Заседание № 103

11.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 446118-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (об уточнении порядка осуществления трансграничных переводов валюты Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2274 по 2291 из 7561
Следующий - 7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", третье        
чтение. Докладывает Наталья Викторовна Бурыкина.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому       
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект прошёл правовую и лингвистическую        
экспертизы, просьба поддержать его в третьем чтении.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить от фракции по мотивам? Нет.                         
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5790 по 5806 из 7561
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О валютном регулировании и валютном контроле", также третье чтение.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 102

24.05.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 446118-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части уточнения порядка осуществления трансграничных переводов валюты Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5339 по 5398 из 9141
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Докладывает Наталья       
Викторовна Бурыкина.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому       
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, к данному законопроекту всего поступило десять поправок,     
восемь из них комитет рекомендует принять, они включены в таблицу № 1, а в      
таблице № 2 - две поправки, которые рекомендуется отклонить.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              329 чел.73,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.26,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается предложение комитета.                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все экспертизы, просьба   
поддержать его во втором чтении.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7684 по 7700 из 9141
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Второе чтение.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 220

05.04.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 446118-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (об уточнении порядка осуществления трансграничных переводов валюты Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2734 по 3137 из 6912
Пункт 17 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона     
"О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и           
валютном контроле". Доклад официального представителя Правительства             
Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов            
Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова.                               
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Законопроект    
этот не налоговый - предлагаются изменения в закон "О валютном регулировании    
и валютном контроле". Законопроект не обременяет наших граждан или              
юридических лиц какими-либо дополнительными обязанностями и предусматривает,    
в общем-то, устранение некоторых технических пробелов, которые возникли и       
определены в результате правоприменительной практики.                           
                                                                                
В этом законопроекте всего три момента. Первый. Сегодня трансграничные          
операции между двумя российскими резидентами в российской валюте не считаются   
валютными операциями, соответственно, они не находят отражения в платёжном      
балансе страны и не позволяют должным образом получать достаточно аккуратную    
и точную статистику и производить оценку макроэкономических последствий, в      
частности оттока капитала. Предлагается такие операции рассматривать тоже как   
валютные операции. Ещё раз подчеркну, никаких обременений для граждан,          
которые осуществляют такие операции, этот законопроект не предусматривает.      
                                                                                
Вторая позиция связана с тем, что иностранные резиденты имеют право открывать   
в Российской Федерации счета в валюте или в российских рублях, но фактически    
не имеют права осуществлять расчёты как внутри страны, так и за рубежом с       
привлечением российской валюты. Если мы заинтересованы в том, чтобы             
российская валюта становилась средством платежа в международных расчётах и      
приобретала более высокий статус, это препятствие нужно устранить. Это и        
делается в законопроекте.                                                       
                                                                                
Ну и наконец, последний момент связан с тем, что внутри закона была             
обнаружена коллизия: с одной стороны, разрешается открывать счета во всех       
государствах за пределами Российской Федерации, с другой стороны, в другой      
статье упоминается, что это касается только тех государств, которые входят в    
Организацию экономического сотрудничества и развития либо присоединились к      
ФАТФ. Для того чтобы устранить эту коллизию, нужна ещё одна поправка.           
                                                                                
Мы просим поддержать законопроект.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич, присаживайтесь.               
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Лианы           
Витальевны Пепеляевой.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Лиана Витальевна.                                                   
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный проект федерального закона направлен на устранение    
ряда правовых пробелов, которые были выявлены в результате анализа практики     
применения Федерального закона "О валютном регулировании и валютном             
контроле", а также на установление ряда новых норм.                             
                                                                                
