Заседание № 189

01.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 445047-5 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (новая редакция статьи).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 669 по 688 из 4640
ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я предлагаю исключить пункт 19 из сегодняшней повестки дня   
по следующим основаниям. Непонятно, почему законодатели предлагают сократить    
период времени от момента наделения полномочиями нового члена Совета            
Федерации до дня, когда он сможет приступить к осуществлению своих              
полномочий. Законодатели предлагают установить, что избранный член Совета       
Федерации приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня    
вступления в силу решения о его избрании соответствующим органом                
государственной власти субъекта Российской Федерации. Непонятна цель            
законодателей, что, у нас нет других проблем, кроме как вторгаться в            
полномочия Совета Федерации?                                                    
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, завтра вторгнутся в полномочия ваши, понимаете,   
и мы будем диктовать, кого назначать. А к чему такая спешка, непонятно. Мы      
что, настолько доверяем субъектам Российской Федерации, что они нам             
безупречных направляют членов... (Микрофон отключён.)                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 746 по 775 из 4640
Лекарева Вера Александровна предлагает 19-й вопрос снять с обсуждения.          
                                                                                
Плигин Владимир Николаевич, пожалуйста. Другое мнение.                          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл     
необходимые экспертизы, рассылку, поэтому он полностью готов к рассмотрению.    
Что касается постановки вопроса о доверии или недоверии субъектам Российской    
Федерации, с моей точки зрения, такой вопрос не имеет права на существование.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение Лекаревой Веры        
Александровны исключить 19-й вопрос из порядка работы. Кто за? Прошу            
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за               41 чел.9,1%                                      
Проголосовало против            6 чел.1,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     47 чел.                                          
Не голосовало                 403 чел.89,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3864 по 4460 из 4640
Пункт 19. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 2        
Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета           
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад председателя      
Комитета по конституционному законодательству и государственному                
строительству Владимира Николаевича Плигина.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроектом    
вносятся изменения в Федеральный закон № 21-ФЗ от 14 февраля 2009 года. В       
соответствии с положениями данного федерального закона полномочия нового        
члена Совета Федерации начинаются со дня его избрания (назначения)              
соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации,   
а приступить к осуществлению своих полномочий он сможет только со дня           
подтверждения получения Советом Федерации документов, устанавливающих, что      
вновь избранный член Совета Федерации предпринял необходимые меры по отказу     
от обязанностей, несовместимых со статусом парламентария. Законопроектом        
предлагается конкретизировать период времени от момента наделения               
полномочиями нового члена Совета Федерации до дня, когда он сможет приступить   
к осуществлению своих полномочий. В связи с этим устанавливается, что           
избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению        
своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его         
избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта   
Российской Федерации. А полномочия действующего члена Совета Федерации          
прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении)          
соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации    
нового члена Совета Федерации, представителя от того же органа                  
государственной власти субъекта Российской Федерации.                           
                                                                                
Подобный подход, мы полагаем, вполне обоснованный, так как решение о начале     
полномочий принимает соответствующий орган государственной власти субъекта      
Российской Федерации. Я хотел бы обратить внимание на то, что он принимает      
такого рода решение в отношении лица, прошедшего избирательные процедуры в      
законодательный орган субъекта Российской Федерации или в муниципальный         
орган. Что касается, собственно, вопроса о начале исполнения полномочий вновь   
избранного (назначенного) члена Совета Федерации в связи с представлением им    
необходимых документов, то это действие является техническим и не требует       
специальных процедур.                                                           
                                                                                
В связи с той дискуссией, которая была в начале заседания, - если я правильно   
в данной ситуации цитирую стенограмму, - когда здесь анализировалась ситуация   
с данным законопроектом, то указывалось: мы что, настолько доверяем субъектам   
Российской Федерации, они что, нам безупречных направляют членов? И дальше      
был перерыв в вопросе. Я хотел бы остановиться в этой связи на том, что         
субъекты, которые производят такого рода назначения, - это законодательные      
(представительные) органы субъектов Российской Федерации и руководители         
субъектов Российской Федерации. Уважаемые коллеги, и тем и другим органам мы    
доверяем жизни сотен, а иногда и миллионов наших граждан, поэтому мне           
представляется, что мы в том числе можем доверить им принятие решения об        
избрании (назначении) членов Совета Федерации. Таким образом, здесь             
какого-либо рода издержек не возникает, это реализация конституционного         
права.                                                                          
                                                                                
