Заседание № 47
О проекте федерального закона № 444828-5 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об обороне" (об использовании формирований Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с наркотрафиком; внесён депутатом Государственной Думы О. Л. Михеевым, а также С. А. Багдасаровым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об обороне". Олег Леонидович Михеев, пожалуйста. МИХЕЕВ О. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится законопроект, который направлен на урегулирование отношений... даже не на урегулирование отношений - предоставляется возможность нашим Вооружённым Силам, которые находятся в наших дружественных бывших союзных республиках, в странах СНГ, таких как Таджикистан, Киргизия, участвовать в действиях по предотвращению наркотрафика и уничтожению лабораторий. Что происходит сегодня? Ну, я не буду рассказывать о том, что тема наркотиков сегодня очень актуальна для нашей страны и необходимо принимать срочно какие-то меры. К большому сожалению, сегодня ситуация такая: стоит воинская часть, практически мимо неё может проходить какой-то наркотрафик, но она бездействует, потому что нет такого закона. Что касается международного опыта, например Соединённых Штатов Америки, по данным доклада ООН, перехват 37 процентов наркотиков в Колумбии осуществляется при помощи вооружённых сил Соединённых Штатов Америки, то есть тех баз, которые находятся там непосредственно. Безусловно, мы понимаем, что в этом законопроекте, отсутствуют какие-то регламентирующие нормы, дающие возможность совместного участия наших силовых служб, но мы считаем, что это первый шаг к тому, чтобы открыть эту тему. Законопроект был внесён три-четыре года назад, естественно, требуются изменения во втором чтении. И когда закон будет принят, можно будет считать, что действительно сделан первый шаг, а дальше уже регламентировать отношения со всеми силовыми структурами, которые будут в этом участвовать. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Леонидович Красов, пожалуйста. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Докладчик достаточно подробно изложил суть законопроекта, поэтому в целях экономии времени я её повторять не буду. Начну с того, что Комитет Государственной Думы по обороне законопроект не поддерживает, так как борьба с незаконным оборотом наркотиков является компетенцией правоохранительных органов и специальных служб, а не Вооружённых Сил, и именно эти органы и службы отвечают за осуществление международного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств. Примеры такого успешного сотрудничества есть. Следует отметить, что действующее законодательство не отрицает возможности косвенного участия Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на территории иностранных государств, но такое участие должно осуществляться на основе принципов и норм международного права, в частности принципов соблюдения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела иностранных государств. В российском законодательстве эти принципы и нормы учитываются. Статьёй 10 Федерального закона "Об обороне" предусматривается, что применение Вооружённых Сил Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговорённых в этих договорах и установленных законодательством Российской Федерации. В том случае, если международным договором будет предусмотрено, что формирования российских Вооружённых Сил привлекаются к борьбе с незаконным оборотом наркотиков на территории этого государства, они будут выполнять эту задачу в тех рамках, которые обозначены в этом договоре. Это может быть подготовка национальных военных кадров, оказание помощи в ремонте и восстановлении военной техники, логистическая поддержка проводимых операций и другая деятельность. Таким образом, по мнению Комитета по обороне, предлагаемые законопроектом изменения в Федеральный закон "Об обороне" являются избыточными. Правительством Российской Федерации законопроект также не поддерживается. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У кого будут вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Вопрос Олегу Леонидовичу. Прекрасно понимаю суть вашего законопроекта, обеспокоенность торговлей наркотиками, наркотрафиком на территории нашего государства, но вопрос: как будут взаимодействовать два ведомства - Министерство обороны и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков - в случае принятия вашего закона? Не будет ли бардака в этой сфере? Кто будет над кем, кто будет контролировать сферу, скажем так, наркотрафика? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Леонидович Михеев. МИХЕЕВ О. Л. Спасибо за вопрос. Данный законопроект как раз направлен на то, чтобы дать нашим Вооружённым Силам возможность участвовать в борьбе с этим явлением. Это не прописано в данном законопроекте, я как раз говорил, что вопросы взаимодействия, взаимоотношений между всеми силовыми структурами должны будут прорабатываться отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Олег Леонидович, конечно, ваш законопроект - благие намерения, но мне кажется, что комитет принимает решение отклонить правильно, в общем-то. Почему? Потому что не тем путём пошли! Вы прекрасно знаете, что у нас границы нет с Казахстаном - вези что хочешь. Это первое. Второе. Милиция, которая у нас сейчас называется полицией, практически не пресекает распространение наркотических средств и даже