Заседание № 172
О проекте федерального закона № 444365-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; принят в первом чтении 19 марта 2014 года с наименованием "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Елена Андреевна Вторыгина. Пожалуйста. ВТОРЫГИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 19 марта 2014 года. На законопроект поступило всего 308 поправок, из них 127 поправок рекомендуется к принятию и 181 - к отклонению. В целях доработки законопроекта ко второму чтению при комитете была создана рабочая группа под руководством Шаккума Мартина Люциановича, в состав группы входили и члены комитета, и представители профильных министерств, ведомств, региональных и местных структур. Рабочей группой совместно с правительством была проведена очень серьёзная работа по доработке законопроекта ко второму чтению, все принципиальные замечания рабочей группой были учтены. Предлагаю рассмотреть таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица поправок № 1 рассматривается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 51 сек.) Проголосовало за 281 чел.62,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 281 чел. Не голосовало 169 чел.37,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 20 сек.) Проголосовало за 242 чел.53,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел.46,2 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
15-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 32 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 8 чел.1,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 155
О проекте федерального закона № 444365-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
26-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности". С докладом выступает Павел Эдуардович Королёв, заместитель министра экономического развития России. Павел Эдуардович, у вас сегодня очень правильный внешний вид - я имею в виду георгиевскую ленточку, - соответствующий моменту. Спасибо вам большое. Пожалуйста, Павел Эдуардович. КОРОЛЁВ П. Э. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представляемый на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" разработан на основании пяти поручений Президента Российской Федерации, в том числе по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации по земельным вопросам. Законопроект в установленном порядке прошёл общественное обсуждение, независимую антикоррупционную экспертизу, дано положительное заключение об оценке его регулирующего воздействия. Законопроект согласован с тринадцатью заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами. Также законопроект до внесения в Правительство Российской Федерации согласован с сорока двумя субъектами Российской Федерации, ещё с пятнадцатью - с условием доработки, при этом отрицательных отзывов не было. Уважаемые коллеги, представленный законопроект - результат сложной, но конструктивной и ответственной дискуссии с представителями исполнительных органов власти как Российской Федерации, так и её субъектов, органов местного самоуправления. Комплексные изменения подготовлены с учётом многолетней практики применения положений действующих Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации. Законопроект во многом основывается на положительном опыте законотворческой работы, связанной с решением крупных государственных и инфраструктурных задач. Главная задача законопроекта - создание условий для эффективного использования земельных ресурсов, которые находятся в государственной и муниципальной собственности. Земля - это ресурс, который должен работать как на отдельных граждан, так и на экономику государства в целом, приносить устойчивый доход в бюджеты, в первую очередь в бюджеты муниципальных образований, обеспечивая их сбалансированность, решая задачу по созданию сбалансированного консолидированного бюджета Российской Федерации. Предоставление государственных и муниципальных земель должно играть важную роль и в социальной поддержке отдельных категорий граждан. Сегодня распределение государственных земель - процесс крайне непрозрачный, порой, как вы знаете, связанный со злоупотреблениями. Часто вопрос предоставления земли не согласуется с градостроительной политикой, инвестиционно привлекательные участки не всегда предоставляются инвесторам. Необходим прозрачный и справедливый - то есть такой, когда право на получение участка имеют все, - механизм распределения государственных и муниципальных земель, скоординированный с территориальным планированием и градостроительным зонированием. Для достижения этих целей законопроектом предусмотрен ряд мер. Проектом закона предусмотрен полный переход к аукционам при предоставлении участков. Как вы знаете, были большие