В частности, предлагается внести изменения в понятие валютной операции,         
которое установлено в пункте 9 части 1 статьи 1 Федерального закона "О          
валютном регулировании и валютном контроле". В перечень валютных операций       
предлагается включить трансграничные переводы валюты Российской Федерации       
между резидентами. В настоящее время эти операции не относятся к валютным       
операциям, поэтому их учёт не производится. С учётом того что мы наблюдаем по   
таким операциям неконтролируемый и неучитываемый отток капитала из страны,      
необходимо, чтобы по данным операциям была полная картина. Так как платёжный    
баланс является очень важным инструментом внешнеторговой политики, важно        
повысить степень его точности, и данный проект федерального закона как раз      
направлен на решение этой проблемы. Никаких дополнительных ограничений данная   
норма не налагает, возможно беспрепятственно по-прежнему резидентам             
осуществлять трансграничные переводы. Единственное, что мы делаем, - это        
повышаем прозрачность таких операций и вводим более полный учёт.                
                                                                                
Следующей новеллой предлагается изменение в часть первую статьи 12              
федерального закона. Она расширяет права резидентов по открытию счетов в        
иностранной валюте и валюте Российской Федерации без ограничений во всех        
банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Эта норма   
направлена на устранение внутренней коллизии норм Федерального закона "О        
валютном регулировании и валютном контроле". И теперь, после того как эта       
норма будет принята, можно будет беспрепятственно открывать счета не только в   
банках на территории государств - членов ОЭСР и ФАТФ, но и на территории        
любых других государств.                                                        
                                                                                
И ещё одна важная норма - предоставление возможности нерезидентам               
осуществлять трансграничные переводы в валюте Российской Федерации. Норма       
важная, она направлена на повышение статуса Российской Федерации, статуса       
валюты Российской Федерации как свободно конвертируемой валюты и средства       
международных расчётов.                                                         
                                                                                
Три такие новеллы мы предлагаем. Комитет предлагает Государственной Думе        
принять проект данного федерального закона при его рассмотрении в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лиана Витальевна. Задержитесь минутку на         
трибуне.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы по данному законопроекту? Один вопрос.     
                                                                                
Пожалуйста, депутат Кашин Владимир Иванович, ваш вопрос.                        
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо большое, Надежда Васильевна.                                
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства. Скажите, пожалуйста, всё-таки в    
конечном итоге мы как-то пытаемся главную задачу решить этим законопроектом,    
кроме учёта, ограничения вывоза капитала, в том числе и в иностранной валюте,   
и в отечественной валюте, или просто ещё раз либерально открываем ворота и      
даём через эту учётную составляющую ещё более широкий простор для этого         
вывоза?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.                               
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
Этим законопроектом мы не хотим вводить никаких дополнительных ограничений ни   
в отношении валютного регулирования, ни в отношении валютного контроля. Да,     
действительно в результате мы будем иметь более полную картину и разрешим       
нерезидентам использовать валюту Российской Федерации для расчётов, в том       
числе по трансграничным сделкам.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич.                               
                                                                                
Лиана Витальевна, вы хотите дополнить?                                          
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Если возможно.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. В части учёта мы ведём речь об операциях, трансграничных        
переводах между резидентами валюты Российской Федерации. Вот именно в этом      
аспекте мы делаем более полный учёт. А серьёзная новелла - это право            
нерезидентам осуществлять трансграничные переводы валюты Российской             
Федерации. Вот это серьёзная новелла.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Двое   
выступающих.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Багаряков Алексей Владимирович, ваше выступление.                   
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, такое неприметное название законопроекта - о внесении        
изменений в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", а также       
очень скромный содоклад представителя правительства, ещё более скромный         
доклад представителя Комитета по финансовому рынку! Значит, нам хотят           
внушить, что закон носит технический характер и внимание на него обращать не    
нужно.                                                                          
                                                                                
