Заседание № 178
12.12.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 445401-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части дальнейшего совершенствования порядка создания и применения добровольческих формирований).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1892 по 2016 из 6658
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами во втором чтении 7 декабря этого года. Он прошёл все необходимые экспертизы, согласования. Замечаний по нему не имеется. Просим поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в третьем, окончательном чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Юрий Петрович Синельщиков. Давайте в этом случае включим режим записи на выступления. Обычно когда есть один желающий, то ещё появляются. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, в предыдущих чтениях мы не поддерживали этот законопроект, мы просто-напросто не голосовали, сегодня мы остаёмся на тех же позициях, и дело вот в чём. Дело в том, что добровольческие формирования, хотя и существуют относительно давно у нас в стране, никогда не занимались военными вопросами. Вот цели добровольчества, значит, обозначены были так (они и сейчас так обозначены): участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, в профилактике и тушении пожаров, в проведении аварийно-спасательных работ, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам. Вот таким образом это было прописано в законодательстве, в 2022 году, в ноябре, как известно, мы расширили список, перечень тех вопросов, которыми занимаются добровольческие формирования. Я обращаю внимание, что с 2018 года добровольческая служба стала оплачиваться государством, добровольцам предоставлены государственные социальные гарантии, но никакого упоминания о прямом использовании добровольцев в качестве военнослужащих тогда ещё не было. Появилось оно, ещё раз говорю, в ноябре 2022 года - было указано, что добровольческие формирования могут создаваться Министерством обороны Российской Федерации. Участники добровольческих формирований приравнены, их правовой статус приравнен к статусу военнослужащих войск национальной гвардии. В СМИ отмечается, что в 2022 году... мы помним, что в 2022 году такие формирования особенно активно создавались на территориях, на множестве территорий. Так вот, по подсчётам СМИ, они были образованы в большинстве наших российских регионов, причём отряды создавались не только в регионах, было создано около 20 таких отрядов, не относящихся к региональным. И в этих условиях, конечно, появилась некая неопределённость. Мы полагаем, что формирование добровольческих частей в регионах в том виде, как это существовало до недавних пор и существует, то есть по территориальному признаку, а иногда, кстати говоря, и по национальному признаку, на основе финансово-технической поддержки со стороны региональных властей, таит в себе угрозу появления в России местных армий, подчинённых местным руководителям. Такое опасение отнюдь не лишено оснований, если принять во внимание... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Петрович, спасибо. Анатолий Борисович Выборный, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассматриваемый проект федерального закона поддерживает и будет голосовать за его принятие в третьем (окончательном) чтении. И поскольку серьёзных, концептуальных замечаний со стороны Юрия Петровича высказано не было, то я лишь подчеркну главное: фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает главным образом потому, что, совершенствуя таким образом нормативно-правовое регулирование в сфере добровольческих формирований, а также прохождения службы по призыву в органах Федеральной службы безопасности, мы содействуем обеспечению обороны страны, укреплению безопасности и, конечно же, суверенитета нашего государства. В случае принятия данного проекта федерального закона Федеральная служба войск национальной гвардии будет иметь право на создание добровольческих формирований - точно так же в своё время мы наделили такими правами Министерство обороны Российской Федерации, - ведь Росгвардия, точно так же как и Минобороны, непосредственно участвует в специальной военной операции, и, как Министерство обороны Российской Федерации, она выполняет схожие задачи: оказывает содействие в охране государственной границы, участвует в боевых действиях, обеспечении военного положения, проведении контртеррористических операций и обеспечении их правового режима, противодействует терроризму, участвует в территориальной обороне в том числе. При этом на добровольцев Росгвардии (в случае, конечно же, принятия данного проекта федерального закона), а также на членов их семей будет распространяться такой же объём социальных гарантий, льгот и компенсаций, которые в настоящее время предоставляются добровольцам Министерства обороны Российской Федерации. И это не только законно, это не только обоснованно, не только справедливо, это полностью согласуется с государственной политикой в сфере обороны и безопасности, с одной стороны, а с другой стороны, содействует более полному обеспечению социальных гарантий в отношении как добровольцев Росгвардии, так и членов их семей. По этим основаниям фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассматриваемый проект федерального закона поддерживает и будет голосовать за его принятие в третьем (окончательном) чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович. Обсуждение завершено, переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 09 мин. 35 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 156
