Заседание № 122
О проекте постановления Государственной Думы № 361506-6 "О продлении срока участия в работе согласительной комиссии по Федеральному закону "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" (проект № 445108-4) депутации Государственной Думы".
11-й вопрос, о проекте постановления Государственной Думы "О продлении срока участия в работе согласительной комиссии по Федеральному закону "Об актуарной деятельности в Российской Федерации"...". Наталья Викторовна Бурыкина докладывает. Пожалуйста, Наталья Викторовна. БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, предложение согласительной комиссии - продлить срок её работы по закону до 25-го числа. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Выносим проект постановления на "час голосования".
11-й вопрос, проект постановления "О продлении срока участия в работе согласительной комиссии по Федеральному закону "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" (проект № 445108-4) депутации Государственной Думы". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 58 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Постановление принимается.
Заседание № 114
О проекте постановления Государственной Думы № 341469-6 "О согласительной комиссии по Федеральному закону "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" (проект № 445108-4)" (в связи с отклонением закона Советом Федерации).
4-й вопрос повестки, проект постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "Об актуарной деятельности в Российской Федерации". Борис Сергеевич Кашин, пожалуйста. КАШИН Б. С. С первым заместителем председателя комитета и с председателем комитета Черешневым вчера говорил: позиция комитета - тридцать дней на поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич, я вам предоставил слово для выступления по 4-му вопросу. КАШИН Б. С. С места можно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можно с места, только по теме. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, Комитет по финансовому рынку вносит предложение о создании согласительной комиссии по Федеральному закону "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" в связи с его отклонением Советом Федерации. Совет Федерации предлагает создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, в состав которой с нашей стороны предлагается избрать Бурыкину - сопредседателем комиссии, а также Кашина, Мукабенову и Тихонова, установить срок работы в составе указанной согласительной комиссии до 15 октября текущего года и пригласить для участия в согласительных процедурах представителей президента и правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к Борису Сергеевичу? Нет. Есть ли желающие выступить? Выносим законопроект на "час голосования".
4-й вопрос повестки, проект постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "Об актуарной деятельности в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 11 мин. 05 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Постановление принимается.
Заседание № 109
О проекте федерального закона № 445108-4 "Об актуарной деятельности в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! У меня просьба 12-й пункт перенести на осень, это законопроект "Об актуарной деятельности в Российской Федерации". Хочу вам напомнить, что вчера законопроект был возвращён к процедуре второго чтения, были внесены поправки, а материалы размещены в базе данных 28-го числа, поэтому, на наш взгляд, текст требует дополнительного анализа, для того чтобы уточнить ту редакцию, которая была подготовлена к третьему чтению, иметь возможность доработки.
Гарри Владимирович Минх просит перенести 12-й вопрос. Гарри Владимирович, вам слово, поясните, пожалуйста. МИНХ Г. В. Я могу только повторить то, что сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик по этому вопросу, Борис Сергеевич, вы, по-моему? Борису Сергеевичу Кашину микрофон включите. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Гарри Владимирович! 28-го числа были размещены материалы уже к этому, третьему чтению. Поправка, которую мы вчера принимали, касается переноса на два месяца срока введения в действие одного пункта закона. Этот законопроект был внесён ещё в 2007 году, шесть лет назад, принят в первом чтении три с половиной года назад, в январе 2010 года,, после этого долго работала группа, в состав которой входили и представители правительства. Тема эта очень важная, потому что закон вводит механизм объективного контроля за финансовым рынком, а перенос законопроекта на осень означает перенос на год срока введения этого контроля. Комитет считает, что законопроект полностью готов к принятию и просит Государственную Думу рассмотреть его сегодня и принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, вы настаиваете на том, чтобы мы голосовали, или вопрос будет оставлен в повестке? МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, естественно, раз я попросил перенести, то, конечно, я просил бы это предложение проголосовать. Но в любом случае, мне кажется, мы не должны следовать логике двойных стандартов: если законопроект возвращён к процедуре второго чтения, значит, принята новая редакция, и всё, что касается конкретики, - это вопрос анализа целого текста этой новой редакции законопроекта. И всё-таки перенос на осень - это не перенос на год, Борис Сергеевич, вы же в этом плане человек гораздо более профессиональный, чем я, всё-таки надо быть корректным и с этой точки зрения. Мне кажется, что здесь ломать копья, приводя вот такие аргументы, - ну, это не совсем правильно. Просто поймите, что если мы просим перенести на осень, то речь идёт не о том, чтобы одну цифру заменить другой, речь идёт о более серьёзных вещах, о которых я сказал. Мы это делаем осознанно, и мы полагаем, что надо всё проанализировать. А то, что он был принят в первом чтении несколько лет назад, - это как раз говорит о том, что в плане концепции это достаточно старый текст и во втором чтении была проведена его кардинальная переработка, вот это и надо иметь в виду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, ещё раз хочу сказать: профильный комитет считает, что закон полностью готов для того, чтобы его рассматривать в третьем чтении, но тем не менее я ваше предложение о переносе ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 18 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 76 чел. Не голосовало 374 чел.83,1 % Результат: не принято Остаётся в повестке.