сомнения в отношении ввода в 2005 году запрета на предоставление участков для жилищного строительства без торгов, вместе с тем опыт реализации указанных положений на протяжении девяти лет показал неоспоримую пользу указанных норм и возможность их распространения на все иные случаи предоставления земельных участков. Предоставление участков без проведения торгов должно осуществляться в исключительных случаях, перечень которых предложен непосредственно в законопроекте, и прежде всего это предоставление участков для строительства экономически важных и социальных объектов, таких как дороги, больницы, аэропорты, детские дошкольные учреждения, образовательные учреждения, учреждения культуры. Такой подход обеспечит не только прозрачность процесса, но и равный доступ к земельным ресурсам для всех граждан и инвесторов. Кроме того, переход к аукционам повысит доходы местных бюджетов от предоставления земельных участков. Одновременно предусмотрены обязанности органов власти выставлять свободные участки на торги, если поступили заявления от граждан или от юридических лиц, размещать на публичной кадастровой карте сведения обо всех свободных государственных и муниципальных землях, а сегодня заинтересованному в получении земельного участка гражданину или юридическому лицу порой весьма трудно найти сведения о свободных государственных и муниципальных земельных участках. В целях ограничения практики, когда участников различными способами не допускают на аукцион, предусматривается возможность проведения аукционов в электронном виде. Проектом закона предусмотрена отмена утверждённого акта о выборе земельного участка, который долгие годы являлся документом, точечно определяющим, какой объект с какими параметрами можно построить и какой участок для этого можно предоставить, на смену ему уже пришли комплексные документы градостроительного зонирования и документация по планировке территорий - согласно законопроекту формирование участка и определение параметров его застройки будут осуществляться в соответствии с этими документами. Такой подход позволит максимально далеко уйти от непродуманной, хаотичной застройки, снизить риски строительства объектов, не обеспеченных инфраструктурой. Проект закона расширяет возможности бесплатного предоставления участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. Такое бесплатное предоставление участков будет возможно в отдельных муниципальных образованиях и отдельным категориям граждан, которые субъект Российской Федерации определит своим решением самостоятельно, прежде всего речь идёт о привлечении жителей в отдалённые сельские местности, где затраты на освоение участка несопоставимо выше его рыночной стоимости. Упрощая доступ к земельным ресурсам, законопроект одновременно вводит повышенную ответственность граждан и юридических лиц за использование не по назначению полученной у государства земли. Предусмотрено, что земля для строительства будет предоставляться исключительно в аренду, только гражданам - в собственность, приобретение участка в собственность будет возможно после завершения на нём строительства. Срок аренды будет нормативно установлен подзаконными актами, и в случае затягивания сроков строительства аренда будет прекращаться, а недострой будет принудительно выставляться на торги, что ограничит приобретение земли у государства в спекулятивных целях. Если инвестору необходима собственность на землю, всегда можно земельный участок приобрести не у государства, а у частных собственников. Проектом предусмотрено, что все федеральные земли будут передаваться в муниципальную собственность, исключение составят земельные участки, необходимые федеральным органам власти для реализации своих полномочий. Прежде всего речь идёт о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земель, которые ранее были сданы в аренду частным лицам. Объём таких земель различен на территориях муниципалитетов, но есть случаи, когда 90 процентов всех земель поселения - это федеральные земли. Такая ситуация возникла, например, в связи с наличием на указанных территориях крупных федеральных предприятий, которые прошли процесс приватизации либо, к несчастью, были обанкрочены. Согласно законопроекту также будут передаваться в собственность земельные участки, которые закреплены за федеральными учреждениями, но не используются. В прошлом году, коллеги, был принят 123-й федеральный закон, который позволяет в упрощённом порядке, без суда, изымать неиспользуемые земли у государственных учреждений. Долгое время складывалась парадоксальная ситуация, когда государство, чтобы изъять неэффективно или нецелевым способом используемые земли, вынуждено было годами судиться само с собой, теперь такие земли будут