способствует этому, я в детали, так скажем, не буду углубляться. Плюс ко всему их изготавливают сейчас и у нас, в нашей стране. То есть здесь комплексный должен быть всё-таки закон о борьбе, усилении борьбы с наркотиками. Вот лучше бы, наверное, по этому пути пойти, как вы считаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Леонидович Михеев. МИХЕЕВ О. Л. В начале своего выступления я сказал, что данный законопроект писался почти четыре года назад. Естественно, что нужны изменения, подкорректировать законопроект нужно. И если он будет принят в первом чтении, во втором чтении он будет доработан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Олег Леонидович, скажите, пожалуйста, а может быть, в вашем законопроекте есть смысл прописать создание в рамках Вооружённых Сил специальных армейских подразделений быстрого реагирования, оснащённых авиацией в том числе, для проведения подобных операций, потому что операции такого рода - это очень специфические операции? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Леонидович Михеев. МИХЕЕВ О. Л. Я опять же скажу, что, если будет принят данный закон, как раз у нас есть министр обороны, у нас есть руководители других министерств, которые сами будут принимать решение в отношении Вооружённых Сил, ракет, танков, правильно реагировать на возникшую ситуацию - это уже будет их задача. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня вопрос к Андрею Леонидовичу. Андрей Леонидович, конечно, проще всего сказать, что закон несовершенен, что он не может быть исполнен. Я согласна, что он несовершенен, но тема-то очень важная - мы видим, что происходит в стране, и сколько раз уже говорим о том, что борьба с наркотиками у нас не на должном уровне. Скажите, пожалуйста, что важнее всё-таки - возможность заключения договора, на который вы ссылаетесь, или закон, исполнение которого должно быть обязательным для Вооружённых Сил и для других структур? И почему, если такая необходимость существует, потому что наркотики в основном текут из-за рубежа, до сих пор всё-таки в договоре не предусмотрен пункт о разрешении нашим войскам заниматься ещё и этой очень важной темой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Леонидович Красов. КРАСОВ А. Л. Спасибо за вопрос. Я начну ответ как раз с цитирования закона "Об обороне". В первую очередь в законе "Об обороне" сказано, что "Вооружённые Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории...". Как я уже говорил в своём содокладе, совершенно другие специальные силовые структуры должны этим вопросом заниматься. И кроме того, не исключено применение Вооружённых Сил в том числе и за рубежом, но в соответствии как раз с выполнением международных договоров. Это в том числе в компетенции Президента Российской Федерации - он может дать соответствующие указания в соответствии с федеральными законами Российской Федерации о применении Вооружённых Сил для решения различного рода задач. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих? Докладчик и содокладчик ещё раз? Нет. Представители президента и правительства? Нет. Всё-таки есть желающие. Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну вы напрасно смеётесь, потому что сегодня наркоугроза является одной из главных уничтожающих российское общество проблем. Если вы изучите мировой опыт, то, скажем, у армии Соединённых Штатов среди основных боевых задач имеется как раз задача по борьбе с наркотрафиком. И если вы посмотрите, откуда к нам идут наркотики, и если бы самолётики поднялись и немножко дустом посыпали плантации в Афганистане, то там наркотик и не рос бы, понимаете? А в данной ситуации у нас, как говорят, у семи нянек дитя без глазу, и поэтому из Афганистана идут наркотики. Я повторю вам цифры, это данные ООН: когда Советская армия уходила из Афганистана, там производство опия-сырца составляло 50 тонн в год, сегодня - уже после одиннадцати лет пребывания НАТО - производство наркотиков там составляет около 3 тысяч тонн в год, причём вдоль бывшей советской границы поставлено восемьдесят современных лабораторий по переработке опия-сырца в героин, что в три раза уменьшает объём и многократно усиливает действие. Если вы посмотрите, то увидите, все события в Таджикистане и вообще во всей Средней Азии подпитаны как раз именно этими деньгами. А если ещё учесть достаточно вольное проникновение к нам граждан Таджикистана, то, что, в общем-то, наркокурьеров ловят по восемь раз в год, и они продолжают возить, потому что... Это колоссальный оборот, а деньги проламывают не только границы! Здесь коллега Михеев просто делает первую попытку, в отличие, скажем, от многих, которые, как Комитет по обороне, говорят, что они мыслят, что они думают, но у них нет материализованного на бумаге, а он предлагает это. Поэтому я считаю, что в первом чтении этот законопроект надо принять, изучить международный опыт, провести, может быть, даже закрытые парламентские слушания с привлечением наркоконтроля, пока он есть, медицинского сообщества, потому что это проблема очень большая. По разным оценкам, у нас до шести миллионов человек разных возрастов в той или иной степени употребляют наркотики - это страшное дело. Если вы посмотрите, то у нас во многих городах-миллионниках о точках распространения знают даже дети младших классов, но, как здесь уже говорили, ни милиция, ни полиция, никто не принимает мер, а, к сожалению, зачастую и вкручены