Ну, я хотел бы привести вам в пример слова нашего уважаемого коллеги Николая    
Васильевича Коломейцева, который сказал: не той дорогой мы идём, товарищи.      
Авторы, к великому сожалению, умолчали о главной мысли, которую закладывают в   
концепцию законопроекта, а она такова: финансовые регуляторы никак не могут     
остановить катастрофическое бегство российского капитала за рубеж, какие бы     
способы они ни предлагали для решения этой проблемы. Сейчас нам говорят, что    
эта инициатива может помочь финансовым властям учитывать и контролировать       
отток капитала из страны. Я хочу напомнить всем, что в действующем законе "О    
валютном регулировании и валютном контроле", в статье 9, дословно сказано:      
валютные операции запрещены, за исключением... и далее идёт девятнадцать        
подпунктов, в которых всё чётко и конкретно прописано, что, как и где           
контролируется. И в целом эту проблему эти девятнадцать пунктов, на наш         
взгляд, решают вполне легальным путём, однако данные Центрального банка         
говорят совершенно о другом.                                                    
                                                                                
Так вот, что говорят официальные данные Центрального банка? Только из-за        
перевода по фиктивным операциям с ценными бумагами наша страна потеряла в       
прошлом году 29,5 миллиарда долларов. Это превышает годовые расходы бюджета     
на образование, науку и сельское хозяйство вместе взятые. Что это такое?        
Компания открывает счета за рубежом, отправляет на предоплату деньги, якобы     
покупает товары, услуги, ценные бумаги. Фактически в страну ничего не           
приходит, только выходит капитал таким нелегальным путём.                       
                                                                                
Дальше. Ещё 39 миллиардов долларов - это сумма, сравнимая с оборонным           
бюджетом страны, - Россия потеряла из-за отрицательного баланса                 
инвестдоходов. Что это такое? Это потери нашей экономики от того, что           
Центральный банк размещает примерно 500 миллиардов долларов в иностранные       
активы, в то же время у нас корпоративный сектор привлекает примерно те же      
500 миллиардов долларов из-за рубежа. Разница в ставках? 500 миллиардов         
долларов мы разместили примерно под 1 процент годовых - примерно 5 миллиардов   
долларов нам заплатили. Далее, наш корпоративный сектор привлёк 500             
миллиардов долларов в среднем под ставку 9 процентов годовых - примерно около   
40 миллиардов заплатил наш корпоративный сектор за эти деньги. И в итоге        
получилось минус 39 миллиардов долларов. Это называется отрицательной           
разницей инвестиционного дохода.                                                
                                                                                
И наконец, апофеозом всех этих безумных расчётов можно назвать одну             
загадочную строку в отчёте Центрального банка под названием - внимание! -       
"Чистые ошибки и пропуски". Наверное, именно сюда относятся и                   
неконтролируемые потоки капитала, которые мы не можем даже нормально учесть.    
Так вот, по этой статье в 2009 году утекло из страны 8 миллиардов долларов.     
                                                                                
Итого за год потери составили по всем статьям 76 миллиардов долларов. Мы не     
поленились и взяли статистику с 2005 года, когда такие данные мы получали. И    
что у нас получилось? Потери от фиктивных операций с 1995 года составили 274    
миллиарда долларов, отрицательный баланс инвестрасходов - ещё 251 миллиард      
долларов, а ошибок и пропусков набежало аж на 115 миллиардов долларов. Итого    
общие потери - 640 миллиардов долларов. Это намного больше наших                
золотовалютных резервов, причём с каждым годом эти потери всё больше и больше   
увеличиваются.                                                                  
                                                                                
Для того чтобы был понятен масштаб, сравним эту цифру с суммарным профицитом    
торгового баланса за тот же период: с 95-го года он составил 1 триллион 240     
миллиардов долларов. Эта сумма образовалась как разница между стоимостью        
нефти, газа, угля, леса, всех наших природных богатств, которые мы вывезли из   
страны, и импорта, ввезённого в страну, она могла бы пойти на модернизацию      
нашей экономики, но, к великому сожалению, не пошла. Более половины этой        
суммы мы потеряли в результате фиктивных операций, ошибок и безграмотной        
политики финансовых властей, 250 миллиардов долларов составил отток частного    
капитала из России, ещё часть средств осела в золотовалютных резервах страны.   
Что же касается инвестиций в российскую экономику, то, к великому сожалению,    
деньги от продажи нефти и газа в отечественную промышленность не пошли.         
                                                                                