безвозмездно переходить в муниципальную собственность. Данная мера позволит вместе с переходом к аукционам существенно повысить доходную часть местных бюджетов. Проектом также повышается ответственность органов власти при распоряжении государственной и муниципальной землёй, и для этого вводится подробная регламентация порядка предоставления земельных участков, устанавливаются сроки принятия всех решений, состав документов, требуемых от заявителя, основания для отказа в принятии решений - всё это сокращает возможности органов власти безосновательно уклоняться от решения вопросов о предоставлении земельных участков. В конце 2013 года уже приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которыми значительно повышен административный штраф за нарушение порядка предоставления земельных участков. Принятие законопроекта позволит в полной мере применять эту административную ответственность, а добросовестным чиновникам это даст возможность эффективно работать. Сегодня в силу множества пробелов и противоречий, размытости части норм любое решение в сфере земельных отношений может быть предметом административного и уголовного расследования. Наше министерство буквально погрязло в разъяснениях неоднозначных норм законодательства в сфере земельных отношений, а правообладатели увязли в судебных инстанциях. Как вам известно, внесению законопроекта предшествовала сложная, кропотливая работа с коллегами из Государственной Думы. Многие нормы - это результат разумной и эффективной дискуссии с представителями всех парламентских фракций, и при дальнейшей доработке законопроекта следует исходить из необходимости комплексного решения вопросов. В итоге законопроект был рекомендован к принятию в первом чтении тремя комитетами Государственной Думы и двумя комитетами Совета Федерации. Что касается замечаний комитетов по законопроекту, с большей частью из них, полагаем, можно согласиться, часть требует дополнительных обсуждений. В значительной мере замечания обоснованны и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Кроме того, отмечаем, что на законопроект получены положительные заключения Экспертного управления и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Прошу принять представленный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Эдуардович. Мартин Люцианович Шаккум, пожалуйста. ШАККУМ М. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как следует из доклада представителя правительства, законопроект разработан в целях исполнения ряда поручений президента, направленных на совершенствование земельного законодательства. Законопроект, я хочу обратить на это внимание, изложен на двухстах девяноста трёх страницах, и предусматривается внесение масштабных изменений в шестнадцать федеральных законодательных актов, в том числе в Земельный, Гражданский, Градостроительный и Лесной кодексы, признаются утратившими силу отдельные положения сорока трёх федеральных законов. Законопроектом принципиально пересматриваются подходы к предоставлению земельных участков из публичной собственности, изменяется порядок их предоставления. У комитета по законопроекту имеется ряд существенных замечаний. Так, круг регулируемых вопросов значительно выходит за рамки поручений президента, и мы неоднократно отмечали это в беседах, в дискуссиях с представителями правительства. Взамен существующего сегодня порядка предоставления участков вводится универсальный порядок предоставления земельных участков как для целей строительства, так и для целей, не связанных со строительством, что, мы считаем, не вполне корректно. Законопроектом предусматривается предоставление земельных участков из публичной собственности без определения целей дальнейшего использования земельных участков. Не учитывается, что на сегодняшний день значительное количество земельных участков не поставлено на кадастровый учёт, следовательно, они не имеют точных границ, должным образом не отображаются в публичных документах. В законопроекте предлагается свести к минимуму взаимодействие граждан, бизнеса, с одной стороны, и власти, с другой стороны, упразднить существующий сегодня диалог между ними в процессе формирования и предоставления земельных участков, определения целевого назначения предоставления, с чем трудно согласиться: законопроект в представленной редакции может открыть лазейки для рейдерских схем, для сговора недобросовестных чиновников и предпринимателей, и это мнение не только комитета. Во время прохождения данного законопроекта в правительстве была получена масса замечаний от различных министерств и ведомств, но далеко не все они учтены. В заключении Совета по конфискации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации на законопроект, который был внесён