в схему. Скажем, в Ростове совсем недавно был привлечён к ответственности подполковник милиции, который, если верить материалам следствия и СМИ, как раз создал целую сеть распространения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. Выступление от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вдумайтесь: если полиция вместо борьбы занимается, в общем-то, распространением, то разве зло это можно победить? Безусловно, здесь накладываются и проблемы с занятостью, потому что, как правило, наркомания процветает в депрессивных территориях, а их у нас, к сожалению, меньше не становится. Поэтому, мне кажется, вместо того чтобы тратить, как предлагает минтруд (которому объявили выговор), 670 миллиардов на переселение людей в более позитивные регионы, на эти деньги надо создавать рабочие места. Как сказано в законопроекте, всё-таки, мне кажется, армии надо вменить в обязанность - а для этого надо и внести соответствующие поправки в законы - непосредственно заниматься борьбой с наркотиками, потому что, ну мне кажется, мы всем миром должны навалиться на это зло, чтобы его победить, в противном случае этого врага победить трудно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Михайлович Заварзин. ЗАВАРЗИН В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемые коллеги, я действительно занимался этой проблемой очень давно, занимался в том числе с господином Багдасаровым, который внёс законопроект ещё в прошлом созыве, владею этой ситуацией, владею потому, что работал в своё время в НАТО и имел претензии к натовским государствам, потому что они в Афганистане не уничтожают посевы мака и так далее. Это очень сложная тема - наркотрафик. И я хочу сказать, что, вообще-то, есть ещё понятийный аппарат наркотрафика, и надо разобраться, как понимать этот наркотрафик. Вот этот эмоциональный всплеска - сейчас я вижу в основном только эмоции, - что вот, мол, быстро наделить Вооружённые Силы этой функцией, - это, конечно, всего лишь эмоции. Я вот что хочу сказать. Мы несколько лет назад расширили функции Вооружённых Сил, вы знаете, ещё четыре функции добавили, очень серьёзные функции: защита наших граждан, оказание содействия нашим союзникам, борьба с пиратством и противодействие терроризму. Эта функция излишняя для Вооружённых Сил, потому что они действительно выполняют, ну, немножко другие функции. Тут уже коллеги цитировали, я не буду вам повторять, что главное предназначение Вооружённых Сил, особенно в современных условиях, когда так сложен мир, в защите наших интересов от интервенции, это самая важная функция, и добавлять вот эту функцию - по борьбе с наркотиками, - не понимая сути, я думаю, излишне. Хочу отметить, что мы с вами, то есть наши Вооружённые Силы участвуют в различных организациях - ШОС, ОДКБ, - где эти функции прописаны, и в соответствии с международными соглашениями, договорами, хочу подчеркнуть, эти функции наши Вооружённые Силы выполняют. Если такая функции будет выполняться под эгидой ОБСЕ, если мы или ОБСЕ будем выполнять задачи - миротворческую или по принуждению к миру, то, естественно, мы их будем выполнять, и дополнение в закон "Об обороне" вообще даже не нужно. Это очень серьёзная тема. Нужно действительно усилить взаимодействие и контроль со стороны таких силовых ведомств, как ФСБ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, МВД и так далее, но прописывать эту функцию Вооружённым Силам сегодня не надо, она излишняя, я считаю. Наша фракция тоже не поддержит этот законопроект, прошу его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на законопроект "час голосования".
12-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об обороне". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 21 сек.) Проголосовало за 200 чел.44,4 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 204 чел. Не голосовало 246 чел.54,7 % Результат: не принято Отклонён.
Заседание № 37
О проекте федерального закона № 444828-5 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об обороне" (об использовании формирований Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с наркотрафиком; внесён депутатом Государственной Думы О. Л. Михеевым, а также С. А. Багдасаровым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, прошу перенести рассмотрение пунктов 35, 74 и 101 с 3-го числа на 11-е или на 13-е в связи с отсутствием докладчика - он в командировке. Письмо имеется.
Валерий Карлович Гартунг предлагает перенести вопросы 35, 74 и 101. Нет возражений? Нет.
Заседание № 31
О проекте федерального закона № 444828-5 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об обороне" (об использовании формирований Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с наркотрафиком; внесён депутатом Государственной Думы О. Л. Михеевым, а также С. А. Багдасаровым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотела бы обратить ваше внимание на неравномерность рассмотрения законопроектов в пленарную неделю: мы сегодня включили в повестку дня более восьмидесяти законопроектов, а завтра у нас всего лишь десять. Просила бы обратить на это внимание Совет. И рассмотрение последних четырёх законопроектов, блок "Оборона и безопасность", - 80, 81, 82, 83-го - прошу перенести на 6 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
И Татьяна Николаевна Москалькова предлагает перенести пункты 80-83 на завтра. Судя по всему, таким образом мы и поступим.