Заседание № 227
О проекте федерального закона № 447146-8 "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в части привлечения инвестиций физических лиц; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
50-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Аркадий Николаевич Свистунов, пожалуйста. СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К настоящему законопроекту поступило четыре поправки, все они комитетом рекомендуются к принятию и включены в таблицу № 1. Комитет по финансовому рынку просит поддержать настоящий законопроект, утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 51 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование во втором чтении законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 16 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Александр Дмитриевич. Комитет по финансовому рынку подготовил настоящий законопроект к третьему чтению, получены все необходимые согласования, проведены экспертизы. Комитет просит поддержать настоящий законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 00 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принят единогласно.
Заседание № 188
О проекте федерального закона № 447146-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в части привлечения инвестиций физических лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Доклад и содоклад по законопроекту сделает Аркадий Николаевич Свистунов. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представляемый вашему вниманию законопроект направлен на совершенствование законодательного регулирования в части противодействия недобросовестным практикам привлечения инвестиций на финансовом рынке, в частности на ограничение деятельности по публичному привлечению денежных средств от физических лиц, имеющей признаки финансовых пирамид. Почему этот законопроект актуален на сегодняшний день? Дело в том, что да, у нас в законодательстве есть ряд составов и в административном кодексе, и в Уголовном кодексе, кое-что есть и в Гражданском кодексе, которые предусматривают некоторые меры по борьбе с такими явлениями, как финансовая пирамида. Однако практика показала слабую их эффективность, и это объясняется, в общем-то, тем, что достаточно сложно доказать признаки осуществления деятельности в виде финансовой пирамиды на той стадии, пока это предприятие работает. И вот только когда уже начинаются массовые жалобы от граждан по поводу того, что им не осуществляют выплаты, и когда уже, как правило, растворяются в воздухе учредители таких, с позволения сказать, проектов, тогда уже возникает возможность доказывания того, что в данном случае действовала пирамида, и законодательного регулирования. В связи с этим предлагается в настоящее время установить возможность публично привлекать инвестиции от физических лиц, только если инвесторам - физическим лицам будут предоставляться соответствующие ценные бумаги, предусмотренные определёнными федеральными законами (речь идёт о Федеральном законе "О рынке ценных бумаг", о Федеральном законе "Об инвестиционных фондах" и о Федеральном законе "Об ипотечных ценных бумагах"), или в случае, если право лица привлекать инвестиции от физических лиц будет прямо предусмотрено в законе. При этом данные ограничения не будут затрагивать законодательно урегулированные допустимые формы привлечения инвестиций, в частности с использованием инвестиционных и финансовых платформ. Кроме того, предлагается установить условия для тех лиц, которые будут выполнять услуги по публичному привлечению инвестиций физических лиц. Здесь речь идёт прежде всего о профессиональных участниках финансового рынка, и это тоже объясняется тем, что деятельность таковых участников регулируется Центральным банком и им же контролируется. Соответственно, полагаем, что возможность привлечения инвестиций физических лиц исключительно в соответствии с нормативно установленными правилами финансового рынка позволит всё-таки нивелировать ситуацию с привлечением инвестиций нелегальными участниками финансового рынка, противоправный характер деятельности которых является очевидным, и, соответственно, предотвратить потери сбережений граждан. Кроме того, в законопроекте предлагается установить ограничение на привлечение денежных средств так называемыми потребительскими кооперативами, для этого внести изменения в закон о потребительских обществах в Российской Федерации, которые будут предусматривать, что они могут привлекать средства физических лиц только от своих пайщиков. Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации, Центральным банком. Комитет по финансовому рынку концептуально поддержит настоящий законопроект, имеющиеся к нему замечания считает возможным доработать при процедуре подготовки ко второму чтению и рекомендует Государственной Думе поддержать представленный вашему вниманию законопроект. Спасибо, уважаемые коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Николаевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Аркадий Николаевич, в проектируемой статье 5-1 - речь идёт о Федеральном законе "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" - использована формулировка (читаю): "...