Заседание № 228

24.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 444969-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и статьи 69 и 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части обеспечения доступности лекарственных препаратов для граждан, проживающих в сельских населённых пунктах; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3014 по 3117 из 7356
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об обращении лекарственных средств" и статьи 69 и 100 Федерального       
закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".             
Докладывает Евгений Олегович Нифантьев.                                         
                                                                                
НИФАНТЬЕВ Е. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят             
Государственной Думой в первом чтении 1 февраля 2024 года. 18 июля этого года   
он был поддержан комитетом и рекомендован к рассмотрению во втором чтении.      
Текст доработан, учтены все поступившие замечания. Напомню, что                 
законопроектом предоставляется возможность осуществлять фармацевтическую        
деятельность в любых обособленных подразделениях медицинских организаций,       
расположенных в сельских населённых пунктах, где отсутствуют стационарные       
аптечные организации, а не только в амбулаториях и фельдшерско-акушерских       
пунктах, центрах общеврачебной практики. К законопроекту поступило шесть        
поправок, пять из которых юридико-технического характера и включены в таблицу   
поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию, одна поправка включена в      
таблицу № 2, рекомендована к отклонению. На законопроект получено               
положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы.    
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по охране здоровья просит вас   
в установленном порядке рассмотреть таблицу поправок № 1, таблицу поправок №    
2 и поддержать законопроект во втором чтении.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Олегович.                                
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.26,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо.                              
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Олегович, вам слово.                                        
                                                                                
НИФАНТЬЕВ Е. О. Уважаемые коллеги, законопроект полностью подготовлен           
комитетом к третьему чтению, прошёл все экспертизы и готов к рассмотрению.      
Просим рассмотреть в третьем чтении сегодня. Спасибо.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.                             
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 190

01.02.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 444969-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части обеспечения доступности лекарственных препаратов для граждан, проживающих в сельских населённых пунктах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3047 по 3340 из 4322
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон   
"Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "Об основах охраны     
здоровья граждан в Российской Федерации". Доклад сенатора Российской            
Федерации Сергея Васильевича Горнякова.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГОРНЯКОВ С. В., сенатор Российской Федерации.                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Своё выступление я хотел     
бы начать со слов о важной памятной дате в истории России. Завтра, 2 февраля,   
исполняется 81 год разгрому Советской Армией войск гитлеровской коалиции под    
Сталинградом. И я, как представитель Волгоградской области в Совете             
Федерации, пользуясь случаем, в канун этого священного дня искренне             
поздравляю всех присутствующих в этом зале, сегодняшних защитников Родины и     
всех наших соотечественников с годовщиной героической победы под                
Сталинградом. (Аплодисменты.) Спасибо.                                          
                                                                                
Коллеги, рассматриваемый проект федерального закона "О внесении изменений в     
Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон      
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" разработан с        
целью обеспечить доступность лекарственных препаратов для граждан Российской    
Федерации, проживающих в сельских населённых пунктах. Проект федерального       
закона предусматривает возможность, право самостоятельно осуществлять           
торговлю лекарственными препаратами для большего числа структурных              
подразделений медицинских организаций на территориях сельских населённых        
пунктов. При этом сохраняются существующие в законодательстве ограничения,      
направленные на недопустимость реализации такого права в населённых пунктах,    
в которых уже имеются аптечные организации.                                     
                                                                                
Лекарственное обеспечение сельских жителей остаётся одной из болевых точек      
региональных властей. В настоящее время в соответствии с положением             
федерального закона № 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами в     
сельских населённых пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации,        
осуществляется обособленными подразделениями медицинских организаций,           
имеющими лицензию на фармдеятельность, амбулаториями, фельдшерскими и           
фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами общей врачебной практики.            
Законопроектом предлагается исключить указанный закрытый перечень               
обособленных подразделений медицинских организаций, которые вправе              
осуществлять фармацевтическую деятельность в сельских населённых пунктах.       
Данное изменение направлено на расширение возможности иных медицинских          
организаций или их структурных подразделений осуществлять помимо медицинской    
деятельности розничную торговлю лекарственными препаратами.                     
                                                                                