Мы предлагаем на основании изложенного принять данный законопроект в первом     
чтении и в соответствии с частью восьмой статьи 119 Регламента                  
Государственной Думы принять его в целом.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопросы к докладчику.                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Есть предложение: по два вопроса от фракции. Мы уже по такому алгоритму         
работали.                                                                       
                                                                                
Горячева Светлана Петровна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопрос к вам, Владимир Николаевич. Смотрите, 25 октября в 18.07          
законопроект внесён, через четырнадцать минут после внесения Борис              
Вячеславович направляет его в ваш комитет, 26 октября, на следующий день,       
рассылка и ответственный комитет определяется, 27 октября комитет рекомендует   
принять в первом чтении и в целом. Что это за спешка? Вам не кажется, что       
просто стыдно в этой ситуации законопроект совместного ведения принимать        
фактически за... ну, за очень короткое время, полмесяца не прошло. Что это      
такое, в чём тут суть вопроса, что за спешка?                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Светлана Петровна, в соответствии с Конституцией         
Российской Федерации вопросы формирования федеральных органов государственной   
власти относятся к исключительной компетенции Российской Федерации. Таким       
образом, это ответ на первый вопрос.                                            
                                                                                
По второму вопросу. Все процедуры проведены в соответствии с действующим        
Регламентом Государственной Думы. Таким образом, комитет здесь выполнил свои    
обязанности.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич.                          
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Владимир Николаевич, недавно, в октябре сего года, председатель Брянской        
областной Думы господин Гайдуков инициировал досрочное прекращение полномочий   
сенатора от областной Думы Василишина. Я обращаю ваше внимание, что с           
разницей всего лишь в тридцать минут он провёл на эту должность другого         
человека - Петрова. Только благодаря существующему порядку формирования         
Совета Федерации удалось избежать политического скандала.                       
                                                                                
Скажите, пожалуйста, а вот нынешний порядок позволит избежать подобных          
ситуаций, когда председатель областной Думы по своей инициативе захочет из      
каких-то политических соображений моментально заменить одного сенатора на       
другого?                                                                        
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Анатолий Николаевич, я в докладе на это обратил внимание. Мы       
исходим в своей практике из принципа доверия к конституционно сформированным    
органам власти субъектов Российской Федерации. Руководитель субъекта            
Российской Федерации избирается соответствующим законодательным органом         
субъекта Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации.   
Этим определяется уровень доверия к руководителю субъекта Российской            
Федерации. Законодательное собрание, представительный орган власти,             
избирается народом субъекта Российской Федерации, избирателями. Этим и          
определяется доверие к этому органу власти.                                     
                                                                                
Следующий момент. Политические кризисы, политические конфликты, политические    
проблемы являются естественной формой развития политического процесса в любой   
стране. Главное, чтобы они преодолевались в соответствии с установленными       
действующим законодательством рамками, правовыми рамками, определёнными         
Конституцией Российской Федерации.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич.                              
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Владимир Николаевич, вот в связи с тем, что субъекты повышают свою    
ответственность, я хотел бы спросить. А может быть, нам ещё ввести в закон      
норму о том, сколько субъектов в России может поменять член Совета Федерации?   
Ведь не секрет, что некоторые члены Совета Федерации, начиная с Дальнего        
Востока, доходят до европейской части, потом возвращаются обратно. Сколько же   
можно субъектов поменять? Вот это первое.                                       
                                                                                
И второй вопрос возникает. А как учитываются в нынешнем законодательстве в      
связи с тем, что мы поправки вносим, национальные особенности, интересы,        
знание языка, культуры, традиции, скажем, республик, народов Крайнего Севера?   
Ведь не секрет, что сегодня просто из центра назначают и они, конечно,          
голосуют. Вот это надо как-то предусмотреть, как нам представляется.            
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Валентин Сергеевич, и первый, и второй вопросы,          
которые вы задали, представляют крайний интерес и, наверное, найдут отражение   
в той законодательной инициативе, которую вы, возможно, внесёте. К предмету     
обсуждения сегодняшнего законопроекта это, к сожалению, не относится.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич.                             
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. У меня проще вопрос.                                  
                                                                                
