Заседание № 12
12.03.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 447018-4 "О внесении изменений в статьи 41, 58, 66, 85 Федерального закона № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся порядка сбора подписей в поддержку политических партий и порядка участия в совместных агитационных мероприятиях; внесён депутатом Государственной Думы четвёртого созыва В. А. Тюлькиным).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4106 по 4516 из 5350
Переходим к 16-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 41, 58, 66, 85 Федерального закона № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Также докладывает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемый законопроект предлагает исключить несколько пунктов из двух статей Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы..." и ещё изменить действующую редакцию трёх пунктов. Вроде бы он небольшой по объёму, а где-то даже может показаться техническим, однако я должен отметить, что по силе воздействия на действующие законы и институты избирательного права законопроект достаточно серьёзный, так как за ним стоят концептуальные изменения, на которых я и предлагаю остановиться, а всё другое - производное от них, но если возникнут вопросы, то я отвечу на них после своего доклада. Итак, первое. Законопроектом предлагается исключить из Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы..." пункт, устанавливающий порядок составления списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей. Ну, я думаю, никто не возражает против того, что право сбора подписей избирателей должно принадлежать дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей восемнадцатилетнего возраста. В целях соответствия этим требованиям лиц, осуществляющих сбор подписей для регистрации федерального списка кандидатов, в законе и установлена обязанность для политической партии, я имею в виду в действующем законе, представлять в Центральную избирательную комиссию России нотариально удостоверенный список сборщиков подписей со сведениями о них. Кроме того, подготовка политической партией таких списков служит дополнительной гарантией прав граждан на представление их интересов в законодательном органе страны партией, которой они выражают своё предпочтение. И более того, это позволяет политической партии избежать признания недействительными всех подписей избирателей в подписном листе, заверенном сборщиком подписей, что может повлечь за собой отказ в регистрации всего федерального списка. Полагаем, что исключение этой нормы будет способствовать снижению ответственности за достоверность и действительность подписей избирателей как отдельных сборщиков подписей, так и политических партий в целом. Теперь второе. Законопроектом предлагается придать обязательный характер участию политических партий в совместных агитационных мероприятиях. По предложению автора, политическая партия, отказавшаяся от участия в совместном агитационном мероприятии, снимается с выборов, а её доля эфирного времени предоставляется другим партиям в равных пропорциях. Однако данное предложение законопроекта противоречит как части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений, так и части 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации, где предусмотрено, что никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений, а также не соответствует норме пункта 4 статьи 48 закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой кандидат и избирательное объединение самостоятельно определяют формы и методы своей агитации. Аналогичная норма в отношении политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, содержится и в части 5 статьи 55 закона "О выборах депутатов Государственной Думы...". Идём далее, и это третье. Автор предлагает уменьшить величину избирательного залога с 15 до 5 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда. Мы же отмечаем, что концепция предлагаемых изменений противоречит правовой позиции Конституционного Суда, согласно которой в целях обеспечения реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти законодатель вправе предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. К таким условиям относится и требование собрать определённое количество подписей избирателей в поддержку кандидата или внести установленный избирательный залог. И в заключение ещё один момент. Законопроектом предлагается новый подход, согласно которому в случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом Государственной Думы, не выполнит требование о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата, он исключается из федерального списка кандидатов, а его депутатский мандат передаётся Центральной избирательной комиссией зарегистрированным кандидатам из федерального списка других партий. Заметьте, вот здесь ключ: мандат передаётся кандидатам из федерального списка других партий. Мы полагаем, что применение данной нормы повлечёт за собой искажение результатов выборов депутатов Государственной Думы, избранных по федеральному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы есть, я вижу, я вижу несколько рук. Давайте запишемся. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Депутат Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Петрович, мы с вами давние оппоненты по данному вопросу, я имею в виду избирательное законодательство. И когда в прошлом созыве Государственной Думы вы отстаивали позиции, вносящие не менее концептуальные изменения в законодательство... Ну, законодательство какое стало, такое и стало в результате сегодня, в результате вашей позиции и в результате того голосования. Но, на наш взгляд, в ходе выборов 2 декабря и 2 марта практика применения данного законодательства выявила ряд недостатков, существенных недостатков. Мы считаем, что законодательство в этой связи надо изменять. Ну, существенно не существенно, но явно надо модернизировать. С этим, кстати, согласился, насколько я помню, и Председатель Государственной Думы, когда мы говорили об этом на первом заседании сразу после выборов. Ваша позиция по данному вопросу: необходимо всё-таки менять, изменять с учётом вот... (Микрофон отключён.) МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, уважаемый Анатолий Евгеньевич! Я считаю, что ответ на данный вопрос мы уже получили. Страна спокойно выдержала подведение итогов двух политических периодов: в декабре - выборов депутатов Государственной Думы, в марте - выборов Президента Российской Федерации. У нас нет того, что творится на площадях сопредельных государств, или того, чтобы не работали где-то толком законодательные органы власти, как, например, на Украине или где-то ещё (можно приводить примеры). Спокойно население страны воспринимает серьёзные политические действия, которые производятся на нашей территории. И мы сегодня абсолютно уверенно, все граждане России уверенно смотрят на то, что будет дальше, понятна конфигурация, - вот они, результаты. Дальше я не буду развивать эту тему: вот они в чём, главные результаты. И в том, что мы с вами сделали, когда работали над законом "О выборах депутатов Государственной Думы...", над законом "Об основных гарантиях избирательных прав...", в том, что мы не поддались соблазну менять Конституцию, проводить референдум по этому поводу и изменять законы, - вот, я думаю, и весь ответ. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич... Прошу прощения, Апарина Алевтина Викторовна. АПАРИНА А. В. Спасибо, Олег Викторович. Александр Петрович, пользуясь тем, что вы сразу сказали, что можно задавать и другие вопросы для выяснения той темы, которой мы сейчас коснулись, во-первых, хотелось бы сказать вам: не сглазьте! А то вы говорите, что на площадях у нас, слава богу, ничего нет, всё спокойно. На самом деле очень беспокойно, поскольку очень много нарушений. Но это к слову. А вот по поводу сбора подписей. Заслушав ваш доклад, мы ещё раз убедились в том, насколько это серьёзная кампания, и она требует очень большого внимания и поддержки населения. Скажите, только честно, вы верите, что Богданов, о партии которого знают люди, которых можно в Красную книгу заносить, два миллиона подписей собрал? Нет ли там, не было ли нарушений, с вашей точки зрения? (Микрофон отключён.) МОСКАЛЕЦ А. П. Вы знаете, если сравнить прошлые выборы президента и эти выборы президента, то много возникает вопросов: почему кандидаты от некоторых партий были одни - теперь другие, хотя лидеры партий были и в тот период, и в этот период одни и те же и результаты, мы знаем, какие были в прошлый раз и какие в этот раз? Я полагаю, что мы не должны обсуждать, кто там Богданов, каковы его результаты. Мы смотрим в законы, регулирующие сегодня вопросы выборов - это закон "О выборах депутатов Государственной Думы..." и закон "Об основных гарантиях избирательных прав...". И поэтому позвольте мне не обсуждать вопрос в вашем ключе, а ответить только по тем вопросам, которые сегодня поставлены в повестку дня. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Петрович, участвуя лет двадцать активно в политической деятельности - и подписи собирал, по-разному участвовал, - могу вам сказать, что, с моей точки зрения, надо сегодня ещё одно ограничение ввести: надо ввести тест для председателей участковых комиссий по арифметике простой, потому что у них у всех хорошо с рисованием, но плохо с арифметикой. Правильно ли я понял вас: вы считаете, что неадекватное представление в эфире мало искажает общественное мнение? Мне кажется, что это сильнее искажает, чем любое другое. И второе. Я лично не верю в то, что Богданов собрал два миллиона подписей, так как он набрал всего девятьсот восемьдесят тысяч голосов, а их просто рисовали, эти подписи. Но в то же время этот инструмент применяется для того, чтобы исключить из политического процесса более значительные политические силы. Я считаю, что надо законопроект поддержать, и вы уверены, что надо. А спокойствие - оно знаете как: сегодня спокойно, а завтра может взорвать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Ну, я понимаю, что к власти можно приходить разными путями - как путём демократических выборов, так и путём революции. Слово "взорвать" вам ближе, а я его не приемлю - не хочу я взрывать ни общество, ни отдельные его составляющие. А насчёт тестов... Ну, уважаемые коллеги, понимаете, если кто-то идёт работать в правоохранительную систему или в Вооружённые Силы, там да, есть тесты - и по состоянию здоровья и так далее. Скажем, для депутатов Государственной Думы есть один тест - гражданин Российской Федерации и определённый возраст. Для членов избирательной комиссии есть свои определённые тесты. А насчёт грамотности... Ну, мы же не говорим, как у нас иногда предлагают, что в Думе должны быть только юристы и экономисты, а другим вроде бы и места нет. Наверное, это всё-таки неправильно. Здесь должна быть другая составляющая, и поэтому я не думаю, что мы о каких-то тестах должны сегодня говорить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. От фракции КПРФ - Локоть, от ЛДПР - Иванов, от "Единой России" - Яровая. И подводим черту. Пожалуйста, депутат Локоть - от фракции КПРФ. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович. Насколько я понял, позиция докладчика отличается от позиции Председателя Государственной Думы, и он однозначно по этому поводу высказался. Мы же считаем всё-таки, что законодательство необходимо менять, потому что выборы 2 декабря и 2 марта выявили ряд существенных недостатков в законодательстве, которые искажают и букву, и суть, собственно говоря, Конституции, о которой здесь Александр Петрович так ярко и красиво говорил. Законопроект писался, разрабатывался до выборов, безусловно, и отсюда его недостатки. Тем не менее ряд его позиций, принципиальных позиций, остаётся актуальным и после выборов и заслуживает, на наш взгляд, весьма пристального внимания. Первое - это так называемые локомотивы. Вот здесь прозвучал тезис о том, что искажается мнение избирателей. А что, мнение избирателей не искажается, когда во главе списков в тройке стоят раскрученные, известные в субъектах Федерации люди, а затем они не участвуют в депутатской работе совершенно? Ведь это же прямое искажение, прямая манипуляция мнением избирателей, разве это не так? Это совершенно очевидно. Второе - уклонение от дебатов. По сути дела, искажается сам ход состязательности. Ведь кандидат или кандидаты, которые уклоняются от публичных дебатов, - они не желают вести диалог, спор не только со своими политическими оппонентами, они уклоняются от диалога со своими избирателями. Они тем самым обедняют и себя, поскольку не имеют возможности оттачивать свою аргументацию в ходе этого спора, непростого порой, конечно, они лишают себя возможности вносить какие-то коррективы в свою программу, в свои позиции, это очевидно. Ну и в целом исчезает состязательность. У нас сегодня очень много спортсменов среди депутатов, наверное, это хорошо, правильно, не только юристы должны быть депутатами. Так вот я вспоминаю кинофильм советского времени "Спорт, спорт, спорт". Там по сюжету в мечтах одного из главных героев спортивные состязания должны были быть такими, что не надо друг друга на ринге бить, себя увечить, а надо тренироваться в своё удовольствие и призы, кубки и медали разбирать за столом. Там это всё ярко так, очень красиво было нарисовано. У нас сегодня выборы сводятся именно к такому процессу, который был очень ярко высмеян в этом кинофильме. Теряется, ещё раз я хочу сказать, сам смысл выборов. Мы будем голосовать за этот законопроект, хотя видим ряд его серьёзных недостатков, но, на наш взгляд, в данном случае речь идёт о принципе: замечаем мы эти недостатки, которые выявились в ходе выборов, или не замечаем. Мы будем голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я буду краток. Начнём с недостатков, Анатолий Евгеньевич. Для начала надо признать, что, к сожалению, действительно законопроект написан очень некорректно, хотя многое в нём мне импонирует. Кстати, я не очень понимаю, Александр Петрович, почему этот законопроект, поскольку есть и альтернативный, обсуждается отдельно. Альтернативный законопроект вносила фракция ЛДПР. Ну да бог с ним, раз уж дошли до обсуждения, давайте обсуждать. Так вот ещё раз говорю, что если бы Виктор Аркадьевич нормально подошёл к этому вопросу, то от правительства и от комитета таких отзывов не поступило бы. Потому что одной рукой он отменяет данную статью, а вот с остальными статьями, которые раскручивают то, как эта норма дальше вводится, претворяется в жизнь, он этого не делает. Так что тут мы действительно не на высоте оказались. По поводу Богданова... Ну вы же тоже, если не первый раз участвуете в выборах и собирали подписи, знаете, что любой человек имеет право поставить свою подпись хоть за десятерых кандидатов. Поэтому говорить о том, что все эти подписи куплены или нарисованы, я считаю, некорректно. И теперь о главном. Конечно, я не согласен с тем, что кандидата, который не участвует в дебатах, надо снимать и снимать партию из-за того, что партия, может быть, по-другому ведёт свою агитацию, она может встречаться с избирателями, устраивать какие-то другие мероприятия. Снимать - это слишком радикальное средство. Но, с другой стороны, если человек не участвует в дебатах, которые по закону предусмотрены, причём это должно быть в самое смотрибельное время, как в законе написано, то это уже повод усомниться в том, честно ли идёт предвыборная кампания. И, Александр Петрович, если рассуждать так, как вы рассуждаете, что есть один критерий - восемнадцать лет, гражданин Российской Федерации, не лишённый избирательных прав... К сожалению, это не так. Оказывается, что ты ещё должен состоять в политической партии, ты ещё должен набрать несколько миллионов рублей, для того чтобы внести залог, и так далее, и тому подобное. Поэтому здесь искажать не надо. У нас в Конституции тоже записано: все имеют право на труд, а пойди устройся на нормальную работу. Цензура у нас не допускается, но мне, извините, это смешно, да и всем остальным - она везде допускается, везде она