Заседание № 178

12.12.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 445350-8 "О внесении изменений в статью 20.3-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении ответственности за дискредитацию оказания добровольческими формированиями содействия в выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2177 по 2205 из 6658
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20.3-3    
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".              
Докладывает Ирина Александровна Панькина.                                       
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект         
подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении, пройдены все             
необходимые экспертизы, замечаний нет.                                          
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                           
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              344 чел.76,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 158

19.10.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 445350-8 "О внесении изменений в статью 20.3-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении ответственности за дискредитацию оказания добровольческими формированиями содействия в выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2376 по 2696 из 4588
Коллеги, 10-й и 11-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом и одним          
содокладом. 10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в     
Уголовный кодекс Российской Федерации", и 11-й вопрос, проект федерального      
закона "О внесении изменений в статью 20.3-3 Кодекса Российской Федерации об    
административных правонарушениях". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн.     
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается вторая часть     
пакета законопроектов о возможности формирования в войсках национальной         
гвардии добровольческих подразделений. Позавчера, напомню, мы с вами приняли    
пакет из трёх законопроектов. Сегодня выносятся на обсуждение ещё два           
законопроекта - это поправки в Уголовный кодекс и в Кодекс об                   
административных правонарушениях. Вновь повторю, что никаких новых сущностей    
мы не создаём. Мы предлагаем распространить уже существующий правовой           
механизм деятельности, действий добровольческих формирований в составе          
Вооружённых Сил Министерства обороны на Росгвардию.                             
                                                                                
В связи с этим в Уголовный кодекс, в три его статьи, предлагается внести        
изменения, в те нормы, где уже прописана ответственность за противоправные      
деяния, затрагивающие или касающиеся участников добровольных формирований       
Министерства обороны, теперь, по нашему замыслу, авторов этих инициатив, они    
будут распространяться и на добровольцев Росгвардии. Речь идёт о статье 207-3   
- о публичном распространении заведомо ложной информации об использовании       
Вооружённых Сил, исполнении госорганами своих полномочий, оказании              
добровольческими формированиями содействия в выполнении задач, возложенных на   
Вооружённые Силы, о статье 280-3 - о публичных действиях, направленных на       
дискредитацию, и о статье 284-3 - об оказании содействия в исполнении решений   
международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или     
иностранных государственных органов.                                            
                                                                                
То же самое касается и наших поправок в Кодекс об административных              
правонарушениях. Предлагается расширить статью 20.3-3, о публичных действиях,   
направленных на дискредитацию использования Вооружённых Сил, - здесь точно      
так же мы предлагаем расширить диспозицию статьи, включив в неё не только,      
как сегодня уже определено законом, добровольцев Вооружённых Сил Российской     
Федерации, но и добровольцев войск национальной гвардии.                        
                                                                                
По нашему мнению, весь пакет законов должен быть принят синхронно, для того     
чтобы, в случае, коллеги, если вы, конечно, поддержите, на добровольцев         
Росгвардии распространялись не только социальные гарантии, но и механизмы их    
правовой защищённости, абсолютно аналогично тому, как это сегодня происходит    
в отношении добровольцев Вооружённых Сил. Рассчитываем на поддержку.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Ирина Александровна Панькина.                            
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Пакетные             
законопроекты предполагают последовательные законодательные решения, вносятся   
изменения в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс.    
Как уже было сказано, изменения предлагаются в уже действующие статьи по так    
называемым фейкам, по дискредитации. Полагаем, что эти последовательные         
изменения обеспечат единый правовой режим охраны всех категорий участников      
специальной военной операции.                                                   
                                                                                
Комитет предлагает поддержать концепцию данных законопроектов.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Александр Евсеевич, в продолжение позавчерашней        
дискуссии. Мой вопрос касался не противопоставления, там, армейских             
подразделений подразделениям национальной гвардии, а вообще смысла              
существования добровольческих подразделений как таковых. И наш депутат          
уважаемый - генерал-лейтенант позавчера выступал и говорил о том, что это       
должна быть единая структура что внутри армии, что внутри нацгвардии: одно      
прямое командование, одно подчинение, управляемость и всё прочее.               
                                                                                
Вот в чём смысл существования этих подразделений? Тем более мы знаем, что       
одно из таких подразделений совсем недавно участвовало в мятеже, в открытом     
мятеже против государственной власти. И по большому счёту, дискредитация на     
тот момент тоже подпадала под действие законов, в которые предлагаются          
изменения, - и Уголовного кодекса, и административного кодекса, а по факту      
это было совершенно другое. Всё-таки единоначалие нужно, единая структура       
нужна? Либо существование разного рода добровольческих подразделений с          
неясным на сегодня во многом статусом чем-то оправдано?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Евсеевичу Хинштейну включите микрофон.         
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Ну, я отвечал на вопрос ровно так, как вы мне его задавали. И, поскольку вас    
интересовали исторические аналогии, вы меня спрашивали о том, как это           
происходило в годы Великой Отечественной войны, я позволил себе напомнить вам   
историю - и роль войск НКВД, и роль Красной Армии.                              
                                                                                
