Заседание № 200

10.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 445126-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о транзите военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооружённых Сил Французской Республики в усилиях по стабилизации и восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1647 по 2579 из 8121
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Совет          
Государственной Думы принял решение рассматривать законопроекты под пунктами    
18 и 19 с одним докладом и, соответственно, с одним содокладом. Я зачитаю       
названия этих законопроектов. 18-й пункт - о проекте федерального закона "О     
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Французской Республики о транзите военного имущества и           
персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием              
Вооружённых Сил Французской Республики в усилиях по стабилизации и              
восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан". И 19-й пункт -   
о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством    
Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о транзите военного   
имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с           
участием Вооружённых Сил Королевства Испания в усилиях по стабилизации и        
восстановлению Исламской Республики Афганистан". Доклад официального            
представителя Президента Российской Федерации заместителя министра              
иностранных дел Российской Федерации Александра Викторовича Грушко.             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРУШКО А. В., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В        
соответствии с линией руководства страны на поддержку усилий международных      
сил в содействии безопасности в Афганистане было принято решение о заключении   
с Французской Республикой Соглашения между Правительством Российской            
Федерации и Правительством Французской Республики о транзите военного           
имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с           
участием Вооружённых Сил Французской Республики в усилиях по стабилизации и     
восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан. По состоянию на   
ноябрь 2010 года численность французского контингента в международных силах     
составляет три тысячи семьсот пятьдесят военнослужащих. При этом учитывалось    
набирающее обороты стратегическое партнёрство с Францией в самых различных      
областях. По итогам переговоров с французами, проходивших с участием            
заинтересованных российских и французских ведомств, 7 октября 2004 года в       
Москве было подписано соответствующее соглашение. Соглашение направлено в том   
числе на реализацию обязательств Российской Федерации в соответствии с          
резолюциями Совета Безопасности ООН.                                            
                                                                                
В рамках данного соглашения Российская Федерация приняла на себя                
обязательство предоставлять своё воздушное пространство для транзитной          
транспортировки вооружения, военной техники, военного имущества и персонала     
Французской Республики. Российская сторона вправе отказать в разрешении на      
транзит в случае, если будет установлено, что перемещение груза и персонала     
может представлять угрозу для безопасности Российской Федерации. Транзит        
вооружения, военной техники и военного имущества осуществляется при             
обязательной промежуточной посадке на территории Российской Федерации, как      
это предусмотрено Положением о транзите вооружения, военной техники и           
военного имущества через территорию Российской Федерации, утверждённом          
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года №       
306. Транзит французского персонала возможен без совершения промежуточной       
посадки. В случае транзита через российскую территорию грузов                   
вспомогательного характера вопрос о необходимости промежуточной посадки         
решается компетентными российскими органами исходя из условий и характера       
перемещаемого имущества. При транзите персонал французских Вооружённых Сил      
подпадает под юрисдикцию Российской Федерации, за исключением общепринятых в    
международном праве случаев.                                                    
                                                                                
В течение почти года после начала временного применения соглашения транзитные   
полёты в его рамках практически не осуществлялись. Они начали осуществляться    
регулярно с сентября 2005 года до января 2006 года, а затем возобновились в     
мае 2006 года. На сегодняшний день практика осуществления транзитных полётов    
через территорию Российской Федерации продемонстрировала востребованность       
этого соглашения и эффективность его применения, в том числе при                
необходимости урегулирования возникающих вопросов. Всего за период с октября    
2004 года по декабрь 2010 года было совершено порядка трёхсот семидесяти        
перелётов, из них двести сорок перелётов - это перевозка военнослужащих, то     
есть без промежуточной посадки на территории Российской Федерации, и около      
ста тридцати полётов - переброска грузов, в том числе связанных с перевозкой    
снарядов и других боеприпасов. Аэропортовые сборы и сборы за                    
аэронавигационное обслуживание при осуществлении полётов, связанных с военным   
транзитом, оплачивались французской стороной вовремя и в полном объёме.         
Каких-либо осложнений в процессе применения соглашения не возникало.            
                                                                                
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15   
Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации",           
поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные российским                 
законодательством. В частности, положения подпунктов "а" и "б" пункта 2         
статьи 5 соглашения не соответствуют положениям статьи 11 Уголовного кодекса    
Российской Федерации и статьи 2.6 Кодекса Российской Федерации об               
административных правонарушениях, устанавливающим презумпцию юрисдикции         
Российской Федерации в отношении иностранных граждан, совершивших               
преступления или административные правонарушения на её территории.              
                                                                                
Реализация соглашения не повлечёт за собой дополнительных расходов из           
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
В связи с тем что с момента подписания соглашения афганское государство         
изменило своё наименование с Переходного Исламского Государства Афганистан на   
Исламскую Республику Афганистан, с французской стороной путём обмена нотами     
была достигнута договорённость о том, что все упоминания в названии и тексте    
соглашения считаются относящимся к Исламской Республике Афганистан.             
                                                                                
Соглашение между Российской Федерацией и Испанией фактически аналогично         
соглашению, о котором я только что говорил. В настоящее время в Афганистане     
дислоцируется контингент Вооружённых Сил Испании численностью одна тысяча       
четыреста семьдесят человек. Основная часть военнослужащих и боевой техники     
располагаются на западе Афганистана, и небольшой отряд в районе Кабула. В       
2005 году испанцы обратились к нам с соответствующим соглашением, действуя в    
соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, которые предусматривают     
оказание всеми государствами помощи Международным силам по содействию           
безопасности в Афганистане. Испанской стороне был дан положительный ответ.      
Проект соглашения, ещё раз подчеркну, был разработан полностью на основе        
российско-французского текста. Документ направлен на реализацию                 
соответствующих обязательств Российской Федерации. 3 марта 2009 года            
соглашение было подписано в Мадриде в ходе государственного визита Президента   
Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. Документ временно          
применяется со дня подписания.                                                  
                                                                                
Прошу поддержать ратификацию упомянутых соглашений.                             
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович. Присаживайтесь.            
                                                                                
Содоклад члена Комитета по международным делам Анатолия Сергеевича              
Стародубца.                                                                     
                                                                                
СТАРОДУБЕЦ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Соглашения между               
Правительством Российской Федерации и правительствами Королевства Испания и     
Французской Республики о транзите военного имущества и персонала через          
территорию Российской Федерации в связи с участием вооружённых сил              
соответствующих государств в усилиях по стабилизации и восстановлению           
Исламской Республики Афганистан были внесены Президентом Российской Федерации   
на ратификацию в Государственную Думу 15 февраля и 25 октября текущего года     
соответственно.                                                                 
                                                                                
Соглашения создают международно-правовую основу для предоставления Российской   
Федерацией в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН возможности     
транзита через свою территорию воздушных судов для участия Королевства          
Испания и Французской Республики в операциях, проводимых Международными         
силами содействия безопасности в Афганистане. В частности, соглашения           
определяют порядок осуществления воздушного транзита в Афганистан через         
территорию Российской Федерации вооружения, военной техники, военного           
имущества и персонала Королевства Испания и Французской Республики для          
поддержки усилий по стабилизации и восстановлению Исламской Республики          
Афганистан. Положения соглашений соответствуют требованиям Положения о          
транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию      
Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской     
Федерации № 306 от 8 апреля 2000 года.                                          
                                                                                