Уважаемый Владимир Николаевич, какова вероятность прохождения данного           
законопроекта в Совете Федерации? И ожидать ли нам потом какую-то               
согласительную комиссию, будем ли мы преодолевать вето Совета Федерации? Я      
думаю, вы прекрасно понимаете, что дело не только в уточнении норм вступления   
в должность члена Совета Федерации. На мой взгляд, это ущемление права Совета   
Федерации решать свои мандатные вопросы.                                        
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Николаевич, я вынужден был примерно лет десять    
назад отказаться от гадания по поводу политических процессов, поскольку         
ошибся, и ошибся очень серьёзно. Поэтому в настоящее время предсказаниями       
заниматься не будем, посмотрим, как будет складываться ситуация на практике.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Владимир Николаевич, ну, наше отношение, имеется в виду фракция    
ЛДПР, к Совету Федерации вы знаете: по нашему мнению, это уже не Совет          
Федерации, а совет миллиардеров. И всё-таки вопрос такой. Нас, конечно, не      
радует, что депутат какого-нибудь грязекаменного сельсовета, заплатив           
огромные деньги, становится членом Совета Федерации. Почему мы устанавливаем    
десять дней, а не три дня, как положено? То есть три дня ему даётся для того,   
чтобы показать справку, что он больше не является депутатом этого сельского     
совета, и после этого пусть приступает к исполнению обязанностей. Зачем мы      
десять дней даём?                                                               
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, я действительно отношусь с          
огромным вниманием и уважением к депутатам очень небольших муниципальных        
образований. С моей точки зрения, от этих депутатов зависит жизнь нашей,        
допустим, сельской общины. Поэтому в нашей ситуации я полностью опустил бы те   
оценки, которые вами даны применительно даже к абстрактному депутату.           
                                                                                
Что касается десяти дней, то это предлагаемый срок, вы можете делать другие     
предложения, могли бы делать другие предложения. Мы считаем, что десять дней    
- оптимальный срок.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таскаев Владимир Павлович.                                
                                                                                
ТАСКАЕВ В. П., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Владимир Николаевич, данным законопроектом мы как бы убираем возможность        
Председателя Совета Федерации, так скажем, протягивать сроки: до этой           
поправки господин Миронов мог не назначать рассмотрение вопроса о кандидатуре   
того или другого выдвиженца из региона - это мы устраняем. А вот устраняем ли   
мы с вами данным законопроектом тот момент, когда региональное собрание не      
несёт ответственность за несвоевременное выдвижение представителя от            
законодательного собрания? Вот, например, последний раз восемь месяцев от       
Свердловской области не могли назначить представителя в Совет Федерации.        
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Павлович, вы задали действительно очень         
сложный, принципиальный вопрос, который выходит за пределы предмета данного     
законопроекта. Что касается вопроса легитимности или нелегитимности, а также    
сроков назначения представителей от законодательных (представительных)          
органов власти, вполне возможно это и стоит решить, но не в рамках данного      
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Процедуру вопросов мы завершили. Есть ли необходимость    
выступить? Наверное, будет предложение: не более одного представителя от        
фракции.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, я постараюсь покороче.                                    
                                                                                
Я, Владимир Николаевич, как и вся наша фракция ЛДПР, с огромным уважением       
отношусь к депутатам местных органов власти, но вот та редакция закона,         
которую мы приняли и которая сейчас действует, позволяет человеку с большими    
финансовыми возможностями, избравшись депутатом от небольшого сельского         
совета, а попросту говоря, купив там место, претендовать на должность члена     
Совета Федерации. Поэтому мы, то есть фракция ЛДПР, ещё раз говорим, что мы     
поддерживаем данный законопроект, но не понимаем, при чём здесь десять дней.    
Для того чтобы человеку подтвердить свои полномочия, ему достаточно             
предъявить копию заявления о том, что он сложил с себя полномочия, потому что   
местный сельсовет не всегда может оперативно собраться, чтобы принять решение   
о сложении полномочий, а также предъявить копию того же самого заявления о      
том, что он больше не является владельцем какого-нибудь суперхолдинга. Зачем    
для этого десять дней давать? А так мы запросто поддержим.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович. А, нет, Мизулина.               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Зубова же записали!                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мизулина Елена Борисовна. Пожалуйста-пожалуйста. Не       
возражает фракция?                                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Нет!                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Придётся вам потерпеть меня. Я понимаю, что Любови Константиновне не очень      
нравится, когда я выступаю, но, кто будет выступать, решает фракция, а не       
Любовь Константиновна.                                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Я думаю, вряд ли кто-то       
будет спорить с тем, что стабильность политического развития России за          
последние семнадцать лет во многом связана с тем, что Конституция Российской    
Федерации содержит оптимальный баланс сдержек и противовесов, в котором         
существенную роль играет Совет Федерации. И именно потому Совет Федерации       
играет существенную роль, что он не может быть распущен, и в этом смысле он     
выступает гарантом постоянства деятельности федерального парламента и в         
отношении нас тоже - на случай, если Государственную Думу распускают. Поэтому   
любые попытки изменить этот баланс, доказавший свою необходимость за            
семнадцать лет, должны подвергаться серьёзному обсуждению и анализу, ибо        
поспешные и непродуманные решения могут обернуться очень серьёзными,            
непредсказуемыми политическими последствиями.                                   
                                                                                
