Заседание № 273
О проекте федерального закона № 445393-6 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части установления ограничения распространения информации о преступлениях, совершаемых лицами в возрасте до 18 лет).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Недавно по всем телеканалам показали, как в Ульяновске несколько девушек избили сверстницу, до этого подобная история произошла во Владивостоке, ещё раньше - школьный стрелок в Москве. Таких ситуаций, к сожалению, немало в нашей стране, и средства массовой информации активно их тиражируют. А вот давайте задумаемся: хорошо это или плохо, когда день и ночь нам показывают сцены проявления агрессии, противоправного, преступного поведения? Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, слава богу, понял логику нашего законопроекта и рекомендовал Государственной Думе поддержать эту законодательную инициативу, но комитет по информационной политике сейчас будет рекомендовать отклонить, говоря о том, что и так всё урегулировано. Но если всё так урегулировано, то непонятно, почему мы каждый день видим сцены насилия, которые являются не чем иным, как руководством к действиям или простой пропагандой для других молодых ребят? Что предлагаем мы? Мы предлагаем в Закон "О средствах массовой информации" внести строки: "Запрещаются с 7 часов до 24 часов размещение в информационно-телекоммуникационных сетях сообщений и демонстрация изображений, содержащих информацию о преступлениях или иных противоправных действиях, сопряжённых с демонстрацией и описанием жестокости, физического и (или) психического насилия, совершаемых лицами в возрасте до 18 лет". В 2009 году судебный психиатр, доктор Парк Диц, американец, дал рекомендации средствам массовой информации, какими нужно руководствоваться действиями, чтобы не тиражировать массовый захват заложников, убийства и расстрелы. Он сказал: если не хотите увеличить количество потенциальных массовых расстрелов, не начинайте репортажи об инциденте со звука сирен, не показывайте фотографий убийцы, не освещайте инциденты круглосуточно, делайте всё возможное, чтобы информация о количестве убитых не была гвоздём репортажа, не делайте из убийцы антигероя и локализуйте историю до минимальных масштабов. У нас делают всё с точностью до наоборот, и потом получаем массовые суициды (если проанализируем - один за одним) и другие противоправные действия подрастающего поколения. Поэтому мы предлагаем законопроект принять, поддержать и полагаем, что это будет способствовать сохранению спокойствия наших граждан и более благоприятному воздействию на умы подрастающего поколения в случае появления таких вот противоправных инцидентов, когда подростки демонстрируют изъяны своего воспитания и такое поведение. Фракция ЛДПР просит законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Роман Юрьевич Чуйченко. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю. Уважаемые коллеги, Сергей Евгеньевич! Защита детей и подростков от информации, пропагандирующей культ насилия и жестокости, - это актуальная проблема, требующая эффективных механизмов решения. Так получилось, что этот законопроект очень долго находился в порядке работы заседаний Государственной Думы, буквально несколько месяцев переносился из заседания в заседание, и так получилось, что мы его рассматриваем, когда произошло это событие в Ульяновске, которое невольно актуализировало законопроект. Тем не менее, принимая решение за или против законопроекта, надо смотреть шире и не поддаваться эмоциям, вызванным одним, единичным событием. Напомню вам, что статьями 5 и 13 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" уже предусмотрено ограничение на распространение среди детей определённых возрастных категорий информации, представляемой в виде изображения или описания жестокости, физического и психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия, информации, обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и жестокости либо побуждающей осуществлять насильственные действия. Что касается закона о СМИ, то его задача - общая регламентация отношений, возникающих между сферой массмедиа и общественностью в процессе информирования последней максимально полно, достоверно и объективно. Перегружать закон о СМИ частностями в отношении особенностей информирования отдельных социальных, возрастных и иных групп и отдельно в отношении сети Интернет нет особого смысла. В статье 4 закона о СМИ уже установлен общий запрет на распространение материалов, содержащих культ насилия и жестокости. Необходимо отметить, что статьёй 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрены основания включения сведений в единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При этом создание, формирование и ведение указанного реестра осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101. Однако законопроект не содержит механизм или ссылку на подзаконный нормативный правовой акт, регламентирующий способ реализации данной нормы. Ну и наконец, законопроект содержит в себе технические противоречия: он не учитывает тот факт, что в Российской Федерации девять часовых поясов, и администрирование предлагаемых запретительных мер для каждого часового пояса отдельно технологически весьма сложно, даже неосуществимо. Зона Интернета у нас таким образом устроена, что она в реальном времени воспринимается во всех часовых поясах земного шара. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи не поддерживает данный законопроект и рекомендует его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Роман Юрьевич, ну, ссылка на то, что нет подзаконных актов, несостоятельна в силу того, что подавляющее большинство законов имеют отсылочные нормы, обязывающие правительство разработать такие подзаконные акты. Но у меня главный вопрос следующий. Вы считаете, что в силу того, что у нас много часовых поясов, ограничивать насилие на экране не надо, я правильно понял? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Роман Юрьевич Чуйченко. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю. Нет, вы совершенно неправильно поняли. Более того, если вы внимательно меня слушали, я сказал о том, что в законодательстве Российской Федерации уже существует достаточно ограничений в отношении распространения информации, пропагандирующей культ насилия, одобряющей жестокость. Безусловно, ограничивать подобные проявления необходимо, и существующее законодательство предлагает для такой регламентации достаточно развитый инструментарий, а вводить некие частные нормы, которые фактически укладываются в существующие, - значит как минимум усложнять систему, запутывать её и некоторым образом провоцировать сбой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня к Ярославу Евгеньевичу вопрос. Безусловно, то, что вы предлагаете, уже много раз обсуждалось, это абсолютно правильно. Так случилось, что вот это событие - с девочкой, которую избили в общежитии, - произошло в то время, когда я встречалась с избирателями. Ну, все возмущаются, нормальные люди просто этого принять не могут! Что требуют? Не убрать с экранов, об этом никто не говорил, а главное, о чём говорили, - наказание должно быть, и потом должно быть показано, как наказали, чтобы другим было неповадно. Поэтому, наверное, это одновременно нужно делать. Насилие в таком виде нельзя показывать, однако средствам массовой информации мы рот закрыть не можем, они же будут говорить об этом, и наверное, правильно, что будут информировать, но затем должно быть показано и что последовало, какое наказание. Ведь любое преступление совершается, потому что оно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста, прокомментируйте. НИЛОВ Я. Е. Не понял, в чём вопрос. Согласен с вашими рассуждениями. Я говорю о том, что подрастающее поколение порой воспринимает сообщения средств массовой информации, которые содержат картины, сцены с негативным подтекстом, как определённое руководство к действию. Вспомните, в 2012 году на Украине активистки группы "Femen" в голом виде спиливали бензопилой крест. Так вот, некоторые девочки и мальчики вообще восприняли это как некое руководство к действию, и потом у нас начался так называемый крестоповал, потому что такой был посыл средствами массовой информации подан обществу, что не совсем было ясно, положительная это картина или отрицательная. То же самое и здесь. А что касается уголовных статей, их хватает. И с тем, что необходимо информировать о том, какие меры были приняты в отношении этих девочек, я согласен, и уже прозвучали призывы, и прозвучали определённые мнения относительно того, к какой они должны быть привлечены ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Одному из нацистских идеологов приписывают слова о том, что если человеку каждое утро говорить "добрый вечер", то примерно через пять месяцев он будет говорить "добрый вечер" с утра, понимаете? В 18 часов почти по всем каналам идут "Новости". Вот если вы сейчас, по окончании заседания, телевизоры включите и пощёлкаете... Вот в чём технология наших новостей? Сначала: убили, взорвалось, сгорели, засыпало, умерли... Потом - о победоносных бомбёжках штабов "ИГИЛ", или "ДАИШ", и потом опять: порвалось, испарилось... Я к чему это говорю? Законопроект предлагается совершенно своевременно, потому что если мы не поменяем систему новостных каналов... Дальше, посмотрите, что с кинематографом. Включите "НТВ" - там одна система: то с утра до ночи пьяные милиционеры что-то геройски расследуют, то показывают технологию, как организовать бордель, как организовать наркораспространение, как преступную группу создать - я по-другому эти сериалы не воспринимаю! Если же посмотрите "Пятый канал" - там другая система, но что интересно: по каждому каналу обязательно показывают именно такие примитивные боевички, где людей, как курей, отстреливают, и так далее, а это ведь формирует личность... Вот у каждого из нас дети и внуки, в подростковом возрасте они проходят, так скажем, через период истерии, когда они становятся очень восприимчивыми и желают подражать всему тому, что обычный человек посчитает в принципе ненормальным. Мне кажется, что этот закон, при условии доработки ко второму чтению, мог бы поставить некоторый заслон негативу. Вот представитель комитета ссылается на то, что якобы есть какие-то нормы и правила, утверждённые министерством, - да у нас постановления правительства не контролируются, у нас законы слабо контролируются! Почему? Потому что разрушена система контроля. И в данной ситуации это уже следующий вопрос, вопрос правоприменения, решение которого без управленческой пятерни, без восстановления системы управления невозможно. А у нас с вами: приватизация, распродажа, офшоризация, особые экономические зоны... Вот я запрашивал в Минэкономразвития: дайте мне хоть один положительный пример особой экономической зоны, - не поверите, ни одного не прислали, хотя у нас этих зон было уже множество. Точно так же и здесь. Критиковать Ярослава Евгеньевича не... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вадим Евгеньевич Деньгин. ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, постараюсь коротко. Николай Васильевич, вот вы сейчас сказали, что действительно нужна вёрстка сетки вещания. Ещё в 2012 году, в октябре, я выступил с этой инициативой от фракции ЛДПР, после чего по первому каналу в "Вечернем Урганте" Ваня, к которому мы относимся с уважением (у него хорошая программа, весёлая), посмеялся и сказал: "депутат Деньгин" - это же как "масло масляное". Ну да, смешно и здорово, но оказывается, я решил заменить все программы первого, второго, центральных телеканалов на программы о сельском хозяйстве! Я так не говорил, не говорила о таком и фракция ЛДПР, мы предлагали заменить сетку вещания другими программами. Допустим, президент каждый год встречается с научными умами, молодыми учёными, но передачи о них два дня покрутятся по первому каналу, потом куда-то деваются, а ведь они придумывают интересные вещи! Почему нельзя рассказать о талантливом сельхозработнике, например, из Калужской области, где я был недавно кандидатом в губернаторы? Почему нельзя рассказать о талантливом парне, который что-то придумал? В Советском Союзе такое было, и все об этом говорили, и это не считалось зазорным. Но глумиться!.. Я, конечно, понимаю - юмор, всё здорово, наша фракция адекватно относится к юмору, но когда мы действительно говорим каждый день, тиражируем: взорвался, убили, изнасиловали... Как говорит Владимир Вольфович Жириновский, сказали утром - достаточно! Популяризируя это и ставя во главу угла, мы, извините, теряем с вами поколение! Ещё один момент. Я с уважением отношусь к Роману Юрьевичу, он член нашего комитета, но, Роман Юрьевич, часовые пояса никак на проблему не влияют: надо - отрубят, надо - вставят, надо - покажут! Жириновский предложил отличную инициативу, но почему-то мы пока её не принимаем во внимание: давайте приглашать представителей телеканалов сюда, в Государственную Думу, пусть с ними встречаются руководители фракций и обсуждают темы, сетку вещания, это для нас очень важно, нас спрашивают об этом избиратели на встречах, а что им ответить - что мы не можем на это повлиять? Почему сегодня одна хорошая выходит новость, а потом опять об убийстве, насилии?.. Зато Деньгин предлагает Урганту, оказывается, по сельскому хозяйству... И слава богу, что я это предлагаю, и слава богу, что Ярослав Евгеньевич Нилов выходит с такими инициативами! Ведь если мы будем продолжать множить подобный (неприятное слово!) тренд, или контент (не по-русски это говорится), информационный поток о том, что изнасиловали, издевались над нашей гражданкой, над девочкой в Ульяновске, ничем хорошим для будущего поколения это не закончится. Давайте вкладывать в нынешнее поколение, чтобы не потерять будущее! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Крупенников. КРУПЕННИКОВ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, тема, которая сегодня поднимается, очень важна, но мы, как всегда, больше обсуждаем тему, чем конкретный законопроект. Действительно, как уже сказал мой коллега Роман Юрьевич, в российском законодательстве уже имеются определённые механизмы, которые регулируют эту область. И даже те кадры, которые мы, к сожалению, видим, если вы обратили внимание, замикшированы. Раньше такие кадры показывали напрямую: мы видели на этих кадрах сцены крови, видели отрезанные части тела - сейчас такого телевидение не показывает, это всё-таки скрыто, что тоже, в общем-то, результат нашей совместной работы. Но вот то, что предлагают коллеги, как совместить с существующим законом о запрете цензуры? Получается, что мы предлагаем государственное регулирование телевидения, то есть вмешиваться непосредственно во внутреннюю редакционную политику и навязывать телеканалам, когда и что показывать. В целом-то я разделяю озабоченность коллег: действительно слишком много насилия на наших телеэкранах, но давайте пользоваться теми инструментами, которые у нас есть. Вот в этом конкретном законопроекте указывается конкретное время, законопроект касается и Интернета, но, как совершенно справедливо сказал Роман Юрьевич, мы не сможем регулировать Интернет, мы не сможем регулировать вещание, когда у нас девять часовых зон. Поэтому наша фракция тоже не поддерживает этот законопроект, но вместе с тем мы считаем, что тема, которая здесь затрагивается, крайне важна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов, будете выступать? Нет. Роман Юрьевич Чуйченко? Нет. Выносим на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 34 сек.) Проголосовало за 143 чел.31,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 144 чел. Не голосовало 306 чел.68,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 269
О проекте федерального закона № 445393-6 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части установления запрета на распространение информации о преступлениях, совершаемых лицами в возрасте до 18 лет).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Просьба перенести рассмотрение законопроектов под пунктами 29, 30, 31 и 32 на весеннюю сессию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 29, 30, 31, 32 - перенос.
Ярослав Евгеньевич Нилов предлагает перенести 29, 30, 31 и 32-й вопросы - нет возражений.