На законопроекты были даны положительные заключения Правительством Российской   
Федерации, комитетами Государственной Думы по обороне и по международным        
делам, Комитетом Совета Федерации по международным делам, а также Правовым      
управлением Аппарата Государственной Думы. Ратификация соглашений полностью     
отвечает интересам Российской Федерации и является практическим вкладом нашей   
страны в усилия международного сообщества по стабилизации положения в           
Афганистане, будет способствовать укреплению партнёрских связей между           
Российской Федерацией и соответствующими договаривающимися сторонами.           
                                                                                
В этой связи Комитет Государственной Думы по международным делам предлагает     
принять федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством        
Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о транзите военного   
имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с           
участием Вооружённых Сил Королевства Испания в усилиях по стабилизации и        
восстановлению Исламской Республики Афганистан" и федеральный закон "О          
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Французской Республики о транзите военного имущества и           
персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием              
Вооружённых Сил Французской Республики в усилиях по стабилизации и              
восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан".                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы?                                                               
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Одиннадцать вопросов. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Александр Викторович, вы, вероятно, знаете, что за время              
присутствия войск НАТО в Афганистане многократно увеличился наркотрафик, в      
том числе через Россию. В связи с этим два вопроса. Почему нельзя было в этих   
соглашениях отразить вопрос о необходимости участия соответствующих             
контингентов в борьбе с наркотрафиком и наркопроизводством?                     
                                                                                
И второй вопрос: скажите, пожалуйста, осуществляется ли таможенный и            
пограничный досмотр, как это положено по российскому законодательству, вот      
этих всех бортов, которые садятся у нас?                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ГРУШКО А. В. Сразу ответ на второй вопрос: осуществляется, когда речь идёт о    
перевозке вооружений. Два аэропорта у нас выделены для таможенного досмотра,    
это аэропорты городов Ростова-на-Дону и Краснодара, и там в соответствии с      
процедурами соответствующий досмотр осуществляется. Военный персонал            
перевозится без вооружений прямым транзитом, без посадки. Это вытекает из       
текстов самих соглашений. Такой же режим установлен и в соглашениях с ФРГ, а    
также в соглашениях с Италией и Швецией, которые на сегодняшний день            
подготавливаются.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич.                               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Викторович, я не услышал ответ на вопрос по наркотрафику,   
поэтому я попытаюсь его конкретизировать. Беру четыре страны: Афганистан,       
Франция, США и Россия. Афганистан производит 94 процента всех опиатов в мире.   
Россия ежегодно потребляет 70 тонн афганского героина - это 20 процентов        
всего мирового потребления данного наркотика. Франция, по мнению экспертов,     
является перевалочной, транзитной точкой наркотиков, перемещающихся в Европу    
и европейские страны, имеющие общедоступные границы с Францией (это не мои      
слова, это слова экспертов). Так вот, не останется ли в условиях, когда США и   
союзники практически не обращают внимания на борьбу с афганским                 
наркотрафиком, в результате вот таких ратификаций Россия один на один со        
своими проблемами наркопотребления?                                             
                                                                                
ГРУШКО А. В. Я сначала приведу небольшую статистику. По данным управления по    
наркотикам ООН, производство опия в Афганистане составило в 2007 году 8800, в   
2009-м - 6900 и в 2010-м - 3600 тонн. Между тем вы абсолютно правы:             
героиновая угроза, угроза проникновения на территорию России опиатов не         
снижается, становится всё более острой. Именно поэтому Россия использует все    
международные форматы, в том числе форматы ООН, где мы настаиваем на том,       
чтобы наркоугроза из Афганистана была квалифицирована как угроза миру и         
безопасности, предпринимая все необходимые меры для того, чтобы закрыть         
границу с Афганистаном. И здесь мы взаимодействуем не только с МССБ, но и с     
другими специализированными международными организациями, а также большую       
роль играет ОДКБ. Поэтому эта работа будет продолжаться независимо от того,     
как будет развиваться ситуация в самом Афганистане, поскольку речь идёт         
действительно об угрозе международной безопасности.                             
                                                                                
В рамках Совета Россия - НАТО создана рабочая группа по Афганистану, которая    
предметно изучает все возможные стороны взаимодействия между Россией и          
странами НАТО по всем аспектам ситуации в области безопасности в Афганистане.   
Из конкретных проектов я хотел бы выделить создание трастового фонда Россия -   
НАТО, в рамках которого в течение пяти лет прошло обучение большого             
количества наркоофицеров Афганистана, стран Центральной Азии. С прошлого года   
к этому проекту присоединились также представители Пакистана. Таким образом,    
сегодня главные усилия, связанные с нашим взаимодействием с НАТО, направлены    
на подготовку наркослужащих и также привлечение специализированных органов,     
которые существуют в странах НАТО и в Российской Федерации, для проведения      
соответствующих операций на местах. Известно, что совсем недавно вместе с       
американцами была проведена соответствующая операция. И в общем-то, эту         
работу мы будем продолжать. Тем не менее, что касается транзитных соглашений,   
они не увязаны с какими-то другими обстоятельствами, с ситуацией в              
Афганистане, поскольку они вытекают напрямую из обязательств, которые           
содержатся в соответствующих постановлениях, распоряжениях и решениях Совета    
Безопасности ООН, обязывающих все правительства, все государства оказывать      
помощь международным силам по стабилизации в Афганистане.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич.                               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Викторович, согласно статье 8 обоих соглашений              
французская и соответственно испанская стороны берут на себя обязательства по   
расходам по аэропортовому и аэронавигационному обслуживанию. Вы сказали, что    
перелёты уже фактически идут. Какие расходы за это время Франция и Испания      
понесли? И сколько самолётов за это время, вот сколько бортов прошло через      
территорию Российской Федерации?                                                
                                                                                
И по статье 10 обоих соглашений. Фактически освобождаются Франция и Испания     
от ответственности за ущерб, который может быть нанесён на территории           
Российской Федерации во время этих транзитных операций. Вот разумно ли это? А   
если катастрофа, если упадёт самолёт на жилые кварталы, нам придётся нести      
эти расходы самим? А если Гастелло найдётся? Ну, во Франции вряд ли, но в       
Испании вполне возможно. Вот разумно ли такие нормы вносить в данные            
соглашения?                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ГРУШКО А. В. Первый вопрос, связанный с расходами. Я уже говорил о том, что с   
момента применения соглашения с Францией совершено было триста семьдесят        
перелётов. Аэронавигационные сборы по территории в воздушном пространстве       
Российской Федерации составляют примерно 1 доллар 15 центов. Они используют     
два маршрута: короткий и более протяжённый. По короткому маршруту за каждый     
пролёт они, таким образом, платят примерно 390, долларов США, по протяжённому   
- примерно 900 долларов поэтому можете посчитать. У испанцев количество         
полётов очень незначительное.                                                   
                                                                                