По поводу единоначалия. Безусловно, единоначалие нужно, именно поэтому в        
нашей стране один верховный главнокомандующий, один президент, который и        
определяет стратегию и тактику тех или иных действий. Если мы говорим про       
зону специальной военной операции или прилегающих районов, то и здесь принцип   
единоначалия реализуется на практике. На сегодняшний день войска национальной   
гвардии, равно как и другие органы власти, находятся в подчинении у воинского   
командования. На каждом из направлений подразделения Росгвардии не являются     
самостоятельными с точки зрения принятия решений, а выполняют общие задачи и    
решения, принятые командованием, ну, в конкретных случаях - командованием       
объединённых группировок. То же самое касается и других задач, которые          
поставлены перед войсками национальной гвардии. Если речь идёт об участии в     
охране государственной границы, то здесь они также не являются                  
самостоятельными в принятии решений и выполняют задачи и решения, принятые      
уполномоченными органами. То же самое касается участия в территориальной        
обороне. В связи с этим не вижу никакой возможности говорить об отсутствии      
единоначалия и о том, что, извините, одни ведомства - в одну сторону, а         
другое ведомство - в другую сторону. Нет, действуют они в едином строю.         
                                                                                
И для справки: мне неизвестно о мятеже, организованном добровольческими         
формированиями Министерства обороны. Если вы говорите о событиях июня           
текущего года, то в нём принимали участие совершенно другие лица, а о том,      
что эти лица входили в состав добровольческих формирований - подчёркиваю:       
добровольческих формирований - Министерства обороны, мне неизвестно.            
Возможно, вы осведомлены лучше.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Вопрос авторам.                                                                 
                                                                                
Уважаемый Александр Евсеевич, предварительное следствие по указанным составам   
преступлений будут осуществлять Министерство внутренних дел (соответствующая    
статья 280-3 и Следственный комитет. Скажите, пожалуйста, а прорабатывались     
ли предварительно эти изменения и с Министерством внутренних дел, и со          
Следственным комитетом? Поддерживают ли эти ведомства изменения? Не возникнет   
ли трудностей в правоприменительной практике, ибо подобные прецеденты у нас     
были. Вот мы недавно ввели уголовную ответственность за сбор редких грибов      
(сыроежки зеленоватые, грузди золотисто-жёлтые) - прозвали грибной уголовной    
статьёй. Не получится ли у нас здесь непонятной уголовной статьи из-за того,    
что вопросы правоприменительной практики пройдут без согласования с             
соответствующими министерствами, в полномочии которых это находится? С чем      
связана спешка и установление укороченных сроков внесения поправок в            
законопроект - 15 дней?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Хинштейну включите микрофон.                     
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос, Нина Александровна. Безусловно, мы            
прорабатывали эти инициативы со всеми заинтересованными ведомствами и на        
сегодняшний день получили соответствующую поддержку, в том числе со стороны     
ГПУ президента.                                                                 
                                                                                
Относительно диспозиции составов. Вновь подчеркну, что мы никоим образом её     
не меняем, не касаемся уже сформировавшейся конструкции, в том числе и в        
части определения подследственности.                                            
                                                                                
Относительно, так сказать, второй части вашего вопроса, про сыроежки. Я не      
занимался этой темой, мне трудно её прокомментировать, но у меня возникла,      
честно говоря, мысль, что мы можем несколько переиначить известную поговорку:   
в огороде не бузина - в огороде сыроежки, а где-то там ещё дядька. К            
предмету, который мы сейчас обсуждаем, очевидно, этот вопрос отношения не       
имеет.                                                                          
                                                                                
Вопрос по поводу спешки не ко мне. Я не в курсе тех сроков, которые             
устанавливает комитет. Но хочу ещё раз отметить, что речь идёт о пакетном       
решении, об определённом количестве - о шести законопроектах, которые не        
создают никаких сущностей, и поэтому дискуссию о целесообразности, о            
правильности нужно вести не сегодня, её нужно было вести тогда, когда           
принимались изначально и нормы, позволяющие Министерству обороны иметь свои     
добровольческие формирования и устанавливающие социальные гарантии для этих     
добровольцев и ответственность за действия, направленные против, в том числе    
в части дискредитации этих добровольцев.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемая Нина Александровна, что касается первой части вашего   
вопроса, по порядку предварительного следствия. Ну, наверное, было бы странно   
разделять в зависимости от категорий, это единая статья, и здесь намеренно      
установлен единый подход. Здесь вопросов быть не может.                         
                                                                                
А что касается сроков, мы действительно обсуждали это и на заседании комитета   
тоже. Здесь, как уже было сказано Александром Евсеевичем, такой синхронный      
подход установлен, но хочу сказать, что это нормальная практика. Здесь нет      
особенной спешки, и всё установлено в соответствии с регламентными нормами.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Вопрос авторам.                                                                 
                                                                                