В таких условиях разговор нужно вести не о совершенствовании валютного          
контроля и регулирования, как нам предлагают авторы, а о катастрофической       
ситуации, сложившейся не просто с оттоком - с реальным бегством капитала из     
нашей страны.                                                                   
                                                                                
Почему же иностранный капитал не стремится в Россию, не вкладывается в          
производящие отрасли? Все эти разговоры про международный финансовый центр,     
про инвестиционный климат - это просто чепуха. Инвестор не идёт к нам потому,   
что не видит здесь перспектив получения прибыли.                                
                                                                                
Не секрет, что у нас существуют различные расчёты. Так вот, согласно            
некоторым данным... Эксперты подсчитали, и получилась следующая интересная      
картина: при установлении в России тарифов на газ, электроэнергию на мировом    
уровне, а также при отмене большинства таможенных пошлин при вступлении в ВТО   
мы увидим, что для производства товаров стоимостью, эквивалентной 100           
долларам, мы потратим ровно 200 долларов. В Китае и Вьетнаме лишь 70-75         
долларов нужно потратить на производство такого товара. Туда иностранный        
капитал не заманивают, он сам туда идёт, и власти этих стран, стран Южной       
Азии, устанавливают различные препоны, чтобы не допустить притока               
спекулятивного капитала в их страну. К примеру, в Индии для иностранных         
инвестиций зачастую требуется обязательное одобрение правительства,             
ограничивается доля участия в капитале компаний, и тем не менее приток          
инвестиций в эту страну огромен. Мы же дошли до того, что практически сняли     
все барьеры. Более того, в последних наших инициативах мы дошли до абсурда:     
разрешили иностранцам практически без всякого одобрения вкладывать до 25        
процентов в капитал наших стратегических предприятий. Это вообще, мне           
кажется, абсурд, нигде такого нет! В России иностранный капитал готов идти      
лишь в нефтянку, банки и отдельные монополии, где он видит перспективу          
неограниченного увеличения цен. Например, в электроэнергетике тарифы растут     
такими темпами, которые очень нравятся иностранным инвесторам.                  
                                                                                
Вывод из всего этого: если мы вступаем в ВТО и поднимаем внутренние цены до     
мировых, никакое высокотехнологичное производство, за исключением, может        
быть, атомной энергетики, здесь не будет рентабельным.                          
                                                                                
А посмотрите, что творится у нас с налоговой базой! Совсем недавно              
представители "ЕДИНОЙ РОССИИ" и правительства нас убеждали в том, что           
необходимо поднять ставку ЕСН с 26 до 34 процентов. В дальнейшем немного        
отыграли, дали возможность ряду отраслей эту ставку платить в прежнем объёме    
какой-то период времени. В конце концов президент поправку сделал: ребята, не   
той дорогой мы идём. В итоге, я думаю, мы вернёмся к ставке 26 процентов по     
ЕСН.                                                                            
                                                                                
Более того, вся чехарда с пенсионным возрастом, когда министр финансов          
говорит что повышаем пенсионный возраст, а коллеги его говорят, что не          
повышаем пенсионный возраст... Ну вы можете представить иностранного            
инвестора, который смотрит на весь этот бардак и думает: они там что, в         
каменном веке живут? Как может инвестор, имея свободные деньги, вкладывать их   
в нашу, российскую экономику, находясь как будто на пороховой бочке, не зная,   
что правительство завтра внесёт? Сегодня они внесли ограничения по валютному    
регулированию, контролю, завтра вообще отменят все переводы, поднимут           
пенсионный возраст.                                                             
                                                                                
Я не поленился, залез на форумы иностранных инвесторов - менеджеров крупных     
инвесткомпаний, которые работают на российском фондовом рынке, это сотни        
людей, которые управляют миллиардами долларов по всему миру. Так вот, они там   
реально потешаются над нами, говорят, что мы действительно как будто            
находимся в каменном веке. Они не понимают, как можно при таких условиях не     
просто инвестировать, а вообще жить и работать в этой стране. И это             
инвесторы, которых мы привлекаем в нашу страну! Это, честно говоря, вообще      
абсурд, на наш взгляд!                                                          
                                                                                
