этапе договор безобидный - договор о разграничении полномочий, где-то кто-то когда-то на него сошлётся в каком-то соглашении, и какая-то будет норма, и всё. Нет, не всё. Самая большая ошибка была заложена, конечно, в советский период, ведь задача ставилась не просто Россию вывести из войны. Из войны вывели - легче всего побросать ружья, все готовы идти домой, воевать никто никогда не хочет ни в одной армии мира, ни в одной стране, ни в один период. Задача была создать такую систему устройства новой советской России, чтобы она имела внутренний взрыв, чтобы она сама взорвалась, чтобы не надо было с ней воевать, а она сама расползлась бы по национальным швам. Я рад, что у фракции КПРФ теперь другое мнение. И Николай Игнатович правильно указывает причины: где у кого какие деньги, банки, кто на что влияет. Но на это вам понадобилось девяносто лет, а ЛДПР об этом говорит с первого дня основания - двадцать лет партии. Вот и подумайте, каков вклад КПРФ и бывшей КПСС в развитие нашего государства за девяносто лет и какой вклад ЛДПР за двадцать лет. То есть чтобы вам созреть, вам нужны были две войны и пять революций, миллионы потерянных жизней. Теперь вы поняли, что нельзя шутить с государством. Даже в Конституции 77-го года - ей тридцать лет, годовщина в этом году - ЦК КПСС, юристы эти, очень такие умные, заложили норму о праве выхода из состава СССР. Где ещё в мире есть такая Конституция, когда государство само говорит: "Ребята, надоело - идите, гуляйте. Всё, можете теперь создавать собственное государство"? Мы же ничего этого не признали...(Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. От "Единой России" - Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, принципиально позиция нашей фракции в отношении договора не изменилась. Мы поддерживаем его, мы считаем, что это нужный документ, и мы убеждены, что на сегодняшний день он в том числе демонстрирует силу и мудрость государственной власти в нашей стране. Коллега Попов говорил о том, что причиной развала Советского Союза были записи во вкладышах в паспортах. Коллега! Что у вас с памятью стало?! А я думал, что проблема была в сумасшедшей инфляции, в том, что рубль ничего не стоил, в том, что на полках ничего, кроме маргарина, не было, да и тот не всегда был. Я очень хорошо это знаю. Хорошо знаю: и в Сумгаите бывал, и в Карабахе. Главной причиной начала разговоров было то, что ничего в магазинах нет, а своим через чёрный ход колбасу таскают. Слушайте, слава богу, закончилась эта ситуация, и наша власть, и мы с вами можем проявить мудрость. Это не столько Патрушев и Нургалиев страну держат, сколько Кудрин с Игнатьевым, стабильность рубля. В этом вы сможете убедиться, когда начнётся предвыборная кампания и кто-то из ваших активистов вам скажет: никаких валют и по безналу, только рублями. Это ещё одно доказательство - не самое удачное, согласен - того, что в стране наступила стабильность, и мы можем позволить себе вот этот и мудрый, и сильный шаг. Наша фракция голосовала и будет голосовать за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "Справедливой России" кто-то будет выступать? Крутов Александр Николаевич. Включите микрофон депутату Крутову. КРУТОВ А. Н., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, я думаю, что такая оценка этого договора, как "мудрый и великий", не совсем соответствует действительности. К сожалению, так получилось, что у нас... Сегодня мы уже принимали закон по борьбе с экстремизмом, мы сегодня активно стараемся навести порядок и прийти к согласию в нашем общем доме, мы стараемся сделать так, чтобы все народы, населяющие Россию, были равны, чтобы к ним применялась одна норма, чтобы каждый народ - а их по переписи более ста сорока - мог себя ощущать уверенно, достойно и не чувствовал, что кто-то пользуется другими, большими правами или привилегиями, чтобы у нас не получилось, что среди равных есть кто-то более равный. У нас по нашей Конституции национальное государственное устройство предусматривает национальные и автономные республики, и в то же время мы все старательно боремся с так называемым национализмом, подменяя понятия "национализм", "любовь к родине" шовинизмом, с которым, естественно, нужно бороться. Трудно бороться с национализмом, когда у нас существуют национальные республики, когда у нас существуют национальные автономии, когда у нас определённые республики стараются для себя получить определённые выгоды. В каком смысле? Да хотя бы даже чисто в символическом. И то, что сегодня предлагается, я думаю, не пойдёт на пользу нашей общей жизни в России, а, наоборот, вызовет, как уже вызывает при обсуждении, больше вопросов, чем даст положительных ответов. Поэтому, если сегодня Татарстан хочет жить по особому закону, по особому договору с Россией, то завтра то же самое захочет сделать, как уже сегодня говорилось, и Башкортостан, и Чечня, и Красноярский край, и Ивановская область. Я думаю, что этот путь губителен для России, и если мы пойдём по этому пути, когда мы будем чётко и ясно давать привилегии какому-то народу или какой-то республике, то в результате мы получим не общий дом, а конгломерат различных домов, у которого нет будущего, ибо дом, построенный на песке, обязательно развалится. А это самое главное, когда... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Патриоты России" нет желающих. От независимых - Курьянович Николай Владимирович. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, все государства, которые были скроены по национально-территориальному принципу, разрушились, распались, развалились. Это Советский Союз, Югославия, Чехословакия. И та же участь ждёт Российскую Федерацию. Почему я неоднократно с наших трибун заявлял о том, что нам нужно из активного политического словоупотребления убрать слова "федеративная", "Федерация" и "россиянин"? Потому что они не служат делу укрепления российской государственности. Правовая конструкция национально-территориального вопроса, которая заложена в Конституции нашей страны, является порочной. И она, конечно же, нуждается в том, чтобы в ближайшее время быть изменённой, поскольку с учётом огромной территориальной распростёртости страны у нас никакой иной формы государственного устройства, кроме унитарной, быть не может, а всё остальное - от лукавого. И вот эта юридическая асимметрия, которая заложена в Конституции, проецируется и на сферу межбюджетных отношений. Если мы возьмём статистику за середину 90-х - начало 2000-х годов, то мы увидим, что национальным республикам, включая Татарию, Башкирию, Чечню, львиная доля дополнительных финансовых платежей, траншей была ассигнована из федерального бюджета. А чем провинились оставшиеся на то время восемьдесят шесть субъектов Федерации, включая и те регионы, от которых я избирался, и в частности Иркутская область? Чего стоят только те примеры, когда под сомнительную историческую дату - тысячелетие Казани - было выделено огромное количество финансовых средств и всего лишь 200 миллионов рублей - на празднование исторически подтверждённого тысячелетия города Ярославля, который является одним из городов-колыбелей русской истории и культуры! Поэтому с таким подходом мы ведём к тому, что наше российское королевство будет распадаться на части. Этот законопроект - свидетельство и проявление слабости федерального центра, который заигрывает перед националистическими региональными элитами. Это заигрывание можно понять как сиюминутную политическую игру накануне очень важных выборов парламента нашей страны и президента, но в ближнесрочной исторической перспективе это может привести к печальным последствиям. Поэтому предлагаю всем здравомыслящим патриотам нашей страны вне зависимости от их национальной принадлежности и вероисповедания проголосовать против этого законопроекта, который ведёт к развалу Российской Федерации, чего бы так не хотелось. Почему нам?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Махмудов Махмуд Гаджулаевич. МАХМУДОВ М. Г. Спасибо, Любовь Константиновна. Если можно, буквально реплику по данному вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, нельзя - это не по ведению. Морозов Олег Викторович. МОРОЗОВ О. В., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "Единая Россия". У меня как раз по ведению. Я просто вёл заседание Государственной Думы, когда мы обсуждали этот договор в первый раз, и тогда от депутатов, не входящих в депутатские объединения, на основании письменного их согласия выступал депутат Рыжков. Он выступил в поддержку договора. Поэтому я прошу для стенограммы зафиксировать, что, видимо, депутат Курьянович выступал от себя лично, а никак не от всех депутатов, не входящих в те или иные депутатские объединения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фоменко Александр Владимирович по ведению. ФОМЕНКО А. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Прошу зафиксировать для стенограммы, что в тот раз депутат Рыжков выступал от своего собственного имени, а не от имени всех независимых депутатов, потому что я, например, его на это не уполномочивал. (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я тогда предлагаю, чтобы теперь каждый депутат собирал двадцать одну подпись, а не три или четыре. Александр Сергеевич Косопкин, есть ли желание выступить с заключительным словом? КОСОПКИН А. С. Буквально два слова. Я хотел заметить депутату Сапожникову в отношении его претензий по поводу того, что текст практически не изменился, он, по-моему, подсчитал и сказал, что там изменения в шести словах, добавления или там убавления, наоборот. Я должен сказать, что смысл же не в том, сколько слов мы добавили или убавили, а в тех позициях, которые высказывал Совет Федерации, в тех позициях, которые высказывались