Я напомню... Здесь, в зале, есть депутаты, которые помнят, как шестнадцать      
лет назад в Государственной Думе и в Совете Федерации обсуждался закон от 5     
декабря 1995 года "О порядке формирования Совета Федерации...". Он тогда тоже   
был принят чохом - сразу в трёх чтениях. Одномоментно этот закон и обрушил      
единство России, и фактически ликвидировал Конституцию, потому что за счёт      
вхождения в состав Совета Федерации глав законодательных и исполнительных       
органов субъектов мы фактически лишились верхней палаты как федеральной         
палаты. Каких усилий стоило Владимиру Путину восстановление федеральных         
полномочий и конституционного баланса властей, я думаю, не надо рассказывать    
в этом зале. Для того чтобы оценить масштаб так называемых уточнений, которые   
предлагают авторы законопроекта, давайте посмотрим, что же это за уточнения,    
попытаемся ответить на четыре вопроса: в чём смысл законопроекта, каковы        
последствия его принятия, насколько он актуален и кому он выгоден? Кстати,      
замечу тем, кто здесь задавал вопросы и выступал: сегодня надо иметь в виду     
три порядка - действующий порядок признания полномочий, или вступления в        
должность, тот, который вступит в силу с 1 января согласно новому               
президентскому закону, и тот, который предлагается в данном законопроекте.      
Так вот, суть законопроекта, если называть вещи своими именами, - это           
ликвидация процедуры подтверждения полномочий вновь избранного (назначенного)   
члена Совета Федерации.                                                         
                                                                                
Чтобы было понятно, зачем нужна эта процедура, приведу сравнение с              
подтверждением наших полномочий. Мы все знаем, что не в момент избрания         
депутата Государственной Думы мы реально приобретаем полномочия. В течение      
пяти дней после избрания каждый из нас должен подать в ЦИК документы о          
сложении всех полномочий, которые не соответствуют статусу депутата             
Государственной Думы, и если мы этого не делаем, то ЦИК передаёт наш мандат     
другому кандидату из данного федерального списка. Представьте, что вот эта      
процедура подтверждения наших полномочий отменяется. Как мы посчитаем, кто из   
нас здесь, в зале, действительно депутат? Скольких мы обнаружим людей,          
которые были в федеральном списке, а сейчас их нет в зале? Но именно эту        
процедуру подтверждения полномочий вновь избранного (назначенного) члена        
Совета Федерации и предлагают ликвидировать авторы законопроекта.               
                                                                                
Каковы последствия этих так называемых уточнений? Во-первых, создаётся          
возможность нарушения Федерального закона "О статусе члена Совета               
Федерации...", появляется возможность направления в Совет Федерации людей,      
обременённых обязанностями, не совместимыми со статусом члена Совета            
Федерации. Здесь спрашивали: что такого, если он депутат органа местного        
самоуправления?.. И Владимир Николаевич пояснил: действительно, что такого -    
подал заявление о том, что он слагает полномочия депутата, представил копию     
решения, и направили её в Совет Федерации. Да нет, уважаемые коллеги, мы с      
вами принимали законы - и 184-й, и 131-й, и закон "О статусе члена Совета       
Федерации и статусе депутата Государственной Думы...". Сравните перечень        
ограничений, установленных в отношении депутата органа местного                 
самоуправления, депутата регионального парламента и члена Совета Федерации      
или депутата Государственной Думы. Перечень наших обременений, наших            
ограничений, распространяющихся на разные виды деятельности, гораздо шире,      
чем у депутата муниципального или регионального уровня. Ну, например, депутат   
и регионального парламента, и муниципального, если он работает на               
непостоянной основе, может быть предпринимателем, может владеть приносящими     
доход ценными бумагами, акциями организаций, что может привести к конфликту     
интересов, и ещё целый список.                                                  
                                                                                