Мы считаем, что ключ к привлечению инвестиционного капитала в нашу страну -     
это такое сочетание денежно-кредитной политики, таможенной политики, тарифной   
политики, которое сделает отечественное производство выгодным для иностранных   
инвестиций. Все эти законы - технические, нетехнические, - которые нам Минфин   
сегодня предлагает, мы считаем не просто вредными или невредными - они          
бесполезные в современных российских условиях.                                  
                                                                                
Наша фракция не будет голосовать за бесполезные законы.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович, присаживайтесь.            
                                                                                
По ведению - Дмитриева Оксана Генриховна.                                       
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, Надежда Васильевна.                                    
                                                                                
Я по вашей рекомендации хочу зафиксировать, что не успела записаться на         
выступление по мотивам по 14-му вопросу, поэтому прошу меня записать по         
мотивам по 14-му вопросу на "час голосования".                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я думаю, уважаемые депутаты, никто не будет против, так?                        
                                                                                
Кашин Владимир Иванович, ваше выступление, пожалуйста.                          
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо большое.                                                    
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Коллега Багаряков развёрнуто   
остановился на предлагаемом законопроекте, я кратко добавлю несколько мыслей.   
                                                                                
Мы считаем, что данный законопроект не решает ни одной из существующих в        
нашем финансовом блоке проблем, которые сегодня необходимо решать, особенно в   
регулировании валютного блока. Дело в том, что действительно в данном           
законопроекте всё делается для того, чтобы снять даже существующие              
ограничения, что касается российской валюты, нашего рубля, и что касается       
иностранной валюты. То есть здесь открывается - я повторяю, я вопрос уже        
задавал - широкий простор для того, чтобы денежки, которые зарабатываются       
здесь в основном за счёт занижения оплаты труда нашего народа, за счёт низких   
пенсий, за счёт всего того, чем располагает наша великая держава... Вот этот    
закон открывает брешь, по большому счёту, не для человека даже среднего         
достатка (у него, а тем более у девяноста процентов нашего населения нет        
такой необходимости - вывозить деньги за рубеж и там в каких-то банках          
держать, хранить эти свои пенсии или копейки трудовые в той или иной валюте),   
нет, в данном случае правительство в лице Минфина снова проявляет заботу об     
олигархическом капитале. Для них сегодня всё делается, чтобы не было никаких    
препятствий к тому, чтобы в любой валюте, включая рублёвую, в любом месте, в    
любой стране, которая входит в еврозону, и так далее они могли открывать        
счета и решать свои проблемы с точки зрения управления этими финансами,         
приобретать дворцы и всё остальное, что можно приобретать. На наш взгляд,       
цель однозначная в данном случае - не осуществить контроль и отслеживать эти    
потоки, которые, по большому счёту, наносят громадный вред нашей экономике и    
социальной сфере, а дать право беспрепятственно...                              
                                                                                
Что касается главного посыла - осуществить контроль. Президент в этом плане,    
с точки зрения борьбы с коррупцией, бьётся все годы, пока работает              
президентом. Кое-что в этом плане сделали - стали подавать соответствующие      
декларации, и мы видим, как наши министры, чуть ли не руководители              
правительства фиксируют огромные средства (миллионы, до миллиардов) в этих      
декларациях, особенно хороши доходы у их жён, порой не работающих. Мы об этом   
недавно говорили на соответствующих слушаниях по коррупции, не хочу             
повторяться. Ну и что из того, что мы видим? Ну вот и теперь ещё раз тут        
предлагается контролировать, но никаких мер не принимать, по большому счёту.    
Ещё, может быть, через десять лет какой-то другой механизм появится - в конце   
концов, откуда же эти деньги... и вдарить по рукам и так далее, и тому          
подобное.                                                                       
                                                                                