присутствует, поэтому... С другой стороны, Александр Петрович, вы уж извините, но если так рассуждать, то получается натуральный обман избирателя. Если вам сначала предлагают в автосалоне один автомобиль по одной цене, а когда вы приходите на склад получать, оказывается, что там не он, а "запорожец" давным-давно прогнивший... То же самое и с кандидатами, которые первыми в списках стоят по отдельным регионам. Допустим, они уважаемые люди, губернаторы, узнаваемые товарищи, но потом они действительно не работают. Это что, не обман избирателей? Поэтому здесь в принципе совершенно правильное замечание. И что касается денежного залога. Извините, вы, уважаемый человек, вы в состоянии, как в Ленинграде например, внести залог в 60 миллионов рублей? Где вы такие деньги возьмёте? Что, кредит в банке брать? Это тоже несерьёзно. Если уж мы действительно решили двигаться к гражданскому обществу, где есть место и оппозиции (кстати, много говорилось о том, что будет принят закон об оппозиционной деятельности), то давайте всё-таки убирать эти рогатки, народ сам разберётся, он далеко не идиот. И вот чем меньше будет таких рогаток, тем больше людей будет ходить на выборы. Ещё раз повторяю, что 40 процентов граждан России на выборы не пошли, а из тех 60, что проголосовали на выборах в Государственную Думу, почти 30 процентов проголосовали против партии, которая большинство сейчас имеет. Это очень важный показатель. Поэтому ещё раз говорю, чем меньше рогаток, тем больше людей будет ходить на выборы, тем ответственнее будет их гражданская позиция, и они не будут считать, что их дурят, как сейчас, к сожалению, считают. Мы, конечно, не будем данный законопроект поддерживать, потому что он действительно некорректно написан. Но следующий законопроект, наш, мы будем отстаивать с удвоенной энергией. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, просто для справки скажу вам: во-первых, нет такой нормы, которая обязывает быть членом партии, для того чтобы попасть в список и избираться, и результаты явки - это не сорок на шестьдесят, там другие цифры дал Центризбирком. Пожалуйста, депутат Яровая, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, представленный законопроект, как мы видим, обсуждается в двух плоскостях: правовой и политической. Совершенно очевидно, что с правовой точки зрения те предложения, которые инициированы, не имеют под собой достаточной основы и вступают в противоречие с другими действующими нормами законодательства. Что касается политической основы данной законодательной инициативы, позволю себе заметить, что впервые в Российской Федерации формируется новая политическая культура, которая основана на том, что граждане Российской Федерации выбирают не крикливых ораторов, которые дают сладкие обещания, а партию в целом как политическую организацию, за которой есть вполне понятная, адекватная программа реальных действий. И поэтому партия принимает решение о том, кто из её членов, внесённых в списки, выдвинутые от партии, будет представлять её в высшем законодательном органе страны. И никакого противоречия здесь нет. Более того, я позволю себе напомнить, что принцип коллективной ответственности, который впервые торжествует в Российской Федерации, собственно говоря, и предопределил на самом деле очень высокую явку избирателей и на выборах в декабре, и на выборах в марте. И не нужно к этому относиться скептически, потому что на самом деле самая большая трагедия и самый большой обман избирателей происходили именно тогда, когда за ораторским искусством не следовало никаких реальных шагов и действий, направленных на улучшение жизни и качества жизни граждан. Что касается политических дебатов, то, наверное, это отнюдь не лучшая форма доказательства своей состоятельности. Наверное, всё-таки самая лучшая форма - это понятная программа действий и реализация этой программы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - депутат Лекарева Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович. Я бы хотела, чтобы председательствующий сделал замечание Ирине Анатольевне за некорректное выражение "крикливых ораторов". И хочу обратить внимание парламентского большинства на то, что российские избиратели выбрали беспартийного президента, тем самым отказав представителям от партий, которые активно кричали на теледебатах, выступали и, наверное, казались себе очень привлекательными. Поэтому я считаю, уважаемые коллеги, что нужно продумывать выступления, чтобы ярлыки не навешивать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я затрудняюсь признать выражение "крикливый оратор" оскорбительным. Ну, это некий образ. Может быть, комиссия по этике поправит меня и Ирину Анатольевну... Ну, не знаю, давайте вместе порассуждаем на эту тему вне пленарного заседания. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Хотел бы выступить представитель президента на эту тему? Нет. Представитель правительства? Также нет. Докладчик не настаивает на заключительном слове. Я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 41, 58, 66, 85 Федерального закона № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 48 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 54 чел.12,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 150 чел. Не голосовало 300 чел.66,7% Результат: не принято Отклоняется данная законодательная инициатива.