министерством в правительство (с тех пор, кстати, законопроект не изменился), написано следующее: "Характеризуя проект в целом, следует отметить, что его содержание не опирается на единую концепцию и оставляет впечатление общей хаотичности, непродуманности и случайности отдельных составляющих. Проект федерального закона затрагивает интересы всех граждан и хозяйствующих субъектов, нуждается в широком общественном обсуждении. В таком виде проект не может быть одобрен и рекомендован к принятию". Коллеги, тем не менее я согласен с представителем правительства в том, что сегодня есть поручения президента, их необходимо выполнять, но на Государственную Думу, на Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, возлагается очень серьёзная задача фактически по полной переработке данного законопроекта и учёту замечаний, которые касаются текста, то есть нам с вами предстоит нелёгкая работа. Хочу также обратить ваше внимание на то, что данный законопроект принимается... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ШАККУМ М. Л. ...принимается накануне включения в состав Российской Федерации двух новых субъектов, будут внесены соответствующие масштабные законопроекты, где будут отражены вопросы, связанные с предоставлением, с изъятием земельных участков, и вообще правоприменение Земельного кодекса будет иметь очень большое значение, поэтому при работе над данным законопроектом мы должны быть, скажем так, втройне внимательны, допускать ошибок при работе над этим законопроектом ни в коем случае нельзя! В целом комитет принял решение поддержать концепцию данного законопроекта, что необходимо для принятия его в первом чтении, и предлагает доработать его ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович. Пожалуйста, вопросы, коллеги. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Павлу Эдуардовичу. Честно говоря, я просто с изумлением слушал выступление Мартина Люциановича, который камня на камне не оставил от законопроекта, вы, наверное, тоже удивились, в том числе таким словам, как "выходит за рамки поручения правительства", "хаотичность", "непродуманность", - я такого давно не слышал в Государственной Думе! Может, вы объясните, в чём здесь дело? Действительно президент вам не поручал, это ваша самодеятельность или же всё-таки есть какие-то общие точки пересечения у поручения президента и законопроекта, который вы вносите? Или действительно никуда не годится ваше предложение? КОРОЛЁВ П. Э. Владимир Николаевич, спасибо за вопрос. Для нас это неудивительно. Все масштабные изменения, связанные с изменениями системы, которые назревали начиная с 2001 года по мере развития правоотношений, изменение концептуальных подходов к территориальному планированию, к зонированию - всё это потребовало не точечных изменений, а таких серьёзных, системных законопроектов, и они ещё будут нами вноситься, например в части отмены отдельных категорий земель в связи с переходом к зонированию и так далее. Всё это связано с тем, что в течение семи лет, при вашей, кстати говоря, поддержке, ведётся работа по территориальному планированию, градостроительному зонированию, а это, естественно, требует серьёзного уточнения норм. Почему? Возьмём, скажем, Земельный кодекс, принятый в 2001 году, он требует масштабных изменений по следующим основаниям. Так, на сегодняшний день в Земельном кодексе не прописана процедура предоставления земельных участков при наличии утверждённой градостроительной документации (в 2014 году, как я уже говорил, завершается утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования), в действующей редакции до сих пор предусматриваются определение вида разрешённого использования участка, параметров его застройки, проектирование границ, причём все эти вопросы решаются в процессе предоставления участка, то есть в рамках одной процедуры. И такая процедура, как предварительное согласование места размещения объекта, с принятием документов территориального планирования и градостроительного зонирования становится избыточной - это уже касается Градостроительного кодекса, вступившего в силу в 2005 году. В Земельный кодекс хотя и включили норму о том, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, если утверждена градостроительная документация, но при этом другой процедуры введено не было, и так далее, и так далее. Тем не менее я поддерживаю Мартина Люциановича в том, что процедурные вопросы надо очень серьёзно проработать, прежде всего это касается уточнения полномочий муниципальных образований, субъектов Федерации, а также, скажем так, критерия качества документов территориального планирования, градостроительного зонирования, и это требует определённой ответственности власти. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Начну задавать вопросы, отталкиваясь от вашей последней фразы. Где же она, ваша ответственность, если руководители федеральных органов, отвечающие именно за это, умыкнув по 5 миллиардов, сбежали за границу, и порядка в органе нет?! Где же она, ваша ответственность, если вы, чиновники из Минэкономразвития, забыли, наверное, что задолженность местного самоуправления - 1,6 триллиона рублей и у 80 процентов муниципальных образований вообще отсутствует градостроительная политика? Они не могут даже генплан сделать, у них нет на это денег, потому что бюджеты дотационные! Что же вы творите?! Вы, вероятно, слушаете президента и делаете всё наоборот, как вот та пятая колонна, о которой он вчера говорил! Не считаете ли вы, что это преступление - вносить такой закон?! КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо за вопрос. На первую часть я с удовольствием отвечу: если вы имеете в виду господина Сапельникова, то именно я инициировал его увольнение по соответствующей статье. К сожалению, когда он был занят этой деятельностью, я не работал в Минэкономразвития и не курировал это направление, но когда я пришёл в министерство, я был одним из инициаторов масштабной, системной проверки Счётной палатой этого направления. Что касается разработки градрегламентов, документов территориального планирования. Согласен, озабоченность есть, мы неоднократно ставили вопрос относительно организации и упорядочения финансирования этой деятельности в муниципальных образованиях, и на сегодняшний день есть, скажем так, пути выхода из создавшейся ситуации. Я полагаю, что ко второму чтению мы ещё и выработаем комплекс мер в профильном комитете относительно бюджетной обеспеченности проведения этих мероприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эркенов Ахмат Чокаевич. ЭРКЕНОВ А. Ч., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня к докладчику вопрос. На самом деле очень хорошо выступил первый заместитель председателя комитета, который обозначил очень серьёзные вопросы, но тем не менее унифицирование порядка предоставления земель, в том числе и находящихся в федеральной собственности, по-моему, порождает следующий этап коррупции, которую мы ещё не изжили, и это будет выражаться в том, что отдельные земли из федеральной собственности перейдут в муниципальную или в другие формы, а затем на этих землях, в том числе и заповедных, вырастут целые коттеджи. Обращений в связи с этим очень много. Поможет ли ваш законопроект защитить от этого беспредела? КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо, Ахмат Чокаевич. На самом деле, если внимательно посмотреть редакцию представленного законопроекта, вообще-то, специалистам или, скажем, предпринимателям он может показаться неким вариантом закручивания гаек в земельных правоотношениях. Дело в том, что нормы и процедуры, подробно прописанные в законопроекте, который, бесспорно, надо будет дорабатывать ко второму чтению с учётом замечаний не только комитета, который представляет Мартин Люцианович, но и комитетов по вопросам местного самоуправления, по бюджету и так далее... Я вам могу обрисовать порядок организации предоставления земельных участков по заявлениям граждан и юридических лиц в том виде, как это на сегодняшний день существует, и что порождает коррупцию: скажем так, орган местного самоуправления обеспечивает по сегодняшней схеме разработку и согласование акта о выборе земельного участка и схемы его расположения, по факту это делает заявитель, сроки и процедуры не установлены, спросить не с кого; решение о предварительном согласовании - на сегодняшний день срок не установлен; кадастровые работы по договору должен делать сам заявитель; постановка на кадастровый учёт, поскольку это единственная федеральная государственная услуга, регламентированная законом, обеспечивается за двадцать дней; решение об образовании участка - то, что должен сделать соответствующий орган власти, - срок не установлен; решение о предоставлении участка - срок не установлен; заключение договора - четырнадцать дней. Но при всех прочих равных условиях эта система неэффективно работает: необходимы подготовка и согласование акта о выборе участка, который дублирует градостроительную документацию, не установлены сроки принятия решения, как я уже упоминал, предусмотрено два решения, которые по смыслу дублируют друг друга. На сегодняшний день вся процедура занимает от трёх месяцев до трёх лет иной раз, такие примеры тоже есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лихачёв Василий Николаевич. ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ. Павел Эдуардович, в эти минуты буквально пошли вторые сутки с момента подписания договора между Россией, Крымом и Севастополем. Мы знаем, что земельная проблема в этом регионе предельно сложна, она является элементом безопасности, в связи с этим вопрос: готово ли министерство к работе по этой тематике и насколько могут быть эффективны в решении многих сложных вопросов международный опыт, который накоплен, и международные, скажем так, обязательства Российской Федерации? КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо, Василий Николаевич. Проблема по Крыму действительно очень острая. Что касается вообще государственных функций кадастрового учёта, регистрации прав собственности, которые являются абсолютно государственными функциями и одним из краеугольных камней, скажем так, государственной бюджетной системы, они представляются на сегодняшний день для нас очень важной задачей, над решением которой мы уже начали работать. Готовятся предложения по бюджетной обеспеченности вновь создаваемых органов - территориального управления Росреестра, филиала кадастровой палаты. Вероятно, может быть использован принцип экстерриториальной регистрации прав собственности, завтра на совещании мы будем предметно обсуждать этот вопрос. Вместе с тем я хотел бы обратить внимание коллег в Государственной Думе на вопросы, касающиеся соблюдения международных обязательств Российской Федерации в отношении прав собственности, а такие моменты, безусловно, будут в самое ближайшее время, как мы предполагаем. Поэтому на следующей неделе мы уже запланировали встречу с представителями исполнительной и законодательной власти Крыма, которые действуют в этой сфере, также предполагаем внести предложение относительно процедур и последовательности действий, будет утверждён план мероприятий, согласованный с правительством и с Верховным Советом Крыма. Относительно международных обязательств я просто предупреждаю, что их необходимо серьёзно соблюдать. Думаю, что нам придётся внести некие предложения относительно изменений в действующие законодательные акты, которые будут предполагать переходный период для Крыма. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. От фракции: семь минут. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я вас предупреждал об этом законе ещё две недели назад, и это именно он, этот закон! Проблема в том, я убеждён, что даже члены комитета (я не хочу их обидеть) вряд ли прочитали внимательно даже заключения других комитетов, не говоря уже о тех шестидесяти двух законах, которых касается этот один закон, "братская могила". Я утверждаю, что в данной ситуации отсутствие координации даже в Министерстве экономического развития, кое отвечает за развитие страны, как раз и стимулирует нарастание протестных мероприятий. С этой трибуны я вам неоднократно говорил, что глубокий анализ смутных времён и крестьянских войн говорит о том, что все они порождены неправильным отношением к земле, никудышной, коррумпированной системой землеустройства, землепользования и землераспределения. По мнению экспертов, этот закон - это на самом деле мина замедленного действия, потому что он, во-первых, породит очередной передел собственности, во-вторых, не наведёт порядок и не заставит 40 миллионов заброшенных гектаров земель работать на страну. Вот я вам простой вопрос задаю: если вы собрались строить дом, но у вас план вымерить некому, у вас даже теодолита нет, у вас денег на стройматериалы нет, у вас строителя обученного нет, как вы его будете строить?! А здесь к серьёзнейшему вопросу подошли так: кто-то пришёл и говорит, что давай, мол, вот это отменим, кто-то - давай, мол, и это отменим, а кому-то надо целую главу отменить, кому-то надо чего-то записать, потом поспорили-поспорили, недовольных на заключительное совещание не пригласили, собрали пакет, внесли и начинают продавливать, зная, что у нас это (к сожалению!) возможно. С моей точки зрения, относиться к таким серьёзным законам так поверхностно не просто вредно, а преступно, потому что сегодня проблемы землеустройства являются фундаментальными для нашей страны! Если не навести порядок и девочек и мальчиков с ответственных постов не снять, не заменить на квалифицированных опытных дядек, которые понимают, чем занимаются, то проблема превалирования интересов лоббирующих групп над государственными интересами доведёт до стрельбы в нашей стране. Это серьёзнейший вопрос, нельзя этого допускать! И я удивляюсь: серьёзный, интеллигентный, респектабельный замминистра, который инициировал снятие жулика (хотя и позволил ему убежать), - и подписывается под таким законом! Нельзя под таким законом подписываться! Я призываю всех коллег отклонить этот законопроект, провести серию зональных совещаний с привлечением специалистов, делегировать туда из комитета и из правительства ответственных работников - вы