на совещании четырёхсторонней рабочей группы. И наверное, кто-то из оппонентов услышал аргументы и отказался от своих претензий увидеть что-то дополнительное в тексте договора. Теперь что касается юридической несостоятельности. Я считаю, что юридическая состоятельность как раз здесь полная, потому как в тексте договора чётко сказано, что власти Татарстана и Правительство Российской Федерации выходят на соглашения по особенностям экономическим, экологическим каким-то особенностям, культурным особенностям и на основании этих соглашений в Государственную Думу вносятся проекты законов. Вот этим и будет насыщаться, так сказать, продолжение этих договоров. И говорить о юридической несостоятельности в связи с тем, что в договоре нет... Вот как раз от этой формы мы и ушли, а предыдущий договор был прямого действия, он был более в этом плане подвержен критике как со стороны Федерации в целом, так и со стороны каждого субъекта в отдельности. Что же касается замечания Александра Николаевича, который говорил, что отдельные субъекты, в частности Татарстан, захотели жить по особому договору, а не по тем законам, которые прописаны для всех субъектов... Я тоже, Александр Николаевич, вас уважаю, но ваши аргументы несостоятельны по тем же самым причинам. Договор рамочный, и если, допустим, выступая в Совете Федерации, Председатель Госсовета Татарстана Мухаметшин обозначил фактически только одну проблему - экологическую проблему тех регионов, где более пятидесяти лет ведётся добыча нефти, где отвратительная экология, где не могут никак наладить быт людей, там даже большущие проблемы с питьевой водой, то ничего зазорного нет, если мы не будем говорить о каких-то высоких материях, а будем думать о людях в субъектах, в каждом субъекте. И если в других субъектах не смогут решить вопрос на основании Федеративного договора, вернее, не смогут решить на основании тех законов, которые существуют, дорога к таким договорам, к решению этих локальных, специфичных, характерных только для данного субъекта проблем, она открыта. Александр Николаевич, здесь нет никакого выведения из-под действия общих для всей Российской Федерации законов, поэтому то, что вы говорили, абсолютно несостоятельно. И в завершение хотел обратиться к залу, особенно к Владимиру Вольфовичу. Есть просто у нас политики, убеждённые в том, что государство должно быть унитарным, но это такое убеждение. У нас же в Конституции прописано, что у нас государство федеративное, и мы должны строить не просто какую-то федерацию, которая как бы строится на основе цемента № 300, там № 100 и так далее, то есть супервысоких, так сказать, но мы должны думать о каждом субъекте, об особенностях каждого субъекта, должны думать о тех демпферах, тех амортизаторах, которые не разрушают как раз Федерацию, а скрепляют её, делают её более долгосрочной. Почему обращаюсь к Владимиру Вольфовичу? Потому что нас, юристов, здесь в зале меньше, чем тех людей, которые получали инженерное образование. Так вот, инженеры ответили нам, юристам, что жёсткие конструкции разрушаются намного быстрее и последствия разрушения как бы более глобальные. Поэтому ещё раз говорю спасибо за обсуждение. Предлагаю поддержать внесённый Президентом Российской Федерации текст закона о договоре. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович Гришин, что-то скажете? Включите микрофон депутату Гришину. ГРИШИН В. И. Спасибо, Любовь Константиновна. От Николая Ивановича Сапожникова прозвучало обвинение, что комитет проталкивает данный законопроект. Хочу ответить: абсолютно не так. Я сказал в своём выступлении, что мы на самом деле, и комитет прежде всего, изучили этот законопроект и договор на соответствие его Конституции и иным законам российским. И если вы внимательно его посмотрели, посмотрели каждую статью, то заметили, что там нет такой статьи, которая не соответствовала бы или статье Конституции, или 184-му закону, который мы с вами вместе принимали. Поэтому я считаю, что на самом деле закон соответствует всем нормам правовым и у нас нет оснований - ни правовых, ни политических, ни иных - сегодня отвергать этот договор. Я прошу его принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы закончили обсуждение. В рамках "часа голосования" прошу вас проголосовать за проект федерального закона "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Кто за принятие данного законопроекта? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 02 сек.) Проголосовало за 284 чел.63,1% Проголосовало против 119 чел.26,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6011 по 6019 из 8674
СЕМАГО В. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! При голосовании по закону о договоре Татарстана с Российской Федерацией была допущена техническая ошибка. Я передал в секретариат нашу поправку по результатам голосования, по участию в них. Спасибо.