12-й вопрос, проект федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации". Борис Сергеевич Кашин, пожалуйста. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, уважаемый Сергей Евгеньевич! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и согласования в Государственной Думе. Комитет предлагает принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
12-й вопрос, проект федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 51 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 108
О проекте федерального закона № 445108-4 "Об актуарной деятельности в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
20-й пункт повестки дня, проект федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации". Доклад члена Комитета по финансовому рынку Бориса Сергеевича Кашина. КАШИН Б. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет просит вернуть этот законопроект к процедуре второго чтения и рассмотреть одну поправку технического характера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение комитета о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 24 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по поправке? Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 52 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принимается. Выносится на "час голосования". Включите микрофон на центральной трибуне. КАШИН Б. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, комитет просит в случае принятия законопроекта во втором чтении включить его в повестку дня на завтра, 3 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.
20-й вопрос, проект федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации". Ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 30 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принят во втором чтении, третье тоже завтра.
Заседание № 104
О проекте федерального закона № 445108-4 "Об актуарной деятельности в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации". Докладывает Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять во втором чтении законопроект "Об актуарной деятельности в Российской Федерации". Этот законопроект был внесён ещё в четвёртом созыве, в 2007 году, прошёл первое чтение в пятом созыве, в 2010 году. Ещё раньше, десять лет назад, был принят закон, который обязывал правительство обеспечивать аттестацию актуариев, работающих в страховании, с 1 июля 2006 года, но он не выполняется, так что проблема, так скажем, урегулирования актуарной деятельности остроактуальна. Так как всё это было давно, я просто прочту, что в законопроекте в соответствии с международной практикой под актуарной деятельностью понимается деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) финансовых обязательств, обусловленных наличием рисков, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками. Соответствующая профессия, которая вводится, во всём мире является одной из наиболее уважаемых, в США профессия актуария постоянно занимает первое место в рейтинге профессий. Важнейшим, так скажем, достижением законопроекта я считаю введение актуарного оценивания в обязательном порядке для пенсионных фондов, в том числе и для Пенсионного фонда Российской Федерации, для страховых организаций и ряда других организаций. Сформирована таблица из двадцати восьми поправок, которую мы предлагаем принять. Поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставлю таблицу поправок на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 57 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
9-й пункт порядка работы, проект федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации". Второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 04 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 135
О проекте федерального закона № 445108-4 "Об актуарной деятельности в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 7. Проект федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации". Докладывает Юрий Германович Медведев, заместитель председателя Комитета по собственности. Он выступает и как докладчик, и как представитель комитета. Пожалуйста, Юрий Германович. МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, позвольте мне по поручению автора и, как сказал Олег Викторович, от имени комитета доложить данный законопроект. В современной истории нашей страны слово "актуарий" достаточно новое и не пользуется широкой известностью. Однако в последние годы в стране активно развиваются как рынок страхования, так и система негосударственного пенсионного обеспечения, и потребность в услугах актуария резко возросла. Во все времена существования этой профессии её суть отождествлялась с экспертизой рисков и неопределённости в страховании, прежде всего в страховании жизни, в наше время ввиду глубокого взаимного проникновения страхования и финансов она всё в большей степени наполняется компонентами экспертизы по финансовой безопасности. Несмотря на востребованность и важность профессии актуария, в российском законодательстве в настоящее время имеются лишь отдельные нормы регулирования деятельности актуария. Фактически отсутствует системное регулирование отрасли, нет точного описания субъекта актуарной деятельности и его квалифицирующих признаков, предметов и объектов актуарной оценки, требований к порядку осуществления актуарной деятельности и системе контроля за актуарной деятельностью. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, Юрий Германович. Коллеги, я прошу, если есть необходимость пообщаться, обсудить текущую политическую и думскую ситуации, сделайте это в другом месте, потому что я плохо слышу докладчика. Вы говорите громче, чем он. Пожалуйста, Юрий Германович. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Надо просто усилить звук в микрофоне, с тем чтобы меня тоже слышали. Также существенной проблемой является отсутствие в законодательстве норм, предусматривающих ответственность актуария за результаты своей работы. Это при том, что актуарная деятельность, как уже очевидно, осуществляется в целях контроля платёжеспособности организаций, осуществляющих общественно значимую деятельность, в частности Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Но именно отсутствие общего, федерального закона об актуарной деятельности как таковой не позволяет сформировать условия для её эффективного регулирования и осуществления в Российской Федерации, чтобы существенно повысить прозрачность и эффективность прежде всего таких важных сфер социальных и экономических институтов в стране, как страхование и пенсионное обеспечение. Но не меньшую проблему представляют и вопросы контроля за деятельностью публичных акционерных обществ в части исключения финансовых рисков. Поэтому целью разработки указанного проекта федерального закона является установление эффективного нормативного регулирования актуарной деятельности, исключение дублирования и противоречий в нормативном регулировании деятельности актуариев, введение института саморегулирования актуариев как условия допуска к профессии и гармонизация нашего законодательства об актуарной деятельности с международным законодательством. Проект закона направлен на регулирование отношений, связанных с получением статуса актуария и саморегулируемой организации актуариев, а также с лишением такого статуса, разработкой стандартов и правил осуществления актуарной деятельности, с осуществлением актуарной деятельности и контролем за её осуществлением, со страхованием профессиональной ответственности актуариев и с иными формами обеспечения его ответственности. Одной из задач законопроекта является нормативное регулирование условий создания и получения статуса саморегулируемой организации актуариев. Это крайне важное положение, поскольку в предшествующие годы мы утратили саму основу существования и функционирования профессиональных организаций. Закон будет содержать квалифицирующие признаки лица, имеющего право осуществлять актуарную деятельность на территории Российской Федерации. В этой связи законопроект определяет актуария как физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации актуариев, застраховавшее свою ответственность и уплатившее взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации актуариев. С учётом новизны темы для нашего права по законопроекту имеются замечания правительства, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы, нашего Комитета по собственности, головного комитета, и Комитета по финансовому рынку. Комитет по собственности рассмотрел законопроект коллеги Плескачевского. Заключение у вас, уважаемые депутаты, есть. Мы рекомендуем принять его в первом чтении с учётом необходимости последующей доработки ко второму чтению, потому что замечаний действительно много, они существенные. Создана рабочая группа, мы приглашаем для участия в её работе. Прошу поддержать решение нашего комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Германович. Я просто для протокола, меня секретариат поправил: у нас автор закона - Плескачевский, который письменно доверил выступать Юрию Германовичу Медведеву. Это для нашего протокола. Пожалуйста, вопросы к докладчику. Так, депутат Кашин, депутат Федоткин, депутат Рохмистров и депутат Плетнёва. Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Юрий Германович, у меня вопрос такой. Вот как вы определяете: обоснованно ли Комитет по собственности занимается этой темой? Ведь таким же образом можно на Комитет по собственности возложить работу с законами о медицинской деятельности, о военной деятельности. Вот где та грань, когда вы считаете, что определение формата какой-то профессии относится к ведению вашего комитета или к ведению другого профильного комитета? Потому что реально это задача Комитета по финансовому рынку. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Борис Сергеевич, я думаю, что это претензии не в наш адрес, не мы сами определяем, кто головной комитет или соисполнитель, это решение Совета Государственной Думы, они принимают решение. Но, если посмотреть историю нашего комитета, практически все законы, которые затрагивали профессиональное регулирование, прошли через наш комитет. Исторически так сложилось, что на протяжении существования нашего комитета эта тема была за нами. Поэтому, я повторяю, если у вас есть претензии, то это не к нам, это скорее к Совету, который определяет, кто головной. Это не потому, что автором является председатель нашего комитета господин Плескачевский. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Как следует из законопроекта, актуарная деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность актуариев по проведению экспертизы финансовых обязательств. Значит, за неё будут брать деньги. Вы прикидывали всё-таки, сколько будет стоить одна эта проверка, хотя бы легальная её часть? МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Конечно, мы такой оценки не делали. Но, Владимир Николаевич, очень часто здесь, особенно с вашей стороны, звучат такие упрёки, что по принципу "пол - потолок" предлагаются, например, тарифы по страхованию. Мы часто не соглашаемся с тем, что нам предлагают страховые компании. А для того, чтобы не было потолка, чтобы не было таких вольных подходов к тарифам со стороны тех институтов, которые предлагают нам те или иные услуги, мы предлагаем создать институт актуариев, который, вообще-то, реально существует, только законодательно деятельность актуариев не оформлена. Есть определённые математические модели, которые позволяют это делать. Стоимость этой услуги, я думаю, не повлияет на стоимость услуги, которую будет определять актуарий. Мировая практика показывает, что это не сказывается серьёзно, например, на размере тарифа страхования или на стоимости каких-то других финансовых услуг. Вот такая вот практика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Юрий Германович, и тем не менее автор этого законопроекта - Плескачевский, автор, не председатель комитета, рассматривающий законопроект, который внесён либо правительством, либо депутатом, он сам автор, и вы в то же время от этого комитета являетесь содокладчиком. Я считаю, это нонсенс, это по Регламенту недопустимо. И второе. Я внимательно читала - вот он, весь этот законопроект огромный, - но я так и не нашла разъяснение, кто такой актуарий всё-таки. Ведь мы же должны сами чётко представлять, что это такое, зачем и почему. Но я точно поняла, что этим должен заниматься Комитет по финансовому рынку, а не Комитет по собственности. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Я ещё раз хочу сказать, что нельзя камень в наш огород бросать, мы сами не определяем, комитет не определяет сам, головным он будет комитетом или не головным. Вот в последний раз был серьёзный разговор на заседании Совета, буквально в четверг, когда два комитета заявили о своём намерении быть головными комитетами, а Совет не принял такое решение. Это право Совета. Это первое. Второе. Если вы посмотрите стенограммы, то увидите, что иногда комитет и докладывает по поручению автора, и делает содоклад. Такая практика в Государственной Думе за последние годы сложилась. Она никакого, так сказать, ущерба качеству документов, предлагаемых для рассмотрения, не наносит. Я думаю, что вы зря пытаетесь предъявить нам такие претензии. Что касается того, кто такой актуарий, то есть статья 3 "Субъекты актуарной деятельности", где чётко написано, что ими "признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций актуариев, застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и уплатившие взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации актуариев". ИЗ ЗАЛА. А кто такой актуарий-то?.. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Физическое лицо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, всё, Тамара Васильевна. Значит, после заседания соответственно проведите консультацию. Асеев по ведению. АСЕЕВ В. М. Олег Викторович, я хотел бы сказать Тамаре Васильевне о том, что в Регламенте нет такой запрещающей нормы. Надо почитать Регламент, там нет такого запрета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Запрета такого нет, такое право есть у комитета, он определяется, кто может выступать в качестве докладчика по закону, в том числе это может быть одно и то же лицо. Ответственный комитет определяется Советом у нас по Регламенту. Депутат Рохмистров. Как нет? Есть. Пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Ну, я не буду давать разъяснения в своём выступлении, что такое актуарий. К сожалению, у нас много законопроектов принимается, когда половина зала не понимает вообще, о чём идёт речь. Вот у меня вопрос такой. Юрий Германович, у нас саморегулируемая организация несёт в том числе и финансовую ответственность за деятельность своих членов. Вот дробление как бы на несколько саморегулируемых организаций по видам деятельности в страховании не приведёт ли к снижению возможности ответственности саморегулируемой организации за деятельность её членов? МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Максим Станиславович, я думаю, что мы немножко по-разному понимаем ситуацию. Мы же не дробим страховое дело, мы выделяем определённую профессию, профессиональную деятельность из страхового вида, это же не только актуарий, это не только тот, кто занимается оценкой стоимости тарифов страховой деятельности, это же и аудитор, это же и пенсионное обеспечение, это много других услуг, которые мы получаем или от государства, или от коммерческих организаций. Это будет самостоятельная профессия, которую будут создавать саморегулируемые организации, и, естественно, эта организация будет отвечать, в том числе материально, за деятельность актуария, который является её членом. Поэтому, мне кажется, здесь не скажется на качестве самого вида страхования или самой деятельности страховых компаний, страховых организаций и в целом страховой бизнес. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Юрий Германович, спасибо за ответы. Есть ли желающие выступить по обсуждаемому законопроекту? Есть. Раз, два, три... Так, депутат Кашин, депутат Федоткин, депутат Рохмистров. Всё, да? Я никого не забыл? Нет. Подводим черту - три выступления. Пожалуйста, Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, несколько дней назад журнал "Форбс" опубликовал результаты исследований американских экспертов о лучших и худших профессиях в 2010 году. Интересно, что в десятку лучших профессий попал историк, а в десятку худших - журналист. А вот возглавляет список самых привлекательных профессий актуарий, то есть специалист по анализу и управлению рисками и их финансовыми последствиями. Это наиболее престижная и востребованная профессия в США, особенно в кризисное время. Большинство актуариев получает зарплату более 85 тысяч долларов в год. Но мне, как коммунисту, наверное, не стоило бы рекламировать публикацию журнала "Форбс", если бы не очевидная истина, состоящая в том, что в настоящее время неспособность привлечения научных методов при расчёте рисков, возникающих в финансовой сфере, означает удвоенную силу удара по нашей экономике неизбежных кризисов капитализма. В связи с этим вопрос о постановке актуарной деятельности в Российской Федерации имеет принципиальное значение. Анализ этого вопроса, решение которого до сих пор не обеспечено исполнительной властью, как капля воды, отражает две проблемы нашего правительства: это безответственность и слабая компетентность. Вот посмотрите сами, в соответствии с федеральным законом "Об организации страхового дела..." в редакции ещё от декабря 2003 года правительство было обязано с 1 июля 2006 года обеспечить аттестацию всех актуариев, работающих в страховании. Конкретная ответственность за организацию этой работы была возложена на Министерство финансов. Шесть лет Министерство финансов ничего не делало, чтобы выполнить требования закона, и правительство никакой проблемы в этом не находит. И это при том, что ведущие вузы проделали большую работу по подготовке кадров актуариев и были готовы вместе с саморегулируемыми организациями по поручению власти участвовать в аттестации. Немногим лучше правовое положение актуариев в пенсионных фондах, за что ответственность несёт Федеральная служба по финансовым рынкам. Министерство финансов, которое является уполномоченным органом исполнительной власти по выработке государственной политики в области страхования, со своей задачей, очевидно, не справляется. Достаточно вспомнить массовые протесты в связи с некачественным законом об ОСАГО и посмотреть, как в Государственной Думе проходят законы, связанные со страхованием, и как они реализуются. При рассмотрении законов, связанных со страхованием, мы никогда не видим здесь представителей Министерства финансов, и сегодня мы имеем ещё одно подтверждение этого. Представители Минфина предпочитают скрываться за спинами депутатов, законопроекты лежат по полтора-два года и, к счастью, многие из них благодаря принципиальной позиции отдельных должностных лиц не принимаются, хотя имеют поддержку Министерства финансов. К сожалению, Государственная Дума даже того, что она могла бы сделать для исправления ситуации, не делает. Недавно Комитет по финансовому рынку внёс проект повторного обращения в правительство в связи с невыполнением требований закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Речь идёт о том, что правительством не разработаны методики оценки ущерба при выплате страхового возмещения, без которых реализация закона затруднена. Не разработаны правила проведения независимой технической экспертизы транспортных средств, не утверждены требования к экспертам, техникам и так далее. Однако руководство Государственной Думы боится тревожить правительство даже в случае, когда давно пора ставить вопрос об ответственности чиновников. Сказанное поясняет, почему мы рассматриваем сегодня законопроект депутата Плескачевского. Нет смысла подробно анализировать его содержание, потому что, я надеюсь, самому автору законопроекта ясно, что он нуждается в коренной переработке. Законопроект был внесён три с половиной года назад и, конечно, был поддержан Министерством финансов, но не был вынесен на пленарное заседание в связи с тем, что получил отрицательный отзыв Государственно-правового управления президента и Экспертного управления президента. Против этого законопроекта однозначно высказался Экспертный совет по финансовым рискам, который работает при профильном Комитете Государственной Думы по финансовому рынку и в состав которого входят руководители российских саморегулируемых организаций актуариев. Критический анализ законопроекта дан в отзыве одного из крупнейших европейских актуариев президента Европейской актуарной академии Мартина Балера. Все эти материалы хорошо известны в Комитете по финансовому рынку, автору законопроекта и в Министерстве финансов. Почему же сегодня "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и, соответственно, профильный комитет, в данном случае Комитет по собственности, предлагают принять законопроект? Мотив есть: дело в том, что нет другого законопроекта, ничего лучшего нет. И возникла идея переработать рассматриваемый законопроект и сдвинуть с мёртвой точки проблему постановки актуарной деятельности в нашей стране. Теперь уже Государственно-правовое управление президента отмечает в своём отзыве, что не учтены замечания, данные два года назад, и, перечисляя на пяти страницах недостатки законопроекта, завершает свой отзыв предложением: законопроект может быть поддержан при условии его доработки с учётом изложенных замечаний при подготовке ко второму чтению. Скорректировало свою позицию и Экспертное управление президента. Надо отметить один позитивный итог дискуссии по данной теме за последние два года. Речь идёт о том, что укрепилось понимание необходимости регулирования актуарной деятельности, представители которой работают и в страховании, и в пенсионном обеспечении, и во всех других областях, связанных с финансовыми рисками. Это полностью соответствует