Законопроектом предлагается расширить круг лиц, имеющих право на                
осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации, за счёт     
сотрудников, обладающих правом на осуществление медицинской деятельности и      
получивших дополнительное профессиональное образование в части розничной        
торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных       
подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление       
фармацевтической деятельности, расположенных в сельских населённых пунктах, в   
которых отсутствуют аптечные организации.                                       
                                                                                
Данное изменение востребовано в субъектах Российской Федерации, его ждут        
многие муниципальные образования, жители которых, в том числе пенсионеры и      
ветераны, вынуждены преодолевать расстояния в десятки километров до ближайшей   
аптеки.                                                                         
                                                                                
Законопроект был подготовлен в соавторстве с сенаторами Российской Федерации    
и депутатами Государственной Думы. Ввиду высокой социальной значимости          
законопроекта, коллеги, прошу поддержать.                                       
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Нифантьев Евгений Олегович.                              
                                                                                
НИФАНТЬЕВ Е. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сергей Васильевич подробно          
раскрыл основные новеллы, предусмотренные законопроектом. Комитет по охране     
здоровья принял решение поддержать инициативу. Изменения вносятся в два         
федеральных закона - "Об обращении лекарственных средств" и "Об основах         
охраны здоровья граждан в Российской Федерации".                                
                                                                                
Мы поддерживаем законопроект, потому что он подготовлен для обеспечения         
доступности лекарственных препаратов для граждан, проживающих в сельских        
населённых пунктах. Будет предоставлена возможность осуществлять                
фармацевтическую деятельность в любых обособленных подразделениях медицинских   
организаций, расположенных в сельских населённых пунктах, где отсутствуют       
аптечные организации, а не только в амбулаториях, фельдшерских и                
фельдшерско-акушерских пунктах, центрах общей врачебной практики, как сейчас    
установлено законодательством.                                                  
                                                                                
Отмечу, что сейчас розничная торговля лекарственными препаратами в              
количествах, необходимых для выполнения врачебных или фельдшерских              
назначений, осуществляется аптечными организациями, индивидуальными             
предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а        
также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармдеятельность, и их   
обособленными подразделениями, то есть амбулаториями, фельдшерскими и           
фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами общей врачебной практики,            
расположенными в сельских населённых пунктах, в которых отсутствуют аптечные    
организации. При этом исчерпывающим является перечень обособленных              
подразделений медицинских организаций, а не самих организаций. Речь идёт в      
целом о предоставлении возможности осуществлять розничную продажу               
лекарственных препаратов участковыми больницами. Рекомендуемая численность      
обслуживаемого населения при размещении участковой больницы составляет от 5     
тысяч до 20 тысяч человек, и в связи со снижением численности сельского         
населения участковые больницы продолжают функционировать в населённых пунктах   
с населением менее рекомендованных нормативов для поддержания более высокого    
уровня оказания медицинской помощи.                                             
                                                                                
Комитет Совета Федерации по социальной политике, Правительство Российской       
Федерации поддерживают концепцию законопроекта. Поступило 90 положительных      
отзывов от субъектов Российской Федерации, как от законодательной, так и от     
исполнительной власти.                                                          
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по охране здоровья просит     
поддержать данный законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Олегович.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня к автору вопрос.                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Васильевич, вот законопроект, точнее, положение закона         
действует в отношении обособленных подразделений, наверное, уже почти два       
года. Есть ли у вас анализ, сколько регионов по России сегодня                  
воспользовались и в каком объёме вот этим правом медицинских организаций        
создавать аптечные пункты для продажи населению лекарств? И если они не         
воспользовались, то какие причины, что этому препятствует, кроме того что       
туда не включён ряд структурных подразделений, то есть вот то, что этим         
законопроектом предлагается изменить?                                           
                                                                                