Кроме того, осуществляется ещё переброска в адрес МССБ коммерческих грузов      
железнодорожным транспортом. Стоимость одного контейнера составляет 1800        
долларов примерно.                                                              
                                                                                
Что касается ответственности. Они берут на себя ответственность за ущерб.       
Кроме того, в соглашениях предусмотрено создание специальных консультационных   
механизмов, которые позволяют решать все вопросы, вытекающие из действий        
настоящих соглашений. Никаких ситуаций у нас с французами, которые              
потребовали бы создания соответствующих механизмов, не возникало.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ненашев Михаил Петрович.                                  
                                                                                
НЕНАШЕВ М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вопрос заместителю министра   
иностранных дел. Александр Викторович, ратифицируя это соглашение, мы идём      
навстречу и оказываем помощь Франции. Мой вопрос не связан непосредственно с    
ратификацией, он связан с двусторонними отношениями. Раз мы помогаем            
французам, французы должны относиться с уважением к нам. Вы, наверное,          
знаете, что два месяца назад в проливе Ла-Манш французским кораблём береговой   
охраны был остановлен наш теплоход "Капитан Абакумов". В Ла-Манше. Напомню,     
это как наша Тверская - оживлённое движение. На виду у всех проходящих судов    
хамски обыскивали, допрашивали. Я знаю, МИД сделал запрос о том, что            
послужило поводом для обыска. Ответа до сих пор нет. Что собирается МИД         
делать?.. (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ГРУШКО А. В. 28 сентября упомянутое судно было выведено из национального        
регистра судов, которые ходят по морям под флагом Российской Федерации, и в     
тот момент оно ходило под панамским флагом. Вот, собственно, мой ответ. К       
Российской Федерации этот инцидент никакого отношения не имеет.                 
                                                                                
Тем не менее, когда речь идёт о подобного рода случаях, всегда оказывается      
вся необходимая консульская и иная помощь. И вы знаете, что МИД серьёзно и      
вплотную занимается всеми случаями незаконных или неправомерных задержаний. К   
сожалению, в последнее время всё больше и больше случаев, когда владельцы       
транспортных компаний не могут или не хотят выполнять свои обязательства,       
которые они взяли и перед теми, с кем они подписывали контракты, и в            
отношении экипажей. Всё это находится в поле зрения МИДа, и ни один такой       
случай не проходит мимо нашего внимания.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Вопрос представителю МИДа. Главное право, первый пункт           
международного права - это невмешательство во внутренние дела другого           
государства. Я очень хорошо помню, как обвиняли советские войска как раз        
именно в этом и как рукоплескали сильные мира сего выводу наших войск.          
Сегодня мы говорим о стабилизации в Афганистане, но такую стабилизацию,         
которую принесли туда войска американские, мы уже видели в Ираке. Вы            
ссылаетесь на решение ООН. Кто же может сильным мира сего сказать, что вот      
нет, нельзя? Не являемся ли мы пособниками как раз вмешательства во             
внутренние дела другого государства, которое возникает у наших границ и не      
несёт нам ничего хорошего?                                                      
                                                                                
ГРУШКО А. В. Российская Федерация действует в строгом соответствии с решением   
Совета Безопасности ООН.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Александр Викторович, в продолжение вопроса коллеги Плетнёвой.   
Мы привыкли, что там, где интересы Соединённых Штатов, - там конфликты, там     
вводятся войска под эгидой стабилизации, улучшения и так далее, и так далее.    
Особенно на Ближнем Востоке все страны этого нахлебались. Скажите,              
пожалуйста, вот этот вопрос по Франции и Испании проговаривался ли с соседями   
Афганистана, там с Ираном, Ираком и так далее? Как они относятся к этой нашей   
акции, к этому нашему шагу? Какие из этих стран дали добро на этот транзит по   
этим соглашениям, а какие выступили против? Чтобы нам из-за одного места со     
всем миром не ломать отношения. Конкретно по странам, если можно.               
                                                                                
ГРУШКО А. В. На сегодняшний день существуют три транзитных маршрута в           
Афганистан: так называемый основной, южный, через Пакистан, северный, через     
Российскую Федерацию, но не только, он пролегает также через Белоруссию и       
страны Балтии или, в зависимости от точки входа в Афганистан, через             
Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Со всеми этими государствами мы             
находились в контакте. Хотя наши соглашения заключались непосредственно с       
отдельными странами, тем не менее составной частью схемы транзитных перевозок   
является, конечно, и готовность этих государств оказывать содействие в          
транзитных перевозках.                                                          
                                                                                
Что касается общей ситуации, ещё раз подчеркну, что речь идёт не о              
национальных решениях, а о национальных решениях, которые связаны с             
необходимостью реализации резолюции Совета Безопасности ООН, поэтому здесь      
никаких проблем не возникало в том, что касается выработки общих подходов к     
обеспечению транзита в Афганистан.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Калашников Леонид Иванович.                               
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Александр Викторович, представленные сегодня на ратификацию           
соглашения действуют уже давно: одно - полтора года, а другое - целых шесть     
лет, однако статья 23 закона "О международных договорах Российской Федерации"   
устанавливает, что срок временного применения таких соглашений не может         
превышать шести месяцев. Сообщите, пожалуйста, нам, почему этот срок был        
нарушен и почему в соответствии с этим не был специально принят федеральный     
закон?                                                                          
                                                                                
Второй вопрос. В соглашении с Францией присутствует пункт о договоре об         
обычных вооружениях в Европе. Его можно было с помощью дипломатической ноты     
давно исключить, однако МИД также допустил небрежность и не исключил его из     
этого соглашения, хотя мы приостановили действие этого договора об обычных      
вооружениях. Не является ли небрежным подобный подход МИДа к таким вопросам?    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ГРУШКО А. В. Что касается затяжки с подготовкой документов, то, как я уже       
говорил в своём основном выступлении, главная проблема состояла в том, что      
соглашение с Францией действовало фактически параллельно с переговорами с       
Германией и к этому времени не был накоплен опыт его применения. В частности,   
мы не могли дать точное финансово-экономическое обоснование, не знали, будет    
ли это связано с какими-то расходами.                                           
                                                                                
Полёты начались сравнительно поздно, первая серия, я тоже докладывал вам,       
прошла в 2005-2006 годах, потом был перерыв, затем необходимо было              
переоформить весь пакет документов, затем надо было решить проблему,            
связанную с изменением названия государства Афганистан, и, как я говорил в      
своём выступлении, это было оформлено обменом соответствующих дипломатических   
нот - вот, собственно, и причины, которые привели к тому, что соглашение это    
вносится фактически параллельно с испанским соглашением.                        
                                                                                