Уважаемый Александр Евсеевич, когда люди листают ленту социальных сетей в       
телефоне, они могут случайно нажать лайк или иную реакцию под постом,           
содержащим заведомо ложную информацию или фейки. А вы знаете, чем больше вот    
этих реакций, тем выше пост поднимается в выдаче и в рекомендациях. Вот вы,     
как разработчики, как считаете, должны ли люди по данному законопроекту нести   
ответственность за вот эти лайки и другие эмоциональные реакции?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Евсеевичу включите микрофон.                   
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Олег Юрьевич, это предмет не сегодняшнего обсуждения, это        
вопрос отдельного и серьёзного разговора о том, как, какую ответственность и    
за какие действия в сети "Интернет" или в другом информационном пространстве    
должны нести наши граждане. Совершенно очевидно, что сегодня мы не обсуждаем    
сами правовые подходы, а обсуждаем исключительно корректировку, причём          
точечную, уже действующих норм уголовного и административного права.            
                                                                                
Если, коллеги, кто-то из вас нашёл время почитать наши инициативы, то вы        
увидели, что оба законопроекта очень короткие. Они, собственно, содержат        
только несколько слов, только три-четыре слова, которые повторяются: "или       
войска национальной гвардии Российской Федерации", "или войска национальной     
гвардии...", "или войска...", "или войска...", потому что норма в части         
добровольческих формирований Министерства обороны уже действует, принята, и     
сегодня мы с вами её, повторяю, не обсуждаем.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Драпеко Елена Григорьевна.                                                      
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
У меня два вопроса.                                                             
                                                                                
Приносят ли вот эти добровольцы, вступающие в отряды, присягу? Живут ли они     
по уставу Вооружённых Сил? И что происходит в случае, если они нарушают         
присягу и устав?                                                                
                                                                                
И второй вопрос касается наёмничества. Если в ряды добровольцев вступает        
гражданин иностранного государства, являющийся одновременно, предположим,       
офицером или рядовым запаса иностранного государства, будет ли он               
рассматриваться как наёмник в иностранном государстве?                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Евсеевичу включите микрофон.                   
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Елена Григорьевна, порядок дальнейшего использования             
добровольцев определяется органом исполнительной власти, в нашем случае это     
будет Росгвардия, в случае уже действующих норм - это Вооружённые Силы.         
                                                                                
Что касается наёмничества, напоминаю, что это является уголовно наказуемым      
деянием, у нас есть соответствующий состав в Уголовном кодексе. Исходя из       
текстов наших законопроектов (которые, к слову, мы сейчас не обсуждаем,         
потому что они были приняты вчера)... так вот, из текстов принятых вчера в      
первом чтении законопроектов следует, что такой контракт может быть заключён    
с гражданином Российской Федерации.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Александр Евсеевич, мой вопрос созвучен с вопросом      
предыдущего коллеги. Будет ли являться откровенная критика действий             
представителя национальной гвардии России при их ненадлежащем исполнении,       
превышении, злоупотреблении полномочиями действием, направленным на             
дискредитацию национальной гвардии России?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Хинштейну включите микрофон.                     
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Вячеслав Михайлович, и вновь повторяю, уже существующая          
сегодня правовая конструкция и складывающаяся правовая практика на эти          
вопросы достаточно чётко отвечает. Я не знаю примеров, когда критика - именно   
критика, а не распространение заведомо ложной, не соответствующей               
действительности информации, - так вот, когда именно критика становилась        
основанием для привлечения человека к уголовной ответственности.                
                                                                                
К слову хочу заметить, что уже сегодня в действующих составах Уголовного        
кодекса и КоАП, куда мы предлагаем внести поправки, содержится возможность      
привлечения к ответственности за фейки, которые распространяются в отношении    
в том числе сотрудников и военнослужащих войск национальной гвардии, ваших в    
недавнем прошлом боевых товарищей. И мне также неизвестны примеры, когда за     
обоснованные критические высказывания, обращения кто-то привлекался к           
ответственности.                                                                
                                                                                
Сегодня мы обсуждаем совершенно другие инициативы, связанные с добровольцами.   
Но я полагаю, что и в этом случае таких прецедентов возникать не должно. Ну,    
есть всегда эксцесс исполнителя, к сожалению, в любой системе, в том числе и    
в войсках национальной гвардии, в том числе и среди бывшего командования        
спецподразделений, есть разные люди, но мы надеемся на то, что такого не        
произойдёт.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирина Александровна, спасибо, присаживайтесь.                                   
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Переходим к голосованию.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование 10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении     
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации".                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              340 чел.75,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    5 чел.1,1 %                                     
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
И ставится на голосование 11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении   
изменений в статью 20.3-3 Кодекса Российской Федерации об административных      
правонарушениях".                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    336 чел.                                          
Не голосовало                 114 чел.25,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.