общемировой тенденции. Осознание и реализация этой идеи в законодательной сфере даст России преимущество по сравнению с развитыми странами, потому что у них законодательство загромождено профессиональными и ведомственными барьерами, а у нас пока этого нет. Понимание необходимости единого закона, регулирующего актуарную деятельность во всех секторах финансового рынка, чётко сформулировано в позиции Экспертного управления Президента Российской Федерации. Признаёт это теперь и автор законопроекта - депутат Плескачевский, хотя в самом тексте законопроекта предмет актуарной деятельности недопустимым образом сужен. Однако сказанного абсолютно недостаточно, чтобы закрывать глаза на те проблемы, которые возникнут в связи с принятием данного законопроекта в первом чтении. Одна из проблем - это зацикленность, если так можно выразиться, Комитета по собственности и автора законопроекта, депутата Плескачевского, на вопросах функционирования саморегулируемых организаций. В предложенном тексте первично не определение актуарной деятельности, а определение субъектов актуарной деятельности, которыми признаются физические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации, при этом застраховавшие почему-то свою ответственность. Этот своеобразный идеализм, когда первичным является не предмет, а какие-то производные от него, может в данном случае сыграть злую шутку с законопроектом. Но главное не в этом, главное в том, с чего я начал, - в позиции Правительства Российской Федерации, министров его финансового блока. Без изменения позиции правительства мы не сможем обеспечить внедрение актуарной науки в нашу финансовую сферу и будем постоянно сталкиваться с необоснованными решениями и волюнтаризмом, что мы видели на примере так называемых антикризисных мер нашего правительства. Дело, в частности, в том, что единый закон, регламентирующий актуарную деятельность, предполагает наличие единого государственного регулятора и, соответственно, предполагает назревшие изменения в административной системе. Если мы посмотрим итоги административной реформы на примере страховой сферы, то вывод будет однозначен: административная реформа провалилась. Министерство финансов должно вырабатывать нормативные акты, Росстрахнадзор контролировать их исполнение, по идее, но реально первую скрипку играют сами страховщики, которые фактически и подготавливают законы, в частности, потому, что Министерство финансов первичной информации о положении дел не имеет. Надзор за пенсионными фондами тоже не является профильным активом для Федеральной службы по финансовым рискам. Логично было бы иметь единый регулятор и по страховым, и по пенсионным вопросам, но мы упираемся в проблему отсутствия политической воли, необходимой для преобразований, и отсутствия в правительстве, в Министерстве финансов людей, способных выработать и внести адекватные предложения. Заместитель министра финансов Шаталов с функциями куратора страховой области не справился. Я, когда готовился к этому выступлению (два дня назад должен был рассматриваться этот законопроект), хотел об этом сказать и вдруг вчера прочитал о том, что назначен новый заместитель министра финансов Саватюгин, который должен курировать эти проблемы. Но это оптимизма не добавляет, потому что господин Саватюгин долгие годы возглавлял Департамент финансовой политики Минфина, который как раз и отвечает за разработку государственной политики в области страхования, и вот то, что мы видим в отношении актуарной деятельности, - это как раз "заслуга" этого департамента. Поэтому самым реальным образом встаёт перспектива, что так же, как сейчас, уговорят администрацию президента и продавят слегка подлакированный законопроект, в итоге интересам нашего государства будет нанесён очень большой ущерб. Учитывая изложенное, фракция КПРФ будет голосовать против рассматриваемого предложенного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вот Юрий Германович, выступая, сказал в адрес нашей фракции: коммунисты-де не раз сетовали на то, что тарифы принимаются по правилу "палец - пол - потолок", а вот якобы сейчас этот закон что-то изменит. Так у меня к вам просто такой вопрос: вы серьёзно считаете, что принятие этого закона приведёт к снижению тарифов или хотя бы к их стабилизации? Я боюсь, что как они росли, так они и будут расти, и даже больше. Ведь мы же говорим не о количестве проверяющих (помните, в этом зале не раз звучала фраза, что в России количество проверяющих больше, чем количество непосредственно работающих?), мы говорим о качестве. И когда мы говорили о тарифах, мы просили, чтобы вместе с бюджетом нам представляли расчёты, почему растут тарифы на электроэнергию, на газ, на бензин, на другие энергоносители и так далее. Этого мы не получили. Значит, государство не может раскрыть эту тайну даже депутатам Государственной Думы. Так где же гарантия того, что теперь частник вот эту цифру, этот механизм раскроет? Да он ещё больше её запутает, потому что частник будет от своей деятельности кормиться, будет получать зарплату, а потом уже - государственные интересы. Причём, создавая частника, мы чётко гарантируем ему хорошую зарплату - вот говорят, 85 тысяч долларов будет получать в год. Мы говорим, что основная часть актуарной деятельности будет связана с обязательной оценкой финансов. То есть есть перечень предприятий, которые будут обязаны представить этому актуарию все финансовые документы и, так сказать, заплатить ему за эту проверку. Ну, во-первых, надо