17.10.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 445401-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части дальнейшего совершенствования порядка создания и применения добровольческих формирований).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3833 по 4505 из 6334
Так, коллеги, мы сейчас будем рассматривать три законопроекта, пункты 15, 16 и 17, с одним докладом и тремя содокладами. 15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". 17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. Пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается пакет законопроектов, подготовленный группой депутатов и сенаторов. Эти законопроекты выстраданы, что называется, самой жизнью и являются нашей реакцией на происходящие события. Речь идёт о предложении наделить войска национальной гвардии полномочиями по созданию добровольческих формирований. Сразу скажу, что мы не предлагаем никаких новых сущностей, все наши инициативы сводятся к тому, что мы предлагаем применить по отношению к Росгвардии ровно те же нормы, которые действуют уже сегодня и успешно себя показывают в части добровольческих формирований Вооружённых Сил, речь идёт не только о праве Росгвардии создавать такие формирования, но и о целом ряде гарантий социального и иного свойства. Кратко напомню суть наших предложений. Добровольческие формирования смогут создаваться Росгвардией на основании решения президента. Добровольческие формирования будут привлекаться для выполнения задач в области обороны в период проведения мобилизации, действия военного положения, в условиях вооружённого конфликта, при проведении контртеррористической операции, а также при использовании войск национальной гвардии за пределами территории нашей страны. Поступление граждан в добровольческие формирования будет осуществляться посредством заключения контракта о пребывании. Сразу отмечу, что многочисленные слухи о том, что эта инициатива является попыткой легализовать переход ЧВК "Вагнер" или других частных военных компаний под эгиду Росгвардии, не соответствуют действительности хотя бы потому, что контракт, повторяю вновь, должен будет заключать гражданин. Бесспорно, этим гражданином может быть и бывший сотрудник или боец частной военной компании, но в каждом конкретном случае это будет решаться индивидуально. Мы также, повторюсь, прописываем весь механизм социальных и иных гарантий, которые предлагаем распространить на таких добровольцев, а также на членов их семей. Это касается и размеров денежного довольствия, это касается и государственного пенсионного обеспечения, засчитывания в страховой стаж периода пребывания граждан в таких формированиях, сохранения замещаемой должности для тех, кто до этого находился на государственной службе. Мы предлагаем ввести льготы, которые, повторяю, есть сегодня у добровольцев Вооружённых Сил, такие как, например, право на поступление в вуз и получение высшего образования на бюджетной основе по отдельной квоте. Скажу два слова о сути и целях законопроекта. Дело в том, что сегодня, как вы, наверное, знаете не хуже меня, Росгвардия и в зоне специальной военной операции, и на освобождённых территориях, и в иных регионах, и в регионах пограничных выполняет большой спектр задач, вместе с военнослужащими Министерства обороны принимает участие в боевых действиях и находится в передовых порядках с 24 февраля 2022 года. Сегодня Росгвардия выполняет задачи гораздо более широкие: это участие в охране государственной границы, обеспечении, как я уже сказал, режима КТО, обеспечении мира и безопасности на освобождённых территориях. А это значит, что у Росгвардии должен быть весь функционал, все возможности для эффективного выполнения поставленных перед этой президентской структурой задач. Вы знаете, коллеги, ещё когда я работал в Росгвардии, я, выступая, говорил о том, что сегодня известное изречение императора Александра о том, что у России есть только два союзника - армия и флот, - вполне может быть дополнено: армия, флот и войска национальной гвардии. И сегодня, по истечении уже определённого срока проведения специальной военной операции, мы видим, что это так. Сегодня росгвардейцы, находясь там, на передовых позициях, проявляют действительно исключительное мужество, героизм и самопожертвование. А это значит, что у Росгвардии, повторяю, должен быть весь набор и весь функционал для того, чтобы с честью выполнять поставленные перед этим президентским ведомством задачи. Коллеги, я рассчитываю на вашу поддержку и уверен, что безотносительно к политической фракционной принадлежности поддержать эту инициативу - долг каждого из нас. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по 15-му пункту повестки - Анатолий Борисович Выборный. Пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как вы видите, в рамках данной законодательной инициативы речь идёт о совершенствовании нормативно-правового регулирования создания и применения добровольческих формирований. В своё время мы приняли закон, в котором наделили Министерство обороны Российской Федерации полномочиями по созданию добровольческих формирований. Что же касается Федеральной службы войск национальной гвардии, то такими полномочиями служба не наделена, хотя, как вы знаете, Росгвардия наряду с Вооружёнными Силами принимает непосредственное участие в специальной военной операции и выполняет схожие задачи: оказывает содействие в охране государственной границы, участвует в выполнении боевых задач, участвует в обеспечении режима военного положения, обеспечении правового режима контртеррористических операций, участвует в территориальной обороне в том числе. Чтобы устранить этот недочёт, в рамках законодательной инициативы предлагается наделить Федеральную службу войск национальной гвардии полномочиями как по созданию, так и по применению добровольческих формирований, именно тех формирований, которые будут содействовать выполнению задач, стоящих перед войсками национальной гвардии. В этой связи, как уже было отмечено, все проектируемые новеллы идентичны нормам, которые сегодня применяются в отношении добровольческих формирований Министерства обороны Российской Федерации. К примеру, вот такие добровольческие формирования Росгвардии будут создаваться на основании решения Президента Российской Федерации и применяться в том числе для выполнения отдельных задач в сфере обороны. Комитет также отмечает, что принятие данного закона даст возможность распространить на граждан, участвующих в добровольческих формированиях, и членов их семей весь пакет гарантий, социальных гарантий, выплат компенсаций, которые сегодня распространяются на добровольческие формирования Министерства обороны Российской Федерации. У Правового управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний по проекту федерального закона нет. Таким образом, учитывая изложенное, а главное, то, что принятие закона будет содействовать укреплению обороны и безопасности нашего государства, Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона поддержать и принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По 16-му пункту содоклад Марины Эдуардовны Оргеевой. Пожалуйста. ОРГЕЕВА М. Э., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Докладчик достаточно подробно изложил основные положения, которые представлены в рассматриваемых законопроектах. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел и поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", учитывая его социальную значимость в части обеспечения трудовых прав, сохранения таких прав граждан, которые заключили контракты о добровольном содействии и выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации, и в отношении которых на период действия указанного контракта приостанавливается действие трудового договора. Кроме того, законопроектом устанавливаются дополнительные социальные гарантии супругам таких граждан, имеющим детей, в части предоставления преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников и запрета на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни без письменного согласия. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера на проект федерального закона не имеет. Комитет Совета Федерации по социальной политике поддержит проект данного федерального закона. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По 17-му пункту содоклад Евгения Алексеевича Фёдорова. ФЁДОРОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", направленный на предоставление отдельных льгот лицам, заключившим контракт о пребывании в добровольческих формированиях по линии Росгвардии. В частности, проектом федерального закона предусматривается, что доходы в виде денежных средств и иного имущества, безвозмездно полученные указанными категориями лиц, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц. Предусмотренные другие льготы абсолютно аналогичны таким же льготам в отношении добровольческих формирований Министерства обороны, то есть не содержат ничего нового или отступающего. Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация проекта федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Проект федерального закона не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. В связи с этим Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам предлагает принять законопроект в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, теперь вопросы сразу по всем трём законопроектам. Есть ли у кого-то вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Иванов Максим Анатольевич, пожалуйста. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Евсеевич, предусмотрен ли механизм перехода из добровольческих формирований лиц, которые заключили контракт, в случае если они решили продолжить свою службу в частях Министерства обороны и хотят заключить контракт с Министерством обороны? ХИНШТЕЙН А. Е. Нет, Максим Анатольевич, такая норма не предусмотрена, потому что, если человек заключил контракт о прохождении службы в добровольческом формировании Минобороны, он должен по этому контракту дослужить до конца. Точно такая же конструкция будет действовать в случае поддержки нашего закона и по контрактам Росгвардии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Александр Евсеевич, мы Росгвардию наделяем полномочиями и возможностью формировать добровольческие объединения. После того как гражданин напишет заявление о вступлении в это добровольческое объединение, понятно, что руководство Росгвардии принимает решение, где он будет: либо на передовой, либо в новых субъектах Российской Федерации, либо, может быть, руководство отправит его охранять склад где-нибудь на Урале или в Сибири. Скажите мне, пожалуйста, все те льготы, которые мы прописываем, будут распространяться на всех, вне зависимости от того, где такой доброволец находится, либо будут всё-таки какие-то внутренние разграничения? ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Андрей Геннадьевич. Попытаюсь ещё раз объяснить. Если человек заключил контракт на участие в добровольческом формировании, сегодня Минобороны, а завтра Росгвардии, и дальше в рамках этого подразделения принимает участие в специальной военной операции, то на него будут распространяться все те льготы, которые распространяются на участников специальной военной операции. Если в рамках этого контракта, будучи добровольцем, он, по вашему выражению, будет охранять склад и эта служба не будет связана с особыми условиями, то, очевидно, весь комплекс льгот на него не распространится. Здесь, повторяю вновь, мы не создаём какой-то новой правовой конструкции, и, насколько я осведомлён, проблем с добровольцами Минобороны и дальше с их социальной защищённостью сейчас не возникает, а следовательно, не возникнет и с добровольцами Росгвардии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Димов Олег Дмитриевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, это депутат Швыткин. Я прошу прощения, нажал за него. Можно я вопрос задам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, можно, конечно. ШВЫТКИН Ю. Н. У меня к Александру Евсеевичу вопрос. Александр Евсеевич, предполагается ли, на ваш взгляд, расширение законодательной базы в этом направлении, дальнейшее развитие? Это первое. И второе. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить разработчиков данного законопроекта, я говорю, как командир ОМОНа в прошлом и командир СОБРа. И я вам скажу, что вот сейчас, когда выезжал в зону специальной военной операции, я смотрел профессиональные навыки как войсковых подразделений, так и омоновцев, например, стоявших на блокпостах. Ни в коем случае не хочу принижать ничью роль, но, на мой взгляд, для меня лично эффективность, профессионализм были очевидны. При этом мы не будем забывать, что СВО рано или поздно закончится, многие войсковые подразделения будут выведены из зоны, и большая нагрузка ляжет на подразделения Росгвардии, подразделения спецназа, ОМОН, СОБР, которые будут проводить соответствующие мероприятия по задержанию, проверку адресов, складов боеприпасов и так далее. И как никогда... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ШВЫТКИН Ю. Н. Прошу прощения. И как никогда понадобятся как раз вот эти добровольческие формирования. Ещё раз говорю, всецело поддерживаю и одновременно прошу, Александр Евсеевич, отреагировать на мой вопрос. Спасибо. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, товарищ полковник, за вопрос. Ну, повторяю, у нас здесь нет никакой новой сущности, поэтому если мы дальше будем расширять как-то законодательство в этой сфере, то это можно и нужно делать только синхронно, одновременно с расширением такого же законодательства о добровольческих формированиях Вооружённых Сил. Что касается применения таких добровольческих формирований, я хочу напомнить, и из текста законопроекта это следует, что они применяются не абсолютно по всем направлениям, а совершенно в конкретных ситуациях. Они применяются, точнее, должны, прошу прощения, коллеги, использоваться при проведении специальной военной операции, частичной мобилизации, при реализации режима КТО, при выполнении задач за пределами Российской Федерации. Когда закончится СВО нашей победой, то не факт, что добровольческие формирования там останутся, но то, что их навыки и профессионализм можно использовать и в других ситуациях (а у нас, боюсь, жизнь и дальше не будет похожа на прогулку по марципановому полю), и то, что, несомненно, мы получим боеспособные профессиональные подразделения, готовые выполнять поставленные перед ними серьёзные задачи, - это факт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ремезков Александр Александрович. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Драпеко по карточке Ремезкова. Уважаемый Александр Евсеевич, до начала СВО и вхождения территории Донецкой Народной Республики в состав Российской Федерации существовали добровольческие отряды - дружина ДНР, обеспечивающая порядок на территории республики. После того как республика стала новым субъектом, добровольческие отряды перешли в ведение Министерства обороны, и следствием стало отсутствие дружинников, патрулирующих улицы и общественные места в целях обеспечения безопасности. Но при этом там отсутствует и военная полиция. Можем ли мы надеяться, что ваши добровольческие отряды национальной гвардии будут выполнять в том числе и вот такие функции обеспечения общественной безопасности для граждан Донецкой Народной Республики? Это первый вопрос. И второй, если можно: предполагается ли возрождение того, что называется гауптвахта? Сегодня командиры говорят, что им некуда девать "пятисотых", нарушителей дисциплины. И как бы они не знают... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос? Пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо Елена Григорьевна. Несколько вопросов, не все из них имеют отношение к нашему законопроекту. В частности, вопрос по дисциплинарным частям, местам для содержания лиц, нарушающих воинскую дисциплину, - это вопрос вообще другого порядка, другого законопроекта. Впервые слышу о том, что сегодня такая возможность отсутствует. Что касается дружинников, действовавших в составе МВД или каких-то других органов, уже упразднённых сегодня органов власти ДНР и ЛНР, то это ситуация опять же не нашего законопроекта. Вы справедливо отмечаете, что они влились в состав добровольческих формирований Министерства обороны. Я также хочу отметить, что, когда дружинники МВД ЛНР и ДНР занимались патрулированием улиц, МВД России и органы внутренних дел не присутствовали на новых территориях, а сегодня это задача в первую очередь органов внутренних дел, и мне кажется, что эти вопросы нужно адресовывать именно им. Тем не менее, безусловно, исходя из нашего законопроекта на добровольческие формирования Росгвардии может быть возложено выполнение этих задач. Для справки отмечу, что на сегодняшний день росгвардейцы - не добровольческие формирования, а именно росгвардейцы - уже выполняют задачи и по патрулированию, и по обеспечению порядка и безопасности на территориях новых субъектов, в том числе подменяя собой сотрудников полиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Александр Евсеевич, устранение существующего пробела в нормативно-правовом регулировании, а также унификация полномочий Министерства обороны России и Росгвардии, по моему мнению, могут привести к дублированию полномочий обозначенных структур. Но самое главное - это также приведёт к созданию второго в стране силового блока со своим непосредственным руководством и подчинением. Речь идёт не только о конкуренции по госзаказам, но и о возможном противостоянии между этими двумя структурами. Как бывший командир ОМОН, вопрос задаю: зачем в стране нужны две силовые структуры с абсолютно одинаковыми функциями и полномочиями? ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Вячеслав Михайлович за вопрос. Вам, как бывшему командиру ОМОН, рекомендую прочитать 226-й и 227-й федеральные законы о войсках национальной гвардии, из которых вы узнаете, какие задачи стоят перед войсками национальной гвардии, какие полномочия, в том числе общие полномочия, на них возложены. Категорически не согласен с тезисом о дублировании функций Министерства обороны и войск национальной гвардии. То, что сегодня войска национальной гвардии, ваши вчерашние сослуживцы, принимают непосредственное участие в боевых действиях в том числе, - это, что называется, не от хорошей жизни. Тем не менее Росгвардия имеет гораздо больший функционал, к её задачам отнесён целый перечень вопросов, начиная от участия в охране общественного порядка и завершая участием в территориальной обороне, в охране государственной границы, в выполнении иных задач. Госконтроль за оборотом оружия, контроль и