ГОРНЯКОВ С. В. Вот суть вопроса - какой закон действует два года?               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Куринному включите микрофон.                     
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Я имею в виду, что в фельдшерских пунктах уже разрешено          
продавать, причём довольно давно, но, к сожалению, ряд субъектов, вернее,       
многие субъекты, многие медицинские организации этим правом не                  
воспользовались, даже несмотря на то, что других аптечных пунктов вот в этих    
отдалённых деревнях, сёлах нет.                                                 
                                                                                
ГОРНЯКОВ С. В. Алексей Владимирович, такой статистики нет, но я знаю, что,      
например, в Волгоградской области, где есть возможность, во всех ФАПах          
торгуют. Плюс ко всему мы, прежде чем вносить законодательную инициативу,       
направили во все субъекты Российской Федерации, ну, как бы своё видение, свои   
предложения - 67 субъектов ответили предварительно, что нуждаются в таком       
законе, в 30 субъектах Российской Федерации есть участковые больницы, где при   
отсутствии коммерческих аптек нет лекарственных препаратов, то есть ими не      
торгуют абсолютно нигде. Статистики по ФАПам нет, но я думаю, что ничего не     
мешает и главе ЦРБ, и Минздраву полноценно заниматься этим вопросом.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евгений Олегович, спасибо, присаживайтесь.                                      
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А у вас будет заключительное слово - лучше совместим.     
Или вы два раза хотите выступить, Евгений Олегович? Тогда я вам слово дам,      
конечно.                                                                        
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, законопроект, безусловно, нужный, потому      
что часть структурных подразделений, которые не были поименованы в предыдущем   
законе, к сожалению, права торговать лекарственными препаратами не имеют, и     
бывает у нас, к сожалению, такое, что участковая больница (они ещё остались     
кое-где), амбулатория не могут воспользоваться вот такой возможностью.          
                                                                                
Что касается остальных причин, почему не открываются. Хорошо, что в             
Волгоградской области заработала эта система, но, к сожалению, во многих        
регионах она не заработала вообще, то есть нет ни одной точки, которая          
торговала бы вот по тому механизму, про который мы говорим. Разговаривал со     
многими главными врачами и руководителями соответствующих министерств - что     
сдерживает? Ну, первое, сдерживает, конечно, необходимость наличия              
определённого капитала, для того чтобы начала работать эта аптека, для того     
чтобы приобрести минимальный набор препаратов. Для ЦРБ это где-то 3 миллиона    
рублей, причём эти деньги, как вы сами понимаете, из ОМС достать нельзя, эти    
деньги должны быть заработаны за счёт предпринимательской деятельности, то      
есть за счёт тех самых платных услуг. Не все могут найти вот эту сумму для      
оборота, ну а бюджеты регионов не всегда готовы предоставить эту сумму.         
Второй момент: несмотря на упрощённые требования к оборудованию вот этих        
аптечных пунктов, всё равно там должен быть сейф, там должен быть               
холодильник, там должен быть считыватель, сканер кодов, которые, я напомню, в   
рамках маркировки должны в обязательном порядке предоставляться в единую        
систему. В условиях, когда многие наши ФАПы до сих пор отапливаются, к          
сожалению, дровами, там элементарно разместить какое-то оборудование очень      
сложно. И к сожалению, именно в таких деревнях, как правило, нет аптек,         
именно там эта проблема стоит наиболее остро. Это тоже не очень хорошо          
решается. Третий момент - возможность, ну, скажем так, условно-дистанционной    
продажи, когда основной центр аптек расположен, например, в ЦРБ, где это        
сделать можно и где соответствующие условия есть, а фельдшер, либо врач, либо   
кто там получится выполняет функцию простой доставки этих лекарственных         
препаратов, и вот этот штрихкод можно пробивать дистанционно. Кстати, такой     
опыт кое-где мне показывали: на телефон фотографируют, пересылают, а в аптеке   
потом сканер берёт это устройство - и можно выводить из оборота (так эта        
процедура называется).                                                          
                                                                                