То есть недостаточно только подать заявление о сложении полномочий депутата,    
надо ещё и все эти действия осуществить, для того чтобы освободиться от         
такого рода обязанностей. А если он не выполнит эти обязанности, если не        
направить документы или направить не все документы? Может быть такая            
ситуация? Нам говорят, не может, настолько добропорядочны и законопослушны      
депутаты, которые будут членами Совета Федерации, что это исключено. Я прошу    
запомнить это, особенно если будет принят данный законопроект, потому что он    
не предусматривает никакой ответственности, никакой ситуации, связанной с       
разрешением конфликта, если не выполнит эти обязанности вновь избранный,        
назначенный член Совета Федерации. Более того, даже если в ходе исполнения им   
полномочий члена Совета Федерации обнаружится, что он до сих пор занимается     
предпринимательской деятельностью, владеет акциями и имеет место конфликт       
интересов, ничего сделать нельзя. Правовой пробел и неопределённость, которые   
закладывает данный законопроект, очевиден - это неконституционность.            
                                                                                
Второе. Региональные власти получают возможность заблокировать работу верхней   
палаты - и это очень серьёзно, я прошу обратить внимание - через создание       
ситуации неопределённости по вопросу о правомочности состава Совета Федерации   
на момент принятия решения. Совет Федерации формируется на основе принципа      
ротации, и именно в этом принципе очень важен момент начала полномочий одного   
члена Совета Федерации и окончания другого. Владимир Путин по действующему      
порядку... (Шум в зале.)                                                        
                                                                                
Я не буду сейчас выступать, если вы будете кричать! Одна всё время              
комментирует... Я прошу это время вычесть из моего выступления. Хватит так      
себя вести!                                                                     
                                                                                
Так вот, именно Владимир Путин предложил действующий порядок, согласно          
которому полномочия предыдущего члена Совета Федерации прекращаются, а вновь    
избранный назначается в момент принятия Советом Федерации решения о             
подтверждении полномочий вновь избранного члена Совета Федерации, тем самым     
обеспечивается непрерывность работы Совета Федерации и исключается              
возможность признания неправомочным его состава.                                
                                                                                
Что же предлагают авторы законопроекта? Действительно, к полномочиям            
приступают на десятый день: посмотрите, между тем, когда один прекратил         
пополнение полномочий, а другой ещё не приступил, разница десять дней. Кроме    
того, Совет Федерации теперь - об этом не сказали коллеги - не будет            
незамедлительно информироваться о том, что, вообще-то, назначен новый, а        
полномочия прежнего уже прекратились, коллеги предлагают размещать это на       
официальном сайте. Извините, пожалуйста, где записано, что официальный сайт     
органа государственной власти субъекта, и даже Думы, относится к источникам     
официального опубликования? Нигде! Нигде. Это очень серьёзный просчёт.          
                                                                                
Что возникнет в результате? Посмотрите, складывается временной период как       
минимум от пяти до десяти дней, когда предыдущий член Совета Федерации уже      
неправомочен, новый ещё неправомочен, и Совет Федерации не знает, что,          
оказывается, уже поменяли места члены Совета Федерации. Что в результате        
получится? А получится то, что может возникнуть ситуация, когда состав Совета   
Федерации окажется неправомочным, особенно если учесть, что теперь выборы два   
раза в год сразу в нескольких субъектах, то есть сразу несколько                
представителей перестают быть правомочными. Нелишне напомнить, что              
Конституционный Суд Российской Федерации 12 апреля 1995 года принял             
постановление № 2-П (зачитываю): "Конституционная характеристика Федерального   
Собрания как органа народного представительства предполагает, что возможная     
неполнота состава его палат не должна быть значительной, ибо в противном        
случае его представительный характер может быть поставлен под сомнение". Что    
такое значительная неполнота состава палаты для Совета Федерации? Отсутствие    
представителя от одного региона - это значительно или незначительно? А если     
это Москва?                                                                     
                                                                                
Третье последствие. Авторы законопроекта, по сути дела, создают новую           
практику работы Госдумы (поздравляю вас, товарищи-"единороссы") - ревизию       
законов, инициированных президентом, без его ведома и до того, как закон        
вступит в силу. Он вступает в силу с 1 января. Федеральный закон,               
инициированный президентом, был принят 14 февраля 2009 года, а тот - и какое    
совпадение! - именно в тот момент, когда президент уехал из страны, вносится    
на рассмотрение в Государственную Думу. Это и есть ваши инновации, господа из   
"ЕДИНОЙ РОССИИ"?                                                                
                                                                                