Вот этот учёт предлагается осуществлять в налоговой полиции, в налоговой        
службе - уведомлять об этом своём вкладе, счёте и так далее, и тому подобное,   
но разве здесь не может расцвести коррупция махровым цветом? Чиновник может     
соответствующие отметки сделать или не сделать - это тоже вопрос десятый, -     
то есть, так сказать, отвести и в этом плане даже контролирующую часть. Вот     
президент сегодня говорит: надо, в конце концов, чтобы деньги, которые          
получают в нашей стране незаконным путём, в том числе олигархи, хотя бы         
работали здесь, на нашу экономику, чтобы здесь эти деньги имели                 
модернизационную составляющую, социальную и так далее.                          
                                                                                
Мы не успели сегодня обговорить здесь, что-то сделать для того же "Сколково"    
(международный проект, инновации и так далее) - посмотрите, что там стало с     
дорогой! 6 миллиардов туда закопано денег, а её через восемь-девять месяцев     
необходимо ремонтировать. И со всем остальным будет так же, если, в конце       
концов, мы не наведём порядок в нашем финансовом секторе, если мы не            
осуществим не тот пустой контроль, который предлагается здесь, а системный      
контроль, чтобы эти деньги работали в нашей стране, чтобы с этим бизнесом,      
который вытаскивает всё и вся из страны, провели соответствующие компетентные   
органы профилактику.                                                            
                                                                                
Почему китайцы, наоборот, в Китай везут свои капиталы, заработанные в другой    
стране? Потому что там действительно думают о производстве, а у нас задавили    
и промышленность, и село своими тарифами, грабят, эти деньги туда, за рубеж,    
вытаскивают, покупают там дворцы и прочее, и прочее.                            
                                                                                
Мы считаем, что подобные законы, они не то что пустые, они категорически        
вредные. Я убеждён, что этот законопроект требует обязательной проверки нашей   
комиссией на наличие коррупционной составляющей.                                
                                                                                
Мы считаем, что подобные вещи требуют отработанного механизма, системного       
механизма, чтобы всё, что связано, допустим, с капиталом, который может         
работать на производство в другой стране... Понятно, мы не авторитарная         
какая-то страна, но в данном случае должен быть один банк, который это          
контролировал бы - или Центральный банк, или Внешэкономбанк. Мы ведь не на      
голом месте живём, великий Союз имел в этом плане уникальную, надёжнейшую       
денежно-кредитную, финансовую и валютную систему, над которой не смеялись, а    
которую брали на вооружение многие страны. Почему мы всё время изобретаем       
велосипед и всё время не на пользу России, не на пользу её народа, не на        
пользу стабильности даже в этом секторе?                                        
                                                                                
Мы не можем поддерживать такие законы, но хотим сказать тем, кто приносит       
сюда подобные законы: вы занимайтесь, в конце концов, своим делом, отвечайте    
за то, что положено делать вашему министерству, наводите порядок в              
ценообразовании, в оплате труда, в системных вопросах, которые сегодня          
требует решения. Что же вы всё делаете опять для этой кучки олигархов,          
которая вообще уже довела страну до нищеты, до пропасти?! Просто неудобно,      
что в то время, когда кипят страсти в каждой семье, когда уже люди со средним   
достатком взывают к помощи всех и вся, мы снова не делом занимаемся, снова,     
извините меня, проявляем заботу не в том направлении и не в том плане.          
                                                                                
Мы не будем голосовать за этот законопроект.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.                               
                                                                                
Полномочный представитель президента в Государственной Думе не желает           
выступить? Нет. Полномочный представитель правительства также не желает         
выступить. Заключительное слово докладчику не требуется. Содокладчику? Тоже     
нет.                                                                            
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5683 по 5701 из 6912
Пункт 17 порядка работы Государственной Думы. Ставится на голосование проект    
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном       
регулировании и валютном контроле". Кто за данный законопроект? Прошу           
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0 %                                    
Проголосовало против           56 чел.12,4 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.