иметь в виду, что таким инструментом можно хорошо проникнуть в любую конкурирующую фирму и организацию, получить необходимые данные и скорректировать свою деятельность на рынке. Это очень хороший механизм подавления как раз конкурентов и конкуренции. Во-вторых, возникает элементарный вопрос: а почему не государство? Финансы - это основной кровоноситель в экономике любой страны, почему же государство отказывается от контроля над тем, сколько и куда финансовых потоков пойдёт, насколько эффективно используются народные деньги, а отдаёт это какой-то, ну, я не знаю, самоопределяющейся, самоорганизованной, саморегулируемой и так далее организации? Почему государство с себя снимает эту ответственность? Не прозвучало этого ни с трибуны, ни в законе. Вот перед этим обсуждали проблему приватизации: государство уходит, пусть кувыркаются сами жильцы, - здесь то же самое: государство уходит, пусть сами предприниматели между собой разбираются, у кого сколько денег и кто сколько кому должен заплатить. Обратите внимание, в законе указывается, что сами актуарии разрабатывают и утверждают стандарты. Приехали, что называется: сам себе правила, сам себе стандарты и сам себя кормлю. А государство при чём здесь? Разрабатывает и утверждает правила и условия приёма в члены такой организации. Конечно, чужаки туда не попадут, там будет только свой, в общем-то, корпоративный, заинтересованный в обогащении круг фирм, круг людей. А что же государство? А государство, породив этого - как бы помягче сказать, даже не знаю - актуария, оставляет за собой право обращаться в суд, и только через суд как-то корректировать. Да мы уже знаем, что судиться можно годами, мы уже знаем, что, к сожалению, у кого больше денег, тот и выигрывает суды. То есть государство всегда будет в хвосте, всегда будет в проигрыше. Тут ещё целый ряд интересных моментов. Вот с чем этот законопроект связан, кроме обогащения определённой группы финансового рынка? Оказывается, надо привести наше законодательство в соответствие не с требованиями жизни в России, а - я цитирую - с международным законодательством. Может, хватит нам жить умом Америки и Западной Европы? Может, посмотреть наши требования, а уж международные подождут? А получается, мы им кланяемся и потом несём убытки и ищем причины на стороне. Моя позиция: появляется ещё один нахлебник, и количество проблем не уменьшится, а увеличится. Нельзя такой закон принимать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Первое у меня замечание - к Юрию Германовичу. Ну, наверное, надо было начать своё выступление с объяснения всё-таки того, кто такой актуарий и чем он занимается. К сожалению, вот приходится тратить время своего выступления. Актуарий, чтобы было понятно, это оценщик, это тот человек, который занимается оценочной деятельностью, но занимается он ею в определённой сфере - он оценивает риски, финансовые, страховые. На сегодняшний день у нас государство уходит от регулирования профессиональной деятельности. Если раньше эта деятельность была лицензируемой, то сегодня создаются саморегулируемые организации, как это принято на Западе, которые регулируют деятельность в определённой сфере и несут ответственность, в том числе финансовую, за деятельность членов своих профессиональных сообществ. У нас этот процесс начался относительно недавно, и он идёт. На сегодняшний день у нас сформировался ряд саморегулируемых организаций, в том числе и саморегулируемые организации в сфере оценочной деятельности, куда, по идее, должны входить в том числе и актуарии. Но это очень не нравится страховым компаниям: они же являются основными потребителями данной продукции, поэтому им бы хотелось, наверное, ну, как-то в том числе и регулировать данные процессы. Исходя из этого происходит выделение оценочной деятельности в части оценки рисков - страховых рисков, финансовых рисков - в самостоятельный вид деятельности. Возможно, - если мы возьмём мировой опыт - это и целесообразно, потому что этот вид деятельности достаточно специфический, но для этого должно пройти достаточно большое количество времени. Саморегулируемые организации за счёт членских взносов создают определённый фонд, из которого они покрывают ущерб, причинённый деятельностью членов этих саморегулируемых организаций. Наверное, если бы у нас лет сто уже существовала большая саморегулируемая организация оценщиков и она сейчас начала дробиться по специфике деятельности, это было бы правильно. Но сегодня, когда у нас эти саморегулируемые организации находятся ещё только в стадии формирования, не в полной мере ещё отвечают за деятельность своих членов и заинтересованы, ну, несколько в другом, наверное, преждевременно выводить отдельные виды деятельности. Приведу простой пример: если мы возьмём строителей - саморегулируемая организация строителей. Вот она раздробится на саморегулируемые организации строителей, которые строят жильё, которые строят мосты, которые строят дороги, - у них у всех специфика есть: есть специфика строительства мостов, есть специфика строительства жилых домов, есть специфика строительства чего-то другого - появится десять, двадцать, тридцать организаций, в каждую войдёт определённое количество членов, но общего фонда не будет и они не будут нести солидарную ответственность. Сама идея создания саморегулируемых организаций по профессиональному признаку появилась в связи с необходимостью того, чтобы данные саморегулируемые организации в первую очередь выполняли ту функцию, с которой, к