надзор за деятельностью частных и ведомственных охранных организаций - этих функций нет и близко быть не может у Министерства обороны. Кроме того, хочу напомнить вам о том, что в соответствии с действующим нашим базовым отраслевым законом руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации, который также осуществляет руководство и ими. Мне кажется, что не следует брать на себя функции поправлять действия верховного главнокомандующего и определять, какие задачи ему ставить, какие команды ему отдавать. На сегодняшний день я не только не вижу подобной угрозы, но и считаю, что разговоры о ней, о какой-либо межведомственной распре или о появлении какого-то второго силового ведомства, способного, как вы говорите, создать конкуренцию, вот даже разговоры об этом я считаю очень опасными и недопустимыми. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Александр Евсеевич, тоже сущностный вопрос, он касается и Росгвардии, и Вооружённых Сил. Есть ли смысл в существовании сегодня вот этих добровольческих подразделений? Армия - она и есть армия. Вспомним опыт Великой Отечественной войны: тогда были казачьи подразделения, были штрафбаты, но все они были вооружёнными частями, различными подразделениями. Есть ли смысл после ликвидации и ЧВК "Вагнер", и, может быть, каких-то ещё подразделений разделять: вот военнослужащий армейский и военнослужащий Росгвардии, со всеми правами, со всеми обязанностями, с одинаковым подходом совершенно - зачем ещё какие-то дополнительные параармейские структуры, которые сохраняются? Добровольческие, не добровольческие - это принцип формирования, добровольцы могут и в армейские подразделения напрямую идти, без добровольческих. ХИНШТЕЙН А. Е. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Раз вы обратились к истории Великой Отечественной войны, я вам напомню, что наряду с Красной Армией непосредственно участвовали в Великой Отечественной войне войска НКВД, впоследствии ставшие внутренними войсками, а ныне являющиеся войсками национальной гвардии. Вот как раз сейчас, в эти дни, мы отмечали 80-летие победы в битве за Кавказ, где войска НКВД сыграли решающую, ключевую роль, потому что именно благодаря их усилиям удалось скинуть немцев с перевалов и не допустить их дальнейшего наступления. Я могу много рассказывать (мне, к сожалению, не хватит времени, отведённого на вопрос), какие подвиги совершали воины правопорядка в годы Великой Отечественной войны, в каком количестве сражений участвовали войска НКВД, кстати, не отступившие без приказа ни с одной точки. Я напомню вам, что основной удар в Сталинграде приняла на себя 10-я стрелковая дивизия войск НКВД. Я напомню вам о самом активном участии в битве за Москву легендарного Смерша, о подвиге 20-й дивизии войск НКВД на Невском пятачке. Это были не структурные подразделения Красной Армии. Сегодня мы предлагаем возложить на Росгвардию право создавать добровольческие формирования для выполнения не только и не столько военных задач. Из текста законопроекта это следует: это те функции, которые сегодня Вооружённые Силы не осуществляют, - например, обеспечение правопорядка и безопасности, поддержание режима контртеррористической операции. Это функции не военного ведомства, это функции именно ведомства правопорядка, поэтому никакого смешения здесь нет и быть не может. А исторический опыт учит нас лишь тому, что это даёт гораздо более эффективный результат и приносит победу гораздо быстрее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Александр Евсеевич, ну, вы, наверное, в конце, как докладчик, выступите. Власов Василий Максимович. ВЛАСОВ В. М., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, ждали этого законопроекта, я уверен, многие люди, которые сейчас находятся в частных военных компаниях различного рода, отдают свой долг, ну и, конечно же, в Интернете обсуждали, ждали принятия наконец этого закона. Я, как человек, который определённым образом с этим связан, конечно, полностью поддерживаю начинание, законопроект хороший. Хотел бы лишь внести небольшую ясность, несколько штрихов добавить. Первый штрих. Вот выступление Александра Евсеевича касалось того, что многие бойцы, которые выполняли задачи, поставленные нашим верховным главнокомандующим, нашим президентом, бойцы из ЧВК "Вагнер", сейчас находятся на заслуженном отдыхе, скажем так, кто-то выполняет задачи в Африке, но, несмотря на это, они готовы, и я уверен, что достаточно большое их количество готовы, дальше продолжать службу в добровольческих подразделениях, в том числе заключать контракты с Росгвардией. Но есть одно но, проблема эта касается выдачи различных документов, в том числе удостоверений ветеранов, участников боевых действий. Я этой проблемой очень плотно занимаюсь - к сожалению, очень медленно двигается этот тяжёлый воз. Я уверен, что если бы эти вопросы в ближайшее время, в