Во всяком случае очевидно, что законопроект нуждается в очень серьёзной         
доработке, и уж по меньшей мере о трёх чтениях сразу говорить не приходится,    
он явно неконституционный. Насколько актуально принятие данного                 
законопроекта? Если судить по скорости прохождения данного законопроекта, то    
он кому-то очень нужен, ибо вынесен на рассмотрение Государственной Думы в      
разы быстрее, чем все законодательные инициативы президента, которые мы         
рассматривали, и уж тем более чем те законы, которых ждут избиратели.           
                                                                                
Наша фракция будет голосовать против этого закона, потому что этот закон        
безнравственен и безответственен. Он толкает Россию в смуту, в ситуацию опять   
такую, когда сомнению подвергаются конституционные основы деятельности          
федерального парламента. Он поддерживает идеологию ревизии тех действий,        
которые осуществляет Президент Российской Федерации. Не делайте этой            
глупости, уважаемые коллеги, я вам ещё раз... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаев Андрей Константинович, пожалуйста.                  
                                                                                
ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной   
политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предлагаемый закон,            
безусловно, нужно принимать. Этот закон исправляет ошибку, которую мы           
допустили, ошибку, которая, конечно, не нарушила Конституцию, поскольку сама    
по себе буква закона не была нацелена на нарушение Конституции, но она          
создала возможность злоупотреблений для одного человека, злоупотреблений,       
которые грозят нарушением Конституции.                                          
                                                                                
Мы считаем, глубоко убеждены, что члены Совета Федерации, представляющие        
субъекты нашей Федерации, равны. Вот этот закон исправляет допущенную нами      
ошибку, которая известна каждому в этом зале: сегодня один член Совета          
Федерации равнее других - это Председатель Совета Федерации. Мы прекрасно       
знаем, что на сегодняшний день Председатель Совета Федерации обладает           
возможностью задержать волеизъявление, он, будучи представителем одного из      
субъектов, вправе не допускать представителя другого субъекта месяцами, а       
порой годами к участию, нормальному участию в законодательной деятельности      
Совета Федерации. Это оскорбительная практика, она оскорбительна для наших      
коллег из законодательных органов субъектов Федерации. Они такие же граждане,   
наделённые полномочиями, как и мы. Она оскорбительна по отношению к субъектам   
Федерации, она оскорбительна относительно федеративного принципа устройства     
нашего государства.                                                             
                                                                                
Я хочу обратиться сегодня к представителям "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Уважаемые     
коллеги, мы часто спорим, но сегодня я первый раз испытал за вас глубочайшее    
чувство стыда, за это ваше представление о демократии, за это ваше              
представление о справедливости. У большинства в этом зале сложилось             
впечатление, что единственное, что вы защищаете здесь, - это административные   
полномочия Председателя Совета Федерации, оказавшегося случайно вашим           
партийным лидером. А это означает, что вы не верите в то, что ваша идеология,   
ваша партийная программа и ваша пропаганда могут добиться хоть какого-то        
успеха без административной поддержки со стороны вашего партийного лидера.      
Это ваш позор, который обязательно оценят избиратели России.                    
                                                                                
Я призываю всех собравшихся в этом зале проголосовать за этот закон, закон о    
равноправии всех субъектов Федерации, закон, убирающий административные         
барьеры, и закон, который позволяет покончить с ситуацией, когда один человек   
объявляет себя удельным князем государственного органа власти.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить полномочному              
представителю президента, полномочному представителю правительства? Нет.        
                                                                                
По ведению - Рохмистров. Именно по ведению, пожалуйста.                         
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. По ведению. Вот предыдущий выступавший указал на некоторые     
факты нарушения законодательства, в частности, он обвинил одного из             
государственных должностных лиц в недопуске к исполнению своих полномочий. Я    
думаю, что это должно иметь какое-то развитие и получить оценку                 
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы рассмотрели данный проект федерального закона в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчику? Докладчик просит слово. По Регламенту имеет   
право.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста, заключительное слово докладчика.                                    
                                                                                