увидите, сколько вам в территориях назадают вопросов, сколько будет возмущения! - и после этого всё обобщить. Вообще-то, с моей точки зрения и с точки зрения ряда экспертов, необходимо не вносить двести девяносто три страницы только основного текста, а с поправками и всю тысячу страниц, а поработать параллельно над новым законом, но, подчёркиваю, с изменением структуры, с увеличением ответственности, потому что одна из базовых проблем нашей страны - это поголовная безответственность, у нас все макроговоруны, но нет микроответственных, понимаете?! Надо вернуть систему в нормальное русло, поставить её на ноги, приделать ей голову и приставить ответственность, и тогда управленческая пятерня будет давать результат! Сегодня колоссальное напряжение на селе, потому что бесконечным принятием законов и внесением изменений в Земельный кодекс мы породили кучу недовольных собственников, которые не могут найти ни свои доли, ни свои паи, не могут найти даже документы на свои земельные участки, которые добросовестно отдали, юридически всё оформив, мы породили бесконечную неопределённость, и всё это, самое страшное, привело к бесконечному реформированию структуры управляющих организаций, которые за это отвечают. Мне кажется, это уже понятно всем, и я не понимаю, куда вы торопитесь, куда гоните! Президент во вчерашнем выступлении ведь про пятую колонну не зря вам сказал, и он не только Немцова, нахального Навального и всех прочих имел в виду, он имеет в виду прежде всего тех, кто порождает неправильные решения, кто подталкивает к массовым протестам на улице! И вот этот закон... Ну, вы знаете, когда отнимают незаконно любую собственность, это всегда порождает протест, и чем крупнее собственник, у которого отнимают, тем больше у него возможностей. Посмотрите, кто финансирует майдан: восемь олигархов. Так и этот закон, только здесь вы затронете не восемь, а значительно больше олигархов, и, самое страшное, это же будет не в пользу государства: вы же не предлагаете национализировать землю и отдать её потом в долгосрочную аренду, вы предлагаете неопределённый механизм перераспределения лиц, которые будут иметь на это право, как было в Сочи. Сочи вы приводите в пример, показали нам ряд мер, как это надо делать... Да что там выкупили?! Да там десятки тысяч недовольных людей, которых просто под бульдозер выгнали, - они до сих пор не могут добиться своих прав! Нельзя всю страну под бульдозер! Давайте начинать думать о стране и предлагать законы, которые будут упорядочивать нашу жизнь и делать страну богаче! Мы не будем голосовать за такой закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Григорий Петрович Ледков. ЛЕДКОВ Г. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хочу сразу сказать, что выскажу точку зрения как свою, так и представителей России, которые проживают на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока. Законопроектом исключается норма статьи 31 Земельного кодекса, гарантирующая проведение сходов и референдумов при изъятии земель в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации. От имени жителей Севера, Сибири и Дальнего Востока я призываю ещё раз вернуться к глубокой доработке данного законопроекта, потому что исключение данной нормы, на мой взгляд, просто даёт добро на выселение из квартиры без уведомления хозяина! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Эдуардович, будете ещё раз выступать? Пожалуйста. КОРОЛЁВ П. Э. Уважаемые коллеги, спасибо за критику и за вопросы. Что касается публичных слушаний, вот того, о чём сейчас говорил коллега. Дело в том, что публичные слушания законопроектом предусматриваются именно при утверждении документов градостроительного планирования, земельного зонирования и так далее, всех территориальных документов. Заниматься, скажем так, проведением слушаний при предоставлении земельного участка, когда не знают, что на нём будет построено, полагаем избыточным. В то же время полагаем, что предложение о проведении слушаний заслуживает внимания при изъятии земельных участков именно в тех территориальных округах, которые упомянул депутат. Николаю Васильевичу я также благодарен за критику, в то же время я хотел бы отметить, что, конечно, стеречь государственных служащих недобросовестных - не наша функция, но пресечь их деятельность мы всё-таки сумели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мартин Люцианович, будете выступать? Нет. Гарри Владимирович, не будете выступать? Нет. Александр Юрьевич, будете выступать? Тоже не будет. Выносим законопроект на "час голосования".
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 58 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 86 чел.19,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.