сожалению, не справилось в своё время государство, которое регулировало данный вид деятельности, выдавая лицензии. Государство лицензии выдавало, а зачастую продавало, по определённым признакам, а вот если кто-то, получивший лицензию, нарушил её условия, государство никакой материальной ответственности за деятельность того или иного профессионального игрока на рынке не несло. Поэтому был использован опыт западных структур, где данную деятельность регулируют профессиональные сообщества. Но им уже по сто, по двести лет, этим профессиональным сообществам, и нельзя нам сегодня перенимать напрямую этот опыт и дробить ещё не окрепшие саморегулируемые организации по более мелким видам деятельности. Поэтому фракция ЛДПР считает, что принятие настоящего законопроекта преждевременно и каких-то реальных улучшений не принесёт. Да, есть такое желание, потому что актуарии в мире - это действительно элита оценщиков, с этим можно согласиться, с тем, что сказал предыдущий выступающий, это, так сказать, белая кость среди оценщиков - они занимаются оценкой наиболее дорогих продуктов и получают самое большое вознаграждение, действительно, стоимость их услуг в мире на сегодняшний день самая высокая. Но к сожалению, в нашей стране выделение данного профессионального сообщества в самостоятельную саморегулируемую организацию и наделение её эксклюзивными правами, ну, наверное, преждевременно. И я думаю, что, если у нас существует порядок для всех саморегулируемых организаций - а у нас стандарты их деятельности утверждаются правительством, - можно было бы актуариев оставить в рамках саморегулируемых организаций оценщиков на сегодняшний день, но при необходимости правительству рассмотреть возможность и принять такой нормативный правовой акт, как федеральные стандарты оценочной деятельности в области актуарной деятельности либо, если сказать по-русски, оценки рисков. И этим мы бы расставили все точки над "i". Но выводить достаточно большие средства из оборота саморегулируемых организаций оценщиков в отдельную структуру, мы считаем, наверное, преждевременно, потому что всё-таки саморегулируемая организация по своим обязательствам отвечает исходя из того, какие денежные средства она имеет, и дробить их сегодня, когда они ещё не встали на ноги, преждевременно. Фракция ЛДПР не поддерживает настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Германович Медведев. Заключительное слово. Пожалуйста, включите микрофон. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Уважаемый Олег Викторович, я бы хотел поблагодарить и господина Кашина, и господина Рохмистрова, своих коллег, за то, что они высказали свою точку зрения, профессионально высказали точку зрения по данному законопроекту. Абсолютно правильно отметил Сергей Борисович, что тема требует правового регулирования. Может быть, закон, который сегодня предлагается, - а он действительно, вы тоже правильно подметили, уже два года находится на рассмотрении в Государственной Думе - не совсем совершенен, но другого-то варианта никакого нет. И у нас есть полное понимание, полное понимание есть и у вас, насколько я услышал из вашего выступления, и есть готовность работать над данным законопроектом в сторону его улучшения, если мы даже не находим по каким-то позициям взаимопонимания с нашим уважаемым правительством. Есть точка зрения, которая официально изложена и правовым управлением президента, и в заключении правительства, и в заключении вашего комитета, так давайте, объединив усилия и использовав ваш профессиональный потенциал по этой теме, - я знаю, он довольно-таки высок и вы готовы активно участвовать в этом процессе, - вместе с вами сделаем такой закон, который необходим, будет востребован в нашем обществе. Что касается высказываний, что какие-то проверяющие дополнительно появятся, нахлебники. Нет, вы неправильно понимаете роль и место актуариев. Это не проверяющие, это участники формирования стоимости. Правильно было сказано, это люди, которые определяют финансовые риски, опираясь на определённые математические модели. Это облегчает работу, может быть, с одной стороны, и усложняет, с другой стороны. С одной стороны, это облегчает работу финансовых институтов, а с другой стороны, вносит ясность в отношения всех этих институтов с теми, кому они предоставляют эти услуги. Поэтому я бы хотел, чтобы вы правильно понимали, о чём идёт речь, а не искажали исходя из неких неполных представлений о данном виде деятельности его потребность, или востребованность, сегодня в нашей экономике. А что касается международного права... Мы должны соглашаться с той реальностью, которая есть. Многие мировые финансовые институты и страховые компании работают на российском рынке, и мы не можем игнорировать это. Это то, что есть, и с этим надо соглашаться. Мы не можем иметь собственное законодательство, которое бы в той или иной степени не отвечало международному опыту и международному праву. Поэтому я прошу, уважаемые коллеги, поддержите наш законопроект. Мы готовы открыто работать над его доработкой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства не настаивают на участии в дискуссии. Ставится на голосование проект федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации", первое чтение. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 34 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9% Проголосовало против 55 чел.12,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9% Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект.