Заседание № 202

22.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 446788-5 "О ратификации Соглашения об освобождении от применения таможенными органами государств - членов Таможенного союза определённых форм таможенного контроля".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2437 по 2662 из 7375
Вопрос 19. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения об           
освобождении от применения таможенными органами государств - членов             
Таможенного союза определённых форм таможенного контроля". Доклад               
официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря   
- заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Константина            
Леонтьевича Чайки.                                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЧАЙКА К. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной таможенной службы.       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию               
предлагается проект федерального закона, название которого только что было      
озвучено. Соглашение было подписано 18 июня 2010 года в городе                  
Санкт-Петербурге. Оно разработано в целях реализации положений статьи 105       
Таможенного кодекса Таможенного союза, направлено на освобождение от            
применения таможенными органами определённых форм таможенного контроля.         
Соглашение будет содействовать дальнейшему формированию правовой базы           
Таможенного союза.                                                              
                                                                                
В соответствии с соглашением ряд должностных лиц государств - членов            
Таможенного союза наделяются определённым иммунитетом, в результате которого    
они освобождаются от досмотра личного багажа на таможенной границе              
Таможенного союза. К указанным лицам соглашением отнесены прекратившие свои     
полномочия президенты государств - членов Таможенного союза и следующие         
вместе с ними члены семей.                                                      
                                                                                
Кроме того, определён перечень должностных лиц государств - членов              
Таможенного союза и условия, при которых их личный багаж освобождается от       
таможенного досмотра. К таким лицам в Российской Федерации отнесены:            
председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, члены   
Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания          
Российской Федерации, если они пересекают таможенную границу Таможенного        
союза в связи с исполнением служебных обязанностей или депутатскими             
полномочиями.                                                                   
                                                                                
С белорусской стороны в перечень включены высшие должностные лица судебных, а   
также законодательных ветвей власти.                                            
                                                                                
С казахстанской стороны этот перечень расширен. Дополнительно в него включены   
генеральный прокурор Республики Казахстан, председатель Национального банка,    
руководители ряда высших исполнительных органов Правительства Республики        
Казахстан.                                                                      
                                                                                
На основании статьи 5 соглашения и статьи 15 Федерального закона "О             
международных договорах Российской Федерации" соглашение подлежит               
ратификации, так как содержит правила иные, чем предусмотренные                 
законодательством Российской Федерации. Реализация соглашения не повлечёт       
дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать.              
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад от комитета делает Алексей Владимирович Островский. Пожалуйста.        
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги!        
Необходимо отметить, что Таможенный союз объективно набирает силу и его         
влияние стало ощутимее сказываться на экономической жизни не только             
государств-членов, но и других государств - членов ЕврАзЭС. Настоящее           
соглашение направлено на обеспечение таможенного регулирования таможенной       
территории союза.                                                               
                                                                                
Как известно, в числе важнейших элементов этого процесса - вопросы переноса     
таможенной границы каждого государства - члена Таможенного союза на внешнюю     
границу единого таможенного пространства. В этих целях мы должны создать        
нормативно-правовые условия для совершения экспортно-импортных операций через   
таможенную границу Таможенного союза и изменения правового статуса              
установленных должностных лиц.                                                  
                                                                                
В настоящее время наши страны практически завершили формирование правовой       
базы Таможенного союза по таможенному контролю, связанному с вопросами вывоза   
и ввоза товаров, и, соответственно, обеспечению на таможенной границе           
таможенного режима. Первый опыт реализации режима на таможенной границе         
Таможенного союза показывает, что есть ещё определённые трудности, которые      
требуют оперативного вмешательства в этот процесс должностных лиц государств    
- членов Таможенного союза. Настоящее соглашение, как уже сказал официальный    
представитель, как раз и регулирует, решает эту проблему.                       
                                                                                
Не детализируя положения настоящего соглашения, хочу отметить, что в            
соглашении всесторонне прописываются, оговариваются условия иммунитета ряда     
должностных лиц государств - членов Таможенного союза.                          
                                                                                
Ратификация настоящего соглашения отвечает нашим национальным интересам и,      
безусловно, должна способствовать эффективной работе данного                    
межгосударственного образования.                                                
                                                                                
Наш комитет совместно с комитетом-соисполнителем, Комитетом по экономической    
политике и предпринимательству, с учётом положительного заключения Правового    
управления Аппарата Государственной Думы рекомендует вам ратифицировать         
данное соглашение.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Два вопроса, если я    
не ошибаюсь, - Драганов и Локоть, да? Никого не забыл?                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Драганов.                                                   
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня вопрос к обоим докладчикам, ну кто из вас пожелает ответить, мне всё     
равно.                                                                          
                                                                                
Скажите, пожалуйста, каким правовым актом оговорена и согласована с             
союзниками процедура, когда есть основания полагать, что лицо, обладающее       
иммунитетом или льготой, намерено совершить правонарушение? Что происходит,     
какие действия офицеров таможни предусмотрены и каким актом они                 
урегулированы?                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
ЧАЙКА К. Л. Спасибо большое, Валерий Гаврилович, за вопрос.                     
                                                                                
Действительно, это было предметом обсуждения при подготовке данного             
соглашения, и стороны пришли к выводу, что при наличии информации, которой      
будут располагать определённые правоохранительные структуры, будут              
предусмотрены соответствующие меры проверки данного багажа. Но вместе с тем     
мы с вами говорим о том, что проверка этого багажа не повлечёт в дальнейшем     
привлечения этих лиц к какой-либо ответственности, мы говорим об иммунитетах.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Локоть, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Константин Леонтьевич, известно, что западная граница    
обустроена за счёт средств Союзного государства, там обустроены КПП,            
пограничные и таможенные пункты. Насколько готова южная граница Казахстан -     
Китай для того, чтобы перенести туда нашу российскую границу, насколько она     
оборудована, что для этого делается?                                            
                                                                                
И готов ли комитет сегодня рассматривать проблемные вопросы? Мне уже известно   
о прецедентах, ко мне обратились в связи с проблемами при переходе или          
растаможивании товаров именно на казахстанско-китайской границе.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЧАЙКА К. Л. Спасибо большое за вопрос.                                          
                                                                                
Действительно, вопросы оснащения таможенных переходов на внешней границе        
Таможенного союза, в частности на участке внешней границы с Белоруссией и       
Казахстаном, вызывают определённое беспокойство Российской Федерации, в том     
числе и Федеральной таможенной службы.                                          
                                                                                
Если говорить об оснащённости этих участков границ, то действительно на         
западе у нас как бы всё нормально, на юге имеются проблемы, но не на            
казахстанско-китайском участке границы. Имеются договорённости между            
Казахстаном и Китаем об оснащении этих пунктов пропуска, и работает до сих      
пор программа. Там прекрасные современные пункты пропуска с хорошим             
оборудованием для выявления в случае проникновения на территорию Казахстана     
любого вида запрещённых предметов, в том числе наркотиков, взрывчатых           
веществ, оружия и так далее, и тому подобное. Другой разговор, что не до        
конца оснащён другой участок границы Казахстана - с Киргизией и другими         
бывшими республиками Советского Союза. В частности, мы предложили подготовить   
в рамках Таможенного союза целевую программу, в которой необходимо              
предусмотреть финансирование на строительство пунктов пропуска на этом          
участке границы. Это первое. И второе. Сейчас разрабатывается органами          
исполнительной власти программа вообще по типовому оснащению пунктов пропуска   
в Таможенном союзе. Мне думается, что реализация этой программы позволит нам    
решить те проблемы, о которых вы говорите.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Других вопросов нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Одно выступление,        
депутат Драганов. Никого не забыл? Одно выступление. Подводим черту.            
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Это будет очень короткое выступление, скорее, предложение.       
                                                                                
Мне кажется, что все осознают уязвимость того факта, что в разных странах       
наших союзников разные списки лиц, обладающих иммунитетами или иными            
льготами. И мы очень надеемся, что этим озабочена не только и не столько        
таможенная служба - таможенная служба всё-таки исполнительный орган, - а те,    
кто устанавливает такие нормы: законодательные собрания и в целом верховная     
власть наших стран, ибо если такие списки будут слишком уж разниться, то рано   
или поздно это отрицательно скажется на правоприменении, так как будут, так     
скажем, расширяться возможности для погрешностей и ошибок, которые могут        
произойти на внешней границе.                                                   
                                                                                
Второй момент связан с замечанием депутата Локотя о том, что на западной        
границе хорошо обустроены пункты пропуска. Мне кажется, что это слишком         
сильно сказано. Я уверен, что и на западной границе, и на южной границе         
странам-союзникам нужно позаботиться о дополнительном совершенствовании         
инфраструктуры, о дополнительном финансировании, а мы, депутаты, должны         
позаботиться о выделении дополнительных средств таможенным и иным службам,      
работающим на границе, для улучшения качества инфраструктуры и достижения       
более качественного контроля. Это с одной стороны, а с другой стороны, как      
известно, хорошая инфраструктура, так скажем, делает для добропорядочных лиц    
в широком смысле слова проход через границу менее обременительным, а для        
некоторых из них, добросовестных плательщиков, например, с большим опытом, и    
беспрепятственным.                                                              
                                                                                
Тем не менее я хотел бы отметить, что на повестке дня сегодня не стоит один     
напрашивающийся вопрос, - может быть, это и не предмет сегодняшнего             
обсуждения, но я хотел бы на это обратить ваше внимание: мне кажется, страны    
- члены Таможенного союза и страны - члены ЕврАзЭС (а, к счастью, члены         
Таможенного союза входят в ЕврАзЭС) могут и должны подумать об унификации       
таможенных и иных процедур, правовых актов и сопряжении инфраструктурных и      
других технологий на пространстве ЕврАзЭС, и тогда риски от некачественной      
инфраструктуры, к примеру, на той же казахстанско-киргизской границе будут      
минимизированы. Мне кажется, что это очень важная и актуальная задача, и я бы   
хотел обратить на неё внимание не только правительства, но и профильных,        
заинтересованных комитетов Государственной Думы.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства не настаивают на участии в дискуссии.   
Докладчик не просит заключительного слова, содокладчик также. Выносим данный    
вопрос на "час голосования".                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5717 по 5734 из 7375
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения об освобождении от         
применения таможенными органами государств - членов Таможенного союза           
определённых форм таможенного контроля".                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.