Что касается второго вопроса, то, во-первых, я отмечу, что Россия не выходила   
из Договора об обычных вооружённых силах в Европе, мы объявили мораторий. В     
настоящее время предпринимаются усилия для того, чтобы провести переговоры о    
возобновлении деятельности этого договора уже в новых условиях,                 
модернизировать его, привести в соответствие с новыми политическими реалиями    
и вообще восстановить жизнеспособность инструментов контроля над                
вооружениями. Никаких дополнительных сложностей не возникает в части            
воздействия соглашения на эти переговоры и на будущий режим, если таковой       
будет когда-то согласован.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапожников Николай Иванович.                              
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета, а то он затосковал уже на трибуне у     
нас. Анатолий Сергеевич, документ по Франции поступил к вам 15 февраля 2010     
года, на дворе декабрь. Неужели вот такая сложная процедура прохождения этого   
законопроекта по ратификации через ваш комитет?                                 
                                                                                
СТАРОДУБЕЦ А. С. Комитет действовал в соответствии с Регламентом, то есть все   
материалы были рассмотрены на заседании комитета, на Совете Государственной     
Думы и вынесены на пленарное заседание Государственной Думы.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич.                              
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
У меня очень короткие, правда три, вопросы к представителю МИДа. За это время   
через нашу территорию прошли десятки тысяч контейнеров, различных грузов для    
стран НАТО, воюющих в Афганистане, по аналогичным соглашениям с известными      
государствами. Скажите, пожалуйста, сколько было фактов проверки этих грузов    
на наличие в них тех или иных материалов?                                       
                                                                                
Второй вопрос: кто сейчас принимает основополагающие решения по командованию    
Международными силами содействия безопасности в Афганистане - НАТО или ООН?     
                                                                                
И третий вопрос: насколько пребывание этих сил в Афганистане отвечает           
интересам Российской Федерации? Спасибо.                                        
                                                                                
ГРУШКО А. В. По первому вопросу. Все грузы, которые проходят через Российскую   
Федерацию, подлежат досмотру в соответствии с законами Российской Федерации,    
и никаких исключений для этого не делается. Я ещё раз подчеркну, что все        
опасные грузы, которые перевозятся воздушным путём, - речь идёт о соглашениях   
с Францией и Испанией - подлежат досмотру на аэродромах посадки в               
Ростове-на-Дону и Краснодаре. По статистике, которая у нас сегодня имеется по   
Франции, таких посадок было сто тридцать, и все группы прошли досмотр.          
                                                                                
Что касается организации МССБ, то действительно её сейчас возглавляют           
представители НАТО, и это хорошо известный факт. Ситуация в Афганистане         
развивается достаточно тревожно. Мы предпринимаем все необходимые усилия для    
того, чтобы обеспечить стабильность и безопасность этой страны, участвуем в     
подготовке сил безопасности внутренне и внешне. Известно, что к 2014 году       
должен начаться вывод войск коалиции, и он будет продолжаться столь долго,      
сколько будет необходимо для того, чтобы национальные силы Афганистана сами     
взяли на себя ответственность за безопасность в этой стране. Россия участвует   
в этом: существует масса проектов, которые отвечают нашим интересам, в том      
числе в подготовке военнослужащих, есть и другие проекты, о которых я уже       
сегодня говорил. Кроме того, необходимо развернуть программу экономической      
реабилитации Афганистана, где Россия может сыграть лидирующую роль с учётом     
того опыта, который был у Советского Союза в сооружении элементов               
инфраструктуры в Афганистане, в строительстве там социальных объектов и в       
целом экономического комплекса. Эту линию мы будем продолжать.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илюхин Виктор Иванович.                                   
                                                                                
ИЛЮХИН В. И., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Викторович, вы совершенно правильно отметили, что в         
соглашении есть запись, которая гласит, что действие данного соглашения         
Россией может быть приостановлено, если для России возникнет угроза             
опасности. Не считаете ли вы и не считает ли МИД, что такая угроза опасности    
уже давно возникла? Я имею в виду то, что оппозиция в Афганистане               
рассматривает, расценивает присутствие натовских войск как присутствие          
агрессора. Мне кажется, что подобную оценку уже можно применить и в отношении   
России. Я говорю о той войне, фактически гражданской войне, которая у нас       
сегодня происходит на Северном Кавказе. И в эту войну на сторону террористов    
вовлечены "Аль-Каида", другие наёмники из арабских стран. Может быть,           
действительно нам отказаться от этого соглашения? Может, оно действительно      
для нас опасно и вредно?                                                        
                                                                                
ГРУШКО А. В. Ещё раз подчеркну, что Россия на афганском направлении действует   
как ответственный член международного сообщества в полном соответствии со       
всеми необходимыми резолюциями Совета Безопасности ООН. То, что сегодня         
происходит в Афганистане, а именно военная операция, - это не военная           
операция НАТО, действительно, НАТО играет решающую роль, но это выполнение      
резолюции Совета Безопасности ООН. Более того, мы считаем (и настаиваем на      
этом), что прежде чем НАТО примет решение о выходе из Афганистана,              
соответствующее решение должно пройти обкатку в системе ООН и быть оформлено    
соответствующим образом.                                                        
                                                                                
Ещё один момент, на который я хотел бы обратить внимание, это то, что Россия    
последовательно выступает за то, чтобы в Афганистане воцарился мир и чтобы      
членом международного сообщества стал неприсоединившийся, суверенный,           
самостоятельный Афганистан как полноценная международная единица, как           
полноценный член международного сообщества. Именно этой линии мы                
придерживаемся, оказывая содействие Афганистану сегодня на двусторонней         
основе, а также в составе коалиции, которая действует в Афганистане. Никаких    
планов не существует о направлении российских военнослужащих на территорию      
Афганистана - это ещё один из ключевых элементов сегодняшней нашей политики в   
отношении Афганистана.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Записавшиеся вопросы задали.                                                    
                                                                                
По ведению - Ненашев Михаил Петрович.                                           
                                                                                
НЕНАШЕВ М. П. Уважаемый Александр Викторович, когда я задавал вам вопрос о      
ситуации с задержанием и обыском теплохода "Капитан Абакумов", вы сказали,      
что он 28 сентября уже ходил под чужим флагом, хотя, ещё раз подчеркну,         
теплоход, экипаж которого состоит из российских граждан, на тот момент - вот    
я только что получил выписку из вахтенного журнала - находился под российским   
флагом, вас кто-то ввёл в заблуждение. Хотя это и не меняет положения дел,      
поскольку там находились наши, российские граждане, флаг мог быть и чужой, но   
на тот момент флаг был российский, они флаг только в ноябре поменяли из-за      
того, что российская сторона их не защищает. Это я для информации, к сведению   
вашему.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я так понимаю, что есть желающие выступить. Давайте          
ограничим: по одному представителю от фракции.                                  
                                                                                
От КПРФ - Калашников Леонид Иванович, пожалуйста.                               
                                                                                
Далее Владимир Вольфович.                                                       
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Я бы хотел    
обратиться всё-таки к вопросам, которые задали мои коллеги, и сказать,          
Александр Викторович, что ваши ответы на некоторые наши вопросы нас             
разочаровали.                                                                   
                                                                                