Включите микрофон Плигину Владимиру Николаевичу.                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В выступлении,    
которое прозвучало, содержалось несколько юридических категорий и содержались   
оценки баланса властей и всего прочего. Я должен сказать, что, конечно же,      
данный законопроект ни в коей мере не касается баланса властей, ни в коей       
мере не затрагивает полномочия Совета Федерации, которые полностью              
урегулированы Конституцией Российской Федерации. И здесь какого-либо рода       
нарушений нет и не может быть. У меня вызывает, объективно говоря, искреннее    
удивление уровень недоверия, который демонстрируется в данном случае к          
конкретным законодательным органам и исполнительным органам субъектов           
Российской Федерации: как будто те процедуры, которые они выполняют, они        
выполняют, не руководствуясь законом, не понимая сущности этих процедур, не     
останавливаясь на выборе конкретных людей. Конечно же, это не так. И в данной   
ситуации мы должны, обязаны полагаться на доверие к этим субъектам, на          
доверие к субъектам Российской Федерации и к тем органам, которые руководят     
субъектами Российской Федерации. Поэтому мне представляется, что... Елена       
Борисовна употребила слова "нравственность" и "безнравственность". Я в данной   
ситуации опирался бы на эти слова, но применительно к другим вещам. Мне         
кажется, нравственно доверять субъектам Российской Федерации. И совершенно      
недопустим другой уровень политического анализа, который относится к оценке     
соотношения действий различных органов государственной власти. С моей точки     
зрения, все вопросы, которые касаются членов Совета Федерации, могут быть       
спокойно урегулированы. Данный законопроект предоставляет эти права.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О           
внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в       
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением        
порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской          
Федерации". Кто за? Прошу голосовать.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 30 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              355 чел.78,9%                                     
Проголосовало против           37 чел.8,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Плигин Владимир Николаевич.                                         
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В соответствии    
с обозначенной мною нормой Регламента Государственной Думы предлагаю данный     
законопроект принять в целом.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, в соответствии с Регламентом те, кто не согласен, я имею в   
виду представителей фракций, могут в течение трёх минут высказать свою          
позицию. Есть необходимость? Есть. Пожалуйста, определитесь. Две руки вижу:     
Горячева Светлана Петровна и Зубов Валерий Михайлович.                          
                                                                                
Горячева Светлана Петровна. У вас есть до трёх минут.                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемые коллеги, я не случайно задавала Владимиру              
Николаевичу вопрос о поспешности, с которой законопроект пытаются продавить     
через Государственную Думу. Не случайно задавала вопрос, который касается       
вопросов совместного ведения. Ваши ответы, извините, Владимир Николаевич,       
меня не удовлетворили. Вы юрист с достаточно большим стажем, но объяснять,      
что вопрос, который касается формирования Совета Федерации, когда,              
собственно, на субъекты Федерации возлагается обязанность назначать             
кандидатов, которые будут проходить определённую процедуру и представлять       
субъекты в Совете Федерации, не является компетенцией субъектов Федерации, -    
это неприлично, простите.                                                       
                                                                                
Мы считаем, что ни в коем случае этот законопроект, который затрагивает         
интересы субъектов Федерации, нельзя принимать вот так поспешно, как это        
делаете вы. Ну посмотрите: пять дней... внесён, притом после окончания          
рабочего дня, через четырнадцать минут направлен в комитет, на следующий день   
- рассылка, ещё через день комитет рекомендует принять в первом чтении и в      
целом. Простите, но это напоминает чей-то политический заказ.                   
                                                                                
Я ещё раз говорю: мы спорили много раз в этом зале по разным проблемам, но      
нельзя же в этой ситуации так безразлично относиться к законопроекту, который   
затрагивает интересы наших регионов! Давайте, по крайней мере,                  
демонстрировать уважение к ним. Мы просим не принимать сегодня этот закон в     
целом. Считаем, что у нас есть право на поправки, мы готовы их внести в этот    
законопроект. Давайте такую возможность дадим субъектам Федерации, иначе нам    
придётся в очередной раз краснеть. Мы много раз в этом зале брак допускали,     
так давайте не допустим его хотя бы сейчас. Мы должны помнить о том, что        
себестоимость наших ошибок очень и очень велика.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, в рамках "часа голосования" я ставлю на голосование в        
целом проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2               
Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета           
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Кто за? Прошу            
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
                      РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 34 мин. 13 сек.)          
Проголосовало за              355 чел.78,9%                                     
Проголосовало против           38 чел.8,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.