Ну а по факту сегодня проблема действительно острая. Как решается? Ну, первый   
вариант: если остались ещё государственные аптеки, это хорошо - их обязывают,   
заставляют, и они вот эту проблему закрывают частично своими ресурсами,         
заключая договоры. Второй вариант - по старинке: фельдшеру заказывают,          
например, лекарственный препарат, он едет в район - он там бывает, как          
правило, раз в неделю, раз в две недели, - покупает по заказу, что              
называется, эти лекарственные препараты и привозит. Ну и третий вариант, на     
мой взгляд самый правильный, - это то, о чём мы сегодня говорим, потому что     
никакие почтальоны, никакие соцслужбы (есть целая куча разных предложений) не   
заменят медика, который, во-первых, назначает, а во-вторых, эти же              
лекарственные препараты потом привозит и раздаёт своим пациентам.               
                                                                                
Мы поддержим законопроект.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Васильевич, вы будете выступать с заключительным словом?                 
                                                                                
ГОРНЯКОВ С. В. Иван Иванович, спасибо большое.                                  
                                                                                
Коллег-депутатов благодарю - и тех, кто откликнулся на законопроект, и тех,     
кто сегодня его поддержит. Ещё раз повторю, что жители, наверное, сотни тысяч   
жителей ждут этот закон, и чем быстрее мы его примем, тем будет полезнее для    
жителей Российской Федерации. Спасибо.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выступает Евгений Олегович Нифантьев - и как содокладчик, и от фракции.         
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Олегович.                                                   
                                                                                
НИФАНТЬЕВ Е. О. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, наша общая      
задача и задача нашей фракции - это создание условий для увеличения             
доступности обеспечения лекарственными препаратами. Доступность бывает          
ассортиментная, бывает ценовая, бывает физическая. Если говорить о ценовой      
доступности, то депутатским корпусом проделана огромная работа, у нас на        
сегодняшний день работает система контроля цен на лекарственные препараты:      
есть список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов,          
который регулярно пополняется, цены на них зарегистрированы; есть регистрация   
торговых надбавок для дистрибьюторских организаций, для розничных,              
максимально допустимые цены производителей. И этот контроль осуществляется.     
Если говорить об ассортиментной доступности, то, несмотря на определённые       
сложности, мы с вами видим, что, в общем-то, ассортимент в аптеках и в          
лечебно-профилактических учреждениях не рухнул. То есть на сегодняшний день     
проведена действительно огромная работа.                                        
                                                                                
А этот законопроект направлен на такое вот поэтапное, шаг за шагом увеличение   
физической доступности лекарственных препаратов для нашего населения. Мой       
коллега сказал, что два года уже есть возможность реализации в                  
фельдшерско-акушерских пунктах. Да, есть такая возможность, и на самом деле     
приходит огромное количество положительных отзывов в связи с тем, что теперь    
у людей появилась такая возможность. А то, что сегодня мы принимаем - я         
надеюсь, что мы вместе примем законопроект о такой возможности в участковых     
больницах, - даёт ещё возможность того, чтобы там, где нет аптечных             
организаций, там, где нет фельдшерско-акушерских пунктов, но есть участковая    
больница, наконец-то появилась лекарственная помощь. Это действительно очень    
важно, и нужно шаг за шагом идти, работать в этом направлении. У нас во         
фракции есть определённые наработки, которые мы в ближайшее время представим,   
доработав их с федеральными органами исполнительной власти, с правительством,   
чтобы был сделан ещё один шаг по увеличению доступности лекарственных           
препаратов именно в тех населённых пунктах, где сегодня лекарственная помощь    
отсутствует. Спасибо вам за поддержку!                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Олегович.                                
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.