если право лиц на привлечение инвестиций физических лиц предусмотрено федеральными законами". Скажите, какие лица и какие федеральные законы здесь имеются в виду? И как вы считаете, может, именно в этой части требуется конкретика, чтобы исключить неправильное толкование данной нормы со стороны правоприменителя? СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо за вопрос. Речь идёт, ну, о таких законах, как, например, закон "О цифровых финансовых активах..." или закон об инвестиционных платформах, и ещё о ряде других законов. Здесь вот, на наш взгляд, не будет правильным перечислять все эти законодательные акты, в которых прямо предусмотрена возможность привлечения инвестиций от физических лиц, и без предоставления встречного исполнения в виде ценных бумаг, поскольку речь идёт о других финансовых инструментах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста. СИПЯГИН В. В. Уважаемый Аркадий Николаевич, в представленном проекте закона предлагается запретить привлечение потребительскими кооперативами заёмных средств от лиц, которые не являются пайщиками. Однако данное положение противоречит нормам принятого в прошлом году закона о проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнёрскому финансированию в отдельных субъектах, в котором указано, что потребительские кооперативы, участвующие в данном эксперименте, могут привлекать заёмные средства физических лиц. В предлагаемом проекте закона нет никаких ссылок на закон о партнёрском финансировании в части регулирования и привлечения займов, из-за чего создаётся ситуация правовой неопределённости. Соответственно, понятно, это может негативно сказаться на эффективности проводимого эксперимента, создать для хозяйствующих субъектов чрезмерные правовые риски и привести к нарушению единообразия судебной практики. Как вы видите возможность решения этой проблемы и гармонизации законодательства? СВИСТУНОВ А. Н. Владимир Владимирович, очень интересный вопрос. Тут вот в чём дело, я так сказал бы: потому что сейчас партнёрское финансирование у нас в эксперименте находится, действует специальный правовой режим в рамках проводимого эксперимента, и эти рамки предусматривают определённые исключения из тех законов, которые на сегодняшний день действуют. Поэтому я полагаю, что в рамках подготовки ко второму чтению можно дополнительно обсудить с участниками этого эксперимента такие моменты и определиться, как лучше формулировку сделать, чтобы это не привело к ухудшению их деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Новиков Владимир Михайлович, пожалуйста. НОВИКОВ В. М. Аркадий Николаевич, закон старый, действует давно, но мошеннические-то схемы всё равно так и продолжают проходить. Как вы считаете, принятием нового законопроекта сегодня, внесением изменений в законодательство, мы решим максимум вот этих проблем, которые уже сформировались на сегодня в плане мошеннического привлечения денег, или, может быть, уже стоит полностью этот закон менять? СВИСТУНОВ А. Н. Ну, мы полагаем - я, в частности, полагаю, - что менять полностью закон смысла нет. Я вот говорил предварительно, почему не работают те составы, - потому, что на стадии, когда, вот как сейчас, нет закреплённых в законе условий привлечения денежных средств от физических лиц, любое юридическое лицо может объявить такое привлечение, и в принципе его деятельность будет считаться законной до определённого периода: до момента, когда появятся пострадавшие, и тогда уже можно будет доказать состав, доказать, что признаки соответствуют финансовой пирамиде. Они в законодательстве указаны, но доказывать их без возникновения потерпевших проблематично - так практика показала. Мы предлагаем закрепить эти условия, с тем чтобы просто не допускать уже выхода на рынок таких лиц с такими проектами. Особенно это актуально сейчас, когда появились интернет-технологии привлечения денежных средств, когда так называемые интернет-стартапы объявляют привлечение средств и обещают какую-то сумасшедшую доходность и так далее, не имея, вообще, ни офисов, ни юридического адреса - ничего практически. Это особенно сейчас актуально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Аркадий Николаевич, согласно законопроекту нарушение установленных ограничений, связанных с привлечением инвестиций физических лиц, влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учитывая, что жертвами финансовых пирамид часто становятся пожилые люди, люди с инвалидностью, с небольшими доходами, общественная опасность от этих преступлений высока. Может быть, нам следует установить специальную ответственность - не по имеющимся составам, а именно по специальным составам - за нарушение указанных статей, ограничений в Уголовном кодексе и КоАП? Как вы считаете? СВИСТУНОВ А. Н. Да, вы правы, Яна Валерьевна. Дело в том, что в Уголовном кодексе уже сейчас есть статья за деятельность с признаками финансовой пирамиды, я об этом говорил, и в КоАП, в административном кодексе, тоже есть таковая статья. Кроме того, мы также подготовили и законопроект о внесении изменений в административный кодекс: добавляем ещё один состав в рамках уже нашего законодательного акта, то есть если он будет нарушаться. Ну, посмотрим, как дальше практика будет развиваться. Может, и имеет смысл ужесточить ответственность, потому что в соответствии с той ответственностью, о которой я сказал ранее, в основном речь идёт о штрафах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Аркадий Николаевич, что касается финансовых пирамид, мы все знаем, что это практически мошеннические проекты, которые имитируют выгодные инвестиции, но об этом здесь ни слова, зато предлагается вводить некоторые ограничения деятельности. В большинстве случаев, как вы здесь и говорили, нет ни офиса, ни юридического лица, тем более активов и материальных ценностей. Как вы считаете, может быть, следует задуматься над тем, чтобы запретить деятельность финансовых пирамид и ужесточить требования и контроль к кредитным организациям на территории России? Это как предложение. СВИСТУНОВ А. Н. Вот здесь вы совершенно правы, законопроект на это и направлен. То есть если какое-либо лицо будет осуществлять деятельность по привлечению средств физических лиц в виде инвестиций, не соблюдая вот эти условия, которые предлагается внести в закон, то это противоправная деятельность, и не надо ждать пострадавших, можно сразу применять меры ответственности. На это и направлен законопроект. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Николаевич, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 39 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.