ближайший хотя бы месяц были решены, то они, настоящие патриоты своей страны, зная, что, так сказать, тылы их защищены, совершенно спокойно заключили бы контракт и с удовольствием, я уверен, приносили бы пользу Родине, нашей стране и, конечно же, выполняли бы все задачи специальной военной операции. Пока, к сожалению, этого нет, то есть, если считать просто по количеству людей, десятки тысяч бойцов ЧВК "Вагнер" сейчас занимаются вот этими правовыми проволочками, получают справки, чтобы хотя бы удостоверение ветерана боевых действий получить. Та же ситуация, к сожалению, как ни прискорбно, с ведомственными наградами: да, движется, но очень медленно. Я уверен, что, ещё раз подчёркиваю, достаточно большое количество людей с удовольствием пошли бы и дальше защищать свою страну и работали бы в добровольческих подразделениях Росгвардии, но пока они решают вот эти технические задачи. Это первый момент, на который я хотел обратить внимание. И второй момент. Я уверен, многим из вас тоже поступали обращения на депутатскую почту, касающиеся добровольческих организаций, которые создавались различными нефтяными компаниями, бизнесом каким-то, и приходили жалобы, касающиеся выплат заработной платы. Я уверен, что, если бы эти вопросы были закрыты, эти люди тоже продолжили бы свою работу, также выполняли бы все задачи, поставленные нашим президентом, только уже в Росгвардии, в добровольческом подразделении. Вот два основных дополнения. Законопроект хороший, всецело поддерживаем, просим на это обратить внимание. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соболев Виктор Иванович. СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ. Добрый день всем, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я просто хотел бы расставить все точки над "и". Было сказано: добровольцы есть в Вооружённых Силах, вот сейчас необходимо добровольцев иметь и в составе Росгвардии. Вот чем отличаются добровольцы от недобровольцев (ну, чтобы всем было ясно)? Вы знаете, что были у нас определённые сложности в начале специальной военной операции, поэтому и бойцы ЧВК там действовали и так далее. Но я хочу напомнить вам принципы ведения войны, в том числе Великой Отечественной: первое - это централизованное управление, второе - тщательное планирование боевых действий и всестороннее обеспечение, ответственность командиров и командующих всех степеней за выполнение поставленной задачи и, безусловно, железная воинская дисциплина. Для того чтобы эти принципы выполнялись, должна быть единая организационная штатная структура в Вооружённых Силах, вот тогда эта армия становится непобедимой и легендарной. Откуда взялись добровольцы? Ну, первое, те добровольцы, которые, вот говорят, к Вооружённым Силам относятся, у нас существуют с 2014 года. Это те люди, которые по зову сердца, добровольно пошли защищать Донбасс, Донецкую, Луганскую республики. Долгое время статус их был не определён, но они воевали добровольно, мотивированы были, это настоящие защитники и патриоты своей Родины. Когда началась специальная военная операция, в дело вступили Вооружённые Силы. Но добровольцы никуда не делись. Что я хочу сказать? И в Вооружённых Силах до настоящего времени их статус пока до конца не определён. Несмотря на то что мы... Я от фракции - добавьте время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СОБОЛЕВ В. И. Их статус до сих пор не определён. Я вот сейчас в академии Генерального штаба учился на курсах повышения, и со мной вместе учился командир лучшего отряда, дальневосточного "Тигра", с этого начинались добровольцы. Мы с ним всё время общались. Да, это люди мотивированные, это настоящие герои и патриоты, но из них нужно создать нормальные войсковые части и подразделения, создать единую организационную штатную структуру, вооружить их, в том числе тяжёлым вооружением - танками, артиллерией и так далее. Сейчас они как бы затыкают дыры, ещё раз говорю, даже в Вооружённых Силах их статус до конца не определён. Допустим, тот же командир отряда "Тигр" получал своё звание через военкомат - он числился офицером запаса, майором запаса, и через военкомат вот ему звание там... С наградами то же самое, с обеспечением то же самое. Вот этот отряд в принципе обеспечивался губернатором Приморского края по всем вопросам. Так вот моё предложение: эти добровольческие отряды должны быть выведены в тыл, из них должны быть сформированы нормальные полки, дивизии - по их количеству, на что хватит, - они должны быть обеспечены всем необходимым централизованно, не по воле губернатора того или иного, а централизованно, они должны быть вооружены боевой техникой и всем тяжёлым оружием, и им должна быть поставлена конкретная задача. По заключению контракта чем отличаются добровольцы от недобровольцев? Сейчас мы набираем военнослужащих по контакту для увеличения численности нашей армии до 1,5 миллиона человек, они тоже все идут добровольно, мы же не проводим мобилизацию. Добровольцы от контрактников отличаются только сроком заключения контракта, и они в принципе не хотят лишаться этого срока, поэтому я и ставлю вопрос о том, чтобы привести их к единой организационно-штатной структуре, поставить им конкретные задачи и обеспечить всем необходимым, приравнять к военнослужащим Вооружённых Сил. Честно говоря, не совсем понял, для чего это нужно Росгвардии, не понял, они будут содействовать военнослужащим Росгвардии или же это будут военнослужащие Росгвардии, чем контракт обыкновенного военнослужащего Росгвардии будет отличаться от контракта добровольца, вот этого военнослужащего в Росгвардии. Честно говоря, не пойму. Поэтому до настоящего времени, ещё раз говорю, это действительно герои. Это нормальные люди, мотивированные на защиту своей Родины, но для них нужно сделать всё, чтобы они влились, создали из своей численности нормальные по нашей оргштатной структуре части, соединения и подразделения. Тогда это будет действительно на благо нашей Родины. Это будут лучшие дивизии, они будут лучше выполнять задачи, они станут гвардейскими и так далее, и так далее. Вот эти вопросы встают. Ещё раз говорю, военнослужащий по контракту и военнослужащий-доброволец отличаются только сроком: вот военнослужащий-доброволец - от трёх месяцев, военнослужащий по контракту в Вооружённых Силах - только год, не менее года. Вот этим они отличаются. Но всё нужно приравнять, создать единую, монолитную... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хинштейн Александр Евсеевич, заключительное слово и от фракции, как я понимаю, да? ХИНШТЕЙН А. Е. Коллеги, ну, я отношу такую активность и обсуждения, и вопросов, которые задаются, и оценок, в том числе эмоциональных, здесь звучащих, к тому, что действительно всех сидящих в этом зале этот вопрос волнует и все сидящие в этом зале хотят одного - победы как можно быстрее. И в этом смысле наши цели совпадают. Я не буду сейчас вступать в дискуссию и говорить о том, что отличие добровольца и военнослужащего-контрактника не в сроке, а в статусе, потому что доброволец не является военнослужащим, а является лицом, добровольно оказывающим содействие, добровольцем. Он не военнослужащий. Я не буду сейчас говорить о том, что непридание статуса ветерана боевых действий участникам тех или иных ЧВК никак не препятствует им поступать сегодня на службу в добровольческие формирования, где у них точно будет возможность этот статус получить. А статус ветерана боевых действий, напомню, присваивается гражданину один раз: ты можешь быть участником десяти боевых действий, но статус у тебя будет только один. Я не буду сейчас вступать в дискуссию - не являюсь таким глубоким военным экспертом, как уважаемый генерал Соболев, - о том, как следует распоряжаться добровольческими формированиями, в какие соединения их следует сводить, как надо их обучать, выводить. Мне кажется, что военноначалие - это и ответственность, и единоначалие, и сегодня повторяю вновь: есть верховный главнокомандующий - это президент нашей страны, есть Вооружённые Силы, непосредственно подчинённые верховному главнокомандующему, есть войска национальной гвардии, созданные в 2016 году по инициативе президента. И пакет законов, на которые я сегодня ссылался - 226-й и 227-й, - был внесён именно главой государства, и по закону именно президент осуществляет руководство войсками национальной гвардии. Коллеги, дайте возможность и верховному командующему, и руководителям Министерства обороны и Росгвардии свою работу выполнять. И если они говорят о том, что необходимы такие полномочия, если наша инициатива поддержана и мы понимаем, что она сегодня нужна, давайте верховному главнокомандующему доверим право его полномочия выполнять, потому что, как хорошо сказал поэт, каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Я абсолютно уверен, коллеги, в том, что эти законы будут депутатами поддержаны. Я в это верю и надеюсь на то, что какие-то дополнительные вещи мы с вами сумеем ко второму чтению доработать, не ломая общий подход: абсолютное единообразие с добровольцами Министерства обороны. Но сегодня этот инструментарий, этот функционал нужен стране, и наша задача, как депутатов, - обеспечить, а уже потом спрашивать за результат. Благодарю за поддержку и за неравнодушие всех. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Содокладчик? Нет? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 15. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 55 мин. 55 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", пункт 16. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 56 мин. 23 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 17. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 56 мин. 54 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.