Заседание № 153
10.10.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 445764-8 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1965 по 2260 из 5426
Уважаемые коллеги, переходим к 4-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра просвещения Российской Федерации Дениса Евгеньевича Грибова. Пожалуйста, Денис Евгеньевич. ГРИБОВ Д. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра просвещения Российской Федерации. Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с договорённостями между Президентом Российской Федерации и Президентом Киргизской Республики 29 марта 2023 года в городе Бишкеке подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке. Соглашение предусматривает создание девяти совместных российско-киргизских школ на 1224 места каждая с преподаванием по российским образовательным стандартам, с возможностью реализации национального компонента, в частности, с преподаванием истории, географии и государственного языка Киргизской Республики. По завершении обучения и успешного прохождения итоговой аттестации предполагается выдача аттестатов обеих стран с целью расширения возможностей будущих выпускников. Учредителями школ выступят Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство образования и науки Киргизской Республики. На данный момент бюджетные ассигнования, необходимые для начала реализации проекта, предусмотрены в федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов. Предполагается, что финансирование будет доводиться в рамках соглашения о пожертвовании между Минфином России и Евразийским фондом стабилизации и развития по аналогии с реализацией аналогичного проекта в Республике Таджикистан. Планируется, что первые три школы в городах Бишкек, Баткен и Каракол будут построены и начнут принимать первых учеников в сентябре 2026 года, а далее по три школы ежегодно. В свою очередь, российская сторона будет обеспечивать полный контроль над строительством и функционированием будущих школ. В целях экономии и оптимизации бюджетных средств соглашение предусматривает наличие различных налоговых льгот на ввоз и вывоз товаров между Российской Федерацией и Киргизской Республикой. В связи с этим Министерством просвещения разработан проект федерального закона о ратификации указанного соглашения. Проект закона и вся соответствующая документация поддержаны МИДом России, Минстроем России, Минфином России, Рособрнадзором, Минэкономразвития России, Счётной палатой Российской Федерации, Институтом законодательства и сравнительного правоведения, Минюстом России, и Правительством Российской Федерации законопроект внесён в Государственную Думу. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Виктора Петровича Водолацкого. Пожалуйста, Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данное соглашение подписано в целях закрепления условий и порядка строительства, создания и функционирования девяти совместных школ с обучением на русском языке. Образовательная деятельность школ будет осуществляться по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Данный федеральный закон станет правовой основой, необходимой для создания соответствующей инфраструктуры обеспечения деятельности школ с целью реализации образовательной деятельности в соответствии с российскими и киргизскими образовательными стандартами, а также укрепления и развития двусторонних отношений дружбы и взаимопонимания между народами обеих стран. Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, ратификация российской стороной данного соглашения потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на строительство и обеспечение функционирования школ. При этом точный объём финансирования строительства школ может быть определён только по результатам инженерных изысканий, экспертизы проектно-сметной документации и результатам конкурсных процедур по отбору подрядных организаций в части обеспечения ввода школ в эксплуатацию. В комитете проведена необходимая экспертная работа. В подборке материалов имеются положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы и Комитета Совета Федерации по международным делам. Исходя из изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутое соглашение. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Лисицын Анатолий Иванович, пожалуйста. Подготовиться Швыткину. ЛИСИЦЫН А. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". На встрече с преподавательским составом Киргизско-Российского славянского университета прозвучал такой вопрос: нельзя ли одну из вновь строящихся школ замкнуть на славянский университет, поскольку у них есть аккредитация на преподавание русского языка? Насколько это реально? ГРИБОВ Д. Е. Уважаемый Анатолий Иванович, это абсолютно реально. Вы знаете, что в системе общего образования создаются возможности для профилизации классов в старших школах. Мы готовы проработать вопрос и обеспечить подписание сетевого соглашения о взаимодействии. Я буду на этой неделе в Киргизии, с ректором тоже этот вопрос проговорю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Швыткин Юрий Николаевич. Подготовиться Куринному. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Денис Евгеньевич, у меня к вам вопрос. С тем, что продвигать российское образование за пределы нашей страны необходимо, я согласен полностью, поддерживаю, безусловно, Президента Российской Федерации, но у меня в этой части вопрос такой. Вы сказали, что всё обучение будет происходить по российским стандартам. Киргизия, насколько я понимаю, сегодня не признала, к великому сожалению, ни Крым, ни присоединение и вхождение новых регионов в состав России. Российские стандарты для меня понятны, что это всё Россия, а вот как это будет вязаться с этим вопросом? Тем более, что вы обратили внимание на историю и географию, которые будут преподаваться. Это первый вопрос. И второй вопрос, вытекающий отсюда: кто будет осуществлять контроль за учебным процессом? Я понимаю, что это будет с 2026 года, вот школы будут функционировать, но всё равно уже сегодня стратегия со стороны министерств должна быть выработана. Спасибо. ГРИБОВ Д. Е. Юрий Николаевич, спасибо за вопрос. Вы затронули правильные темы, но я хотел сказать о том, что у нас есть опыт реализации подобного проекта в Республике Таджикистан. Фактически стержневой и базовой программой, которая будет лежать в основе образовательного процесса в каждой школе, будет являться наш российский федеральный государственный образовательный стандарт. Отдельно мы будем формировать учебный план согласованно с киргизским профильным министерством, где будем согласовывать в том числе и учебники, по которым будем преподавать. Но, ещё раз повторю, базовая линейка наша, добавятся киргизский язык, киргизская география, киргизская история. Такая договорённость у нас в настоящее время имеется. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Денис Евгеньевич, практический вопрос. Вот девять школ будет построено, но если вторая сторона, в данном случае киргизская, решит, что ну не надо проводить русские программы, или наши российские стандартные программы, и каким-то образом переквалифицирует их в свои обычные школы в итоге, то есть ли какой-нибудь механизм гарантий, материальных гарантий, что та сторона вернёт средства, затраченные на строительство этих школ? Потому что это порядка 400 миллионов долларов - приличная сумма. ГРИБОВ Д. Е. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Вы правы, такие гарантии предусмотрены в рамках межправительственного соглашения, во-первых, о возврате средств в случае досрочного расторжения соглашения. Соглашением предусматривается 15 лет его функционирования с правом пролонгации. Точно так же, во-вторых, есть дополнительные регулирующие механизмы, и это специальная двусторонняя комиссия, которая возглавляется представителями двух образовательных ведомств, ну вот по примеру Таджикистана. Собственно говоря, я вхожу с российской стороны, заместитель министра - с киргизской, входят пять ведомств с каждой стороны, участвующих в реализации проекта, и все спорные вопросы и согласительные процедуры регулируются в рамках этой комиссии. Ну не было ещё ни разу, чтобы мы не договорились по этому вопросу. Но, если вдруг будет принципиальная позиция, есть возможность расторгнуть соглашение с компенсацией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос к представителю министерства. Замечательная идея - строительство школ, но я хотела бы, чтобы вы учли негативный опыт строительства школ в Таджикистане, который закончился грандиозным скандалом, дошло до Совета Федерации. "Росзарубежстрой" не получил деньги за уже построенные школы, и они обратились в Совет Федерации. Поэтому, пожалуйста, отслеживайте не только идеологию, но и технологию производства. Спасибо. ГРИБОВ Д. Е. Елена Григорьевна, принимается. Мы, конечно, в большей степени отвечаем за образовательный процесс, мы не касались денег и процедур. Это Минфин и Евразийский фонд напрямую осуществляли финансирование и контроль. Но сейчас мы подключили министерство строительства, как строительное ведомство, для осуществления строительного контроля за процессами, которые будут происходить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Денис Евгеньевич, безусловно, мы поддерживаем внесённый вами законопроект, тем более что это уже продолжение решения этой проблемы. Правда, первая школа носит такой, коммерческий характер, и мы высказывали вам это. Но тот факт, что это бюджетные образовательные организации, что это продвижение русского языка и Русского мира, - это, конечно, только приветствуется. Мы берём на себя обязательства по укомплектованию учебной литературой, учебно-методическими пособиями и даже педагогами. Ну, у нас есть проблемы, в том числе с заработной платой педагогов внутри страны, при этом, чтобы привлечь туда, в Киргизию, поехать преподавать русский язык и предметы, конечно, требуются какие-то дополнительные преференции нашему педагогическому сообществу. Скажите, пожалуйста, что-то в этой части предполагает министерство или нет? Какие мы нашим педагогам предлагаем преференции? И второе: мы с чем, с какими учебниками туда пойдём, к киргизским детям? С этим учебником истории, который у нас носит покаянный характер? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Денис Евгеньевич. ГРИБОВ Д. Е. Нина Александровна, спасибо за вопрос. Вы знаете, что в Российской Федерации реализуется проект "Российский учитель за рубежом", где на протяжении нескольких лет целый ряд государств имеет возможность получить российских учителей, а мы имеем возможность направить их для преподавания в национальных школах дружественных государств, и такой опыт существует. Действительно, тарификация уровня заработной платы идёт не по уровню среднестатистическому российскому, а идёт дополнительная мотивация. Я не скажу, что это очень большие деньги по сравнению с нашими партнёрами или даже с идеологическими врагами, которые также направляют своих педагогов, тем не менее у нас тарификация другая. Так, по проекту "Российский учитель за рубежом" приблизительно 106-107 тысяч рублей заработная плата учителя, уезжающего туда, плюс дополнительная компенсация проживания. Собственно говоря, при формировании сметы на содержание школ мы также учитываем соответствующий уровень заработных плат для педагогов, работающих за рубежом в наших школах, как мы их уже полноценно называем, и компенсацию проживания. Такая мотивация будет продолжена. Там надо будет урегулировать ещё один момент с точки зрения трудового законодательства, чтобы засчитывался педагогический стаж тех работников, которые уехали. Вот по проекту "Российский учитель за рубежом" они устраиваются в нашу образовательную организацию и откомандировываются, а по школам, работающим вне (мы сейчас обсуждаем и вместе с вами готовы это сделать), нам нужно принять решение, чтобы сохранять у наших коллег, которые едут работать туда, все гарантии, трудовые и социальные, которые есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По учебникам... ГРИБОВ Д. Е. А учебники будут наши - последняя линейка, тут без вариантов. Я вам скажу честно, есть ещё несколько секунд. Республика Таджикистан - яркий пример: в школе в Душанбе конкурс 30 человек на место, все элиты своих детей привели к нам на учёбу, каждый понедельник поднимаем российский и таджикский флаги, исполняем российский и таджикский гимны. Дети говорят: российский гимн - это мой второй гимн. Участвуют во всех патриотических акциях, читают стихи про СВО, поэтому это большой результат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Виктор Петрович, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Ясно всё, да? Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 10 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается единогласно.