Вот ростовский мой коллега - в Ростовской области производится пограничный и    
таможенный досмотр - задал вам совершенно чёткий вопрос о том, как он           
производится. Почему? Потому что таможенники ростовские говорят: "Мы не можем   
подойти к этим грузам потому, что вроде бы вы заложили в пункт 1 статьи 6       
обоих соглашений, что они подлежат пограничному и таможенному контролю,         
однако пункт 2 этой же статьи гласит, что досмотр грузов и персонала            
производится в исключительных случаях". Две нормы совершенно не соотносятся     
друг с другом, и как поступить пограничнику, если он может только в             
исключительных случаях досмотреть? Как он может осуществлять пограничный        
контроль, как таможенный контроль может осуществлять?                           
                                                                                
Вы совершенно не ответили на мой вопрос, почему вы так небрежно в МИДе          
подходите к временному применению международных договоров. Шесть месяцев -      
больше нельзя. Почему вы превысили этот срок? Вы не ответили на этот вопрос.    
Нужен был специальный закон, нормы предусматривают это. Вы также ушли от        
этого вопроса. Видимо, когда классовые интересы того требуют, они тут уже       
превыше условностей.                                                            
                                                                                
Я бы хотел вернуться всё-таки к самому соглашению и напомнить о том, что        
первые соглашения о натовском транзите в Афганистан через территорию России     
были подписаны ещё в 2003 году. И тогда российская исполнительная власть        
(коллега Багдасаров задавал вопрос вам, как представителю МИДа, о том,          
соответствует ли это нашим интересам, российским, национальным) обосновывала    
свои действия следующими соображениями: первое - натовская операция в           
Афганистане установит, наконец, стабильность в этой стране, что важно с точки   
зрения обеспечения безопасности на юге России, и второе - натовская операция    
покончит с афганским наркобизнесом, что уменьшит поток наркотиков в Россию.     
Спустя семь лет можно твёрдо сказать, что оба эти оправдательные соображения    
оказались совершенно несостоятельными: никакого стабильного режима в            
Афганистане натовцы не установили, а наркобизнес в Афганистане под натовским    
крылом колоссально вырос - в сорок раз, и поступление этих наркотиков в         
Россию убивает сегодня сотни тысяч наших молодых соотечественников.             
Воспользовавшись операцией в Афганистане, блок НАТО резко усилил своё военное   
присутствие у южных границ России. В Афганистане и Средней Азии появились       
натовские базы и контингенты, то есть безопасности России на этом направлении   
нанесён огромный ущерб. Более того, указанные базы и контингенты могут быть     
использованы НАТО для дальнейших агрессивных действий на Ближнем и Среднем      
Востоке. Таким образом, военная операция НАТО в Афганистане, безусловно, идёт   
вразрез с интересами России.                                                    
                                                                                
Между тем мы идём на всё новые уступки по афганскому транзиту. На минувшем      
саммите в Лиссабоне Россия дала согласие на обратный транзит из Афганистана в   
страны НАТО. Конечно, нынешняя Россия слишком слаба, чтобы остановить           
натовскую агрессию на Востоке. Это 24 октября 1973 года СССР мог одним своим    
заявлением прекратить арабо-израильскую войну. Однако хотя бы в обмен на        
натовский транзит в Афганистан для России наиболее естественным было бы         
добиться заключения эффективного соглашения о российском военном транзите в     
Калининградскую область через территорию Литвы, ведь Литва - член блока НАТО.   
Напомню, в Калининградской области у России немало важнейших военных            
объектов. В их числе главная база Балтийского флота - город и порт Балтийск.    
Почему бы не добиться соглашения о военном транзите в Калининград примерно на   
тех же условиях, которые имеет НАТО при транзите в Афганистан? Почему не        
добиться уступок и в условиях гражданского транзита, ведь граждане России       
сегодня не могут проехать на поезде в Калининград, не имея загранпаспорта? Но   
нынешняя российская дипломатия не предпринимает никаких усилий в этом           
направлении, и вы на мой вопрос ответили, что нам достаточно того, что мы       
пользуемся морским путём, морскими паромами.                                    
                                                                                
Возьмём события только нынешнего года: что мы сдали в угоду НАТО? Мы сдали      
Иран, отказавшись поставлять ему сугубо оборонительные зенитные комплексы       
"С-300" и поддержав необоснованные санкции. Мы подписали договор СНВ-3,         
который должны с вами ратифицировать и который никак не ограничивает многие     
чрезвычайно опасные для России ядерные вооружения, а также оставляет в          
неприкосновенности арсеналы союзников США по НАТО. Наконец, сделали всё,        
чтобы испортить отношения с нашим стратегическим союзником - Белоруссией, а     
ведь там расположены важнейшие для нашей обороноспособности военные базы, в     
их числе мощная радиолокационная станция и база обнаружения атомных подводных   
лодок. Однако в это же время с Украиной мы подписали сорокамиллиардную          
уступку на внутреннем море, на внутренний флот, который может быть легко        
блокирован членом НАТО. Той же Турции в Босфоре мы уступили 40 миллиардов       
долларов. Мы продолжаем каяться перед Польшей за Катынский расстрел, а в        
ответ получаем учения с американскими противоракетными комплексами Patriot      
всего в 60 километрах от российско-польской границы. Наконец, на саммите в      
Лиссабоне мы фактически согласились с тем, что США будут создавать в Европе     
систему противоракетной обороны. Ещё недавно российские официальные лица        
приветствовали отказ США от размещения ПРО в Европе, считали это своей          
победой, и вот теперь Россия сама соглашается с созданием ПРО, просто с         
несколько другой архитектурой. Чего стоит после этого наше одностороннее        
заявление при подписании СНВ-3? Может быть, кто-то вслед за придворным          
псевдоучёным, бизнесменом Юргенсом ждёт, что по совокупности всех этих          
уступок нас и вправду возьмут в НАТО, но напомню: на недавно завершившейся в    
Варшаве Парламентской ассамблее НАТО провозгласили, что Абхазия и Южная         
Осетия фактически оккупированы Россией, а у Грузии хорошие перспективы для      
вступления в альянс.                                                            
                                                                                
В Лиссабоне Обама сказал, что НАТО теперь видит в России не противника, а       
стратегического партнёра. Наши чиновники и телевидение бурно этим               
восторгались. Это заставляет меня закончить своё выступление одной притчей.     
Собрались волки на охоту, поймали зайца и говорят ему: "Ну вот, мы должны       
тебя съесть". Заяц говорит: "Не ешьте меня, я вас наведу на отару овец".        
Навёл их на отару овец, волки под шумок задрали этих овец, а заодно и зайца.    
Ну а потом всё-таки - совесть есть - решили его похоронить. Похоронили,         
поставили табличку и думают, что на этой табличке написать. Давайте напишем:    
"Здесь похоронен наш враг заяц". Да вроде не враг он нам, помогал, на отару     
навёл. Давайте напишем: "Здесь похоронен наш друг заяц". Да вроде и не друг     
он нам вовсе, какой он нам друг. И в конечном итоге постановили, написали на    
этой табличке: "Здесь похоронен наш партнёр заяц". Так вот, когда вы будете     
голосовать за этот законопроект, подумайте о том, что мы с вами можем           
оказаться такими партнёрами.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович.               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Когда нам докладывали эти проекты законов, прозвучала         
фраза, что ратификация соглашения соответствует национальным интересам. Вот     
если бы этой фразы не было, можно было бы ещё как-то по-другому относиться.     
Ну вот в чём соответствие? Здесь нужно разбираться.                             
                                                                                
То, что сегодня мы разрешаем провоз грузов, военного персонала через нашу       
территорию - это ведь не просто технический момент: пусть, мол летают, это      
косвенное участие в военном конфликте в Афганистане. Это будет поводом для      
мусульманского мира считать нас такими же, как США, блок НАТО и все те, с кем   
они борются уже много столетий, - бывшие колониальные империи, которые в своё   
время держали мусульманский мир под колониальным игом. Тот же Пакистан вместе   
с Индией был британской колонией, и арабский мир французы и те же британцы      
делили и так далее. То есть это вот надо иметь в виду, чтобы... Сегодня         
дипломаты нам предлагают ратифицировать, а потом дипломатам будут давать        
задание отстаивать наши интересы на какой-нибудь другой конференции, когда в    
какой-нибудь исламской стране появится музей оккупации и там будут              
перечислены все натовские страны - и это правильно - и Россия как соучастник,   
поскольку через нашу территорию шли эти грузы. Это вот надо иметь в виду, на    
будущее, потому что когда что-то делают на десятилетия, вроде бы правильно. И   
то, что сегодня происходит в Афганистане, - это продолжение того, что мы        
сделали в 79-м году, это наш ввод войск - вот мы до сих пор оттуда уйти не      
можем. Мы формально войска вывели, а ситуация угрозы для нас осталась, ибо до   
ввода войск угрозы практически не было. Именно ввод наших войск дал             
возможность американцам прийти туда. У них не было оснований, потому что        
зачем идти им туда? Слаборазвитая страна, ничего у них нет, ходят там в         
тюбетейках, питание слабое, здравоохранение слабое. Что там делать              
американцам? Вот мы ввели войска... То есть это была запланированная            
операция. Даже в этом зале я ещё слышу разговоры, что правильно мы сделали,     
что ввели войска. Как и с Русско-японской войной. Не надо было давать шанс      
японцам начать войну, мы могли договориться с ними, надо было максимально       
использовать дипломатические приёмы, даже пойти в чём-то на уступки - у нас     
огромное количество возможностей было на Дальнем Востоке - или вести войну до   
победного конца. И вот сто лет, с 1905-го по 2010-й, сто пять лет мы выбираем   
худший вариант, худший вариант! Нельзя было начинать Русско-японскую войну,     
нельзя было вводить войска в Афганистан. Ведь не только американцы вместе с     
НАТО получили возможность оказаться там. Это ведь не попытка усмирить           
афганский народ, это всё выдумано - бен Ладен, "Аль-Каида", талибы, - всё это   
спровоцировано, всё это подготовлено. Они все проходили подготовку в            
специальных школах, с тем чтобы сегодня была вот такая картина, как будто бы    
Америка должна там находиться. Да, она должна находиться, потому что            
Афганистан - это база для борьбы с Россией, с Китаем и с Индией. Вот это        
нужно иметь в виду: не просто мы ссоримся с исламским миром, находясь там,      
продолжая, помогая туда оружие провозить, войска, но это будет угроза Индии     
со стороны Афганистана, ибо на границе Афганистана Пакистан, который            
постепенно превращается в Афганистан и там сделать ничего нельзя будет. Там     
почти двести миллионов населения, в десять раз больше. И всё это будет влиять   
на Россию. А у американцев, у НАТО будет предлог устанавливать "демократию",    
там какие-то гуманитарные катастрофы... Это всё сделано вот за эти сто лет,     
все эти катастрофы. А мы говорим, что соответствует нашим национальным          
интересам. А разве соответствует нашим национальным интересам ликвидация        
наших баз во Вьетнаме, в Камрани, или в Лурдесе на Кубе? Или то, что мы нашу    
МКС в океан опустили? Получается, что мы все эти двадцать лет сворачиваем       
свои базы, отказываемся от своих приоритетов, и, наоборот, помогаем усилению    
других стран. Независимо от того, будем мы в НАТО или не будем, мы ссоримся с   
исламским миром, с Китаем, а ведь мы географически рядом, до США далеко и до    
Европы объединённой, а мы здесь рядом находимся.                                
                                                                                
Вот всё, что было при царе, делалось правильно, при царе угроз не было. Мы,     
русская армия, брали Карс и Ардаган, а при советской власти мы их отдали, ещё   
при ельцинской власти отдали всю Армению, Грузию, и Азербайджан, и Среднюю      
Азию всю отдали. То есть царь всё это завоевал с помощью русской армии,         
погибли сотни тысяч русских солдат. За что они погибли? Нигде им памятника не   
стоит даже, наоборот, ставят памятники тому, что якобы в 16-м году русские      
солдаты подавляли восстание киргизов, и везде поставят памятники в честь        
борьбы с русской армией, как на Кавказе в своё время поставят памятник Шамилю   
Басаеву, который один убил больше ста русских солдат.                           
                                                                                
Вот то, что мы делаем, в Афганистане... Вот Северный Кавказ: летом приехал      
один выходец, расстрелял русского парня, на днях другой приехал из другой       
республики - расстрелял. Вот это Афганистан вам не напоминает? Там тоже наша    
армия воевала. И чем закончилось вооружённое наше столкновение на Северном      
Кавказе? Теперь мы их заливаем деньгами за счёт русских областей, которые       
недополучают деньги из бюджета, а туда деньги идут без ограничения, но это их   
не утихомиривает: они на эти деньги покупают оружие, приезжают в Москву и       
расстреливают молодых русских. Это же чисто этнический конфликт. Если бы с      
Кавказа приехали, подрались здесь, на улице Москвы, на Кронштадтском            
бульваре, одна группировка с другой... Да, это молодёжный конфликт, ну,         
бывает, они фанаты, да ещё алкоголь... Но они же приезжают целенаправленно из   
разных республик и расстреливают, каждые полгода, это уже как бы серии, чтобы   
спровоцировать обстановку, чтобы обострить её. Поэтому это всё небезобидные     
решения.                                                                        
                                                                                
По наркотикам. Это тоже была задача - открыть Афганистан, для того чтобы,       
значит, залить наркотиками Россию. Так же делали в отношении Китая - опиумная   
война. Это было уже, но китайцев больше, они выстояли. Миллионы погибли в       
этой опиумной войне, но ещё миллионы остались. У нас с вами сто тысяч в год     
погибает, и всё это молодое поколение. Вы для кого "Сколково" будете делать?    
Где эти молодые учёные? Каждый год сто тысяч только от наркотиков в землю       
ложатся, а ещё расстреливают на наших улицах или как в Кущёвской и в других     
регионах - ещё, наверное, сто тысяч. Ведь десятки тысяч пропадают без вести,    
и десятки тысяч убийств нераскрытых. Это внутренняя война гражданская! Но на    
борьбу с этим тоже у нас не хватает денег. Поэтому здесь много вопросов.        
                                                                                
