Заседание № 276
О проекте федерального закона № 445594-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (по вопросу о предоставлении права на получение медицинской помощи в военно-медицинских организациях гражданам, уволенным с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Докладывает представитель Законодательного Собрания Приморского края депутат Государственной Думы Виктория Викторовна Николаева. Коллеги, у нас по процедуре пять минут на доклад и три минуты на содоклад. НИКОЛАЕВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесён Законодательным Собранием Приморского края и подготовлен на основе анализа обращений в региональный парламент граждан, общественных организаций, а также информации, поступившей из других регионов страны. Согласно Конституции военная служба является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Государство, признавая особые условия военной службы, признаёт возможные риски для военнослужащих и определяет социальные гарантии гражданам, пострадавшим в период прохождения службы. Социальные гарантии по медицинскому обеспечению военнослужащих назначаются в том числе и в связи с увольнением с военной службы по утверждённым основаниям при наличии определённой выслуги лет. При этом, по информации Законодательного Собрания Приморского края, зачастую данные гарантии не распространяются на военнослужащих, получивших ущерб здоровью при несении военной службы и уволенных с неё в молодом возрасте, при минимальной выслуге лет. Депутаты Приморского края акцентируют внимание на том, что в действующем федеральном законе право на лечение в военно-медицинских учреждениях и санаториях таким военнослужащим, с минимальной выслугой лет, напрямую не гарантируется, а возможность его реализации определяется по решению руководителей военно-лечебных учреждений. В связи с этим региональный парламент предлагает включить их в перечень граждан, которые всегда могут получать медицинскую помощь в таких учреждениях, и это без ущерба для граждан, у которых уже есть право на такую помощь в соответствии с действующим законодательством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктория Викторовна. С содокладом от Комитета по обороне выступает Юрий Николаевич Швыткин. ШВЫТКИН Ю. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Виктория Викторовна достаточно подробно изложила суть законопроекта, нет необходимости повторяться. Одновременно хочется отметить, что Комитет Госдумы по обороне всесторонне изучил данный вопрос. Безусловно, тема, затронутая авторами законопроекта, достаточно актуальна и важна, вместе с тем, учитывая наличие, количество и состояние военно-медицинских учреждений, конечно же, это потребует увеличения количества данных учреждений и повлечёт за собой понижение качества оказания медицинской помощи тем категориям граждан, которые пользуются, получают медицинскую помощь в этих учреждениях. Данные замечания в рамках рассматриваемого законопроекта устранить соответствующим образом нельзя. Имеются отрицательное заключение Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, отрицательное заключение Правительства Российской Федерации. И безусловно, по этой причине Комитет по обороне законопроект не поддерживает и предлагает Государственной Думе его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Коллеги, если есть немного вопросов, мы дадим возможность их задать. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Юрий Николаевич, потенциально о каком числе лиц данной группы идёт речь? Я имею в виду лиц с ранениями, травмами, контузиями, полученными во время военной службы. Это первое. И второе: почему военно-медицинские учреждения, имеющие право работать с системой ОМС, не могут их взять к себе в данном случае в рамках ОМС и лечить не бесплатно, не за счёт средств, выделенных из федерального бюджета, а за счёт средств ОМС? ШВЫТКИН Ю. Н. Спасибо большое за вопрос, Алексей Владимирович. Речь идёт не о том, что это из-за финансирования, хотя это тоже одна из проблем; кстати говоря, я забыл упомянуть, что здесь есть явное нарушение Бюджетного кодекса, потому что не указан источник финансирования. Речь идёт ещё и о том, что военнослужащие, которые у нас пользуются данным правом, то есть действующие военнослужащие, контрактники и так далее, просто не будут в полном объёме получать соответствующую медицинскую помощь, если мы вовлечём в сеть военно-медицинских учреждений ещё и ту категорию граждан, которая предлагается. У меня нет данных о количестве лиц данной категории в целом по России, я могу сказать по Красноярскому краю, я изучил: сегодня в Красноярском крае 16 615 человек данной категории пользуются учреждениями, при этом через амбулатории прошли 830 человек, речь идёт о госпитале ветеранов Великой Отечественной войны, который работает по линии ОМС, проще сказать, гражданское учреждение. Вот так, только этими данными пока могу оперировать. С учётом, ещё раз говорю, доклада Министерства обороны, с учётом соответствующих заключений мы принять не можем. Речь вести нужно, Алексей Владимирович, на мой взгляд, нацеливаться нужно на улучшение качества оказания медицинской помощи в учреждениях по линии ОМС. Я с вами полностью согласен, и так, по-человечески, конечно, проще сейчас в военно-медицинские учреждения, в госпитали медицинские различные, военно-медицинские, направить эту категорию граждан, но тогда некуда будет... негде будет получать лечение тем гражданам, тем военнослужащим, которые сегодня служат. Есть такая проблема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Давайте запишемся. Если будет более чем по одному человеку от фракции, мы тогда определимся. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шерин Александр Николаевич. Александр Николаевич, три минуты. Если законопроекты не относятся к числу приоритетных, у нас принята особая процедура: по одному выступлению от фракции, по три минуты. ШЕРИН А. Н. Коллеги, времени мало, вы подумаете, что нет смысла, но я всё-таки вам зачитаю, чтобы вы поняли, насколько вообще этот вопрос надо решать, закрывать в срочном порядке, - это вопрос справедливости. Вот что коллеги из Законодательного Собрания Приморского края предлагают внести в закон "О статусе военнослужащих" (цитирую): "Граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного ими при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на обследование и лечение в военно-медицинских организациях и санаторно-курортное лечение...". Ну это логично! Человек получил ранение (травму, увечье), он уволен, и теперь коллеги говорят: давайте мы ему обеспечим лечение в военно-медицинских учреждениях. Ну это вообще логично, просто логично, коллеги! И ещё один пункт: "Члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, по заключению военно-врачебной комиссии принимаются на обследование и лечение в военно-медицинские организации в порядке, определённом Министерством обороны Российской Федерации...", далее по тексту. Докладчик уже сообщил следующее: во-первых, это будет делаться не в ущерб действующим военнослужащим, которые проходят обследование и лечение, во-вторых, коллеги, ну, наверное, логично, чтобы человек, который служил Родине, получил соответствующее заболевание или травму, и родственники того, кто сегодня служит, могли ходить в одно и то же лечебное учреждение. Это логично! Почему родилась эта законодательная инициатива? Мы с вами прекрасно знаем, что сегодня, когда ребят, которые выполняют задачи в боевых точках, слава богу, приезжают эвакуировать с поля боя, у них не спрашивают страховой медицинский полис. В военных учреждениях здравоохранения действительно на высоком, хорошем, достойном уровне сегодня поставлен этот вопрос, в отличие, к сожалению, от гражданских лечебных учреждений, которые закрываются, а если не закрываются, то туда стоит огромная очередь. И человек, который служил своему Отечеству и получил травму (заболевание, контузию), уволившись из-за этого из армии, наверное, имеет право на то, чтобы его государство в военном лечебном учреждении обслуживало. Я очень прошу вас, коллеги, давайте мы эту инициативу поддержим, потому что люди, которые живут на местах, наши с вами коллеги, в том числе и депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ", у которых большинство, они-то ситуацию на местах неплохо знают, и если они к нам обращаются, к своим, так сказать, старшим коллегам, в Госдуму, чтобы мы этот вопрос решили, то это, наверное, потому, что избиратели, которые там проживают, к ним обращаются, они и к нам, и к вам обращаются на приёме. Я не вижу здесь никакого глобального ущерба для бюджета, все эти вопросы могут быть урегулированы отдельными приказами командиров и начальников, и, самое главное, в законе сказано, что это не должно быть в ущерб действующим военнослужащим. А если понадобится выделить дополнительные средства, то почему бы этого не сделать по линии Министерства обороны? Мы лучше добавим Министерству обороны необходимые средства, но людям должна оказываться качественная медицинская помощь. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Богодухов Владимир Иванович - от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. БОГОДУХОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, нам понятна инициатива, желание авторов помочь людям, в данном случае - расширить возможности бывших военнослужащих по реализации права на охрану здоровья, чтобы они могли обращаться и в военно-медицинские учреждения. Вместе с тем обеспечению прав граждан всегда сопутствует обязанность государства обеспечить соблюдение этих прав, то есть, если внести эти изменения, государство должно обеспечить медицинское обслуживание граждан данной категории. На сегодняшний день граждане данной категории, которые вернулись со службы в Вооружённых Силах (это срочная служба в основном), получив по какой-то причине или увечье, или какую-то болезнь, состоят на учёте в гражданских медицинских учреждениях и обслуживаются по ОМС, а также имеют возможность направляться на лечение в гражданские медицинские учреждения через организации социального обслуживания. Военно-медицинские учреждения, как сказал содокладчик, на сегодняшний день рассчитаны на то количество военнослужащих, которые в настоящее время проходят военную службу по контракту, на членов семей офицеров, а также на офицеров, уволенных с военной службы. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект не поддерживает. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Куринный Алексей Владимирович - от фракции КПРФ, представитель фракции КПРФ, чтобы не было путаницы в данном случае. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на мой взгляд, те доводы, которые приводятся сегодня против принятия данного законопроекта, абсолютно надуманны. Ну, первое, никто не может точно сказать, какое количество сегодня у нас вот таких лиц, получивших ранения, травмы и контузии. Я абсолютно убеждён, что их не тысячи и, скорее всего, даже не сотни. Может быть, на всю страну несколько десятков человек, которые получили травмы, контузии, связанные непосредственно с выполнением каких-то военных обязанностей, поэтому огромных финансовых ресурсов не потребуется и никаких очередей дополнительных не возникнет. Это первое. Второе, я напомню, практически все наши военно-медицинские учреждения сейчас работают в системе ОМС либо готовятся работать в системе ОМС, а значит, принимая к себе на лечение любого пациента, даже вот этого формально гражданского, о котором мы говорим, солдата, пострадавшего по месту срочной службы, получившего ранение, контузию либо какое-то увечье, они получают деньги из фонда обязательного медицинского страхования: этому пациенту оказывают помощь, присваивается соответствующая КСГ (клинико-статистическая группа), деньги перечисляются. Поэтому вообще нет никаких оснований, чтобы данный законопроект не принять. Я не говорю уже про морально-нравственную сторону, о чём сказал коллега Шерин. Пришёл человек служить в армию, получил ранение при исполнении своего воинского долга, увечье получил либо какое-то заболевание - после этого за ним должно сохраняться право обслуживаться, лечиться в военно-медицинских заведениях. Почему он туда хочет попасть? Во-первых, там есть уникальные специалисты, умеющие работать с травмами, занимающиеся уже годами, а иногда десятками лет реабилитацией и делающие это более успешно, чем их коллеги в гражданских, скажем так, учреждениях. Во-вторых, всё-таки возникает чувство солидарности, убеждение, что Родина не забывает о людях, которые честно выполнили свой долг и в результате получили ранения или травмы. Должны иметь право, а я абсолютно убеждён, что не все ещё захотят там обслуживаться, не все туда побегут. А те, кто хочет, те, кто считает, что там им действительно будет оказана более качественная помощь (а порой это действительно имеет место), должны, на наш взгляд, иметь право получить эту помощь. И вопрос, ещё раз повторю, не в финансовых ресурсах. Они сегодня есть: они есть в фонде обязательного медицинского страхования; я абсолютно убеждён, на несколько десятков, даже на несколько сотен дополнительных пациентов в военно-медицинских учреждениях необходимые средства найдёт и федеральный бюджет. Это вопрос справедливости и честности. Мы предлагаем всё-таки поддержать данный законопроект, а если будут какие-то сложности, недоработки или, не дай бог, где-то действительно не будет хватать мест, можно будет дополнительно посмотреть ко второму чтению, какие категории в первоочередном порядке будут прикрепляться и лечиться, а какие, может быть, могут ещё немного подождать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Виктория Викторовна, будете выступать с заключительным словом? Нет. Юрий Николаевич? Депутату Швыткину включите микрофон. ШВЫТКИН Ю. Н. Несколько аргументов. Алексей Владимирович, не десятки, не сотни, а тысячи человек этой категории. Я вам не могу точно сказать, сколько тысяч, но их количество тысячами исчисляется. Это первое. Второе. Сегодня я привёл в пример Красноярский край не случайно, потому что я погружён очень глубоко в этот вопрос. У нас нет такой проблемы, у нас госпиталь ветеранов войны обслуживает, как я сказал, 830 человек этой категории. Бывает, конечно, где-то надо подтолкнуть, но в целом это вопрос решаемый. Третье. Мы же исходим из законопроекта, который нам представлен. Здесь источник финансирования - что мы ни говорили бы с трибуны: там возьмём, там возьмём - не указан, поэтому нужно финансово-экономическое обоснование. Повторяю, мы исходим из тех материалов, которые представлены. Следующий момент. Я думаю, здесь движение должно быть встречное - помимо развития военно-медицинских учреждений (безусловно, мы полностью с этим согласны), наверное, нужно развивать и учреждения здравоохранения по месту жительства, которые также будут способствовать оздоровлению граждан этой категории. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 42 мин. 37 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 235
О проекте федерального закона № 445594-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (по вопросу о предоставлении права на получение медицинской помощи в военно-медицинских организациях гражданам, уволенным с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вячеслав Викторович, просьба 17-й вопрос перенести на завтра. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксаков Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, просьба по вопросам 19, 43, 44 и 49 заменить содокладчика: вместо Козенко содоклады сделает Олейников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Замена содокладчика: вместо Козенко - Олейников. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, просьба 28-й вопрос перенести на более поздний срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенос. Красов Андрей Леонидович. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, комитет просит законопроект под пунктом 26 перенести на более поздний срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поступили предложения. От Нилова Олега Анатольевича: рассмотрение 17-го вопроса перенести на завтра. Нет возражений? Нет. Принимается. Коллега Аксаков предлагает заменить содокладчика по 19, 43, 44, 49 вопросам на Олейникова. Нет возражений? Нет. Принимается. Коллега Емельянов предлагает перенос 28-го вопроса на более позднее время, предлагает рассмотреть в другой день. Нет возражений? Нет. Принимается. Коллега Красов предлагает рассмотрение 26-го вопроса перенести на другой день. Нет возражений? Нет. Принимается.