Я не стал бы на месте мидовских чиновников писать эту фразу, что ратификация    
подобных соглашений соответствует национальным интересам. Это в чём интерес?    
Идти на уступки военному блоку, который?.. На словах в Лиссабоне заявляют,      
что они Россию не видят как своего противника, но в секретных документах все    
натовские системы направлены на Россию, все штабные учения предполагают         
оккупацию России и защиту, например, прибалтийских стран от России. Если мы     
партнёры, тогда давайте все документы отправим в архив, или все их уничтожим,   
или объявим, что они уже больше не действуют, чтобы не было такого же обмана,   
как когда Горбачёву сказали, что ГДР в НАТО не войдёт, может быть, даже и ФРГ   
выйдет, а получилось, что все вошли в НАТО, даже все наши соседи. А тогда они   
улыбались и на словах говорили... Поэтому документы должны быть... но и         
документы не помогают. Что же летают самолёты натовские над нашей страной?      
Они занимаются разведкой. Мы не можем воспрепятствовать тому, чтобы там вели    
разведку. Они сделают отличные карты всей южной части России, то есть и         
Северо-Кавказский федеральный округ и Южный федеральный округ - всё будет,      
так сказать, под их наблюдением.                                                
                                                                                
Поэтому если бы ратификация была просто как документ, это можно было бы         
сделать, но в политическом отношении, в стратегическом отношении мы совершаем   
ошибку, нам этого делать не нужно вообще. Россия нужна им как площадка для      
подхода к Китаю и к исламскому миру - слабое государство, которое отдаёт все    
свои ресурсы Западу. Мы сегодня колония! Так давайте это признаем - что мы      
колония НАТО, колония Запада... (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич, пожалуйста.                  
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые коллеги, для того чтобы понять, что мы сегодня       
ратифицируем, я вкратце скажу об истории вопроса.                               
                                                                                
После ввода американских войск и их союзников в Афганистан, естественно,        
встал вопрос снабжения этих войск. Первоначально было действительно выбрано     
южное направление, наиболее, я бы так сказал, серьёзное и существенное. Это     
порт Карачи, куда доставлялись судами соответствующие необходимые грузы и так   
далее, затем этот груз шёл к афганской границе и через Хайберский перевал уже   
поступал в Афганистан. Это менее 2 тысяч километров - лучше не придумаешь!      
Однако несколько лет назад, где-то четыре года, пять лет назад, начались        
первые нападения на караваны непосредственно на Хайберском перевале. На         
сегодняшний день до 40 процентов грузов уничтожается на Хайберском перевале,    
а в последнее время участились нападения на терминал в порту Карачи на севере   
Пакистана. Поэтому южное направление стало очень опасным. Мало того, имеются    
сведения, в том числе просачиваются из западных средств массовой информации,    
о том, что американцы через подставные структуры начинают откупаться от         
движения "Талибан", чтобы они не нападали на южном направлении.                 
                                                                                
В этих условиях встал вопрос о другом пути транзита. Западный, о котором        
говорили, - это Ближний Восток, Турция, Закавказье и Центральная Азия, - он     
очень сложный. Ну тогда, конечно же, северный, потому что многие базы НАТО и    
США находятся в Европе, - очень удобно поставлять. Поэтому этот транзит, наш    
так называемый путь транзита, стал предельно важным. Какова цена? Мне           
приходилось слышать: ну они же деньги за это платят. Цена одного контейнера -   
1800 долларов, копейки. Посчитайте, сколько здесь получается. Это почти         
бесплатно. Это точно так же, как если бы везли контейнер с галошами, на таких   
же общих основаниях. Мало того, количество грузов нарастает, нужно              
увеличивать... Сейчас встал вопрос, вы знаете, о железнодорожном транзите.      
Практически он решён. Пока там есть ограничения по транзиту бронетехники,       
определённый перечень бронемашин, однако поверьте, скоро этот список будет      
увеличен вплоть до переброски тяжёлых танков "Abrams-2". Сейчас американцы      
планируют перебросить "Abrams-2", это 68 тонн, по воздуху особо не повозишь.    
Поверьте, скоро и это будет расширено.                                          
                                                                                
Встал вопрос сейчас об обратном транзите, из Афганистана. Это вообще самое      
интересное. Дело в том, что американцы, вводя свои подразделения и части в      
Афганистан, вводили их со штатной техникой. Затем туда дополнительно            
поступала техника, а старую технику, которая первоначально там была, не         
увозили, и там скопилось огромное количество тяжёлой техники военной.           
Афганской армии эта техника не передаётся по одной простой причине - потому     
что им не доверяют. Значит, надо вывозить. Как вывозить? Ну понятно,            
железнодорожным путём. Поэтому в дальнейшем будем идти ещё на уступки и так     
далее. Причём - я сейчас скажу крамольную вещь - я не против этих уступок,      
ради бога, но можно вопрос политической цены поднять выше. Какой политической   
цены? Ну, например, мы могли бы жёстко поставить вопрос о том, что, может,      
пора в Сенате Соединённых Штатов отменить закон Вэника - Джексона об            
ограничении поступления в Россию технологической продукции, которую никак мы    
не поставим при всём нашем желании, при всём стремлении к модернизации,         
инновации и так далее. Например, заявить, чтобы Соединённые Штаты и их          
союзники отказались от поставок в Грузию вообще каких-нибудь техники и          
имущества, связанных с военным назначением. Наконец, они должны заявить о       
том, что не будут размещать свои базы в Центральной Азии. Много что можно       
потребовать, но этого же нет!                                                   
                                                                                
Теперь по поводу интересов наших. Тут как-то у нас был "правительственный       
час" и был министр иностранных дел господин Лавров. Я достаточно                
аргументированно доказал, что наличие войск НАТО в Афганистане - они иначе      
называются, но это на самом деле войска НАТО - не отвечает интересам            
Российской Федерации ни в плане борьбы с наркотиками, ни в плане борьбы с       
терроризмом. Вот здесь привели вам график уменьшения сбора наркотиков в         
Афганистане. Это блеф, это иллюзия. Вообще, комические вещи творятся. В         
октябре 2009 года специальным управлением ООН по борьбе с наркотиками и         
оргпреступностью публикуются данные, что в Афганистане ежегодно уничтожается    
менее 2 процентов урожая, а на лондонской конференции по Афганистану (в         
январе или феврале она была) в 27-м пункте пишется, что нет, уже сокращение     
22 процента получается. 2 процента уничтожается, так откуда взялись 22          
процента? В марте это же управление пишет в другом докладе, что уже 37          
процентов. Докладываю: никто особо там не борется с посевами, сокращение        
происходит по инициативе самой наркомафии, которая заинтересована, чтобы цена   
была на определённом уровне, а не падала, и в связи с появлением в последнее    
время так называемого жука. Кроме того, в Афганистане - и это вообще никто      
уже не отрицает - накоплен запас опиума на три года, три года вообще могут      
ничего не выращивать, а заваливать нас.                                         
                                                                                
Количество наркотиков, поступающих к нам, увеличивается. Нас не должен          
интересовать вопрос мира во всём мире, нас должны интересовать вопросы: а как   
быть с нашими интересами, как быть с сокращением наркотиков в нашем             
направлении? И вот тут появляются очень интересные моменты. Мы могли бы,        
предоставляя транзит - наземный, воздушный - этим государствам, поставить       
вопрос о том, чтобы государства НАТО поддержали нашу инициативу об усилении     
нашего военного и специального присутствия на территориях государств            
Центральной Азии на маршрутах, по которым идёт переброска наркотиков и          
террористов. И в рамках этого было бы очень целесообразно обсудить этот         
вопрос как между государствами НАТО, ОДКБ, так и отдельно между Россией и       
США, как ведущими государствами в этих соответствующих блоках. И они обязаны    
пойти на это. Поймите, пока мы сами не примем меры по перекрытию этих каналов   
- а 80 процентов идёт по конкретным маршрутам, они не идут по воздуху,          
маршруты эти известны, я много раз говорил с этой трибуны, - мы ничего не       
получим. Я вам больше скажу, государство Таджикистан, через территорию          
которого всё это идёт, будет противиться этому, потому что по этим же           
маршрутам из Китая (а там рядом китайская граница в восточнопамирском           
Мургабе) идёт контрабанда ширпотреба, которая контролируется и крышуется        
членами семьи Рахмона. Наркотики в таком объёме тоже крышуются со стороны       
государственной власти, в таком объёме они не могут идти просто в карманы       
отдельных наркодилеров. Но мы должны заставить американцев поддержать нас в     
этом, чтобы не проводили такую политику, как сейчас. Вот тогда я понимал бы     
целесообразность этого транзита.                                                
                                                                                
Наконец, ещё один важный путь. Американцы говорят: в 2014 году мы вывезем,      
ну, в 2014-2015-м вывезем. А никто не задумался, какая политика наша будет в    
отношении центральноазиатского, афганского направления? Ведь у нас никто не     
задал вопросы, что будет потом и как нам защититься от наркоугрозы и            
терроризма. Мы не граничим с Афганистаном, более 3 тысяч километров разрыв,     
но у нас совершенно неправильная - это мягко говоря - политика России в         
Центрально-Азиатском регионе, которая на самом деле усугубляет наше положение   
не потому, что в Афганистане что-то происходит, а потому, что у нас             
безвизовый режим. У нас ситуация такая, что вези - не хочу. Кстати, основная    
масса грузов-наркотиков к нам идёт железнодорожным транспортом, в               
опломбированных вагонах. В таком же виде они будут из Афганистана сейчас        
вывозить технику и так далее. Как вы думаете, они будут это использовать для    
перевозки дополнительно наркотиков? Да конечно да! И идите попробуйте           
проверьте - они будут опломбированы. А так же сейчас там перевозят из           
Узбекистана, из Таджикистана и так далее.                                       
                                                                                
Мы вынуждены идти на такие соглашения по очень простой причине: американцам     
удалось сделать то, что нам не удавалось: они втянули в Афганистан всё          
международное сообщество, сорок три страны там находится. Мало того, недавно    
здесь был представитель США - я не хочу называть фамилию, - который собрал      
некоторых наших экспертов и сказал: вы нам чуть ли не обязаны в                 
интеллектуальном плане помочь выйти из афганской ситуации. Они используют       
нашу территорию, они используют даже наш интеллект, чтобы как-то выйти из       
Афганистана и при этом всё негативное сбросить с себя на мировое сообщество,    
сорок три страны. И мы действительно взяли в своё время обязательства по        
решению Организации Объединённых Наций, которая по странному стечению           
обстоятельств сейчас не руководит операциями в Афганистане (я не просто так     
вам задавал вопрос), странным образом руководящая роль перешла к НАТО, и        
поэтому мы вынуждены идти на эти соглашения. Но нам пора подумать, у нас нет    
времени: всё, нет времени, уже есть угроза терроризма, наркотрафик и так        
далее. Поэтому, я думаю, Министерство иностранных дел обязано поднять вопрос,   
надо искать формы. Нам неинтересно, что делается в Нангархаре (из Нангархара    
наркотики идут в сторону Пакистана, Карачи и дальше - бог с ним, пусть идут),   
нам интересно, что делается в провинции Бадахшан: проводится ли там             
совместная операция наших сил, американских сил и немецких сил? Нет, этого      
пока нет, нет этого плана, никто об этом не думает.                             
                                                                                
Когда говоришь о том, что надо сделать подобную переброску, представители       
некоторых экономических ведомств говорят: так это же деньги. Какие деньги?!     
Это копеечные деньги! Это меньше, чем деньги на обмундирование КСОР, на что     
уже выделен 1 миллиард 800 миллионов рублей. Это меньше, чем деньги, которые    
сейчас выделяются на обновление автомобильного парка Министерства обороны, -    
10 миллиардов долларов. Давайте думать не о коммерции, а о защите собственной   
национальной безопасности. Это будет правильно.                                 
                                                                                
Вот если мы это предложим и американцы и страны НАТО примут, это будет          
правильно, а так мы пока это всё делаем в ущерб себе.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы обсудили 18-й и 19-й вопросы. Есть ли у основного         
докладчика необходимость выступить с заключительным словом?                     
                                                                                
Пожалуйста, Александр Викторович.                                               
                                                                                
ГРУШКО А. В. Очень короткое замечание, очень короткая реплика.                  
                                                                                
В ходе обсуждения был поднят целый ряд очень крупных вопросов, но я просто      
хочу напомнить о том, что речь идёт о соглашениях с двумя странами, которые     
являются партнёрами Российской Федерации. Это первое.                           
                                                                                
И второе. Эти соглашения принципиальным образом не меняют ни российского        
законодательства, ни практики осуществления транзита или коммерческих           
поставок. Дело в том, что в соответствии с нынешними законами подобные          
переброски могут осуществляться без всякого соглашения о транзите. Речь идёт    
лишь о том, чтобы сократить количество согласований, которые необходимы для     
этого. Поэтому при всей той политической важности, о которой сегодня говорили   
многие депутаты, - поднимался ряд очень крупных вопросов - ещё раз подчеркну,   
что на самом деле речь идёт об уточнении порядка перевозки отдельных грузов с   
двумя странами, с которыми Россия поддерживает хорошие отношения.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим 18-й и 19-й вопросы на "час голосования".                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6676 по 6717 из 8121
18-й вопрос. Ставится на голосование проект федерального закона "О              
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Французской Республики о транзите военного имущества и           
персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием              
Вооружённых Сил Французской Республики в усилиях по стабилизации и              
восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан".                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7 %                                    
Проголосовало против           57 чел.12,7 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
19-й вопрос. Ставится на голосование проект федерального закона "О              
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Королевства Испания о транзите военного имущества и персонала    
через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооружённых Сил        
Королевства Испания в усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской        
Республики Афганистан".                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7 %                                    
Проголосовало против           57 чел.12,7 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.